Ответственный за метрологическое обеспечение. Метрологическое обеспечение. Аккредитация организации в области обеспечения единства измерений

С целью организации централизованной службы метрологического обеспечения авиапредприятий, авиакомпаний и учреждений гражданской авиации Республики Беларусь ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить положение "О метрологической службе Государственного комитета по авиации Республики Беларусь" (прилагается).

2. Возложить функции Главного метролога Госкомавиации на Заместителя Председателя Госкомавиации Досту А.И.

3. Возложить обязанности ответственных за метрологическое обеспечение подведомственных авиапредприятий в центральном аппарате Госкомавиации на начальников отделов по направлениям деятельности.

4. Руководителям авиапредприятий и учреждений Госкомавиации:

4.1. Издать приказы о назначении ответственных лиц за метрологическое обеспечение производственной деятельности в целом по предприятию, а также в подразделениях, эксплуатирующих средства измерений.

4.2. Обеспечить строгий учет средств измерений и постоянный контроль за их состоянием и применением, выполнением требований стандартов, метрологических правил и норм.

4.3. До 01.07.96 согласовать с поверочными органами графики государственной и ведомственной поверки средств измерений на 1996 год.

4.4. Представлять ежегодно до 20 января в базовые организации анализы по метрологическому обеспечению производственной деятельности за предыдущий год.

5. Базовым организациям по метрологическому обеспечению Госкомавиации:

5.1. До 15.07.96 разработать и утвердить в установленном порядке планы ведомственного контроля авиапредприятий по метрологическому обеспечению производственных процессов и провести проверки авиапредприятий по указанному плану.

5.2. До 15.11.96 разработать, утвердить в установленном порядке и направить подведомственным предприятиям и учреждениям методические рекомендации по составлению ежегодных анализов по метрологическому обеспечению производственной деятельности.

5.3. Ежегодно до 20 февраля представлять на утверждение Главному метрологу Госкомавиации сводный анализ метрологического обеспечения производственной деятельности.

6. Начальнику ОТЭРАТ Госкомавиации Дятлу Г.В. подготовить материалы для государственной регистрации указанного положения в Министерстве юстиции Республики Беларусь.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на заместителя Председателя Госкомавиации Досту А.И.

Председатель Г.К.ФЕДОРОВ

УТВЕРЖДЕНО Приказ председателя Государственного комитета по авиации Республики Беларусь 14.06.1996 N 64

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с руководящими документами в области метрологии и определяет основные задачи, обязанности и права всех звеньев метрологической службы гражданской авиации Республики Беларусь.

1.2. Главной задачей метрологической службы является обеспечение единства измерений в отрасли, проведение единой технической политики в области совершенствования методов и средств измерений, испытаний, контроля и диагностирования (далее - средств измерений), используемых в производственных процессах отрасли, направленной на достижение высокого уровня регулярности и безопасности полетов, качества технического обслуживания и ремонта авиационной техники (АТ) и выпускаемой продукции.

1.3. Организационно-методическое руководство метрологической службой осуществляет группа специалистов, возглавляемая Заместителем председателя Госкомавиации.

1.4. В своей деятельности метрологическая служба руководствуется законодательством Республики Беларусь, стандартами системы обеспечения единства измерений Республики Беларусь, правилами, методическими указаниями, инструкциями Государственной метрологической службы республики, нормативными актами Госкомавиации и настоящим положением.

1.5. Государственный надзор за деятельностью метрологической службы, состоянием и применением средств измерений осуществляет Госстандарт Республики Беларусь.

1.6. Метрологическая служба несет ответственность за соблюдение в отрасли метрологических правил, требований и норм, состояние и развитие метрологического обеспечения в авиапредприятиях, организациях и учреждениях (далее авиапредприятиях).

1.7. Руководители авиапредприятий несут ответственность за обеспечение достоверности измерений с требуемой точностью, надлежащее состояние средств измерений, соблюдение метрологических правил, требований и норм в деятельности метрологических служб.

1.8. Издаваемые Госкомавиацией руководящие и нормативные документы по метрологическому обеспечению авиапредприятий должны конкретизировать требования государственных стандартов и других нормативных документов Белстандарта и не могут противоречить этим требованиям.

1.9. Действие настоящего положения распространяется на юридических и физических лиц Республики Беларусь с государственной и негосударственной формой собственности, занимающихся разработкой, производством, эксплуатацией и ремонтом АТ.

2. Структура метрологической службы гражданской авиации Республики Беларусь

2.1. Структура и штаты подразделений метрологической службы определяются руководителями авиапредприятий исходя из условия, что работы по обеспечению единства измерений отнесены к основным видам работ, а подразделения метрологической службы - к основным производственным подразделениям.

2.2. В состав метрологической службы входят:

Группа специалистов, ответственных за метрологическое обеспечение производственной деятельности, из числа руководящих работников центрального аппарата Государственного комитета по авиации Республики Беларусь по направлениям деятельности;

Базовые организации метрологической службы;

Метрологические подразделения авиапредприятий;

Ответственные за метрологическое обеспечение в авиапредприятиях, где нет метрологических подразделений.

2.3. Функции службы главного метролога Госкомавиации осуществляются группой ответственных за метрологическое обеспечение специалистов центрального аппарата Госкомавиации по направлениям деятельности.

Обязанности главного метролога возлагаются на Заместителя председателя Госкомавиации.

Главный метролог осуществляет организационно-техническое руководство работами по метрологическому обеспечению в системе гражданской авиации, обеспечивает проведение единой технической политики и координирует деятельность авиапредприятий по данному вопросу.

2.4. Функции базовых организаций метрологической службы возлагаются:

По вопросам метрологического обеспечения эксплуатации авиационной и наземной техники на базовую поверочно-ремонтную метрологическую лабораторию авиационно-технической базы национальной авиакомпании "Белавиа" (БПРМЛ АТБ НАК "Белавиа");

По вопросам метрологического обеспечения процессов ремонта авиационной техники на метрологическую службу Минского авиаремонтного завода.

2.5. Базовые организации осуществляют организационно-методическое руководство метрологическими подразделениями авиапредприятий, выполняют ремонтно-поверочные работы в соответствии с настоящим положением и правами, предоставленными территориальными органами Белстандарта.

2.6. Организация и общее руководство метрологическим обеспечением в авиапредприятиях возлагается на главных инженеров, а при их отсутствии на заместителей руководителей авиапредприятий.

