Расторгнуть договор по 223 фз. Односторонний отказ от исполнения контракта. ap jlyjcnjhjytt расторжение договора исполнителем

Мадрих - Юридическая компания

В недавнее время обширное распространение получили состязательные процедуры по приобретению товаров (работ, услуг) государственными организациями.

Однако исполнение госконтракта не всегда проходит без нарушений со стороны поставщика или госзаказчика.

Согласно общим принципам гражданского законодательства, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим. И при нарушении контрагентом условий договора такое расторжение допускается.

Расторжение контракта госзаказчиком по 44-ФЗ

Порядок расторжения контракта госзаказчиком и поставщиком не особо отличается. Но различны основания расторжения госконтракта.

При определении оснований для прекращения госконтракта в одностороннем порядке закон отсылает к общим положениям гражданского законодательства о таком расторжении применительно к конкретным видам договорных правоотношений.

На практике госзаказчики производят закупки товаров (работ, услуг) путем заключения госконтрактов поставки, подряда, оказания услуг. Для каждого вида договоров предусмотрены конкретные основания для прекращения в одностороннем порядке. Для такого расторжения необходимы существенные нарушения условий госконтракта, которые определяются применительно к конкретной разновидности обязательств.

Госконтракт поставки подлежит расторжению в случае:

  • неоднократного нарушения сроков (периодов) поставки;
  • поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не устранимы в приемлемый для госзаказчика срок.

Госконтракт на оказание услуг подлежит прекращению в одностороннем порядке:

  • в любое время с условием возмещения исполнителю понесенных им расходов.

Госконтракт подряда может быть расторгнут:

  • в любое время до сдачи работ госзаказчику, уплатив работы и возместив убытки;
  • при неустранении недостатков выполненной работы в установленный госзаказчиком срок.

Важно! Прекращение госконтракта по данным основаниям возможно, если это допустимо контрактом и основания прописаны в конкретном госконтракте.

Процедура прекращения контракта приблизительно одинаковая для поставщика и госзаказчика.

При указанных обстоятельствах госзаказчик вправе принять решение о прекращении госконтракта в одностороннем порядке. Перед принятием такого решения госзаказчик вправе инициировать проведение экспертизы.

Решение о прекращении контракта направляется поставщику с использованием средств связи, которые фиксировали уведомление о получении письма. Закон допускает отправку такого решения почтовой связью (заказным письмом с уведомлением), телеграммой, факсимильной связью или по электронной почте. Но на практике предпочтительно направлять такое письмо по почте заказным письмом с уведомлением.

В течение 3 рабочих дней с момента принятия такого решения госзаказчик публикует информацию об этом на официальном сайте.

Важно! Решение о прекращении госконтракта вступает в силу через 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщика.

Надлежащим уведомлением считается дата возврата письма госзаказчику с отметкой почты о неполучении письма или отсутствии по местонахождению организации подрядчика. Если такое подтверждение получить невозможно, то датой официального уведомления будет дата по истечении 30 дней с момента публикации информации на официальном сайте.

В случае, если в течение 10-дневного срока с момента получения поставщиком письма с решением о расторжении последний устранит нарушения госконтракта, которые стали основанием для расторжения, и возместит расходы на экспертизу, то госзаказчик обязан отменить решение о прекращении контракта. Это правило не распространяется на случаи повторного прекращения контракта по инициативе госзаказчика.

Важно! Стоит отметить, что прекращение госконтракта по инициативе госзаказчика влечет включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение госконтракта поставщиком по 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, процедура расторжения госконтракта по инициативе заказчика похожая на процедуру расторжения госконтракта по инициативе поставщика.

Поставщик в тот же срок обязан направить госзаказчику решение о прекращении госконтракта в одностороннем порядке, отменить решение о расторжении. Публикация на официальном сайте не предусмотрена, так как поставщику запрещен доступ к данной системе.

Основания для прекращения госконтракта в одностороннем порядке различаются.

Поставщик вправе расторгнуть госконтракт поставки в случае:

  • неоднократной невыборки товаров;
  • неоднократного нарушения сроков оплаты.

Под неоднократным нарушением на практике подразумевается соответствующее нарушение 2 и более раз.

