Классификация юридических лиц. Юридические лица: понятие и классификация. Классификации юридических лиц

1. По целям деятельности:

Коммерческие (организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности); * Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие (организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками). * Юридические лица, являющие некоммерческими организациями могут создаваться в организационно-правовых формах 1.) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2.) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 3.) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты; 4.) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья; 5.) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; 6.) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; 7.) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды; 8.) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 9.) автономных некоммерческих организаций; 10.) религиозных организаций; 11.) публично-правовых компаний.

* Новая классификация

Корпоративные (Корпоративные юридические лица (корпорации) – это юридические

лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с законом.);

Унитарные (Унитарные юридические лица – это юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства).

3. По характеру прав участников в отношении юридического лица:

Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют вещные права - учреждения и унитарные предприятия. Такие юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними учредителем имущество, а имеют лишь право хозяйственного ведения или право оперативного управления;

Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права, - хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы. Обязательственные права подразумевают право на получение прибыли от деятельности и на получение части имущества в случае ликвидации юридического лица;

Юридические лица, в отношении которых учредители не имеют имущественных прав.

4. В зависимости от правового режима имущества юридические лица подразделяются на:

Субъекты права собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений);

Субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия);

Субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения).

5. По форме собственности:

Частные;

Государственные (государственные юридические лица (в том числе и муниципальные) преследуют общегосударственные цели).

6. По способу образования юридического лица:

Распорядительный порядок (юридические лица создаются по распоряжению (указу, постановлению, приказу) собственника либо уполномоченного им органа);

Разрешительный порядок (юридическое лицо создается по инициативе учредителей с согласия соответствующего государственного либо иного органа. В частности, такой порядок создания предусмотрен для предприятий с иностранными инвестициями);

Явочно-нормативный порядок (для создания данного юридического лица специального разрешения на создание юридического лица не требуется, так как его создание разрешено законодательством. Учредители образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка).

Образование и прекращение юридических лиц.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ (СОЗДАНИЕ) ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних. Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями).

В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). С этой же даты возникает и правоспособность юридического лица. Государственной регистрации подлежат также все изменения его статуса (состав учредителей или участников, а также органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.). Данная регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Законом о регистрации юридических лиц, в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления (п. 1 ст. 51 ГК, ст. 2 названного закона).

Возможность получения выписок из указанного реестра, а также копий документов регистрационного дела позволяет любому участнику оборота получить необходимую и достоверную информацию о своем потенциальном партнере.

Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в Законе о государственной регистрации юридических лиц. Требовать предоставления иных документов закон запрещает. Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например, из-за «отсутствия целесообразности». При этом решение об отказе в государственной регист-

рации может быть обжаловано в судебном порядке.

К сожалению, законодательно оформленное стремление к упрощению и ускорению государственной регистрации юридических лиц, особенно коммерческих организаций, содействовало появлению многочисленных злоупотреблений, в том числе созданию по подложным документам и фиктивным адресам значительного количества «фирм- однодневок», в действительности являющихся подставными лицами – «пустышками» с символическим или вовсе отсутствующим уставным капиталом, не имеющим ни прав требования и долгов, ни реальных участников и органов, – которые используются для совершения различных неправомерных действий. Для борьбы с такими злоупотреблениями предлагается ввести обязательную проверку достоверности и законности представляемых для регистрации документов, использовать типовые формы уставов наиболее распространенных видов юридических лиц и т.п. В перспективе данные государственного реестра юридических лиц должны стать публично достоверными, а на их действительность, гарантированную государственными органами, будут вправе полагаться все участники имущественного оборота.

Необходимо также установление контроля за регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц и иные данные государственного реестра, а также обязанности информировать о них всех заинтересованных лиц. Действующий уведомительный порядок таких изменений также ведет к многочисленным нарушениям

прав и интересов участников юридических лиц, особенно хозяйственных обществ, нередко узнающих об изменениях своего статуса и(или) имущественного положения уже при отсутствии у общества реальных активов (имущества) или после наступления иных фактически необратимых последствий.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Реорганизация;

Ликвидация;

Банкротство.

Статья 57. Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

5. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.

Статья 59. Передаточный акт

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

3. Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами настоящей статьи досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (пункт 3 статьи 53.1), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (пункт 3 статьи 53), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

4. Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:

1) кредитор согласился принять такое обеспечение;

2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

5. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

Статья 60.1. Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица

1. Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.

Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

2. Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.

3. В случае признания решения о реорганизации юридического лица недействительным до окончания реорганизации, если осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами.

4. Лица, недобросовестно способствовавшие принятию признанного судом недействительным решения о реорганизации, обязаны солидарно возместить убытки участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против принятия решения о реорганизации или не принимавшему участия в голосовании, а также кредиторам реорганизованного юридического лица. Солидарно с данными лицами, недобросовестно способствовавшими принятию решения о реорганизации, отвечают юридические лица, созданные в результате реорганизации на основании указанного решения.

