Основы организации тушения пожаров. Основы тушения пожаров Основы общего руководства по организации тушения пожаров

Пожары классифицируются по нескольким признакам:

а) по масштабам:

отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);

группы отдельных пожаров;

сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий (горят более 50% зданий на участке застройки). Совокупность отдельных или сплошных пожаров на территории населенного пункта принято называть массовыми пожарами;

огненный шторм – особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующегося наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;

б) по месту возникновения:

пожары в городах и населенных пунктах;

пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;

ландшафтные пожары, возникающие по различным причинам вые населенных пунктов (лесные, полевые и т.д.). Их относят к природным пожарам и классифицируют в качестве стихийных бедствий.

Кроме того, пожары классифицируют с точки зрения затрат сил и средств для их тушения (в населенных пунктах): чем большая площадь объекта охвачена пожаром, тем выше категория пожара (с №1 по №5).

Порядок организации тушения пожаров

Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ организуется и осуществляется в соответствии с федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01–93, Боевым уставом пожарной охраны.

Согласно статье 22 федерального закона РФ «О пожарной безопасности», тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;

на территориальном и местном уровнях – соответственно, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке.

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;

создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;

использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости, руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, на территории которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Выполнение требований Устава является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлеченных к тушению пожаров сил (участники тушения пожаров).

Самостоятельное тушение пожаров гражданами Уставом не регулируется, однако, также требует определенных познаний и навыков.

В Уставе пожарной охраны применяются следующие основные понятия:

Тушение пожаров – боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.

Боевые действия – предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.

Основная боевая задача при тушении пожаров – спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.

Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление – направление боевых действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Боевая позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение боевых действий по спасению людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

Тыл на пожаре – силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение боевых действий на боевых позициях.

Выполнение основной боевой задачи обеспечивается силами пожарной охраны – личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, личным составом иных противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.


