Федеральный закон о прокурорском надзоре. Принятие нового федерального закона "о прокуратуре российской федерации". Раздел iii. прокурорский надзор

Закон «О прокуратуре РФ», последняя редакция которого приходится на 28 июня 2017 года, определяет функции этого государственного органа и регламентирует его полномочия. В их числе – надзор за соблюдением норм закона, который осуществляется во время прокурорских проверок.

Представление об органе, контролирующем соблюдение действующего законодательства и Конституции, дает закон «О прокуратуре РФ», последняя редакция которого приходится на 2017 год.

Он регламентирует проведение проверок: их сроки и последовательность.

Также этот закон дает прокуратуре полномочия выступать на судах в качестве государственного обвинителя.

Последние поправки среди прочего упорядочили проведение проверок и зафиксировали сроки выполнения требований прокурора.

Копнем глубже – рассмотрим структуру закона.

Краткий обзор структуры закона

Закон «О прокуратуре РФ» был принят 17 января 1992 года. За это время в него было внесено немало поправок, затрагивающих права и полномочия этого государственного органа.

Прежде чем приступить к их рассмотрению, разберемся в структуре закона.

  1. Раздел первый посвящен общим положениям. Включает статьи с 1 по 10. Дает определение, что такое прокуратуры, вводит правовую основу деятельности этого органа. Статья 10 описывает порядок рассмотрения обращений в прокуратуру (в частности, или ).
  2. Раздел второй показывает, как организована система прокуратуры, каким образом происходит назначение Генерального прокурора и представителей в субъектах Федерации. Объединяет в себе статьи с 11 по 20.1. Отметим, что статьи 13 и 20.1 утратили силу.
  3. Раздел третий регламентирует порядок осуществления надзора за исполнением действующего законодательства, а также основных прав и свобод человека. Включает статьи 21-34, разбит на 4 главы.
  4. Четвертый раздел содержит информацию об участии прокурорских работников в судебных заседаниях. Это статьи с 35 по 39.
  5. В пятом разделе обсуждается несение службы в органах прокуратуры. В статьях 40-45 перечисляются требования для кандидатов, ограничения, связанные с выполнением таких обязанностей, особенности подготовки кадров и правовая защита.
  6. Тема шестого раздела – организация деятельности военной прокуратуры, обеспечение ее работы. Включает статьи 46-50.
  7. В разделе семь, статьях 51-54, обсуждаются другие вопросы, не вошедшие в предыдущие.

Заканчивается закон «О прокуратуре РФ» приложением, которое посвящено размеру денежного вознаграждения в 2017 году служащих Генеральной прокуратуры и органов в субъектах.

Права и обязанности прокурора: что говорит закон

Кратко опишем ход проверок в 2017 году.

  1. За 10 суток до запланированного начала проверки высылается уведомление, которое включает список необходимых для представления документов.
  2. В этом бланке указывается, по какой причине ожидается проверка. Как пример, поступление информации о нарушении закона данным юридическим лицом.
  3. Проверка проводится на протяжении месяца, при необходимости срок может быть продлен.
  4. На основании результатов готовится акт.

Как показывает последняя редакция, актуальная в 2017 году, проверяемое юридическое лицо имеет право ознакомиться с составленным актом.

Представитель прокуратуры предоставляет ему информацию о его правах.

В соответствии с последней редакцией, усложняется порядок проведения проверок и увеличивается их срок.

Это значительно снижает вероятность неправомерных визитов в некоммерческие и другие организации.

Сравнение со старой редакцией

Грубо говоря, раньше эти проверки происходили следующим образом: прокурор мог даже за день затребовать большой перечень документов, а в случае непредоставления грозила ответственность.

Не фиксировалось конкретное основание для визита проверяющего.

Для юридических лиц не была предусмотрена возможность ознакомиться с результатами проверки.

Касательно проведения проверок, выделим основные отличия последней редакции, актуальной на 2017 год:

  1. Предупреждение о предстоящем выезде минимум за 10 дней.
  2. Указание конкретного основания.
  3. Возможность ознакомления с результатами проверки.

На самом деле, последняя редакция упорядочивает проведение проверок и усложняет их порядок.

Кроме того, теперь для надзора нужны существенные основания, которые указываются в присланном уведомлении.