Если решение о реорганизации юридического лица принималось коллегиальным органом, солидарная ответственность возлагается на членов этого органа, голосовавших за принятие соответствующего решения.

Статья 60.2. Признание реорганизации корпорации несостоявшейся

1. Суд по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, может признать реорганизацию несостоявшейся в случае, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

2. Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет следующие правовые последствия:

1) восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в едином государственном реестре юридических лиц;

2) сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;

3) переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление (платежи, услуги и т.п.), осуществленное в пользу юридического лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица. Если за счет имущества (активов) одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации, исполнены обязанности другого из них, перешедшие к юридическому лицу, созданному в результате реорганизации, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60). Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации;

4) участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 65.2 настоящего Кодекса.

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать всё их множество по различным критериям.

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками [согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса].

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица (рис.1). К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

Рис. 1

В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).

По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица - хозяйственные товарищества, договорно-уставные общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором - личные.

Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории:

а) хозяйственные товарищества и общества,

б) производственные кооперативы,

в) государственные и муниципальные предприятия,

г) некоммерческие организации.

Также можно упомянуть и филиалы, и представительства юридических лиц.

Хозяйственные товарищества - договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие особенности:

1) Полное товарищество. Участники такой организации несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательствам всем своим имуществом.

2) Товарищество на вере. Данное товарищество состоит из двух категорий участников: полных товарищей (или иначе - комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

3) Общество с ограниченной ответственностью. Данное общество являет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам.

4) Общество с дополнительной ответственностью. Данная коммерческая организация имеет уставной капитал, разделенный на доли заранее определенных размеров. Образовавшие ее одно или несколько лиц несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

5) Акционерное общество - коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями.

Производственные кооперативы - еще один вид юридических лиц. Производственные кооперативы представляют собой объединения лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового или иного участия, первоначальное имущество которых складывается из паев членов объединения.

Особой разновидностью коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика данных субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Также вкратце рассмотрим отдельные виды таких юридических лиц, как некоммерческие организации - организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться на:

1) Потребительские кооперативы. Потребительский кооператив представляет собой объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

2) Общественные объединения - некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Существуют такие разновидности общественных объединений, как общественные организации, общественные движения, общественные фонды и некоторые другие.

3) Религиозные организации - объединение граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками.

4) Фонд - некоммерческая организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

5) Учреждения. Это организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично.

6) Объединения юридических лиц. Представляет собой некоммерческую организацию, образованную несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

Из приведенного выше списка видно, что организационно-правовых форм предприятий существует великое множество (рис. 2). Достаточно сложно без квалифицированной юридической консультации выбрать более приемлемую форму для будущего предприятия.

Юридическое лицо - это организация с особой формой устройства, обладающая собственным бюджетом и уставом. Каждая организация имеет перед собой определенные цели, реализация которых является ее первостепенной задачей. О признаках и классификациях юридических лиц будет подробно рассказано в нашем материале. Все сведения, приведенные в статье, представляют собой переработанные нормы из и ряда федеральных законов.

Понятие и признаки юридических лиц в гражданском праве

Юридическими лицами называют организации - официально зарегистрированные собрания лиц, объединенные общей целью. Организация обладает обособленным имуществом и отвечает им по своим обязательствам. Она способна приобретать и реализовывать ряд гражданских прав - например, выступать истцом в суде, вести переговоры с другими инстанциями, увеличивать свою собственность и т. д.

Независимо от формы или классификации, юридическое лицо обладает рядом важных признаков и особенностей. Они дают представление о любой организации. Первая группа признаков связана с ограничением функций. Так, любое юр. лицо обязано действовать только в соответствии с законом. Оно должно иметь свой зарегистрированный устав и учредительные документы, которые бы подтверждали законность реализуемых полномочий.

Вторая группа признаков - это контроль за реализуемой деятельностью. Организация должна иметь точный юридический адрес, вести финансовый учет и подчиняться государственному надзору. Однако далеко не все юр. лица зависят от властных структур. Некоторые инстанции могут контролироваться местным самоуправлением или какой-то крупной компанией. Важно лишь, чтобы организация уважала и соблюдала закон.

Юридические лица в гражданско-правовой сфере обладают рядом материальных особенностей. У них должна быть внутренняя структура с органами управления и специальной документацией. Не менее важна имущественная обособленность. Охраняется она гражданско-правовой ответственностью юр. лица.

Еще одним признаком, присущим любой организации, является наличие фирменного наименования. Независимо от формы, типа, роли или классификации, юридическое лицо должно выступать только от своего имени. Особенно это касается таких процессов, как гражданский оборот или выступление в судебной инстанции.