В авиапредприятиях, имеющих подразделения по поверке и ремонту средств измерений, для руководства их деятельностью по метрологическим вопросам приказом руководителя авиапредприятия назначается освобожденный ответственный за метрологическое обеспечение из числа инженерно-технического персонала с подчинением его главному инженеру авиапредприятия.

В авиапредприятиях с незначительным парком средств измерений, в связи с чем создание метрологических подразделений (лабораторий) не целесообразно, назначается неосвобожденный ответственный за метрологическое обеспечение, который ведет учет средств измерений, согласует графики проведения поверки средств измерений и контролирует их выполнение. Загрузку указанного специалиста следует предусматривать с таким расчетом, чтобы работы по метрологическому обеспечению выполнялись в первую очередь и в полном объеме.

3. Функциональные обязанности службы главного метролога

На службу главного метролога гражданской авиации возлагаются следующие обязанности:

3.1. Разработка и проведение единой технической политики, направленной на повышение уровня и развития техники измерений при эксплуатации и ремонте АТ, обеспечение единства и требуемой точности измерений, стандартизации и унификации методов и средств измерений.

3.2. Определение основных научно-технических направлений развития и совершенствования метрологического обеспечения производственной деятельности в отрасли, разработка целевых комплексных программ для решения наиболее актуальных задач метрологического обеспечения, а также формирование предложений в государственные программы и планы по указанным вопросам.

3.3. Организация и проведение анализа состояния средств измерений в авиапредприятиях, разработка на его основе программы метрологического обеспечения отрасли и контроль за ее выполнением.

3.4. Подготовка к рассмотрению на коллегии Госкомавиации вопросов состояния метрологического обеспечения авиапредприятий.

3.5. Проведение совещаний, семинаров, конференций, выставок по вопросам метрологического обеспечения и мероприятий по обмену опытом работы.

3.6. Организация повышения квалификации специалистов в области метрологического обеспечения на базе межотраслевого института повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий при Белорусской государственной политехнической академии и Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации Российской Федерации (по нестандартизированным средствам измерений);

3.7. Участие в работе по международному сотрудничеству в области метрологического обеспечения эксплуатации и ремонта АТ.

4. Права службы главного метролога гражданской авиации Республики Беларусь

Службе главного метролога предоставляется право:

4.1. Привлекать подчиненные авиапредприятия, отдельных специалистов к выполнению работ по метрологическому обеспечению отрасли.

4.2. Выдавать обязательные для исполнения предписания по вопросам состояния и применения средств измерений, внедрения и соблюдения метрологических правил и норм.

4.3. Привлекать по согласованию с руководителями авиапредприятий сотрудников подразделений метрологической службы к работе по проведению обследований состояния метрологического обеспечения и оказания помощи по его улучшению.

4.4. Выдавать предписания руководителям авиапредприятий о запрещении проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационной и наземной техники и выпуску продукции, в том числе и товаров народного потребления, при неудовлетворительном метрологическом обеспечении технологических процессов с указанием сроков устранения выявленных нарушений метрологических правил, требований и норм об изъятии непригодных средств измерения, контроля и испытаний.

4.5. Представительствовать в органах Белстандарта по вопросам метрологического обеспечения.

4.6. Вносить предложения об отмене ранее принятых руководителями авиапредприятий отрасли нормативных документов, противоречащих законодательству Республики Беларусь, государственным или отраслевым нормативным документам в области метрологического обеспечения, а также не прошедших метрологической экспертизы в установленном порядке.

4.7. Требовать от авиапредприятий необходимые материалы по вопросам метрологического обеспечения и отчеты о выполнении планов по метрологии.

4.8. Представлять руководству Госкомавиации предложения о поощрении работников предприятий отрасли за хорошую организацию работ по метрологическому обеспечению, внедрение современных прогрессивных средств и методов измерений, а также предложения о привлечении к ответственности работников и должностных лиц, допустивших неудовлетворительное состояние и неправильное использование средств измерений и нарушение иных метрологических правил и норм.

5. Функциональные обязанности базовых организаций метрологической службы

Базовые организации - БПРМЛ АТБ НАК "Белавиа" и метрологическая служба Минского авиаремонтного завода осуществляют свою деятельность каждая по своему направлению под методическим руководством службы главного метролога Госкомавиации. Руководство указанными организациями осуществляют главные метрологи АТБ НАК "Белавиа" и Минского авиаремонтного завода соответственно.

На базовые организации метрологической службы возлагаются следующие обязанности:

5.1. Разработка и внедрение обоснованных требований к точности измерений, наиболее совершенных методов и средств измерений, показателей качества основных параметров производственных процессов, готовой продукции.

5.2. Проведение анализа состояния измерений и уровня метрологического обеспечения испытаний, эксплуатации и ремонта АТ и производства продукции авиапредприятиями. Разработка предложений в программы метрологического обеспечения всех видов деятельности авиации (кроме военной) Республики Беларусь.

5.3. Разработка нормативных документов по вопросам метрологического обеспечения и проведение метрологической экспертизы нормативно-технических документов (НТД), разработанных в авиапредприятиях отрасли.

5.4. Методическое обеспечение работ при поверке, ремонте и техническом обслуживании средств измерений, эксплуатируемых в авиапредприятиях.

5.5. Проведение метрологической аттестации нестандартизированных средств измерений отраслевого назначения.

5.6. Участие в комиссиях ведомственного контроля за состоянием и применением средств измерений, за внедрением стандартов государственной системы измерений.

5.7. Организация работы по изучению эксплуатационных свойств применяемых средств измерений, направление материалов по ее итогам соответствующим приборостроительным предприятиям, территориальным органам Белстандарта.

5.8. Изучение, распространение и использование в своей деятельности опыта метрологических служб других предприятий.

5.9. Обеспечение поверки, ремонта и технического обслуживания средств измерений, применяемых в предприятиях гражданской авиации.

5.10. Оказание платных услуг предприятиям, организациям по договорным ценам.

5.11. Участие в аттестации испытательных подразделений измерительных и аналитических лабораторий авиапредприятий.

5.12. Подготовка предложений по организации поверки и ремонта средств измерений, укреплению БПРМЛ АТБ НАК "Белавиа" и центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ) Минского авиаремонтного завода по метрологической специализации с целью повышения эффективности использования образцовых и рабочих средств измерений.

5.13. Изучение потребности авиапредприятий в средствах измерений, контроля и испытаний (в том числе импортных), поверочной аппаратуре, степени использования этих средств.

5.14. Подготовка предложений главному метрологу гражданской авиации о перераспределении средств измерений, контроля, испытаний между авиапредприятиями.