Какие еще изменения вступили в силу с начала 2017 года

Закон «О прокуратуре РФ» претерпел еще несколько изменений. Рассмотрим ряд поправок.

  1. Статья 41.3. В соответствии с дополнениями, внесенными в последней редакции, Правительство РФ будет обеспечивать сотрудников прокуратуры военной формой либо специальным обмундированием. Носить эту форму смогут и те, кто уже не работает в государственном органе, но находился на службе там 20 и более лет.
  2. Статья 41.5. Теперь чтобы перевести военнослужащего прокуратуры (где можно ) в другой регион по закону «О прокуратуре РФ» не требуется его согласие.
  3. Статья 46. В соответствии с изменениями пункта 2 Генеральный прокурор обладает расширенным спектром полномочий, в том числе основание, реорганизация и прекращение деятельности органа прокуратуры.
  4. Статья 48. По пункту 8, офицеры военной прокуратуры теперь будут проходить военную службу в данных органах, а не в других воинских подразделениях. На основании пункта 9 назначение офицера и в последующем его увольнение находится в компетенции Генерального прокурора.

Изменения 2017 года затронули и статью 50, которая посвящена обеспечению работы органов прокуратуры (куда входит и начисление ).

Краткий обзор последних изменений

С 28 июня начала действовать новая редакция закона № 79-ФЗ от 7 мая 2013 года, который не допускает открытие рядом лиц счетов в зарубежных банках и использование иностранных финансовых инструментов.

Важно: к иностранным финансовым инструментам относятся, среди прочего, ценные бумаги, договоренности о займе и кредитные договора, выпущенные в банках других стран.

В связи с этим новшеством вносится поправка в закон «О прокуратуре РФ».

На основании пункта 1 статьи 41.9, сотрудник будет увольняться при обнаружении использования таковых им/ей, женой/мужем или не достигшими совершеннолетия детьми.

Теперь вы имеете общее представление об изменениях 2017 года. Подведем итог.

Закон «О прокуратуре РФ» дает четкое определение этому государственному органу и обозначает его полномочия.

Он образован главным образом для контроля за соблюдением норм закона.

В некоторых случаях представитель прокуратуры выступает на суде в качестве государственного обвинителя.

Изменения затронули перевод работников в другие регионы, прохождение воинской службы в органах военной прокуратуры и некоторые другие сферы.

о внесении изменении в федеральный закон о прокуратуре РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 N 168-ФЗ, от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 19.11.1999 N 202-ФЗ, от 02.01.2000 N 19-ФЗ, от 29.12.2001 N 182-ФЗ, от 28.06.2002 N 77-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 05.10.2002 N 120-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 15.07.2005 N 85-ФЗ, от 04.11.2005 N 138-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 17.07.2009 N 171-ФЗ, от 28.11.2009 N 303-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П, от 11.04.2000 N 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П, от 18.07.2003 N 13-П)

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Статья 2. Международное сотрудничество

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

2. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Никто не вправе без разрешения следователя разглашать материалы предварительного следствия, проводимого следственными органами прокуратуры, до его завершения.

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

3. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

1. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

3. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью

1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 9. Участие в правотворческой деятельности

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

2. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

50. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: структура и содержание

Структура: ФЗ состоит из 7 разделов и содержит 54 статьи.

Раздел 1. Общие положения. Содержит понятие прокуратуры, рассматривает ее деятельность и принципы организации, международное сотрудничество, недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора каких-либо лиц, а также участие прокурора в заседаниях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, обязательность исполнения требований прокурора, координацию деятельности по борьбе с преступностью, рассмотрение прокурором заявлений и т. д.

Раздел 2. Система и организация прокуратуры РФ. В этом разделе рассматривается система прокуратуры РФ, Генеральная прокуратура РФ и Генеральный прокурор РФ, назначение его и других прокуроров на должность, прокуратуры субъектов, городов, районов, полномочия этих прокуроров и коллегии в органах прокуратуры.

Раздел 3. Прокурорский надзор. В данный раздел входят 4 главы.

Глава 1 рассматривает общий надзор, т. е. надзор за исполнением законов и акты прокурорского реагирования на нарушение законов.

