Презентация - правовое положение педагогических работников. Презентация - правовое положение педагогических работников Презентация на тему юридическая ответственность педагога

Слайд 2

Юридическая ответственность, с одной стороны, представляет собой вид общесоциальной ответственности, другие виды которой возникают уже на основе иных социальных норм - политических, норм морали, корпоративных норм и др. С другой стороны, юридическая ответственность является разновидностью мер правового принуждения, причем наиболее острой разновидностью, в наибольшей степени затрагивающей правовое положение субъекта.

Слайд 3

Признаки юридической ответственности:

1. Имеет ретроспективный характер, то есть представляет собой реакцию на уже состоявшееся поведение, на поведение прошлое (или во всяком случае - длящееся). Субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем.

2. Поведение, лежащее в основе юридической ответственности, должно быть особым, а именно - содержать признаки правового нарушения. В частности, быть виновным поведением. Без вины не может быть и юридической ответственности.

Слайд 4

3. Юридическая ответственность всегда связана с государственным и общественным осуждением (негативной оценкой) поведения правонарушителя. Именно поэтому, например, приговор по уголовному делу выносится от имени государства.

4. Имеет штрафной характер. Суть этого признака в том, что у правонарушителя в результате совершенного им деяния возникают новые юридические обязанности (которых до правонарушения не было). Правонарушение есть юридический факт, который вызывает появление особого - охранительного правоотношения (между правонарушителем и государством), в рамках которого эти обязанности и возникают.

Слайд 5

5. Юридическая ответственность имеет характер претерпевания. Всякая юридическая обязанность есть обременение, но в результате правонарушения возникают особые обязанности - претерпеть лишения личного, имущественного и другого плана.

6. Порядок возложения юридической ответственности регламентируется правом, то есть закон устанавливает определенные процедурные формы этого процесса.

Слайд 6

Основание юридической ответственности является правонарушение

  • Слайд 7

    Состав правонарушения

    Состав правонарушения – это система объективных и субъективных элементов и признаков, их характеризующих, необходимых и достаточных для признания содеянного правонарушением.

    Слайд 8

    Состав правонарушения, как основания для возникновения юридической ответственности, образуется при наличии:

    1. объекта правонарушения;

    2. субъекта правонарушения;

    3. объективной стороны правонарушения;

    4. субъективной стороны правонарушения.

    Слайд 9

    Объектом противоправного деяния

    Объектом противоправного деяния являются охраняемые государством общественные отношения и, следовательно, нормы, правоотношения, правопорядок, демократического общества. Для полной и всесторонней характеристики правонарушения требуется выяснение не только того, что было объектом посягательства, но и то, что представляет собой лицо, совершившее правонарушение.

    Слайд 10

    Субъект правонарушения

    Субъект правонарушения – это лицо, совершившее противоправный акт, правонарушитель. Характеристика данного лица представляет собой интерес для решения вопроса о возможности привлечения его к юридической ответственности.

    Слайд 11

    Виды юридической ответственности

    Различают 5 видов юридической ответственности:

    1. Материальная;

    2. Дисциплинарная;

    3. Административная;

    4. Гражданско-правовая;

    5. Уголовная.

    Слайд 12

    МАТЕРИАЛЬНАЯ ответственность

    МАТЕРИАЛЬНАЯ ответственность является самым легким видом юридической ответственности. Она заключается в восстановлении рабочими и служащими предприятий и учреждений ущерба, измеряемого в денежной форме, который они причинили данному предприятию или учреждению. Штраф взыскивается администрацией предприятия и учреждения на основании соответствующего приказа, в результате чего нарушенное право восстанавливается (возмещается ущерб), а данное правоотношение прекращается.

    Слайд 13

    ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ответственность

    ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ответственность наступает в результате нарушения учебной, трудовой, воинской, служебной дисциплины. Данная ответственность заключается в несении неблагоприятных последсвий служебного характера. Наиболее распространенными мерами дисциплинарнойответственности являются: предупреждение; выговор; строгий выговор; увольнение.

    Слайд 14

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ответственность

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ наступает за совершение правонарушения, не представляющего большой общественной опасности (административного проступка). Чаще всего административная ответственность выражается в форме штрафа либо иных незначительных правовых ограничений.

    Слайд 15

    УГОЛОВНАЯ ответственность

    УГОЛОВНАЯ ответственность является самым тяжелым и сложным видом юридической ответственности. Она наступает за совершение правонарушений, представляющих большую общественную опасность и предусмотренных Уголовным кодексом РФ – преступлении.