Последний признак, присущий юридическому лицу - это наличие правосубъектности. Речь идет о способности самостоятельно осуществлять и приобретать права, а также реализовывать определенные обязанности. Надо сказать, что правосубъектность присуща и физическим лицам, но уже в меньших объемах. В случае с юр. лицом к правосубъектности приплюсовывается организационно-правовая форма, местонахождение, содержание устава, наименование и многое другое.

Учреждение и реорганизация юридического лица

О понятии, признаках и классификациях юридических лиц подробно рассказано в главе 4 Гражданского кодекса РФ. Однако нормы об учреждении, реорганизации и ликвидации организаций зафиксированы в Федеральном Законе "О государственной регистрации юр. лиц и ИП". Что можно почерпнуть из этого нормативного акта? Начать стоит с порядка регистрации.

В регистрирующий орган, коей является налоговая инспекция, подается заявление. Непосредственно заявителем может быть только физическое лицо. Подаваемый документ удостоверяется подписью. Это свидетельствует о подлинности акта. Также заявитель указывает свои паспортные данные. За весь процесс регистрации взимается государственная пошлина в размере 4 тыс. рублей. Это твердая сумма: она не меняется в зависимости от того, относится ли юридическое лицо к классификации определенного типа.

Кто может выступить в качестве заявителя? Закон указывает на следующих лиц:

  • непосредственно учредитель создаваемого юридического лица;
  • начальник исполнительного органа или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени формируемой организации;
  • конкурсный управляющий, подающий заявку на формирование одного из множества юридических лиц;
  • иное лицо, действующее на основании закона.

Заявитель подает в регистрационный орган пакет документов. В нем должны быть:

  • учредительные документы юр. лица (подлинники или заверенные у нотариуса копии);
  • документ об оплате государственной пошлины;
  • составленный по форме акт о государственной регистрации.

Это необходимый минимум. В пакет могут добавляться документы из иностранных реестров, различные протоколы, выписки и прочие бумаги.

Теперь стоит рассказать о - это изменение формы. Она может быть пяти видов: присоединение, слияние, разделение, преобразование и выделение. В случае с присоединением одна фирма присовокупляется к другой. Она берет ее наименование и работает по новым правилам. Слияние - это то же присоединение, но с образованием новой организации. Здесь два лица соединяются, образуя собой новую компанию. Разделение предполагает формирование двух новых лиц из одного. Выделение же являет собой образование дочерней или зависимой организации. Наконец, преобразование, самую распространенную форму реорганизации, можно связать с процедурой изменения. Например, фирма способна взять новое наименование или изменить род деятельности.

Ликвидация юридического лица

Организация может быть удалена разными способами. Однако любой из них будет считаться процедурой ликвидации. Лицо потеряет свою правоспособность, то есть возможность реализовывать права и обязанности. Можно составить классификацию юридических лиц по способу их ликвидации.

Первую группу способов ликвидации можно поделить на принудительную и добровольную. Принудительное лишение юридического лица в правах происходит в случае нарушения закона. Суд должен постановить, что произошедшие злодеяния имеют грубый, неоднократный или неустранимый характер. В результате организация будет лишена лицензии. Добровольная же ликвидация организации происходит, как правило, по достижении юридическим лицом поставленных ранее целей.

Если принудительную ликвидацию осуществляет суд, то добровольное самоустранение организуют учредители организации. После принятия соответствующего решения они подают уведомление в налоговый орган, который и принимает решение о ликвидации.

Состав ликвидационной комиссии может меняться в зависимости от принадлежности юридического лица к основным классификациям. Так, акционерное общество распадается при одобрении более 75 % голосов общего собрания. В случае с фондами, кооперативами или товариществами все может быть несколько иначе. Есть лишь одно важное условие: требования к ликвидируемой организации должны быть полностью удовлетворены. Особое внимание следует уделить кредиторам, зависимым от юридического лица.

Классификацию организаций, подвергнутых процедуре удаления, можно найти в журнале "Вестник государственной регистрации". Именно там публикуются основные сведения о закрывающихся юр. лицах и их долгах.

Товарищества

Товарищество открывает классификацию юридических лиц в гражданском праве. В ГК РФ этому виду организации уделено особое внимание. Первое, что бросается в глаза, это наличие у товарищества статуса коммерческого кооператива. Второй признак - это разделение организации на три вида: полное, на вере и товарищество собственников.

В классификации юридических лиц в РФ товарищество является наиболее распространенной формой. Владельцы соединяют свои паи (части имущества), дабы образовалась единая организационная собственность. Так образуется товарищество.

Полная форма встречается чаще всего. В данном случае ответственность за организационное имущество несут все участники. Статус полного товарищества характерен для небольших специализированных фирм - например, юридических, образовательных или аудиторских. Существует также товарищество с ограниченной ответственностью. Собственно, ответственность его участников не превышает внесенную в фонд сумму.

