Низкий уровень эмпатии. Среди минусов можно отметить. Как проявляется эмпатия

Часто мы не задумываемся над психологической составляющей своего поведения и эмоций. Некоторые из них видятся нам абсолютно нормальными.

Так, способность сопереживать другим людям в сложной ситуации может показаться окружающим естественной, но этому факту есть научное объяснение, и, зная, что такое эмпатия, можно глубже понять человека, его эмоции и чувства.

Что означает слово эмпатия

В настоящее время все чаще можно услышать данное слово, но мало кто знает что такое эмпатия. Данный термин не означает конкретного поступка при постижении переживаний – это комплексный набор жестов, слов, чувств, эмоций, говорящих об этом действии. Эмпатия это способность человека осознавать происходящие с человеком события и, при необходимости, сопереживать им. Причем подобные действия происходят абсолютно осознанно.

В переводе с греческого языка этот термин означает сопереживание. Если обратиться к научному определению, то эмпатия – это способность человека постигать внутренний мир другого субъекта и сопереживать его проблемам. Также это чувство может проявляться умением воспринимать эмоциональное состояние, страхи и тревоги других людей, осознавая, что к нему эти явления не имеет никакого отношения.

Существует широкий диапазон проявлений этой способности – от полного погружения в чувства другого человека до объективного понимания эмоций других людей без вовлечения в них.

Такое состояние не имеет рационального объяснения и не является результатом интеллектуальных усилий. Эмпатическое понимание возникает само по себе, в некоторых случаях против воли человека. Существует много теорий на тему происхождения этого чувства. Большинство специалистов склоняются к тому, что эта способность передается на генетическом уровне.

Впервые в психологическую практику определение было введено американским специалистом по психологии Эдвардом Титчнером. Им же были установлена классификация принципов эмпатии, которая используется по сегодняшний день. Исследованием механизмов этого состояния занимались и многие другие ученые.

Уровни эмпатии

В развитии данного чувства выделяют три основных уровня:

  1. Первый или низкий уровень эмпатии характеризуется сосредоточением индивида на себе и своих заботах, отсутствием интереса к жизни друзей или коллег. Для таких людей бывает сложно поддержать разговор или принять участие в общественной деятельности.
  2. Второй уровень – это способность сопереживать другим людям в некоторые моменты, а иногда быть равнодушными к чужим заботам или бедам. К такой группе относится публика, редко проявляющие свои эмоции. Чаще она остается рассудительной и спокойной.
  3. Третий же уровень нередко характерен для эмоциональных и восприимчивых людей, их мало, но они способны отлично понимать и чувствовать других. Это самые лучшие друзья, душевные, способные в любой ситуации вникнуть в суть вопроса и найти подходящие слова и решения, но иногда они основываются только на чувствах.

Виды

Изучением этого явления в большей степени занимаются такие специалисты, как психологи, психотерапевты и психоаналитики. В психологии существует отдельное направление, предложенное Карлом Роджерсом, которое называется клиент-центрированная терапия и основывается на эмпатии. Именно на ней строил психолог работу с пациентами.

Роджерс определяет это состояние как способность обуть ботинки и изнутри воспринимать систему координат собеседника.

Согласно предложенной Эдвардом Титчнером классификации, существует несколько видов этой способности:

  1. Эмоциональная эмпатия. Люди, склонные к этому чувству подражают эмоциям своего окружения, и воспринимают их боль и переживания как свои собственные. При этом в любой момент они готовы откликнуться на волнения своего собеседника.
  2. Когнитивная эмпатия . Эта способность проявляется в умении проводить сравнение и анализ мыслей, беспокоящих оппонента. То есть эмпат не просто воспринимает чувства своего визави, а подключает умственные способности для того, чтобы понять происходящее.
  3. Предикативная эмпатия – значит, предугадывать ощущение и поведение другого человека при определенных обстоятельствах. Особенно ярко проявляется эта способность в конфликтах и ссорах.

Различают также две отдельные формы эмпативного состояния:

  1. Сопереживание, которое выражается в переживании тех же эмоций, которые испытывает оппонент.
  2. Сочувствие, проявляющееся в возникновении личных чувств по поводу ситуации, в которой находится собеседник.