5.15. Организация и выполнение измерений, связанных с разрешением разногласий между подразделениями предприятия, а также выполнение высокоточных измерений и выдача заключений по вопросам оценки состояния точности и выбора средств и методов измерений;

5.16. Анализ причин нарушения технологических режимов, брака продукции, непроизводительных расходов сырья, материалов, энергетических и других потерь в производстве, связанных с состоянием средств измерений, контроля, испытательного оборудования и выполнением контрольно-измерительных операций.

5.17. Участие в проверке технологического оборудования на соответствие установленным нормам точности.

5.18. Организация работ по повышению квалификации работников предприятия, связанных с выполнением измерений.

5.19. Представление в Госкомитет по авиации и территориальные органы Белстандарта сведений о деятельности метрологической службы авиапредприятий.

5.20. Внесение предложений руководству авиапредприятий об отмене нормативных и других руководящих документов, утвержденных в авиапредприятии, противоречащих законодательству Республики Беларусь, государственным стандартам и нормативным документам Госкомавиации по вопросам метрологического обеспечения.

5.21. Содействие территориальным органам Белстандарта при осуществлении ими государственного надзора за метрологическим обеспечением производства.

6. Права базовых организаций метрологической службы гражданской авиации

Базовые организации метрологической службы гражданской авиации имеют право:

6.1. Осуществлять ведомственный контроль метрологического обеспечения, состояния, применения и хранения средств измерений в подведомственных (по метрологической службе) авиапредприятиях.

6.2, Согласовывать и визировать конструкторскую, технологическую и нормативно-техническую документацию, подлежащую метрологической экспертизе.

6.3. Утверждать методики поверки нестандартизованных средств измерений ведомственного назначения.

6.4. Требовать от подведомственных авиапредприятий необходимые материалы по вопросам метрологического обеспечения и необходимые сведения для выполнения своих обязанностей.

6.5. Осуществлять связь с вышестоящими метрологическими организациями, получать материалы, сведения и представительствовать в других организациях по вопросам метрологического обеспечения.

6.6. Привлекать в установленном порядке к выполнению работ по метрологическому обеспечению работников метрологических служб авиапредприятий и специалистов сторонних организаций.

6.7. Контролировать обеспеченность технологических процессов средствами измерений и испытательным оборудованием, а также соблюдение методик измерений и испытаний.

6.8. Представлять в установленном порядке предложения о поощрении работников метрологических служб и лиц инженерно-технического персонала предприятий, добившихся высоких результатов в метрологическом обеспечении производства, а также о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения метрологических правил, требований и норм.

7. Обязанности ответственных за метрологическое обеспечение авиапредприятий

На ответственного за метрологическое обеспечение возлагаются следующие обязанности:

7.1. Контроль за работой подразделений авиапредприятия в области метрологического обеспечения.

7.2. Контроль за соблюдением нормативных документов по метрологическому обеспечению производственных процессов.

7.3. Обеспечение строгого учета и постоянного контроля всех средств измерений, испытательного оборудования и контрольно-поверочной аппаратуры, находящихся в эксплуатации или на хранении и обеспечение их постоянной исправности и готовности к применению.

7.4. Составление графиков государственной поверки средств измерений, находящихся в эксплуатации и на хранении, согласование указанных графиков с территориальными органами Белстандарта с последующим их утверждением руководителем авиапредприятия.

7.5. Составление годовых графиков ведомственной поверки средств измерений (до 30 ноября текущего года на последующий год) и согласование их с проводящими поверку базовыми организациями по метрологическому обеспечению с последующим утверждением их руководителем авиапредприятия.

7.6. Организация своевременного представления средств измерений на поверку и ремонт в поверочные и ремонтные организации.

7.7. Участие в определении потребности подразделений авиапредприятия в рабочих средствах измерений и в их распределении, согласование сводных заявок на приобретение средств измерений и контроль за их распределением, оформление заключений по актам на списание средств измерений.

7.8. Содействие территориальным органам Белстандарта и базовым организациям при осуществлении ими государственного надзора и ведомственного контроля за метрологическим обеспечением, состоянием и применением средств измерений.

8. Права ответственных за метрологическое обеспечение авиапредприятий

8.1. Требовать от подразделений авиапредприятий необходимые материалы по вопросам метрологического обеспечения и необходимые сведения для выполнения своих обязанностей.

8.2. Осуществлять связь с вышестоящими метрологическими организациями, получать материалы, сведения и представительствовать в других организациях по вопросам метрологического обеспечения.

8.3. Привлекать в установленном порядке к выполнению работ по метрологическому обеспечению специалистов сторонних организаций.

8.4. Контролировать обеспеченность технологических процессов данного авиапредприятия средствами измерений и испытательным оборудованием, а также соблюдение методик измерений и испытаний.


Примечания: 1. В графе 11: Р – рабочее СИ; К – находится на консервации; РМ – требует ремонта; РН – требует регулировки (настройки). Ф 04.037 Приложение Д (обязательное) Форма распоряжения о консервации средств измерений РАСПОРЯЖЕНИЕ по (наименование структурного подразделения) от_ № (дата) Считать находящимися на консервации средства измерений перечисленные в таблице Наименование средств измерений Тип прибора Завод. № Применение Лаб. № Примечание Всего научных учебных неиспользуемых (должность руководителя структурного подразделения) (подпись) (инициалы, фамилия) Приложение Е (обязательное) Форма предоставления статистических данных о средствах измерений по подразделению УТВЕРЖДАЮ (должность руководителя подразделения) (подпись) (инициалы, фамилии) Г. Статистические данные на 20 г.

Ответственный за метрологическое обеспечение

На стадии изготовления продукции осуществляется стопроцентный пооперационный контроль параметров изделия в соответствии с технологией изготовления. Все это представляет совокупность взаимосвязанных процессов, объединенных одной целью — обеспечение требуемого качества измерений и обеспечения соответствия продукции техническим требованиям. Из этого следует, что в деятельности по метрологическому обеспечению производства продукции должны участвовать не только метрологи, которые несут ответственность за обеспечение единства измерений, но и конструкторы, и технологи, и другие специалисты, использующие количественную информацию, в достоверности которой они заинтересованы.


