Правовое регулирование деятельности в сфере энергетики. Особенности правовой природы отношений в сфере энергетики Правовое регулирование саморегулирования в сфере энергетики

Понятие и предмет энергетического права

Определение 1

Энергетическое право является системой норм права, которые регулируют отношения в обществе, формирующиеся в связи с производством, преобразованием, отдачей, реализацией, применением и сбережением разнообразных видов ресурсов энергетического типа, а также по поводу обеспечения энергетической безопасности.

Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые складываются в сфере энергетики, являющейся одной из важнейших составляющих экономики любой страны современного периода времени, а также отношения в обществе, которые связаны с экологическими требованиями, инвестициями в сферу энергетики, антимонопольными мерами, мерами по обеспечению безопасности на объектах энергетики и мерами энергетической безопасности.

Энергетическое право как комплексная правовая отрасль системы права РФ

Энергетическое право сочетает в себе юридические нормы, входящие в комплексные образования гражданского, уголовного, административного и трудового права.

В соответствии со 2-ой статьей Федерального закона «Об электроэнергетике», законодательство России об энергетике базируется на Конституции РФ, и состоит из ГК РФ действующего ФЗ и иных федеральных законов, которые регулируют отношения в сфере электроэнергетики, а также указов президента государства и постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанным федеральным законам.

Отталкиваясь от этого, энергетическое право может рассматриваться в форме специальной части публичного права. Энергетическое право является правовой системой норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессии и в связи с реализацией деятельности экономического характера в сфере энергетики. Совместно с этим нужно отметить, что отнесение энергетического права к публичному или частному блоку в границах отечественной правовой системы в значительной мере соответствует отношениям к проблематике институционального фактора в применении права и правотворчестве.

Институционализация энергетического права, обусловленная единством целей и задач правового урегулирования, должна в себя включить взаимную связь правового института, нормы, отрасли и подотрасли права. Данные элементы системы права организованы по признакам преобладания предмета урегулирования права. Но в науке не образовалось общего подхода к осознанию предметности энергетического права.

Яковлев В.Ф. отметил, что энергетическое право представляется реальностью. Иной вопрос, какой же смысл в этот термин вкладывается. Чем же эта реальность является – подотраслью законодательства или правовой отраслью? Думаю, мы можем применять это словосочетание по аналогии тому, как мы можем говорить о сельскохозяйственном, промышленном, транспортном праве и т.п. На самом же деле, речь идет об общности норм, правовых источников, актов законодательства, которые обеспечивают урегулирование этой важнейшей экономической отрасли.

Замечание 1

П.Г. Лахно, в собственную очередь, рассмотрел энергетическое право в образе подотрасли предпринимательского права.

В.Ф. Попандопуло отмечает, что энергетическое право в форме одного из урегулировало имущественные и личные неимущественные отношения меж лицами, которые реализуют деятельность в сфере энергетики, либо иным образом принимают в ней участие. Здесь речь идет об энергетических отношениях, базирующихся на автономии воли, на имущественной самостоятельности и равенстве участников.

В то же время, О.А. Городов говорил о том, что энергетическое право выступает в образе комплексной правовой отрасли, которая объединяет в своей предметной области большой число разных групп отношений, существующих в сфере энергетики, а также тесно взаимно воздействует с профилирующими и специальными правовыми отраслями, и прежде всего с гражданским и административным правом.

На основании всего этого можно сделать вывод, что «энергетическое право является системой норм права, которые на комплексной базе регулируют запреты, дозволения, обязывания в сфере общественных отношений, которые формируются в связи с преобразованием, производством, реализацией, передачей, использованием различных видов энергоресурсов, их сохранением, обеспечением безопасности энергетического типа.

Согласившись с тем, что развитие энергетического права исходит от института гражданского права к комплексной отрасли автономности в границах отечественной системы права, необходимо образовать специфическую методику правового урегулирования. В последнее время применяются императивный и диспозитивный методы в форме универсальных для базисных отраслей отечественной системы права таких, как:

В связи с этим с институциональной стороны энергетическое право абсолютно точно вправе занять самостоятельное отдельное место в форме комплексной отрасли в границах российской системы права. Нормы, являющиеся свойственными энергетическому праву, управляют специфическими группировками отношений в сфере энергетики, формирующие обособленный независимый предмет урегулирования, но взаимно связанный тесным образом с иными правовыми отраслями. Это относимо и к гражданскому правовому аспекту в общественных отношениях, которые имеют отношение к энергетическим ресурсам в виде товара, и к административному правовому урегулированию отношений в обществе в сфере энергетики.

