Высшая юридическая сила конституции проявляется в. Тема: Высшая юридическая сила и прямое действие конституции. Высшая юридическая сила конституции

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ /МИИТ/

Кафедра «Право»

по дисциплине

ПРАВОВЕДЕНИЕ

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА И ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ

Выполнила: ст. гр. АУИ-412

/Карякина Е.В./

Принял: профессор

/Стецовский Ю.И./

МОСКВА 2000

§ Правовой статус канцлера юстиции и организация его или ее должности должны быть предусмотрены законом. § Уголовные обвинения могут быть предъявлены Канцлеру юстиции только по предложению Президента и с согласия большинства членов Рийгикогу. § Правосудие осуществляется исключительно судами. Суды являются независимыми в выполнении своих обязанностей и отправляют правосудие в соответствии с Конституцией и законами.

§ Судьи назначаются на всю жизнь. Основания и порядок освобождения судей от должности предусмотрены законом. Судьи могут быть отстранены от должности только по решению суда. Судьи не могут занимать какую-либо другую избранную или назначенную должность, за исключением тех, которые предусмотрены законом.

МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СТРАНЫ

Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Правовой статус судей и гарантии их независимости должны быть предусмотрены законом. § Судебная система состоит из. Специализированные суды, обладающие юрисдикцией для решения определенных вопросов, должны создаваться по закону. Создание внеочередных судов запрещено.

§ Окружные и городские суды и административные суды являются судами первой инстанции. Окружные суды являются высшими судами, которые рассматривают постановления судов первой инстанции об апелляции. Верховный суд является высшим судом Эстонии, который рассматривает постановления других судов в соответствии с процедурой отмены. Верховный суд также является судом конституционного контроля.

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Организация судов и их правила процедуры устанавливаются законом. § Председатель Верховного суда назначается на должность Рийгикогу по рекомендации Президента. Судьи Верховного суда назначаются на должность Рийгикогу по рекомендации председателя Верховного суда.

Другие судьи назначаются на должность Президентом по рекомендации Верховного суда. § Правила судебного разбирательства в отношении представительства, защиты, государственного обвинения и надзора за законностью должны быть предусмотрены законом. § При определении дела суды отказываются исполнять закон или другое законодательство или административное решение, противоречащее Конституции.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»(ст.15)

Известно, что под юридической силой акта понимают как его обязательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов. В настоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.

Верховный суд признает недействительным какой-либо закон или другое законодательство или административное решение, противоречащее букве и духу Конституции. § Уголовные обвинения могут быть предъявлены судье в течение его или ее срока полномочий только по предложению Верховного суда и с согласия Президента.

Уголовные обвинения могут быть предъявлены главным судьям и судьям Верховного суда только по предложению канцлера юстиции и с согласия большинства членов Рийгикогу. § Все местные вопросы определяются и администрируются местными властями, которые выполняют свои обязанности автономно в соответствии с законом.

Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из
Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов
Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.

Обязательства могут налагаться на местный орган власти только в соответствии с законом или по соглашению с местным органом власти. Средства для покрытия расходов, связанных с обязанностями национального правительства, которые были установлены законом в местных органах власти, предусмотрены из национального бюджета.

§ Субъектами местного самоуправления являются сельские муниципалитеты и города. Другие субъекты для осуществления местного самоуправления могут формироваться в соответствии с законом и в порядке, предусмотренном законом. § Представительным органом местного органа власти является его совет, который избирается на свободные выборы сроком на четыре года. Срок полномочий совета может быть сокращен законом из-за слияния или разделения местных властей или неспособности совета действовать. Выборы местных органов власти являются общими, единообразными и прямыми.

Конституция имеет прямое действие. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения. С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Таким образом, их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц.
Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независимо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения ими норм
Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской
Федерации для граждан и их объединений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их потенциального восприятия как меры справедливости, применяемой ко всем гражданам в равной мере.

§ У местного органа власти есть независимый бюджет, который составлен в соответствии с принципами и процедурами, предусмотренными законом. Местные власти имеют право на основании закона устанавливать и взимать налоги и налагать обременения. § Административный район местного органа власти не может быть изменен без заслушивания мнения органа.

§ Местная власть имеет право создавать ассоциации и создавать совместные агентства с другими местными органами власти. § Организация работы местных органов власти и надзор за их деятельностью обеспечивается законом. § Право на внесение поправок в Конституцию принадлежит не менее одной пятой членов Рийгикогу и Президента.

Следует отметить, что действие Конституции и законов Российской
Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (за исключениями, установленными действующим законодательством).

В демократическом государстве крайне необходимо, чтобы закон был доведен до всеобщего сведения, поскольку гласность в сфере законодательства непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть привилегией избранных.

