Система безопасности в образовательном учреждении. Безопасность образовательного учреждения: определение, требования и инструкции Субъекты обеспечения безопасности в образовательных учреждениях

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения - совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях (см.).

Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий является комплексная безопасность образовательного учреждения (см.) как временное состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Безопасность образовательного учреждения (как временный результат) достигается в процессе реализации следующих основных мер и мероприятий:

1. Организации физической охраны объекта и территории (ее задачи: контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществления пожарного надзора; организации пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории). Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий (ЧОП) или штатных сторожей.

2. Обеспечения инженерно-технической укрепленности (ограждения, металлические двери, решетки, противотаранные устройства и т. п.).

3. Организации инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация; тревожно-вызывная сигнализация (локальная или выведенная на "01"); телевизионное видеонаблюдение; ограничение и контроль за доступом; пожарная сигнализация; радиационный и химический контроль).

4. Плановой работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения (см.: Паспорт безопасности).

5. Организации контрольно-пропускного режима .

Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных факторов.
Комплекс мер по обеспечению безопасных условий учебного процесса должны отвечать требованиям государственного стандарта «ССБТ Общие требования к системе управления охраной труда в организации» (ГОСТ Р 12.0.).
Основные требования. Наличие Правил и журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах - обязательное условие организации, управления и создания безопасных условий учебного процесса. Меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении.
Законодательной и нормативной основой деятельности службы охраны труда является:
- Конституция Российской Федерации ;
- Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ»;
- Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Министерства труда России от 8 февраля 2000 года № 14;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О службе охраны труда образовательных учреждений» от 01.01.01 года № 000;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации «0 службе охраны труда» от 01.01.01 года № 92;
- Трудовой кодекс РФ от 01.01.01 года (раздел «Охрана труда»)
На основе этих документов в школе разработаны документы по охране труда:
- Положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;
- Положение о комиссии по охране труда;
- Положение о работе уполномоченного лица по охране труда;
- Положение об административно-общественном контроле за охраной труда.
Изданы организационные приказы по охране труда:
- Приказ о назначении ответственных лиц за организацию безопасности работы;
- Приказ об обучении и проверке знаний по охране труда с работающими;
- Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство школы;
- Приказ об организации пожарной безопасности и другие.
Составлены планы:
- План организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей;
- План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- План мероприятий по противопожарной безопасности.
Составлены акты, соглашения, программы, инструкции по охране труда, должностные обязанности работников по охране труда.
Со всеми сотрудниками образовательного учреждения, в соответствии с законодательством, требованиями ГОСТ 1проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности (вводный (при приеме на работу), первичный инструктаж на рабочем месте (до начала производственной деятельности), повторный (по программе первичного инструктажа на рабочем месте, по должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на рабочем месте, 1 раз в 6 месяцев), внеплановый (при введении в действие новых или переработанных инструкций по охране труда, при нарушении требований безопасности труда, которые привели к травме, аварии, пожару), целевой (перед выполнением разовых поручений, мероприятий)).
Организованно обучение и проверка знаний по охране труда, которая проводится один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня принятия на работу.
Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 225 ТК РФ предусмотрено, что «все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством российской Федерации.

6. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 01.01.01 года и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании », утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Выполнение требований, регламентирующих санитарно-эпидемиологическое состояние в соответствие выше приведенных нормативно-правовых документов, положено в основу работы по созданию безопасных санитарно-эпидемиологических условий в образовательном учреждении.

7. Взаимодействие с правоохранительными органами

МОУ Карасевская СОШ постоянно взаимодействует с правоохранительными органами. УУМ Колычевского Г УВД капитан милиции и инспектор ОДН УВД лейтенант милиции регулярно посещают нашу школу, производят проверку объекта с составлением акта обследования антитеррористической укрепленности образовательного учреждения, а также акт на причастность к обнаружению наркотических веществ. Принимают участие во внеклассных мероприятиях, проводят лектории, беседы с администрацией, педагогическими и техническими работниками, в ходе которых разъясняют порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов, при появлении лиц, замышляющих совершение преступлений.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает:
- разработку и реализацию планов проведения классных часов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
- воспитание у детей культуры безопасного поведения на улицах и дорогах поселка, города;
- организацию взаимодействия педагогического коллектива с ГИБДД ;
- привлечение родительской общественности к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- создание учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах поселка, города;
- разработку методических документов по соблюдению ПДД;
- учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся и на их основе принятие соответствующих мер.