К примеру, если в беседе эмпата с коллегой последний начинает плакать, то при сопереживании у субъекта с эмпатическими наклонностями тоже появятся слезы. При сочувствии он может начать его жалеть, переживать, то есть выражать собственные эмоции.

Упражнения на развитие эмпатии

Есть два простых и эффективных упражнения, выделяющихся из множества, способных развить эмпатию в короткие сроки:

  1. «Телефон» . Суть данного метода заключается в том, что вы при помощи мимики и жестов изображаете какой-то предмет или тему разговора, а окружающие должны отгадать, о чем идет речь.
  2. «Зеркало и мартышка» Одна из излюбленных детских игр, но также она способствует раскрытию эмоционального состояния взрослого человека и попаданию в комфортную зону. Для данного упражнения обзаведитесь компаньоном, встаньте напротив партнера и с помощью жестикуляции показывайте различные чувства, затем поменяйтесь с товарищем местами и повторите такие же действия. Это поспособствует тому, что вы научитесь понимать эмоциональное состояние и чувства окружающих людей.

Специалисты советуют эмпатам найти эффективный способ избавляться от чужих эмоций и осознать, что спасение утопающего в первую очередь дело его собственных рук.

Эта способность является инструментом, который при умелом обращении может принести пользу своему владельцу. При отсутствии умения отделять свои эмоции и потребности от чужих, эмпатия может стать причиной больших проблем.

Достоинства и недостатки

Узнав, что такое эмпатия, многие начинают стремиться к тому, чтобы овладеть этой способностью или развить ее у своих детей. Необходимо учитывать, что нередко люди с таким даром не умеют применять его по назначению. Такая особенность психики может приносить субъекту сильные страдания, ведь для того, чтобы справиться с чужими негативными эмоциями нужен твердый характер и зрелый разум. Поэтому приняв решение развивать эту способность, рекомендуется ознакомиться не только с положительными моментами, но и с обратной стороной медали.

К плюсам можно отнести следующее:

  • большие перспективы для профессионального развития;
  • эффективная помощь близким людям;
  • невозможность быть обманутым;
  • возможность избегать и гасить конфликты.

Среди минусов можно отметить:

  • быстрое эмоциональное выгорание;
  • подверженность тревожности;
  • высокая вероятность развития психических расстройств;
  • в сфере межличностных отношений возможно формирование ситуаций по схеме «игра в одни ворота»;
  • возможно отсутствие взаимности со стороны окружающих;
  • повышенная чувствительность приводит к тому, что таким людям легко причинить моральную боль, а сами они не способны этому противостоять.

Полезное видео

Некоторые люди, обладая слабо выраженной эмпатией, задаются вопросом, как ее усилить. Дельные рекомендации по развитию этого чувства представлены в этом ролике.

Эмпатия Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Эмпатия

(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния , проникновение-вчувствование в переживания другого человека . Термин «Э.» введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (, и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как человека предсказывать аффективные реакции (см. ) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание - субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации , принятия ролей , децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта . Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эмпатия

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1 ) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2 ) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3 ) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1 ) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2 ) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эмпатия Этимология.

Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Категория.

Феномен общения.

Специфика.

Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эмпатия

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy ). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом .

В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование ), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия , который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры , которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате .

Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист - заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эмпатия" в других словарях:

    ЭМПАТИЯ - (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия

Слово «эмпатия» имеет греческое происхождение, оно произошло от слова «empatheia», что обозначает сопереживания. В современной психологии эмпатией называют способность человека на бессознательном уровне понимать чувства и мысли собеседника, сопереживать ему, уметь видеть ситуацию с точки зрения другого человека, воспринимать его эмоциональное состояние.

Определения эмпатии

Впервые определение, что такое эмпатия, было введено американским психологом Эдвардом Титчнером, этим понятием он обозначил внутреннюю активность, основанную на интуитивном понимании эмоционального состояния другого человека.

