Понятие содержание и виды дисциплины. Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью. Дисциплина, ее понятие и виды

Дисциплина связана с деятельностью (поведением) личности. В ней отражаются:

1) требования общества к индивидам и коллективам;

2) социальная оценка поведения человека с точки зрения его соответствия интересам общества, законности, правовой культуре.

" О функциях и принципах правопорядка см.: Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т. 2. Теория права. М.: Зерцало, 1998. С. 547-553.

Раздел IV. Теория прям

Виды дисциплины:

Государственная - выполнение государственными служащими требований, предъявляемых государством;

Трудовая - обязательное соблюдение участниками трудового процесса установленного распорядка;

Воинская - соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, воинскими уставами, приказами;

Договорная - соблюдение субъектами права договорных обязательств;

Финансовая - соблюдение субъектами права бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний;

Технологическая - соблюдение технологических предписаний в процессе производственной деятельности и др.

Государственная дисциплина - режим господства закона во взаимоотношениях органов государства, должностных лиц, других уполномоченных субъектов, основывающийся на требованиях к каждому субъекту исполнять свои обязанности, не превышать свои полномочия, не посягать на права, не ущемлять интересы других субъектов, проявлять инициативу и ответственность в порученном деле.

Государственная дисциплина, законность и правопорядок тесно связаны между собой, так как государственная дисциплина невозможна без соблюдения и исполнения законов и сознательного позитивного отношения государственных служащих к установленному правопорядку.

Однако между законностью и дисциплиной имеются различия по содержанию и месту в системе правового регулирования.

1. С точки зрения права законность есть основа дисциплины, но дисциплина - не только правовое, но и социальное явление. Она не исчерпывается законностью. Если законность означает точное и неукоснительное соблюдение закона, то дисциплина предполагает ещё и активность, инициативу в работе.

2. Понятие дисциплины шире понятия законности в плане нормативного обеспечения. Государственная дисциплина обеспечивается как правовыми нормами, так и другими социальными нормами, особенно нормами морали. В основе государственной дисциплины лежит исполнительская дисциплина, добросовестное отношение должностных лиц к исполнению возложенных на них обязанностей.

Глава 24. Законность. Правопорядок

3. Дисциплина и законность имеют разные результаты действия. Результат законности - правопорядок. Результат дисциплины - общественный порядок.

Государственная дисциплина реализуется в сфере осуществления функций государства, его органов, учреждений, предприятий. Её виды: плановая, финансовая, служебная дисциплина и другие.

Трудовая дисциплина - показатель как отношения гражданина к исполнению служебных обязанностей, так и работы каждой из государственных структур. В действующем трудовом законодательстве предусмотрены общие требования дисциплины, связанной с выполнением правил внутреннего трудового распорядка: своевременно приходить на работу, придерживаться установленной продолжительности рабочего дня, использовать все рабочее время для продуктивного труда, своевременно и точно выполнять распоряжения администрации и др.

Эти нормы и требования не могут охватить все стороны производственного процесса. Поэтому в трудовом законодательстве определяется дополнительный круг обязанностей работников, связанных с соблюдением технологической дисциплины.

Для повышения эффективности дисциплины важны:

Применение мер поощрения с целью развития побудительных факторов (объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к награждению орденами и медалями, званиями, материальное вознаграждение);

Наложение мер юридической ответственности (увольнение, депремирование, понижение в должности и др.).

Следует признать, что дисциплина зависит не столько от силы принуждения или воспитательного воздействия убеждением, сколько от рациональной системы хозяйствования и управления, стиля руководства, ориентированного на личность, которая реализует себя в процессе труда.

На дисциплину труда, как минимум, влияют два фактора. Первый фактор - желание, с которым выполняются приказы и распоряжения администрации. Исполнительская дисциплина обусловливается: а) подбором кадров - привлечением наиболее способных работников и заботой о повышении их квалификации; б) демократическим стилем руководства, сочетающим коллегиальность в обсуждении решения (право иметь собственное

Раздел IV. Теория прям

мнение, пока не принято решение) и единоначалие при принятии решения и ответственности за его результат. Второй фактор - восприятие правил и стандартов в работе. Правила должны быть разумными и уместными, тогда и дисциплина будет соблюдаться. Главным должен быть принцип: стремиться к совпадению интересов работников и администрации. Качество дисциплины зависит от эффективности правового воспитания, уровня правовой культуры. Дисциплина - неотъемлемая черта демократии.

Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежные последствия технологического прогресса.

Словосочетание «технологическая (техногенная) катастрофа» нуждается в расшифровке. Если термин «катастрофа» понятен, то с определением «технологическая» дело обстоит сложнее. Как известно, технологии - вовсе не обязательно способы производства автомобилей, электроэнергии или электронных приборов. Если суммировать наиболее общие определения этого понятия, в изобилии разбросанные по специальной литературе, то можно сказать, что технологии - это обусловленные состоянием знаний и социальной эффективностью способы достижения целей, поставленных и санкционированных обществом. В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях каменного или бронзового века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или как минимум сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.

Технологической катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду не только их случайные либо неслучайные сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствия их штатного функционирования. Такое определение позволяет сразу же отсечь как разрушительные последствия военных действий, так и диверсии, террористические акты и другие несчастья, вызванные преднамеренным и злонамеренным вмешательством в работу этих систем.

Гибель «Титаника» - это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной которой, скорее всего, была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля на верфях судостроительной компании Harlandand Wolff . В то же время катастрофа 11 сентября 2001 г. к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.

Технологические катастрофы обычно противопоставляют природным, однако и это требует уточнения. Все бедствия в конечном счете являются следствиями тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых. Катастрофа любого происхождения - это физическое событие в общественном контексте. Технологические (техногенные) катастрофы также в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей. Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, экологические и космические аварии и катастрофы в конечном счете вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы созданных ими технологий. В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала, неэффективной помощи спасательных служб. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь - такова плата за технологический прогресс.

Само разграничение природных и технологических катастроф как минимум неоднозначно. Некоторые специалисты вообще отказывают ему в праве на существование, предпочитая говорить только о катастрофических последствиях природных либо технологических катаклизмов. Согласно этой логике катастрофа любого происхождения развивается прежде всего из-за «слабости», уязвимости, бездействия или даже полного отсутствия социальных структур, которые должны защищать людей от подобных бедствий. Тем не менее терминологическое разделение природных бедствий и технологических катастроф достаточно общепринято. Оно зафиксировано и во многих международных документах, например в Соглашении об организации деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца, которое было подписано в Севилье в 1997 г.

В английском языке термин «техногенная катастрофа» практически отсутствует. Американские и английские авторы в таких случаях обычно говорят о технологических катастрофах (technological catastrophes ) и технологических бедствиях ( technological disasters ). Чаще всего эти термины используются на равных правах с такими выражениями, как «рукотворная катастрофа» (man - made catastrophe , human - made catastrophe ) и «рукотворное бедствие» ( man - made disaster , human - made disaster ). В этом же значении применяется и термин «антропогенная катастрофа» ( anthropogenic catastrophe ), хотя употребляется он довольно редко. В документации ООН техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа: индустриальные (химическое заражение, взрывы, радиационное заражение, разрушения, вызванные иными причинами), транспортные (аварии в воздухе, на море, железных дорогах и пр.) и смешанные (происходят на иных объектах).

Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - занимают третье место среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы, например наводнения и цунами, на втором - геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).

Международный центр исследований эпидемии катастроф ( CRED ) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения или пострадавшее государство обратилось за международной помощью. Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х гг. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего морские и речные. При этом, несмотря на то что страны Европы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленной инфраструктурой, чем иные континенты, наибольшее число жертв этих катастроф проживает в Африке и Азии. По данным CRED , уровень смертности в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2003 г. в индустриально развитых странах составляет 0,9 погибшего на 1 млн жителей, для наименее развитых стран он выше более чем в три раза - 3,1 смертельных случая на 1 млн.

