Сокращение штатов в государственном учреждении: увольняем служащих правильно. Все о сокращении государственного служащего Сокращение гос

Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.

В 2011- 2013 г.г. запланировано сокращение должностей в государственных учреждениях приблизительно на 20%, поэтапно на протяжении этих трех лет. В 2011 и 2012 годах уже сокращено по 5% сотрудников, а в наступившем 2013 году госслужащих ожидает самое крупное сокращение — 10%.

По задумке Правительства, 50% бюджетных ассигнований, высвободившихся в результате оптимизации численности госслужащих, будут направляться для материального стимулирования работников, оставшихся на службе.

Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).

Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями. Давайте подробнее рассмотрим, какими именно.

Предупреждение об увольнении госслужащих

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.

Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.

Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих

Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.

Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:

  1. Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
  2. Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.

Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.

Варианты продолжения трудовых отношений

Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Также существует возможность замещения гражданскими служащими должностей временно отсутствующих гражданских служащих (ч. 3 ст. 30 Закона №79-ФЗ). В этом случае с госслужащим, попавшим под сокращение, заключается срочный служебный контракт (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ №2956-17 от 01.10.2008).

Такого рода вариант возможен в случае наличия у работодателя должностей, по которым некоторые гражданские служащие находятся в отпусках по уходу за ребенком, длительно болеют, находятся в длительных отпусках без сохранения денежного содержания и т.д.

Следует учесть, что одновременно с выходом на работу «основного» служащего расторгается служебный контракт, заключенный с временным работником.

В органах власти зачастую заняты не только госслужащие, но и иные категории работников, трудовая деятельность которых не регламентируется Законом № 79-ФЗ. К ним относятся так называемые «технические исполнители», обслуживающий персонал и т.п.

Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность.

В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.

Компенсация при увольнении по сокращению

Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в данном случае не выплачивается.

Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.

Порядок расчета компенсации оговаривается в соответствующих локальных нормативных актах. Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:

  • из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
  • из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, матпомощи и единовременной выплаты к отпуску, начисленных по факту в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего

Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.

Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

  • должностной оклад – 5 419 рублей;
  • оклад за классный чин – 1 515 рублей;
  • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
  • надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
  • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).

Для расчета компенсации при увольнении ежемесячное денежное содержание гражданского служащего составит 36 906,5 руб. (5 419 + 1 515 + 542 + 6 503 + 5 419 + (210 102: 12 мес.)).

Сумма компенсации при увольнении составит 147 626 руб. (36 906,5 руб. * 4 мес.).

В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.

Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.

Иные выплаты при увольнении

При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

  • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
  • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
  • Материальную помощь;
  • Единовременную выплату к отпуску.

Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.

В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.

Как отмечалось ранее, с письменного согласия госслужащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с данным сотрудником служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца. Однако Закон № 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает в данном случае возможность выплаты предусмотренной ст.180 ТК РФ дополнительной компенсации, равной размеру денежного содержания, исчисленной пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении времени. Следовательно, данная выплата государственным служащим не производится.

www.moneycoach.ru

Увольнение госслужащего по сокращению штата

Статьи по теме

Если учреждение планирует сокращать госслужащих в 2016 году, важно соблюсти нормы законодательства. Как избежать трудовых споров при сокращении, расскажет этот материал.

Вадим Егоров , консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

Общие правила увольнения госслужащего

Отношения, связанные с государственной гражданской службой, регламентирует Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (далее – Закон № 79-ФЗ). Другие положения законодательства о труде применяют к госслужащим лишь в части, не урегулированной этим документом. Такой вывод следует из постановления Конституционного суда РФ от 22 ноября 2011 г. № 25-П. Основания для увольнения госслужащего перечислены в части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ. Так, государственный служащий может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ). При этом факт сокращения должностей нужно подтвердить приказом и штатным расписанием.

Все об оформлении трудовых отношений – в статьях журналов «Учет в бюджетных учреждениях» и «Зарплата в бюджетном учреждении». Не забудьте оформить подписку !

