Участники земельных правоотношений. Конспекты юриста Отличие субъектов земельного права от земельных правоотношений

1. Понятие и виды земельных правоотношений.

2. Субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений.

3. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Смотри монографию Аксененка 1957 года

Вопрос № 1. Понятие и виды земельных правоотношений.

Земельное правоотношение – юридическое выражение фактических общественных отношений, возникающих поп поводу использования и охраны земли.

По мнению Аксененка, земельное правоотношение – это юридическая форма выражения и закрепления экономических отношений в области использования земли как своеобразного объекта собственности.

Красов земельные правоотношения определяет как общественные земельные отношения, урегулированные нормами земельного права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством. Первично именно общественное отношение.

Земельное правоотношение – это юридическая связь между субъектами, выраженная в наличии у субъектов прав и обязанностей.

Аксененок выделил следующие группы земельны правоотношений:

1. Правоотношения собственности на землю;

2. Правоотношения, производные от собственности – по пользованию землей.

Современная классификация земельных правоотношений:

1. Правоотношения в сфере собственности на землю:

a. Правоотношения, возникающие в сфере государственной собственности;

b. Частной собственности;

c. Муниципальной собственности и т.д.

2. Правоотношения, производные от права собственности:

a. Правоотношения вещного характера (по поводу пожизненного владения земельным участком, сервитута, постоянного бессрочного пользования и т.д.).

b. Правоотношения, имеющие обязательственный характер (например, возникающие в результате совершения договоров аренды, залога и т.д.).

c. Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением права общего землепользования – граждане могут свободно осуществлять своего право природопользования.

3. Правоотношения, возникающие в сфере управления использования и охраны земель.

a. Правоотношения по государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними.

b. Правоотношения государственного кадастра.

c. Территориального планирования, использования и охраны земель.

d. Изъятия земель.

e. Мониторинга, контроля за использованием и охраной земель.

4. Охранительные правоотношения – их цель – обеспечение земельного правопорядка, в этих правоотношениях выражается правоохранительная функция права, они направлены на регламентацию юридической ответственности за земельные правонарушения.

Правоотношения материальные и процессуальные. Например, правоотношения, которые возникают в процессе предоставления земельных участков.

Вопрос № 2. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

Согласно статье 5 ЗК субъектами являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения – т.е., это только физическое лицо;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Согласно статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

В качестве объекта гражданского оборота выступают именно земельные участки как индивидуализированные объекты.

Земельный участок – предмет субъективного права.

Индивидуализация земельного участка осуществляется через его индивидуализирующие признаки: место положения, размер, границы, качество – эти характеристики фиксируются в правоустанавливающих, правоудостоверящих документах.

Согласно статьи 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Индивидуализация земельного участка осуществляется также путем перенесения землеустроительного проекта в натуру с обозначением границ межевыми знаками.

Специальные определения земельного участка даны в ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии со статьей 11.2. ЗК выделяют 5 способов образования земельных участков: земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Законодатель предусматривает, что за вновь образованными земельными участками сохраняется целевое назначение и разрешенное использование тех участков, из которых они образуются. Обязательным условием является согласие правообладателей, выраженное в письменной форме. Согласие не требуется только в двух случаях: 1) при образовании участков из земель, находящихся в публичной собственности и предоставленных государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям; 2) по решению суда.

Вопрос № 3. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Основаниями возникновения являются юридические факты:

1. Правовые акты индивидуального значения, которые, в свою очередь, подразделяются на:

a. Решения органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка.

b. Приказ, распоряжение о выделении земельного участка в качестве служебного земельного надела (ЗК предусматривает земельные наделы – служебные наделы для некоторых категорий профессий).

2. Договоры, сделки, порождающие возникновение прав на землю.

3. Судебные решения.

4. Причинение вреда (например, в результате загрязнения земли – земельно-охранительное правоотношение).

5. События (стихийное бедствие может послужить основанием для реквизиции земельного участка).

Основания прекращения земельных правоотношений:

1. Добровольный отказ.

2. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

3. Прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел.

4. Неправомерные действия – нерациональное использование, использование участка не по целевому назначению, использование земли способами, приводящими к снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки. Такое правоотношение происходит помимо воли правообладателя.