Даже чисто природные катаклизмы, такие как наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи и лесные пожары, приводят к тем или иным последствиям в зависимости от того, как общество к ним готовится и какие меры принимает после их наступления. Например, строительство зданий, не отвечающих стандартам сейсмоустойчивости, в районе, где высока вероятность землетрясений, заведомо увеличивает число возможных жертв, а тем самым и человеческие масштабы несчастья. В декабре 1988 г. в Армении в результате землетрясения магнитудой в 6,9 балла по шкале Рихтера погибло 25 тыс. человек, свыше 31 тыс. получили ранения и 514 тыс. остались без крова. Землетрясение на юго- востоке Ирана с эпицентром в районе города Вам, которое произошло 26 декабря 2003 г., унесло около 40 тыс. жизней и разрушило 85% городских зданий. В то время как землетрясение силой 7,1 балла, 17 октября 1989 г. поразившее густонаселенные районы Северной Калифорнии, имело куда более скромные последствия: 62 убитых, 3757 раненых, около 3 тыс. лишившихся жилищ.

По данным швейцарской страховой компании Swiss Re , в 1970-2004 гг. ежегодные выплаты страховых компенсаций за вызванные техногенными катастрофами разрушения обычно не превышали 10 млрд долл. (в ценах 2004 г.). Этот уровень был резко превышен только в 2001 г., когда эти выплаты достигли примерно 27 млрд долл. Столь значительный подскок объясняется тем, что Swiss Re относит к числу рукотворных катастроф и последствия террористических актов. В течение 2002-2004 гг. выплаты по этой графе каждый год составляли около 5 млрд долл. Страховки за ущерб собственности от природных катаклизмов 2004 г. составили 44 млрд долл., причем львиная доля этих выплат пошла на компенсацию потерь, вызванных декабрьским цунами в Индийском океане; следовательно, в целом страховые компании заплатили 49 млрд долл. Однако многие катастрофические разрушения не покрываются страховками, так что реальный ущерб значительно превысил эту сумму. Эксперты Swiss Re утверждают, что в 2004 г. произошло 330 природных и рукотворных катастроф, суммарные потери от которых составили 123 млрд долл.

Английские профессора Барри Тернер и Ник Пиджен проанализировали причины возникновения техногенных катастроф последнего десятилетия и изложили свои выводы в книге «Рукотворное бедствие». Согласно их выводу подобная катастрофа может произойти практически везде и не существует абсолютного оружия, способного предотвратить ее. Однако есть несколько факторов, которые позволяют отсрочить подобное происшествие и минимизировать его последствия. Прежде всего это высокий образовательный уровень населения и его активная гражданская позиция. Чем ответственнее и профессиональнее жители той или иной страны подходят к своим рабочим обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Кроме того, огромную роль играет подготовленность частных компаний и государственных структур к действиям в экстремальных условиях.

Американский профессор физики Гарольд Льюис, автор масштабного исследования «Технологический риск», утверждает, что на протяжении человеческой истории внимание привлекали прежде всего катастрофы и «за кадром» оказывались гораздо более многочисленные и часто более опасные бедствия меньшего масштаба. Он пишет, что страх и риск - это различные вещи. По его мнению, небольшие аварии происходят буквально ежесекундно, и часто лишь по счастливому стечению обстоятельств они не превращаются в катастрофы.

Известный британский астроном сэр Мартин Риз, автор апокалиптической книги «Наш последний час», в частности, считает, что человечество само себе копает могилу, поскольку технический прогресс неотвратимо приводит к созданию новых технологических рисков, перед которыми общество рано или поздно может оказаться полностью беззащитным. Риз пишет: «Рано или поздно созданная нами техника уничтожит Вселенную и нас вместе с ней».

Американский исследователь Джон Лесли, автор не менее пессимистичной книги «Конец мира», проанализировал множество сценариев катастроф и пришел к выводу, что у человечества 30-процентные шансы быть полностью уничтоженным на протяжении следующих 500 лет. Прежде всего из-за утраты контроля над технологиями, например, мир может исчезнуть в результате атомной войны, череды ядерных катастроф, появления неконтролируемых машин и механизмов, утраты контроля над искусственно произведенными ядовитыми химическими или биологическими субстанциями и пр.

Каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна. Однако есть и общие причины, которые стоят за несчастьями этого рода. Американский исследователь Ли Дэвис, автор справочника «Рукотворные катастрофы», перечисляет их в таком порядке: Глупость, Небрежность и Корысть. По мнению Дэвиса, так называемый человеческий фактор техногенных катастроф практически целиком сводится именно к этим обстоятельствам.

Известны случаи, когда антропогенные катастрофы становились причиной гибели целых цивилизаций. История норвежской колонизации Гренландии - один из наиболее трагических примеров этого рода.

В 986 г. на остров высадилось несколько сотен исландских викингов норвежского происхождения, которых привел Эрик Рыжий. Викинги основали на побережье две колонии - Восточное и Западное поселения (Эстербюгген и Вестербюгген). Первое из них располагалось на 61-й параллели на южной оконечности острова, а второе - в 500 км севернее. Норвежские общины в Гренландии продержались около 500 лет. В благополучном XIII в. там было две с половиной сотни крестьянских дворов, а общая численность населения составила не менее пяти тысяч (тысяча человек - в Западном поселении, четыре - в Восточном). Однако в середине XIV в. западная колония оказалась полностью заброшена, а где-то в первой половине XV в. опустел и Эстербюгген. На официальном сайте министерства иностранных дел Норвегии можно прочесть, что причина этого вымирания пока еще не выяснена. Однако профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе известный биолог, географ и эколог Джеред Мейсон Даймонд пришел к выводу, что общины викингов оказались жертвами всеохватывающего бедствия, вызванного катастрофическим разрушением их среды обитания.

Многие авторы считают, что норвежских поселенцев погубила исключительно скверная погода. В пользу этой гипотезы говорит тот установленный факт, что в течение 800-1300 гг. климат на севере Атлантики был весьма мягким (поэтому это время сейчас называют средневековым теплым периодом). После 1300 г. в регионе началось длительное похолодание, Малый ледниковый период, который продолжался до начала XIX в. Викинги любили молочные продукты и держали коров, овец и коз, которым в плохие годы не всегда хватало корма. Конечно, они занимались и охотой, промышляя на северного оленя-карибу и морского зверя. Однако добыть тюленя, если фиорд (узкий, извилистый и глубоко вдавшийся в материк залив со скалистыми крутыми берегами) покрывался ледяным щитом, становилось очень нелегким делом, а стада оленей в холодные годы несли потери от бескормицы. Таким образом, не приходится сомневаться, что неблагоприятные климатические перемены привели к урезанию продуктовой базы норвежцев. Тем не менее похолодание наступило отнюдь не мгновенно, жестокие зимы чередовались с умеренными, поэтому поселенцы имели время на то, чтобы приспособиться к капризам природы. И если они этого не сделали, то почему?

Вот одна из причин, если и не важнейшая, то наиболее неожиданная. Гренландские викинги, в отличие от своих исландских и европейских собратьев, практически не прикасались к рыбе. Скорее всего, в этом повинно какое-то старое табу, наложенное во времена первопоселенцев, которые отравились несвежей рыбой, но факт остается фактом. Именно поэтому викинги лишили себя постоянно доступного богатейшего источника продовольствия, который смог бы выручить их в тяжкое время. Отказ от рыбной пищи - всего лишь одно из проявлений исключительной консервативности поселенцев, их вражды к нововведениям и верности патриархальным устоям. Общество гренландских викингов к тому же отличалось сильной ксенофобией. Пришельцы из Европы отказывались от любых контактов с эскимосами (они же инуиты), коренными обитателями Арктики, которые были искусными морскими охотниками, не боявшимися суровых холодов и бурных волн. Викинги могли бы многому у них научиться, но никогда к этому не стремились. Поселенцы всегда ощущали себя только и исключительно европейцами. Они ревностно строили и украшали церкви, самые знатные из них питали слабость к европейской роскоши, а для этого требовались немалые средства. У викингов было не так уж много товаров для экспорта - гагачий пух, моржовая кость и шкуры, бивень нарвала (китообразное млекопитающее), плотное непромокаемое сукно, белые медведи (и живые, и чучела), а также знаменитые гренландские кречеты, ловчие птицы, которые стоили бешеных,денег и в Европе, и на арабском Востоке. А закупали они в обмен на это золотые украшения, церковные колокола, бронзовые подсвечники, вина, шелка и прочие не самые нужные вещи. Еврогренландцы по необходимости ввозили также изделия из железа, строевой и корабельный лес и зерно, но в мизерных количествах. Гренландская элита не стала отказываться от своих разорительных привычек, несмотря на наступление Малого ледникового периода.