Сообщить о предстоящем увольнении по сокращению штатов госслужащим нужно не менее чем за два месяца, причем в письменной форме (часть 2 статьи 31 Закона № 79-ФЗ). Помимо увольняемых сотрудников, необходимо письменно уведомить о предстоящем сокращении штатов выборный профсоюзный орган учреждения. Сделать это нужно также за два месяца до намеченного увольнения (ст. 38 Закона № 79-ФЗ). Расторгнуть служебный контракт с государственным служащим можно и до истечения двухмесячного срока, но только с его письменного согласия (часть 7 статьи 31 Закона № 79-ФЗ).

В течение срока предупреждения об увольнении госслужащего по сокращению штатов учреждение обязано предложить госслужащему все имеющиеся вакантные должности гражданской службы. При этом надо учесть:

  • категорию и группу замещаемой им должности;
  • уровень его квалификации;
  • профессиональное образование;
  • стаж гражданской службы или работы по специальности.

При отсутствии в учреждении таких должностей можно предложить вакансии в иных госорганах в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 822 (ч. 5 ст. 31 Закона № 79-ФЗ). Однако госслужащий вправе отказаться от предложенных ему вакантных должностей. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ.

В день увольнения с гражданской службы госслужащий обязан сдать служебное удостоверение (ч. 4 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

Увольнение по сокращению штатов отдельных категорий госслужащих

При принятии решения о сокращении того или иного госслужащего 2016 году учреждение оценивает каждого кандидата по следующим критериям:

  • уровню квалификации и профессионального образования;
  • стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
  • результатам профессиональной служебной деятельности.

Сотрудники с более высокой квалификацией и уровнем образования, таким образом, получают преимущество при готовящемся сокращении штатов. Это подтверждает часть 4 статьи 31 Закона № 79-ФЗ. Однако такие преимущества действуют при прочих равных условиях, то есть для подлежащих сокращению госслужащих, которые занимают аналогичные по квалификационным требованиям должности. Учтите, что правильность применения учреждением этих критериев при проведении сокращения штата по заявлению госслужащего может проверить суд.

Положениями Закона № 79-ФЗ не предусмотрен особый порядок увольнения с госслужбы по сокращению штатов для матерей, воспитывающих детей. Следовательно, на них распространяется гарантия, предусмотренная частью 4 статьи 261 Трудового кодекса РФ, которая запрещает увольнять по инициативе работодателя:

  • женщину с ребенком в возрасте до трех лет;
  • одинокую мать ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до 14 лет.

Кроме того, учтите, что учреждение не может уволить госслужащего по сокращению штатов в период его временной нетрудоспособности. В том числе в связи с его:

Продолжительность периода болезни сотрудника при этом не имеет значения (часть 3 статьи 37 Закона № 79-ФЗ).

Компенсации при увольнении госслужащих по сокращению штата

При увольнении по сокращению госслужащие получают:

  • денежное содержание за отработанное служебное время;
  • компенсацию за дни отпуска, не использованные на дату увольнения;
  • компенсацию, равную четырехмесячному денежному содержанию.

Отметим, что в данном случае выходное пособие, которое выплачивается в соответствии с трудовым законодательством, сокращаемому государственному служащему не положено (ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание на особенности выплаты компенсаций госслужащим, увольняемым по сокращению штатов из учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При сокращении такого госслужащего денежное содержание сохраняется за ним в течение пятого и шестого месяцев после увольнения, если он обратился в службу занятости, но не был трудоустроен (ч. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

При расторжении с госслужащим контракта до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении ему надо выплатить дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания. Она исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона № 79ФЗ). При этом учреждению следует учитывать, что такой порядок расторжения контракта влечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета. Поэтому подобные решения руководитель учреждения принимает персонально (под личную ответственность) и с учетом целесообразности увольнения. Такие разъяснения дала ФТС России в письме от 29 марта 2011 г. № 01-11/13779.