п.п.
Учебные вопросы Вре
мя
мин.
Содержание учебного вопроса
1 2 3 4
1. Подготовительная
часть.
5
мин
Проверка наличия всего личного состава; объявление темы и целей
занятия.
2.
2.1
Основная часть.
Предмет, цели и
задачи курса
«Основы
организации
тушения
пожаров и
проведения
аварийно
спасательных
работ». Место
пожарной
тактики в
обеспечении
пожарной
безопасности.
Организация с
учетом
требований
нормативных
актов и
руководящих
документов,
уровня
пожарной
безопасности
охраняемого
района (объекта)
и готовности
подразделения,
пожарно -
тактической
подготовки в
новом учебном
году и её
содержание.
80
мин
40
мин
Пожарная тактика – совокупность боевых действий по
организации усилий подразделений пожарной охраны для
успешной ликвидации пожара в тех размерах, который он принял
к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию
людей в случае угрозы для их жизни.
Задачи обучения:
- приобретение личным составом подразделений ГПС и
совершенствование навыков ведения боевых действий при
пожарах,
- подготовка личного состава к умелым и отлаженным
действиям в составе отделения, караула,
совершенствование пожарно-тактических знаний и
практических навыков начальствующего состава подразделений
ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной
охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров
определяется Государственной противопожарной службой и
утверждается:
· на межрегиональном уровне - федеральными органами
государственной власти;
· на территориальном и местном уровнях - соответственно
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и
участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на
безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
Организация тушения пожаров предусматривает организационные
мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных
боевых действий по тушению пожаров.
К таким мероприятиям можно отнести:
· создание подразделений пожарной охраны, оснащение их
техникой и огнетушащими веществами;
· организация связи и взаимодействия между пожарными
подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
· разработка оперативных документов службы, подготовки и
пожаротушения;
· поддержание высокой боевой готовности подразделений;
· материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.
Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря
активным и умелым боевым действиям, но и в результате
осуществления мероприятий,
предусмотренных системой организации. Все мероприятия по
организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах
направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к
месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в
современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора
времени все больше возрастает. При создании подразделений
учитывают размеры города, численность населения, пожарную
опасность объектов, особенности застройки и планировки города,
населенного пункта.
Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной
ликвидации пожара (обеспечение водой, средствами связи, и
сигнализации, проездами и подъездами к зданиям, сооружениям и
водоисточникам, устройство противопожарных зон, преград и разрывов
и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и
сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также Правилами
пожарной безопасности. Разрабатывая организационные мероприятия
тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому
пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства
тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения
требуется минимальные силы и средства. Время от момента
обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития
пожара (мин) можно определить по формуле:
(6.1)
где τобн – время с момента возникновения пожара до его
обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время
боевого развертывания, мин.
Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения
пожаров, борьба за уменьшение каждого из них - повседневная задача
подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных
норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных
частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования
пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком
размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10
минут с момента вызова.
Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по
времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от
пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя
скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому
при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара
возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных
автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до
40 км/ч.
Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому
радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени
прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого
подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток
времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства
будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных
случаях, а в остальных - больше, поэтому более целесообразно
нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.
Количество основных и специальных пожарных автомобилей в
дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района
(объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в
основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-
15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула
одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах.
Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат
от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с
установкой автоцистерн на водоисточник.
Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно
прибыть. В этом случае создаются отдельные посты (караулы),
обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.
Особенности города, района или объекта регламентируют количество
и вид специальных автомобилей. Например, пожарными
автолестницами и коленчатыми подъемниками снабжают части, в
районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета,
примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как
правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.
Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями,
автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в
боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и
республиканских центрах или пожароопасных объектах.
Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из
хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных
частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от
категории пожарной опасности технологического процесса,
огнестойкости зданий и сооружений.
Проведение аварийно–спасательных работ
Проведение аварийно-спасательных работ - неотложные действия
пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей
на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по
перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или
защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой
медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации
имущества.
АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью
времени на их проведение, сложностью обстановки и
предельным напряжением сил всего личного состава. Они
проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до
стабилизации положения. Это обеспечивается высокой
готовностью подразделений, высокой выучкой и
психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным
управлением подчиненными подразделениями и приданными
формированиями и всесторонним их обеспечением.
АСР включают в себя:
поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих
зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных,
задымленных и затопленных помещений или завалов, при
необходимости, с осуществлением мероприятий по
предотвращению паники.
вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных
помещений и спасение находящихся в них людей;
вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей)
транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения
жизни находящихся там людей;
оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
организацию эвакуации материальных ценностей из опасной
зоны;
укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений,
угрожающих обвалом и препятствующих безопасному
проведению работ.
Место и способ проведения АСР, обеспечивающий
наибольшую безопасность, должны определяться в каждом
конкретном случае по данным разведки, в зависимости от
состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние
инженерного оборудования и коммуникаций, свойств
обращающихся в них продуктов производства, а также состояния
основных и запасных путей эвакуации и технической
оснащенности объекта системами оповещения, аварийного
освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-
технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных)
подразделений.
2.2 Государственная
противопожарна
я служба МЧС
России –
функциональная
подсистема
Российской
системы
предупреждения
и действий в
чрезвычайных
ситуациях
(РСЧС). Цели,
задачи и
функции
подсистемы
РСЧС.
40
мин.
АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).
Спасение людей организуется и проводится в том случае,
если:
людям угрожает огонь, высокая температура, опасность
взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они
находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и
разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при
пожаре или другой ЧС;
имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям
эвакуации;
предусматривается применение опасных для жизни людей
огнетушащих веществ и составов.
Основными способами спасения людей и имущества
являются:
перемещение их, в том числе спуск или подъем с
использованием специальных технических средств, в безопасное
место;
защита их от воздействия опасных факторов и их вторичных
проявлений.
Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути
и способы. Такими путями могут быть:
основные входы и выходы;
запасные выходы;
оконные проемы и балконы с использованием технических
средств;
люки если через них можно выйти в безопасную зону;
проемы проделываемые в строительных конструкциях
зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах)
транспортных средств для перемещения пострадавших.
Перемещение спасаемых людей в безопасное место
осуществляется с учетом условий тушения пожара или
проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:
организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
вывода или выноса их из опасной зоны.
Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов
пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и
техногенного характера осуществляется в процессе их
перемещения в безопасное место, а также при невозможности
осуществления такого перемещения.
Указанная защита должна осуществляться с использованием
возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с
применением средств защиты органов дыхания, посредством
подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты)
конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в
помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или
воспламенения веществ и материалов.
При спасении людей с верхних этажах зданий с
разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными
клетками применяются следующие основные средства:
автолестницы, автоподъемники и другие машины;
стационарные и ручные пожарные лестницы;
спасательные устройства (спасательные рукава, веревки,
трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
средства защиты органов дыхания;
аварийно-спасательное оборудование и устройства;
летательные аппараты;
В исключительных случаях для ведения спасательных
работ допускается:
изготовление и установка подвесных или приставных
лестниц, трапов, переходов;
использование надувных и амортизирующих устройств.
Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном
количестве сил и средств проводится одновременно с другими
основными (главными) действиями.
Если сил и средств недостаточно, то они используются только
для спасения людей, другие основные действия не ведутся или
приостанавливаются.
Реализацию жизненно важных интересов в области защиты
населения и территорий от ЧС природного, техногенного,
эпидемиологического и социального характера призвана
осуществлять составная часть системы общественной
безопасности России - Единая государственная система
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения
усилий федеральных и региональных органов исполнительной
власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и
ликвидации последствий ЧС.
К силам РСЧС относятся:
- силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и
ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
- аварийно-спасательные формирования(АСФ)
министерств и ведомств РФ;
- части и подразделения Государственной
противопожарной службы МЧС России;
- специально подготовленные подразделения Вооруженных
Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
- учреждения и формирования Всероссийской службы
медицины катастроф (ВСМК).
3. Заключительная
часть.
5
мин.
Построение личного состава в учебном классе. Ответить на
возникшие у личного состава вопросы.
Объявление оценок с дальнейшим выставлением их в журнал.
Задание на самоподготовку.

Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.

Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.

Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.

Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.

Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.

Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы является:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:

Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;

Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Де­журный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.

Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.

Основные задачи СПТ.

Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.

Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области ор­ганизации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.

Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гар­низон.

Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.

Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.

Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.

Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.


Пожарная тактика - это теория и практика тушения пожаров.

Основными задачами пожарной тактики являются: изучение обстановки пожаров; разработка форм организации и руководст​ва тушением пожаров; определение приемов и способов действий по тушению пожаров; исследование тактических возможностей сил и средств тушения.

Тушение пожаров требует наличия соответствующих сил и средств. Силы тушения - это организованные и подготовленные подразделения и формирования пожарной охраны. Пожарная так​тика определяет формы организации сил тушения, их возможно​сти, основы тактической и технической подготовки.

Основные средства тушения - это огнетушащие вещества, пожарные машины и их вооружение , противопожарное оборудо​вание объектов. Пожарная тактика определяет основные правила и методы использования огнетушащих веществ, пожарных ма​шин и их вооружения при тушении пожаров и основные требова​ния к полустационарным и стационарным системам тушения по​жаров в зданиях и сооружениях.

Основным вопросом предмета пожарной тактики является изу​чение приемов и способов действий, осуществляемых в ходе ту​шения пожара. Эти действия пожарных подразделений и форми​рований принято называть боевыми действиями.

Для тушения пожаров осуществляется целый комплекс дейст​вий: по изучению и оценке обстановки, организации руководства, спасению людей, прекращению горения, борьбе с дымом и высо​кими температурами, эвакуации материальных ценностей и др. Спасение людей и прекращение горения на пожаре являются основными боевыми действиями пожарных подразделений.

Приемы и способы действий зависят от конкретных условии обстановки пожара, от количества и возможностей привлекаемых для тушения сил и средств.

Определяя приемы и способы действий, пожарная тактика не дает готовых рецептов. Она содержит только главные, наиболее важные положения и правила , на основании которых руководи​тель тушения пожара принимает самостоятельные решения, соот​ветствующие конкретной обстановке.

Умение применять целесообразные приемы и способы дейст​вий определяет искусство тушения.

Пожарная тактика постоянно развивается. Особенно быстро развивалась пожарная тактика за годы Советской власти. Значи​тельно выросли кадры пожарной охраны, увеличилось количество огнегасительных средств, создана мощная и многообразная тех​ника. Все это позволило совершенствовать способы и особенно приемы действий при тушении пожаров Мощные насосы дали возможность применять воду в виде компактных, распыленных и туманообразных струй. Широкое применение находят эмульсии, смачиватели, инертные газы и др.

Наша пожарная тактика развивается в зависимости от раз​вития в стране строительства зданий и технологии производства в промышленности. Использование новых строительных конструк​ций, увеличение размеров зданий, изменение и совершенствование технологических процессов с применением новых горючих веществ и т. д. - все это требует более совершенных приемов действий при тушении возникающих пожаров.

Тушение пожаров в современных условиях требует высоких моральных и физических качеств, отличной боевой подготовки всего личного состава пожарной охраны. Главной боевой задачей на пожаре является спасение людей и ликвидация пожара в тех размерах , которые он принял к моменту прибытия пожарного подразделения. Тушение пожаров все больше становится инже​нерно-техническим делом

Тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;..."

Источник:

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Организация тушения пожаров" в других словарях:

    Кимстач, Игорь Фотиевич - Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Управление государственной противопожарной службы Москвы - УГПС Москвы государственное учреждение МЧС России, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы Москвы. На Управление в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, возложены… … Словарь черезвычайных ситуаций

    установка - 4.3 установка: Совокупность взаимосвязанных образцов ТС или систем, смонтированных для выполнения конкретной задачи в установленном месте. Источник …

    время - 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Пожарная охрана - Пожарные борются с пожаром … Википедия

    Частная пожарная охрана - Автомобиль группы компаний «Falck» в Польше Частная пожарная охрана вид пожарной охраны. Содержание … Википедия

    Основные - 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М., ЦНИИС, 1974. 145 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности 16. Основные положения по учету труда и заработной платы в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ВОДОСНАБЖЕНИЕ - ВОДОСНАБЖЕНИЕ. I. Водоснабжение населенных мест. Цель и назначение водоснабжения. В. организованное и регулярное доставление массовому потребителю воды установл. качества и в определенном количестве, обеспечивающем с той или иной полнотой… … Большая медицинская энциклопедия

    Природные пожары в России в 2010 году - Природные пожары в России (2010) Дым над Европейской Россией 4 августа 2010 … Википедия