Тем не менее профессор Даймонд утверждает, что основной причиной гибели норвежских колоний оказался экологический кризис техногенного происхождения. Прибыв на остров, викинги начали расчищать землю для пастбищ и вырубать леса. Им нужно было строить, освещать и обогревать жилища, для чего требовалось много древесины. Поселенцы выплавляли так называемое болотное железо (низкокачественное, но выбора у них не было) и потому нуждались в древесном угле. Северная растительность очень хрупкая, к тому же она весьма медленно восстанавливается, и вскоре березы и ивы начали сходить на нет. Вслед за сокращением площади древесно-кустарникового покрова начали вырождаться и луга - скот выел и вытоптал траву. Плодородный слой почвы истончился и обнажил лежащий под ним песок, который смывало дождем и уносило ветром. Вероятно, поначалу поселенцы не обращали внимания на состояние пастбищ, полагая, что все само собой образуется. Такая уверенность покоилась на опыте их предков и поэтому выглядела вполне рациональной. На юге Норвегии, откуда викинги двинулись завоевывать мир, почвы глинистые, тяжелые, они не могут никуда деться даже после полного уничтожения растительности. Песчаные почвы Гренландии, напротив, почти беззащитны перед ветровой эрозией, однако викинги понять этого не смогли. Со временем почвенный слой вблизи поселений практически исчез, но их жители так ничего и не сделали, чтобы предотвратить эти разрушения.

Возможно, все было бы не столь страшно, если бы викинги просто съели домашний скот и перешли на рыбную диету, но этот выход они сами для себя закрыли. К тому же местные богачи получали неплохой доход от вывоза шерсти и не хотели с этими деньгами расставаться. Поселенцы извели даже торф, который они использовали и как топливо, и как строительный материал. В конце концов они получили то, что и должны были получить - страшную эрозию почвы вкупе с дефицитом топлива и строительных материалов.

К тому времени, как общины викингов значительно ослабли, у них появился и внешний враг - инуиты. 800 лет назад эти племена проникли из Канады в северо-западную Гренландию и начали медленно перемещаться в южную часть острова. Примерно в 1300 г. инуиты появились в районе Западного поселения, а еще через сотню лет подошли и к Восточному. Презиравшие эскимосов викинги называли их скрелингами (что-то среднее между негодяями и ничтожествами). Вполне естественно, что викингам пришлось обороняться от инуитов, однако к началу XIV в. у них уже почти не осталось ни стальных мечей, ни металлических доспехов. Хотя документальных свидетельств на этот счет немного, не подлежит сомнению, что эскимосы убивали викингов и уводили в рабство их детей и жен.

А тем временем усиливалось и похолодание. В начале XV в. льды перекрыли океанские пути и сделали невозможным морское сообщение с Норвегией, единственным торговым партнером Гренландии. Последний норвежский корабль посетил остров в 1406 г., а потом в течение 170 лет туда не ступала нога европейца. Когда капитан этого судна увидел гренландский берег, Вестербюгген был давно мертв, но более многочисленный Эстербюгген продолжал бороться за жизнь. Однако в начале XV столетия ресурсы Восточного поселения совсем истощились. Жители болели и умирали, в живых не осталось ни одного священника, некому было утешить и ободрить людей и удержать их от неразумных действий. Профессор

Даймонд полагает, что в одну из особенно жестоких зим изголодавшиеся крестьяне с мелких хуторов силой захватили самые богатые усадьбы Восточного поселения. К весне они уничтожили последний скот и все другие запасы, после чего один за другим вымерли от голода и холода.

