Что такое «Международное право»? Международное право: понятие система, функции Что относится к международному праву

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Отрасль права, регулирующая политические, экономические, военные, культурные и иные отношения между государствами. Согласно определению, принятому в советской юридической науке, право есть совокупность норм, выражающих волю господствующего класса, санкционированных государственной властью и обеспечиваемых принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу. М. п., укладываясь в рамки этого общего определения, обладает, однако, по сравнению со всяким внутригосударственным правом, рядом специфических особенностей.

Особенности М. п. с точки зрения его юридической природы состоят прежде всего в том, что оно есть право междугосударственное. В то время как во внутригосударственном праве его субъектами, т. е. носителями установленных правовыми нормами прав и обязанностей, являются отдельные люди, учреждения и ассоциации, состоящие под властью государства, субъектами М. п. являются сами государства, не имеющие стоящей над ними власти.

В последние десятилетия некоторые функции в области международных отношений, ранее присущие исключительно государствам, перешли в компетенцию международных организаций (напр., в области обеспечения мира или регламентации отдельных вопросов экономического и гуманитарного сотрудничества и пр.). Однако эти организации, и в т. ч. возникшая в наши дни организация Объединённых наций, отнюдь не являются субъектами М. п. в том смысле, в каком ими считаются отдельные государства, ибо они не обладают ни суверенитетом, ни территориальным верховенством - этими важнейшими признаками международной правосубъектности. Такие международные организации являются новыми органами международного сотрудничества суверенных государств, и их полномочия основываются не на какой-либо международной власти, стоящей над государствами, как утверждают некоторые буржуазные авторы, а на согласовании воли и действий этих государств.

Отдельная личность также не является субъектом М. п., хотя в М. п. имеются нормы, охраняющие права тех или иных категорий лиц, как, напр., нормы о режиме иностранцев. Наличие подобных норм свидетельствует лишь о том, что специальная международная охрана тех или иных категорий лиц входит в круг тех государственных интересов, которые составляют объект международно-правового регулирования. Сами же соответствующие лица не становятся от этого участниками международного общения и не приобретают ни одного из признаков международной правосубъектности. Равным образом, существующие внутри государства учреждения и ассоциации не являются субъектами М. п.

Второй особенностью М. п. является то, что в нём нет ни единого законодателя, ни единого кодекса законов в том смысле, как во внутригосударственном праве. Нормы М. п. создаются самими субъектами этого права - государствами. Попытки создать кодекс международных законов, предпринимавшиеся с конца 18 в. отдельными учёными и международными научными учреждениями, не увенчались успехом ввиду противоречия интересов различных государств и отсутствия единства взглядов по важнейшим вопросам. Некоторый успех имела лишь частичная кодификация, т. е. кодификация отдельных отраслей М. п. напр. законов и обычаев войны и др.

Основными источниками М. п. являются международные обычаи, т. е. правила поведения, получившие обязательную силу в процессе долголетнего и единообразного их применения в практике государств (напр., правила, касающиеся положения дипломатических представителей), и главным образом международные соглашения. Последние могут действовать между всеми государствами, между группами государств либо между двумя государствами и могут определять как общие основы международных отношений, так и конкретные вопросы взаимоотношений между данными государствами.

Внутренние законы и решения судов отдельных государств по вопросам, затрагивающим международные отношения (напр., по вопросам о правах иностранцев, о выдаче преступников и т. д.), не являются источниками М. п. Лишь получив широкое признание за пределами издавшего их государства и став образцом для законодательства и судебной практики многих государств, они могут привести к созданию международного обычая и даже воплотиться в международные соглашения. Наконец, мнения выдающихся представителей науки международного права ещё в меньшей мере, чем законы и судебные решения, могут служить источниками международного права; они составляют не более чем материал для аргументации в пользу существования или несуществования той или иной международно-правовой нормы.

При всём разнообразии норм международного права-и по внешней форме, в которой они выражаются, и по кругу тех государств, на которые распространяется их действие, и по характеру тех предметов, которые они регулируют, - существуют, однако, известные принципы, определяющие коренные основы международных отношений в определённую историческую эпоху и имеющие обязательную силу для всех государств, независимо от того, применяются ли они в силу обычая или в силу международных конвенций. Это т. н. общие или основные начала, элементарные общепризнанные понятия М. п. Признание этих общих основных начал или элементарных понятий весьма важно для укрепления законности в международных отношениях. Поэтому вполне понятно, что советская юридическая доктрина не только признаёт существование основных начал М. п., но и подчёркивает их значение.

Важнейшими основными началами М. п. на современной стадии его развития являются: принцип поддержания всеобщего мира и безопасности, принцип суверенитета, принцип невмешательства во внутренние дела другого государства, принцип равноправия государств и принцип добросовестного выполнения международных договоров и обязательств. Первый из упомянутых принципов вошёл в М. п. сравнительно недавно, превратившись из прогрессивной политической идеи в юридическую норму. Другие принципы признаются как нормы М. п. в течение довольно длительного времени, но теперь наполняются новым содержанием.

Эти важнейшие основные начала М. п. нашли выражение в ряде деклараций, изданных союзными государствами антифашистской коалиции во время и по окончании второй мировой войны, в частности в декларациях Московской (1943), Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференций, и зафиксированы в уставе ООН (преамбула, ст. 1 и 2).

