Законы и другие нормативно-правовые акты российской федерации по обеспечению безопасности. Нормативно-правовые акты РФ в сфере БЖД Законы правовые акты обеспечению безопасности

ЛЕКЦИЯ № 1

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению

безопасности

Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

В Конституции РФ изложены права и свободы че­ловека и гражданина: «Человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина – обязанность государства» (ст.2).

Это положение Конституции относится и к праву человека на обеспечение своей личной, безопасности, безопасности своей семьи и имущества. Государство обязано в этой связи принимать все необходимые меры для обеспечения этого права.

Одновременно с гарантией безопасности каждому человеку Конституция РФ возлагает на граждан России и определенные обязанности по обеспечению безопас­ности самого государства и его граждан. К таким обя­занностям граждан России относятся выполнение кон­ституционного долга по защите Отечества и несению военной службы в соответствии с Федеральным зако­ном «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). Одновременно гражданин Российской Федера­ции в случае, если его убеждениям или вероисповеда­нию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Конституция отмечает также, что гражданин Рос­сийской Федерации может самостоятельно осуществ­лять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности жизни, здоровья и имущества.

Разрабатывая законодательно-правовую базу по обеспечению безопасности личности, государство пе­ресмотрело Концепцию национальной безопасности России, военную доктрину, Уголовный кодекс, создало Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработало ряд нормативно-правовых документов по этим вопросам.

Закон Российской Федерации «О безопасности», принятый в 1992 г., закрепляет правовую основу обес­печения безопасности личности, общества и государст­ва. В нем определены система безопасности и ее функ­ции, установлен порядок организации и финансирова­ния органов обеспечения безопасности, а также поря­док контроля и надзора за законностью их деятельности. В Законе указаны основные элементы системы безопасности, ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средст­ва обеспечения безопасности, определены статус Сове­та Безопасности РФ, его состав, основные задачи и другие вопросы.

Вопросы безопасности человека рассмотрены и в Федеральном законе «О защите населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера», принятом в 1994 г. Данный Закон определяет общие для Российской Федерации органи­зационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, нахо­дящихся на территории РФ, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Глава IV Закона посвящена правам и обязанностям граждан РФ в облас­ти защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций и социальной защите пострадавших, глава V ­порядку подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В Федеральном законе «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.) определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения по­жарной безопасности в РФ. Рассмотрен порядок уста­новления отношений в области пожарной безопасно­сти между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учрежде­ниями, организациями, крестьянскими (фермерски­ми) хозяйствами, а также между общественными объе­динениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обу­чающихся в образовательных учреждениях, мерам по­жарной безопасности.

Особое место в системе обеспечения безопасности личности и государства отводится Федеральному за­кону «Об обороне» (принят в 1996 г.). Он определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органи­заций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства. при­влекаемые для обороны, ответственность за наруше­ние законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Законом закреплены права и обязанности граждан РФ в области обороны. В частности, отмечается, что граждане РФ:

    принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;

    могут создавать организации и общественные объе­динения, содействующие укреплению обороны;

    предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнитель­ной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собст­венности, с последующей компенсацией понесен­ных расходов в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.) определяет задачи в области граждан­ской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов власти, организаций, а также си­лы и средства гражданской обороны. В нем установле­ны права и обязанности граждан Российской Федера­ции в области гражданской обороны. Отмечается, в ча­стности, что граждане РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие этих действий; прини­мают участие в проведении других мероприятий по гра­жданской обороне; оказывают содействие органам го­сударственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

ЛЕКЦИЯ № 2

Правила поведения в условиях вынужденной

автономии в природных условиях

Выживание – активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Причинами вынужденной автономии, могут быть: аварии транспортных средств, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера мирного и военного времени, потеря ориентировки в походе и др.

Выжить – это значит решить основные задачи:

    сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды;

    составить пищевой рацион и суметь воспользоваться "подножным кормом";

    • суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева (огонь, укрытие);

    суметь защититься от хищных животных, при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и себе;

    решить, оставаться на месте или выходить к населенным пунктам.