5. Бездействие – невнесение платежей за пользование земельным участком и др.

6. Событие – например, смерть пользователя и др.


Тема № 2. Право собственности на землю.

1. Общие положения права собственности на землю. Понятие формы собственности на землю.

2. Формы собственности:

a. Публичная собственность на землю. Проблемы разграничения права собственности на землю.

b. Право частной собственности.

Вопрос № 1. Общие положения права собственности на землю.

Собственность – общественно производные отношения между людьми по поводу земли как естественного условия всякого производства.

Право собственности – это юридическое закрепление данных общественных отношений.

В свою очередь, право собственности рассматривается в объективном и в субъективном смыслах. В объективном смысле право собственности на землю представляет собой комплексный межотраслевой институт.

Функции права собственности на землю как института:

1. Закрепляет право собственности на конкретный земельный участок к конкретным субъектам.

2. Нормы этого института закрепляют правомочия собственника по поводу земельного участка, принадлежащего лицу.

3. Нормы этого института устанавливают правовые средства охраны прав и интересов собственника.

Право собственности в субъективном смысле представляет собой меру возможного поведения собственника: владение, пользование и распоряжение. Владение – это правомочие, основанное на титуле, означающее возможность фактически обладать земельным участком. Пользование означает возможность эксплуатировать земельный участок, получать доходы, извлекать полезные свойства данного земельного участка и т.д., однако лишь в связи с целевым назначением земель. Распоряжение означает возможность собственника определять юридическую судьбу земельного участка, но также без изменения целевого назначения земельного участка.

Пользование собственника земельного участка, в соответствии со статьей 40 ЗК РФ, заключается в том, что собственник имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны :

· использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

· сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

· осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;

· своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

· своевременно производить платежи за землю;

· соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

· не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

· выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Общие ограничение правомочий собственника земли определены в статье 36 Конституции РФ: можно свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей при соблюдении двух условий:

1. Непричинении вреда окружающей среде – «Экологический императив».

2. Собственник не вправе нарушать права и законные интересы других лиц.

Формы собственности на землю. Суханов считает, что форма собственности – это экономическая категория. Экономические отношения присвоения выступают в различных формах в зависимости от того, кто является субъектом (отдельный индивид, группа лиц, государство, общество в целом), соответственно, различают индивидуальные, групповые и общественные формы присвоения. ЭТИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРИСВОЕНИЯ И ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ФОРМАМИ СОБСТВЕННОСТИ.

В действительности, в содержании права собственности нет никакого различия в зависимости от форм собственности.

В зависимости от способа присвоения выделяют публичную и частную собственности.

В соответствии со статьей 56 ЗК РФ, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю :

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК, федеральными законами.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Субъекты земельных правоотношений - понятие и виды



ЗК РФ, Статья 5. Участники земельных отношений. Правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Круг субъектов земельных правоотношений в одном и том же государстве может меняться. Так, в России с ликвидацией монополии гос. собственности на землю, появлением многообразных форм земельной собственности и хозяйственного использования земель он резко расширился.

Административно-территориальные единицы, не являющиеся субъектами Федерации, - районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты - обладают правами муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ (черты населенных пунктов).

В отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной собственности на землю все иные субъекты земельных правоотношений - органы гос. власти и местного самоуправления, граждане и юр. лица - выступают участниками таких видов отношений, как управление землей и ее использование, охрана земельных прав; граждане и юр. лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой и совместной) собственности на землю.

Органы гос. власти и местного самоуправления выполняют в пределах, указанных в законе, определенные функции по управлению землей.

Охрану земельных прав осуществляют гос. правоохранительные органы - суды общего назначения, прокуратура, арбитражный суд.

Субъекты - лица, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством.

Участники земельных отношений (субъекты) - граждане, юр. лица, РФ, субъекты РФ, муницип. образования (граждане в данном случае - граждане как РФ, так и иностранные граждане и лиц без гражданства (т. е. физич. лица)):

  • - собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • - землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  • - землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • - арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • - обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Субъективные земельные права и обязанности юр. лиц определяются в соответствии с уставом и являются специальными.

Субъективные права и обязанности иных участников правоотношений – физ. лиц – зависят от наличия либо отсутствия гражданства РФ.