На базе школы создан отряд ЮИД «Виражи».

8. ГО и ЧС

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

Так в нашей школе проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС. Руководитель учебного учреждения и заместитель директора по организации безопасности проходят обучение в УМЦ ГУМО «СЦ «Звенигород», а учиклассов и классные руководители 5-11 классов проходят обучение на базе Управления по делам ГО и ЧС г. Коломна.

В школе создан «Уголок гражданской обороны» , который помогает людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникно­вении ЧС как мирного, так и военного времени; дает инфор­мацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории области, города (района), на сво­ем или соседнем объекте; знакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения учрежде­ния при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказа­ния первой медицинской помощи пострадав­шим; знакомит со структурой ГО, должнос­тными лицами учреждения, которые отвеча­ют за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.

В соответствии с Постановлением Главы Коломенского муниципального района № 000 от 01.01.2001 года на базе МОУ Карасевской средней общеобразовательной школы создан приемный эвакуационный пункт № 16 (ПЭП № 16). Планом ГО предусматривается прием и размещение эвакуируемого населения: рабочих, служащих и членов их семей с предприятий и организаций г. Коломна Московской области в количестве 6916 человек.

9. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих .
Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.
Активные профилактические мероприятия должны опираться на:
- методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;

Формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
- системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей», Школы безопасности.
Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности :
- Учебные занятия;
- Трудовая подготовка;
- Занятия общественно-полезным трудом;
- Экскурсии, походы;
- Спортивные занятия, соревнования;
- Кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.
Формирование культуры безопасности строится на основе:
- программ интегрированного обучения основам безопасности;
- учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ, экология, Здоровье);
- личности педагога, владеющего культурой безопасности. Культура безопасности - это:
- знание о безопасной жизнедеятельности;
- опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
- опыт творческого решения проблем безопасности;
- ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
- опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

10. Наглядные пособия

В образовательном учреждении ведется разработка и выпуск инструкций, памяток, брошюр на темы «Первая медицинская помощь», «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации», «Терроризм – угроза обществу» и др. Приобретаются наглядные пособия, учебно-методическая литература , оборудования, приборы.
Воспитание культуры безопасности сотрудников и обучающихся позволяет при условии системного подхода к ее формированию позитивно влиять на снижение уровня опасных ситуаций и аварийности в среде их обитания, то есть в данном случае в образовательном учреждении.
Целесообразно разрабатывать программу безопасности труда, которая должна основываться не только на анализе несчастных случаев , имевших место в прошлом, но и на проведении глубоких исследований риска и опасностей, которые могут быть не только на рабочем месте, но и встретиться всюду.
Главная задача - научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопас­ности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одномоментно во всех местах. Поэтому в образовательном учреждении, как и в других организациях, создаются системы безопасности – совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководи­телем различных сил, средств, методов в целях обеспечения безопасности.

Основными элементами системы безопасности образовательного учреждения являются:

― субъекты обеспечения безопасности образовательного учреждения (руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасе­ния и помощи, родители);

― администрация района, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохране­ния;

― финансовые, кадровые, энергетические и иные ресурсы для мер по обеспечению безопасности ОУ;

― нормативные акты о безопасности, инструкции, прика­зы, документация по безопасности ОУ, планы;

методическое обеспечение, памятки для персонала, стенды, плакаты;

― организационные элементы: распределение функцио­нальных обязанностей, режим, контроль.