Таким образом, гибель норвежских колоний в первую очередь была обусловлена как экологическим кризисом, вызванным опорой на совершенно не отвечающие природным условиям сельскохозяйственные технологии, так и неспособностью общества и его элиты вовремя заметить надвигающуюся угрозу и изменить свое поведение. Это была классическая рукотворная катастрофа. Она совершилась под воздействием всех трех ключевых причин подобных бедствий, отмеченных Ли Дэвисом, - глупости, небрежности и корысти.

В Великобритании решено исключать из школы за внешний вид. Решение британских чиновников связано с инцидентом, произошедшим в созданной по инициативе премьера Тони Блэра лондонской академии Тринити.

Руководство академии отправило домой несколько учеников, в том числе 12-летнюю девочку, явившуюся в школу с накладными ногтями, и ее 15-летнего брата, сделавшего себе экстравагантную прическу. В ответ на жалобу родителей подростков Минобразования направило в школу письмо, в котором заявило, что руководство учебного заведения не имело права отправлять детей домой.

В тех случаях, когда школа чувствует, что ситуация не может быть разрешена на месте, исключение из школы является единственным решением. Таких вещей, как неформальное исключение, тайм-аут или любой другой способ держать ребенка вне школы, не существует, считают многие чиновники.

«Школьная форма - это сфера профессионального суждения директоров школы. Это не работа министерства образования - вместо учителей заниматься вопросами школьной дисциплины», - сказал секретарь по вопросам образования Консервативной партии Дэвид Уиллетс. В настоящее время в Британии действует свод правил министерства образования, со- . гласно которому учителя должны «рассмотреть и деликатно попытаться установить» причины, по которым ученик нарушает правила. Если же нарушения становятся злостными, то учеников, согласно документу, необходимо исключать из школы.

      1. Вопя не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.

        Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие - с тормозной. Таких свойств насчитывается у человека довольно много. Причем они могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительные свойства способствуют преодолению внутренних и внешних препятствий, отрицательные - препятствуют.

        Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них, как самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

        Самостоятельность - волевое качество, которое проявляется в способности человека по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цепи.

        Противоположными самостоятельности качествами являются внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают, как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей. Впоследствии, убедившись в неправильности своих действий, совершенных под влиянием этих людей, они горько раскаиваются в том, что доверились им.

        Негативизм - отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия, противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.

        Решительность - одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и предусмотреть возможные последствия своего поведения.

        Нерешительность -отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет колебания при выборе цели, не знает, какую цель ему предпочесть, испытывает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных последствий своих действий. Иногда нерешительные люди, стремясь избежать неприятного для них напряжения, торопятся поскорей поставить любую пришедшую им в голову цель и, не обдумав, достижима она или нет, начинают действовать.

        Настойчивость - самое важное волевое качество, проявляющееся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того, чтобы как можно лучше решить поставленную задачу и добиться наиболее высоких результатов. Настойчивый человек планомерно и неуклонно идет к намеченной цели невзирая на все препятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны других людей. Этот человек может настоять на своем, убедить других в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной задачи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспешность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прийти к намеченной цели, хотя не всегда им это удается.

        Упорство - волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов. Если при сложившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.

        Упрямство - отрицательное волевое качество, противоположное упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Однако, несмотря на это, он упрямо продолжает действовать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими узко эгоистическими желаниями и соображениями. Как правило, упрямый человек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто получает результаты, обратные тем, которых он ожидал.

        Выдержка - одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противостоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тщательно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий момент для достижения цели. Если нужно, он может прекратить свои действия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созданы наиболее благоприятные условия.

        Самообладание - волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя всё свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в случае опасности. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов своей деятельности.

        Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настойчивыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регулировать свое поведение.

        Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.

        В школьном возрасте развитие вопи происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так, как хочется, а так, как надо. Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.

        Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

        Потребность в самовоспитании воли возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истязаний. Так, некоторые школьники для развития выдержки и самообладания колятсебя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т. п.

        Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовоспитания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

        1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.

          Нужно стараться ставить только достижимые цепи. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могут быть выполнены.

          Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо-доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.

          Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.

          Если не получается какое-либо дело - не" бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.

          Оказавшись в экстремальной ситуации, не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено, несмотря ни на какие препятствия.

          Приступая к делу, сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и об их последствия*.

Дисциплина – ϶ᴛᴏ совокупность требований, отвечающих социальным нормам, кᴏᴛᴏᴩые сложились в обществе и предъбудут к поведению людей.

Выделяют следующие виды дисциплины.

  1. Государственная дисциплина – ϶ᴛᴏ дисциплина, связанная с выполнением тех требований, кᴏᴛᴏᴩые предъбудут к государственным гражданским служащим.
  2. Воинская дисциплина – ϶ᴛᴏ дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.
  3. Трудовая дисциплина – ϶ᴛᴏ дисциплина, кᴏᴛᴏᴩая возникает в процессе производства материальных благ. Стоит заметить, что она регулируется нормами трудового законодательства.
  4. Финансовая дисциплина – ϶ᴛᴏ дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.
  5. Отметим, что технологическая дисциплина – ϶ᴛᴏ дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.
  6. Договорная дисциплина – ϶ᴛᴏ дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.

Нормы, кᴏᴛᴏᴩые регламентируют дисциплину:

  1. правовые нормы;
  2. организационные;
  3. политические;
  4. социальные;
  5. нормы морали и т. д.

Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком:

1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, кᴏᴛᴏᴩые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;

2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно исключительно с трудовой деятельностью. Стоит заметить, что она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;

3) результатом дисциплины будет общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.

Правопорядок – ϶ᴛᴏ часть дисциплины, кᴏᴛᴏᴩая пробудет в совокупности отношений и связей, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение, а также ϲʙᴏбодное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.

Общественный порядок – ϶ᴛᴏ определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, кᴏᴛᴏᴩые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь его с дисциплиной и правовым порядком пробудет их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что дисциплина – ϶ᴛᴏ составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д.

Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.

Выделяют следующие виды дисциплины.

  1. Государственная дисциплина – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.
  2. Воинская дисциплина – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.
  3. Трудовая дисциплина – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.
  4. Финансовая дисциплина – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.
  5. Технологическая дисциплина – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.
  6. Договорная дисциплина – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений , обязательств , предусмотренных в договорах .

Нормы, которые регламентируют дисциплину:

  1. организационные;
  2. политические;
  3. социальные;
  4. нормы морали и т. д.

Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью , правопорядком , общественным порядком:

1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти , органы местного самоуправления , должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;

2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;

3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.

Правопорядок – это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение , а также свободное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.

Общественный порядок – это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь его с дисциплиной и правовым порядком проявляется их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.

Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права , морали, традициями, обычаями и т. д.

Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.
Выделяют следующие виды дисциплины.
1. Государственная – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.
2. Воинская – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.
3. Трудовая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.
4. Финансовая – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.
5. Технологическая – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.
6. Договорная – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.
Нормы, которые регламентируют дисциплину:
1) правовые нормы;
2) организационные;
3) политические;
4) социальные;
5) нормы морали и т. д.
Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком:
1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;
2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;
3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.
Правопорядок – это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение, а также свободное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.
Общественный порядок – это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь его с дисциплиной и правовым порядком проявляется их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.
Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д.



78. Правосознание: понятие, структура, виды

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.



Структура правосознания

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое - правосознание обширных масс людей.

Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:

Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

79. Правовая культура: понятие и структура и виды, функции.

В общеупотребительном смысле понятие «культура» связано с опытом человеческой деятельности, которая накапливается и передается последующим поколениям как в виде материальных предметов (материальная культура), так и в виде духовных ценностей (духовная культура). Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов.

Правовая культура является частью общей культуры общества. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Правовая культура выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическим феноменами.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.

В отечественном правоведении над проблемой правовой культуры активно работали и работают такие ученые, как Н. Л. Гранат, В. И. Каминская, Н. М. Кейзеров, А. Р. Ратинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко, В. Н. Синюков и др. Так, А. Р. Ратинов под правовой культурой понимает «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».

