Эко Информ – информационное агентство. Конституционно-правовая природа экологических прав человека в российской федерации Вопросы экологии в нормах конституции

До принятия Конституции РФ вопросы экологии в основном носили природорессурный характер и не выходили за рамки правовой регламентации порядка использования и восстановления объектов природы их охраны. Данные вопросы в контексте их конституционного содержания практически не были предметом изучения науки конституционного права и рассматривались лишь с позиции конституционно установленной обязанности граждан охранять природу и природные богатства. Установление Конституцией РФ 1993 года нового по своей сути и содержанию конституционного экологического права - права на благоприятную окружающую среду поставило перед наукой конституционного права вопросы о его сущности и содержании, необходимость определения понятия «окружающей среды», конституционных основ и структуры экологических прав человека.

Анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, под которыми имеется в виду права человека на природу или связанные с природой, показывает, что функциональное назначение их различно. Выделяются такие группы прав как:

  • 1. Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование. К этой разновидности прав относятся также право на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») и благоприятную среду жизнедеятельности (ст. 8 Градостроительного кодекса) в той мере, в какой среда обитания и среда жизнедеятельности включают в свое содержание окружающую среду.
  • 2. Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. По данным Всемирной организации здравоохранения, состояние человека до 80% определяется экологическим факторами. В этой связи от степени, зависимости состояния здоровья от окружающей среды к этой разновидности прав относят конституционное право на охрану здоровья (ст.41 Конституции РФ), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность, установленное ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения»
  • 3. Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. К этой группе прав относятся права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде и т.д.1

Сложная структура экологических прав обусловливает необходимость исследования конституционных основ этого, имеющего во многом комплексный характер правового института.

Иерархия эколого-правовых нормативных актов представляет собой конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст. 15).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).

Конституция РФ является основным источником всех отраслей права, а значит, и экологического права. Это происходит потому, что Конституцию РФ от других источников отличают особые юридические свойства, которые заключаются:

  • - в верховенстве Конституции. Это означает, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Она выступает как бы доминантой всего общественного развития;
  • - в ее роли как ядра правовой системы ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и текущего законодательства;
  • - в особой охране Конституции, т. е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных норм играет Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и ее субъектов.

Эти нормы последовательно закреплены в Конституции РФ.

Аспекты экологического права, которые отражает и закрепляет Конституция РФ:

  • - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (ст. 9, ч. 1);
  • - земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9, ч. 2);
  • - граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю и некоторые другие природные ресурсы (ст. 35);
  • - владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»). Условия и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса РФ;
  • - каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
  • - ст. 42 является основополагающей. Она гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Вслед за Федеративным договором Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 72).

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов.

Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации -- административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации.

Согласно ст.13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности по закону. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане -- до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица -- до двадцатикратного размера минимальной заработной платы).

В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитываются степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией.

При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления -- за счет средств государственных экологических фондов.

Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещают причиненный вред согласно ст.1079 ГК.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения финансирования такой деятельности соответствующими банковскими учреждениями.

Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды.

Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан. Эти права конкретизируются и развиваются в российском федеральном законодательстве -- Земельном и Водном кодексах. Основах лесного законодательства, законах о недрах, о животном мире, об охране и использовании атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях. Утверждено и начало применяться Положение об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), согласно которому должны проводиться общественные слушания проектов, затрагивающих окружающую среду, учитываться и обсуждаться ближайшие и отдаленные последствия хозяйственной и иной деятельности, приниматься во внимание мнение населения, находящегося в сфере влияния проектируемого, строящегося или реконструируемого объекта.

Одной из узловых стадий природоохранной деятельности становится государственная экологическая экспертиза. Согласно Закону РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995г. граждане могут направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей среды аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой деятельности, получать от них информацию о результатах проведения экспертизы, обжаловать выводы в суд.

По инициативе граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза -- независимо от государственной и параллельно с ней. При этом проводящие ее общественные объединения вправе получать от заказчика документацию, участвовать через наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, получать нормативно-техническую документацию, устанавливающую требования к проведению экологической экспертизы.

