Российское законодательство устанавливает исчерпывающий перечень. Принцип закрытого перечня (numerus clause) вещных прав и его реализация в современном законодательстве и правоприменительной деятельности. Правила ведения реестра описаний процедур, указанн

1) Принятие решения о подготовке документации по планировке территории в границах земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (процедура N 4 Исчерпывающего перечня);

2) Принятие решения об утверждении документации по планировке территории в границах земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (процедура N 5 Исчерпывающего перечня);

3) Допуск заявителя к участию в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории (процедура N 7 Исчерпывающего перечня);

4) Подписание протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (процедура N 8 Исчерпывающего перечня);

5) Заключение договора о развитии застроенной территории (процедура N 9 Исчерпывающего перечня);

6) Принятие решения о подготовке документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (процедура N 10 Исчерпывающего перечня);

7) Принятие решения об утверждении документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (процедура N 11 Исчерпывающего перечня);

8) Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура N 23 Исчерпывающего перечня);

9) Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура N 24 Исчерпывающего перечня);

10) Предоставление градостроительных планов земельных участков по обращениям физических и юридических лиц (процедура N 27 Исчерпывающего перечня);

11) Предоставление разрешения на строительство (процедура N 59 Исчерпывающего перечня);

12) Продление срока действия разрешения на строительство (процедура N 60 Исчерпывающего перечня);

13) Внесение изменений в разрешение на строительство (процедура N 61 Исчерпывающего перечня);

14) Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (процедура N 127 Исчерпывающего перечня).

Кроме того, в сферу контроля органов государственной власти субъектов Российской Федерации за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности могут быть включены муниципальные правовые акты, устанавливающие процедуры N 130 - Исчерпывающего перечня, а также порядок их прохождения. К таким процедурам относятся следующие:

Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта (процедура N 130 Исчерпывающего перечня);

Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников (процедура N 131 Исчерпывающего перечня);

Предоставление разрешения на осуществление земляных работ (процедура N 132 Исчерпывающего перечня);

Согласование проекта организации строительства (в части перемещения отходов строительства и сноса, грунтов, схемы движения транспорта и пешеходов на период производства работ) (процедура N 133 Исчерпывающего перечня);

Проведение контрольно-геодезической съемки и передача исполнительной документации в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления (процедура N 134 Исчерпывающего перечня).

При проверке муниципальных правовых актов, устанавливающих процедуры N 130 - Исчерпывающего перечня и (или) порядок их проведения, следует отмечать наличие точного соответствия наименований процедур, указанных в муниципальных правовых актах, с наименованиями, указанными в Исчерпывающем перечне . Также следует учитывать, что указанные процедуры могут быть установлены только муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

При этом необходимо учитывать, что в случае, если нормативными правовыми актами не предусмотрены процедуры, включенные в Исчерпывающий перечень , дополнительно их вводить не рекомендуется.

Порядок проведения проверок при осуществлении государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При проведении проверок с целью всестороннего исследования соответствия муниципальных правовых актов, устанавливающих процедуры, включенные в Исчерпывающий перечень , и порядок их проведения, рекомендуется использовать форму контрольного листа, указанную в приложении к настоящим Методическим указаниям (далее - Контрольный лист). При заполнении Контрольного листа необходимо использовать информацию, содержащуюся в Реестре описаний процедур, который размещен на официальном сайте Минстроя России, а также сведения, содержащиеся в административных регламентах предоставления муниципальных услуг, утверждение которых является обязательным в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Следует учитывать, что в соответствии с административными регламентами осуществляется предоставление процедур, являющихся муниципальными услугами.

При проведении проверок особое внимание необходимо уделять:

Исследованию перечня документов, который заявитель обязан предоставить для проведения процедуры;

Установленных требований к таким документам (по форме, обязательности подачи, количеству экземпляров, необходимости предоставления оригиналов или нотариальных копий).

Установление в муниципальном правовом акте требования предоставления дополнительных документов, по сравнению с указанными в Реестре описаний процедур, является установлением обязанности осуществления процедур, не предусмотренных Исчерпывающим перечнем , что запрещено частью 3 статьи 6 Кодекса.

При определении сферы проверки необходимо учитывать наличие перераспределения полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, установленное законом субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (при наличии такого закона субъекта Российской Федерации). Если полномочие по осуществлению процедуры таким законом передано органу государственной власти субъекта Российской Федерации, то муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок проведения такой процедуры, подлежит признанию утративших силу.



3. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении Проектов и установлении границ

и режима зон санитарной охраны источников питьевого

и хозяйственно-бытового водоснабжения

3.1. Основания для отказа в утверждении Проектов и установлении границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Московской области:

3.1.1. Заявление по форме и содержанию не соответствует форме заявления, указанной в приложении 1 к настоящему Временному порядку.