Поправки к Конституции не могут быть инициированы, и в Конституцию не могут вноситься поправки во время чрезвычайного положения или состояния войны. § В Конституцию могут быть внесены поправки только Закон, который был принят. Законопроект о внесении изменений в Конституцию получает три чтения в Рийгикогу, интервал между первым и вторым чтением не может быть короче трех месяцев, а интервал между вторым и третьим чтением может быть не короче одного месяца. Порядок внесения поправок в Конституцию определяется в третьем чтении.

§ Для подачи законопроекта о внесении изменений в Конституцию на референдум требуется три пятых большинства членов Рийгикогу. Референдум не может быть проведен ранее, чем через три месяца после принятия резолюции Рийгикогу. § Чтобы внести изменения в Конституцию двумя последовательными членами Рийгикогу, законопроект о внесении изменений в Конституцию должен поддерживаться большинством членов Рийгикогу.

Процесс все большей открытости российского общества не мог не затронуть и сферу обнародования нормативных актов. В данной области произошли существенные изменения, закрепленные конституционными положениями, в соответствии с которыми опубликование законов и других нормативных актов тесно увязано с их введением в действие.

Если законопроект о внесении поправок в Конституцию получил поддержку большинства членов предыдущего Рийгикогу и передан последующим Рийгикогу без изменений в первом чтении и с большинством в три пятых, законопроект считается принятым. § Решение о рассмотрении законопроекта о внесении изменений в Конституцию срочно необходимо принять большинством в четыре пятых. Если это так, законопроект о внесении изменений в Конституцию принимается большинством в две трети членов Рийгикогу.

§ Закон о внесении изменений в Конституцию обнародован Президентом и вступает в силу с указанной в нем даты, но не ранее трех месяцев с даты обнародования. § Поправка к Конституции относительно вопроса, в отношении которого был отклонен законопроект о внесении изменений в Конституцию на референдуме или в Рийгикогу, не может быть начат в течение одного года после отклонения законопроекта на референдуме или в Рийгикогу.

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской
Федерации. Более того, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постановления Правительства, и огромный массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не опубликованы для всеобщего сведения. Данное конституционное положение, по сути дела, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или специальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нормативные акты вступают в силу, т.е. могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.

Конституция и конституционное право

А с ними и конституционный закон, хотя иногда такой закон исходит из источников за пределами государства. Между тем защита прав человека стала предметом озабоченности наднациональных институтов, особенно с середины 20-го века.

Характер конституционного права

В самом широком смысле конституция - это свод правил, регулирующих дела организованной группы. Парламент, церковная конгрегация, социальный клуб или а могут действовать в соответствии с формальным письменным документом, обозначенным конституцией.

Из сказанного следует и другое важное положение: никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании закона, который официально не опубликован для всеобщего сведения.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», принятым Государственной Думой 25 мая
1994 г. и одобренным Советом Федерации 1 июня 1994 г., официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской
Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Кроме того, в Законе установлено, что законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Если в федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания были внесены изменения или дополнения, они могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Не все правила организации находятся в конституции; существует множество других правил. По определению правила, изложенные в конституции, считаются основными, в том смысле, что до тех пор, пока они не будут изменены в соответствии с соответствующей процедурой, все остальные правила должны соответствовать им. Таким образом, председательствующее должностное лицо организации может быть обязано объявить предложение недействительным, если оно противоречит положениям конституции. Неявным в концепции конституции является идея «высшего закона», которая имеет приоритет над всеми другими законами.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания
Президентом Российской Федерации. Акты палат федерального Собрания публикуются не позднее чем через десять дней после дня их принятия.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения)
Государственной Думой и Советом Федерации, а также должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Каждое политическое сообщество и, следовательно, каждое государство имеют конституцию, по крайней мере, поскольку она управляет своими важными институтами в соответствии с каким-то фундаментальным сводом правил. По этой концепции термина единственная возможная альтернатива конституции - это состояние анархии. Тем не менее форма, которую может принять конституция, значительно различается. Конституции могут быть написаны или неписаны, кодифицированы или недифицированы и сложны или просты, и они могут предусматривать очень разные формы управления.

Проблема официального опубликования актов сегодня актуальна и потому, что роль «информаторов» о законодательстве все чаще пытаются взять на себя различного рода негосударственные, коммерческие структуры. Последние далеко не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах и нередко под видом принятых законов воспроизводят в своих изданиях даже не самые последние их проекты.

В конституционной, например, полномочия суверена ограничены конституцией, тогда как у суверена есть неквалифицированные полномочия. На этом фоне существующих правовых ограничений на полномочия правительств решающий поворот в истории западного конституционного права произошел, когда политические философы разработали теорию естественного права, основанную на «неотчуждаемости» личности. Английский философ был ранним борцом за эту доктрину. Другие последовали за Локком, и в 18-м веке вид, который они сформулировали, стал знаменем.