Госслужащие, которые проработали в органе власти от 5,5 до 11 месяцев и не использовали своего права на отпуск, при увольнении по сокращению штатов получают также полную компенсацию за неиспользованный отпуск (пункт 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. № 169). Это средний заработок за календарные дни, предусмотренный статьей 46 Закона № 79-ФЗ. Компенсацию за неиспользованный отпуск за второй рабочий год выплачивают пропорционально отработанному времени (п.7 письма Роструда от 4 марта 2013 г. № 164-6-1). Однако в Рекомендациях, утвержденных протоколом от 19 июня 2014 г. № 2, служба занятости высказала иную точку зрения. При выплате компенсации за неиспользованный отпуск продолжительностью 28 календарных дней следует исходить из того, что период, за который предоставляется отпуск, равен рабочему году, а не общей продолжительности работы в конкретном учреждении. Иное толкование пункта 28 Правил № 169 означало бы неравное положение сотрудников, проработавших в госоргане менее года, и тех, кто трудится более длительный срок. То есть их дискриминацию. Таким образом, государственный служащий, проработавший в учреждении более одного года и увольняемый в связи с сокращением, вправе получить полную компенсацию за неиспользованный отпуск и за последний рабочий год, если у него в этом периоде накопилось не менее 5,5 месяцев стажа, дающего право на отпуск.

Важно запомнить

Об увольнении в связи с сокращением штата госслужащие должны быть предупреждены не менее чем за два месяца. Запрет дискриминации в сфере труда, а также равенство прав и возможностей работников – это важнейшие принципы правового регулирования трудовых отношений (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

www.budgetnik.ru

Увольнение госслужащего

Госслужащий – государственный служащий, осуществляющий трудовую деятельность на основании служебного контракта, устанавливающего его правовые обязанности и гарантии при заключении и расторжении соответствующего заключения.

Увольнение госслужащего может происходить на основании:

  1. Собственной инициативы служащего, который самостоятельно составляет заявление об увольнении.
  2. По инициативе органа власти, который принял служащего на работу.
  3. По обстоятельствам, которые не зависят ни от воли сотрудника госучреждения, ни от работодателя.

Главной особенностью увольнения такого сотрудника является приложение к трудовой книжке, которое выдается в виде памятки о соблюдении требований к служащему. В ней отражаются обязанности бывшего работника по соблюдению соответствующего поведения в обществе, а также при сохранении государственной тайны, если к ней был допуск и т.д.

В отношении гражданских государственных служащих действуют все нормы трудового законодательства с установлением небольшого количества особенностей и нюансов. В целом, все трудовые отношения и особенности их увольнения идентичны трудовым правоотношениям любых других работников негосударственной сферы.

Как регулирует увольнение госслужащих ТК РФ

Трудовой кодекс РФ регламентирует общие основания и особенности осуществления трудовой деятельности на территории России всеми гражданами, которые работают на основании трудового договора. Регламентация трудовой дисциплины и деятельности госслужащих осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, а именно ФЗ №79-ФЗ.

В данном нормативном акте закрепляются следующие положения:

  • особенности и основания для расторжения контракта между работодателем и работником в зависимости от конкретных ситуаций;
  • нюансы прекращения трудовых правоотношений между работником и работодателем по взаимному соглашению;
  • процесс и особенности разрыва срочного контракта;
  • порядок и нюансы расторжения договора по желанию служащего;
  • особенности увольнения по решению работодателя;
  • расторжение соглашения о работе при возникновении обстоятельств, которые не зависят от поведения и воли сторон;
  • увольнение ввиду утраты доверия и прочее.

Что касается общих положений регламентации трудовой деятельности госслужащих, то она происходит в рамках ТК РФ и отражена в ст. 80, 81 и 140. В соответствии с данными положениями ТК РФ, госслужащий обязан заявить о своем намерении покинуть занимаемую должность за две недели до даты фактического увольнения, а также в последний трудовой день получить необходимые выплаты, компенсации и трудовую книжку с памяткой.

Виды увольнения

Особенности увольнения госслужащих полностью зависят от вида снятия его с должности, поэтому при возникновении той или иной ситуации могут применяться различные нормы трудового законодательства и ФЗ №79-ФЗ.

Увольнение по собственному желанию

В случае с расторжением контракта по желанию служащего, учитываются положения и ТК РФ, и ФЗ №79-ФЗ. В данных нормативных актах отражается обязанность работника в подаче заявления об увольнении сотрудника не менее, чем за две недели до предполагаемой даты ухода с места службы. Документ подается в отдел кадров, который осуществляет дальнейший расчет необходимой суммы отпускных, заработной платы и других компенсационных и иных выплат, которые положены работнику.