С этой целью на предприятии: 1.
Для обеспечения соответствия продукции предъявляемым к ней требованиям необходимо:
  • выбрать параметры, которые определяют свойства продукции;
  • установить степень достоверности, с которой нужно определить выбранные параметры;
  • установить допуски и нормы точности;
  • выбрать методы и средства измерений для достижения требуемой точности;
  • обеспечить готовность средств измерений к выполнению измерений (поверка, калибровка);
  • обеспечить готовность средств контроля и испытаний к выполнению поставленных задач;
  • обеспечить требуемые условия для проведений измерений;
  • обучить персонал безопасным методам выполнения измерений;
  • обеспечить обработку результатов измерений и оценку характеристик погрешностей.

Приказ о назначении ответственного за метрологическое обеспечение образец

Внимание

N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», иными нормативными актами в области метрологии, а также должностной инструкцией, определяющей обязанности и права ответственного должностного лица. 3. На период отсутствия [должность, Ф. И. О. ответственного] обязанность по метрологическому обеспечению возлагается на [должность, Ф. И. О.]. 4. Контроль за исполнением приказа возлагаю на [должность, Ф.


И. О.]. [должность, подпись, инициалы, фамилия руководителя] С приказом ознакомлен: [должность, подпись, инициалы, фамилия] Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Образец приказа о назначении ответственного лица за метрологическое обеспечение

Инфо

Положении об обеспечении метрологического состояния средств измерений»;

  • приказ о закреплении калибровочных клейм.

2. Разрабатываются графики поверки и калибровки СИ, график проверки термических печей на технологическую точность. 3. Заключаются договора на поверку СИ. 4. Разрабатывается календарный план работы отдела главного метролога по метрологическому обеспечению производства.


5. Проводится обучение контролеров ОТК и вновь принятых молодых рабочих по теме «Введение в метрологию», в ходе которого рассматриваются вопросы:
  • метрология как наука;
  • средства измерений;
  • средства допускового контроля;
  • методы измерений;
  • погрешности измерений и средств измерений;
  • качество измерений.

Качественную измерительную информацию можно обеспечить только повседневной кропотливой работой, применением современных, высокоточных средств измерений и средств допускового контроля, отработанных технологий измерений и контроля и, самое главное, соблюдением требований нормативных документов. Только тогда можно обеспечить конкурентоспособность продукции на мировом рынке.Парк средств измерений на нашем предприятии, как и на большинстве предприятий, стареет. Заменить сразу все средства измерений и контроля не представляется возможным.

Мы ежегодно включаем в план технического развития предприятия и в бизнес-план покупку современных средств измерений, контроля и испытаний. Разрабатываем графики замены устаревших, непригодных к использованию средств измерений (приблизительно 10-12 % в год). Как показывает практика, это вполне выполнимо.

  • организация и выполнение особо точных измерений;
  • проведение анализа состояния измерений;
  • проведение метрологической экспертизы технологической документации;
  • обеспечение достоверного учета расхода материальных, сырьевых и энергетических ресурсов;
  • участие в разработке и внедрении стандартов предприятия;
  • внедрение на предприятии международных, национальных, отраслевых стандартов, нормативных документов Росстандарта и других нормативных документов, регламентирующих вопросы метрологического обеспечения;
  • информационное обеспечение специалистов предприятия по вопросам метрологического обеспечения.

Состояние метрологического обеспечения — залог успешной работы предприятия.

Вот нашла. Приказ по основной деятельности. Форма стандартная
ООО " ,"
Приказ
№ от
"О назначении ответственного лица за организацию и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий":

"На основании ст. 11, ст. 32 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Постановления Правительства Москвы № 118 от 15.02.00 г. «О порядке организации и проведении производственного контроля за соблюдением санитарных правил»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Назначить ответственным за организацию и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил …
2. Разработать программу производственного контроля, включая и план профилактических мероприятий.
3. Заключить договор с аккредитованной лабораторией для проведения лабораторно-инструментальных исследований и измерений для целей производственного контроля"
Я в этом не специалист, так что формулировки и ссылки на нормативные документы ставьте свои.
вот еще:

Документом, регламентирующим порядок подготовки и аттестации в области промышленной безопасности, является Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД 03-19-2007. Согласно которому:
1. Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
2. При аттестации по вопросам безопасности может проводиться проверка знаний:
А) общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Б) требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах;
В) требований экологической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3. Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Учебные программы подготовки, должны быть согласованы с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальными органами.
Смотрите Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2006 года N 1155 "Об утверждении Типовой программы по курсу "Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений" для предаттестационной подготовки руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору".
Смотрите так же и Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД 03-20-2007.
У кого есть вопросы, причем тут промышленная безопасность, прошу смотреть ст.3, п.2 ФЗ-116 "О промышленной безопасности ОПО" - чему должны соответствовать требования промышленной безопасности, а так же, Постановление Правительства №263 "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности".

А вот форум, может там еще что найдете

Хочу познакомить Вас со стандартом который устанавливает основные положения организации метрологического обеспечения на предприятии.

1.Область применения.

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные положения организации метрологического обеспечения на предприятии.

1.2 Положения настоящего стандарта подлежат соблюдению на предприятии и ее структурных подразделениях.

2. Нормативные ссылки.

3.Термины и сокращения.

В стандарте используются следующие термины и сокращения:

метрологическое обеспечение : установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, направленных для достижения единства и требуемой точности измерений.

метрологическая служба : структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его федерального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений.

метрологическая экспертиза технической документации : анализ и оценка технических решений в части метрологического обеспечения (технических решений по выбору измеряемых параметров, установлению требований к точности измерений, выбору методов и средств измерений, их метрологическому обслуживанию).

федеральный государственный метрологический надзор контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, а также в применении установленных законодательством Российской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий;

метрологический надзор : контрольная деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица, заключающаяся в систематической проверке соблюдения метрологических требований, как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования, а также в принятии мер по устранению нарушений, выявленных во время надзорных действий;

единство измерений : состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

методика (метод) измерений или методика испытаний (далее – МИ) : совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений (испытаний) с известной погрешностью.

аттестация методик (методов) измерений (испытаний) : исследование и подтверждение соответствия методик (методов) измерений (испытаний) установленным метрологическим требованиям к измерениям.

средство испытаний : техническое устройство, вещество и (или) материал для проведения испытаний.

поверка средств измерений : совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

калибровка средств измерений : совокупность операций, выполняемых с целью определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений.

ремонт : комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

эталон единицы величины : средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи её размера другим средствам измерений данной величины.

аттестация испытательного оборудования : определение нормированных точностных характеристик испытательного оборудования, их соответствия требованиям нормативных документов и установление пригодности этого оборудования к эксплуатации.

4.Назначение и структура процесса.