Если разложить это определение на составляющие, то можно выделить следующие свойства, характерные для человека, обладающего высоким уровнем эмпатии:

  • Интуитивное знание о чувствах, мыслях, внутреннем состоянии другого человека,
  • Сопереживание и переживание сходных эмоций с эмоциями собеседника,
  • Умение принять чужую точку зрения, примерить на себя роль другого человека, активный поиск выход из сложной ситуации именно с позиции другого человека,
  • Эмоциональная реакция ориентирована на чувства другого человека,
  • Кроме того, эмпаты демонстрируют способность воспринимать не только чувства и мысли других людей и сопереживать им, но также и высокую степень сопереживания кино и литературным героям. Как правило, степень эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта.

Когда проявляется эмпатия

Диагностика эмпатии возможна уже в самом раннем детстве. Некоторые младенцы заливаются плачем, если слышит плач постороннего ребенка на улице, активно реагирует на эмоциональное состояние матери и прочих домочадцев. К примеру, капризничает без причины, если в семье кто-то пребывает в подавленном состоянии, причем у него могут наблюдаться и вторичные признаки сопереживания, например, учащенное сердцебиение и т.д.

Является ли врожденным или приобретенным такое чувство как эмпатия в психологии однозначного ответа нет. Однако по результатам наблюдения, эмпаты чаще вырастают в семьях, где царит теплая атмосфера, и где родители обращают достаточное внимание на то, каким образом их собственное эмоциональное состояние сказывается на окружающих, в том числе, и на собственных детях.

Уровни эмпатии

В психологии существует множество тестов, позволяющих определить уровень эмпатии, которой обладает конкретный человек.

  • Повышенный уровень эмпатии характеризуется болезненно выраженным чувством сопереживания. Человек попросту теряет способность отделять собственные проблемы и чувства от чувств и проблем в той или иной степени близких ему людей. Такую эмпатию психологи называют аффективной. Нередко эмпаты аффективного типа обладают излишней душевной ранимостью, впечатлительностью, страдают необоснованным чувством вины.
  • Высокий уровень эмпатии. В этом случае люди обычно очень чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, они относятся к остальным с неподдельным интересом, легко находят общий язык практически со всеми, деликатны, стараются никого не задеть и не обидеть и в тоже время сами легко переносят критику. Понятие эмпатии, в ее позитивном смысле, определяют именно особенности людей этого уровня.
  • Нормальный уровень эмпатии характерен для большинства людей. Как правило, он способны понять мысли и чувства большинства людей, но сопереживание демонстрируют только по отношению к своим близким. Собственные эмоциональные проявления обычно контролируют, стараясь «не раскрываться» перед малознакомыми или посторонними людьми.
  • Низкий уровень эмпатии характерен тем, что человек испытывает затруднения при любых контактах с окружающими. Антиэмпат не понимает людей, не способен принять позицию другого или посмотреть на проблему с чужой точки зрения. Поступки других людей, основанные на эмоциях, часто кажется ему совершенно бессмысленными и не рациональными. Способности к сопереживанию очень низкие.

Развитие эмпатии

Эмпатия - это не результат интеллектуального усилия. Это явление лежит скорее в области интуиции. Некоторые психологи считают, что эмпатия - свойство врожденное, и ослабевает либо увеличивается лишь в зависимости от личного жизненного опыта человека. Но в тоже время, существуют и специальные тренинги, помогающие научится более точно воспринимать состояние другого человека и настраиваться на одну эмоциональную волну.

В развитии эмпатии большую роль играет процесс самопознания, когда человек учится понимать себя самого, контролировать собственные мысли и чувства, ему становятся понятней мысли и чувства других людей.

Психологи также рекомендуют копировать мимику других людей, жесты, голос. Считается, что таким образом вы вживаетесь в роль, на минутку становитесь тем человеком, которого вы хотите понять. Ведь практически все великие драматические актеры обладают высоким уровнем эмпатии.

Говоря простыми словами, эмпатия – это умение человека сочувствовать и понимать окружающих. Также это определение может включать в себя множество дополнительных аспектов. В зависимости от особенностей и интенсивности проявления, различают несколько видов этого состояния.

Что означает слово эмпатия

В переводе с греческого языка этот термин означает сопереживание. Если обратиться к научному определению, то эмпатия – это способность человека постигать внутренний мир другого субъекта и сопереживать его проблемам. Также это чувство может проявляться умением воспринимать эмоциональное состояние, страхи и тревоги других людей, осознавая, что к нему эти явления не имеет никакого отношения.

