Форма и структура конституции российской федерации. История и структура конституции российской федерации Функции и структура конституции российской федерации

НА ЗНАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ»

1. Сколько лет исполняется Конституции Российской Федерации в 2013 году?

2. Как структурирована Конституция Российской Федерации?

3. С каких слов начинается преамбула Конституции Российской Федерации?

4. Какая форма государственного правления действует в Российской Федерации:

5. Равнозначны ли наименования «Россия» и «Российская Федерация»?

6. Кто и что в соответствии со Статьей 2 Конституции Российской Федерации является высшей ценностью?

7. Кто в Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти?

8. Какие формы высшего выражения власти народа декларированы в Конституции Российской Федерации?

9. Из каких равноправных субъектов состоит Российская Федерация? Каково их количество?

10. Может ли гражданин Российской Федерации быть лишен своего гражданства?

11. Какие обязанности несет Российская Федерация как социальное государство:

12. Какие формы собственности признаются в Российской Федерации:

13. Как разделена государственная власть в Российской Федерации?

14. Какой орган представляет в России законодательную ветвь государственной власти:

15. Входят ли в систему государственной власти Российской Федерации органы местного самоуправления.

16. Создание и деятельность каких общественных объединений запрещены в Российской Федерации:

17. Что значит формулировка «Российская Федерация – светское государство»?

18. Какой закон в Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации?

19. С какого момента каждому человеку в Российской Федерации принадлежат основные права и свободы?

20. Какое право является основным личным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации?

21. На основании решения какого органа государственной власти гражданина могут арестовать, заключить под стражу и содержать под стражей?

22. На какой срок лицо может быть подвергнуто задержанию до судебного решения?

23. Обязан ли гражданин Российской Федерации указывать свою национальную принадлежность?

24. Забота о детях, их воспитание – это право или обязанность родителей?

25. В каких случаях Конституцией Российской Федерации каждому гарантированно социальное обеспечение?

26. Декларировано ли в Конституции Российской Федерации право на образование?

27. Какое образование обязательно в Российской Федерации?

28. Куда может обратиться лицо, исчерпавшее все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты?

29. С какого момента задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право на помощь адвоката (защитника)?

30. Обязан ли обвиняемый доказывать свою невиновность?

31. В какой мере федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина?

32. Какие права и свободы, декларированные в Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничению?

33. Какие основные обязанности человека и гражданина установлены Конституцией Российской Федерации?

34. С какого возраста гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности?

35. Какие города в составе Российской Федерации являются городами федерального значения:

36. Что включает в себя территория Российской Федерации?

37. Какой язык является государственным языком на всей территории Российской Федерации?

38. Какие атрибуты Российской Федерации перечислены в статье 70 Конституции Российской Федерации?

39. Какие цвета и в каком порядке расположены на Российском Флаге?

40. С каких слов начинается гимн Российской Федерации?

41. Наименование денежной единицы Российской Федерации

42. Кто в Российской Федерации является главой государства?

43. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации?

44. Из каких палат состоит Федеральное собрание – парламент Российской Федерации?

45. Из какого количества депутатов состоит Государственная Дума?

46. Какой орган осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и какова его структура?

47. Через какие виды судопроизводства в Российской Федерации осуществляется судебная власть?

48. Из какого количества судей состоит Конституционный Суд Российской Федерации?

49. Какие вопросы решаются путем местного самоуправления?

50. Кем и как осуществляется местное самоуправление?

51. Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги?

52. Кто может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации?

53. Дата «рождения» Конституции Российской Федерации

ОТВЕТЫ

1.20 лет

2. Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы и двух разделов.

Раздел первый из 8 глав, включающий 137 статей и Раздел второй – заключительные и переходные положения.

3. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»

4. Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

5. да

Статья 1

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

6. человек, его права и свободы

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

7. многонациональный народ Российской Федерации

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

8. референдум и свободные выборы

Статья 3

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

9. Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Всего 83, из них 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

10. нет не может

Статья 6

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

11. Статья 7

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

12. Статья 8

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

13. Статья 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

14. Федеральное Собрание

15. нет, не входят.

Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

16. Статья 13

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

17. Статья 14.

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

18. Конституция Российской Федерации

Статья 15.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

19. Статья 17.

1. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

20. право на жизнь

Статья 20.

21. только по решению суда

Статья 22.

1. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению…

22. на срок не более 48 часов

Статья 22.

2… До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

23. нет, не обязан

Статья 26.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

24. равное право и обязанность

Статья 38.

1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

25. по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 39.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

26. да.

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

27. Статья 43.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

28. Статья 46.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

29. Статья 48.

1. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

30. Статья 49.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

31. Статья 55.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

32. Статья 56

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации:

Статья 20.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 23 (часть 1).

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Статья 24.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 28.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 34 (часть 1).

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 40 (часть 1).

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 46.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50.

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51.

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 52.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 54.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

33. Статья 15.2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Статья 17.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 38.2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Статья 38.3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43.4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Статья 44.3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы. Устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

34. Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет

35. Москва и Санкт-Петербург (из Статьи 65.1.)

36. Статья 67.

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

37. Статья 68. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

38. Государственные флаг, герб и гимн.

39. Цвета – белый, синий, красный, сверху вниз по порядку, равновеликие горизонтальные полосы.

40. «Россия - священная наша держава,

Россия – любимая наша страна Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена!...»

41. рубль

Статья 75.

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

42. Статья 80.

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

43. Статья 87.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

44. Статья 95.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

45. Статья 95.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

46. Статья 110.

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

47. Статья 118.

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

48. Статья 125.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

49. Статья 130.

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

50. Статья 130.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

51. да, могут.

Статья 132.

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

52. Статья 134. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.

Заключительные и переходные положения, п.1, абзац второй. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.

Это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения. Так, в ранее действовавшей Конституции РФ от 12 апреля 1978 г. в качестве приложения был представлен Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.

Структура Конституции, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного Закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства; Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 15) этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции.


Закрепление в Конституции (ст. 2) положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве - свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определение взаимоотношения Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепление конституционных механизмов разрешения споров о компетенции.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих важнейшие положения, закрепленные в главе 1 «Основы конституционного строя», в частности в ст. 1, 4, 5 Конституции РФ. Нормы данной главы характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 закрепляют организацию государственной власти и местного самоуправления в РФ.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное Собрание» отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 11 статей, которые закрепляют: статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального Собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации - верхней палаты парламента и Государственной Думы - нижней палаты парламента; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения Конституции предусматривают порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции РФ представляют ее второй раздел, который состоит из 9 пунктов (частей). В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность положений Конституции перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории РФ до вступления в силу Конституции, а также порядок осуществления полномочий Президентом, Правительством, судами РФ в связи с изменением их статуса действующей Конституцией и др.

Ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. С.к. включает в себя преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда С.к. охватываются и приложения. Так, в ранее действовавшей Конституции РФ от 12 апреля 1978 г. в качестве приложения был представлен Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям. Она состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также заключительных и переходных положений, являющихся вторым разделом. С.К. РФ, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

Первая глава Конституции "Основы КС" состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы КС РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Этим нормам должны соответствовать все иные положения Конституции.

Закрепление в Конституции РФ (ст. 2) положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина". Эта глава содержит 48 статей, в которых закрепляются принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина. Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве - свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определения взаимоотношений Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепления конституционных механизмов разрешения споров о компетенции. Глава 3 - "Федеративное устройство" - содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения, закрепленные в главе 1, в частности в ст. 1, 4, 5. Нормы данной главы дают полный, исчерпывающий перечень наименований субъектов РФ; характеризируют конституционный статус РФ и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и властью субъектов Федерации.

Главы 4-8 закрепляют основы организации государственной власти и местного самоуправления в РФ. Глава 4 "Президент РФ" состоит из 14 статей, которые закрепляют статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности. Глава 5 "Федеральное Собрание" раскрывает основы организации и деятельности парламента РФ и включает в себя 16 статей, которые закрепляют статус ФС - парламента как представительного и законодательного органа РФ; порядок формирования Федерального Собрания и его структуру; компетенцию СФ - верхней палаты парламента и ГД - нижней палаты парламента; нормы о законодательном процессе в РФ. Глава 6 "Правительство РФ" состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в РФ. В частности, в главе 6 закреплены порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок выражения недоверия Правительству, отставки.