В последний рабочий день госслужащему выдают:

  • полный расчет за отработанное время в текущем месяцев;
  • компенсацию за неиспользованный отдых, включая очередной и дополнительный оплачиваемый отпуска;
  • трудовую книжку с внесенными отметками и данным об осуществлении государственной службы;
  • памятку о поведении и действиях госслужащего, в которой указываются различные особенности поведения, дальнейшей трудовой деятельности, обязательства и т.д.

Если у человека возникло желанию покинуть госслужбу по собственному желанию, то ему нужно написать заявление и подать его в кадровый отдел. Это обязательство существует, чтобы работодатель был уведомлен о желании государственного служащего. В отношении данных лиц действует и требование по двухнедельной отработке.

Увольнение по медицинским показаниям

Увольнение по медпоказаниям в гражданской госслужбе не новость, так как принятие на работу новых сотрудников осуществляется не только из-за профессиональных навыков и опыта в работе, но и с учетом физической подготовки и состояния здоровья.

В соответствии со ст. 33 и 37 ФЗ № 79-ФЗ, а также в рамках ст. 73 ТК РФ, при ухудшении здоровья государственного служащего, при котором он не в состоянии занимать закрепленную за ним должность, ведет к дальнейшему переводу его в иное место осуществления труда либо к увольнению по состоянию здоровья.

Служащему будут предложены иные вакансии, имеющиеся в госучреждении, исходя из состояния его здоровья. В случае, если работник не может осуществлять трудовую деятельность вовсе, то увольнение происходит на основании ст. 39 ФЗ № 79-ФЗ по обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон.

В соответствии со ст. 127, ст. 178, работнику, которому невозможно предложить никакое вакантное место на предприятии ввиду состояния его здоровья выплачивается:

  • заработок за отработанное время;
  • отпускные за неотгулянный отдых;
  • выходной пособие, размером, равным двухнедельному среднему заработку за расчётный период.

Увольнение переводом

ФЗ №79 не устанавливает четкого понятия «перевод госслужащего» или его производных, однако в рамках ТК РФ под переводом понимается изменение трудовой функции работника на постоянной или временной основе в рамках предприятия, на котором он трудился ранее, либо на ином предприятии или его подразделении.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О госслужбе», перевод госслужащего возможен:

  • на другую должность, которой работник соответствует, внутри одного госучреждения;
  • на другую должность в другое госучреждение;
  • в другую местность и в другой государственной орган.

Согласно нормам ст. 33 вышеуказанного нормативного акта, перевод может быть осуществлён в иную организацию и на службу другого вида, но только с письменного согласия работника организации.

Увольнение в связи с выходом на пенсию

Увольнение работника госслужбы в связи с выходом на пенсию осуществляется в рамках действующих положений ФЗ №79 и с учетом норм трудового законодательства. Так, при увольнении с выходом на пенсию в трудовой делается соответствующая отметка, она позволяет пользоваться пенсионеру различными льготами и преимуществами, которые ему положены.

При условии, что общий стаж работы в госучреждении составляет больше 15 лет, причем последний год работы должен приходиться на госслужбу, пенсионеру полагается пенсия за выслугу лет.

При получении статуса пенсионера работник имеет право на увольнение без отработки. Работодатель обязан предоставить пенсионеру все сопутствующие документы, а также необходимые для увольнения выплаты.

Увольнение по сокращению штатов, ликвидации и т.д.

Гарантии госслужащих при сокращении штата или ликвидации государственного учреждения закреплены в ФЗ №79, данный нормативный акт отражает фактически все положения, касающиеся госслужбы. Уведомление работника должно быть оформлено надлежащим образом, за два месяца до сокращения ему должны предоставить соответствующее распоряжение от руководства под подпись.

При выборе кандидата на сохранение должности учитывается преимущественное право. В этом случае работодатель учитывает заслуги служащего, его производительность труда, общий трудовой стаж, а также семейное положение по отношению к другим.

При сокращении штата госслужащий, который попал под сокращение может рассчитывать на получение четырехмесячного среднего заработка в качестве компенсационных выплат от работодателя, выходное пособие при этом не выплачивается. В случае, если по каким-либо обстоятельствам сокращение или ликвидация организации произошли до истечения двух отведенных месяцев, то помимо получения четырехмесячного среднего заработка, работник может рассчитывать на получение выходного пособия на период трудоустройства, сроком до двух месяцев, в соответствии со ст. 180 ТК РФ.