Глава 2 предусматривает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Глава 3 рассматри-вает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Глава 4 закрепляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Раздел 4. Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Рассматривает случаи участия прокурора в рассмотрении дел судами, опротестование судебных решений, отзыв протеста, приостановление исполнения судебного приговора, представление о даче судам разъяснений.

Раздел 5. Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры. В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» содержатся положения о службе в органах и учреждениях прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора или следователя, ограничения по службе, испытание при приеме на работу, присяга прокурора (следователя), аттестация прокурорских работников, присвоение классных чинов, выдача служебного удостоверения, личное дело работника, форменное обмундирование. А также отпуск, поощрение, ответственность, прекращение службы, повышение квалификации, материальное и социальное обеспечение, меры правовой и социальной поддержки.

Раздел 6. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.

Он состоит из положений о Главной военной прокуратуре, ее структуре, полномочиях прокуроров, кадрах, материальном и социальном обеспечении военнослужащих.

Раздел 7. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры. Закрепляет статистическую отчетность, печать органов и учреждений, финансовое и материальное обеспечение органов и учреждений прокуратуры.

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора Коллектив авторов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОНот 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОНот 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Федеральный закон «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Федеральный законот 17 января 1992 г. № 2202-I«О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(ред. от

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Федеральный закон «ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Федеральный закон «ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ(ред. от

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Из книги Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" автора Автор неизвестен

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года Одобрен Советом

Из книги Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" автора России Законодательство

Федеральный закон о «Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона „О страховых

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора России Законодательство

Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" Вступает в силу 1 марта 2011 г.Принят Государственной Думой 28 января 2011 годаОдобрен Советом Федерации 2 февраля 2011

Из книги Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" автора России Законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации Принят Государственной Думой 26 апреля 2002 годаОдобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года(в ред. Федеральных законов от 28.10.2003 N 134-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ,от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 23.07.2008 N

Из книги Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" автора России Законодательство

Федеральный конституционный закон «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года(ред. от 30.06.2003)Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Федеральный конституционный закон «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года(ред. от 22.03.2001)Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный

Из книги Религиозная тайна автора Андреев К. М.

Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде Российской Федерации Принят Государственной Думой РФ 24 июня 1994 годаОдобрен Советом Федерации РФ 12 июля 1994 года(в ред. Федеральных конституционных законовот 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ,от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от

Из книги автора

Федеральный Закон О мировых судьях в Российской Федерации Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 годаОдобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 года (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 № 50-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.11.2004 № 142-ФЗ, от 30.11.2004 № 144-ФЗ, от 14.02.2005 № 2-ФЗ, от 05.04.2005

Из книги автора

19. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: общие положения ФЗ «О прокуратуре РФ» определяет принципы деятельности и организации прокуратуры РФ, систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры, полномочия прокурора в разных направлениях

Из книги автора

25. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» о полномочиях прокурора (ст. 22) «1. Прокурор при осуществлении возло женных на него функций вправе:? по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов,

Из книги автора

О прокуратуре Российской Федерации Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 23.07.2013) (Извлечение) ‹…›5. Запрещается обработка, в том числе включение в состав личного дела прокурорского работника, персональных данных прокурорского работника, отнесенных в

Прокуратура представляет собой систему государственных органов, следящих за соблюдением регламента Конституции и других нормативных актов Российской Федерации. Деятельность прокуратуры подразделяется на 2 типа:

  • Проверка;
  • Надзор.

Равносильно другим государственным органам, рассматриваемая система требует тщательной регламентации и ревизии собственной деятельности в рамках существующего законодательства. В этих целях был разработан Федеральный закон № 2202-1. Но что представляет собой изучаемый нормативно-правовой акт? Каковы основные положения данного Федерального закона? Что он регламентирует? Когда были внесены последние актуализирующие поправки в его действительный текст? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 вступил в официальную юридическую силу 17 января 1992 года. Данному событию предшествовало собрание Федерационного совета, на котором соответствующий законопроект был принят для подписания Президентом РФ. Также в это время вносились некоторые правки в Ф 178. Подробности

Федеральный закон № 2202-1 состоит из 7 разделов (54 статьи) и отличается следующей структурой:

  • Раздел 1 - Общие положения изучаемого Федерального закона (ст. 1-10 );
  • Раздел 2 - Организация и система российской прокуратуры (ст. 11-20) ;
  • Раздел 3 - Нормативы прокурорского надзора (ст. 21-34 );
  • Раздел 4 - Нормативы участия прокуратуры в процессах судопроизводства (ст. 35-39 );
  • Раздел 5 - Особенности службы в прокуратуре (ст. 40-45 );
  • Раздел 6 - Особенности военной прокуратуры (ст. 46-50 );
  • Раздел 7 - Иные вопросы и нюансы в сфере прокурорской работы (ст. 51-54 ).