Решение оставаться на месте принимается, если:

    сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы;

    место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая;

    направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;

    большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

Решение об уходе с места принимается, если:

    точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

    возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.

    в течение трех суток нет связи и помощи.

При уходе с места оставьте записку, сообщение или/и выложите стрелку, указывающую направление вашего движения.

1. Вода

Вода играет огромную роль в жизни человека. Она не только входит в состав тканей организма, составляя почти 2/3 массы тела, обеднение организма водой даже на несколько процентов ведет к нарушению его жизнедеятельности, а обезвоживание на 10% и выше вызывает глубокие расстройства в функциональной деятельности органов и систем, являясь причиной гибели человека.

Потребность человека в воде при умеренных физических нагрузках составляет 1,5-2 л в день. В идеальных условиях мы можем прожить без воды около 14 суток. При высокой температуре воздуха и больших физических нагрузках – 7 суток, а в критической ситуации не более 3 суток. Поэтому вода является более важной, чем питание, убежище и пр.

Фильтрование воды

Воду из горных ручьев и речек, родников и ключей можно использовать без дополнительной обработки. Из других источников воду необходимо фильтровать и обеззараживать. В случаях, когда вода мутная, перед дополнительной обработкой ей дают отстояться.

Приемы фильтрования воды.

1. Фильтрование воды через грунт. Рядом с водоемом, в 1-2 метрах от берега, выкопать ямку ниже поверхности воды (уровня водоема). Дождаться когда ямка наполнится водой.

2. Можно использовать самодельные фильтры, состоящие из треноги с растянутыми на ней кусками ткани и заполненные песком.

3. Можно использовать подходящую емкость, если пробить в донышке несколько небольших отверстий и заполнить ее песком.

Во всех случаях "первая" вода не используется.

Обеззараживание воды

Фильтрование позволяет избавиться от механических примесей, но в воде, даже чистой и прозрачной, могут находиться опасные микроорганизмы.

Самый надежный способ обеззараживания воды в полевых условиях – ее кипячение.

Если кипячение недоступно, допускается обеззараживание:

    марганцовкой (перманганат калия) – добавить в воду до слабо-розового цвета;

    йодом, из расчета 8-10 капель на 1 литр воды;

    таблетками пантоцида, йодина, холозона – 2-3 таблетки на 1 литр воды.

Полученный раствор хорошо размешать, выдержать 20-30 минут. Осадок слить!

Сбор, дистилляция, конденсация воды

Если вы не встретили открытых источников воды, используйте любую возможность получить ее. Можно собирать росу или дождевую воду. Росу собирают с помощью ткани. Дождевую воду собирают в яму, выложенную большими листьями или полиэтиленовой пленкой. Нежелательно использовать воду из временных ручейков после дождя.

Нельзя пить морскую воду и из озер с соленой водой. Такую воду необходимо опреснять с помощью дистилляции (перегонки) или конденсации.

С помощью конденсации можно собрать влагу, которая испаряется из почвы. Для этого выкапывают яму диаметром 1 м, глубиной полметра, на дно по центру устанавливают небольшую емкость, сверху яму закрывают водонепроницаемой пленкой. На пленку кладут груз таким образом, чтобы получилась воронка. По внутренней стороне пленки сконденсированная влага будет скатываться к центру и стекать в емкость.

Используя эту технологию, можно получить пресную воду из соленой воды. Соленую воду наливают в ямку, обмазанную глиной, или в резиновую лодку, на дно устанавливают емкость и т.д.

Можно собрать некоторое количество воды в полиэтиленовый пакет, натянутый на ветку березы или ивы и завязанный сверху.

Можно получить воду из снега и льда.

В весенне-осенний период можно добыть березовый или кленовый сок.