Третьей особенностью М. п. является отсутствие в нём централизованного аппарата принуждения. Мы знаем, что "...право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права" (В. И. Ленин). Эти слова Ленина относятся ко всем отраслям права, в т. ч. и к М. п. Однако хотя М. п. не знает ни международной армии, ни международной полиции и лишь с недавнего времени существует международный суд, тем не менее и в М. п. имеется принуждение, как во всяком другом праве, но оно проявляется в особых формах. До первой мировой войны принуждение, необходимое для того, чтобы обеспечить соблюдение международных обязательств и вообще норм М. п., осуществлялось силами отдельных, непосредственно заинтересованных государств и в доктрине М. п. носило название "самопомощь". Оно могло выражаться в репрессалиях, т. е. в насильственных действиях, являющихся ответом на нарушение М. п. другим государством, в военных демонстрациях вплоть до блокирования берегов другого государства и, наконец, в войне. Следует отметить, что нередко "защитой правомерных интересов прикрывались цели внешней экспансии или подчинения более слабого государства. После первой мировой войны были сделаны попытки установить коллективные формы принуждения. Устав Лиги наций предусматривал систему экономических и военных санкций против агрессора. Эта система оказалась неэффективной; соответствующие постановления устава были весьма неопределёнными, и не предусматривалось конкретных способов их осуществления; ещё важнее то, что за исключением СССР - в период его пребывания в Лиге наций - у государств, игравших руководящую роль в Лиге, не было действительной готовности применять свои вооружённые силы для защиты общих интересов мира и безопасности, для защиты договоров и М. п.

Вторая мировая война наглядно показала несовершенство существовавших раньше коллективных форм принуждения по отношению к нарушителям М. п. Ещё в 1941 в советско-польской декларации было указано, что при создании будущей международной организации, основанной на объединении демократических стран в прочный союз, решающим моментом должно быть уважение к М. п., поддержанному вооружённой силой всех Союзных государств. Устав организации Объединённых наций (ст. 45-51) предполагает новую, более эффективную систему невоенных и военных мер принуждения в отношении актов агрессии. Эта система предусматривает предоставление каждым государством контингентов вооружённых сил для совместных принудительных действий и наличие международного военного органа - Военно-штабного комитета, а также различные способы невоенного воздействия на отдельные государства в связи с нарушениями М. п., угрожающими миру. Наряду с этим меры принуждения по отношению к агрессору предусмотрены в договорах о взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, заключённых Советским Союзом с рядом государств, главным образом с государствами народной демократии Центральной и Юго-Восточной Европы.

Разумеется, эффективность системы мер принуждения по уставу Объединённых наций в первую очередь зависит от того, насколько члены организации Объединённых наций на деле верны положениям устава. Опыт показал, что крупные капиталистические державы, прежде всего США и Великобритания, грубо нарушают устав ООН, стараются извратить предусмотренные уставом институты по поддержанию мира и безопасности и превратить организацию Объединённых наций в ширму для маскировки своих империалистических планов. Одним из наиболее ярких примеров нарушения правительствами США, Великобритании и Франции устава ООН и прямого подрыва этой организации является заключение агрессивного Северо-атлантического договора, под прикрытием ссылок на ст. 51 и 52 устава ООН, предусматривающие право заключать т. н. "региональные соглашения". Что касается договоров о взаимной помощи, заключённых Советским Союзом, то они являются в настоящее время наиболее эффективными способами охраны мира и международного правопорядка, установившегося в результате победы миролюбивых народов над агрессорами.

Отсутствие в международном праве общего законодательства и централизованного аппарата принуждения дало повод некоторым юристам, главным образом немецким (Иеринг, Лассон, Цорн), утверждать, что положения М. п. суть предписания морали или политики, но не правовые нормы. Отрицание М. п., чаще всего встречавшееся в немецкой литературе, было способом оправдания агрессивной политики германских правящих классов, всегда сопровождавшейся циничными нарушениями М. п. Советская доктрина резко отвергает эту реакционную концепцию.

Если М. п. заметно отличается от других отраслей права по своей юридической природе, то оно не менее заметно отличается от них и по своему социальному содержанию. В то время как внутреннее право данного государства выражает волю господствующего в этом государстве класса и является социально однородным, М. п. не всегда отличается такой социальной однородностью. Оно регулирует отношения многих государств, складывающиеся как на почве их сотрудничества для достижения общих целей, так и на почве их борьбы за свои особые интересы. Характер этих целей и интересов определяется характером общественного и государственного строя данных государств, который далеко не всегда одинаков. Иногда совокупность этих государств, или, как её называют, "международное общение", сохраняет социальную однородность, напр. в 16-17 вв., когда она состояла из феодальных государств, хотя в отдельных из них, напр. в Англии, Голландии, уже вызревали буржуазные порядки, или во второй половине 19 и начале 20 в., когда она состояла из буржуазных государств, хотя многие из них сохраняли в большей или меньшей степени феодальные пережитки. Но в настоящее время, когда наряду с буржуазными государствами существуют великая социалистическая держава-СССР и страны народной демократии, на международной арене сталкиваются государства с резко отличным социальным и политическим строем.

Ввиду того, что интересы внутренней политики, особенности внутреннего строя и принципы внутренней государственности оказывают прямое влияние на внешнюю политику и на нормы и институты М. п., последнее содержит наслоения различных общественных формаций и даже различных исторических периодов. В современном М. п. ещё не вполне исчезли отдельные следы феодальных традиций; примером могут служить многие правила дипломатического церемониала или международно-правовое положение римского папы. В современном М. п. существуют внесённые буржуазными государствами в период буржуазных революций демократические принципы: суверенитет и равноправие государств, неприкосновенность государственной территории, невмешательство во внутренние дела и т. д., и внесённые теми же буржуазными государствами в период империализма чисто империалистические институты, такие, как аннексия, протектораты, сферы влияния и т. д. Буржуазные государства продолжали и в период империализма формально признавать вышеуказанные демократические принципы, но фактически пользовались ими для маскировки антидемократических, империалистических целей (напр., США, Англия). Наиболее агрессивные буржуазные государства (в особенности Германия и Япония) открыто попирали самые элементарные основы М. п. и, отбрасывая всякую маскировку, проводили явный международный разбой.