В качестве дополнения, к основному тексту Федерального закона прилагаются следующие бухгалтерские документы, рассчитывающие размеры ежемесячных поощрений сотрудников:

  • Генеральной прокуратуры РФ;
  • Прокуратуры субъектов России;
  • Отдельных прокурорских систем городов и поселений.

Федеральный закон № 2202-1 регламентирует юридические и социальные права, возникающие в процессе прокурорской деятельности. Последние поправки в изучаемый нормативный акт были внесены 29 июля 2017 года.

Функции и принципы работы прокуратуры по ФЗ 2202-1

В соответствии с регламентом статьи 1 изучаемого нормативного акта, основными функциями изучаемой структуры являются:

  • Надзор за исполнением регламента действующего законодательства иными государственными органами, а также юридическими и физическими лицами;
  • Контроль деятельности судебных приставов;
  • Контроль процессов судопроизводства;
  • Осуществление уголовного преследования;
  • Содействие правоохранительным органам в плане борьбы с преступностью.

Согласно актуальному тексту статьи 4 изучаемого Федерального закона, прокурорская система осуществляет свою деятельность вне зависимости от иных правоохранительных органов. Работники прокуратуры не уполномочены занимать должности в иных правовых учреждениях. Деятельность по совместительству, заниматься которой прокурор имеет законное право, может являться:

  • Педагогической;
  • Научной;
  • Творческой.

Генеральная прокуратура Российской Федерации уполномочена на выпуск собственных нормативно-правовых изданий в соответствии с актуальной конституцией Российской Федерации.

Какие были внесены изменения?

Каждый нормативно-правовой акт, изданный непосредственно на территории Российской Федерации, регулярно проходит процедуру обновления своего регламента. Данный процесс способствует упразднению нелегитимных частей каждого конкретного Федерального закона и актуализации его основных положений. Процесс актуализации нормативного акта является необходимым нюансом в условиях постоянно изменяющейся политической и правовой обстановки как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.

За всё время своего существования Федеральный закон претерпел множество изменений. Последние поправки в его текущий регламент были внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа был применён Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 41.4 и 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 25 и 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» в части предоставления дополнительных социальных гарантий и компенсаций, связанных с оплатой проезда» № 246-ФЗ. Статьёй 1 указанного выше нормативного акта внесены следующие поправки в ФЗ-2202-1:

  • В 3 абзац части 1 статьи 41.4 добавлено предложение, устанавливающее, что если местом отдыха служащего прокуратуры в период основного отпуска является оздоровительный санаторий, то проезд оплачивается и сотруднику, и членам его семьи;
  • В пункт 3 статьи 44 добавлен абзац, гласящий, что единожды в год сотруднику прокуратуры оплачивается железнодорожный, водный, наземный (кроме такси) или авиатранспорт в два направления, следующий по адресу курортно-оздоровительного комплекса. На подобные льготы также могут рассчитывать:
    • Члены семей работников прокуратуры;
    • Сотрудники, уволенные по причине травмы, полученной при исполнении;
    • Сотрудники в отставке.

Пункт 7 статьи 44 рассматриваемого Федерального закона признаётся утратившим актуальность.

Важные статьи Федерального закона № 2202-1

В целях подробного изучения рассматриваемого федерального закона необходимо обратить внимание на следующие статьи данного нормативного акта:

  • Ст. 21 - определяет конституционные и международные права человека и гражданина, как предмет прокурорского надзора. Срок прокурорской проверки деятельности отдельных предприятий, систем и личностей не должен превышать 30 календарных дней;
  • Ст. 22 - определяет прямые полномочия прокурора, в частности:
    • При предъявлении соответствующего удостоверения - беспрепятственное проникновение на территории предприятий и служебных помещений;
    • Право допрашивать граждан и представителей юридических лиц на предмет нарушения действующего законодательства Российской Федерации;
    • Право на требование предоставления необходимой для осуществления проверки документации;
  • Ст. 40 - устанавливает порядок службы в органах прокуратуры Российской Федерации. Определяет принадлежность сотрудников прокуратуры к государственным служащим, содержит ссылки на Трудовой кодекс РФ.