Эти мыслители утверждали, что каждый наделен определенными правами, включая права на поклонение в соответствии со своей совестью, выражать свои мнения на публике, приобретать и владеть имуществом и защищаться на основе ретроактивных законов и недобросовестных уголовных процедур - что правительства не могут «отнять», потому что они не созданы правительствами в первую очередь. Они также предположили, что правительства должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить эффективную защиту индивидуальных прав.

Международные договоры Российской Федерации регулируют отношения
России с зарубежными государствами и международными организациями. Они заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени
Российской Федерации уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.

Таким образом, считалось, что в качестве минимальной предпосылки государственные функции должны быть разделены на законодательные, исполнительные и судебные; должны соответствовать правилам, установленным законодательным органом; и средства правовой защиты, находящиеся в ведении независимой организации, должны быть доступны против незаконных исполнительных действий.

Ранней стадией этого процесса было создание английского языка, продукта Англии. Все эти принципы, касающиеся разделения государственных функций и их соответствующих отношений, были включены в конституционный закон Англии и других западных стран. Англия также вскоре изменила некоторые свои законы, с тем чтобы обеспечить более адекватную юридическую силу вновь выраженным индивидуальным свободам. В Билле о правах делали то же самое на национальном уровне. Формально передавая через эти устройства более высокий статус в правилах, определяющих организацию правительства и ограничивающих его законодательные и исполнительные полномочия, проявлялся сущностный характер всего конституционного права: тот факт, что он является «основным» в отношении всех других законов правовая система.

В Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации», принятом Государственной Думой 16 июня 1995 г. и вступившем в силу 21 июля
1995 г., дано определение таких договоров. Так, «международный договор
Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное
Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

Международные договоры Российской Федерации заключаются от имени
Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства
Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Международные договоры являются существенным элементом стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами.
Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Прежде всего, международные договоры России наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с российской Конституцией составной частью правовой системы Российской
Федерации.

В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором. Согласно ст. 46 Конституции каждый вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Положения официально опубликованных международных договоров Российской
Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров принимаются соответствующие правовые акты.

В соответствии с подписанными Российской Федерацией международно- правовыми документами и нормами международного права действие российских законов может не распространяться на дипломатических представителей и некоторых сотрудников представительств иностранных государств и международных организаций в силу обладания ими дипломатическим иммунитетом.

Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; приложения к договору, а также путем применения другого способа выражения согласия, о котором могут условиться договаривающиеся стороны.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решение о согласии на обязательность которых для нашего государства принято в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению МИД России в «Собрании законодательства Российской
Федерации».

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА КОНСТИТУЦИИ

«1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.»(ст.16)

В главе 1 Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава «Основы конституционного строя» определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

До принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного
Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения и конституционный текст.
Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.

Поэтому столь важно закрепление в новой Конституции нормы о недопустимости пересмотра парламентом положений данной главы. Если же предложения о пересмотре положений будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, который предусмотрен гл. 9 (см. соответствующий комментарий). Тем самым обеспечивается стабильность конституционного строя, необходимая для нормального развития общества.

Подобный порядок не является чем-то исключительным, он характерен для многих зарубежных конституций. Его назначение - установить особо усложненные процедуры внесения каких-либо изменений и дополнений в положения, связанные с основами конституционного строя. Так, предложения о частичном пересмотре вводного раздела Конституции Испании 1978 г., аналогичного по содержанию гл. 1 российской Конституции, требуют одобрения большинством 2/3 членов каждой палаты Генеральных кортесов, после чего последние распускаются. А вновь избранные палаты могут утвердить решение и провести изучение нового конституционного текста, для чего необходимо одобрение большинством 2/3 числа членов каждой палаты.

Основы конституционного строя представляют, как было сказано, систему принципов, поэтому в известной степени гл. I можно назвать конституцией в
Конституции. И если Конституцию можно считать нормативным стандартом, которому должны соответствовать другие законодательные акты, то гл. 1
Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные положения Конституции. Следовательно, они должны полностью соответствовать положениям гл. 1.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комментарий к Конституции РФ. Изд-во "Бек". М. 1996

Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

Учредительный характер,

Легитимность,

Верховенство,

Стабильность,

Прямое действие,

База текущего законодательства,

Реальность,

Программность.

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей .

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства . Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ) . Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний складывающимся в действительности общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах .

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она - основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства , определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

"Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер" .

Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной собственности охраняется законом" . Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана , в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82) .

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования" . Для принятия поправок к гл. 3 - 8 действующей Конституции требуется согласие большинства депутатов Федерального Собрания и более 2/3 субъектов РФ. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Еще более сложна реализация поправок к главам, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы гражданина. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается большинством специально созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.