    Посмотреть все слайды

    Л.Пантелеев «Честное слово»
    • «Если дал честное слово, так надо стоять, чтобы не случилось - хоть лопни. А игра это или не игра - всё равно.»
    • « А когда он вырастет… Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что он будет НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК.»
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    • -что такое ответственность?
    • -Что значит быть ответственным?
    • -Почему важно, чтобы одноклассник
    • был ответственным?
    Кто поступает ответственно?
    • СИТУАЦИЯ 1 Ученик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание.
    • Но, вдруг, за ним заходит товарищ и приглашает пойти на каток.
    • Очень хочется пойти. Он идёт на каток и катается там до позднего вечера, забыв про уроки.
    • СИТУАЦИЯ 2
    • * Ученик пришёл в школу и забыл дома тетрадь с домашним заданием. Учитель спросил его: « почему так случилось?» Как ответит самостоятельный ученик? -Я не приготовил ее с вечера. -Мама не положила его мне в портфель.
    • СИТУАЦИЯ 3
    • * Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть. Как вы поступите: а) Съедите всё сами б) съедите только свою долю в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.
    • СИТУАЦИЯ 4
    • Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в одном экземпляре. Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать. Как вы поступите: а) Просто не принесёте книгу. б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз.
    • в) Скажите, что забыли книгу дома.
    • СИТУАЦИЯ 5
    • * Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять. Как вы поступите: а) помою посуду, а потом пойду гулять б) не буду мыть посуду в) пойду гулять, а потом помою посуду.
    • СИТУАЦИЯ 6
    • * Вашего одноклассника вызвали к доске решать задачу, но он не может справится. Как вы поступите: а) подскажу б) подниму руку в) после уроков объясню товарищу решение.
    «Совесть» А.Гайдар
    • Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
    • Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
    • Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
    • А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
    • - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
    • - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
    • Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
    • А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
    • Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
    • Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
    АНКЕТА
    • Когда вы поступали ответственно, какие чувства испытывали?
    • Как вы себя чувствовали поступив безответственно?
    Шкала ответственности
    • ответственно
    • Не всегдаответственно
    • безответсвенно
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    • -Что такое ответственность?
    • -Какие поступки можно назвать ответственными,
    • а какие безответственными?
    • Почему важно, чтобы одноклассники
    • были ответственными?
    почта
    • -Я задумался…… -Я понял что….….
    Интернет-ресурсы
    • Колокольчик: http://cs5482.userapi.com/g37750358/a_8624902d.jpg
    • 2. Отрисовка «Дети за партой»: автор Галина (Gapusja), Ростовская область
    • Сайт: http://pedsovet.su/

    I.Виды юридической ответственности Ответственность за совершение преступлений. Все преступления прописаны в Уголовном кодексе РФ. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за наиболее опасные (убийство, грабеж и т. д.)с 14 лет. Виды наказания: штраф, лишение права занимать должность, исправительные работы, лишение свободы, смертная казнь.




    Возникает за нарушение договорных обязательств имущественного характера. Регламентируется Гражданским Кодексом РФ. Наиболее распространенные виды штрафных санкций– возмещение убытков и уплата неустоки. Несут рабочие и служащие за материальный ущерб, нанесен ный предприятию, учреждению… Различают три вида матери альной ответственности: индивидуальная ограниченная, индивидуальная полная, коллективная ответственность.


    Применяется за нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. Основными мерами взыскания являются замечание, выговор, увольнение. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка; в порядке подчиненности; в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.


    Выполняем задание: Задание группе 1 Прочитайте п.4 на стр и назовите основания для освобождения от юридической ответственности. Задание группе 2 Прочитайте п.5 на стр, назовите и объясните обстоятельства, исключающие преступность деяния. П


    Наши выводы 1.Юридическая ответственность классифицируется по видам:уголовная,административная,гражданско- правовая,дисциплинарная,материальная. 1.Юридическая ответственность классифицируется по видам:уголовная,административная,гражданско- правовая,дисциплинарная,материальная. 2.В современном законодательстве закреплены правила, в соответствии с которыми в некоторых случаях люди могут быть освобождены от ответственности. 2.В современном законодательстве закреплены правила, в соответствии с которыми в некоторых случаях люди могут быть освобождены от ответственности. 3. Существуют обстоятельства, исключающие преступность деяния: необходимая оборона, обоснованный риск и так далее.