  1. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История

    Историей. Предлагаемые курсы университетских лекций по рус­ской истории являются третьей... обязанностей. М. К. Любавский читает лекции по «Древней русской истории», ведет источниковедческие... т. е. будет ли это целая обжа или выть, или половина, четверть...

  2. Организация внеклассных занятий по ОБЖ

    Реферат >>

    ... по ОБЖ …………………..14 2.1 Формы внеклассных занятий по ОБЖ ………………………………14 2.2 Методические особенности проведения внеклассных занятий по ОБЖ ... интересных материалов к предстоящей лекции . - Учитель предлагает учащимся составить по ходу лекции тесты. - Учитель...

  3. Лекции по Безопасности жизнедеятельности

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    О возникновении ЧС. Препод-орган. ОБЖ осуществляет обучение и воспитание обучающихся с... безопасности при проведении занятий по курсам ОБЖ и допризывной подготовки, отвечает... в печати, доклады и призывы по радио. Для лекций , бесед и докладов можно рекомендовать...

Конституция Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства» (ст. 2). Это положение Конституции относится и к праву человека на обеспечение своей личной безопасности, своей личной безопасности, безопасности своей семьи и имущества. безопасности своей семьи и имущества. Государство обязано в этой связи Государство обязано в этой связи принимать все необходимые меры для обеспечения этого права принимать все необходимые меры для обеспечения этого права


Одновременно с гарантией безопасности каждому человеку Конституция РФ каждому человеку Конституция РФ возлагает на граждан России и возлагает на граждан России и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан безопасности самого государства и его граждан КАКИЕ? защита Отечества и несение военной службы в соответствии с Федеральным законом в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности жизни, здоровья и имущества.


Закон Российской Федерации «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства В нем определены система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности В Законе указаны основные элементы системы безопасности, ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав, основные задачи


«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, без гражданства, находящихся на территории РФ, от от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава IV Закона посвящена правам и обязанностям граждан РФ в области защиты населения граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защите пострадавших, глава V порядку подготовки населения глава V порядку подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


«О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. безопасности в РФ. Рассмотрен порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности


«Об обороне» Он определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти полномочия органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны Законом закреплены права и обязанности граждан РФ в области обороны.


КАКИЕ? создавать организации и общественные объединения, создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны предоставлять в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, установленном Правительством РФ. в порядке, установленном Правительством РФ. принимать участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне исполнять воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом с федеральным законом


«О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, и правовые основы их осуществления, полномочия органов власти, организаций, а также силы и средства гражданской обороны а также силы и средства гражданской обороны В нем установлены права и обязанности граждан Российской Федерации в области граждан Российской Федерации в области гражданской обороны гражданской обороны граждане РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.


УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Задачами Уголовного кодекса являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.


Согласно российскому уголовному праву, лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых доказана его вина Вина в форме умысла или неосторожности необходимое условие уголовной ответственности необходимое условие уголовной ответственности «состав преступления» означает совокупность признаков, означает совокупность признаков, указанных в уголовном законе, который характеризует конкретное общественно который характеризует конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления опасное деяние в качестве преступления


Преступление виновно совершенное общественно виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания Под преступным поведением понимают сознательное поведение человека, сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими Бездействие -пассивная форма преступного поведения, которая в отличие от действия - малейшего движения – заключается в воздержании от всякого движения, заключается в воздержании от всякого движения, то есть в невыполнении лицом того действия, которое оно должно и могло бы выполнить.


В зависимости от характера степени общественной опасности преступные деяния делятся на преступления небольшой тяжести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы преступления средней тяжести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы тяжкие преступления умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых макси­мальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы особо тяжкие преступления умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание


Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоро­вью (ст. 111), умышленное причинение тяжкого вреда здоро­вью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексу­ального характера (ст. 132), насильственные действия сексу­ального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), транспортным средством без цели хищения (ст. 166),


Терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267). ПОМНИТЕ! Состояние алкогольного опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством


ПОМНИТЕ! ПОМНИТЕ! Лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств. Все лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимо от должностного или социального положения или иных каких-либо личных качеств. или иных каких-либо личных качеств.