Провозглашенная в ст.12 Конституции самостоятельность органов местного самоуправления предусматривает и некоторые гарантии в области экологии. Органы местного самоуправления могут, в частности, получать информацию об объектах и результатах экологической экспертизы, проводить по ним опросы, референдумы среди населения, информировать государственные органы, в том числе прокуратуру, о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения.

Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется лишь на основании решения суда или арбитражного суда.

В осуществлении предусмотренных Конституцией экологических прав граждан решающее значение приобретает их информационное обеспечение. Важно здесь подчеркнуть невозможность утаивания, сокрытия экологических сведений. В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993г. «О государственной тайне» не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, о фактах нарушения прав и свобод гражданина. Таким образом реализуются в области экологии положения ст.29 Конституции о свободе информации.

3.2. Экологические вопросы в Конституции Российской Федерации

Отечественное экологическое законодательство основывается на ряде положений Конституции Российской Федерации. Так, в главе 1 "Основы конституционного строя" в статье 9 говорится "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

Многие экологические положения включены в главу 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина". Можно выделить три типа статей, представляющих интерес с точки зрения экологической безопасности. Во-первых, это статьи, непосредственно посвященные экологическим правам и обязанностям граждан. Во-вторых, статьи, в которых упоминаются экологические проблемы. В-третьих, статьи, посвященные более общим проблемам, дающие основы для экологической деятельности наряду со многими другими видами деятельности. Рассмотрим все ттри типа статей в указанном порядке.

Основной для экологического законодательства является статья 42 "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Таким образом, в этой статье Конституции выделено три правовых элемента:

во-первых, право на благоприятную окружающую среду, природную или антропогенную;

во-вторых, право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, независимо от того, является ли в рассматриваемый момент времени эта среда благоприятной или нет;

в-третьих, гарантируется право за возмещение ущерба в случае экологических правонарушений (но не в случае причинения вреда природными явлениями, например, землетрясением или наводнением).

Это право естественным образом сочетается с экологическими обязанностями: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 58).

Перейдем к статьям, в которых упоминаются экологические проблемы . В части 2 статьи 36 сказано: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". Здесь весьма важен текст после слова "если". Он подчеркивает условность (неабсолютность) понятия собственности, его подчиненность интересам общества. Например, согласно этой статье Конституции владелец земельного участка на берегу водоема обязан обеспечить доступ граждан к водоему для осуществления их права на отдых (если, конечно, сам водоем не принадлежит указанному владельцу участка).

В статье 41 говорится о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В статье 37 констатируется, что: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены". Согласно статье 21: "Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам".

Весьма многие статьи главы 2, касающиеся более общих блоков проблем, дают юридическое обоснование действиям по повышению экологической безопасности . Например, такие статьи, как 20-я и 53-я:

Статья 20 "Каждый имеет право на жизнь".

Статья 53 "Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

Согласно статье 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять информацию гражданину, касающуюся его прав и свобод, в том числе экологического характера. Свобода распространения экологической информации вытекает из статьи 29. Возможность создания экологических организаций (объединений) гарантируется статьей 30. Возможность активной деятельности таких организаций вытекает из статьи 31, а право граждан и организаций обращаться в органы власти гарантируется статьей 33. Статья 44 обеспечивает возможность проведения научных изысканий в области экологии. Ряд статей посвящен защите прав и свобод (статьи 45-48). Исполнение обязанности платить налоги (статья 57) обеспечивает финансированием природоохранную деятельность.

Можно отметить некоторые особенности действующей Конституции. Во-первых, экологические права граждан, как видно из проведенного выше анализа, вытекают из общих прав и свобод граждан. Выделение Законодателем отдельных экологических статей, прежде всего 42-й и 58-й, свидетельствует о большой общественной значимости экологических проблем. Во-вторых, глава 2 Конституции РФ, вопреки названию, говорит не только о правах и свободах , но и об обязанностях граждан.

В главе 3 "Федеративное устройство" Конституции РФ есть ряд статей, связанных с распределением прав и обязанностей в области экологии между федеральным центром и субъектами федерации. Согласно статье 71 к ведению центральных органов Российской Федерации относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития страны. Центр определяет статус и организует защиту сухопутных территорий, морей, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Они вместе занимаются природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Их общая забота - особо охраняемые природные территории (заповедники и др.). Разработка и совершенствование земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды также относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В статье 114 Конституции РФ одной из задач Правительства РФ указано обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.