4.1 Основной задачей метрологического обеспечения является обеспечения единства измерений как необходимого условия повышения эффективности производства, повышения качества продукции и безопасности труда, уменьшения экологического воздействия на окружающую среду, обеспечения достоверного учета материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности управления.

4.2 Метрологическое обеспечение производства в основном включает:

  • выбор СИ и ИО для применения в организации;
  • анализ состояния СИ и ИО;
  • установление рациональной номенклатуры измеряемых величин и использование СИ (рабочих и эталонных) соответствующей точности;
  • проведение ремонта и технического обслуживания СИ и ИО;
  • проведение поверки и калибровки СИ;
  • проведение аттестации ИО;
  • разработку МИ для обеспечения установленных норм точности;
  • проведение метрологической экспертизы нормативной и технической документации;
  • внедрение необходимых нормативных документов;
  • аккредитацию на техническую компетентность, на право поверки (калибровки) СИ, на право аттестации МИ и проведения метрологической экспертизы документов;
  • проведение метрологического надзора.

4.3 Научной основой метрологического обеспечения в организации является метрология – наука об измерениях, методах и средства обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности измерений.

4.4 Техническую основу метрологического обеспечения составляет совокупность эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также используемых при поверке (калибровке) и измерениях вспомогательных устройств, оборудования, помещений и лабораторий.

4.5 Правовую основу метрологического обеспечения составляет комплекс законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, подзаконных актов, государственных нормативных документов по обеспечению единства измерений, нормативных документов организации.

4.6 Организационную основу метрологического обеспечения организации составляют метрологическая служба и должностные лица предприятия.

5. Разграничение ответственности при метрологическом обеспечении.

5.1 Ответственность за организацию и состояние метрологического обеспечения возлагается на метрологическую службу организации.

5.2 Ответственность за организацию и состояние метрологического обеспечения в организации в целом несёт главный метролог.

5.3 Ответственность за метрологическое обеспечение по областям применения СИ и ИО между подразделениями распределяется следующим образом:

  • СИ, относящиеся к КИПиА, АСУТП и поточные анализаторы качества – ответственный главный метролог;
  • СИ и ИО, относящиеся к лабораторному оборудованию для технического контроля качества продукции на всех этапах её производства — ответственный начальник ЛТК;
  • СИ и ИО, относящиеся к механическому оборудованию — ответственный заместитель генерального директора, главный механик;
  • СИ и ИО, относящихся к электрическому и электротехническому оборудованию – ответственный главный энергетик;
  • СИ и ИО, относящиеся к оборудованию для контроля технического состояния технологического оборудования – ответственный начальник отдела технического надзора.

5.4 В каждом подразделении, применяющем в своей деятельности средства измерений или испытательное оборудование, должен быть назначен ответственный за обеспечение единства измерений.

5.4.1 В лаборатории технического контроля, как аккредитованной испытательной лаборатории, обеспечение единства измерений на постоянной основе возложено на начальника отдела контроля за лабораторным оборудованием и методами испытаний.

5.5 Ответственность за состояние и правильность применения СИ и ИО при эксплуатации несёт их пользователь. Запрещается использовать неисправные, непригодные для использования СИ и ИО, СИ и ИО с просроченной датой поверки/калибровки или аттестации, а также с нарушенными знаками проведения поверки (калибровки) — пломбами, наклейками, оттисками клейм и др.

6. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний.

6.1 Анализ состояния измерений (а также контроля и испытаний) в подразделении проводится в целях:

  • установления соответствия достигнутого уровня метрологического обеспечения требованиям производства и разработки на этой основе предложений по планированию его дальнейшего развития;
  • создания или внедрения методов и средств измерений, испытаний, контроля, необходимых для интенсификации производства, создания и внедрения новых видов техники и технологии;
  • улучшения качества продукции;
  • повышения достоверности результатов измерений при контроле условий труда, повышении безопасности;
  • снижения экологического воздействия на окружающую среду;
  • рационального использования материальных, энергетических и трудовых ресурсов;
  • при испытаниях продукции и услуг для целей сертификации.

6.2 Анализ проводится каждым подразделением при необходимости. В лаборатории технического контроля, как аккредитованной испытательной лаборатории, анализ проводится регулярно в соответствии с руководством по качеству ЛТК.

6.3 Анализ деятельности в части проведения поверки СИ, аттестации методик измерений, проведения метрологической экспертизы технической документации проводится регулярно в соответствии с руководством по качеству организации и проведения работ по обеспечению единства измерений.

7. Выбор средств измерений и испытательного оборудования.

7.1 В сфере распространения государственного регулирования ОЕИ разрешается применять только СИ, допущенные к применению в Российской Федерации. Сферы государственного регулирования согласно Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» указаны в Приложении 1.

7.2 Государственный реестр СИ, допущенных к применению в Российской Федерации, с описаниями типа СИ находится на сайте Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений по адресу http://www.fond-metrology.ru/typSI.aspx. Также описания к сертификатам (свидетельствам) об утверждении типа СИ, внесённых в гос.реестр.

7.3 Каждое подразделение из перечисленных в п. 5.3 осуществляет выбор СИ и ИО самостоятельно, исходя из потребности, специфики деятельности, опыта эксплуатации, экономической эффективности метода (средства) измерений, обеспеченности эталонами и вспомогательным оборудованием и т.д. Остальные подразделения обращаются к специалистам курирующих подразделений. Тип и марка СИ и ИО согласовываются с ответственным за обеспечение единства измерений в подразделении.

7.4 С целью правильного выбора средств и методов измерений, квалифицированными специалистами метрологической службы организации должна производиться метрологическая экспертиза нормативной и технической документации.

8. Технический учёт средств измерений и испытательного оборудования.

8.1 Организация технического учёта эталонов, СИ и ИО является исходным условием для обеспечения высоких эксплуатационных качеств парка Эталонов, СИ и ИО. Учёт Эталонов, СИ и ИО, находящихся в эксплуатации, производится каждым подразделением в сфере своей ответственности.

8.2 Должны находиться на учёте:

  • Эталоны, СИ и ИО, применяющиеся в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений;
  • средства для мониторинга и измерений, используемые для предоставления свидетельств соответствия продукции установленным требованиям; ключевых характеристик операций, которые могут оказывать существенное экологическое воздействие, а также мониторинга и измерений результативности OH&S для интегрированной системы менеджмента;
  • Эталоны, СИ и ИО, использующиеся для осуществления производственных процессов, внутренних учётных операций.