Необходимость государственного содействия становлению института саморегулирования нашла свое отражение в программных документах Правительства Российской Федерации и в выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева, полностью поддерживающего уже достаточно солидные по возрасту идеи передачи государственных функций общественным организациям, в том числе, саморегулируемым. Поддержка и идея саморегулирования бизнеса прозвучала в недавнем выступлении президента на заседании комиссии по модернизации технологического развития экономики в январе в городе Липецке. Развитие саморегулирования в целом и в отдельных отраслях экономики в частности выделяется в качестве одной из задач в документах, определяющих основные стратегические направления РФ в срочной и долгосрочной перспективе, таких как концепция социально-экономического развития и основные направления деятельности правительства РФ на период 2012 года.
27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон 261 об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, установивший требования к энергетическим обследованиям, которые могут проводить только организации или лица, являющиеся членами СРО. В силу 30 июля 2010 г. вступил Федеральный закон 190 о теплоснабжении, согласно которому предлагается с 1 января 2011 г. введение в силу нормы о необходимости наличия у теплоснабжающих и тепловых организаций свидетельства о допуске к работам СРО в сфере теплоснабжения.
Сегодня зарегистрированы 16 саморегулируемых организаций в области энергообследований не только в Москве, но и в других регионах РФ. Основная цель энергоаудита – это получение объективных данных об объеме используемых ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережений, повышение энергетической эффективности, разработка перечня типовых доступных мероприятий по энергосбережению, повышение энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. По результатам энергетического обследования обязательно составляется энергетический паспорт, который является официальным документом, содержащим информацию об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, объеме используемых энергетических ресурсов и его изменениях, показателях энергетической эффективности.
По данным Ростехнадзора, более 80% энергоблоков, опасных производственных объектов тепло- и электроэнергетики отработали расчетный срок службы. К 2015 г. 90 электроблоков отработают уже парковый ресурс. В промышленной энергетике 34000 агрегатов под надзором Ростехнадзора, 40 из которых отработали нормативный срок службы. С целью получения объективных данных по показателям энергетической эффективности и потенциала энергосбережения, разработки перечня типовых доступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведения их стоимостной оценки, НТЦ «Промышленная безопасность» предложило Минэнерго России включить работы по оценке технического состояния оборудования, эксплуатируемого на опасных производственных объектах, в перечень обязательных работ по энергетическим обследованиям.
В перечень организаций, для которых проведение энергетического обследования является обязательным, входят органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц, организации с участием в государстве или муниципального образования и организации, осуществляющие регулированные виды деятельности. Кроме того, обязательному энергетическому обследованию подлежат организации, осуществляющие производство и транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, фактически вся экономика РФ. Организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива превышают 10 млн руб. за календарный год. Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемой полностью или частично за счет Федерального, субъектов Федерации и местных бюджетов.
Федеральным законом государственное лицензирование в области энергетических обследований не предусмотрено. Оказывать услуги в этой области могут только лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования, включенных в государственный реестр таких организаций. Постановлением Правительства РФ на Министерство энергетики РФ возложены функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и контроля за их деятельностью. Создание и функционирование СРО в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона 261 и ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях».
Некоммерческая организация может приобрести статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования при условии ее соответствия следующим требованиям: это объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее, чем 40 субъектов профессиональной деятельности. Наличие документов, в том числе стандартов правил, обязательных для выполнения всеми членами СРО в области энергетического обследования. Наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов СРО в области энергетического обследования как способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО в области энергетического обследования.