В главе 7 "Судебная власть" содержится 12 статей, характеризирующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция КС, ВС, ВАС РФ, Прокуратуры РФ. Глава 8 "Местное самоуправление" конкретизирует положения ст. 12 Конституции РФ и закрепляет систему местного самоуправления в РФ, функции местного самоуправления в РФ, гарантии местного самоуправления. Глава 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой.

В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования.
Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции.

Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. XI).
Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.

При разработке проекта Конституции 1993 г. предлагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ КС России.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:
1) Основы конституционного строя;
2) Права и свободы человека и гражданина;
3) Федеративное устройство;
4) Президент Российской Федерации;
5) Федеральное Собрание;
6) Правительство Российской Федерации;
7) Судебная власть;
8) Местное самоуправление;
9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".
Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции.
В структуре действующей Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:
1) первый раздел называется "Основы конституционного строя" (в прежней Конституции он назывался "Основы общественного строя и политики");
2) зафиксирован переход на парламентскую систему;
3) перечень глав об органах государственной власти открывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы государства;
4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти;
5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);
6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития;

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе определения последовательности расположения в конституции норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

Конституция состоит из преамбулы и двух разделов, второй раздел носит процессуально-переходный характер.

Первый раздел состоит из 9 глав (137 статей):

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство РФ.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

В структуре новой Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующих изменениях структуры :

1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» не простая замена понятия «общественный» на «конституционный», а отражение качественного изменения характеристики строя.

2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».

3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

4. Последовательно и четко отражен в структуре Конституции принцип разделения властей.

5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем установления специальных разделов.

6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития России.

7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности как таковой без увязки ее статуса непосредственно с государством.

8. Конституция Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в статьях Конституции.

9. В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, четкой и юридически строгой по логике своего построения и научной обоснованности последовательности глав.

10. Раздел второй Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое.

В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам:

Которые связаны с введением новой Конституции в действие;

Фиксируется прекращение действия прежней Конституции;

Закрепляется соотношение новой Конституции и Федеративного Договора;

Отражается порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции;

Указаны основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

В то же время необходимо выделить некоторые недостатки структуры Конституции РФ .

Нарушена логика структуры документа. Текст Конституции условно можно разделить на четыре взаимосвязанные и взаимообусловленные части. Первые три из них закрепляют элементы формы Российского государства (политический режим фиксируют главы 1 и 2, форму государственного устройства - глава 3, форму правления главы - 4, 5, 6 и 7), а четвертая часть регламентирует порядок вступления в силу, изменения и пересмотра Конституции (гл. 9 и Раздел второй). Однако в эту структуру абсолютно не вписывается глава 8, посвященная местному самоуправлению.

Данный институт поставлен в один ряд с ветвями государственной власти, хотя законодательная техника подсказывала необходимость закрепить данные положения в ст. 12 Конституции. Вероятно, разработчики документа хотели подчеркнуть особое значение местного самоуправления в системе российской демократии. Отсюда "однопорядковость" муниципальных образований органам государства, хотя местные органы власти не относятся к органам государственной власти РФ.

Кроме того, в гл. 7 "Судебная власть" включены положения, определяющие правовой статус прокуратуры, хотя юридическая природа указанного органа свидетельствует о его принадлежности более к исполнительной ветви государственной власти. Нынешнее местонахождение института прокуратуры сбивает с толку не только не искушенных в юриспруденции граждан, пытающихся искать правосудия там, где его нет, и буквально "заваливающих" прокуроров вопросами, относящимися к компетенции суда. Оно порождает и бесплодные научные дискуссии об особом характере прокурорской власти в системе разделения властей в Российском государстве.

Указанных недостатков в области законодательной техники можно было избежать, если бы при подготовке документа ограничились закреплением в нем лишь порядка назначения Генерального прокурора в главах, посвященных полномочиям Президента и Федерального Собрания, а регламентацию иных вопросов сделали предметом федерального закона о прокуратуре. Это сняло бы все неясности в вопросе о конституционном статусе прокурорского надзора. Кстати, подобным образом поступили со Счетной палатой, что ничуть не ухудшило ее правового положения.