Увольнение в связи со смертью

Увольнение госслужащего в связи со смертью начинается с выхода соответствующего приказа, причем датой увольнения служащего будет фактическая дата его смерти, закрепленная в соответствующем документе. В случае с увольнением госслужащего по причине его смерти, работодатель издает соответствующий приказ, в котором обозначаются причины увольнения и подпись работодателя. Все личные вещи служащего передаются наследникам.

Увольнение в связи с утратой доверия

Такая норма закреплена во множестве федеральных нормативных актов, так как использование данной формулировки напрямую зависит от коррумпированности того или иного государственного служащего.

В случае с наличием обоснованных подозрений или доказательств, руководством государственного учреждения формируется приказ об увольнении в связи с утратой доверия. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку госслужащего.

Ст. 16 ФЗ №79 устанавливается обстоятельства, которые приравниваются к утрате доверия, в частности:

  • непредоставление сведений о доходах и имуществе;
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • нарушение установленных на госслужащих и членов его семьи запретов и т.д.

Образец заявления на увольнение госслужащего

Заявление об увольнении с государственной гражданской службы составляется в рамках установленных трудовым законодательством норм. Каких-либо изменений, касающихся именно госслужащих, не имеется, все определяется, заполняется и предоставляется по общему правилу.

Заявление должно содержать:

  • данные учреждения и информацию о руководителе, которому направляется заявление;
  • персональные данные заявителя;
  • прошение об увольнении;
  • дату и подпись.

Расчет выплаты госслужащим при увольнении

Размер денежных отчислений для государственных служащих формируется из нескольких источников, которые определены ТК РФ и ФЗ №79.

Согласно данным нормативным актам, госслужащий при увольнении может рассчитывать на получение следующих выплат:

  1. Заработной платы за отработанное время до увольнения, включая абсолютно все надбавки и дополнительные платежи за выслугу лет, премиальные и другие денежные средства, выплачиваемые госслужащим.
  2. Отпускные перечисления, которые формируются из отношения длительности отпуска к отработанному времени за текущий период.
  3. При ликвидации предприятия, работнику выплатят среднемесячный заработок в четырехкратном размере.
  4. При ликвидации ранее оговоренного срока, работнику положено выходное пособие.

Полным расчетом выплат занимается бухгалтерия организации, которая предоставляет полные расчетные схемы и расчетные листы работникам для их удостоверения в правильности расчетов.

Компенсации

Размер компенсационных выплат полностью зависит от варианта и способа увольнения, так, при увольнении по собственному желанию, государственный служащий получит выплату заработной платы за отработанный период, а также отпускные.

В случае увольнения при сокращении или ликвидации — определенный размер компенсации, а также выходное пособие и т.д. Если работодатель по какой-то причине затягивает с предоставлением выплат, то работнику положена компенсация в виде 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки платежа от суммы среднемесячного заработка гражданина.

Права и обязанности госслужащих после увольнения

После увольнения с госслужбы работник обязан сообщать о своем предыдущем месте работы на протяжении последующих двух лет при трудоустройстве на новое место трудовой деятельности. При этом такая же обязанность возлагается и на нового работодателя, он обязан сообщить в госучреждение о трудоустройстве сотрудника в течение десяти дней.

Помимо этого, работник в установленное Памяткой время должен соблюдать нормы поведения и правила осуществления трудовой деятельности, а также срок действия государственной тайны.

Увольнение госслужащего – процесс, который с одной стороны уникален и подчиняется специально установленному законодательству, с другой – стандартно определенный трудовым правом способ осуществления трудовой деятельности. В каждом конкретном случае увольнения необходимо изучать соответствующие нормы права.

Скачать образец Заявления об увольнении с госслужбы в формате.doc вы можете
по этой ссылке

trudinspection.ru

Выплаты при сокращении госслужащих в 2017 году

Сокращению подвержены не только работники в коммерческих организациях, но и служащие государственных органов. Рассмотрим порядок сокращения и какие гарантированы выплаты при сокращении госслужащих в 2017 году.