Огромное влияние на современное М. п. оказывает социалистическое государство - Советский Союз, его политика мира, уважения свободы народов, обусловленная характером советского общественного и государственного строя. В Советском Союзе нет классов или групп, заинтересованных в войне или в разжигании вражды между народами. Советская государственность основана на равноправии и дружбе всех народов, населяющих Советский Союз.

В первые годы после Октябрьской революции капиталистические государства, пользуясь слабостью молодой Советской республики, стремились задушить её, а когда это не удалось, делали всё, чтобы устранить её от участия в международных делах. Уже тогда Советский Союз, отвергнув антидемократические институты М. п., отказавшись от неравноправных договоров, режима капитуляций и сфер влияния в странах Востока, заключив договоры с этими странами на основе принципов суверенитета и равноправия, способствовал укреплению демократических принципов в международных отношениях вообще. Позднее Советский Союз внёс большой вклад в дело расширения и укрепления в М. п. способов предотвращения и подавления агрессии. Он предложил международное определение агрессии, чтобы затруднить её легализацию и маскировку; предложил меры по применению устава Лиги наций в смысле придания большей эффективности санкциям против агрессии; провозгласил принцип "неделимости мира". В сфере укрепления деловых связей между государствами Советский Союз провозгласил принцип равноправия существующих внутри отдельных государств экономических систем. Кроме того, он создал новый институт М. п.-торговые представительства СССР, в которых получила прямое выражение одна из основ социалистической системы хозяйства- государственная монополия внешней торговли в СССР.

Советский Союз непрерывно развивал и развивает международно-правовые способы сотрудничества государств как в области поддержания мира, так и в области экономических отношений. И. В. Сталин в беседе с деятелем республиканской партии США Стассеном разъяснил с исчерпывающей полнотой отношение Советского Союза к международному сотрудничеству: "Надо проводить различие между возможностью сотрудничать и желанием сотрудничать. Всегда существует возможность сотрудничества, но не всегда имеется желание сотрудничать". Отметив, что "для сотрудничества не требуется, чтобы народы имели одинаковую систему", И. В. Сталин подчеркнул наличие у народа и коммунистической партии СССР желания сотрудничать. Это желание сотрудничества основано не на преходящих конъюнктурных расчётах, а на стремлении к прочному и длительному миру, на уважении независимости каждого народа и на глубокой уверенности в том, что мирное соревнование двух общественных систем полнее всего раскрывает преимущества социалистической системы перед капиталистической. Чем больше возрастает удельный вес Советского Союза в международной жизни, тем больше он становится центром притяжения для всех народов, заинтересованных в сохранении мира и в торжестве демократических начал в М. п.

Таким образом, современное М. п. в отличие от права внутригосударственного представляет собой по своему содержанию сложный итог борьбы и сотрудничества государств, не однородных ни в экономическом, ни в социальном, ни в политическом отношении.

Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов М. п., закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие М. п.

Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трёх крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях.

Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, -писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".

В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике.

В-четвёртых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъём национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая.

Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это- реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали всё больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. Империалистическая политика США и Англии, получившая столь яркое выражение в фултоновской речи Черчилля, в т. н. "доктрине Трумэна" и "плане Маршалла", наглядно проявляется в призывах к мировой гегемонии США и к походу против СССР и стран новой демократии, в организации всякого рода империалистических блоков, скрывающих под маской "обороны" далеко идущие агрессивные цели, как, напр., т. н. "Западный союз", Атлантический пакт, в экспансии, в экономическом порабощении и грубом попрании независимости многих государств и вмешательстве во внутреннюю жизнь народов, в усилиях оттеснить Советский Союз от участия в международных делах и в пропаганде новой мировой войны. К этому нужно добавить сохранение очагов фашистской агрессии, существующих в масштабе целых государств, как, напр., Испания или Греция, или в виде отдельных неликвидированных фашистских групп и организаций, как, напр., в западных зонах Германии, в Италии, в Японии. Не может быть никаких сомнений, что эти очаги продолжают существовать лишь благодаря тому, что они находят питательную почву в поддержке со стороны империалистической реакции в США и в Англии.

Итак, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного М. п. Государства империалистического лагеря, стараясь сохранить наиболее реакционные институты М. п., создают также новые реакционные институты, предназначенные закрепить мировое господство империалистических держав, прикрывая его лжедемократической и лжепацифистской фразеологией. Типичными примерами могут служить такие соглашения о военной и экономической "помощи", заключённые на основе т. н. "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла", как "Западный союз" и Северо-атлантический пакт. С другой стороны, государства демократического лагеря применяют наиболее прогрессивные институты прежнего М. п., значительно углубляя их демократическое содержание, и наряду с этим создают новые последовательно демократические институты М. п., получившие, напр., весьма яркое воплощение в договорах о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве и в экономических и культурных соглашениях, заключённых Советским Союзом с государствами народной демократии и этими последними между собой. Две противоположные тенденции в международной политике и в развитии М. п. резко сталкиваются между собой в организации Объединённых наций, в связанных с ней международных учреждениях и вообще когда речь идёт о применении на практике всех тех международных актов, которые были совместно приняты союзными державами во время и по окончании второй мировой войны.

