Две палаты федерального собрания. Федеральное Собрание Российской Федерации – Парламент России. Специфика создания СФ

(нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

Для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

Для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

Для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

а) Совета Федерации;

б) Государственной Думы.

Первую из них принято именовать верхней, вторую - нижней. Такая терминология в Конституции не употребляется, однако она является общепринятой как в конституционной теории, так и в политической практике.

Верхняя палата - это обычно орган представительства субъектов федерации (в федеративных государствах) либо регионов, территориальных образованийунитарных государствах). Поэтому термин «верхняя палата» не означает, что она стоит над нижней, наделена большими полномочиями. Скорее наоборот, так как именно нижняя палата выполняет основное назначение представительного органа -осуществлять законодательную деятельность - является органом общенационального представительства. Именно через Думу обеспечивается отражение основных социальных, групповых, профессиональных интересов, политических и идеологических воззрений) существующих в обществе.

Главное отличие двухпалатной структуры Федерального Собрания от ранее существовавшей заключается в следующем:

Палаты заседают раздельно;

За каждой из них закреплена собственная компетенция;

Общая компетенция Федерального Собрания как единого органа Конституцией не определяется;


Обе палаты образуют свои комитеты и комиссии, принимают свой отдельный, а не общий, как было ранее, регламент, избирают свои руководящие органы, председателей, их заместителей;

Действующей Конституцией не предусмотрено создание органа, объединяющего работу обеих палат, каким по прежней Конституции был Президиум Верховного Совета;

Не введена и должность Председателя Федерального Собрания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Различное функциональное назначение палат предопределяет и различный порядок их образования. Государственная Дума избирается сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок образования палат - формирования и выборов - устанавливается федеральными законами.

Сущность и порядок деятельности каждой из палат Федерального Собрания определяются содержанием полномочий Совета Федерации и Государственной Думы.

Закрепляя полномочия палат российского парламента, Конституция РФ (ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

Совет Федерации играет важнейшую роль в осуществлении государственной власти и обладает в связи с этим широкими полномочиями, а именно:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ. Следует иметь в виду, что оно может осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации;

б) утверждение указов Президента России о введении военного положения в соответствии со ст. 87 или чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции РФ;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России;

г) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

д) отрешение Президента России от должности в порядке, предусмотренном Конституцией РФ (ст. 93);

е) назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. Это полномочие верхняя палата осуществляет по представлению Президента России;

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также по представлению Президента России);

з) к компетенции Совета Федерации отнесено также формирование части состава Счетной палаты, которая образуется им и Государственной Думой для контроля за исполнением федерального бюджета.

Решения по всем вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает в форме постановлений (большинством или 2/3 голосов от общего числа членов палаты).

К числу полномочий Государственной Думы Конституция РФ относит:

а) дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ по представлению Президента России;

г) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

л) объявление амнистии, т.е. акта о полном или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших преступления, либо замену этим лицам назначенного судом наказания более мягким;

е) выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности;

ж) к компетенции Государственной Думы относится также формирование части состава Счетной палаты: она назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Важнейшей сферой законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является правовое регулирование основных вопросов обеспечения обороны страны и руководства Вооруженными Силами России.

Значительными полномочиями в сфере обороны страны наделена верхняя палата российского парламента - Совет Федерации. Как уже говорилось выше, эта палата утверждает указы Президента России о введении военного или чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, что военное положение может быть введено в случае прямой агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии как на территории всей страны, так и в отдельных ее местностях.

Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации лишь в случаях, указанных в специальном Законе «О чрезвычайном положении». Среди них: стихийные бедствия, крупные аварии, катастрофы, эпидемии, массовые нарушения общественного порядка и другие обстоятельства, которые представляют угрозу жизни и здоровью граждан или могут повлечь тяжкие последствия.

Совет Федерации по предложению Правительства Российской Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории.

Но наибольшее количество вопросов, связанных с обеспечением обороны страны, решается парламентом Российской Федерации путем принятия федеральных законов.

Местное самоуправление в Российской Федерации. Принципы организации и функционирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Орган государственной власти - это главный механизм государства, осуществляет определённые функции по решению стоящих перед ним государственных задач.

Механизм государства = аппарат гос(вся совокупность гос органов) + государственное учреждение, выполняющая функцию обеспечения работы аппарата государства.

Признаки государственного органа:

1. Элемент аппарата государства.

2. Обладает компитенцией и властными полномочиями.

3. Состоит из государственных служащих.

4. В праве принимать правовые акты.

5. Обладает материальной базой для осуществления полномочий.

6. Обладает внешней формальным принципом(эмблема, марки, печати).

Местное самоуправление - это самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти..

Понятие гражданского права и его источники. Понятие гражданских правоотношений. Физические лица, как субъекты гражданских правоотношений.

Гражданское право - это наука (учение) о гражданском праве.

Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений. Гражданское право так называется отдел права, нормы которого определяют положение и регулируют отношения отдельных лиц как членов общества в их так наз. "частной жизни", т. е. их положение и отношения личные, семейные и имущественно-хозяйственные.

Гражданское право — термин, использование которого очень разнилось и разнится в разных правовых системах.

В странах романо-германской правовой семьи, включая Россию и другие страны бывшего СССР под гражданским правом понимается отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права.

Юстиция - справедливость.

Источники гражд прав представляют собой формы. Закреплённых гражданских правовых норм:

Конституция РФ правозглавляет равенство прав собственности, свободы конкуренции, каждый гражданин имеет право на свободное исполнение своих возможностей, финансовое, кредитное регулирование, право на собственность, информацию, судебную защиту.

Гражданский кодекс РФ - экономическая конституция РФ.

Юридическая связь обратна:

Гражданское право - один из видов правоотношений. Общественное отношение, которое урегулированные нормами права.

Структура гражданских правоотношений.

Субъекты гражданских правоотношений явл либо граждане, лица без гражданства(апатриды), иностранцы, юридические лица, муниципальные, государственные и международные учреждения.

Физические лица.

Объекты гражданского правоотношения - это то, на что направлена деятельность субъекта(вещи, имущество, процессы создания).

Это взаимоотношение его участников.

Субъективное право - это юридическое обеспеченная мера возможного поведения уполномоченного лица.

Основания изменения и прекращения гражданских правоотношений:

Являются юридические факты (это факты реализации действий с которыми действуют законы связывающие изменение, прекращение гражданских прав (любые гражданские права)

Юридические факты делятся на события и действия.

События - это обстоятельство, возникшие не зависимо от человека и обстоятельств, возникшие по воле, но вышедшие из под контроля.

Действия - это обстоятельсва, возникшие по воле человека: правомерные(юридические акты, сделки, админ акты, решение суда, юридические поступки), неправомерные.

В зависимости от характера последствий: правопорождающие, правоизменяющие, правовосстанавливающие.

Предметом рассмотрения научной работы является сущность и основные черты парламента РФ - Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

Основной целью научной работы является анализ современного конституционно-правового института парламента в России - Федерального собрания.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Дать характеристику Федеральному собранию с точки зрения его структуры и принципов построения;

2. Раскрыть основные полномочия федерального собрания и порядок его формирования.

3. Рассмотреть принципы взаимодействия Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех её составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.

В установленной Конституцией системе разделения властей на федеральном уровне Федеральное Собрание в целом представляет законодательную власть и взаимодействует с федеральными органами исполнительной и судебной власти. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007. С.123.

Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, но Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, хотя тоже без достаточных формальных оснований, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. С.345.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом.

Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт:

1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимос-ти во внутренней организации;

2) неодинаковая компетенция палат -- к их ведению относятся в ос-новном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют раз-ные полномочия;

3) разный порядок формирования палат;

4) особенности представительной природы каждой- палаты.

Конституцией РФ определён количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Для Государственной Думы это абсолютный показатель - 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. По истечении срока полномочий Думы Президент России назначает выборы Государственной Думы нового созыва.

Применительно к Совету Федерации речь идет о формировании, а не избрании, так как эта палата может формироваться путем как избрания, так и назначения, вхождения представителей от представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Принцип постоянного действия Федерального Собрания обусловлен той важной ролью, которую оно выполняет как представительный и законодательный орган Российской Федерации, и предполагает возможность проводить заседания Федерального Собрания в течение длительного периода. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005. С.128.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, согласно своему Регламенту, проводит две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента Российской Федерации, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее 1/5 от числа депутатов палаты, принявших участие в голосовании по данному вопросу.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 15 сентября по 15 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента России, Председателя Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Федерации в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа членов Совета Федерации.

Общие руководящие органы Федерального Собрания не формируются и руководство каждой из палат является самостоятельным. Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы Федерального Собрания избираются из числа членов соответствующей палаты на первом заседании каждой из палат тайным голосованием.

Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы ведут заседания соответствующих палат, ведают внутренним распорядком их деятельности, обеспечивают координацию работы комитетов и комиссий палат, депутатов, представляют Совет Федерации и Государственную Думу в их взаимоотношениях между собой, а также во взаимоотношениях с Президентом и Правительством России, высшими судебными органами, Генеральным прокурором Российской Федерации, субъектами Федерации, общественными объединениями, парламентами зарубежных государств, международными парламентскими организациями, а также в согласительных процедурах, предусмотренных Конституцией.

Совет Федерации и Государственная Дума из числа своих членов образуют постоянно действующие комитеты различного профиля для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов определяется палатой.

Каждая палата вправе создать временные комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или при выполнении полученного задания временные комиссии прекращают свою работу.

Палаты вправе по собственной инициативе, а также по предложению Президента или иных субъектов законодательной инициативы создавать для разрешения спорных вопросов согласительные комиссии.