ВИДЫ НАКАЗАНИЙ, НАЗНАЧАЕМЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88) штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.


Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. от двух недель до шести месяцев. Для трудных подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции и обязательных работ). Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет трех часов в день. от 15 до 16 лет трех часов в день.


Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев. на срок от одного до четырех месяцев. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается 1.несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола в воспитательных колониях общего режима; 2.несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, ранее отбывавшими лишение свободы, в воспитательных колониях усиленного режима. в воспитательных колониях усиленного режима. Лишение свободы самое строгое наказание, которое может самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему


Принудительные меры воспитательного воздействия 1.предупреждение; 2.передача под надзор родителей или лиц, их заме­няющих, либо специализированного государст­венного органа; 3.возложение обязанности загладить причинен­ный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определен­ного времени суток. Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они прежде всего в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

Конституция – основной закон РФ. В ней изложены права и свободы человека и гражданина. Она возлагает определённые обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан (напр. «О воинской обязанности и военной службе»ст.59).

Конституция отмечает, что гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности, жизни и здоровья.

1992г. «О безопасности»

1994г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

1994г. «О пожарной безопасности»

1996г. «Об обороне»

1998г. «О гражданской обороне»

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для осуществления этих задач УК устанавливает основания и принципы уголовной ответственности. Согласно УК, лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых доказана его вина.

Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК под угрозой наказания.

Лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за деяния, если они были осознаны, т.е. виновный был способен регулировать своё поведение.

В зависимости от характера степени общественной опасности преступные деяния делятся на:

Преступления небольшой тяжести (до 2х лет лишения свободы);

Преступления средней тяжести (до 5ти лет лишения свободы);

Тяжкие преступления (до 10ти лет лишения свободы);

Особо тяжкие преступления (свыше 10ти лет лишения свободы или более строгое наказание).

Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним : штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы.

Российское уголовное право признаёт субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16тилетнего возраста, однако, к уголовной ответственности могут привлекаться лица с 14тилетнего возраста за: убийство (ст.105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111),умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст.132), кражу (ст.158), грабёж (ст.161), разбой (ст.162), вымогательство(ст.163),неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166), терроризм (ст.205), вандализм (ст.214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ(ст.229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК РФ).

Состояние алкогольного или наркотического опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством!

Нормативно-правовой акт (НПА) - официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

Основные признаки НПА:

    имеет форму письменного документа;

    имеет определённые законодательством обязательные формальные реквизиты (название, дата принятия, подпись и т.д.);

    принимается, как правило, компетентным органом (органами) государства;

    публикуется в официальных печатных изданиях;

    официальный текст представляет его публикация на государственном языке;

    содержит нормы права;

    обладает юридической силой;

    вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством;

    действует во времени, в пространстве, в отношении определённого круга лиц.

По юридической силе НПА делятся на:

  • подзаконные акты.

В классическом понимании закон - это нормативный правовой акт, содержащий первичные (изначальные) юридические нормы.

К подзаконным актам относятся НПА, которые издаются на основе и во исполнение законов. К ним можно отнести постановления, распоряжения, инструкции и т.д.

Совокупность НПА составляет законодательную систему , которая строится по строго иерархической структуре. НПА вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов.

Основные НПА в сфере БЖД

В соответствии с вышеизложенным к основным НПА в сфере обеспечения БЖД в РФ относятся: Конституция РФ, Федеральные законы (ФЗ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные законы и т.д.

    Конституция РФ, которая определяет основные права и обязанности граждан и государства в сфере труда и безопасности.

    ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов », который определяет основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

    ФЗ №7 «Об охране окружающей среды », который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения », который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    ФЗ №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера », который определяет организационно-правовые нормы в области защиты населения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    ФЗ №69 «О пожарной безопасности », который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в стране.