Исполнитель вправе расторгнуть госконтракт на оказание услуг в случае:

    • возмещения госзаказчику убытков в полном объеме.

Подрядчик вправе прекратить госконтракт подряда в случае:

      • непредоставления госзаказчиком информации, материалов, документации, если такое непредоставление препятствует исполнению госконтракта и контрактом не предусмотрено запрещение на расторжение контракта в данном случае;
      • отказа от замены непригодных материалов для строительства, если их по госконтракту предоставляет госзаказчик.

Расторжение контракта по 223-ФЗ

Специфика 223-ФЗ в том, что он регулирует общие принципы закупок в данной сфере. Конкретные закупочные процедуры и порядок взаимодействия госзаказчика и поставщика устанавливаются в положении о закупке конкретного госзаказчика. Собственно, и порядок расторжения госконтракта в одностороннем порядке 223-ФЗ не содержит. Данные положения содержатся в положении о закупке и в контракте.

Важно! При прекращении контракта по 223-ФЗ стоит руководствоваться общими основаниями для такого прекращения, установленными гражданским законодательством.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положенийчасти 3настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке). Следовательно, регламент заключения, изменения и расторжения договора должен соответствовать нормам, установленным Гражданским кодексом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 310 ГК РФ в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Расторжение договора по 223-фз

Расторжение договора заказчиком в одностороннем порядке может произойти и в том случае, если поставщик в своей заявке на участие в закупке предоставил заведомо ложные сведения. Сторона, выступающая инициатором расторжения договора, обязана направить в адрес другой стороны соответствующее уведомление. В документе должны содержаться следующие сведения:

  • Сведения о договоре, который планируется расторгнуть.
  • Причину расторжения.
  • Соответствующие правовые нормы.

После направления такого уведомления договор автоматически расторгается.


Если контракт расторгается по инициативе заказчика, то сведения о поставщике передаются в РНП. Расторжение контракта в судебном порядке Бывают ситуации, при которых одна сторона желает расторгнуть контракт, а другая категорически с этим не согласна. Выходом становится обращение в судебные инстанции.

Расторжение по 223фз

Помощь в расторжении договора по 223-ФЗ Доброго времени суток.Заключили договор с Заказчиком по 223-ФЗ, но при заключении узнали у других поставщиков, что Заказчик находиться на грани банкротства, а точнее были попытки его за банкротить, на арбитражном сайте решение «Об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения», у Заказчика имеются миллионные долги и куча дел в суде. Договор заключен и Заказчик требует, чтобы мы поставили ему товар, за который он и не думает расплачиваться, т.к. все счета у него арестованы другими кредиторами. Нам просто кажется, что Заказчик знал, что не сможет рассчитаться и делает закупки дабы хапнуть побольше перед тем как его утопят.

Расторжение договора по 223 фз

Таким образом, право заказчика на отказ от исполнения обязательства (право на расторжение договора в одностороннем порядке) может быть закреплено в Положении о закупках по 223-ФЗ. Минэкономразвития России в Письме от 24.02.2015 № ОГ-Д28-2482 указывает, что заказчик вправе установить в положении о закупке условие и возможность одностороннего расторжения договора. Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что право на расторжение договора в одностороннем порядке не должно нарушать права поставщика (подрядчика, исполнителя).
Можно сделать вывод, что право заказчика на отказ от исполнения обязательства (право на расторжение договора одностороннем порядке) может быть предусмотрено только при неисполнении или ненадлежащим исполнении поставщика (подрядчика, исполнителя) своих обязательств по договору. Согласно п.

Изменение договора заключенного по закону №223-фз

Поскольку односторонний отказ от исполнения договора — это всегда конфликтная ситуация, также представляется важным максимально точно детализировать (как в Положении о закупке заказчика, так и в проекте договора) случаи, порядок и сроки расторжения договора в одностороннем порядке. Решение заинтересованной стороны по договору об одностороннем отказе от исполнения договора не позднее чем в течение пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения направляется контрагенту по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу контрагента, указанному в договоре, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заинтересованной стороной подтверждения его вручения контрагенту.
Процедура расторжения контракта, заключенного по результатам закупочной процедуры, не регламентируется 223-ФЗ. Поэтому в спорных ситуациях стороны должны руководствоваться положением о закупках, а также нормами Гражданского кодекса РФ. Основные способы и причины расторжения договора Существует три основных способа расторжения заключенного контракта:

  1. По соглашению сторон.
  2. По решению суда.
  3. В одностороннем порядке.