― технические средства предупреждения и ликвидации ЧС и их последствий;

― знания о возможных угрозах в ОУ, способов раннего выявления опасностей и правильного противодействия им;

― навыки правильного поведения и владения техсредствами персонала ОУ в ЧС;

― серьезное и правильное отношение к проблемам безо­пасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы культу­ры безопасности ОУ. Тот самый человеческий фактор, без которого все вложенные деньги и технические средства ниче­го не дадут. Задействование этого фактора иногда важнее других элементов системы безопасности.

Необходимо отметить, что только системность и целостность, упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности ОУ образуют ее новое искомое качество. Неправильное сочетание или неисправность отдельных элементов системы могут привести к негативным последствиям.

В системе безопасности и окружающей среде вокруг ОУ всегда есть такие элементы, которые мы не можем регулировать, управлять ими, оказывать необходимое влияние в своих интересах (внешние факторы, гормональные процессы и др.). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Рассмотрим некоторые элементы системы безопасности ОУ подробнее.

1. Физическая защита здания ОУ:

― ограждения, барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей, шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ;

― освещение зданий, периметров и территорий;

― запоры, решетки на окнах.

2. Охрана ОУ:

― вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

― организация охраны и режима;

― пакет документов по организации охраны;

― организация обучения сотрудников охраны;

― организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий (ОП) о действиях (фактах), представляющих опасность;

― план совместных мероприятий ОП и ОУ.

3. Технические средства охраны и безопасности ОУ:

― системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб в ОУ (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, вызова скорой помощи, сообщений о других ЧС);

― системы видеонаблюдения;

― системы автоматического электронного допуска;

― металлодетекторы ручные;

― системы радиомониторинга и передачи тревожных сигналов.

4. Финансовое и ресурсное обеспечение:

― оплата охранных услуг ОП, вневедомственной охраны, сторожей;

― средства на установку и содержание системы радиомониторинга оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

― на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, автоматического контроля и доступа в ОУ, металлодетекторами;

― на устройство новых, замену разрушившихся и ре­монт существующих ограждений.

5. Органы безопасности и организация взаимодействия с органами МВД, ФСБ, МЧС, органами местного самоуправления:

― согласование вопросов по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности со специалистами инженерной и кинологической служб;

― распределение ответственности между органами за безопасность ОУ;

― обмен информацией;

― совместная разработка и согласование планов по защите и обеспечению антитеррористической безопасности при проведении массовых мероприятий (с оформлением актов готовности);

― организация совместного контроля качества работы ЧОП в ОУ.

6. Воспитательная работа с воспитанниками ОУ:

― формирование готовности (соответствующих навыков и умений) действовать в условиях ЧС;

― уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;

― проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;

― проведение специальных занятий и тренировок по ГО и ЧС по привитию навыков действий в чрезвычайных ситуациях.

7. Родители и работа с родительской общественностью, родительскими комитетами, попечительскими советами:

― организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;

― организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи руководству ОУ;

― повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

― привлечение родительской общественности к участию в контроле за качеством оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

8. Персонал ОУ:

― подготовка руководящих и педагогических работников ОУ к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействия экстремизму;

― проведение встреч педагогического состава образовательных учреждений с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

9. Правовые документы по вопросам безопасности ОУ:

― сборник нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

― комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц ОУ);

― инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы).

10. Методические документы по вопросам безопасности ОУ:

― плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

11. Медицинское обеспечение ОУ.

12. Психологическое обеспечение (методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС и реабилитации, тренинги, ролевые игры и др.).

13. Социально-бытовые и кадровые меры предупреждения опасных и ЧС в ОУ со стороны персонала (подготовка работников к действиям в опасных ситуациях, требования к работникам, подбор кадров, служебная дисциплина в системе безопасности, профессиональная этика работников, этикет и культура поведения как фактор безопасности).

14. Режим, определенная обстановка, культура безопасности, отношение к вопросам безопасности ОУ родителей, персонала.

15. Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

16. Инфраструктура ОУ и организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ. Взаимодействие с ними.

17. Жители прилегающих дворов, кварталов.