    Домашнее задание Домашнее задание § 15, стр, заполните таблицу « Виды юридической ответственности» Виды юридическо й ответственн ости Какими нормативн ыми документам и регламенти руются Меры взыскания Примеры






    ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Одной из относительно новых для демографии тенденций является рост числа детей, родившихся вне брака. За гг. их доля возросла с 19,6% от общего числа родившихся до 27,9%. Возраст матерей при внебрачных рождениях имеет два пиковых значения до 20 лет и 3035 лет. Первый пик отражает снижение возраста начала сексуальных отношений, рост добрачных беременностей, второй во многом осознанное материнство при отказе от регистрации брака со стороны как некоторых мужчин, так и женщин. Любопытно, что по данным переписи 2002 г. число женщин, указавших, что они состоят в браке, превысило число состоящих в браке мужчин на 65 тыс. (по переписи 1989 г. таких было 28 тыс.). Можно полагать, что многие женщины, воспитывающие детей вне зарегистрированного брака, считают себя тем не менее замужними, в то время как отцы этих детей неженатыми. Рост внебрачных рождений, с одной стороны, и незарегистрированных фактических супружеских союзов с другой, означают тенденцию разделения институтов брака и семьи. Эту тенденцию еще предстоит осознать ученым, занимающимся изучением семьи. Однако очевидно, что распад или ослабление семейных связей, рост числа неполных семей в стране 13 самым неблагоприятным образом сказываются на выполнении семьей основных функций. В неполной семье не только чаще возникают материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской функции, но, что более опасно, возникает дефицит полноценных семейных отношений. При отсутствии одного из родителей ребенок не всегда может получить полноценное общение, удовлетворить в полной мере потребности в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую защищенность. Кроме того, в неполной семье в урезанном виде реализуется функция социализации, поскольку ребенок лишен положительного образца для подражания в освоении роли семьянина. Чтобы не повторить в будущем неудачи в организации семейной жизни, детям из неполных семей приходится учиться на собственных ошибках и на ошибках своих родителей. Неполные семьи не могут полноценно выполнять и репродуктивную функцию, что неминуемо отражается на общей демографической ситуации.


    Причины увеличения неполных семей Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: -изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; - распространение добрачных связей, -изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; - утрата семьей своей производственной функции; - неподготовленность молодежи к браку; - завышенные требования по отношению к брачному партнеру; - алкоголизм и наркомания. Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: -изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; - распространение добрачных связей, -изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; - утрата семьей своей производственной функции; - неподготовленность молодежи к браку; - завышенные требования по отношению к брачному партнеру; - алкоголизм и наркомания.

    Слайд 2

    Проверим себя

  • Слайд 3

    Тестовые задания

    1. К признакам права не относится:
      1. выражается в специальных государственных актах
      2. обеспечивается силой общественного воздействия
      3. является общеобязательным для всех граждан
      4. определяет юридическую меру свободы граждан
    2. Семейное право, гражданское право, уголовное право – это:
      1. ценности права
      2. принципы права
      3. отрасли права
      4. теории права
    3. Особая социальная норма, принимаемая государством, выражающая государственную волю и охраняемая силой государства -это:
      1. обычай
      2. традиция
      3. мораль
      4. закон
    4. Право не выполняет следующие функции:
      1. пропагандирует программных целей государства
      2. служит регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя.
      3. играет воспитательную роль, развивая в людях чувство справедливости, добра, гуманности, законности.
      4. выступает в качестве критерия (оценки) правомерного и неправомерного поведения людей
    5. Система права – это совокупность:
      1. отраслей права
      2. сфер общественной жизни
      3. норм права
      4. институтов права
  • Слайд 4

  • Слайд 5

    Что такое правонарушение?

  • Слайд 6

    Учреждения, предприятия, организации

  • Слайд 7

    Признаки правонарушения и условия юридической (правовой) ответственности

    Человек может быть привлечён к юридической ответственности только при наличии всех признаков правонарушения.

    Слайд 9

    Ответственность и ее виды

  • Слайд 11

    Виды юридической ответственности

  • Слайд 12

    Административная ответственность

    виды административной ответственности:

    • предупреждение выносится в письменной форме, установленной законодательством
    • административный штраф - денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая может быть установлена в рублях или в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда
    • лишение специальных прав - это не конституционные права, а права которыми граждане обладают в силу закона
    • конфискация - принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, являвшейся орудием совершения административного проступка
  • Слайд 13

  • Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Виды преступлений

    В зависимости от объекта посягательств:

    • против жизни и здоровья;
    • против собственности;
    • против свободы, чести и достоинства;
    • против конституционных прав и свобод;
    • против общественной безопасности;
    • должностные;
    • государственные;
    • воинские и другие.
  • Слайд 17

  • Слайд 18

    Уголовные наказания

    Наказания не связанные с изоляцией от общества:

    • Штраф;
    • Лишение права занимать должность;
    • Лишение звания, чина и наград;
    • Обязательные работы;
    • Исправительные работы;
    • Ограничения по военной службе;
    • Конфискация имущества
    • Ограничение свободы;
    • Содержание в дисциплинарной воинской части.