Фактически принцип создания СРО аналогичен тем организациям, которые в других отраслях промышленности сегодня созданы или создаются. С учетом мнения ведущих специалистов институтов, предприятий были выработаны приоритетные направления работы по ведению саморегулирования. Получила одобрение и идея создания СРО в области промышленной безопасности, объединяющая лиц, проводящих оценку соответствия, прежде всего, экспертизы промышленной безопасности.
В настоящее время уже созданы или находятся на стадии создания более 20 некоммерческих партнерств, будущих СРО в области промышленной безопасности. В октябре 2009 г. только началась, к сожалению, регистрация СРО в области промышленной безопасности в государственном реестре, ведение которого осуществляет Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии Росреестр. На 20 августа в Госреестре зарегистрированы 14 СРО в области промышленной безопасности. Чем больше становится таких организаций, тем громче слышны их обращения о необходимости введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве.
Сейчас уже стало ясно, что для того, чтобы механизмы саморегулирования в области промышленной безопасности работали на полную мощность, необходимо внесение соответствующих изменений в ФЗ РФ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Такая позиция поддержана и в части парламентских слушаний на тему о совершенствовании законодательной базы, обеспечения безопасности опасных производственных объектов, которая была рекомендована Федеральному Собранию РФ внести изменения в ФЗ №116, в том числе, в части разграничения ответственности государства и субъектов экономической деятельности, передачи отдельных функций СРО.
По словам Сергея Николаевича Мартюшова, ведущего советника аппарата Комитета по энергетике Государственной Думы РФ, если рассматривать механизмы энергетического обследования, то становится ясно, что хотя в законе и говорится, что энергетическое обследование проводится в общем случае в добровольном порядке, проведение его является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулирование деятельности, организаций, осуществляющих в производстве транспортировку воды и природного газа, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, переработку природного газа, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн рублей на календарный год. То есть, вот эти перечисленные пункты практически говорят, что вся экономика подлежит обязательному энергетическому обследованию. И не только экономика, а все сферы деятельности. Таким образом, в сферу проведения обязательных энергетических обследований попадают все мало-мальски значительные объекты экономики.
В законе сказано, что энергетическое обследование вправе проводить только лица, которые являются членами СРО в области энергетического обследования. Первое обязательное энергетическое обследование должно быть организовано и проведено до 31 декабря 2012 года, последующие – не меньше, чем 1 раз в каждые 5 лет. Таким образом, есть еще некоторое время для создания СРО в области проведения энергетических обследований и разработки нормативной базы, регулирующей их деятельность. Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти, который должен разработать соответствующую нормативную базу, осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ данных энергетических паспортов. Каждая СРО в области энергетического обследования раз в три месяца обязана направлять заявления и копии энергетических паспортов, составленных ее членами по результату проведения ими за указанный период обязательных энергетических обследований. Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти вправе запрашивать и получать у СРО в области энергетического обследования данные о добровольно проведенных энергетических обследованиях, а также данные по результатам добровольных обследований энергетических паспортов.
Вот все, что фактически в законе сказано о деятельности организаций в области энергетических обследований энергоаудита. Если требования к энергетической эффективности, составлению региональных, муниципальных программ к внедрению обязательных приборов учета прописаны в законе достаточно подробно, то работа организаций в области энергетических обследований, требует еще большой работы в области подзаконных актов. В частности, как будут организации обследовать органы государственной власти, режимные объекты, объекты атомной энергетики, объекты обороны. Что это будут за организации, как они будут объединяться в СРО? Все это требует уточнения в нормативной базе.