Юридическое лицо, основанное на вере, представляет собой организацию с вкладчиками-коммандитистами. Они несут риск убытков, связанных с работой организации, но не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности. Наконец, последней формой товарищества является объединение собственников недвижимости. Здесь все достаточно просто: жители земельных участков, многоквартирных домов или дачных пристроек объединяются для совместного пользования общей собственностью.

По российскому ГК, в классификации юридических лиц товарищество представляет собой самую популярную организацию. В связи с этим особенно хорошо заметны ее преимущества и недостатки. Вот какие достоинства рассматриваемого юридического лица можно выделить:

  • сохранение простой и льготной налоговой политики;
  • удобный доступ к кредитным ресурсам;
  • возможность расширения производства;
  • совершенствование процесса производственного управления.

Недостатки у товарищества также имеются. Самый очевидный минус - это сложная процедура согласования между участниками организации. Вторым недостатком является невозможность выкупа вклада при выходе участника из объединения. Наконец, последний очевидный минус - это сложная форма ответственности участников.

Общества: основные виды и признаки

В классификации юридических лиц общества занимают особое место. Существуют два основных их вида, каждый из которых обладает рядом интересных особенностей.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является первой формой. Такое общество является хозяйственным. Оно имеет разделенный на доли капитал. Учредители организации отвечают по обязательствам и несут ответственность только в пределе принадлежащих им акций или долей.

ООО управляется с помощью некоторых органов. Есть ОСУ - общее собрание участников. Это главная управленческая инстанция. Она носит обязательный характер. Также в рамках ООО может быть создан совет директоров - орган, полномочия которого будут варьироваться в зависимости от числа входящих в него лиц. Отдельно следует упомянуть исполнительный орган и ревизионную (проверочную) комиссию.

ООО обладает рядом интересных особенностей. Так, число входящих в организацию людей не должно превышать 50 человек. Учреждается общество одним лицом. Минимальный размер капитала - 10 тыс. рублей. Учредительным документом организации является Устав.

Акционерное общество (АО) является второй формой в рассматриваемой классификации органов юридических лиц. Несложно догадаться, что уставной капитал этой организации разделен на определенное количество акций. Ответственность между участниками общества распределяется в рамках принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут носить закрытый и открытый характер. Открытые организации называются публичными (ПАО). В данном случае акционеры, число которых может быть неограниченным, имеют возможность отчуждать собственные акции. Вся информация о ПАО должна находиться в открытом доступе. В закрытых же обществах (ЗАО) число возможных участников строго ограниченно. Круг лиц заранее определен, минимальная сумма уставного капитала не может быть ниже 10 тыс. рублей.

Кооперативы и государственные предприятия

Виды юридических лиц и их классификация формируются в зависимости от многих показателей. Это публичность, количество участников, цель и способы их деятельности и многое другое. Так, кооперативное юридическое лицо создается для достижения социальных или экономических целей. Оно основывается на членстве организаций или людей, объединенных ради достижения материальных или иных потребностей.

Согласно ГК РФ, кооператив бывает производственным и потребительским. Первая форма имеет коммерческий характер, вторая - некоммерческий. Производственное кооперативное лицо формируется с целью реализации совместной производственной деятельности. Приоритет в такой организации отдается труду ее участников. Здесь также могут быть паевые взносы, с помощью которых возможно получение дивидендов. Одной из форм производственного кооператива является сельскохозяйственное общество. Оно бывает обслуживающее, сбытовое, снабженческое, садоводческое, перерабатывающее, огородническое и т. д. Такой вид кооператива создается для совместного ведения личного подсобного хозяйства.

Обслуживающий, жилищный, строительный и кредитный кооперативы также входят в классификацию коммерческих юридических лиц. Несмотря на разнообразие реализуемых задач, цель у таких организаций всегда одна: извлечение прибыли и дальнейшее ее распределение между участниками. Несколько иначе все с потребительскими кооперативами. Такого рода организация похожа на некий союз или фонд. Ее целью является не распределение прибыли, а лишь извлечение финансов с последующим их вкладыванием в развитие общества. В отличие от производственного кооператива, участники потребительских организаций не обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности. Более того, они не отвечают по долгам юридического лица.

Еще одной формой в гражданско-правовой классификации юридических лиц является унитарное предприятие. Это коммерческая организация, не наделенная правом собственности за закрепленное за ней имущество. В ГК РФ указаны две формы таких предприятий: государственная и муниципальная. Имущество обеих организаций находится в собственности страны, а потому принадлежит органам только на праве хозяйственного или оперативного управления.

Общественные организации и движения

Критерии классификаций юридических лиц могут быть различными. Большую роль здесь играет отношение к государству, организационная структура, специфика целей и многое другое. Некоторые юристы делят юридические лица на два сектора - публичный и частный. В дополнение к этим двум сферам можно присовокупить и третий, так называемый общественный сектор. Его составляют негосударственные объединения граждан, имеющих общие цели и интересы.