Нормы и институты. М. п., несмотря на всё их различие и многообразие, составляют определённую систему. Система современного М. п. может быть сведена к следующим основным международно-правовым нормам и институтам:

1. Нормы и институты, определяющие правовое положение государства в международном общении, т. е. основные права и обязанности государства как субъекта М. п. (суверенитет и равноправие, невмешательство во внутренние дела, ответственность за международные правонарушения и пр.).

2. Нормы и институты, регулирующие охрану государствами в их взаимных отношениях прав и интересов населения (порядок приобретения и утраты гражданства, правовой режим иностранцев, охрана прав национальных меньшинств; после войны сюда прибавляются нормы, регламентирующие защиту прав населения колоний и т. н. "несамоуправляющихся территорий", нормы, запрещающие расовую дискриминацию, и пр.).

3. Нормы и институты, устанавливающие международно-правовой режим территории (способы приобретения и утраты государственной территории, режим внутренних и международных речных и морских вод и воздушного пространства и пр.).

4. Нормы и институты, определяющие правовое положение за границей органов внешних сношений (посольское и консульское право; сюда должны быть также отнесены нормы, касающиеся статуса сотрудников международных учреждений).

5. Нормы и институты, регламентирующие действие международных договоров (порядок их заключения и ратификации, условия их изменения и прекращения и пр.).

6. Нормы и институты, определяющие структуру, права, функции и порядок деятельности международных организаций, в первую очередь организации Объединённых наций.

7. Нормы и институты, устанавливающие формы международного сотрудничества государств по специальным, главным образом экономическим и гуманитарным, вопросам.

8. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы разрешения споров (согласительная процедура, посредничество отдельных государств или Генеральной ассамблеи и Совета безопасности ООН, международный арбитраж, международный суд и пр.).

9. Нормы и институты, определяющие международно-правовые способы предупреждения и подавления агрессии. При этом, наряду с дипломатическими, экономическими и военными санкциями по уставу ООН, сохраняют своё значение также индивидуальные и коллективные способы защиты государства от неправомерных и агрессивных действий: реторсии, репрессалии, индивидуальная или коллективная вооружённая самооборона от агрессии. Сюда же надлежит отнести и нормы, запрещающие пропаганду агрессии.

10. Нормы и институты, определяющие права и обязанности воюющих государств в отношении ведения войны, а также правовое положение нейтральных государств - т. н. законы и обычаи войны. В связи с запрещением агрессивных войн по уставу ООН эти нормы должны подвергнуться пересмотру, имеющему в виду их применение к войнам-санкциям и к оборонительным войнам против агрессора. Международно-правовые способы окончания войны (перемирие, прелиминарный и окончательный мирный договоры), до сего времени относившиеся к "праву войны", теперь, ввиду развития институтов, связанных с ответственностью за агрессивную войну и гарантиями против возобновления агрессии (союзный контроль, репарации, наказание военных преступников и пр.) и вносящих серьёзные изменения в международную жизнь, выходят, строго говоря, за рамки права войны и приобретают теснейшую связь также и с другими частями системы М. п.

Нормы и институты М. п., регулирующие правоотношения между самими государствами (и отчасти между государствами и международными организациями), притом правоотношения, входящие в компетенцию высшей государственной власти, составляют, согласно общепринятой терминологии, систему международного публичного права. Наряду с нею существует система международного частного права, нормы и институты которого регламентируют - непосредственно или путём отсылки к соответствующему национальному законодательству- гражданские правоотношения, складывающиеся между гражданами различных государств или связанные с территорией различных государств.

Наконец, в современный период, в связи с установлением международной уголовной ответственности за преступления против мира, за военные преступления и преступления против человечества, рассматриваемые теперь как международные преступления, из общей системы М. п. выделяется в особую систему международное уголовное право. Важным этапом на пути развития этой новой системы явилось принятие (на основании соглашения между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8. VIII 1945) устава Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников стран оси.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Основными из них являются следующие:

  1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.
  2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Существует множество теорий, касающихся природы соотношения внутригосударственного и международного права. Приведем некоторые из них.

Дуалистическая и монистическая теории

Оба эти направления исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и национально-правовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета и проблема заключается в том, какое же право должно при этом превалировать.

Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным и внутригосударственным правом., которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.

Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Триппель, Струп, Оппенгейм).

Монизм представлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга. Так, в трудах английского ученого Лаутерпахта монизм принимает форму утверждения примата международного права даже во внутригосударственной сфере наряду с хорошо разработанной концепцией индивида как субъекта международного права. По этой теории внутригосударственному праву отводится весьма незначительная роль, международное же выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств», а следовательно, и национальных правовых систем в сфере юридической компетенции государств.

По мысли же Кельзена, научной основой монизма является положение, согласно которому международное право и внутригосударственное право представляют собой часть одной и той же системы норм, сила и содержание которых логически вытекают из некой основной нормы.

Сторонники теории координации (Фицморис, Руссо) оспаривают дуалистическую и монистическую концепции, предполагающие общую сферу деятельности как у международного, так и внутригосударственного права. По их мнению, международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.

Проведя сравнительный анализ систем международного права и внутригосударственного права, выявив особенности первой, можно сказать, что международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими субъектами и регулирующих отношения между государствами, нациями и народами, борющимися за свою независимость, международными организациями и государственно-подобными образованиями.

Система международного права представляет собой совокупность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов и норм международного права (договорных и обычных), институтов международного права. В различных сочетаниях вышеупомянутые элементы системы составляют отрасли международного права.

Ядром системы международного права являются основные принципы, представляющие собой основополагающие нормы международного права, нормы jus cogens, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.