Конституцией Российской Федерации определены процедуры разработки, принятия и совершенствования экологического законодательства, установлены органы, ответственные за такую работу, гарантирована возможность активного участия в ней общественных организаций (объединений).

Отметим, что согласно ст. 71 Конституции к. ведению Российской Федерации, наряду с перечисленными выше сферами деятельности, относятся в рассматриваемой области:

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических);

Федеральная государственная собственность (прежде всего на природные ресурсы) и непосредственное управление ею;

Производство ядовитых веществ, наркотических веществ, установление порядка их использования и контроль за исполнением этого порядка;

Разработка и введение в действие гражданского и гражданско-процессуального законодательство (как основных рычагов защиты природных ресурсов и их владельцев);

Метеорологическая служба,

Стандартизация и метрология (в том числе в области охраны окружающей среды).

Согласно статье 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся, кроме указанных выше, следующие направления деятельности:

Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических);

Разграничение государственной собственности (прежде всего на природные ресурсы).

Разумеется, не все на свете относится к ведению федерального центра, единоличному или вместе с субъектами федерации. Вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что весьма важно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это размежевание экологической компетенции «по вертикали» представляется весьма существенным для рассмотрения проблем развития, совершенствования и непосредственного применения экологического законодательства. Эти проблемы решаются на всех уровнях. А именно: на федеральном - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ, а также федеральными агентствами, службами, министерствами, ведомствами, комитетами и другими центральными органами. На уровне субъектов Российской Федерации - правотворческими (не только законодательными, но и исполнительными и судебными) органами субъектов. Следующие уровни разграничения - между субъектами федерации и органами местного самоуправления, между этими органами и конкретными предприятиями. Конкретные направления развития, совершенствования и применения экологического законодательства, совершенствования системы экологических нормативно-правовых, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, а также соответствующие правовые формы и процедуры будут рассмотрены далее, хотя по необходимости довольно кратко.

Статья 9 Конституции РФ требует, чтобы земля и другие природные ресурсы использовались и охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В этой же статье определены возможные формы собственности на землю и другие природные ресурсы. Они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 36 Конституции РФ собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей и иными природными ресурсами свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства. Это означает, что субъекты РФ на основе федерального закона могут издавать свои земельные законы, но они не должны противоречить федеральным и конституционным федеральным законам.

Поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, как предусмотрено в ст. 72 Конституции РФ, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, субъекты РФ могут, не ожидая принятия федерального закона, издавать свои собственные законы в этой области.

Но если в дальнейшем по этим же вопросам будет издан федеральный закон, то закон субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с ним. Иными словами, в случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции РФ).

Таковы принципы законотворчества в области экологии, поскольку эти вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. К ним, согласно ст. 72 Конституции, относят: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. К совместному ведению также относят вопросы разграничения государственной собственности, в том числе на природные ресурсы.

Ряд экологических проблем решается исключительно на федеральном уровне, если в соответствии со ст. 71 Конституции они находятся в ведении Российской Федерации.

Решение остальных вопросов в области рационального использования и охраны природных ресурсов Конституция передает на усмотрение субъектов РФ, поскольку в ст. 73 Конституции записано: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".

Конституционные гарантии

Статья 2 Конституции РФ провозглашает положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, поэтому многие нормативные требования в экологическом законодательстве предусмотрены в интересах людей.

Закрепляя экологические права граждан, ст. 42 Конституции гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Вместе с тем ст. 58 Конституции возлагает обязанность на граждан и организации, прежде всего на тех, чья деятельность так или иначе связана с природопользованием, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Конституцией признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура их определяется местным населением самостоятельно.

В городах и сельских населенных пунктах их граждане осуществляют самоуправление путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления, учреждаемые выборными органами.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и собственностью на природные ресурсы (в рамках закона), формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории (ст. 12, 130–132 Конституции).