В заключенном договоре должна быть прописана возможность одностороннего расторжения контракта, а также случаи, при которых это допустимо.


Внимание

Чаще всего это происходит при существенном нарушении одной из сторон условий договора. При этом вторая сторона оставляет за собой право потребовать возмещения понесенных убытков. В некоторых случаях стороны могут договориться о расторжении контракта.

Обоюдное расторжение договора тендерного 223 ap

Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РоссийскойФедерации об обязательствах и их исполнении» при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Обоюдное расторжение договора тендерного 223 фз

ГК РФ), для расторжения договора, обязательства по которому не исполнены, необходимо обоюдное согласие сторон.В силу п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. Согласно п. 2 этой же статьи односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (смотрите также ст. 450.1 ГК РФ).Все предусмотренные законодательством основания для отказа покупателя от исполнения договора поставки, равно как и основания для расторжения договора судом по требованию поставщика, связаны с ненадлежащим исполнением поставщиком условий такого договора (смотрите ст. 523 ГК РФ, а также материал: Энциклопедия решений.

Важно

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Описанные в вопросе причины, на наш взгляд, не могут рассматриваться в качестве основания для расторжения договора по п. 1 ст. 451 ГК РФ.Таким образом, в приведенной ситуации договор может быть расторгнут лишь по соглашению сторон. Кроме того, если договором предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, он прекратится автоматически с истечением срока, на который был заключен (п.


3 ст. 425 ГК РФ).
При этом истец должен будет предоставить доказательства того, что ответчиком были существенно нарушены условия контракта. Существенным нарушением условий контракта признается ситуация, при которой действия стороны привели к значительному ущербу другой стороны. Сторона, которая выступает с инициативой расторжения контракта, обязана направить другой стороне соответствующее уведомление с предложением устранить нарушение в досудебном порядке. Если ответа на эту претензию не поступает в течение 30 дней, то подается иск в суд. Если судебным решением контракт расторгается по причине не выполнения своих обязательств поставщиком, то сведения о нем передаются в РНП. В дальнейшем это негативно скажется на его репутации.
Самым быстрым и выгодным для обеих сторон способом расторжения контракта становится соглашение. При возникновении же спорных ситуаций необходимо обращаться в суд.

Дата: 17.10.2018

В отличие от федерального законодательства о контрактной системе (44-ФЗ), федеральное законодательство о корпоративных закупках (223-ФЗ) никак не регулирует вопросы, связанные с изменением и расторжением заключенных договоров. В 223-ФЗ речь идет о том, что заключенные договоры могут изменяться или расторгаться. Например, установлено, что если в договор были внесены изменения, то заказчики должны внести в реестр договоров соответствующую информацию и документы 1 , а в реестр недобросовестных поставщиков должны включаются сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров 2 .

Вместе с тем, в 223-ФЗ указывается, что заказчики в своей закупочной деятельности должны в числе прочего руководствоваться нормами гражданского законодательства, а порядок исполнения договоров должен устанавливаться заказчиками в своих положениях о закупке 3 .

Нормы гражданского законодательства

Гражданский кодекс РФ содержит подраздел 2 «Общие положения о договоре», в котором приводятся многочисленные нормы общего характера, в том числе касающиеся изменения и расторжения договора. Кратко их рассмотрим.

1) Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке 4 . Иными словами, в договоре можно предусмотреть изменение цены в ходе исполнения договора. Что касается изменения цены договора на условиях, предусмотренных законом, то здесь, в частности, идет речь о договоре аренды, где изменение размера арендной платы возможно не чаще, чем один раз в год 5 , или о договоре финансовой аренды (лизинга), где размер лизингового платежа может изменяться не чаще, чем раз в 3 месяца 6 .

2) Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором 7 . Если по какой-то причине одна из сторон договора пожелает изменить его или расторгнуть, а другая сторона будет с этим согласна, то в отличие от договоров, заключаемых по 44-ФЗ, сделать это будет очень просто - сторонам достаточно заключить соответствующее соглашение 8 . А с другой стороны, если в этом есть какая-то необходимость, заказчик может внести в договор условие о невозможности его изменения или расторжения по соглашению сторон.

3) Если на изменении или расторжении договора настаивает только одна из сторон по договору, а другая с этим не согласна, то в этом случае договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законами или сами договором; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора 9 . Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок 10 . На практике степень значительности ущерба определяется судами в каждом конкретном случае. Отметим, что на основании приведенной нормы заказчик может определить в договоре какие-то отдельные случаи, когда такое изменение или расторжение договора может произойти по решению суда. Кроме того, расторжение договора возможно судом (или по соглашению сторон) в случае так называемого существенного изменения обстоятельств - настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях 11 .

4) Односторонний отказ от исполнения заключенного договора возможен, но только в установленных законами случаях 12 . Наиболее актуальными могут быть случаи одностороннего отказа от исполнения договора поставки 13 и договора возмездного оказания услуг 14 . Например, заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок; а также если поставщик неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил сроки поставки товаров. А поставщик в свою очередь имеет такое же право, если заказчик неоднократно нарушило срок оплаты товаров или допустило неоднократную невыборку товаров. Что касается договора возмездного оказания услуг, то здесь заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель - лишь при условии полного возмещения учреждению убытков. Также такие случаи установлены рядом отраслевых федеральных законов - например, если заказчик нарушил сроки оплаты услуг связи и не устранил это нарушение в течение 6 месяцев после получения от оператора связи уведомления о намерении приостановить оказание услуг, оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор о предоставлении услуг связи 15 . Кроме того, отметим, что основанием для одностороннего расторжения договора и требования о возмещении убытков со стороны заказчика может быть и отсутствие у исполнителя договора лицензии на осуществление соответствующей деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору 16 .

5) Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора 17 .

6) По соглашению сторон обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора может быть обеспечена внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж), при этом обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем 18 . Применительно к договорам по 223-ФЗ здесь речь идет об обеспечении исполнения договора, которое заказчик вправе требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) перед заключением договора.

Нормы положений о закупке

В положениях о закупке, которые размещены заказчиками в ЕИС, можно встретить отдельные разделы, посвященные теме изменения и расторжения договоров - например, может присутствовать раздел «Изменение и расторжение договора». Но таких отдельных разделов может и не быть - правила исполнения договоров приводятся разрознено в отдельных разделах о применении тех или иных способов закупки. А бывает и так, что соответствующая информация содержится, так сказать, общим списком в одном разделе положения о закупке, который называется, например, «Заключение, исполнение, изменение и расторжение договора».

Представляется, что более логичной является конструкция, когда правила заключения договора приводятся в положении о закупке в разрезе применения тех или иных способов закупки, а вот правила исполнения и расторжения договора обозначены в положении о закупке в одном отдельном разделе.

Информация об изменении и расторжении договоров в положениях о закупке различных заказчиков может очень сильно отличаться друг от друга как по содержанию, так и по объему. Вообще отметим, что разнообразие здесь чрезвычайно большое. Ниже рассмотрим те нормы, которые могут встречаться на практике.

Изменение договора

Первое, на что необходимо обратить внимание - это то, что допускается изменять в уже заключенном договоре на этапе его исполнения. Напомним для сравнения, что федеральное законодательство о контрактной системе в этом отношении весьма строгое - оно устанавливает закрытый перечень случаев, когда изменение существенных условий контракта возможно по соглашению сторон 20 . Что касается правил изменения договоров, устанавливаемых в положениях о закупке конкретных заказчиков, то эти правила могут быть разные.