8.3 Учёт производится в форме карточек учета, паспортов на Эталоны, СИ и ИО, в журналах, а также в электронном виде – в электронных таблицах.

8.4 Каждая единица Эталонов, СИ и ИО, находящаяся на учёте, должна иметь идентификацию для определения статуса поверки (калибровки, аттестации).

9. Ввод в эксплуатацию эталонов, средств измерений и испытательного оборудования.

9.1 Эталоны, средства измерений перед началом эксплуатации должны быть поверены (откалиброваны), далее Эталоны должны пройти процедуру первичной аттестации. Испытательное оборудование так же должно быть аттестовано в установленном порядке.

9.2 Периодическая поверка СИ и периодическая аттестация Эталонов проводится в соответствии с установленным межповерочным интервалом времени. Периодическая аттестация ИО проводится в сроки, установленные в соответствующих методиках аттестации.

9.3 Документы фирмы-производителя на все оборудование — оригиналы или их копии в обязательном порядке передаются на хранение ответственным за обеспечение единства измерений в подразделении.

10. Планирование проведения ремонта, техобслуживания, поверки (калибровки, аттестации).

10.1 Каждое подразделение в сфере своей ответственности планирует проведение ремонта, ТО, поверки (калибровки, аттестации) Эталонов, СИ и ИО, исходя из:

  • периодичности поверки (калибровки) СИ;
  • периодичности аттестации ИО;
  • состояния средств измерений;
  • установленной периодичности проведения ТО и планово-предупредительного ремонта;
  • и др.

10.2 Эталоны, СИ, поверка (калибровка) которых производится в других городах, должны направляться для проведения поверки (калибровки) заранее, чтобы установленные сроки поверки (калибровки) были выполнены.

10.3 Графики проведения поверки, калибровки Эталонов, СИ и аттестации ИО ответственные за ОЕИ в подразделениях утверждают у своего руководителя и направляют их в отдел метрологии по электронной почте.

10.4 Для проведения федерального государственного метрологического надзора и заключения договора на поверку Эталонов, СИ, ответственные за ОЕИ в подразделении составляют в электронном виде «График поверки средств измерений».

10.5 Отдел метрологии составляет обобщённые формы «Перечня…», «Графика поверки СИ…». Форма «Перечня …» утверждается заместителем генерального директора, техническим директором. Форма «Графика поверки СИ …» утверждается главным метрологом.

11. Проведение ремонта и технического обслуживания.

11.1 Плановое проведение ремонта и ТО, как правило, совмещается с графиками поверки (калибровки) СИ и аттестации ИО.

Ремонт и ТО СИ и ИО производятся как собственными силами подразделений, так и с привлечением дочерних и сторонних организаций по договору.

11.2 После ремонта и ТО проводится поверка (калибровка) СИ и аттестация ИО, (в том числе, если ремонт или ТО могли повлиять на метрологические характеристики СИ и ИО, или если была нарушена целостность знаков проведения поверки (калибровки).

12. Проведение поверки (калибровки) эталонов, средств измерений и аттестации испытательного оборудования.

12.1 Поверка (калибровка) Эталонов, СИ и аттестация ИО производится на основании графиков поверки (калибровки, аттестации), разрабатываемых ответственным за обеспечение единства измерений в подразделении и утверждаемых руководителем подразделения.

12.2 Поверке подлежат СИ, применяемые в сферах государственного регулирования ОЕИ.

12.3 Поверка (калибровка) СИ и аттестация ИО производится как собственными силами подразделений, так и с привлечением дочерних и сторонних организаций.

12.4 Сторонние организации, оказывающие услуги по поверке (калибровке) СИ, должны быть аккредитованы на право поверки (на право выполнения работ по калибровке) СИ в установленном порядке.

12.5 Ежемесячно каждый ответственный за обеспечение единства измерений в подразделении проводит мониторинг своевременности проведения поверки (калибровки, аттестации) по карточкам учёта СИ и ИО, паспортам, и др.

12.6 Целевое значение мониторинга: количество СИ и ИО с просроченной датой поверки (калибровки, аттестации) относительно количества СИ и ИО, подлежащих поверке (калибровке, аттестации) за заданный период, должно быть меньше значения, указанного в карте процесса ИСМ «Метрологическое обеспечение».

12.7 В случае превышения целевого значения мониторинга, ответственный обращается к руководителю подразделения с предложениями по предупреждающим действиям (например, информирование подрядчика и владельца СИ и ИО).

12.8 Отдел метрологии осуществляет ежеквартальный мониторинг своевременности проведения поверки (калибровки, аттестации) по организации в целом. Для этого ежеквартально (не позднее 05 числа месяца нового квартала) каждый ответственный за обеспечение единства измерений в подразделении направляет главному метрологу в электронном виде сведения о проведённых работах (Ш-02.08.01.01-06), включающие следующие данные:

  • количество Эталонов, СИ и ИО, которые должны были пройти поверку (калибровку, аттестацию) по графику за прошедший квартал;
  • количество Эталонов, СИ и ИО, прошедших поверку (калибровку, аттестацию) по графику за прошедший квартал;
  • количество Эталонов, СИ и ИО с просроченной датой поверки (калибровки, аттестации);
  • общее количество СИ и ИО, прошедших поверку (калибровку, аттестации) за прошедший квартал по графику и вне графика;
  • причины невыполнения (перевыполнения) графика поверки (калибровки, аттестации);
  • предпринятые действия.
  • Направляемые главному метрологу служебные записки используются для анализа результативности предпринятых действий и для использования в качестве критерия переоценки при заключении договоров с подрядчиками.

12.9 Отдел метрологии проводит анализ ежеквартального мониторинга и направляет его результаты главному метрологу.

По результатам анализа главный метролог определяет причины невыполнения работ в установленные сроки или перенесения сроков работ по организации и планирует соответствующие мероприятия с дальнейшим мониторингом результативности предпринятых действий.

13. Проведение метрологической экспертизы.

13.1 Метрологическая экспертиза проводится с целью установления соответствия номенклатуры контролируемых параметров, норм точности, методов, средств, условий измерений требованиям нормативной документации на выпускаемую продукцию, а также с целью обеспечения достоверности и единства измерений.

Метрологической экспертизе подвергается нормативная и техническая документация, как разрабатываемая в организации, так и поступающая на него.

13.2 Метрологическая экспертиза проводится в соответствии с «Положением по организации и порядку проведения метрологической экспертизы нормативной и технической документации на предприятии».

14. Разработка и аттестации методик (методов) измерений (испытаний).