МОСКВА, 22 ноя – РИА Новости. Доля мусора, который будет сжигаться в РФ, в перспективе не превысит 20%, до 60% отходов будет перерабатываться, сообщил в интервью РИА Новости специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов. “Мы сжигать будем от силы 15-20 процентов. Большую часть – 50-60 процентов твердых бытовых отходов – мы должны перерабатывать. Это бумага, картон, пластик, стекло. Это сжигать не надо. Это перерабатывается. А сжигается в основном органика, то, что невозможно переработать: остатки пищевых отходов. На основе сжигания получается либо компост,…

Игорь Азнаурян офтальмохирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель детских глазных клиник «Ясный взор» Ясный взор После лазерной коррекции зрение все равно опять упадет! Нет — во‑первых, лазерную коррекцию зрения (ЛКЗ) тебе предложат сделать только если близорукость или дальнозоркость не прогрессируют. Во‑вторых, крайне редко и только при очень высоких степенях близорукости и дальнозоркости зрение действительно может снизиться. Это называется регресс результата, о чем добрый доктор тебя предупредит, если твоя близорукость, например, достигла 12 диоптрий. Чем больше степень миопии или дальнозоркости, тем выше вероятность того, что какая-то часть проблемы вернется. Но, как правило, не более 5−10% – если врач…

Чай с добавками (лимоном, медом, малиновым вареньем, имбирем) Этот вкусный напиток значительно полезнее для здорового человека. Мед содержит много полезных микроэлементов: кальций, магний, витамин С. Витамин С, содержащийся и в лимоне, и в меде действительно благотворно воздействует на организм при респираторных и воспалительных заболеваниях, но цитрусовые могут раздражать воспаленную из-за ОРВИ слизистую, а мед является сильнейшим аллергеном. Если вы готовы рискнуть, то помните, что во время болезни напитки и пища не должны быть ни слишком горячими, ни слишком холодными. А по рекомендациям ВОЗ при простуде стоит пить обычную теплую воду. В малине содержится большое количество салициловой кислоты, которая уничтожает патогенные микроорганизмы и уменьшает воспалительный процесс. Это была хорошая новость, а вот плохая: любое варенье…

1. Полезно спать в прохладе Оптимальная температура воздуха для сна — 17−19 градусов. Если спать в пижаме, можно перегреться. В прохладной атмосфере организм с большим эффектом восстанавливается, а сам сон становится глубже и продолжительнее. 2. Улучшает отношения Контакт «кожа к коже» полезен, потому что способствует выработке «гормона счастья» окситоцина. Чаще всего так спят пары, которые недавно встречаются. 3. Помогает похудеть Сон голышом, как уже написано выше, помогает не перегреться, и организм лучше запасает коричневый жир, который потом сжигает для получения энергии. 4. Помогает контролировать уровень инсулина Прохладная атмосфера положительно влияет на выработку гормонов лептина (регулятор аппетита) и адипонектина (участвует в метаболизме глюкозы и жирных кислот). А значит,…

Гоша Семенов генеральный директор компании bluesleep.ru bluesleep.ru В спальне слишком тепло Начнём с довольно известного факта, о котором, тем не менее, многие забывают — особенно осенью и зимой, когда включено отопление, а открывать окно лишний раз не хочется. Учёные уже доказали, что высокая температура сокращает время глубокого сна, а именно оно важно, чтобы высыпаться. Оптимальная температура в спальне не выше +22 градусов, а перед сном помещение желательно хорошо проветрить. Также не рекомендуется вечером принимать горячую ванну или посещать сауну: перегрев организма тоже не способствует здоровому сну. Ты сама не заметила, как выпила (или съела) кофеин Всем известно, что кофеин мешает сну, потому мы пьем кофе по утрам, чтобы…

Валерий Ильинский Основатель и генеральный директор Genotek Давай проверим, сможешь ли ты отличить правду о генах от вымысла? Женский оргазм связан с генами ПРАВДА. Влияние генетики на женское сексуальное здоровье и поведение активно изучается. Ученые обнаружили взаимосвязь между определенными вариантами генов и возрастом первого полового контакта, способностью получить оргазм при мастурбации, верностью партнеру, выраженностью сексуального желания и возбуждения, готовностью ко вступлению в брак и склонностью к частой смене партнеров. В большинстве таких исследований ученые рассматривают генетические вариации в рецепторе дофамина, который отвечает за нашу мотивацию. Нашлись и гены, определяющие, как сильно на твою сексуальную конституцию повлияют, например, антидепрессанты. Если человек засыпает во время стресса, то всему виной гены ПРАВДА. Нарколепсия — самое хорошо…