18. Шефские и близлежащие предприятия, иные объекты.

19. Арендаторы.

Общая безопасность ОУ дополня­ется следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

Твердое знание законов и правил поведения;

Отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуе­мых правил поведения и личной безопасности;

Умелое использование средств безопасности;

Контроль и дисциплина;

Хорошая связь с правоохранительными органами;

Взаимопомощь товарищей по работе;

Нормальные отношения в семье и с окружающими.

Роль руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей и проектировании адекватных им эле­ментов и подсистем безопасности в данном конкретном об­разовательном учреждении, и их интеграции в систему, т.е. в единый работающий механизм.

Самые строгие меры и законы не помогут снизить потери обществ и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будет создано условий для развития культуры безопасности и формирования безопасной личности, безопасного поведения. Поэтому, помимо общих принципов, С.В. Петров предлагает следующие персональные требования, правила личного обеспечения безопасности:

§ изучайте виды и причины опасностей (накапливайте знание);

§ учитесь предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время;

§ по возможности избегайте опасных ситуаций, обходите опасные места, не рискуйте без нужды;

§ изучайте способы действий (накапливайте умения) по нейтрализации или преодолению опасностей;

§ всегда выбирайте наиболее безопасный путь, способ действий из возможных вариантов;

§ обращайтесь за советом и помощью к специалистам и товарищам;

§ чаще тренируйтесь, участвуйте в играх и учениях (накап­ливайте навыки);

§ в критической ситуации не пугайтесь и не паникуйте, не опускайте руки, действуйте активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество.

Значение этих требований (правил) в том, что они задают систему ко­ординат, в рамках которой, даже не будучи специально подго­товленным, можно, в основном, отличать приемлемые решения от неприемлемых. Вместе с целями, перечисленные принципы становятся критериями для выбора линии поведения. Правильно постав­ленные и осознанные, они становятся установкой для чело­века и обеспечивают половину успеха.

Минобрнауки России неоднократно направляло в регио­нальные органы управления образованием различные при­казы, инструкции, рекомендации и письма по обеспече­нию безопасности ОУ, которые учтены при составлении данного пособия. Особо хотелось бы отметить концептуаль­ное значение письма Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» № 03-1572 от 30.08.05 г.

В нем отмечается, что решение проблем безопасности и антитеррористической защищенности ОУ «возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнеде­ятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрез­вычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера».

Впервые большое внимание в данном письме уделено зна­чимости преподавания курсов ОБЖ и БЖ как части системы безопасности, а также для формирования культуры безопас­ности обучающихся и сотрудников ОУ.

Концепция безопасности образовательного учреждения - это система взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением его всесторонней и надежной безопасности. Она может быть представлена в виде некой виртуальной модели, помогающей понять, что собой представляет система безопасности образовательного учреждения, т.е. ее эффективность, реальность, гуманность, демократичность, техническая оснащенность, экономическая целесообразность и т.д.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать природу возникновения опасностей и угроз, определять конкретные параметры элементов системы безопасности учащихся и персонала, механизмов, путей и способов защиты их от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (см. рис. 1).

Согласно Закону РФ «О безопасности» первейшим принципом любой системы безопасности должна быть законность4. Этот принцип предусматривает, что все действия по обеспечению безопасности должны носить законный характер, не в коей мере не ущемляющий права и свободы граждан. В Конституции РФ подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

Рис. 1.

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»5.

Важное значение при обеспечении безопасности образовательного учреждения имеет и принцип гуманности, предусматривающий приоритет интересов личности человека, и прежде всего ребенка, перед другими факторами при защите от опасных и чрезвычайных ситуаций различного генеза. Главное правило здесь заключается в том, чтобы как можно чаще говорить с детьми о подстерегающих их опасностях, даже самых, казалось бы, маленьких и незначительных проблемах безопасности, которые у них возникают. Однако необходимо соблюдать и другие важные правила:

  • - самым лучшим способом обучения учащихся безопасному поведению является личный пример педагогов и всего персонала учебного заведения;
  • - обучая учащихся правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать.