14.1 В случаях производственной необходимости разрабатываются и аттестуются в установленном порядке МИ.

14.2 Разработка и аттестация МИ силами организации производится в соответствии с «Положением о порядке разработки, аттестации, стандартизации и актуализации методик измерений (испытаний) на предприятии.

14.3 Разработка и аттестация МИ сторонними организациями производится на основании конкурса, проводимого в установленном в организации порядке.

14.3.1 Ежегодно подразделение- владелец МИ проводит проверку МИ, разработанных сторонней организацией, на соответствие требованиям действующих нормативных документов, установленным нормам точности, применяемым СИ и оборудованию и т.д. и при обнаружении несоответствия принимает решение о необходимости актуализации МИ.

14.3.2 Актуализация МИ, разработанных сторонней организацией, осуществляется следующим образом:

  • внесением изменения в существующую МИ в соответствии с п. 2.2;
  • вводом в действие новой МИ.

15. Аккредитация организации в области обеспечения единства измерений.

15.1 В необходимых случаях и (или) при наличии экономической целесообразности организация может быть аккредитована:

  • на право поверки СИ;
  • на право проведения калибровки СИ;
  • на проведение метрологической экспертизы нормативно-технической документации;
  • на право аттестации методик (методов) измерений;
  • и др.

16. Проведение метрологического надзора.

16.1 Метрологический надзор проводится в целях обеспечения единства измерений как необходимого условия повышения эффективности производства, повышения технического уровня и качества продукции, обеспечения достоверного учета материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности управления.

16.2 Основной задачей метрологического надзора является метрологическое обеспечение работ, производимых в организации, укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности руководства за своевременное внедрение и строгое соблюдение метрологических правил, установленных законодательством, стандартами, инструкциями, правилами, положениями и другими нормативно-техническими документами.

16.3 Метрологический надзор проводится в соответствии с СК-01.12.01. Объектами метрологического надзора являются:

  • соблюдение метрологических правил и норм, установленных нормативной документацией;
  • состояние и условия применения Эталонов, СИ и ИО, подлежащих поверке (калибровке, аттестации);
  • состояние методик измерений (испытаний);
  • результаты измерений (испытаний);
  • своевременность предоставления Эталонов, СИ на поверку и калибровку;
  • своевременность предоставления ИО на аттестацию;
  • порядок и правильность проведения поверки и калибровки СИ в дочерней организации;
  • расчёт технико-экономических показателей (ТЭП) технологических установок;
  • проверка градуировочных таблиц резервуаров.
  • и др.

16.4 При выполнении работ в области обеспечения единства измерений подрядными организациями, ответственное подразделение должно контролировать качество этих работ. Необходимые условия для осуществления контроля и требования к подрядчику указываются в договорах подряда.

Приложение 1

Сферы распространения государственного регулирования обеспечения единства измерений (из Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» N 102-ФЗ от 26.06.2008 г.).

  1. Осуществление деятельности в области здравоохранения;
  2. Осуществление ветеринарной деятельности;
  3. Осуществление деятельности в области охраны окружающей среды;
  4. Осуществление деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
  5. Выполнение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
  6. Осуществление производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
  7. Осуществление торговли, выполнение работ по расфасовке товаров;
  8. Выполнение государственных учетных операций и учет количества энергетических ресурсов;
  9. Оказание услуг почтовой связи, учет объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечение целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;
  10. Осуществление деятельности в области обороны и безопасности государства;
  11. Осуществление геодезической и картографической деятельности;
  12. Осуществление деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
  13. Проведение банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля;
  14. Выполнение работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
  15. Проведение официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
  16. Выполнение поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
  17. Осуществление мероприятий государственного контроля (надзора);
  18. Осуществление деятельности в области использования атомной энергии;
  19. Обеспечение безопасности дорожного движения.

К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.

Ответственность за непроведение поверки весового хозяйства (Зарипова М.)

Дата размещения статьи: 07.11.2015

С целью обеспечения исправной и устойчивой работы средства измерений массы должны подвергаться осмотрам, плановому ремонту, поверкам, калибровкам, а также обязательной государственной поверке и клеймению. Это требование не всегда соблюдается. Так какие же мероприятия включает в себя поверка весового хозяйства государственных (муниципальных) учреждений и как не допустить замечаний со стороны контролирующих органов? Об этом мы расскажем в статье.

Примечание. Поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Большинство медицинских и образовательных учреждений имеют в своем составе столовые, в которых при отпуске продуктов питания из кладовых используется весовое оборудование. Весы нужны и для взвешивания готовых блюд (порций). При этом под порцией понимается определенный объем (вес) готового блюда продукции общественного питания (напитка), отпускаемого потребителю за определенную цену. Цена и объем (вес) устанавливаются исполнителем в меню (п. 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036).
Кроме того, весовые приборы используются в лабораториях различных учебных и медицинских заведений: например, в детских поликлиниках и женских консультациях происходит измерение веса ребенка (женщины), необходимое в медицинских целях.
В силу ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке, что обязывает организации своевременно предоставлять эти средства на поверку.
Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815 утверждены Порядок проведения поверки средств измерений и требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (далее - Порядок N 1815). Действовавший ранее Порядок, утвержденный Приказом Госстандарта России от 18.07.1994 N 125, утратил силу.

Кто вправе осуществлять поверку весового хозяйства?

На основании п. 2 ст. 13 Федерального закона N 102-ФЗ, п. 1 Порядка N 1815 поверку средств измерений осуществляют аккредитованные согласно законодательству РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Дополнительно отметим, что Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 N 250 установлен Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством РФ государственными региональными центрами метрологии. Аккредитация метрологических служб проводится согласно Правилам проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 17.12.2002 N 124.
Непосредственно поверку средств измерений проводит сотрудник органа Государственной метрологической службы либо юридического лица, аккредитованного на право поверки.

В чем заключается государственная поверка?