К ним относятся:

  1. запрещения применения силы и угрозы силой;
  2. мирного разрешения споров; нерушимости государственных границ;
  3. территориальной целостности государств;
  4. всеобщего и полного разоружения;
  5. уважения государственного суверенитета;
  6. невмешательства во внутренние дела государств;
  7. добросовестного выполнения международных обязательств;
  8. суверенного равенства государств;
  9. сотрудничества;
  10. равенства и самоопределения народов и наций;
  11. уважения прав и основных свобод человека;
  12. защиты окружающей среды;
  13. ответственности.

Основным элементом системы, «строительным материалом», являются нормы международного права, которые представляют собой правила поведения субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими.

Классификацию международно-правовых норм можно провести по нескольким основаниям:

  • по юридической силе различают императивные и диспозитивные номы международного права.

Императивные нормы, или как их еще называют, нормы jus cogens, — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.

Такое положение зафиксировано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая гласит:

«Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права… Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные(отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).

Диспозитивные — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.

— по кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. содержит многосторонние нормы, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987г. – д в у с т о р о н н и е.

— по функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

Универсальные нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы международного права содержаться в Уставе ООН 1945г., Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. и др.

Локальные нормы регулируют отношения, тесно связанные с интересами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993г.) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, договоры, заключаемые государствами-участниками ЕС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Нормы международного права образуют институты и отрасли международного права, которые, в свою очередь, также являются элементами системы международного права.

Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (например, право международных организаций, международное морское право, право международных договоров, право внешних сношений и т.д.).

Институт международного права представляет собой группу международно-правовых норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Эти отношения, хотя и отличаются качественным своеобразием, тем не менее не могут получить статус правовой отрасли.

Институты делятся на отраслевые и межотраслевые.

К межотраслевым институтам относятся институты, значительная часть международных норм которых входит в состав двух или нескольких отраслей (например, институт международно-правовой ответственности, институт правопреемства).

Нормы отраслевого института складываются в пределах отдельных отраслей, охватывая те или иные их подразделения (так, например, в международном морском праве можно выделить группы норм, регулирующих правовой режим территориального моря, экономической зоны, континентального шельфа, правовой режим открытого моря и т.д.).

В единое целое элементы системы международного права объединяет предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А методом правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.

Источники международного права можно определить как формы, в которых существуют нормы международного права, т.е. как результат процесса создания таких норм.

В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, и пытаться навязать их другим государствам.

Результатом согласования воль государств является международный договор и международный обычай.

Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным правом.

Устные международные договоры на практике встречаются крайне редко и называются «джентельменскими соглашениями».

Международный договор может именоваться по-разному – соглашение, конвенция, пакт, акт, договор и т.д.

Международный договор состоит из преамбулы (определяет мотивы, цели договора), основной части (предмет договора, права и обязанности сторон, контрольный механизм) и заключительной части (порядок вступления договора в силу, срок его действия, порядок продления и т.д.). Договор может иметь приложения, конкретизирующие его основные положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого международного договора.

По числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние; по сфере действия – на универсальные, региональные и локальные; по вопросам присоединения – на открытые (к ним может присоединиться любое государство в порядке, предусмотренном в самом договоре) и закрытые (к такому договору можно присоединиться только с согласия его участников).

Международный обычай – доказательство всеобщей практики государств, признанной в качестве правовой нормы. Такое определение международного обычая дается в ст.38 Статута Международного Суда ООН.

Всеобщая практика является первым этапом создания обычно-правовых норм. Всеобщая практика не обязательно означает практику всех государств. Нередко государства по тем или иным причинам не могут иметь практики по некоторым вопросам (например, государства, не имеющие выхода к морю).

В результате первого этапа согласования воль государств образуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно следует государство, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение – это общая практика, которая не отражает правового обязательства (примером в данном случае могут служить морские церемониалы).

Для того, чтобы стать нормой международного права, обыкновение должно пройти второй, заключительный этап, состоящий в согласовании воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.

Обыкновение становится нормой международного права только после того, как два или более государств признали его в этом качестве. Таким образом, обыкновение признается нормой международного права путем согласования воль государств.

При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обычная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро.

Обычно-правовые нормы чаще всего встречаются в праве внешних сношений (главу правительства одного государства встречает глава правительства другого государства) и морском праве (торговое судно одного государства приветствует военное судно другого государства первым путем приспускания флага до половины флагштока).

На сегодняшний день государства все больше предпочитают договорный способ создания норм международного права, обладающего рядом преимуществ по сравнению с обычным:

  • договорный процесс идет быстрее;
  • согласование воль государств носит ярко выраженный характер;
  • договорный процесс дает возможность всем государствам участвовать в создании норм международного права, обсуждать затрагиваемые проблемы, сознательно, постепенно согласовывать позиции.

совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного общения (народами и нациями, которые не реализовали права на самоопределение, международными организациями). Международное право называется и международным публичным правом, в отличие от международного частного права. Оно регулирует отношения между государствами в политической, экономической, социальной и иных областях. Нормы международного права содержатся в Уставе ООН, многочисленных международных договорах, конвенциях и других документах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

совокупность и система норм, регулирующих отношения между государствами и иными его субъектами (международные отношения). М.п., как и внутригосударственное, регулирует не все общественные отношения, складывающиеся между его субъектами, а лишь ту их часть, которая нуждается в правовом регулировании. Нормы М.п. различны в зависимости от субъектов данного отношения. Составляя в совокупности единую нормативную систему, они подразделяются на нормы общего М.п., адресованные всем его субъектам или всем основным его субъектам - государствам, и нормы локальные, адресованные двум или нескольким его субъектам, по соглашению между которыми они устанавливаются (в числе локальных норм можно выделить нормы индивидуальные, определяющие поведение субъектов в конкретном случае). Особая роль в числе норм общего М.п. принадлежит основным его принципам, которые регулируют в обобщенном виде поведение государств и иных субъектов М.п., устанавливая их основные права и обязательства, и которым должны соответствовать все другие международно-правовые нормы. В последние десятилетия 20 в. в системе норм общего М.п. стали выделять нормы императивные, имеющие характер ^изсо^епз (общеобязательное право). Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969, «императивная норма общего М.п. является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой М.п., н о сящей такой же характер». Основные принципы М.п., изложенные, в частности, в уставе ООН и в Декларации о принципах международного права 1970, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), являются, несомненно, императивными нормами. Однако подавляющее число норм общего М.п. являются нормами диспозитивными, т.е. такими, от которых государства и другие субъекты М.п. могут отступать в своих локальных взаимоотношениях, внося в них определенные изменения, не противоречащие существу данной нормы общего М.п. Наконец, в числе норм М.п. различают нормы регулятивные, именуемые также первичными, т.е. нормы, регулирующие поведение государств и иных субъектов М.п. в процессе их взаимного общения и сотрудничества, и нормы правоохранительные, именуемые также вторичными (в том смысле, что вступают в действие в случае нарушения субъектом первичных, регулятивных норм), например, нормы о международной ответственности государств за их международно- противоправные деяния (см. Ответственность международная). Важным достижением в 80-90 гт. 20 века стало понимание системности внугригосударственного и М.п., появившееся в результате развития общей теории систем. М.п. - это нормативная система, система взаимосвязанных между собой, подчиняющихся определенным правилам взаимоотношений, элементов - международно-правовых норм. Такими правилами являются, например, правила о соответствии всех других международно-правовых норм предписаниям основных принципов и других императивных норм М.п.; о непротиворечивости действующих международно- правовых норм, в т.ч. норм общего М.п. и локальных; об условиях действительности норм, об их неретроактивности; об изменении или отмене нормы последующей нормой; о преимущественной силе специальной нормы по отношению к норме общего характера и т.п. Международно-правовые нормы, благодаря указанным и иным связям между ними, превращаются в единое целое - международно-правовую систему, в М.п. В результате его нормы могут толковаться и применяться лишь с учетом их взаимосвязи со всеми другими или по крайней мере с некоторыми другими его нормами. М.п. регулирует определенные международные отношения, которые в результате приобретают характер правоотношений, их стороны именуются субъектами М.п. Субъектами международного (и национального) права являются не только стороны (субъекты), которые участвуют в правоотношении, но и те, которые могут в нем участвовать, будучи наделены субъективными правами и субъективными обязанностями. Это потенциальные участники правоотношения, поскольку норма вступает в действие при наличии установленного юридического факта. Таким образом, субъекты М.п. - это стороны, лица, наделенные нормами М.п. субъективными правами и/или обязанностями. Особенность М.п. состоит в том, что его субъекты юридически независимы как друг от друга, так и от какой-либо третьей стоящей над ними властной структуры, которая могла бы предписывать им обязательные правила поведения и обеспечивать их соблюдение, ибо над государствами и их объединениями, вступающими во взаимоотношения, нет какого-либо сверхгосударства или иной публичной (общественной) власти. Поэтому нормы М.п. устанавливаются по взаимному согласию и соглашению между его субъектами и ими же охраняются индивидуально или коллективно путем применения в необходимых случаях принуждения к их соблюдению. Первоначально государства были единственными субъектами международных правоотношений. Нормы современного М.п. продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государствами, а также взаимоотношения государств с международными о р г а н и з а ц и я м и и другими субъектами М.п. Таким образом, государства - основные субъекты М.п. и основные реальные участники международных правоотношений, поскольку им необходимо постоянно взаимодействовать друг с другом, с международными о р г а н и з а ц и я м и и иными субъектами М.п. Другими, помимо международных организаций, институциями - субъектами М.п. являются образования, именуемые международными органами, создаваемыми по соглашению между государствами и руководствующиеся в своей деятельности международно- правовыми предписаниями. Это, в частности, международные арбитражи и международные суды (постоянные и ае Нос), следственные, примирительные и иные комиссии и т.д. Наконец, особыми, специальными субъектами М.п. являются народы. Специальными в том смысле, что в соответствии с одним из основных принципов М.п. - принципом равноправия и самоопределения народов - за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство обязано уважать это право. Источники М.п., т.е. форма, в которой оно выражено, юридически обязательные правила поведения субъектов международных отношений и которая сообщает этим правилам качество нормы М.п. Одним из таких источников является международный договор, под которым понимается письменное соглашение между субъектами М.п., регулируемое М.п. Совокупность и система регулирующих заключение международных договоров норм составляет отдельную структуру М.п. (его отрасль), именуемую правом международных договоров. Другими важными источниками М.п. является международный обычай, определенный в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». В этом определении речь идет, во- первых, о практике государств, во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и, в-третьих, о признании международным сообществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. о мол- чаливом соглашении государств, сообщившем указанному поведению качество международно-правовой нормы. После Второй мировой войны 1939-45 под эгидой ООН и других универсальных международных организаций проведена существенная работа по кодификации международных обычных норм, сопровождающаяся их прогрессивным развитием, в результате чего были заключены многие общие (универсальные) конвенции. Другим важным источником М.п. являются односторонние юридические акты-обязательства государств. Это официальные заявления государства, обращенные ко всем другим государствам или к некоторым из них и содержащие обязательство определенного юридически значимого поведения государства во взаимоотношениях с указанными им другими государствами. Характер соглашения такие заявления приобретают в силу явного или молчаливого (отсутствие возражения, именуемого протестом) согласия других государств с существом сделанного официального заявления. Источником М.п. являются также акты-предписания государствам - членам международных организаций или органов, имеющих для таких государств юридически обязательный характер или приобретшие такой характер в силу четко установившейся практики данной организации или органа. Наконец, источником М.п. применительно к индивидуальным его нормам (касающимся какого-либо конкретного дела) является решение международных арбитражей или судов, по самому условию их формирования юридически обязательное для сторон рассматриваемого дела. Ответственность в М.п. - неблагоприятные юридические последствия, наступающие для субъекта права, нарушившего свои международные обязательства, и состоящие в применении к нему предусмотренных М.п. санкций. В М.п. речь фактически и юридически идет лишь о международной ответственности государств, существование международной ответственности других субъектов М.п. по меньшей мере проблематично. Система международно-правовых норм - конвенционных и обычных, общих и индивидуальных, универсальных и локальных - структурирована на группы норм, которые в конкретном случае могут применяться только совместно, возможно с учетом другой или других групп норм, которые также необходимо применять, опять же принимая во внимание конкретные обстоятельства. По сравнению с национальным М.п. структурировано весьма слабо в том смысле, что его систематического изложения в каком-либо письменном акте-кодексе (по типу национального свода законов) или в ряде связанных между собой, но самостоятельных актах-кодексах нет. Практически - кодифицировано лишь международное морское право. Структурирование и систематизация М.п. проводится в доктринальной форме международно-правовой доктриной, однако такое систематическое изложение М.п. неизбежно субъективно и многовариантно. Тем не менее доктрина М.п. вносит существенный вклад не только в дело изучения М.п., но и в дело его кодификации и прогрессивного развития. Лит.: Курс международного права. М., 1967-1970. Т. I- VII. НА. Ушаков