Членами общественных организаций могут быть физические или юридические лица. Именно членство является отличительным признаком организации, в отличие, например, от движения, о котором речь пойдет чуть позже.

В каждой общественной организации есть свой высший руководящий орган. Чаще всего это съезд (конференция) или общее собрание. Сюда входят минимум три человека. Это может быть председатель (президент), а также его заместители. В подчинении у руководящей инстанции находится выборный коллегиальный орган. В его обязанности входит разработка устава организации, а также контроль за деятельностью всех участников юридического лица. Коллегиальный орган является исполнительным. Он может именоваться советом, правлением, президиумом и т. д.

Члены общественной организации реализуют корпоративные права, а также несут обязанность по уплате членских и имущественных взносов. Любой участник организации вправе в любое время выйти из состава юридического лица. При этом членство его в общественной организации неотчуждаемо.

Классификация юридических лиц в гражданском праве включает в себя довольно большое количество обществ. Здесь следует выделить организации, движения, фонды, учреждения, политические партии, органы общественной самостоятельности и многое другое. Все это некоммерческие лица, каждое из которых имеет свою структуру и характер. В одну группу можно включить два общества: организации, о которой уже было рассказано выше, и движения.

В юриспруденции под общественным движением понимают коллективное объединение, имеющее своей целью решение политических или социальных проблем. Движения делятся на реформистские и радикальные, прогрессивные и консервативные, локальные и глобальные, мирные и насильственные. Основное требование к любому движению - это соответствие его действий закону. Зачастую движения даже не надо регистрировать, но тогда круг полномочий такого общества существенно сузится.

Таким образом, сфера понятий юридических лиц и их классификаций невероятно обширна. Далее будут рассмотрены основные формы некоммерческих организаций.

Некоммерческие корпоративы

Классификация юридических лиц в гражданском праве невероятно сложна и обширна. Самое простое деление, которое может быть здесь применено - это систематизация организаций на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие юридические лица имеют своей целью извлечение прибыли с дальнейшим ее распределением между участниками. Некоммерческие же инстанции могут тратить полученные финансы только на собственную модернизацию.

В Гражданском кодексе РФ организации именуются также корпоративами. Признаки и классификация юридических лиц корпоративного типа закреплены в отдельном параграфе Закона. Здесь можно найти сведения о потребительских кооперативах, общественных организациях и движениях, товариществах собственников недвижимости и прочих инстанциях, не имеющих своей целью получение финансов. Ассоциации и союзы составляют первую группу. Сразу следует отметить, что между этими органами не существует каких-то отличий. Они создаются и ликвидируются по одной форме. Их участники имеют похожие учредительные документы, а также несут одинаковую субсидированную ответственность. При этом ассоциациями называют небольшие организации, а союзами - те, что покрупнее.

Следующей формой некоммерческого юридического лица в классификации является казачье общество. Здесь все просто: российские казаки должны подлежать регистрации и составлять легальные группы. Рядом с ними можно поставить коренные народы, о которых также идет речь в Законе. Кровнородственные или территориально-соседские объединения должны регистрировать себя в качестве юридических лиц ради своего же удобства. Так, статус организаций дает отдельным народам большое количество льгот и послаблений. Им позволяется рыбачить, охотиться, строить национальные постройки и справлять религиозные обряды, а главное - получать своевременную помощь и защиту.

Последней формой некоммерческих корпоративов являются адвокатские палаты. Это инстанции, где адвокаты законно реализуют свою профессиональную деятельность. Несмотря на то что сами юристы получают заработную плату, от адвокатской палаты они не приобретают ни копейки. Такое юридическое лицо является некоммерческим, а потому необходимо оно только для правовой защиты адвокатов и грамотного построения их профессиональной деятельности.

Фонды и религиозные организации

Под фондом понимается некоммерческая организация унитарного типа. Она не имеет членства и может быть учреждена любыми лицами - физическими или юридическими. Фонд существует благодаря добровольным имущественным взносам и преследует общественно полезные цели. Это могут быть задачи культурного, образовательного или благотворительного характера.

Также как и большинство юридических лиц из некоммерческих или коммерческих классификаций, фонды действуют на основе устава - главного организационного документа. Устав содержит в себе сведения о наименовании лица, его местонахождении, задачах и целях, характере деятельности, организационной структуре и т. д. Высшим контролирующим органом фонда является попечительский совет. Он осуществляет надзор за всеми лицами, входящими в организацию. Этот же совет определяет судьбу имущества фонда. Так, участникам организации запрещается присваивать себе фондовую собственность или как-либо распоряжаться ею. Имущество организации используется лишь в точном соответствии с целями, прописанными в уставе. Ежегодно фонд должен публиковать сведения об использовании собственности.

Для примера следует выделить несколько крупных российских фондов. Это благотворительные организации "Милосердие" и "Подари жизнь", скандально известный "Фонд борьбы с коррупцией", зависимый от государства "Пенсионный фонд России" и многое другое.