    ФЗ №3 «О радиационной безопасности населения », который определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Понятие подзаконных НПА

В «законах» требования по обеспечению БЖД формулируются, как правило, в самом общем виде. Дальнейшая конкретизация этих требований осуществляется в подзаконных нормативно-правовых актах.

Общепринятой считается следующая классификация подзаконных нормативных актов.

    По сфере действия:

    • общие (действуют на территории всего государства);

      местные (действуют в отдельной местности);

      ведомственные (действуют внутри ведомств);

      локальные (акты организаций и учреждений);

    По органам издающим:

    • указы Президента Российской Федерации;

      постановления Правительства Российской Федерации, государственных комитетов, администраций;

      приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;

      решения представительных органов местного самоуправления.

Подзаконные НПА в сфере БЖД

С точки зрения обеспечения требований БЖД наибольший интерес вызывают следующие НПА:

    Правила устройства или правила устройства и безопасной эксплуатации конкретного вида оборудования. Например, «Правила устройства электроустановок», «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» и т.д.

    Правила безопасности для конкретных видов опасных производственных объектов. Например, «Правила безопасности систем газораспределения».

    Межотраслевые правила по охране труда, обязательные для исполнения во всех отраслях народного хозяйства и для всех видов оборудования. Например, «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭУ)».

    Отраслевые правила по охране труда при выполнении отдельных видов работ. Например, «Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения».

    Своды правил (СП), пришедшие на смену строительным нормам и правилам (СНиП"ам). Например, СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение».

    Санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиН).


Деятельность государственной власти в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья регламентирована Конституцией Российской Федерации, ее федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства России, нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. Давайте рассмотрим основные из них.

Закон Российской Федерации «О безопасности»

Этим законом закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства , определены система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

В первом разделе определены объекты безопасности и субъекты обеспечения безопасности, порядок ее обеспечения, принципы и законодательные основы обеспечения безопасности, а также соблюдение при этом прав и свобод.

Во втором разделе рассмотрены основные элементы и функции системы безопасности, разграничения в этой системе полномочий органов власти и руководство государственными органами обеспечения безопасности, а также порядок создания и структура сил обеспечения безопасности.

В третьем разделе определены статус Совета Безопасности Российской Федерации, его состав, основные задачи и порядок принятия решений, а также порядок создания, функционирования и основные задачи межведомственных комиссий и аппарата Совета Безопасности Российской Федерации.

В четвертом разделе определен порядок финансирования деятельности по обеспечению безопасности, а в пятом - порядок контроля и надзора за деятельностью по обеспечению безопасности.

Федеральный закон «Об обороне»

Закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации , полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти ее субъектов, а также организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

В первом разделе определены основы и организация обороны Российской Федерации.

Во втором разделе определены полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации в области обороны.

В третьем разделе определены функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны.

В четвертом разделе определены предназначение Вооруженных Сил, их состав, порядок комплектования, руководства и управления ими. Рассмотрены также порядок осуществления дислокации Вооруженных Сил в соответствии с задачами обороны, порядок создания, деятельности и комплектования других войск, воинских формирований и органов.

В пятом разделе определены понятия состояния войны и режима военного положения. Рассмотрены вопросы мобилизации, гражданской обороны в целях защиты населения, организации защиты объектов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Здесь же определены предназначение территориальной обороны, организуемой для защиты населения, объектов и коммуникаций на территории РФ от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также порядок введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения.

В шестом разделе рассмотрены вопросы ограничения деятельности политических партий, общественных объединений и обеспечения законности в Вооруженных Силах, функционирования обороны и ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В первой главе определены цели закона, задачи РСЧС, порядок определения границ зон чрезвычайных ситуаций, порядок обеспечения гласности и информирования населения в чрезвычайных ситуациях, а также основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Во второй главе определены полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В третьей главе установлены обязанности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций и применения сил и средств органов внутренних дел при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В четвертой главе закреплены права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Рассмотрим их более подробно.

Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан при участии в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 18).

Граждане России имеют право:

На защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в любом регионе, любом населенном пункте;
при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на государственное социальное страхование, на получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Без четкого выполнения своих обязанностей гражданами трудно говорить об устойчивом эффективном функционировании всей системы РСЧС. Поэтому каждый россиянин обязан (ст. 19):

Активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;
соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;
знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
при первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В пятой главе определены порядок подготовки населения и пропаганды знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

В шестой главе определен порядок финансирования органов управления и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации таких ситуаций.

В седьмой главе определены порядок организации и проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В восьмой главе определены правила применения международных договоров Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

Обеспечение пожарной безопасности - одна из важнейших функций государства . В рассматриваемом законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Он регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В первой главе определена система обеспечения пожарной безопасности, ее основные элементы и функции.

Во второй главе определены структура системы пожарной охраны, задачи и функции каждого вида пожарной охраны, а также гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности.

В третьей главе определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного управления в области пожарной безопасности.

В четвертой главе определены нормативноправовое регулирование в области пожарной безопасности, порядок разработки и реализации мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности, тушения пожаров, противопожарной пропаганды. Рассмотрены также требования к обучению мерам пожарной безопасности и информационному обеспечению в области пожарной безопасности. В этой же главе законодательно закреплено установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В пятой главе определены права и обязанности граждан и организаций в области пожарной безопасности, а также лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

В этой главе четко определено, что граждане имеют право на:

Защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

Соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Федеральный закон «О гражданской обороне»

Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В первой главе определены задачи в области гражданской обороны и защиты населения, правовое регулирование в области гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации.

Во второй главе определены полномочия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны.

В третьей главе определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

В четвертой главе определены государственные органы, осуществляющие руководство гражданской обороной, лица, осуществляющие руководство гражданской обороной в федеральных органах государственной власти, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также закреплена персональная ответственность этих лиц за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. В главе определены функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также органы, осуществляющие управление гражданской обороной.

В пятой главе определены состав сил гражданской обороны и основы деятельности ее войск.

В шестой главе определены порядок финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в этой области.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

Законом определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

В первой главе определены основные задачи закона и основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения.

Во второй главе определены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Рассмотрены вопросы участия общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и организации учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения.

В третьей главе определены порядок разработки и реализации федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от них.

В четвертой главе определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог, при их ремонте и содержании, при изготовлении, реализации, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств. Рассмотрены также вопросы ограничения и прекращения движения по дорогам, порядок государственного технического осмотра транспортных средств, запрещения эксплуатации транспортных средств, медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, права и обязанности участников дорожного движения, условия получения прав на управление транспортными средствами и основные требования по подготовке водителей.

В пятой и шестой главах определены порядок государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

В седьмой главе определен порядок применения международных договоров в области безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

Федеральный закон «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы его профилактики и борьбы с ним , минимизации и (или) ликвидации его последствий, правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.

В законе также изложены основные понятия и правовой режим контртеррористической операции .

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья .

В законе также определены основные понятия, принципы обеспечения радиационной безопасности, мероприятия по ее обеспечению, полномочия Российской Федерации и ее субъектов в этой области, основные гигиенические нормативы облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующих излучений, порядок защиты населения и персонала от радиационных аварий, обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» определяет основные понятия, гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, порядок медицинского освидетельствования, права ВИЧ-инфицированных на получение информации о результатах медицинского освидетельствования и при оказании им медицинской помощи.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих эти объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В законе также определено, какие производственные объекты являются опасными, и какие требования промышленной безопасности к ним предъявляются.

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» определяет отношения, возникающие в ходе деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений , а также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности этих сооружений.

Основные задачи обеспечения транспортной безопасности определены Федеральным законом «О транспортной безопасности»:

Нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья .

Этим законом также установлены полномочия Российской Федерации и государственное регулирование в этой области , общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов и ответственность за нарушение данного закона.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление .

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В этом законе определены полномочия Российской Федерации , ее субъектов, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, права и обязанности граждан в этой области, санитарно-эпидемиологические требования, организация и проведение профилактических мероприятий.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ , а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды , обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в этой области и в сфере обеспечения экологической безопасности. Этот закон регулирует отношения в области взаимодействия общества и природы, возникающие в процессе хозяйственной и другой деятельности.

Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами (химическими препаратами для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями культурных растений), а также агрохимикатами (удобрениями, средствами химической мелиорации почв, кормовыми добавками) для охраны здоровья людей и окружающей природной среды.

Наиболее важными подзаконными актами в области обеспечения безопасности личности, общества и государства являются:

Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Вопросы и задания

1. Какие права и свободы провозглашает Конституция Российской Федерации в области обеспечения безопасности граждан?

2. Какие основные цели определяет закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?

3. Каким федеральным законом определены права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

4. Какие права имеют граждане России в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

5. Какие обязанности возложены на граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

6. Изучение гражданами основных способов защиты от чрезвычайных ситуаций является их правом или обязанностью?

7. С какой целью принят закон «О безопасности»?

8. Какую цель преследует закон «О пожарной безопасности»?

9. Назовите основные задачи закона «О безопасности дорожного движения».

10. С какой целью принят закон «Об обороне»?

11. Какие задачи определяет закон «О гражданской обороне»?

12. Какие еще законы по обеспечению безопасности личности, общества и государства вы знаете?

13. Назовите наиболее важные подзаконные нормативные акты в этой области.

14. Имеет ли право гражданин направлять в государственные органы индивидуальное обращение по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций?

Задание 18

Определите, какой из этих законов закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства:

а) закон «Об обороне»;
б) закон «О гражданской обороне»;
в) закон «О безопасности».

Задание 19

Подумайте и найдите в содержании одного из законов, указанных в пятой главе, тот конституционный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов внешней и внутренней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегических проблем государственной, экономической, общественной и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка:

а) Конституционный Суд Российской Федерации;
б) Совет Безопасности Российской Федерации;
в) Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) Комитет по безопасности Государственной Думы Российской Федерации.

Задание 20

Прочитайте следующую фразу: «Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются: организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах; организация и осуществление тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ; предупреждение и ликвидация социально-политических конфликтов и массовых беспорядков». Определите, соответствует ли эта фраза задачам пожарной охраны, изложенным в законе.

Задание 21

Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления:

а) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) в мирное время;
в) по решению органов местного самоуправления.

Выберите из предлагаемых вариантов правильный ответ.

Задание 22

Из предлагаемых вариантов выберите правильное название закона, определяющего права и обязанности граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

а) Закон Российской Федерации «О безопасности»;
б) Федеральный закон «Об обороне»;
в) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
г) Федеральный закон «О гражданской обороне».

Дополнительный материал

Какие права и свободы провозглашает Конституция Российской Федерации в области обеспечения безопасности граждан?

Основные права и свободы граждан установлены следующими статьями Конституции Российской Федерации:

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным за-коном в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Какие основные цели определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?

Целями Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» являются:

Предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

Снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Не связанные с этими целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим законом не регулируются.

С какой целью принят Федеральный закон РФ «О безопасности»?

В Федеральном законе РФ «О безопасности» закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.

Какую цель преследует Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности»?

Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, другими юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Назовите основные задачи Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения».

Задачами Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» являются:

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов;

Защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожнотранспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

С какой целью принят Федеральный закон РФ «Об обороне»?

Федеральный закон РФ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти ее субъектов, а также организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны и некоторые другие нормы, касающиеся обороны.

Какие задачи определены Федеральным законом РФ «О гражданской обороне»?

Федеральным законом РФ «О гражданской обороне» определены следующие основные задачи в области гражданской обороны:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийноспасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и другому заражению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.