Правовая культура – это обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития человека, различных групп и всего населения.

Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны и всегда предполагает оценку качества правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями. Выявим основные черты правовой культуры . Итак, правовая культура:

Принадлежит к конкретному этапу исторического развития общества, права и государства;

Представляет собой определенную совокупность накопленных ценностей в сфере правового регулирования общественных отношений;

Отражает уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом;

Объединяет такие понятия, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, а также уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.

Понятие правовой культуры можно рассмотреть в двух основных значениях – узком (правовая культура личности) и широком (правовая культура общества).

Правовая культура в узком смысле – это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение навыками правомерного поведения, умение использовать свои права. Изучение понятия правовой культуры личности особенно активизировалось в связи с признанием теории прав человека и правового государства. Это привносит в понятие «правовая культура личности» гуманистические начала.

Характерными признаками правовой культуры личности являются:

Достаточно высокий уровень правосознания;

Знание действующих законов страны;

Соблюдение, исполнение или использование этих законов;

Убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

Правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми;

Правовая активность – целенаправленная деятельность субъекта по пресечению правонарушений, противодействию беззаконию, поддержанию правопорядка; преодолению правового нигилизма.

Правовая культура в широком смысле – это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе законы, законодательную технику, юридическую науку и образование, юридическую практику и правовой порядок. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с историческими и культурными особенностями, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Правовая культура нашего общества находится в состоянии перехода от авторитарно-бюрократического режима к режиму демократическому.

Правовая культура может быть представлена как системное образование, которое включает в себя: культуру правового сознания; культуру правового поведения; культуру деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов.

Структурные элементы правовой культуры общества :

1. Правовое сознание населения . Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов, насколько информировано в правовом отношении население, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.

2. Правовая деятельность . Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован только в реальной правовой деятельности, в правовом поведении. Правовая деятельность состоит из теоретической (деятельность ученых-юристов, образовательная деятельность студентов и курсантов юридических вузов и т. д.) и практической – правотворческой и правореализующей деятельности.

3. Система юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. В целом важен и уровень развития всей системы нормативно-правовых актов – от законов, актов центральных исполнительных органов власти до актов местных органов власти и управления. Наконец, должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов.

4. Правовая наука . Речь идет об уровне развития юридической науки и влиянии правовой теории на юридическую практику.

5. Материальные предметы , обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность.

6. Правовой субъект . Правовая культура общества выражается в уровне правового развития субъекта – различных социальных и профессиональных групп, а также отдельных индивидов.

В юридической литературе выделяют две основные модели развития правовой культуры :

1. Модель эволюционного развития . Данная модель предполагает развитие правовой культуры как процесс восприятия опыта предшествующих этапов и поколений, бесконфликтной адаптации этого опыта к новым условиям. В этом случае «культура детей» является производной от «культуры отцов».

2. Модель революционного развития . Для данной модели характерен разрыв преемственности между поколениями, невосприятие по тем или иным причинам традиций и установок, сложившихся в сфере правового общения на предшествующем этапе. В этом случае возникает противопоставление «культуры отцов» и «культуры детей».

Виды правовой культуры. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер. Обыденный уровень правовой культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практических юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями, навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.

Доктринальный (научный) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и представляет собой идейно-теоретический источник права, способствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовке юридических кадров.

Функции правовой культуры . Главные задачи функций правовой культуры состоят в том, чтобы привнести правовые знания и убеждения в сознание сотрудников органов внутренних дел, обеспечить их достоверной и оперативной информацией, практически вовлечь их в правовые процессы и дать необходимый нормативный и ценностный инструментарий для квалифицированного решения правовых вопросов на уровне своей деятельности.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную и нормативно-аксеологическую.

Познавательная функция правовой культуры проявляется в процессе отражения объективной правовой деятельности, существующих правовых явлений. В правовой культуре фиксируются достигнутые, приобретенные правовые знания, правовой опыт, правовые ценности, идеалы и т. п.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка.

Нормативно-аксеологическая функция правовой культуры состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с моделями поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.