В соответствии с ч. 4 ст. 101 Конституции каждая из палат принимает свой регламент: Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы. Регламент - это свод процедурных правил определенного вида деятельности, устанавливающих порядок ведения заседания, собрания, сессии. Характеризуемый как внутренний закон парламента, существенная часть конституционного права, регламент в двухпалатном парламенте принимается обычно каждой палатой отдельно, тем самым обеспечивается ее самостоятельное функционирование. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.С.234.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов Российской Федерации в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов Российской Федерации при принятии важнейших конституционно - правовых решений.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.С.203.

Законодательные полномочия занимают особое место в компе-тенции Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его кон-ституционным статусом как законодательного органа -- парламента Российской Федерации. Законодательная деятельность по своему значению и объему -- приоритетная. Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова, охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Она характери-зует роль Федерации в законодательстве, значение представительной, законодательной власти Российской Федерации в системе государст-венной власти, демократизм государства. Конституция РФ определя-ет в общей форме пределы законодательной деятельности российско-го парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.

Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе -- основной и необходимой инстанции в этой работе. Совет Федерации также обладает правами по участию в законода-тельной деятельности, но они имеют иной характер по сравнению с законодательными полномочиями Государственной Думы, Конституция РФ не наделяет Совет Федерации правом принимать законы, од-нако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Го-сударственной Думой. Но такое отклонение закона не носит абсолют-ного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов -- не менее чем двумя третями от общего числа депутатов).

Совет Федерации играет роль своего рода противовеса Государст-венной Думе, способствуя предотвращению поспешных, некачествен-ных, невзвешенных законодательных решений. Он наделен для этого достаточно действенными и реальными правами.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации, что призвано обеспечить учет его мнения в законотворческом процессе. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон по существу на своем заседании.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Кроме названных законов обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.

Библиографический список литературы

1. Конституция РФ.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005.

5. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

6. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Теория государства и права: Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

Федеральное собрание в соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации является ее парламентом, высшим законодательным и представительным органом. Его статус определяется в 5 главе Конституции.

Федеральное Собрание имеет представительный характер. Парламент выражает интересы и волю народа через законы, и другие нормативные правовые акты . Таким образом, устанавливается, что политическая воля народа выражается избранным народным правительством, которое самостоятельно принимает самые важные решения.

Функции Федерального собрания РФ

Парламент является законодательным органом. Ведущее место в деятельности депутатов и основной задачей является принятие законов, т.е. Парламент является законодательной властью. Все до единого законы в Российской Федерации издаются только после рассмотрения и одобрения Федеральным собранием. Компетенция Парламента в рамках полномочий России и Конституции РФ в области законодательства ничем не ограничена.

Помимо законодательных функций, Федеральное Собрание выполняет и некоторые функции контроля за исполнительной властью. Правда, они довольно ограничены. Парламент осуществляет контроль через федеральный бюджет, который принимает Государственная Дума. Также имеется права отказа в доверии Правительству, при такой ситуации оно может по указанию Президента отправиться в отставку.

Состав Федерального собрания РФ

Федеральное собрание включается в себя две палаты:

  • Совет Федерации (верхняя палата);
  • Государственная Дума (нижняя палата).

В состав Совета Федерации входят члены интересы отдельных субъектов и регионов России. Несмотря на это, решение этого органа адресованы не отдельным субъектам, а всей Российской Федерации.

Принцип комплектования обеих палат (как и их состав) совершенно разный. В Государственную Думу входят 450 депутатов, а Совет Федерации включает по одному представителю исполнительного органа и одному представительного органа государственной власти от каждого субъекта. Таким образом, из 83 субъектов набирается 166 членов Совета. Один и тот же человек одновременно являться членом обеих палат не может. В соответствии с Конституцией срок избрания Государственной Думы составляет 5 лет, а Совету Федерации срок не установлен. Порядок выбора депутатов в обе палаты устанавливается федеральным законодательством.

Деятельность Федерального собрания РФ

Как орган власти Федеральное собрание действует постоянно. В регламентах обеих палат конкретно указываются даты начала и окончания сессий, а также каникулы.

Заседания верхней и нижней палаты происходят раздельно. Депутаты заседают совместно лишь в некоторых особых случаях, например при заслушивании послания Президента. Такая организация я необходима для ограждения от принятия необдуманных и поспешных решений, а также для уменьшения влияния эмоций и неосмотрительности депутатов.

Кроме того, Конституцией предусматривается совершенно различные компетенции для каждой палаты. Таки образом обеспечивается система «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. Эта систем отводит Совету Федерации по отношению к Государственной Думе роль своеобразного тормоза. Тем самым предотвращается возможность властвования «тирании большинства», которое может быть завоевана на выборах в Государственную Думу различными политическими силами.

Таким образом, парламент является высшим законодательным и представительным органом и своеобразной уравновешивающей силой конкурирующих политических сил. Он защищает интересы тех сил, которые на сегодняшней политической арене имеют меньшие возможности по воздействию на жизнь страны в сфере политики.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.