Например, в положении одного заказчика мы видим, что, хотя здесь содержится норма о том, что в ходе исполнения договора не допускается изменение его существенных условий по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам проведения закупки, но номенклатура исключений из этого правила настолько широка, что фактически изменять можно очень много условий. Так, в частности, допускается изменять объем продукции, срок исполнения обязательств, цену договора. При изменении объема продукции заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить объем закупаемой продукции без изменения цены за единицу продукции - при увеличении/уменьшении объема закупаемой продукции цена договора изменяется соответственно изменяемому объему продукции. При изменении срока исполнения обязательств заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить сроки исполнения обязательств по договору, в случае если необходимость изменения сроков вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или просрочкой выполнения заказчиком своих обязательств по договору - обратим внимание, что здесь заказчик предусмотрел возможность изменения сроков только в случае своего нарушения срока выполнения обязательств. При изменении цены договора (за исключением случая изменения объема продукции - см. выше) заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе уменьшить цену без изменения иных условий договора (обратим внимание, что только уменьшить, а не увеличить), а также изменить цену договора в любую сторону в случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством или муниципалитетами цен (тарифов). Также в положении о закупке данного заказчика говорится, что по согласованию заказчика с исполнителем договора допускается поставка (использование) товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в договоре. Это, конечно, несколько «скользкий» момент, ведь может быть сложно оценить, в какой степени характеристики нового товара действительно являются улучшенными или «под этим соусом» будет «подсовываться» просто более дешевый товар худшего качества - каких-либо процедурных уточнений о принятии такого решения в положении о закупке нет. Наконец, при исполнении договора допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В положениях о закупке можно встретить и другие основания для изменения договора в ходе его исполнения. Например, в качестве такого основания для изменения цены договора может быть указан случай инфляционного роста цен в соответствии с показателями прогнозного индекса дефлятора, публикуемого Министерством экономического развития РФ.

Иногда в отношении случая увеличения объема закупаемых товаров, работ услуг заказчики устанавливают в своих положениях о закупке определенные ограничения. Например, один заказчик установил правило, согласно которому он может увеличить данный объем, но не более, чем на 30 % от объема заключенного договора.

Также укажем, что в положениях о закупке, как это ни странно, может вообще не содержаться никаких правил внесения изменений в заключенный договор и его расторжения.

Расторжение договора

В положениях о закупке могут быть достаточно подробно прописаны условия расторжения договора.

Например, в положении о закупке одного заказчика говорится о том, что договор может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и заказчиком в одностороннем порядке. Условием первого случая является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора - фактически это означает, что, если обе стороны готовы расторгнуть договор, сделать это им очень просто. Условие второго случая заключается в возникновении обстоятельств, предусмотренных гражданским законодательством - например, если по договору поставки поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для учреждения срок; а также если поставщик неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил сроки поставки товаров (см. выше). Но также для этого возможность одностороннего расторжения договора заказчиком должна быть установлена и в самом договоре. Обратим внимание, что данная норма об одностороннем расторжении договора у этого заказчика полностью соответствует соответствующей норме федерального законодательства о контрактной системе 21 . В случае расторжения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому договору заказчик вправе заключить договор с участником закупки, с которым договор мог бы быть заключен при уклонении победителя от заключения договора, с согласия такого участника закупки. Договор заключается с данным участником закупки на условиях, указанных в поданной таким участником заявке на участие в закупке и в закупочной документации, с учетом особенностей, предусмотренных положением о закупке. Если до расторжения договора поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому договору, при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по договору, ранее заключенному с победителем процедуры закупки. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.

Правила расторжения договора могут быть установлены в положении о закупке и еще более детально. Например, в положении о закупке одного заказчика существует отдельный раздел «Расторжение договора», где указывается следующее.

Договор, может быть расторгнут заказчиком в одностороннем внесудебном порядке, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупок и договором, в том числе в следующих случаях:

  1. по договору поставки товаров:
    • поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок или невыполнения обязательства по замене товара в установленный срок;
    • поставки некомплектных товаров в случае, если поставщик, получивший уведомление заказчика, в установленный заказчиком разумный срок не выполнил требования заказчика о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;
    • поставки товара, не заявленного заказчиком или не содержащегося в перечне договорных товаров;
    • неоднократного (2 и более) или существенного (более 30 дней) нарушения сроков поставки товаров, указанных в договоре;
  2. по договору на выполнение работ (оказание услуг):
    • если подрядчик не приступает в установленный договором срок к исполнению договора или выполняет работу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному договором, становится явно невозможным;
    • если во время выполнения работы нарушены условия исполнения договора, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок подрядчиком такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
    • неоднократного (2 и более) или существенного нарушения сроков выполнения работ, указанных в договоре;
    • претензии к качеству работ;
    • превышение суммы договора;
    • если исполнитель не приступает в установленный договором срок к исполнению договора или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному договором, становится явно невозможным, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установленный договором;
    • если во время оказания услуги нарушены условия исполнения договора, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок исполнителем такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
    • неоднократного (два и более) или существенного (более 30 дней) нарушения сроков оказания услуг, указанных в договоре.

Кроме того, данный заказчик в своем положении о закупке установил, что он вправе расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке в случае, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным в документации об осуществлении закупок требованиям к участникам процедур закупок либо представил недостоверные сведения о требованиях к участникам процедур закупок, которые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры закупки. Для сравнения отметим, что в аналогичном случае в федеральном законодательстве о контрактной системе такое действие заказчика является не его правом, а его обязанностью 22 .

Таким образом, заказчики по 223-ФЗ, устанавливая «правила игры» в отношении изменения и расторжения договора в своих положениях о закупке, имеют достаточно большое «поле для маневра». Фактически они должны лишь следовать небольшому числу императивных норм, содержащихся в гражданском законодательстве (см. выше), а в остальном могут устанавливать эти правила в зависимости от собственного удобства и интересов. При этом заказчикам все-таки рекомендуется прописывать эти правила как можно более подробнее - ведь, осуществляя закупки по 223-ФЗ, заказчики в числе прочего должны руководствоваться положениями о закупке 23 .

1 Ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

2 Ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

3 Ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

4 Ч. 2 ст. 424 ГК РФ

5 Ч. 3 ст. 614 ГК РФ

6 Ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

7 Ч. 1 ст. 450 ГК РФ

8 Ч. 1 ст. 452 ГК РФ

9 Ч. 2 ст. 450 ГК РФ

10 Ч. 2 ст. 452 ГК РФ

11 Ст. 451 ГК РФ

12 Ч. 1 ст. 310 ГК РФ

13 Ст. 523 ГК РФ

14 Ст. 782 ГК РФ

15 Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»

16 Ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ

17 Ч. 5 ст. 453 ГК РФ

18 Ст. 381.1 ГК РФ

19 спользуются сведения из положений о закупке различных заказчиков, размещенные в ЕИС (www.zakupki.gov.ru)

20 См. ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

21 Ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

22 Ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Мадрих — Юридическая компания Содержание статьи

  • Процедура расторжения госконтракта по 44ФЗ
  • Расторжение контракта госзаказчиком по 44-ФЗ
  • Расторжение госконтракта поставщиком по 44-ФЗ
  • Расторжение контракта по 223-ФЗ

По общему правилу, отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке, согласно гражданского законодательства, не разрешен. Но, при исполнении госконтракта согласно с 44-ФЗ и 223-ФЗ возможен такой отказ в случае грубого нарушения стороной госконтракта своих обязательств. Одностороннее прекращение госконтракта по инициативе одной из сторон допустимо, если такое положение содержится в контракте и им предусмотрены основания для такого расторжения.

Расторжение договора по 223-фз

Внимание

Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положенийчасти 3настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке). Следовательно, регламент заключения, изменения и расторжения договора должен соответствовать нормам, установленным Гражданским кодексом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 310 ГК РФ в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке

Инфо

Отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в 30-дневный срок (ст. 452 ГК РФ). Также добавим, что на практике степень значительности ущерба в каждом конкретном случае определяется судом. Расторжение в связи с существенным изменением обстоятельств.


Сторона может выступить с инициативой о расторжении договора в случае так называемого существенного изменения обстоятельств – настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы заключен или был заключен на значительно отличающихся условиях (ст. 451 ГК РФ).