На иностранных граждан и юр. лиц распространяются все нормы земельного законодательства, кроме случаев установления для них особого режима. Например, согласно ФЗ об обороте земель с/х назначения земли с/х назначения могут быть предоставлены иностранным субъектам только в аренду. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юр. лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗКРФ, ФЗми.

Полномочия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований определяются в соответствии с ЗКРФ и иными нормативными актами, регулирующими земельные отношения. В ст. 9-11 ЗКРФ установлены основы полномочий РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в земельных отношениях. Вступление публичных образований в отношения собственности на землю, в том числе по совершению сделок, осуществляется с учетом особенностей, установленных гражданским законодательством.

Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми , присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Земельные правоотношения

Земельные правоотношения - это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации , купли-продажи), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений:

1) по основным институтам земельного права:

  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления;
  • в области охраны земель;

Подробнее

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель. Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации. Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов. Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

2) по признаку основного хозяйственного назначения земель (ст. 7 ЗК РФ) различают правоотношения по поводу следующих категорий земель (мнемоправило по первым буквам - СНОП ЛВЗ) :

3) по их субъекту:

участниками этих отношений могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

4) по функциональному назначению:

    • регулятивные;
    • правоохранительные.

Подробнее

Регулятивные правоотношения - это такие урегулированные нормами земельного права земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных (положительных) действий. Это обычные, чаще всего возникающие на практике земельные отношения, примеры которых уже приводились выше.

Правоохранительные правоотношения , в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Поэтому правоохранительные земельные отношения возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя законодательства.

5) по виду норм права - оснований для возникновения правоотношений:

    • материальные (возникают на основании норм материального права),
    • процессуальные (возникаюn на основании процессуальных норм).

Подробнее

Материальные правовые нормы - это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например право на получение земельного участка, обязанность охранять плодородие угодий, не нарушать интересов соседних землепользователей и т.д. Соответствующие этим нормам земельные отношения называются материальными.

Процессуальные нормы устанавливают порядок действий субъектов правоотношений по реализации своих прав и обязанностей. Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.

Земельными правоотношения - фактические общественные отношения, явля­ющиеся результатом актов волевого поведения людей по поводу земли, урегулированные нормами земельного права, т.е. возника­ющие, изменяющиеся и прекращающиеся в соответствии с предписани­ями земельно-правовых норм.

Земельные правоотношения имеют сложное содержание, что объясняется особенностями их объекта - земли, правового поло­жения участников этих отношений и рядом других причин.

Особенности объекта земельного правоотношения;

Правовой статус субъектов земельных правоотношений;

Правовое регулирование тех видов отношений, которые составля­ют основу данного правоотношения.

В сфере земельного права выделяют в структуре зе­мельных правоотношений следующие элементы:

» нор­ма права , на основе которой складывается правоотношение;

» субъекты ,деятельность которых регулируется соответствую­щей нормой права;

» объект ,по поводу которого склады­ваются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном пра­ве является индивидуально определенный земельный участок, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его со­ставные части в пределах границ субъектов РФ.

» содержание ,под которым по­нимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей.

Виды земельных правоотношений

В зависимости от содержания правоотношений их принято разделять по основным ин­ститутам земельного права:

Правоотношения собствен­ности на землю;

Отношения в сфере государственного управления землями;

Правоотношения по использованию земель;

Правоотношения связанные с охраной земельных прав.

В зависимости от форм собственности земельные правоотношения подразделяются на правоотношения частной, го­сударственной, муниципальной собственности .

По направленности правовых норм земель­ные правоотношения можно разделить на:

а) земельные материальные правоотношения предусмотрены нор­мами, устанавливающими права и обязанности субъектов права не­посредственно по поводу земли, складываются по поводу реализации прав и обязанностей, пре­дусмотренных нормами права;

б) земельные процессуальные правоотношения выражаются в нор­мах, устанавливающих порядок возникновения, прекращения и осуще­ствления материальных правоотношений, правовому регулирова­нию подвергается способ реализации прав и обязанностей;

в) регулятивные земельные правоотношения складывают­ся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с при­менением юридической ответственности.

г) охранитель­ные отношения воз­никают в результате нарушения земельного правопорядка и реализу­ются при применении к правонарушителю юридической ответствен­ности.