С имуществом у фондов связано много проблем, особенно в Российской Федерации. У представителей некоммерческих организаций нередко возникает "соблазн" заняться предпринимательской деятельностью на имеющиеся средства. Решением проблемы может быть честная и своевременная аудиторская проверка. Эта процедура поможет "оздоровить" организацию, а порой и вовсе восстановить юридическое лицо в правоспособности.

В классификации юридических лиц следует выделить еще одну форму некоммерческой инстанции - религиозную организацию. Это добровольное объединение людей, образованное в целях исповедования и распространения религиозных верований. Именно для такого типа организации существует наибольшее количество льгот и послаблений. Они освобождены от налогообложения, им дозволено "собирать" бывшие церковные земли, наконец, в современном обществе не возбраняется религиозное просвещение. К таким организациям предъявлено всего лишь одно условие: действовать необходимо в строгом соответствии с законами Российской Федерации.

Именно на примере религиозных инстанций можно проследить значение классификации юридических лиц. Разным организациям предъявляются неодинаковые требования. Совершенно не похожи друг на друга процессы формирования, реорганизации и ликвидации. И это существенное преимущество в современной гражданской сфере. Лица, желающие создать организацию, имеют перед собой множество вариантов ее формирования.

Учреждения

Разобрав основные понятия, виды и классификации юридических лиц, следует обратиться к последней форме организации: учреждениям. От фондов эта инстанция отличается немногими элементами, но главное - типом управления собственности. Так, организационным имуществом распоряжается учредитель инстанции. Именно поэтому она и называется учреждением.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, учредитель может быть физическими или юридическим лицом. Он обладает правом "оперативного управления", которое заключается в полном контроле за всем, что происходит в организации. Допускается и процедура соучредительства - создания юридического лица несколькими лицами. Учредители могут как самостоятельно управлять учреждением, так и делать это через посредников - "ручных" руководителей.

Существует несколько типов учреждений. Закон делит их на частные, а также государственные и муниципальные. Частными инстанциями руководит независимое лицо, а государственными - непосредственно государство. В распоряжении государственных лиц имеется казенное имущество, которое подлежит особой охране.

Из известных российских учреждений следует выделить все органы власти - исполнительные, законодательные, и судебные. В системах и классификациях юридических лиц понятие "государственного учреждения" занимает первое место. Частных учреждений в России тоже не мало. Это различные юридические, культурные, социальные и прочие инстанции.

Юридические лица классифицируются по различным критериям. В зависимости от цели осуществляемой организацией деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Коммерческие организации -- это юридические лица, созданные для занятия предпринимательской деятельностью, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями). Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует целям. К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), благотворительные и иные фонды, другие формы, предусмотренные федеральным законом.

В зависимости от прав учредителей (участников) в отношении юридического лица и его имущества (п. 2 ст. 48 ГК РФ) различают:

а) юридические лица, в отношении имущества которых их учредители (участники) имеют обязательственные права (право изъять внесенное в качестве вклада имущество, право на ликвидационную квоту, право на дивиденды и т.п.). К ним относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы,

б) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности или иное вещное право. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;

в) юридические лица, на имущество которых их учредители не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных). Это: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (союзы и ассоциации).

Критерием для классификации юридических лиц может служить их организационно-правовая форма. По этому признаку коммерческие организации подразделяются на хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Среди некоммерческих организаций выделяются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, объединения коммерческих и некоммерческих организаций (союзы, ассоциации).

Рассмотрим организационно-правовые формы коммерческих организаций.

Хозяйственные товарищества и общества -- наиболее распространенная в имущественном обороте форма коллективного предпринимательства (ст. 66 ГК РФ). Гражданский кодекс содержит исчерпывающий перечень товариществ и обществ, допущенных к участию в гражданском обороте. К хозяйственным товариществам отнесены полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества (закрытого и открытого), общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью. При этом ГК полностью регулирует статус товариществ, не предусматривая издания для этих целей никаких специальных законов. В отношении обществ ГК ограничивается лишь общими правилами, подлежащими конкретизации в специальных законах. Уже приняты Федеральные законы: от 26 декабря 1995 г “Об акционерных обществах”4, от 8 февраля 1998 г “Об обществах с ограниченной ответственностью”5.