3.1.3. Отсутствие у Заявителя:

3.1.3.1. Права пользования водным объектом для целей забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или права на пользование недрами для геологического изучения в целях поиска и оценки подземных вод, для добычи подземных вод, для геологического изучения в целях поиска и оценки подземных вод и их добычи.

3.1.3.2. Права пользования земельным участком, на котором размещено водозаборное сооружение.

3.1.4. Несоответствие Проекта сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах "г" - "е", "з" пункта 2.1.2 настоящего Временного порядка.

3.1.5. Наличие противоречивых сведений, содержащихся в документах, указанных в подпунктах "г" - "е", "з", "н" пункта 2.1.2 настоящего Временного порядка, не позволяющих определить достоверность данных сведений либо однозначно истолковать их содержание.

3.1.6. Несоответствие фактического местоположения водозаборного узла сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах "в" - "е", "з" пункта 2.1.2 настоящего Временного порядка.

3.1.7. Документы, представленные Заявителем, указанные в подпунктах "а" - "ж" пункта 2.1.2 настоящего Временного порядка, содержат:

3.1.7.1. Подчистки, подписи и исправления текста, сделанные вручную.

3.1.7.2. Технические ошибки.

3.1.7.3. Повреждения и пропущенные части, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

3.2. Отказ в утверждении Проектов и установлении границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Московской области по основаниям, указанным в пункте 3.1 настоящего Временного порядка, не лишает Заявителя (представителя Заявителя) права повторно обратиться с заявлением и документами в случае изменения обстоятельств, послуживших причиной отказа в утверждении Проекта и установлении границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Московской области.

3.3. Непредставление Заявителем документов, указанных в подпунктах "з" - "о" пункта 2.1.2 настоящего Временного порядка, не является основанием для отказа в утверждении Проекта и установлении границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Московской области.

_____________________________________

5 августа 2019 , Финансовый мониторинг. Регулирование трансграничного движения финансов Правительство направило в Госдуму поправки к законопроекту об использовании переводных аккредитивов во внешней торговле

17 июля 2019 Правительство направило в Госдуму поправки к законопроекту об изменении в порядке установления ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребёнка

15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту о совершенствовании правового регулирования отношений в сфере государственных заимствований, управления государственным долгом и государственными финансовыми активами Законопроектом предлагается в бюджетном законодательстве закрепить подходы к определению долговой устойчивости публично-правовых образований, уточнить порядок исполнения государственных и муниципальных заимствований, предоставления государственных и муниципальных гарантий, государственных финансовых и государственных экспортных кредитов. Поправками к законопроекту предусматривается, в частности, создание правовых оснований для предоставления государственных экспортных кредитов за счёт средств Фонда национального благосостояния после достижения ликвидной частью фонда 7% ВВП. В целях снижения валютных рисков предлагается установить возможность привлечения субъектами Федерации кредитов от иностранных банков в российской валюте.

15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту о тиражировании инновационной экосистемы «Сколково» Цель законопроекта – создание условий для снятия существующих территориальных ограничений деятельности по созданию и развитию инновационного центра «Сколково» за счёт тиражирования модели инновационной экосистемы «Сколково» с опорой на успешные региональные инновационные центры и инновационные научно-технические центры. Поправками к законопроекту, в частности, предлагается снять запрет на передачу в субаренду земельных участков, переданных фондом «Сколково» в аренду в целях создания и функционирования международного медицинского кластера. Полномочия по определению юридического лица, на которое возлагается реализация проекта «Сколково», предлагается закрепить за Правительством России.

15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту об использовании переводных аккредитивов во внешней торговле Законопроект направлен на обеспечение возможности использования резидентами при осуществлении валютных операций с нерезидентами в рамках внешнеторговой деятельности такой формы расчётов, как переводные аккредитивы. Это позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки, обеспечит сближение условий ведения бизнеса в России с международной практикой. Поправками к законопроекту предусматривается, в частности, включение в виды договоров, по которым резидент не нарушает условия репатриации в случае, если банками-корреспондентами из сумм платежей удерживается комиссионное вознаграждение, договора займа о предоставлении нерезиденту иностранной или российской валюты.

8 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту об изменении в порядке установления ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребёнка Законопроектом предлагается изменить критерий установления нуждаемости семей с полуторакратной на двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в соответствующем субъекте Федерации. Поправками к законопроекту предусмотрено введение с 1 января 2020 года ежемесячной выплаты на первого и второго ребёнка от полутора до трёх лет в размере прожиточного минимума ребёнка в субъекте Федерации.

8 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту о либерализации административной ответственности за нарушение валютного законодательства Законопроект направлен на смягчение административной нагрузки на российских экспортёров и импортёров при внешнеторговой деятельности. Поправками предусматривается, в частности, дополнение законопроекта нормой о возможности освобождения резидента от административной ответственности на 30-дневный период со дня истечения срока, установленного внешнеторговым контрактом, дифференциация размеров штрафов в случае нерепатриации денежных средств в российской и иностранной валюте.