Регулятивные и правоохранитель­ные земельные правоотношения могут быть материальными и процессуальными.

Земельные правоотношения можно подразделить на:

- общие (применимые ко всем институтам земельного права) и конкрет­ные (применимые к конкретным видам земельных правоотношений, складывающихся в каждом конкретном случае).

По определенности участников правоотношения: абсолютные и относительные .Абсолютное земельное правоотношение предполагает, когда одному управомоченному субъекту противостоит неопределенный круг обязанных лиц. В относительных земельных правоотношений четко опреде­ленный круг субъектов.

Правоотношения собственности на землю граждан и юридических лиц - право частной собственности предполагает;

Правоотношения федеральной собственности и собственности субъектов РФ - право государственной соб­ственности;

Правоотношения с определенными земельными долями собственников или без определенных долей - право общей собственности.

В зависимости от направления деятельности по управлению зем­лями эти правоотношения делятся на правоотношения по ведению государственного земельного кадастра,планированию использования и охраны земель, предоставлению и изъятию земель для государствен­ных и общественных нужд, землеустройству и планированию земель населенных пунктов, ведению государственного контроля за использо­ванием и охраной земель, ведению мониторинга земель и разрешению земельных споров.

Земельные правоотношения по использованию земли имеют про­изводный характер от отношений земельной собственности. Они под­разделяются на отношения непосредственного и производного пользо­вания землей.

Отношения по использованию земли подразделяются на первичные и вторич­ные .

Правоотношения по использованию земли можно клас­сифицироватьв зависимости от категории земель: правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений,земель промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения, а так­же земель особо охраняемых территорий, земель запаса, земель лес­ного и водного фонда. Внутри каждого из указанных подвидов можно выделить иные разновидности правоотношений в зависимости от пра­вового режима земельных участков и видов, составляющих ту или иную категорию земель.

Субъекты земельных правоотношений

В Российской Федерации вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.

Субъектами земельных правоотношений являются Российская Федерация, ее субъекты, физи­ческие и юридические лица.

Российская Федерация и ее субъекты являются участниками правоотношений государственной собственности на землю.

Административно-территориальные единицы (органы МСУ) выступают субъектами правоотношений муниципальной собственно­сти на землю, находящуюся в пределах их границ или черты соответ­ствующих поселений.

Все остальные субъекты земельных правоотно­шений -органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица - выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана зе­мельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, участника­ми отношений частной и общей собственности на землю.

Субъектами земельных правоотношений могут лица, которые наделены законом правами и обязанностями, достаточными для участия в тех или иных правоотношениях.

Совокупность правоспособности, дееспособности и свобод субъек­тов правоотношений образует их правовой статус по действующему земельному законодательству, т.е. их правовое положение.

Правовой статус субъек­тов земельных правоотношений зависит от следующих обстоятельств:

1) вида субъекта ;

2) поведения субъекта , имеющего юридическое значение;

3) особенностей объекта земельного правоотношения, имеющих юридическое значение;

4) обстановки ,в которой осуществляет свои функции субъект правоотношений, если она предусмотрена в законе.

Правомочия субъектов земельных правоотношений можно подраз­делить на общие (присущие всем видам субъектов) и специальные (присущие отдельным категориям субъектов).

Объекты земельных правоотношений

Все земли на территории государства составляют земель­ный фонд России. В зависимости от качества, назначения и других особенностей земли разделены на категории :

1. Землисельскохозяйственного назначения служат главным средством производства в сельском хозяйстве, наиболее важная категори­я земель в земельном фонде России.

2. Землипоселений (городов, поселков городского типа - дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения) - предназначаются для обслуживания городов,поселков городского типа и сельских поселений.

3. Землиспециального назначения - промышленно­сти, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и т.п., не связаны с сельскохозяйственным производством.

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного,оздоровительного, рекреационного и историков культурного назначения - природные и био­сферные заповедники,национальные и природные парки, государственные при­родные заказники, памятники природы, дендрологические парки и бо­танические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты).

5. Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функциони­ровании всей экосистемы . Земля выступает здесь в двояком значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная рас­тительность, и как средство производства, питающее корневую систе­му лесов почвенными компонентами (влагой,питательными вещества­ми и др.).