МАРТЮШОВ Сергей Николаевич, ведущий советник аппарата Комитета по энергетике Госдумы РФ

Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Что должно получаться по результатам энергетического обследования? В законе говорится: это получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения, повышение энергетической эффективности, разработка типовых доступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение их стоимостной оценки. Что нам даст перечень типовых общедоступных мероприятий? Даст он повышение энергоэффективности в 2- 2,5 раза, которое требуется для нашей экономики. С одной стороны, такая общая формулировка в законе требует значительных усилий при разработке подзаконных актов, конкретизирующих данное положение. С другой стороны, это позволяет наполнить эти положения закона значительным реальным содержанием и сделать их действенными механизмами повышения энергоэффективности отраслей отечественной экономики. С одной стороны, огромная ответственность ложится на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который должен организовать методическое обеспечение, регламентацию деятельности СРО в области энергетического обследования. С другой стороны, встает вопрос о специализированных СРО в области энергетического обследования.

ПРИДАННИКОВ С.П., заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора

Когда несколько лет назад были впервые поставлены вопросы сертификации электроэнергии, всплыл целый комплекс проблем, которые необходимо решить в данной области. Были необходимы сертифицированные лаборатории, которые замеряют параметры качества электрической энергии. Должна быть соответствующая техническая база для оборудования этих лабораторий, обученный персонал. Необходим орган сертификации качества электрической энергии.

СОЛОВЬЕВ А.Б., заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора

Для достижения должного уровня промышленной безопаности в Удмуртской Республике необходима масштабная модернизация промышленных мощностей. Эта сложная и комплексная государственная задача может быть решена через реализацию Закона по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Закон вводит комплексную систему государственного контроля. Вводится двухуровневая система государственного контроля – это федеральный и региональный государственный контроль. Следует обратить внимание на то, что объектом контроля являются не только организация в любой форме собственности, но и руководители, а также должностные лица.

КОТЕЛЬНИКОВ Владимир Семенович, генеральный директор ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», председатель Координационного Совета НП «ЭНЕРГОАУДИТ»Актуальные вопросы в области энергетических обследований

Специалистами ряда крупных институтов были проанализированы нормативно-методические документы, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований. В результате рассмотрения было установлено, что при оценке энергетической эффективности обследуемого оборудования практически не учитывается его техническое состояние. В крайнем случае, энергоаудитор рассматривает работу по оценке технического состояния оборудования как дополнительную задачу, решаемую при энергетических обследованиях. В то же время одной из целей энергоаудита провозглашена оценка долей энергетических потерь, которые связаны с ухудшением технического состояния оборудования и систем. Опыт проведения работ по экспертизе промышленной безопасности оборудования, эксплуатирующегося на опасных производственных объектах тепло-, электроэнергетики, ТЭЦ, ГРЭС, котельных, площадках хранения мазутного топлива, трансформаторных подстанций и так далее, позволяет сделать вывод, что эта задача может быть решена только в рамках работ по технической диагностике такого оборудования, проводимой конкретными специализированными экспертными организациями с использованием современной аппаратуры в неразрушающем контроле нормативно-технических документов и конструкторских документациях заводов-изготовителей.

РАДИОНОВ О.В., министр промышленности и энергетики

Удмуртской РеспубликиПредприятиям, в первую очередь, необходимо до конца 2012 года провести энергоаудит, чтобы понять, на каком уровне энергопотребления на единицу продукции они находятся в настоящий момент. Это сразу покажет уровень их конкурентоспособности и определит необходимые меры, проводимые в данной сфере. Энергоэффективность сегодня - это вопрос выживания предприятий завтра.

Круг субъектов энергетических отношений широк и разнообразен. Данная сфера отношений касается не только государства, его органов, должностных лиц, муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления, наделенных определенными полномочиями в энергетической сфере, но и всех без исключения граждан и их объединений, юридических лиц как потребителей электрической, тепловой и иных видов энергии.

Субъекты энергетических отношений можно условно разделить на три группы: производители энергетической продукции, ее потребители и субъекты, облеченные властными полномочиями в энергетической сфере - органы государственной и муниципальной власти и должностные лица. Об ответственности последних речь шла в предыдущих параграфах.

К производителям в сфере энергетики можно отнести лиц, осуществляющих деятельность в сфере энергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и иных видов энергии, приобретение и продажу энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической и иной энергии, оперативнодиспетчерскому управлению в энергетике, сбыт электрической и иной энергии (мощности), организацию купли-продажи энергии и мощности. В большинстве случаев это - юридические лица, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере энергетики, саморегулируемые организации. Они могут нести административную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа и административного приостановления деятельности. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Так, ст. 9.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Такое деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.; на должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс.

до 2 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Административное производство по таким делам осуществляют органы государственного энергетического надзора.

Гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер и за гражданско-правовые проступки, в том числе в сфере энергетики, налагается по общим правилам гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами. Субъектами гражданско-правовой ответственности могут быть как производители, так и потребители энергетических продуктов.

Потребителями продукции топливно-энергетического комплекса являются как юридические, так и физические лица. Физические лица за правонарушения в энергетической сфере несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Особым субъектом в уголовном и административном законодательстве является должностное лицо.