1

Существенным элементом режима исключений и в то же время технико-юридическим приемом, играющим, по всей видимости, более широкую и юридически самостоятельную роль, является категория

«исчерпывающий перечень» («перечисленное с полной точностью», по ленинским словам).

Думается, эта категория – категория большой теоретической и практической значимости – достойна обстоятельного, глубокого изучения. Путем исчерпывающего перечня оказывается возможным достигнуть весьма большой степени точности в регулировании общественных отношений, очертить в регулировании строгие рамки (в частности, ввести в строгие рамки властные функции государственных органов, должностных лиц), исключить неопределенность в регулировании, случаи такого применения нормативных положений, когда искажается их содержание.

При этом социальный и юридический эффект исчерпывающего перечня проявляется в полной мере тогда, когда он действительно вы-

1 См.: Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. Свердловск, 1972. С. 131–132.

2 Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1975. № 11. С. 10.

3 Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1986. № 2. С. 3. См. также определение Верховного Суда РСФСР по другому делу, изложение которого озаглавлено так: «Условия, препятствующие направлению виновного в воспитательно-трудовой профилакторий, предусмотренные ч. 3 ст. 341 УК РСФСР, не подлежат расширительному толкованию» (Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1986. № 6. С. 3).

Общие дозволения и общие запреты в советском праве

ражен в полном списке обстоятельств, категорий лиц и т.д., списке замкнутом, «с точкой». Иначе на практике могут возникнуть трудности, а значение перечня сведено на нет.

Так, в частности, случилось с одним из положений, посвященных малым кооперативам. В 1987 году правительством были приняты постановления об организации кооперативов, призванных способствовать развитию сферы услуг, производству товаров народного потребления, переработке вторичного сырья1. Чтобы привлечь к указанным сферам деятельности дополнительные трудовые ресурсы, в постановлениях обозначены категории населения, из которых должны формироваться кооперативы: пенсионеры, домашние хозяйки, студенты, учащиеся. Перечень, на первый взгляд, имеет исчерпывающий характер: после двоеточия перечисляются четыре упомянутые категории населения и стоит точка. Но это только на первый взгляд, так как в тексты приведенных положений нормативных актов включены слова «в основном». Понятно, что для обеспечения деятельности кооперативов нередко нужны постоянно работающие организаторы, специалисты – те, кого ныне именуют «кооператоры». Привлечение такого рода работников к деятельности малых кооперативов могло быть достигнуто путем четких и точных нормативных указаний (например, путем установления исключений из исчерпывающего перечня или иных строгих юридических конструкций). Включение же в тексты соответствующих положений слов «в основном» привело к утрате этими положениями качества исчерпывающего перечня, породило неопределенность, а отсюда трудности на практике. На местах в некоторых случаях получилось так, что с опорой на слова «в основном» образовались отдельные кооперативы, в которых не оказалось ни одного пенсионера, ни одной домашней хозяйки, ни одного студента или учащегося, а были только люди, ушедшие с общественного производства. Не случайно поэтому в Законе о кооперации в СССР указанные слова («в основном») не воспроизведены, а в соответствующей статье, посвященной членству в кооперативах и сфере производства и услуг, использована в отношении упомянутых категорий граждан и работников, высвобождаемых из государственных предприятий, организаций и учреждений, иная юридическая конструкция – «преимущественное право» (п. 2 ст. 40).

Но здесь достоин внимания вот какой момент. При известных обстоятельствах социальный и юридический эффект, характерный

1 СП СССР. 1987. № 10. Ст. 41, 42; № 11. Ст. 43, 44.

Глава 8. Правовые режимы

для исчерпывающего перечня, может быть достигнут и в случаях, когда он выражен не и полном, замкнутом списке, а в списке открытом, допускающем расширение перечисляемых обстоятельств, вопросов. Происходит это, в частности, тогда, когда устанавливается компетенция органа самоуправления в обстановке доминировавшей до того системы властно-административного, командного управления. Когда в п. 5 ст. 6 Закона о государственном предприятии (объединении) приводится перечень вопросов, которые решает общее собрание трудового коллектива, и дополнительно указывается на то, что собрание «рассматривает другие наиболее важные вопросы деятельности предприятия», то и тут достигается строгая определенность регулирования. Определенность состоит в том, что вводится исключительная компетенция общего собрания, а компетенция органа административного управления очерчивается четкими рамками (да плюс к тому открывается возможность расширения компетенции органа самоуправления: рассмотрение им и других важных вопросов, не указанных в списке).

Еще по теме Категория «исчерпывающий перечень»:

  1. 2.2. Анализ некоторых положений четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации с точки зрения соответствия требованиям международных конвенций и договоров