Государственная поверка состоит в подтверждении соответствия характеристик конкретного экземпляра весового хозяйства паспортным данным. Она проводится сотрудником метрологической службы при помощи соответствующего оборудования.
В силу п. 10 Порядка N 1815 весовое оборудование предоставляется для проведения поверки чистым. К оборудованию необходимо приложить техническое описание (при наличии его в комплекте), руководство по эксплуатации, методику поверки, паспорт оборудования и свидетельство о последней поверке, а в случае необходимости - комплектующие устройства данного оборудования.
При наличии у поверителя эксплуатационной документации на поверяемое весовое оборудование, а также методики поверки представление названных документов вместе с оборудованием на поверку является необязательным, на что указывается при заключении договора (контракта) на проведение поверки.
В соответствии с п. 4 Порядка N 1815 результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) весового оборудования, заверяемой подписью лица, осуществляющего поверку, и знаком поверки.
Конструкция средств измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации оборудования не позволяют нанести знак поверки непосредственно на весы, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).
При поверке средств измерений, включающих в свой состав более одного автономного измерительного блока и допускающих замену в процессе эксплуатации одного блока другим, оформляется свидетельство о поверке средств измерений.
Требования к оформлению результатов поверки весового оборудования указываются в соответствующем разделе методики поверки - "Оформление результатов поверки".

Какие требования установлены к знаку поверки?

Согласно п. 22 Порядка N 1815 знак поверки представляет собой оттиск, наклейку или иным способом изготовленное условное изображение, нанесенные на средства измерения и (или) на свидетельство о поверке либо паспорт (формуляр).
Знак поверки должен иметь четкое изображение, сохраняемое в условиях, в которых весовое оборудование эксплуатируется. Как уже было отмечено выше, право наносить знак поверки имеют аккредитованные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с их областью аккредитации.
Знак поверки содержит следующую информацию (п. 25 Порядка N 1815):
- знак Росстандарта;
- условный шифр государственного научного метрологического института, государственного регионального центра метрологии, аккредитованного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- две последние цифры года нанесения знака поверки;
- индивидуальный шифр поверителя, присваиваемый конкретному лицу.
В случае наличия в методике поверки указания в поле знака поверки размещается информация о квартале или месяце года нанесения знака поверки (п. 25 Порядка N 1815). Указание месяца поверки наносится в случаях, когда межповерочный интервал не превышает трех лет. Если длительность межповерочного интервала превышает 3 года, но не более 10 лет, указывается квартал, а если названная длительность превышает 10 лет, месяц или квартал не проставляются.
Изображение знака поверки должно оставаться четким на всем протяжении межповерочного интервала.
В целях автоматизации идентификации средств измерений, а также в целях накопления информации о результатах поверок знак поверки содержит штрихкоды, если это допускает способ его нанесения. Если названный знак поверки наносится с использованием наклеек, то такие наклейки должны содержать только три поля: поле, в верхней части которого размещен логотип "РСТ", поле с нанесенным штрихкодом и поле с датой проведения поверки. Рисунок и размеры наносимого знака поверки указаны в Приложении 3 к Порядку N 1815.

Какие требования установлены к содержанию свидетельства о поверке?

В соответствии с п. 42 Порядка N 1815 свидетельство о поверке средств измерений (эталона) должно содержать следующую информацию:
- номер;
- дату, до которой оно действует, включительно;
- наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнившего поверку, регистрационный номер и срок действия аттестата аккредитации;
- наименование, тип, модификацию, регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (если в состав СИ входят несколько автономных измерительных блоков, то приводятся их перечень и заводские номера), серия и номер знака предыдущей поверки (если такие серия и номер имеются);
- заводской номер (если особенности конструкции или условия эксплуатации СИ не позволяют нанести его непосредственно на весовое оборудование или нет соответствующего раздела в паспорте);
- наименование документа, на основании которого выполнена поверка;
- наименование, тип, заводской номер, регистрационный номер (при наличии), разряд, класс или погрешность эталона, применяемого при поверке;
- перечень влияющих факторов, нормированных в документе на методику поверки, с указанием их значений;
- заключение о пригодности весового оборудования (эталона);
- знак поверки (если особенности конструкции или условия эксплуатации средств измерений не позволяют нанести на него непосредственно);
- должность руководителя подразделения, инициалы, фамилию, подпись;
- инициалы, фамилию, подпись поверителя;
- дату поверки.
На оборотной стороне свидетельства о поверке (при наличии соответствующего требования в методике поверки) указывают метрологические характеристики (протокол поверки). Если протокол поверки не укладывается на обратной стороне свидетельства о поверке, его приводят в виде приложения к свидетельству. Форма такого свидетельства опубликована в Приложении 1 к Порядку N 1815.

В течение какого срока действительны результаты поверки?

В соответствии с п. 13 Порядка N 1815 результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала. Для каждого оборудования он свой. Например, для лабораторных весов он устанавливается, как правило, равным году.
Срок действия результатов поверки весового оборудования устанавливается (п. 14 Порядка N 1815):
1) для средств измерений, на которые выдается свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки, - до даты, указанной в свидетельстве о поверке средств измерений;
2) для средств измерений, на которые наносится знак поверки, но при этом свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки не выдается:
- для знака поверки с указанием месяца поверки - до конца месяца, предшествующего месяцу проведения поверки, с учетом межповерочного интервала;
- для знака поверки с указанием квартала выполнения поверки - до конца квартала, предшествующего кварталу поверки, с учетом межповерочного интервала;
- для знака поверки с указанием только года поверки - до 31 декабря года, предшествующего году поверки, с учетом межповерочного интервала.

Какая ответственность предусмотрена за непроведение поверки?

В соответствии с ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ нарушение порядка поверки средств измерений либо применения в сфере государственного регулирования образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 20 000 до 50 000 руб.;
- на юридических лиц - в размере от 50 000 до 100 000 руб.
В судебной практике имеются примеры, когда организации общественного питания привлекались к ответственности по указанной статье. Так, например, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 N А38-5046/2013 организацию обязали выплатить штраф в размере 50 000 руб. за то, что она в нарушение требований ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12, ч. 1, 4 ст. 13 Федерального закона N 102-ФЗ использовала весы, не прошедшие в установленном порядке поверку.
В другом Постановлении Псковского областного суда от 14.05.2015 N 7-62/2015 к ответственности был привлечен заместитель главного врача городской больницы за то, что он допустил к применению находящиеся в больничной аптеке средства измерения с просроченным сроком поверки.

Как отразить расходы на проведение государственной поверки?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы учреждения по договору на проведение поверки весового оборудования относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Кратко сформулируем основные выводы.
1. Государственные (муниципальные) учреждения, использующие в своей деятельности весовое оборудование, должны проводить периодическую поверку данного оборудования и своевременно предоставлять эти средства на поверку.
2. Поверку проводят аккредитованные организации и региональные центры метрологии. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) весового оборудования, заверяемой подписью лица, осуществляющего поверку, и знаком поверки.
3. Расходы учреждения по договору на проведение поверки весового оборудования относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.