Существует широкий диапазон проявлений этой способности – от полного погружения в чувства другого человека до объективного понимания эмоций других людей без вовлечения в них.

Такое состояние не имеет рационального объяснения и не является результатом интеллектуальных усилий. Эмпатическое понимание возникает само по себе, в некоторых случаях против воли человека. Существует много теорий на тему происхождения этого чувства. Большинство специалистов склоняются к тому, что эта способность передается на генетическом уровне.

Впервые в психологическую практику определение было введено американским специалистом по психологии Эдвардом Титчнером. Им же были установлена классификация принципов эмпатии, которая используется по сегодняшний день. Исследованием механизмов этого состояния занимались и многие другие ученые.

Руководитель центра прогрессивного развития в Вашингтоне, Дуглас Лабир предлагает ввести определение Синдром дефицита эмпатии (СДЭ). По мнению ученого, основной проблемой современного общества является сниженный уровень эмпатического понимания между людьми.

Как проявляется чувство эмпатии

Данное состояние проявляется искренним интересом к другому субъекту, а именно к его эмоциональному состоянию, проблемами и причинам тревоги.

Эта способность во многом зависит от других черт характера, уровня интеллекта и эмоциональной активности эмпата:

  1. Так, если индивид, наделенный этим даром, отличается эгоцентризмом (неспособность воспринимать другие точки зрения) и зациклен на своей персоне, то он не может глубоко проникать в чувства и мысли окружения.
  2. При недостаточной интеллектуальной развитости индивид с эмпатическими наклонностями может делать примитивные выводы и неправильно трактовать свои ощущения о состоянии другого человека.
  3. Аналогичная ситуация может развиваться если тот, кто обладает этой способностью, отличается эмоциональной сухостью.

Следует отметить, что в большинстве случаев те, кто обладают склонностью к эмпатии, являются людьми с высоким уровнем духовно-интеллектуального развития.


Проявлениями этого состояния являются:
  • интуитивное осознание чувств и состояний других субъектов;
  • переживание эмоций, схожих с теми, которые испытывает собеседник;
  • умение примерять на себя роли других людей;
  • навыки принимать чужую точку зрения без препятствий;
  • оценка ситуации с позиции другого человека.
Помимо вовлечения в переживания своих близких и коллег, эмпаты могут демонстрировать высокий уровень сопереживания героям фильмов и литературных произведений. Каждый из вышеперечисленных навыков может проявляться в большей или меньшей степени по отдельности или в совокупности с другими факторами. Особенности проявления этого чувства зависит от того, к какому виду эмпатии больше всего склонен человек.

Виды эмпатии в психологии

Изучением этого явления в большей степени занимаются такие специалисты, как психологи, психотерапевты и психоаналитики. В психологии существует отдельное направление, предложенное Карлом Роджерсом, которое называется клиент-центрированная терапия и основывается на эмпатии. Именно на ней строил психолог работу с пациентами.

Роджерс определяет это состояние как способность обуть ботинки и изнутри воспринимать систему координат собеседника.


Согласно предложенной Эдвардом Титчнером классификации, существует несколько видов этой способности:
  1. Эмоциональная эмпатия. Люди, склонные к этому чувству подражают эмоциям своего окружения, и воспринимают их боль и переживания как свои собственные. При этом в любой момент они готовы откликнуться на волнения своего собеседника.
  2. Когнитивная эмпатия . Эта способность проявляется в умении проводить сравнение и анализ мыслей, беспокоящих оппонента. То есть эмпат не просто воспринимает чувства своего визави, а подключает умственные способности для того, чтобы понять происходящее.
  3. Предикативная эмпатия – значит, предугадывать ощущение и поведение другого человека при определенных обстоятельствах. Особенно ярко проявляется эта способность в конфликтах и ссорах.
Различают также две отдельные формы эмпативного состояния:
  1. Сопереживание, которое выражается в переживании тех же эмоций, которые испытывает оппонент.
  2. Сочувствие, проявляющееся в возникновении личных чувств по поводу ситуации, в которой находится собеседник.
К примеру, если в беседе эмпата с коллегой последний начинает плакать, то при сопереживании у субъекта с эмпатическими наклонностями тоже появятся слезы. При сочувствии он может начать его жалеть, переживать, то есть выражать собственные эмоции.