6. Земли водного фонда - водопокрытые зем­ли, т.е. такие, которые покрыты водой относительно устойчиво (веч­но или большую часть времени года) и которые заняты естественными водоемами.

7. Земли запаса - это резерв государства.

ЗК РФ определяет следующие объекты земельных отно­шений: ст 6

Земля как природный объект и природный ресурс;

Земельный участок;

Часть земельного участка.

Объектом правоотношения по использованию земли всегда явля­ется индивидуально определенный земельный участок и земельная доля.

Земельный участок представляет собой часть земли, отделенную и обозначенную на местности при помощи границ.

Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей доле­вой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав; при этом на местности не выделяются.

Все земли в Российской Федерации подразделяются на категории, содержащие определенные группы свойств; они в свою очередь под­разделяются на виды, обладающие определенным свойством.

Особенно­сти земель как объекта земельных правоотношений делятся на особенности, свойственные:

Всем землям Российской Феде­рации;

Земельные участки по правовому режиму можно подразделить на «чисто» земельные (не имеющие на себе ка­ких-либо природных объектов, а значит, и находящиеся в сфере«чис­то» земельно-правового режима) и на земельные участки, взаимо­связанные с другими природными объектами (а значит, имеющими «смешанный» правовой режим).

По свое­му правовому режиму земельные участки можно подразделить на свободные от недвижимого имущества и имеющие на себе имуще­ственную недвижимость , которая влияет на правовой режим исполь­зования данных земельных участков.

Содержанием земельных пра­воотношений является совокупность корреспондирующих прав и обязанностей их участников, реализуемых ими путем соверше­ния определенных действий или воздержания от их совершения. Субъективное право участника земельных правоотношений - это мера его возможного поведения, т.е. поведения, допустимого и гарантирован­ного законом. Обязанность участника земельных правоотношений - это мера его должного поведения.

Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят от их правового ста­туса, особенностей объекта, вида и подвида отношений.

1. Права субъектов земельных правоотношений можно разделить на две группы: на определенное поведение и требования .

а) Права на определенное поведение , которое выражается в дей­ствии или бездействии .

Право на действия можно разделить на:

а) виды действий с землей, которые собственник вправе совершать;

б) способы, реализации действий.

Право на бездействие мож­ет быть двух видов: полное и частичное .

б) Права требования от обязанных лиц определенного по­ведения, которые осуществляются:

= в судебном порядке ;

= в административном (несудебном) порядке .

Все виды прав субъектов земельных правоотношений носят субъективный характер, полностью зависят от воли субъекта, который может и не воспользоваться этими правами, не неся при этом ответственности.

2. Обязанности субъекта - установленный законом вид и объем должного поведения лица,которому, как правило, соответствуют субъективные права другого лица.

Обязанное поведение субъектов выра­жается в двух основных формах:

Обязанности совершать какое-либо действие;

Обязанности не допускать совершения каких-либо действий.

В отличие от прав обя­занности подлежат точному выполнению под страхом применения ответственности и наступления неблагоприятных последствий.

Права и обязанности субъектов земельных правоотношений мож­но подразделить на общие (универсальные для всех земельных пра­воотношений) и конкретные для каждого земельного правоотношения.

Общие права и обязанности - деятельность субъектов по обес­печению рационального использования и охраны земель,повышению плодородия почв, сохранению и улучшению окружающей среды, соблю­дению законности в земельных правоотношениях и т.п.

Специальныеправа и обязанности зависят от конкретных зе­мельных правоотношений, их субъектов,особенностей объекта и обстановки, в которой реализуются данные правоотношения.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения зе­мельных правоотношений являются юридические факты - кон­кретные, объективно выраженные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий.

Все юридические факты в земельном праве можно классифициро­вать по следующим основным видам .

1. Правоустанавливающие юридические факты, при наличии которых возникают земельные правоотношения.Так, при заключении договора аренды земельного участка возникают правоотношения по аренде земли; при заключении договора залога возникают кредитные отношения и смешанное право на заложенный земельный участок до ликвидации кредита и т.д.

2. Правоизменяющие факты, при наличии которых возникшее земельное правоотношение подвергается изменению, и это изменение может осуществляться:

› по объекту земельного правоотношения;

› по субъектам земельных правоотношений;

3. Правопрекращающие факты, с возникновением которых пре­кращаются земельные правоотношения.Так, в земельном законодатель­стве дан исчерпывающий и не подлежащий расширительному толко­ванию перечень юридических фактов - оснований прекращения пра­воотношений по использованию земель.