Сокращение госслужащих

Обязательные условия и гарантии, которые должны быть предоставлены при сокращении госслужащих, определены Законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Как и все работники, служащие должны быть предупреждены о сокращении заблаговременно. Уведомить об этом должен представитель нанимателя. Уведомление должно быть сделано персонально и под подпись минимум за два месяца до увольнения.

Если сокращаются одинаковые позиции, то наниматель также должен учесть преимущественное право на оставлении на службе тех, кто такое право имеет.

Преимущественное право

Преимущественное право (право не попасть под сокращение и остаться на службе) у того, кто имеет:

  • большую по сравнению с другими продолжительность стажа работы или службы по направлению подготовки, специальности;
  • более высокую специальность, квалификацию;
  • направление подготовки, которое в наибольшей мере соответствует виду и области деятельности служащего;
  • более высокие в сравнении с другими результаты в служебной деятельности.

Для того, чтобы выяснить, кто же среди сокращаемых лиц имеет преимущественное право, проводится аттестация. И уже по результатам аттестации выявляются самые эффективные и продуктивные служащие. Их оставляют на службе или предлагают должность в другом органе.

В процессе аттестации непосредственный руководитель служащего должен составить и представить нанимателю мотивированный отзыв. В нём подробно описывается то, насколько хорошо служащий исполнял свои должностные обязанности. К отзыву также руководитель должен приложить пояснительную записку служащего на отзыв руководителя и сведения о:

  • подготовленных служащим проектах документов;
  • выполненных поручениях.

При проведении аттестации учитывается:

  • не нарушал ли аттестуемый запреты;
  • соблюдал ли он ограничения;
  • насколько хорошо он выполнял обязательства и требования служебного поведения.

Аттестация служащих, находящихся в отпуске по беременности и родам, или тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, может быть проведена не ранее чем через один год после их выхода из отпуска.

Предложение о «переводе»

В любом случае при сокращении наниматель обязан предлагать всем сокращаемым свободные должности с учётом:

  • их специальности, уровня квалификации, стажа, направления подготовки;
  • их группы и категории должности.

Если свободных должностей нет, то наниматель может предложить свободные должности и в других структурах.

Если же служащий не желает занимать предложенные вакансии, он увольняется. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

В день увольнения служащий должен не забыть сдать своё служебное удостоверение.

Выплаты при сокращении

Служащему в случае прекращения служебных отношений и расторжения контракта в связи с сокращением выплачивается компенсация. Её размер равняется четырёхмесячному денежному содержанию. Выходное пособие при сокращении не выплачивается.

Если сокращение происходит в государственном органе, расположенном в районах Крайнего Севера или на территории, приравненной по своему статусу к нему, то платежей после сокращения предусмотрено больше. Для получения более значимой материальной поддержки служащему нужно обратиться в орган службы занятости (в течение одного месяца после увольнения). Если этот орган не сможет трудоустроить сокращённого служащего, то он имеет право получить дополнительную компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Для этого нужно получить решение органа службы занятости. Выплачивать такую компенсацию должен представитель нанимателя за счёт средств государственного органа.

  • Как вернуть переплату по налогу? Если из-за ошибок, допущенных при расчете налогов, ошибок или опечаток в платежных документах или по иным причинам вы уплатили или с вас удержали сумму налога в большем размере, чем требуется по […]
  • Областной закон Новгородской области от 30.05.2012 N 74-ОЗ (в ред. от 04.03.2013) "Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Новгородской области" (принят Постановлением Новгородской областной Думы от 23.05.2012 N […]
  • Пособие при рождении ребенка в Российской Федерации Регион: Российская Федерация Единовременное пособие при рождении ребенка является одним их государственных пособий гражданам, имеющим детей. Выплачивается однократно одному из […]
  • 1. При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:


    С письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть служебный контракт без предупреждения об освобождении от занимаемой должности за два месяца. Компенсация выплачивается в соответствии с пунктом 9 статьи 31

    4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 (гражданский служащий по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы) и частями 1 , и 3 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы, реорганизация государственного органа или изменение его структуры, влекущие сокращение должностей гражданской службы, ликвидация государственного органа);


    1. При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

    1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

    3. В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

    4. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

    7. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

    Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.