Степень проявления эмпатических наклонностей

В психологии различают четыре уровня эмпатии:
  1. Повышенный . Проявляется ярко выраженной способностью вникать в проблемы других. Индивид перестает отделять свои проблемы от чужих, что в большинстве случаев провоцирует много проблем в его личной жизни. Чаще всего такие люди испытывают необоснованное чувство вины, страдают чрезмерной ранимостью и впечатлительностью.

    Психологи называют этот вид аффективной эмпатией. Многие люди с такими наклонностями, которым удается справиться и контролировать свои эмоции, начинают использовать свою способность в профессиональной деятельности. Из них получаются хорошие специалисты в области психологии и других сфер взаимодействия с людьми.

  2. Высокий . Что означает понимание чувств и эмоций окружающих без сильного ущерба для самого себя. Эти люди относятся к своим знакомым и близким с искренним интересом, соблюдая при этом деликатность. Они легко находят общий язык с другими, коммуникабельны и вовлечены в социальную жизнь. Иногда человек с высокой степенью эмпатического понимания ждет одобрения и поддержки со стороны окружения и при отсутствии таковой легко выходит из себя.
  3. Нормальный . Характерный для большинства людей. Проявляется он пониманием, но равнодушием к чувствам других людей. Соучастие в проблемах демонстрируется в основном по отношению к членам семьи или к друзьям.
  4. Низкий . Таких людей называют антиэмпатами. Они не способны взглянуть на проблему с иной точки зрения или принять позицию, отличающуюся от своей. Антиэмпат сосредоточен на собственных переживаниях и испытывает дискомфорт в обществе других людей. Поэтому круг его общения достаточно узок, друзей очень мало или нет совсем.

Когда проявляется и что способствует эмпатии

Определить эмпатические способности у человека можно еще в раннем детстве. Такие малыши слишком активно реагируют на проблемы родителей или своего окружения – начинают плакать, когда слышат плач, повышенный тон, ругань. Кроме слез у них может учащаться биение сердца, краснеть лицо, усиливаться потоотделение. Тому, что эта способность является врожденной, нет научно обоснованных аргументов.

Но специалисты отмечают, что такие дети чаще всего рождаются у родителей, которые придают большое значение переживаниям других людей. Родившись эмпатом впоследствии ребенок может развить это чувство или утратить его. Укреплению этой способности способствуют теплая и доверительная атмосфера внутри семьи, положительный пример со стороны взрослых о необходимости сопереживания и умении ставить себя на место других.

Достоинства и недостатки

Узнав, что такое эмпатия, многие начинают стремиться к тому, чтобы овладеть этой способностью или развить ее у своих детей. Необходимо учитывать, что нередко люди с таким даром не умеют применять его по назначению. Такая особенность психики может приносить субъекту сильные страдания, ведь для того, чтобы справиться с чужими негативными эмоциями нужен твердый характер и зрелый разум. Поэтому приняв решение развивать эту способность, рекомендуется ознакомиться не только с положительными моментами, но и с обратной стороной медали.

К плюсам можно отнести следующее:

  • большие перспективы для профессионального развития;
  • эффективная помощь близким людям;
  • невозможность быть обманутым;
  • возможность избегать и гасить конфликты.
Среди минусов можно отметить:
  • быстрое эмоциональное выгорание;
  • подверженность тревожности;
  • высокая вероятность развития психических расстройств;
  • в сфере межличностных отношений возможно формирование ситуаций по схеме «игра в одни ворота»;
  • возможно отсутствие взаимности со стороны окружающих;
  • повышенная чувствительность приводит к тому, что таким людям легко причинить моральную боль, а сами они не способны этому противостоять.

Как развить эмпатические способности в зрелом возрасте (видео)

Некоторые люди, обладая слабо выраженной эмпатией, задаются вопросом, как ее усилить. Дельные рекомендации по развитию этого чувства представлены в этом ролике.

Слово эмпатия происходит от греческого empatheia, что означает сопереживание. В современной психологии, эмпатия обозначает способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику - значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.

Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека. Э. Титченер объединил философские идеи о симпатии с теориями чувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.

Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:

Знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

Переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

Активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого;

Огорчение в ответ на страдания другого человека;

Ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого .

Выяснено, что важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать не только реальных людей, но и вымышленных персонажей художественных произведений. Показано также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

Наиболее яркий пример эмпатии - поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала.

Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ.

Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия - это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия - не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слов «вы должны думать и чувствовать то-то» .

В позитивной психологии эмпатия - одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный характер, способность понимать и предвидеть, аффективный - способность эмоционально реагировать и активно-деятельностный - способность к соучастию .

По мнению А. Валлона ребенок на ранних ступенях развития связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения. Такого рода связь описывается как внеинтеллектуальное созвучие, потребность ориентировки в эмоциональном настрое других людей .

Маркус рассматривает эмпатию как способность индивида познавать внутренний мир другого человека, как взаимодействие познавательных, эмоциональных и моторных компонентов. Эмпатия осуществляется через акты идентификации, интроекции и проекции.

Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин - эмпатии и социальной ответственности.

Различают несколько механизмов эмпатии:

    эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

    эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия;

    эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм можно выделить:

1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания идентификации, принятия ролей, децентрализации является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта 10].

Не всем дано испытывать глубокое чувство эмпатии, однако проявлять его мы порой бываем обязаны. Правила хорошего тона диктуют нам проявлять эмпатию. Искренняя же эмпатия обычно возникает между двумя близкими людьми и позволяет чувствовать взаимопонимание.

В психологии выделяют два вида эмпатии – она может быть эмоциональная и когнитивная. Эмоциональная эмпатия – это способность на чувственном уровне сопереживать человеку, и это очень глубокая эмпатия. Когнитивная разновидность позволяет путем логического мышления понять, что в такой момент чувствует человек, и через это приблизиться к истинному сопереживанию.

Эмпатия – понятие многогранное, и внутри себя оно имеет три подразделения на уровни. Рассмотрим их по порядку.

1-й уровень эмпатии считается самым низким. Люди, которые относятся к этому уровню, сконцентрированы на себе, они абсолютно не интересуются мыслями и чувствами других людей. Иногда они пребывают в уверенности, что понимают окружающих, однако их мнение является неправильным. В силу концентрации на себе они не в состоянии это осознать.

2-й уровень эмпатии является самым частым. Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей не постоянно, а от случая к случаю. Считается, что в различных проявлениях этот тип свойственен абсолютному большинству людей.

3-й уровень эмпатии считается самым высоким. Такие люди являются редкостью, и нередко их запоминает история. Люди, чувство эмпатии которых имеет третий уровень, постоянно глубоко ощущают окружающих, способны мысленно воссоздать любые переживания, понимают людей лучше, чем они сами. Такие люди не навязывают свое мнение и дают самые действенные советы – ведь они даются с точки зрения спрашивающего. Именно такие люди становятся самыми лучшими друзьями и психологами.

Несложно догадаться, что эмпатия и симпатия тесно связаны между собой. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек стремится видеть возле себя таких друзей, которые будут понимать его, как он сам .

М. А. Пономарева рассматривает эмпатию как системное образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты. Таким образом, полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие .

Л. П. Выговская предлагает рассматривать эмпатию как целостное явление, в котором можно выделить три взаимодействующих компонента: когнитивный - мыслительные операции, фактическое знание об объекте или другом лице; аффективный - эмоциональные реакции на некоторый объект или лицо, эмоции, чувства, переживания; конативный - моторные реакции, поведенческое намерение человека по отношению к лицу или объекту отношения, действия, поступки. Она отмечает, что эмпатия может развиваться как в сторону асоциального поведения, так и в сторону просоциального поведения.

Звеньями эмпатийного процесса являются восприятие другого, сопереживание, сочувствие, внутреннее содействие, реальное содействие. В каждом звене процесса происходит автономное функционирование всех компонентов (когнитивного, аффективного, конативного) или их сочетание при доминировании одного из них. Каждое предыдущее звено обусловливает функционирование последующего .

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.