1. Что представляет собой международное право? Выберите правильные из предложенных определений:

1) совокупность разнообразных отношений между субъектами международной системы: политических, экономических, культурных и других;

2) систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения;

3) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы;

4) целостную совокупность, включающую в себя субъектов международного права и международные отношения;

5) систему международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права;

6) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между различными субъектами;

7) сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами, межгосударственными организациями и другими правосоздающими субъектами международного права путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения.

2. Что является предметом международно-правового регулирования:

1) отношения между государствами;

2) отношения между государствами и международными организациями;

3) отношения между государствами и государствоподобными образованиями (Ватикан);

4) отношения с иностранным элементом (между физическими и юридическими лицами различных государств);

5) отношения между международными организациями;

6) отношения между международными организациями и физическими лицами;

7) определенные внутригосударственные отношения?

3. Какие из следующих ситуаций регулируются нормами международного права:

1) сессия Генеральной Ассамблеи ООН;

2) неофициальный визит Президента РФ В Грецию;

3) обращение России к Сомали о выдаче угонщиков российского морского судна;

4) конгресс Международной экологической организации;

5) отношения между работником и работодателем по вопросу начисления заработной платы;

6) обращение Генеральной прокуратуры РФ к Прокуратуре Эстонии о передаче гражданина России для отбывания наказания в России?

4. Определите среди перечисленных ниже ситуаций международные межгосударственные отношения и международные отношения негосударственного характера:

1) обращение гражданки Хорватии в судебные органы России о взыскании алиментов;

2) заключение внешнеэкономического контракта между российской и иностранной фирмами;

3) вступление России во Всемирную торговую организацию;

4) отношения между супругами, имеющими разное гражданство, проживающими в России, по поводу того с кем будут прживать дети;

5) установление дипломатических отношений между государствами;

6) обращение гражданина РФ в Европейский суд по правам человека;

7) заключение международного договора об избежании двойного налогообложения между Россией и Германией;

8) подача гражданином Венгрии искового заявления в суд России о фактическом принятии наследства.

5. Выберите правильный ответ (ответы):

1. Международное право – это:

а) отрасль национального права;

б) правовой институт;

в) самостоятельная по отношению к внутригосударственному праву система права.

2. Система международного права включает:

а) отрасли;

б) отрасли и институты национального права;

в) общесистемные институты (институт международной ответственности и др.);

г) обычаи и договоры;

д) основные принципы;

е) дипломатические обыкновения.

3. Отношения каких субъектов международного права можно назвать межгосударственными:

а) государств;

б) международных межправительственных организаций;

в) физических лиц и государств по государственным вопросам;

г) государств и международных межправительственных организаций;

д) международных межправительственных организаций и международных неправительственных организаций;

е) Ватикана и государств по поводу открытия представительств Ватикана?

4. Негосударственные международные отношения – это отношения между:

а) физическими и юридическими лицами;

б) государственными органами и физическими лицами;

в) иностранцами на территории России;

г) физическими и юридическими лицами, имеющими разную государственную принадлежность (гражданство, национальность);

д) государственными органами и иностранцами;

5. Соотношение международного права и внутригосударственного права:

а) международное право является частью национального права;

б) внутригосударственное право является частью международного права;

в) международное и внутригосударственное право являются самостоятельными, независимыми и невзаимодействующими системами;

г) международное право и внутригосударственное право являются самостоятельными, но взаимодействующими системами.