Товарищества и общества имеют много общих черт. И те, и другие являются коммерческими организациями, обладающими общей правоспособностью. Их уставный (в обществах) или складочный (в товариществах) капитал разделен на доли их участников. Как общества, так и товарищества являются собственниками своего имущества. Различия же в их правовом статусе определяются тем, что товарищество -- это объединение лиц, тогда как общество -- это объединение капиталов. Объединение лиц предполагает, помимо имущественных вкладов, непосредственное личное участие учредителей (участников) в деятельности организации. В отличие от этого создание хозяйственного общества не предполагает (хотя и не исключает) личного участия учредителей (участников) в предпринимательской деятельности. Важно также отметить, что участники товариществ в отличие от участников обществ обычно несут неограниченную ответственность по долгам товариществ всем своим имуществом, а не только имуществом товарищества. Это (так же, как и необходимость принимать личное участие в деятельности товарищества) объясняет недопустимость одновременного участия лица в нескольких товариществах, ибо нельзя одним и тем же имуществом отвечать по долгам нескольких организаций. Исключение составляют вкладчики в товариществах на вере, которые участвуют в деятельности товарищества только имущественными вкладами, а потому могут одновременно быть участниками нескольких товариществ. Сказанным определяется субъектный состав участников обществ и товариществ. В товариществах могут участвовать только индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, поскольку они должны непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Напротив, в обществах (а также в роли вкладчиков в товариществе на вере) по общему правилу могут быть любые субъекты гражданских прав, совсем не обязательно являющиеся предпринимателями. Исключение в этом отношении составляют государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и иные финансируемые собственником учреждения, должностные лица государственных органов, участие которых в предпринимательской деятельности законом либо ограничено, либо запрещено (п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Среди всех коммерческих организации, основой организационно правовой формы которых, как правило, является принцип корпоративности, выделяются организации, представляющие собой по организационно-правовой форме унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ). Унитарность предприятия означает, что его имущество неделимо и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям или паям, в том числе между его работниками. Унитарные предприятия не наделяются правом собственности на за крепленное за ними имущество. Его собственником остается учредитель.

Создание и функционирование унитарных предприятий допускается лишь в форме государственных и муниципальных предприятий. Государственные предприятия учреждаются за счет государственного имущества органами управления Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов, уполномоченными управлять государственным имуществом. Муниципальные предприятия учреждаются органами местного самоуправления за счет имущества муниципальных образований. В зависимости от того, на основе какого ограниченного вещного права имущество закреплено собственником за унитарным предприятием, выделяются два их вида: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или; федеральное казенное предприятие

Правовое положение производственных кооперативов регулируется помимо Гражданского кодекса Федеральным законом от 8 мая 1996 г “О производственных кооперативах”.6 Согласно п. 1 ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Производственный кооператив, так же как и товарищество, -- это, прежде всего объединение лиц, а не капиталов. Его участники обязаны участвовать в деятельности кооператива. Однако в отличие от товариществ, в которых полными товарищами могут выступать лишь индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, членами производственного кооператива могут быть любые граждане, достигшие 16 лет, и юридические лица. В соответствии с п. 4ст 110 ГК РФ каждый член кооператива имеет один голос при принятии решения, а прибыль распределяется между членами, прежде всего в соответствии с их трудовым участием. Это характеризует производственный кооператив как артель -- особую форму организации труда и предпринимательской деятельности граждан, ос кованную на началах равенства всех его участников

Остановимся также на организационно-правовых формах некоммерческих организаций

Правовое положение потребительского кооператива регулируется, помимо ГК РФ (ст. 116), Законом от 19 июня 1992 г “О потребительской кооперации в Российской Федерации”.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паев. Потребительская кооперация в интересах пайщиков ведет заготовительную, торговую, жилищно-строительную, гаражно-строительную и иные виды деятельности. Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и организации. Членство в кооперативе не предполагает обязательного личного участия в его делах.

Правовое положение общественных и религиозных организаций (объединений), кроме ГК РФ (ст. 117), регулируется федеральными законами от 19 мая 1995 г “Об общественных объединениях”8, от 12 января 1996 г “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”9, от 12 января 1996 г “О некоммерческих организациях”, от 11 августа 1995 г “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”10, от 26 сентября 1997 г “О свободе совести и религиозных объединениях”11 и другими правовыми актами.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности интересов для удовлетворения духовных или материальных потребностей. Это могут быть партийные, профсоюзные, спортивные организации, организации в области культуры, охраны природы, животных и др.

Согласно ст. 117 ГК РФ участниками таких объединений могут быть только физические лица. При этом они не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество созданного ими юридического лица, т. е. граждане при выходе из организации не вправе требовать возврата членских взносов, пожертвований и иного переданного ей имущества. Юридическими лицами могут признаваться как отдельные звенья общественных организаций (например, профкомы в организациях), так и объединения этих организаций (например, профсоюзное объединение Всероссийский электропрофсоюз).

Как собственники имущества общественные и религиозные организации (объединения) могут осуществлять предпринимательскую, деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (например, издательскую деятельность, деятельность по изготовлению и ремонту спортивного инвентаря и т. п.).

Учреждение представляет собой вид некоммерческой организации, не являющейся собственником имущества. Учреждение обладает имуществом на праве оперативного управления. К учреждениям относятся органы государственного управления и органы места самоуправления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и проч.