Должностными лицами в уголовном законе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационнораспорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К субъектам энергетических отношений, которые несут уголовную ответственность как должностные лица, относятся лица, обладающие вышеуказанными признаками, наделенные полномочиями в сфере энергетики, в том числе должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В административном законодательстве под должностным лицом организации, не являющейся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, государственной и муниципальной организацией, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. Когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации. Такими лицами могут быть руководители предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих деятельность в сфере ТЭК.

Ответственность различных субъектов энергетических отношений неодинакова. Применение того или иного вида ответственности зависит от целого ряда факторов:

  • совершенного деяния, подпадающего под признаки преступления или иного правонарушения;
  • статуса субъекта энергетических отношений (кроме гражданско-правовых отношений, которые основываются на автономии воли и равноправии сторон). В уголовном и административном законодательстве предусматривается повышенная ответственность должностных лиц. Совершенно очевидно, что общественная опасность или общественный вред деяний, совершенных должностным лицом, выше, поскольку наносит больший ущерб интересам личности, общества, государства;
  • наступивших последствий. В ряде случаев юридическая ответственность наступает только при наличии тяжких последствий (например, ст. 215.1 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия).

Нормы законодательства РФ о юридической ответственности субъектов энергетических отношений выполняют важную функцию охраны прав и свобод человека в сфере энергетики, экономической безопасности страны.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Процессы саморегулирования, активно начатые строителями, теперь получили свое развитие и в энергетике. Отдадим должное организационным усилиям представителей строительной отрасли, и прежде всего, строительных ассоциаций, являющихся сейчас наиболее активными участниками данного процесса в России, и отметим, что саморегулирование в ТЭК имеет свою очевидную специфику. Ведь, несомненно - энергетика и электроэнергетика в частности играет значимую роль в современном обществе.
Сегодня на повестке дня стоит проблема реформирования большой энергетики, которая тесно связана с региональными и национальными инвестиционными программами социально-экономического развития, являясь их важнейшей инфраструктурной частью.

В настоящее время сектор энергетики (и электроэнергетики в частности) представлен целым рядом ключевых игроков, с разным уровнем ответственности и кругом задач. Но также на рынке присутствует и разнородное бизнес-сообщество, объединенное в профессиональные отраслевые ассоциации.

Охват процессами саморегулирования всего бизнес-сообщества, а не отдельных его представителей, позволит не только обеспечить более надежное и качественное исполнение договорных обязательств, но и повысить конкурентоспособность отечественной энергетики в целом. Саморегулируемые организации свои нормы, стандарты и правила профессиональной предпринимательской деятельности трактуют жестче, нежели государственные регламенты и стандарты, поскольку субсидиарная (коллективная ответственность), являющаяся основополагающим правилом любой СРО является наиболее весомым аргументом добропорядочности членов партнерства. Также сюда можно добавить и деятельность по предотвращению рисков и убытков для заказчиков и потребителей, включая солидарную финансовую ответственность и другие действенные возможности.

Первоочередные задачи СРО в сфере энергетики должны включать в себя разработку нормативной базы, информационное обеспечение, консультирование в области подготовки кадров.

РАО ЕЭС уже начало создавать систему технического регулирования, которая направлена на решение нормативных и технологических проблем, сокращение издержек, повышение качества продукции и услуг.

Создание новой нормативной базы просто необходимо. Старая база устарела, ее нормы и требования весьма далеки от требований сегодняшнего дня. Современные нормы и требования должны быть непосредственно связаны с энергобезопасностью и должны обеспечить принцип эффективности. Все нормативные документы должны быть гармонизированы друг с другом. Структура новой нормативной базы будет включать в себя:
технические стандарты (регламенты). Именно они определяют уровень энергетической и иной безопасности.
Региональные стандарты (территориальные);
Своды правил.
Стандарты организаций.
Инструкции и правил

Таким образом, основной целью создаваемых СРО энергетиков должно стать повышение эффективности энергетического комплекса, содействие его безопасности и бесперебойному функционированию.

(Романова В. В.) («Юридический мир», 2013, N 4)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

В. В. РОМАНОВА

Романова Виктория Валерьевна, доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), соискатель кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, партнер российско-британской юридической фирмы «Мусин, Ибрагимов и партнеры», кандидат юридических наук.