Расторжение по 223фз

Мы видим, что основания для расторжения госконтракта в одностороннем порядке различаются в зависимости от стороны госконтракта, которая инициирует расторжение. Чтобы прекращение госконтракта не было оспорено, соблюдается процедура расторжения и при расторжении в своем решении ссылаются исключительно на положения закона. Расторжение контракта по 223-ФЗ Прекращение госконтракта, который заключен в рамках 223ФЗ, четко законодательно не зафиксировано.


Поскольку 223-ФЗ регулирует общие принципы закупок в данной сфере, конкретные закупочные процедуры и порядок взаимодействия госзаказчика и поставщика устанавливаются в положении о закупке конкретного госзаказчика. Важно! Условия о возможности и порядке расторжения госконтракта в таком случае содержатся в госконтракте, положении о закупке и регулироваться общим положениями гражданского законодательства.
При этом истец должен будет предоставить доказательства того, что ответчиком были существенно нарушены условия контракта. Существенным нарушением условий контракта признается ситуация, при которой действия стороны привели к значительному ущербу другой стороны. Сторона, которая выступает с инициативой расторжения контракта, обязана направить другой стороне соответствующее уведомление с предложением устранить нарушение в досудебном порядке.
Если ответа на эту претензию не поступает в течение 30 дней, то подается иск в суд. Если судебным решением контракт расторгается по причине не выполнения своих обязательств поставщиком, то сведения о нем передаются в РНП. В дальнейшем это негативно скажется на его репутации.
Самым быстрым и выгодным для обеих сторон способом расторжения контракта становится соглашение. При возникновении же спорных ситуаций необходимо обращаться в суд.

223 ap jlyjcnjhjytt расторжение договора исполнителем

Этого Закона, показывает, что изменение и расторжение договора возможно в следующих случаях:

1) по соглашению сторон;

2) ввиду одностороннего внесудебного отказа одной из сторон от исполнения договора полностью или частично;

3) по решению суда по требованию одной из сторон.


По соглашению сторон изменение и расторжение договора согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ возможны, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Закон N 223-ФЗ не содержит норм, прямо исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, равно как и расторжения договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС). Кроме того, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что сведения об изменении и расторжении договора должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками, а ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ указывает, что сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует также учитывать, что согласно п. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры автономных учреждений, подлежащие оплате за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, включается - по смыслу данной нормы - обязательно - условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А второй абзац п. 5 ст. 78.1 БК РФ указывает на возможность расторжения указанных договоров в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Как видим, закон прямо предусматривает возможность как изменения, так и расторжения договора, требуя от заказчика только размещения информации об изменении договора в ЕИС и в реестре договоров, заключенных заказчиками, а о расторжении договора - в реестре договоров, заключенных заказчиками, и в реестре недобросовестных поставщиков.


Вместе с тем, следует учитывать, что возможны различные варианты трактовки ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Так, в письме Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2349 высказано мнение, что изменены могут быть только условия, упомянутые в этой норме: условия об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора. Однако, на наш взгляд, это слишком расширительное толкование приведенной нормы. Во-первых, сама она не содержит никаких запретов на изменение условий договора, а только устанавливает обязанность сообщать об этих изменениях. Во-вторых, следует заметить, что она говорит об изменении конкретных условий - части тех условий, которые обязательно должны включаться и в извещение о закупке, и в документацию о закупке (п.п. 3 - 5 ч. 9 , п.п. 3 - 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а также вносятся в реестр договоров, заключенных заказчиками, отдельной строкой (пп. "д" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных на основании ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132). Соответственно, можно сделать вывод, что такие условия договора предполагаются наиболее значимыми, по причине чего об изменении некоторых из них необходимо уведомлять публично. Видимо, именно на таком подходе основаны разъяснения, данные в другом письме Минэкономразвития России - письме от 04.08.2015 N Д28и-2250, в котором со ссылкой на ту же норму говорится о невозможности изменения конкретно предмета договора, как раз относящегося к указанной выше категории условий.


Кроме того, по нашему мнению, в отдельных случаях изменение договора в виде увеличения количества товаров, объема работ или услуг по соглашению сторон по сути также может расцениваться как заключение нового договора и, следовательно, как новая закупка, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств . Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.


Односторонний отказ от договора (исполнения договора) полностью или частично , как следует из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, допускается в случаях, установленных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).