Предыдущая

Построение модели Конституции любого государства начинается с разработки ее структуры. Рациональная структура Конституции обеспечивает цельное нормативное регулирование общественных отношений, позволяет определить сущность и значение того или иного компонента (раздела, главы, статьи, части статьи).
Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система и группировка, однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их изложения.
Структура российских Конституций на разных этапах ее развития менялась. Она зависела не только от предмета регулирования, но и от господствующей в нашей стране идеологии. Кроме того, Конституция России должна была полностью воспроизводить структуру союзной Конституции. Естественно, что на первом месте в структуре Советских Конституций были нормы, отражавшие идеологические установки об общественном строе, диктатуре пролетариата, а разделы о правах и свободах в первых Конституциях вообще отсутствовали. Лишь только Конституция РСФСР 1937г. включила в одну из последних глав права и свободы граждан
По своей структуре и содержанию новая конституция России близка к традиционным Конституциям развитых демократических стран.
По структуре Конституция РФ 1993г. состоит из: преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав, и "заключительных и переходных положений", являющихся вторым разделом.
Кратко рассмотрим содержательную часть каждого структурного компонента Конституции РФ.
Преамбула – это вводная часть Конституции, которая не содержит правовых норм. однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, так как именно в ней указаны основания и обстоятельства послужившие поводом к ее принятию.
Преамбула Конституции РФ построена по канонам оформления международно-правовых актов, что позволяет подчеркнуть историческое величие документа и торжественность акта его применения.
Конституция и особенно преамбула отличаются торжественностью текста.
Раздел I не имеет наименования и состоит из 9 глав.
Глава 1. Основы Конституционного строя.
Данная глава состоит из 16 статей, которые закрепляют исходящие принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для всех остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава содержит 48 статей (с 17 по 64) которые конкретизируют положения ст. 2 Конституции РФ О человеке, его правах и свободах как высшей ценности. В частности, глава 2 закрепляет:
принципы правового положения человека и гражданина в РФ.
принципы гражданства
систему и содержание гражданских (личных) политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод человека и гражданина
гарантии основных прав
основные обязанности человека и гражданина.
Глава 3 Федеральное устройство РФ.
Данная глава содержит 15 статей (ст. 65-79) в которых развиваются ряд важнейших положений, закрепленных в главе 1, в частности в ст. 1,4,5 Конституции РФ.
Она закрепляет:
структуру государства, полный перечень наименований субъектов РФ;
конституционный статус РФ и ее субъектов;
предметы ведения (полномочия) органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и др.
Глава 4. Президент РФ
Эта глава состоит из 14 статей (ст. 80-93) которые закрепляют:
правовой статус Президента РФ как главы государства;
порядок вступления его в должность;
полномочия Президента РФ и основания их досрочного прекращения;
порядок отрешения его от должности.
Глава 5 Федеральное Собрание
Данная глава регулирует основы организации и деятельности парламента РФ и включает в себя 16 статей (ст. 94-109) закрепляющие:
статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа;
порядок его формирования и структуры;
компетенцию палат;
законодательный процесс;
основания и порядок роспуска Государственной Думы;
Глава 6 Правительство РФ
Она состоит из 8 статей (ст. 110-117) регулирующих деятельность Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть.
В частности глава 6 закрепляет:
порядок формирования и структуру Правительства РФ;
его компетенцию;
основания и порядок отставки, выражения недоверия Правительству.
Глава 7 Судебная власть
В главе содержится 12 статей (ст. 118-129)
В ней закрепляется:
судебная система в России;
статус судей и принципы судебной деятельности;
порядок формирования и компетенции Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ и Прокуратуры РФ.
Глава 8 Местное самоуправление.
В этой главе 4 статьи (ст 130-133), которые конкретизируют положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляют:
формы местного самоуправления;
функции местного самоуправления;
гарантии местного самоуправления;
Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию закреплен в 4-х статьях (ст 134-137), где указываются субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках, порядок их внесения и пересмотр самой Конституции.
Раздел второй. Заключительные и переходные положения.
Он не содержит статей, а включает в себя 9 пунктов закрепляющих переходные положения связанные с принятием новой Конституции. Основная цель переходных положений состояла в том, чтобы сделать этот процесс более мягким, позволить осуществить поэтичный процесс формирования системы органов государственной власти, привести текущее законодательство в соответствии с положением новой Конституции.