При формировании системы обеспечения безопасности образовательного учреждения нельзя игнорировать и такие принципы, как демократичность, предполагающих учет мнения учащихся, родителей, персонала, органов правопорядка; тесное взаимодействие со специалистами и различными службами безопасности; рациональность и экономичность; организованность; непрерывность; плановость; контроль;предвидение и упреждение; системность и целостность, предполагающие комплексный охват всех элементов системы обеспечения безопасности образовательного учреждения как единого целого.

Все указанные принципы обеспечения безопасности образовательных учреждений не умозрительные правила, выдуманные в кабинетах и учебных аудиториях, а важнейшие составляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих принципов заключается в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не подготовленный специально учитель или сотрудник образовательного учреждения, может достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите учащихся от опасностей и угроз. Эти принципы становятся критериями для выбора того или иного варианта решения, связанного с обеспечением безопасности, или отдельного элемента ее системы.

Наряду с принципами важное место в системе безопасности образовательного учреждения занимают цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • - защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • - обеспечение нормального учебного процесса и функционирования образовательного учреждения;
  • - снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • - улучшение качества жизнедеятельности и безопасности учащихся, педагогов, персонала (недопустимость гибели, снижение травматизма, усиления охраны труда, здоровья, окружающей среды, сохранности имущества и т.д.).

Из сформулированных целей вытекают задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения:

  • - формирование готовности персонала, педагогов и учащихся к опасным и чрезвычайным ситуациям и к противодействию им, что достигается изучением видов опасностей и способов их преодоления;
  • - раннее выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • - обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • - правовое, организационное и техническое обеспечение системы безопасности;
  • - формирования навыков безопасного поведения при возникновении опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • - формирование культуры безопасности учащихся, педагогов и всего персонала образовательного поведения.

Значение вышеперечисленных принципов, целей и задач обеспечения безопасности образовательного учреждения заключается в том, что, правильно сформулированные и осознанные, они становятся установкой для педагогов, персонала и учащихся, являясь определенной гарантией их адекватных опасностям действий. Более того, указанные принципы, цели и задачи практически полностью совпадают с содержанием преподавания основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях, что очередной раз подчеркивает актуальность этой дисциплины.

Рассмотрев в концептуальном контексте принципы, цели и задачи обеспечения безопасности образовательных учреждений, перейдем к содержанию и механизму функционирования системы их безопасности.

Система безопасности образовательного учреждения имеет определенный набор элементов, который включает опасности и угрозы, объекты и субъекты безопасности, нормативные документы, ресурсы, организацию, средства защиты, приемы и навыки безопасного поведения и т.д.

Источниками потенциальных опасностей и угроз образовательным учреждениям могут выступать самые различные факторы социальной, техногенной и природной среды, о чем уже шла речь ранее. Знания о возможных опасных и чрезвычайных ситуациях, способах их раннего выявления и противодействия - важнейшее условие эффективности системы безопасности образовательного учреждения.

Объектами безопасности здесь выступают: учащиеся, педагоги, персонал, а также материальные, интеллектуальные, духовные ценности и окружающая среда, без которых невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс и жизнедеятельность образовательного учреждения.

Субъектами безопасности образовательных учреждений являются: их руководство, персонал, охрана, различные службы обеспечения жизнедеятельности, спасения и помощи, родители, учащиеся. Самым непосредственным образом безопасность их обязаны обеспечивать администрация района, города или иного населенного пункта, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения и пр.

Многочисленность субъектов обеспечения безопасности не всегда является благом, так как в момент возникновения опасной или чрезвычайной ситуации нередко возникает эффект «семи нянек», когда никто толком не знает за что отвечает и какую конкретно помощь необходимо оказать. Чтобы как-то урегулировать этот вопрос, а также в целях повышения эффективности системы безопасности образовательных учреждений, сразу же после теракта в Беслане, было рекомендовано ввести в них должность заместителя директора по безопасности. Однако этот вопрос в большинстве регионов РФ до сих пор остается открытым.