В настоящей статье автор проводит правовой анализ особенностей правовой природы отношений в сфере энергетики, субъектного состава правоотношений, объектов правоотношений в сфере энергетики, определяет круг общественных отношений, регулируемых нормами энергетического права.

Ключевые слова: право, частноправовые отношения, публично-правовые отношения, субъект, объект.

Peculiarities of legal character of relations in the sphere of energetic V. V. Romanova

In this article the author makes legal analysis of peculiarities of legal character of relations in the sphere of energetic, subject composition of legal relations, objects of legal relations in the sphere of energetic, shows up the sphere of social relations, which are regulated by energetic law.

Key words: law, private-legal relations, public-legal relations, subject, object.

Следует отметить, что вопрос о правовой природе отношений в сфере энергетики неоднократно поднимался в правовой литературе. Из представленных в правовой литературе позиций в отношении круга общественных отношений в сфере энергетики следует, что все позиции основаны на том, что соответствующие общественные отношения имеют «отраслевую» (энергетическую) общность. В. Ф. Попондопуло, рассматривая вопросы энергетического права и энергетического законодательства, определяет энергетические отношения как отношения по производству, передаче и потреблению энергии, включая электроэнергию и другие ее виды <1>. ——————————— <1> Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития. Энергетика и право. М.: Издательство «Юрист», 2008. С. 205.

В. Ф. Яковлев, П. Г. Лахно подчеркивают, что энергетика — это отрасль экономики и существующие в рамках данной отрасли отношения, в т. ч. и по поводу поиска, разведки, добычи первичных источников, выработки, передачи (транспортировки), распределения и использования (потребления) энергии, как раз они и представляют собой ту основу, на которую накладываются регулирующие их нормы энергетического права <2>. Необходимо обратить внимание, что В. Ф. Яковлевым, П. Г. Лахно дано определение топливно-энергетического комплекса страны как системы связанных энергетических отраслей, предприятий и организаций, имеющих в своей основе единство выполняемых ими функций по добыче (производству), переработке, преобразованию, хранению, транспортированию и распределению энергоносителей и энергетических ресурсов, включая сооружения и эксплуатацию объектов энергетики, с целью обеспечения потребностей населения и экономики страны энергетическими ресурсами, выполнения международных обязательств и охраной окружающей природной среды <3>. ——————————— <2> Энергетическое право России и Германии: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. П. Г. Лахно. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. С. 49. <3> Там же. С. 59.

А. Г. Лисицын-Светланов при исследовании специфики правового регулирования нефтегазового комплекса России справедливо отмечает, что возникающие общественные отношения с участием хозяйствующих структур нефтегазового комплекса охватывают весь производственно-хозяйственный цикл, начиная с геологоразведки на площадке возможных месторождений нефти и газа, их освоения с добычей углеводородного сырья, его транспортировки до потребителя с использованием трубопроводных сетей не только в границах России, но и за ее пределами по условиям межгосударственных соглашений <4>. ——————————— <4> Лисицын-Светланов А. Г. Роль права в модернизации экономики России. М.: Учреждение Российской академии наук «Институт государства и права РАН», 2011. С. 16.

О. А. Городов отмечает, что ядром предметной области энергетического права выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере энергетики, которая представляет собой область народного хозяйства, охватывающую энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии, что к указанной группе тесно примыкают иные группы отношений, возникающих в связи с выработкой, преобразованием, передачей и использованием различных видов энергии, среди которых отношения, связанные с инвестированием в энергетику, с экологическими требованиями, предъявляемыми к организации деятельности предприятий энергетики, с обеспечением безопасности в сфере энергетики, с энергоснабжением и др. <5>. ——————————— <5> Городов О. А. Введение в энергетическое право: Учебное пособие. М.: Проспект, 2012. С. 7, 11.