Актуальный текст представленных выше статей Федерального закона № 2202-1 позволяет наиболее глубоко изучить сферу деятельности прокурорских сотрудников и их роль в обеспечении законных прав и свобод гражданина и человека на территории РФ.

Скачать новую редакцию ФЗ о прокуратуре РФ

В целях наиболее подробного изучения существующего регламента Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» рекомендуется ознакомиться с его обновлённым текстом. Текст Федерального закона № 2202-1, с последними поправками, актуальными на период ноября 2017 года, доступен по следующей

Вот уже двадцатый год как Российская Федерация признана правовым (статья 1 Конституции РФ) государством, но очень часто мы сталкиваемся с красными пятнами полицейской государственности, одной из которых является деятельность нынешней российской прокуратуры.

Действующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-I ставит в качестве основной задачи прокуратуры осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнении действующих законов. Иначе говоря, основной функцией нынешней прокуратуры является осуществление надзора за законностью – ВЕРХОВЕНСТВОМ ЗАКОНА что ни как не соответствует потребностям нынешней Российской государственности.

Нам думается, что в правовом государстве прокурорский надзор за законностью сродни фантомным болям, которые наносят серьезный удар, и без того больному, психофизическому состоянию молодого государственного организма. Ибо основной целью любого правового государства является (1) охрана прав и свобод человека, гражданина и (2) обеспечение верховенства права. Действующая прокурорская машина, как нельзя, лучше всего понимает свое бессмысленное состояние.

Создавая иллюзию бурной и, якобы, очень важной деятельности она укрепляет своей имидж, вместе с тем дискредитируя действующую власть (которая, казалось бы, не замечает или не хочет замечать этого) и в первую очередь власть Главы Государства. Не случайно с давних времен народ называет прокуратуру «око государево».

Граждане видя, на первый взгляд серьезную, власть прокуратуры по обеспечению законности и в надежде на справедливость взывают к прокурорам о помощи, но получая откровенные отписки (об отсутствии полномочий, о передачи заявления на рассмотрение того органа в которой гражданина уже давно послали во все четыре стороны, о передачи жалобы нижестоящему или вышестоящему прокурору, о том что гражданину следует обратиться в суд) быстро теряют доверие к прокуратуре и одновременно к Президенту и к государственной власти в целом.

Не каждый гражданин станет разбираться объективно с применением научных подходов, в чем же причина? Почему же прокуратура не может оказать реальную, оперативную и эффективную помощь, тогда как должностные лица иных государственных органов (допустим ФМС, ФСИН, ФСБ, МВД и т.п. – которые имеют реальную власть) часто плевать хотят на права и свободы человека и тем более на законность?

Практический результат

С целью изменения ситуации нами был составлен проект федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который, безусловно, нуждается в доработке специалистами по законодательной технике и широкого обсуждении представителями гражданского общества и властями.

Законопроект качественно меняет существо правового регулирования прокуратуры, четко ориентируя её в двух основных направлениях.

Во-первых, это осуществление функции уголовного преследования в формах
(1) возбуждения уголовного дела;
(2) осуществление процессуального контроля над органами, осуществляющими предварительное расследование в форме дознания и процессуального надзора над органами предварительного следствия – чем прокуратура занимается в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом;
(3) утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта) – чем прокуратура занимается в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом;
(4) представление государственного обвинения в судах осуществляющих уголовное правосудие – и эти прокуратура занимается в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом.

Во – вторых, это участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами в качестве представителя интересов государства в судах, арбитражных судах и международных судебных органах.

Прокуратура также должна осуществлять иные функции, которые вытекают из первых двух, тем самым прочно закрепляя ее как прокуратуру истинного правового государства. А если говорить точнее то это функции по осуществлению (1) надзора за исполнением законов органами пенитенциарной системы, органами применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также (2) надзор за исполнительным производством и судебными приставами.

При этом предлагаемый законопроект полностью исключает осуществления бессмысленного прокурорского надзора за законностью и предлагает новую систему организации органов прокуратуры.