Каждый из правоустанавливающих, правопрекращающих и правоизменяющих фактов может быть двух видов: событие или деяние, поведе­ние.

К числу событий относятся юридические факты, представляющие собой обстоятельства, возникающие помимо воли человека. События подразделяются на абсолютные и от­носительные .

Абсолютные события - явления, которые не имеют непосред­ственной связи с волей и деятельностью человека (природные стихийные бедствия).

Относительные события - явления, которые возникают в результате человеческой, деятельности, но про­текают (развиваются) независимо от воли человека.

Поведение людей как юридический факт имеет в земельном праве множество аспектов, к числу которых можно отнести:

* действия физических или юридических лиц, а также государствен­ных или иных органов;

* бездействие данных лиц и иных субъектов земельных правоот­ношений;

* юридическое состояние субъектов земельных правоотношений.

Поведение людей как юридический факт в земельном праве мож­но подразделить на правомерное и неправомерное .

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

федеральной собственности:

собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).

Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).

Исходя из вышеуказанного, можно считать, что государственная собственность четко разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями и на нее распространяется особый правовой режим, определенный ЗК РФ и иным федеральным законодательством, кодексами.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.

Виды государственной собственности. Государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности рФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю. В собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки: – занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ; – предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; – отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель; – занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах их компетенции. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления, если ЗК рФ или законами субъекта РФ не предусмотрено иное. Участками, которые предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду, находящимися в государственной собственности, владеют и пользуются юридические лица и граждане, которым они были предоставлены. РФ и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение такими участками.

Особо следует выделить вид правоотношений, возникающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности , и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (ст. 262 ГК РФ, ст. 71 ЗК РСФСР) (земли общего пользования в населенных пунктах).

Земельные правоотношения в сфере управления использованием и охраной земель составляют особый правовой институт. Независимо от того, находится ли земля в частной или публичной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель в стране, исходя из публичных интересов.

Эти земельные правоотношения, в свою очередь, подразделяются на правоотношения, связанные с выполнением соответствующих функций управления: государственного земельного кадастра; территориального планирования использования и охраны земель; предоставления и изъятия земель; землеустройства, мониторинга земель; государственного контроля за использованием и охраной земель.

Данная группа земельных правоотношений делится на правоотношения общего управления в сфере использования и охраны земель, осуществляемого исполнительными органами государственной власти общей компетенции, органами местного самоуправления и правоотношения специального управления, которое осуществляют исполнительные органы государственной власти специальной компетенции, и правоотношения ведомственного управления, выполняемого иными органами.

Особым видом земельных правоотношений являются охранительные земельные правоотношения. Их цель — обеспечить охрану права собственности на землю, иных прав на земельный участок и обеспечить сохранность земли как природного объекта. Основные формы реализации этих правоотношений — регулирование порядка использования и охраны земель путем закрепления в законе прав и обязанностей лиц, использующих землю, соответствующих функций управления, установления ограничений прав на землю и применение санкций к правонарушителю: мер административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности в случаях нарушения земельного законодательства.

Характер земельных правоотношений зависит от того, в составе какой категории земель находится земельный участок, т.е. от правового режима соответствующей категории земель. В связи с этим выделяются виды земельных правоотношений по поводу использования и охраны соответствующих категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Наконец, земельные правоотношения делятся на материальные и процессуальные правоотношения. Материальные — предусмотрены нормами, устанавливающими права и обязанности субъектов земельных отношений по поводу земли. Процессуальные — нормами, устанавливающими порядок возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. В качестве примера процессуальных земельных правоотношений можно привести правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и изъятием земельных участков, правоотношения по поводу ведения государственного земельного кадастра, осуществления землеустроительных работ и т.д.

Субъекты и объекты земельных правоотношений

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ.

Земли могут находиться в собственности муниципальных образований , т.е. быть объектами муниципальной собственности . Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных.