Понятие международного права

Ещё в древности люди предпринимали попытки найти язык взаимопонимания – язык мира и согласия, а не диктата. Изломы цивилизации, в конечном счете, привели к появлению определенного языка международного общения – международного права. Овеществленный в юридических нормах, он превратился в обязательную часть общечеловеческой культуры. На нем держится всё мировое сообщество наций и народов. Данным языком владеют не только посвящённые в него дипломаты, он становится все более легкодоступным для всех.

Замечание 1

Особенностью современного понимания международного права можно считать то, что оно рассматривается, прежде всего, как массив правовых норм, которые находят своё применение:

  • во-первых, в отношениях между странами,
  • во-вторых, в отношениях между государством и человеком (физическим лицом),
  • кроме того, в отношениях людей (физических и юридических лиц) друг с другом.

Определение международного права

Международное право определяют как систему юридических норм и основ, которые регулируют отношения между странами и определяют их обоюдные права и обязанности за пределами влияния государственного законодательства. Оно регламентирует политические, финансовые и общественные отношения стран, основы, нормы и обычаи, запечатленные в международной жизни и выступающие в качестве итога согласования государственных воль, синтеза совокупных представлений людей о мирном и справедливом сосуществовании наций.

Международное право – это своеобразный юридический парадокс, который нельзя толковать исключительно в классическом понимании, так как отсутствует общеобязательной свод международных законов, отсутствует карательный аппарат, принуждающий соблюдать данные законы. И все-таки международное право считается особым видом правового бытия стран, сообществ и людей, расценивающих его как сверхзакон, который обладает специальными качествами, к примеру, свойством межвременной (интертемпоральной) законности – обратной силы воздействия юридических норм. Будучи международно-законными в прошлом, они подлежат использованию и в будущем.

Черты международного права

Международное право, в отличие от внутригосударственного права, подразумевающего властное принуждение или кару за несоблюдение законов, имеет другую природу. В международном праве отсутствует верховная власть, способная диктовать странам собственную волю. Но великие державы, зачастую не считаясь с международным правом, склонны использовать такие наказания, как военные акции и блокады. Это вызывает много упреков в малозначительности и беспомощности международного права. Впрочем, несоблюдение права не умаляет его значения, а только акцентирует внимание на одной его особенности – международное право фиксирует состояние геостратегического противоборства социальных систем.

Международное право предусматривает также и механизмы коллективного принуждения. Любое решение международного суда либо арбитража действительны и правомерны в случае согласия с данным решением государства-ответчика. Исключением считаются лишь состояние войны, акт агрессии, когда неотвратимое наказание достигается при помощи военных средств. Международное право придерживается на добросовестном выполнении странами принятых обязанностей. В этом его основная особенность.

Международное право сформировалось вследствие справедливых социальных процессов, которые были вызваны потребностью в налаживании международного общения, независимо от стремления отдельного человека либо общественной группы. На ранних этапах становления человечества народы поддерживали друг с другом отношения, регулирующиеся традициями и обычаями, которые впоследствии стали прототипом международного права. Одна из особенностей международного права заключается в том, что его нормы составляются вследствие соглашения между суверенными странами как самостоятельными и равными субъектами международного права. Нормы международного права, присутствующие в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, также формируются в форме международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются ключевыми источниками международного права.

Замечание 2

В международном праве многое придерживается на добросовестности, чести и слове, предопределено обычаями международной учтивости. В наши дни практика любезных взаимоотношений между государствами, предоставления друг другу преимуществ (в частности, для дипломатов) рассматривается не просто как форма доброжелательности, но как существующее правовое положение.

Характеристики международного права

Резюмируя выше сказанное, можно выделить главные юридические характеристики международного права:

  • предметом регулирования являются международные дела суверенных и самостоятельных стран в сфере сохранения мира и всестороннего сотрудничества;
  • субъекты международного права – это суверенные страны, стремящиеся к собственной автономии, международные организации;
  • в роли объектов международного права выступают материальные и нематериальные блага (интересы), политические, общественные, финансовые и другие воздействия или же воздержания от действий;
  • особенность нормообразования заключается в создании норм методом согласования воли субъектов международного права, по собственному выбору принимающих на себя международные обязательства;
  • особенность реализации норм – исполнение их по доброй воле и непринужденно в единстве с международной ответственностью, включающей использование личных и коллективных принудительных мер к нарушителям международной законности.

Сущность международного права состоит в том, что оно отображает характер геостратегического партнерства на международной арене и юридически фиксирует уровень становления сотрудничества в деле обеспечивания безопасности, и еще в финансовой, политической, гуманитарной, научно-технической, культурной и прочих областях.

Международное право считается сильным инструментом влияния на общемировые процессы в целях формирования устойчивого, объективного и демократического миропорядка, строящегося в условиях происхождения новых и сохранения старых угроз безопасности стран и всего мирового общества. Потому применение арсенала средств, имеющихся в управлении международно-правовой идеи, в высочайшей степени важно для поддержания мира, законности и безопасности.

Составление критерий добрососедства, неприкосновенности Российской границы, помощь уничтожению имеющихся и предотвращению вероятных очагов напряженности и инцидентов немыслимы без международно-правовых познаний. Поиск согласия и совпадающих интересов с иностранными государствами и межгосударственными организациями в ходе решения задач, определяемых государственными ценностями РФ, строительство на данной базе системы партнерских и союзнических взаимоотношений, которые обеспечивают гармоническое сопряжение государственных интересов стран, достигаются методом формирования и становления международно-правовой культуры.

Замечание 3

Будучи более основательным и устойчивым правовым действом, чем текущее законодательство, данная культура вбирает в себя гигантский исторический опыт, познание которого выделяет ключ к пониманию сущности множества норм, основ и институтов современного международного права.