Таким образом, определяясь с кругом отношений, регулируемых нормами энергетического права, можно сказать, что данные отношения охватывают отношения, возникающие в связи с поиском, добычей энергоресурсов, производством, переработкой, передачей, хранением, транспортированием, распределением различных видов энергии, проектированием, строительством энергетических объектов, обеспечением энергетической безопасности. Эти отношения складываются: 1) между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в данной сфере, между данными лицами и лицами, приобретающими различные виды энергоресурсов и которыми оказываются соответствующие услуги; 2) между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в энергетической сфере, уполномоченными государственными органами и соответствующими саморегулируемыми организациями. В первом случае речь идет о частноправовых отношениях, во втором — о публично-правовых отношениях. Следует отметить, что в настоящее время сфера публично-правового регулирования деятельности в сфере энергетики существенно расширена в связи с появлением, действием и развитием института саморегулирования <6>. ——————————— <6> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева» // Российская газета. 2005. 28 декабря; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 461-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мисовца Василия Григорьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 15 и 24.6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2009. N 5.

Рассматривая вопросы правового регулирования нефтегазового комплекса, А. Г. Лисицын-Светланов верно отмечает, что отношения, складывающиеся в процессе функционирования нефтегазового комплекса, охватывают разнообразные отношения его участников как по вертикали, так и по горизонтали, а именно отношения публично-правового и частноправового характера с учетом специфики правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, в т. ч. в транснациональных масштабах <7>. ——————————— <7> Лисицын-Светланов А. Г. Указ. соч. С. 15.

Основным объектом частноправовых отношений в сфере энергетики является прежде всего тот или иной вид энергии или энергоресурса, например электрическая энергия, тепловая энергия, газ, нефтепродукты, уголь. В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <8> дано определение энергетического ресурса, под которым понимается энергетический ресурс — носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии). ——————————— <8> Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5711.

Согласно нормам § 6 главы 30 ГК РФ электроэнергия, газ, нефть, нефтепродукты относятся к товарам (ст. 548 ГК РФ). В соответствии с п. 26 ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <9> энергия также отнесена к товарам, которые являются предметом внешнеторговой деятельности: «Товар — являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии». ——————————— <9> Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850.

Следует отметить, что в правовой литературе имеется дискуссия по вопросу о принадлежности энергии к тому или иному виду объектов гражданских прав <10>. В. Ф. Яковлев, П. Г. Лахно, рассматривая данный вопрос, отмечают наличие четырех концепций — вещной, обязательственной, смешанной и автономной и предлагают определять энергию (в первую очередь электрическую) в качестве самостоятельного объекта гражданских и иных прав <11>. ——————————— <10> См., напр.: Зайченко Н. Электрическая энергия в гражданском праве: проблемы определения и классификации // Хозяйство и право. М., 2007. N 12; Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 6; Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 7; Матиящук С. В. Электрическая энергия: право требования или особый вид имущества // Цивилист. Научно-практический журнал. М.: АНО «Юридические программы», 2008. N 4; Матиящук С. В. Электрическая энергия и мощность как особые объекты гражданского оборота: вопросы теории и практики // Журнал российского права. М.: Норма, 2008. N 12. <11> Яковлев В. Ф., Лахно П. Г. Энергетическое право как комплексная отрасль права России. Энергетическое право России и Германии: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. П. Г. Лахно, русск. издание. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. С. 43.

Объектом отношений в сфере энергетики могут быть также работы по строительству новых энергетических объектов, модернизации, реконструкции существующих энергетических объектов, проектные, изыскательские работы, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Объектом отношений в сфере энергетики могут быть также различные виды услуг. Что касается объектов публично-правовых отношений, то, как верно отмечают Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров, в каждом конкретном административно-правовом отношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т. е. на то, ради чего возникает правоотношение <12>. Объектами публично-правовых отношений в сфере энергетики являются действия, поведение субъектов энергетических отношений. В случае, если действия субъектов энергетических отношений нарушают установленные законом требования, предусматривается административная и уголовная ответственность <13>. ——————————— <12> Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. С. 62. <13> См., напр.: ст. 9.6 — 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ст. 215, ст. 215.1 — 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

На основании очерченного круга общественных отношений, складывающихся в сфере энергетики, представляется, что энергетическое право может быть определено как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения (как частноправовые, так и публично-правовые), возникающие в связи с поиском, добычей энергоресурсов, производством, переработкой, поставкой, хранением, транспортировкой различных видов энергии, проектированием, строительством энергетических объектов, обеспечением энергетической безопасности.

——————————————————————