Зонирование как метод регулирования использования земель, особенно в больших городах, впервые был применен в США . В начале, двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту сооружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безопасности населения. Ордонансы по зонированию обычно определяют цели использования определенных земель, типы и размер сооружений, которые могут быть построены в этих районах, а также порядок их размещения. Применительно к жилым зданиям нередко устанавливаются требования, касающиеся минимального размера земельных участков, высоты этажей зданий. Специальные зоны с особыми требованиями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки. Зонирование применяется для регулирования использования сельскохозяйственных земель, охраны окружающей среды и т.д.

Зонирование использования земель в США имеет большое сходство с подразделением земель по категориям в нашей стране. Однако зонирование территорий по российскому законодательству имеет несколько иной характер. Зонирование территорий в России представляет собой дополнительный по отношению к подразделению земель на категории способ регулирования использования земель, как правило, в пределах отдельных категорий. Посредством зонирования уточняются и детализируются правила использования и охраны земель, регулируется порядок хозяйственной деятельности в публичных интересах.

Градостроительный кодекс в ст. 1 определяет территориальное зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Правовой режим использования территориальных зон определяется градостроительной документацией и градостроительными регламентами.

Зонирование территорий населенных пунктов устанавливает разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве и соответственно определяет содержание прав и обязанностей собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью. И, во-вторых, в процессе зонирования регулируются строительство и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены.

Зонирование применяется также в отношении земель особо охраняемых природных территорий, например национальных природных парков. На их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, охраны историко-культурных объектов, обслуживания, посетителей и др. Поскольку в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, то на содержание их прав и обязанностей не может не оказывать влияния существующий правовой режим хозяйственной деятельности на территории национального парка.

Содержание земельных правоотношений зависит также от экологического зонирования, предусмотренного Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». При экологическом зонировании содержание земельных правоотношений насыщается экологическими требованиями в зависимости от того, в пределах какой экологической зоны находится участок земли.

Ограничения прав лиц, использующих земельные участки. Указанные виды зонирования следует отличать от установления различного рода зон, предусмотренных в земельном законодательстве и законодательстве об охране окружающей среды и о природных ресурсах (зоны с особыми условиями использования земель, санитарные зоны, охранные зоны и т.д.). Установление таких зон не является зонированием. Задача установления зон в целях, предусмотренных законодательством, — ограничить права лиц, использующих земельные участки.

Земельное законодательство предусматривает различные случаи установления ограничений прав собственников земельных участков. Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на отдельные виды хозяйственной деятельности по использованию земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий или предоставление ограниченной возможности использовать чужой земельный участок для строго определенных целей.

Необходимо различать также понятия «сервитут» и «ограничение прав». Содержание этих понятий различно. Сервитут — право ограниченного пользования чужим участком земли. Ограничение права — установление запрета или требование о воздержании совершения действий либо право ограниченного использования чужого земельного участка, устанавливаемое на основании законодательства в административном порядке.

Таким образом, содержание и объем прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений зависит от основного целевого назначения соответствующей категории земель и дополнительных факторов: вида территориальной, функциональной либо экологической зоны, установленных ограничений и сервитутов.

Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений

Основания возникновения земельных правоотношений . Основаниями возникновения земельных правоотношений служат юридические факты . Обычно такими юридическими фактами являются: договоры и административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления , а также судебные решения.

Рассмотрим основания возникновения земельных правоотношений в сфере права собственности на землю. Основания приобретения права , собственности на земельные участки как недвижимое имущество конкретизированы в гл. 14 ГК РФ. Из всех перечисленных в ГК РФ оснований к приобретению права собственности на землю, в том числе к приобретению права частной собственности на землю, имеет отношение только ст. 234 ГК, регулирующая вопросы приобретательной давности.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении указанных выше условий. Все иные земельные участки не считаются бесхозным имуществом, поскольку являются государственной или муниципальной собственностью .

Что касается ст. 219 ГК, регулирующей вопросы возникновения права собственности на вновь создаваемое имущество, то она неприменима к такому объекту недвижимости , как земля. Земля как объект природы не может быть создана вновь.

Среди юридических фактов — оснований приобретения права частной собственности на землю наибольшее значение имеют договоры или сделки , а также административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления . На основании совершения различных сделок с землей право собственности на земельный участок переходит от одного собственника к другому. В результате принятия административных актов (решений) о предоставлении земельных участков указанными органами граждане и юридические лица приобретают права на землю.