Нормативные акты (Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, распоряжения, указания, инструкции, а также планы, рекомендации, памятки местной администрации и т.д.) призваны регулировать вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Так, например, в образовательных учреждениях Москвы и некоторых других городов в соответствии с указаниями органами образования в каждом образовательном учреждении должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами, противопожарными и другими службами МЧС.

Важное значение имеют финансовые, кадровые, информационные, энергетические и иные ресурсы обеспечения безопасности образовательных учреждений, а также технические средства обнаружения и ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Весьма велика роль и организационных мер, которые включают распределение функциональных обязанностей по обеспечению безопасности как в обычной обстановке, так и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Вот, например, какие меры, по мнению специалистов, должны принять администрация и преподаватели образовательных учреждений в случае экстремальных ситуаций:

  • - ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;
  • - ежедневно обходить территорию образовательного учреждения;
  • - периодически проводить инспекции складских и подсобных помещений;
  • - тщательно подбирать и проверять персонал;
  • - регулярно проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;
  • - в случае обнаружения подозрительных предметов незамедлительно сообщить о них в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений любых силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС, Прокуратуры и др.);
  • - не допускать самостоятельного обезвреживания взрывчатых устройств;
  • - в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

Принципиальное значение имеют и навыки безопасного поведения и владения различными средствами противодействия учащихся, педагогов и персонала в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Это, пожалуй, самый главный элемент системы безопасности образовательного учреждения, тот самый человеческий фактор, без которого эта система нефункциональна. Реализация этого фактора предполагает серьезное отношение учащихся, да и всех субъектов безопасности образовательного учреждения, к проблемам безопасности.

Методы и формы формирования навыков безопасного поведения могут быть самые различные. Конечно, прежде всего, они должны реализовываться в процессе занятий по основам безопасности жизнедеятельности. Однако необходимо помнить, что безопасность учащихся это задача всех субъектов образовательного учреждения (педагогов, персонала, родителей, правоохранительных и иных органов, в том числе и самих учащихся), поэтому каждое занятие, каждое мероприятие в образовательном заведении, отношения детей и родителей, их взаимоотношения между собой должны рассматриваться в контексте привития детям и подросткам навыков безопасного поведения. Хорошим подспорьем здесь могут быть занятия по психологии выживания в различных экстремальных ситуациях, физическая подготовка, да и просто доверительные беседы по различным вопросам обеспечения безопасности (бытовой, транспортной, игровой и пр.). Все это не требует высоких финансовых, энергетических, интеллектуальных затрат. Главное здесь - адекватное отношение к проблемам безопасности со стороны всех без исключения педагогов, всего персонала образовательного учреждения.

Только упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности образовательного учреждения образуют ее эффективность и надежность. Неправильное сочетание или неадекватность реагирования отдельных элементов этой системы могут привести к самым негативным последствиям. Однако необходимо помнить, что в системе безопасности, да и в окружающей среде есть такие элементы, которыми трудно или вообще невозможно управлять, оказывать на них необходимое влияние в интересах безопасности, регулировать их (стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия, социальные катаклизмы и т.д.) Здесь много зависит от знаний специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности, от их учения анализировать и прогнозировать подобные экстремальные ситуации, от выбора адекватных средств воздействия на молодежь и окружающую среду с целью снижения негативных последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения, обеспечения взаимодействия различных ее звеньев, включения и рационального использования ресурсов учебного заведения, охраны, милиции, МЧС, технических и иных средств является внедрение современных информационных технологий. Так, в некоторых, как правило, в частных, учебных заведениях устанавливается охранное оборудование слежения и управления безопасностью с программным обеспечением нового поколения, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности в аудиториях, коридорах и подсобных помещениях. Но, к сожалению, такие системы очень дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Весьма ответственным шагом является инициатива ряда субъектов РФ по введении в школах должности заместителя директора по безопасности, Так, например, введение такой должности в Екатеринбурге оценено специалистами положительно, так как количество правонарушений резко сократилось.