Ассоциации или союзы--это объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями (ст. 121 ГК РФ). Они могут быть созданы как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Формула ст. 121 ГК РФ исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций. Создаются они исключительно на добровольной основе для целей координации деятельности создавших их организаций, а также представления и защиты их общих интересов. Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность и права юридического лица, поэтому одно и то же юридическое лицо может состоять в нескольких ассоциациях и союзах

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Классификация юридических лиц


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое

  • - даёт исчерпывающее представление о всех разновидностях юридических лиц, тем самым исключается появление организаций, которые по своим признакам не могут быть включены в какую-либо классификационную группировку, поэтому в интересах всех участников оборота гражданское законодательство закрепляет исчерпывающие перечни классификационных групп юридических лиц; а это значит, что создание юридических лиц, не соответствующих классификационным группам, исключено законом;
  • - такая классификация позволяет чётко определить правовой статус конкретной организации и применить соответствующие нормы при рассмотрении и разрешении корпоративных споров.

Классификация на коммерческие и некоммерческие юридические лица

Классификационными критериями являются:

  • - критерий основной уставной деятельности;
  • - критерий распределения доходов от такой деятельности.

Основная уставная цель деятельности коммерческих юр. лиц (далее – организаций) заключается в осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на постоянное и систематическое извлечение прибыли. Прибыль от такой деятельности полностью присваивается участниками и распределяется между ними.

Хозяйственные товарищества : полные товарищества и товарищества на вере (коммандитное товарищества). Хозяйственные общества – хозяйственные общества и общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы (артели) и унитарные предприятия.

Некоммерческие организации . Основная цель деятельности таких организаций заключается в удовлетворении бытовых, духовных, социальных и иных некоммерческих потребностей:

  • - только членов этих организаций (напр., потребительский кооператив, садоводческое товарищество, российское авторское общество и т.п.);
  • - определённых социальных групп населения (фонд, община народов Крайнего Севера);
  • - всего общества (образовательное учреждение, медицинское учреждение).

В целях их имущественной и финансовой устойчивости закон позволяет некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, но при соблюдении следующих требований:

  • - такая деятельность не должна быть основной (только в качестве дополнительной);
  • - не должна противоречить основной уставной деятельности, соответствовать ей;
  • - доходы от такой деятельности должны направляться на достижение уставных целей и задач.

И только потребительские кооперативы могут распределять прибыль между своими членами.

Гражданское законодательство также закрепляет исчерпывающий перечень некоммерческих организаций:

  • - учреждения,
  • - фонды,
  • - общественные и религиозные организации,
  • - общины народов крайнего Севера,
  • - потребительские кооперативы,
  • - ассоциации и союзы юридических лиц,
  • - торгово-промышленные палаты и биржи;
  • - автономные учреждения,
  • - некоммерческие партнёрства,
  • - специализированные организации арбитражных управляющих.

Классификация в зависимости от прав учредителей в отношении имущества юридического лица

Здесь используется комплексный критерий наличия как вещных, так и обязательственных прав, как в отношении имущества юридического лица, так и в отношении самого юридического лица.

В данной классификационной группировке выделяют три категории юридических лиц:

  • 1. Юридические лица, которые являются собственниками своего имущества (обладают правом собственности), а участники обладают только обязательственными правами в отношении самого юридического лица. Основное содержание таких обязательственных прав – это право требовать выплаты дивидендов. Кроме того, право корпоративными правами по участию в управлении. К этой группе относятся все коммерческие организации за исключением унитарных предприятий.
  • 2. Юридические лица, в отношении имущества которых учредитель сохраняет право собственности, а сами юридические лица наделяются ограниченными вещными правами. К ним относятся унитарные предприятия и учреждения, финансируемые собственником.
  • 3. Юридические лица, которые обладают правом собственности на своё имущество, но участники, учредители, члены при этом не обладают ни вещными, ни обязательственными правами в отношении этого имущества. К ним относится большинство некоммерческих организаций за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнёрств.

Значение данной классификационной группировки проявляется при ликвидации того или иного юридического лица, а также при выходе участника из состава организации. Если ликвидируется юридическое лицо, относящееся к первой группе (напр., ОАО), то ликвидационный остаток распределяется между бывшими участниками; если ликвидируется юридическое лицо, относящееся ко второй группе (унитарное предприятие, учреждение), то остаток возвращается собственнику-учредителю; если ликвидируется юридическое лицо, относящееся к третьей группе, то ликвидационный остаток передаётся аналогичной организации для окончательного решения уставных целей и задач ликвидированного юридического лица.

Классификация в зависимости от численного состава участников

Согласно данной классификации выделяют юридические лица унитарного типа и юр. лица корпоративного типа.

В первом случае юр. лицо действует в обороте с одним единственным участником (учредителем). К ним относятся: унитарные предприятия, учреждения, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, созданные одним лицом.

Ко второму типу относятся юридические лица, в составе которых в силу закона должно быть не менее двух участников.