    Наказания связанные с лишением свободы:

    • Арест;
    • Лишение свободы на определенный срок;
    • Пожизненное лишение свободы;
    • Смертная казнь.
  • Слайд 19

    Практическая часть урока

  • Слайд 20

    Соотнесите понятия и их определения

    • правонарушение
    • преступление
    • право
    • проступок
    • закон
    1. Общественно опасное деяние.
    2. Противоправное деяние
  • Слайд 21

    • правонарушение
    • преступление
    • право
    • проступок
    • закон
    1. Нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения и принимаемый высшим представительным органом страны.
    2. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
    3. Общественно опасное деяние.
    4. Нарушение норм права, установленных государством.
    5. Противоправное деяние
  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Цель урока: Сформировать представление об основных видах юридической ответственности Различать юридические факты по их природе Сравнивать виды неправомерных действий

    3 слайд

    Описание слайда:

    План урока: Правоотношения и юридические факты Правонарушения Юридическая ответственность и её виды

    4 слайд

    Описание слайда:

    Основные понятия урока: Юридический факт Юридическая ответственность Административная ответственность Ответственность дисциплинарная Гражданская ответственность Наказание

    5 слайд

    Описание слайда:

    Что такое правоотношения? Что такое правоотношения? Какова структура правоотношения? Какие правоотношения выделяют в юриспруденции?

    6 слайд

    Описание слайда:

    ПРАВООТНОШЕНИЯ Общественное отношение Регулируется нормами права Охраняется государством Предполагает наличие прав и обязанностей

    7 слайд

    Описание слайда:

    Юридический факт Юридический факт т – предусмотренное нормой права обстоятельство, служащее для возникновения (изменения или прекращения) конкретных правоотношений События - юридически значимые факты, которые не зависят от воли человека Действия – юридические факты, наступление которых зависит от воли человека

    8 слайд

    Описание слайда:

    Виды юридических действий Юридические действия Правомерные, т.е. не нарушающие правовых норм Неправомерные, т.е нарушающие правовые нормы

    9 слайд

    Описание слайда:

    Правонарушение – это противоправное, виновное, влекущее юридическую ответственность деяние. Его признаки: общественная опасность, противоправность, вина, деликтоспособность лица, т. е. способность нести юридическую ответственность, наказание. Правонарушения бывают двух видов: преступления и проступки. Чем отличаются преступления от проступков?

    10 слайд

    Описание слайда:

    Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом РФ. Проступок (гражданский, административный, дисциплинарный) - это акт противоправного деяния, не предусматривающий уголовной ответственности Преступления могут совершаться в форме действия и бездействия. Преступление отличают от проступка три признака: Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства. Деяние должно нарушать нормы уголовного права. Человек должен быть виновен в содеянном. Без вины нет преступления. Вина - это психологическое отношение человека к совершаемым деяниям.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Юридическая ответственность - это реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителя.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Функции юридической ответственности Карательная Реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Прежде всего это его наказание. Превентивная (предупредительная) Наказание правонарушителя является средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Воспитательная Эффективная борьба с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных способствуют повышению ответственности и дисциплины граждан, активизации их трудовой деятельности, а в конечном счете - укреплению законности и правопорядка. Правовосстановительная (компенсационная) в значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, пострадавшего от правонарушения субъектов, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения Организующая (регулятивная) сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Основные виды юридической ответственности Вид ответственности За что наступает Кто возлагает Вкаких формах реализуется 1.Материальная За ущерб, причиненный предприятию,учреждению, организации Администрация предприятия, учреждения, организации Штраф 2. Дисциплинарная За дисциплинарные проступки: нарушение трудовой, учебной, воинской и служебной дисциплины Уполномоченное на то лицо Предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение 3. Гражданско-правовая За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда Суд, административный орган Полное возмещение вреда, штраф 4.Административная За административныепроступки Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т.д. Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест 5. Уголовная За преступления Суд Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества

    14 слайд

    Описание слайда:

    Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности и наказания Деятельное раскаяние виновного лица Примирение лица, совершившего деяние, с потерпевшим Изменение обстановки, вследствие которой лицо, или совершенное им деяние перестали быть общественно-опасными. Изменение сроков давности Условно-досрочное освобождение лица от отбывания наказания В связи с истечением сроков давности обвинительного приговора. Замена неотбытой части наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность Возраст. К уголовной ответственности привлекаются с 16 лет, а по ряду преступлений – с 14 К административной и дисциплинарной ответственности – с 16 лет К гражданской ответственности – с 18 лет Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление Крайняя необходимость: Устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица, если эта опасность не может быть устранена другими средствами Обоснованный риск для достижения общественно полезной цели Физическое или психическое принуждение, когда лицо не могло руководить своими действиями Исполнение приказа Невменяемое состояние

    15 слайд

    Описание слайда:

    Основные понятия урока: Наказание – есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения. Целью наказания является восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых правонарушений. Наказание???