Эта инициатива вполне соответствует Закону РФ «О безопасности», где подчеркивается: «Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере»6. Следовательно, нормативными актами, регулирующими введение в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя директора по безопасности могут являться: распоряжением главы администрации субъекта, приказ начальника управления образования и приказ директора образовательного учреждения.

Исходя из методологических принципов подхода к решению проблем обеспечения безопасности, заместитель директора образовательного учреждения по безопасности с учетом фактического финансового состояния и технического оснащения данного учреждения, условий организации учебного и воспитательного процесса и других особенностей призван решать следующие задачи.

  • 1. Своевременно выявлять угрозы и опасности образовательному учреждению (учащимся, преподавателям, персоналу, родителям, посетителям; личному имуществу, материальным, интеллектуальным и духовным ценностям учреждения; личной и служебной информации; техническим средствам связи, сигнализации и информации).
  • 2. Немедленно информировать о них директора и других субъектов безопасности (пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры, участкового милиционера, руководителей охранного предприятия, скорую помощь).
  • 3. Сдерживать распространение опасностей, их продвижение к образовательному учреждению в целях увеличения времени на эвакуацию людей, материальных и иных ценностей и организацию подготовки к отражению и ликвидации.
  • 4. Самостоятельно с помощью охраны учреждения или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, пожарными и подразделениями МЧС принимать необходимые меры к нейтрализации и ликвидации возникших опасностей.
  • 5. Документировать явления и процессы, относящиеся к важным событиям в жизни образовательного учреждения в контексте его безопасности, как в ходе его повседневного функционирования, так и в случаях реализации угроз и опасностей и осуществления мероприятий по противодействию им.

Реализация указанных задач должна способствовать совершенствованию системы безопасности образовательных учреждений и оказанию помощи правоохранительным органам в их расследовании.

Конечно, говорить о какой-то единой системе безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику. Так, одних (в районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности) могут преобладать опасности природного характера, в других (в местах скопления опасных производств) - техногенные или экологические, в третьих (в крупных городах, экономически неблагополучных регионах) - криминогенные, а нередко и все сразу. Однако примерная система безопасности образовательного учреждения, не претендующая на универсальность, может быть представлена в следующем виде (см. рис. 2).

", организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Охранять учебные заведения могут сторожи, "чоповцы", а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.

Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму

Эта работа включает:

  • · проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
  • · непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
  • · организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.

Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения, противодействию терроризму и экстремизму является приказ директора.

Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

  • § Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
  • § Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
  • § Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
  • § Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
  • § другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, приказы Управления образования.

Опираясь на эти документы, в учреждении разрабатывается пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:

  • · Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения;
  • · Паспорт комплексной безопасности образовательного учреждения;
  • · План обеспечения комплексной безопасности на учебный год;
  • · Инструкции, памятки.

Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

Охрану учреждения осуществляют собственные сотрудники. Организован внутриобъектовый режим с пакетом документов, который находится на посту охраны и дежурного администратора:

  • · список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
  • · список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
  • · список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
  • · рабочая тетрадь;
  • · инструкция по охране объекта;
  • · инструкция по пожарной безопасности;
  • · памятки по действиям при угрозе проведения террористических актов и обнаружения подозрительных предметов, о правилах обращения с анонимными материалами, о правилах ведения телефонных разговоров с террористами;
  • · журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
  • · журнал выдачи ключей;
  • · журнал регистрации посетителей;
  • · журнал регистрации автотранспорта;
  • · список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
  • · расписание уроков;
  • · расписание работы кружков (секций);
  • · расписание звонков;
  • · график дежурства должностных лиц;
  • · график дежурства сторожей;
  • · список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

На оборудованном месте имеются:

  • 1. Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения.
  • 2. Кнопка тревожной сигнализации.
  • 3. Телефон (стационарный, мобильный).
  • 4. Система оповещения.
  • 5. Медицинская аптечка.
  • 6. Фонарь.

Обеспечение поста охраны справочными, инструктивными и методическими документами позволяют оперативно и правильно выполнять охранные функции.

Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется металлическое ограждение, освещение пришкольной территории.

Пожарная безопасность

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе РФ от 11.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • · соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
  • · обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
  • · неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
  • · совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
  • · перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
  • · поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • · содержание подвальных и подсобных помещений в противопожарном состоянии.

Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие - практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом РФ о пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности.

Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  • 1. Приказ о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность.
  • 2. Инструкция по пожарной безопасности - основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара.
  • 3. Инструкция о мерах пожарной безопасности в пожароопасных помещениях учреждения.
  • 4. Инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности.
  • 5. План эвакуации людей в случае пожара в учреждении.
  • 6. Инструкция к плану эвакуации людей в случае пожара.
  • 7. Памятка «Порядок действий при пожаре» (на каждом этаже и в каждом кабинете).
  • 8. Выписки из Инструкции к плану эвакуации людей в случае пожара (на каждом этаже и в каждом кабинете).

Обеспечение ПБ конкретизируется в приказах директора ОУ по вопросам обеспечения безопасности в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки.

Главная цель по обеспечению ПБ в ОУ - сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния учреждения, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.

Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.

За последние годы наметилась положительная динамика по улучшению материально-технического обеспечения антитеррористических и противопожарных мероприятий: установлены кнопка тревожной сигнализации, автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения при пожаре, приобретены новые огнетушители.

Электробезопасность

Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).

Электрощитовые и электрические щиты освещения (ЩО)

Входная противопожарная дверь в электрощитовую комнату постоянно закрыта на замок. На наружной стороне входной двери написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение».

В помещении электрощитовой не должно находиться посторонних предметов, плафоны на светильниках должны быть герметичные, на полу около электрощитов должны быть диэлектрические резиновые коврики. Электрощитовая комната оснащена углекислотным или порошковым огнетушителем и одной парой диэлектрических перчаток.

Все электрические щиты освещения (ЩО) постоянно закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверей электрощитов - однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины.

Требования к электросетям и электроустановочным изделиям

Светильники надежно подвешены к потолку и имеют светорассеивающую арматуру. Запрещается устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ.

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

Так в нашем учреждении проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение воспитанников и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС. Директор ГКОУ СО «Карпинский детский дом», заместитель директора по АХЧ, инженер по ОТ и уполномоченный по ОТ проходят обучение в НОУ ДПО «Учебно-методический центр Свердловской областной организации ВЭО России».

В учреждении создан «Уголок гражданской обороны», который:

  • · поможет людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени;
  • · даст информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории края, города (района), на своем или соседнем объекте;
  • · ознакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения при возникновении ЧС;
  • · напомнит об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • · ознакомит со структурой ГО, должностными лицами учреждения, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.

Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.

Активные профилактические мероприятия должны опираться на:

  • · методологию формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни;
  • · формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
  • · системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках «Окружающий мир», во время проведения объектовых тренировок, игровых мероприятий по пожарной, дорожной безопасности.

Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:

  • · учебные занятия;
  • · занятия общественно-полезным трудом;
  • · экскурсии, походы;
  • · спортивные занятия, соревнования;
  • · кружковые занятия и другие, внешкольные и внеклассные мероприятия.

Формирование культуры безопасности строится на основе:

  • · программ интегрированного обучения основам безопасности;
  • · учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (окружающий мир, экология, здоровье);
  • · личности педагога, владеющего культурой безопасности.

Культура безопасности - это:

  • · знание о безопасной жизнедеятельности;
  • · опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
  • · опыт творческого решения проблем безопасности;
  • · ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
  • · опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

Главная задача - научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

Исходя из всего изложенного, можно сделать вывод, что в XXI веке единственно верным подходом к решению проблем безопасности является комплексный, системный подход. Говоря о комплексной безопасности ОУ, мы подразумеваем обеспечение безопасности от всех видов опасностей и угроз в рамках единой стратегии с использованием полного набора форм и методов противодействия им.