    В 2011- 2013 г.г. запланировано сокращение должностей в государственных учреждениях приблизительно на 20%, поэтапно на протяжении этих трех лет. В 2011 и 2012 годах уже сокращено по 5% сотрудников, а в наступившем 2013 году госслужащих ожидает самое крупное сокращение - 10%.

    По задумке Правительства, 50% бюджетных ассигнований, высвободившихся в результате оптимизации численности госслужащих, будут направляться для материального стимулирования работников, оставшихся на службе.

    Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).

    Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями. Давайте подробнее рассмотрим, какими именно.

    Предупреждение об увольнении госслужащих

    Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ).

    Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.

    Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.

    Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих

    Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.

    Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:

    1. Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
    2. Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.

    Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.

    Варианты продолжения трудовых отношений

    Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:

    • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
    • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

    Также существует возможность замещения гражданскими служащими должностей временно отсутствующих гражданских служащих (ч. 3 ст. 30 Закона №79-ФЗ). В этом случае с госслужащим, попавшим под сокращение, заключается срочный служебный контракт (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ №2956-17 от 01.10.2008).

    Такого рода вариант возможен в случае наличия у работодателя должностей, по которым некоторые гражданские служащие находятся в отпусках по уходу за ребенком, длительно болеют, находятся в длительных отпусках без сохранения денежного содержания и т.д.

    Следует учесть, что одновременно с выходом на работу «основного» служащего расторгается служебный контракт, заключенный с временным работником.

    В органах власти зачастую заняты не только госслужащие, но и иные категории работников, трудовая деятельность которых не регламентируется Законом № 79-ФЗ. К ним относятся так называемые «технические исполнители», обслуживающий персонал и т.п.

    Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность.

    В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.

    Компенсация при увольнении по сокращению

    Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), в данном случае не выплачивается.

    Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.

    Порядок расчета компенсации оговаривается в соответствующих локальных нормативных актах. Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

    Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:

    • из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
    • из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, матпомощи и единовременной выплаты к отпуску, начисленных по факту в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

    Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего

    Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.

    Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

    • должностной оклад – 5 419 рублей;
    • оклад за классный чин – 1 515 рублей;
    • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
    • надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
    • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

    Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

    Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).

    Для расчета компенсации при увольнении ежемесячное денежное содержание гражданского служащего составит 36 906,5 руб. (5 419 + 1 515 + 542 + 6 503 + 5 419 + (210 102: 12 мес.)).

    Сумма компенсации при увольнении составит 147 626 руб. (36 906,5 руб. * 4 мес.).

    В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.

    Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.

    Иные выплаты при увольнении

    При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

    • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
    • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
    • Материальную помощь;
    • Единовременную выплату к отпуску.

    Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.

    В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.

    Как отмечалось ранее, с письменного согласия госслужащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с данным сотрудником служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца. Однако Закон № 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает в данном случае возможность выплаты предусмотренной ст.180 ТК РФ дополнительной компенсации, равной размеру денежного содержания, исчисленной пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении времени. Следовательно, данная выплата государственным служащим не производится.

    Материал подготовлен специально для финансового портала сайт

    Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее - Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

    До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ).

    Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ , регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила ).

    В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

    Процедура, предшествующая увольнению

    В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения - сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ), - ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

    Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

    Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

    О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами .

    До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

    Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22 ).

    Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

    Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

    В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии - должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

    Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

    Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

    Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р .

    Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

    Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

    К сведению

    Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

    Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

    Обратите внимание

    Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

    Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

    Преимущественное право на замещение вакантной должности

    В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

    Квалификацию;

    Уровень профессионального образования;

    Результаты профессиональной служебной деятельности, -

    и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

    Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ , согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

    Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ . Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31 , 33 и 38 Закона № 79-ФЗ .

    Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ . Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819 ).

    Аттестация служащих

    Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

    Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

    Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

    Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

    О сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

    Об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

    Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

    По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

    Служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

    Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

    Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

    В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

    Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    Направляется для получения дополнительного профессионального образования;

    Понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

    Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

    Процедура прекращения служебного контракта

    В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ .

    Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 . Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

    В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ . Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

    Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

    Обратите внимание

    Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П ), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П , ст. 261 ТК РФ ).

    Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

    К сведению

    В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

    Аналогично ст. 180 ТК РФ , если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

    Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ ).

    1. «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
    2. «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
    3. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
    4. «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
    5. «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».