Большее распространение имеют случаи совершения сделок между собственником земельного участка и иным лицом, в результате чего право собственности на землю переходит к данному лицу — правоприобретателю.

Один из наиболее распространенных способов приобретения в частную собственность земельных участков — приватизация . Под приватизацией земель понимается приобретение права частной собственности физическими или юридическими лицами на земельные участки, находившиеся в государственной или муниципальной собственности.

Земельное законодательство предусматривает различные процедуры приватизации земельных участков: приобретение земельных участков в частную собственность на торгах; приватизация земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий ; предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан; приватизация земельных участков, ранее предоставленных в пользование гражданам, и приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Вопросы приватизации земель будут рассмотрены применительно к правовому режиму соответствующей категории земель.

Приобретение права частной собственности на земельные участки в порядке приватизации может осуществляться на основании заключения договоров купли-продажи земельного участка или на основании издания административного акта — решения соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность. Так, право частной собственности может быть приобретено в результате совершения договора купли-продажи земельного участка, заключенного по результатам торгов, или на основании факта приватизации государственного или муниципального предприятия и последующего заключения договора купли-продажи земельного участка.

Административный акт — решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка также является основанием приобретения права частной собственности юридическими лицами и гражданами. На этом основании приобретают землю в собственность, в частности, граждане-землепользователи при перерегистрации прав на земельные участки, а также граждане при организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, земельные участки могут быть предоставлены в собственность определенным категориям граждан, которые имеют льготы на получение земельных участков.

В законодательстве предусмотрены основания возникновения земельных правоотношений по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, которые не являются земельными собственниками. Так, право пожизненного наследуемого владения может возникнуть на основании административного акта — решения органа местного самоуправления о переоформлении прав на земельный участок или на основании решения о предоставлении земельного участка на данном титуле. Право пожизненного наследуемого владения может возникнуть в результате наследования земельного участка, принадлежавшего наследодателю на этом титуле. Основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования обычно является административный акт — решение о предоставлении земельного участка.

  1. добровольный отказ от земельного участка или его части;
  2. истечение срока, на который был предоставлен земельный участок;
  3. прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;
  4. использование земли не по целевому назначению;
  5. прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел;
  6. нерациональное использование земельного участка, а также изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;
  7. использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки;
  8. систематическая неуплата земельного налога , арендной платы в установленные договором аренды сроки;
  9. неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства;
  10. выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий;
  11. переход права собственности на строение, сооружение;
  12. изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;
  13. смерть землевладельца, арендатора.

В настоящее время эта статья признана недействующей. Однако по некоторым из оснований, указанных в этой статье, земельные отношения могут быть прекращены и в настоящее время.

Так, собственник земельного участка может во всякое время отказаться от права собственности согласно ст. 236 ГК. Истечение срока, на который был предоставлен земельный участок во временное пользование, и ныне является основанием прекращения земельных правоотношений, исходя из содержания ч. 2 ст. 45 ЗК. Согласно ч. 1 ст. 86 ЗК прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, также является основанием прекращения земельных правоотношений. Систематическая неуплата арендной платы в сроки, установленные договором аренды, может быть основанием для расторжения договора и соответственно прекращения земельных правоотношений. Выделение из земель сельскохозяйственной организации земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из ее состава, прекращает право на землю этой организации. Продолжает действовать ст. 37 ЗК, согласно которой при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. Изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд согласно ст. 28 и 29 ЗК является и в настоящее время основанием прекращения прав на землю.

Что касается случаев использования земли не по целевому назначению; нерационального использования земельного участка, а также изменения состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные; использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки; систематической неуплаты земельного налога; неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства, то по действующему законодательству такие действия или бездействия не являются основаниями для прекращения земельных правоотношений. Основания прекращения земельных отношений, указанные в гл.17 ГК, пока не применяются, поскольку нормы этой главы еще не действуют.

Следует также отметить, что основаниями прекращения земельных правоотношений могут быть различные договоры. Например, в результате договора продажи земельного участка право собственности на него у собственника-продавца прекращается. Земельные правоотношения могут быть прекращены в результате истечения срока действия договора и т.д.