Инсульт у меня случился 31 января 2019 года. В тот день ничего не предвещало беды. Я вместе с коллегами поехала в картинг-центр. И когда проходила круг на большой скорости, почувствовала невыносимую боль — словно что-то взорвалось в голове. Мне стало плохо, я сжала зубы и подумала: «Главное — не упасть в обморок». После чего потеряла сознание, и мой карт на полном ходу взрезался в ограждение. Минут через двадцать я очнулась. Пока ждали скорую, я сама передвигалась, выходила на улицу, хотя в таких случаях человек должен находиться в горизонтальном положении. Просто окружающие не знали толком, что со мной случилось и что нужно делать. Помню, как ехала на скорой, как долго ждала очереди на прием. Дежурный доктор направил меня в реанимацию, и уже на следующий…

1. Тромбы Минимальный риск появления тромбов — у обладателей первой группы, у второй и третьей он на 30% выше, у четвертой — на 20%. 2. Рак желудка Здесь опять же повезло тем, у кого первая группа. А вот у второй риск гораздо выше, но причины этого пока не известны. 3. Язвы В этом вопросе повезло обладателям второй и третьей группы, а те, у кого первая, могут с большей вероятностью страдать от язвы желудка. Специалисты предполагают, что все дело в разном иммунном ответе на инфекцию. 4. Сердечная недостаточность Самый высокий риск — у третьей и четвертой групп, а у первой и второй — на четверть меньше. Почему так — пока никто не знает. 5. Рак поджелудочной железы И вновь обладатели первой группы имеют наименьшие шансы…

Можно ли чувствовать себя красивой и жить счастливо с псориазом? Мы поговорили об этом со специалистами, финалисткой конкурса «Мисс Вселенная» и «вице-мисс Россия 2009» Ксенией Шипиловой, а также с директором отдела красоты Cosmopolitan и генеральным директором Johnson & Johnson в России Катериной Погодиной на открытой лекции 24 октября в «Зарядье». Запись прямого эфира доступна по этой ссылке, а мы пока расскажем как это было. «Псориаз — социальное заболевание», — говорит Николай Потекаев, главный внештатный специалист по дерматовенерологии и косметологии Минздрава России. Это значит, что оно сильно меняет восприятие человеком самого себя и сказывается на его жизни. И его слова подтверждает история Ксении Шипиловой. «Сейчас мне 28 лет, и уже 18 из них я живу с диагнозом „псориаз“, — вспоминает…

1. Ты больше не следишь за собой. Печально, но факт: после 45 случается, что женщина как будто опускает руки — не покупает красивую и модную одежду, отказывается от маникюра и косметолога, считает, что ей уже поздно идти в спортзал или записаться на танцы. Такое отношение к себе может сказаться и на собственной самооценке, и на отношениях с любимым мужчиной. А вывод прост: если хочешь оставаться привлекательной, ни в коем случае не переставай себя баловать, заботиться о себе, делать то, что доставляет радость. 2. Ты перестала заниматься сексом. С началом менопаузы в организме женщины начинается глобальная гормональная перестройка, может снизиться желание, появляются неприятные ощущения во время секса из-за сухости слизистой в интимной зоне. Здесь важно помнить, что отказываться от секса…

Анна с мужем Виталием живут в Воронеже. Поженились, наладили быт, а через три года — долгожданная беременность. В июне, когда Анна была уже на шестом месяце, на очередном медосмотре врач заметил, что «что-то не так» с лейкоцитами. Она еще раз пересдала кровь, анализы отправили гематологу. А тот поставил примерный диагноз: «хронический миелоидный лейкоз». Сейчас сестра Анны Ольга рассказывает, что, пока ждали подтверждающий диагноз анализ — мутации генов, успели всей семьей пережить встречу со смертью. Никто не знал, как быстро станет развиваться лейкоз, сколько времени есть у Анны и успеет ли она выносить и родить малыша. Первый диагноз не подтвердился, и хотя было понятно, что лейкоз у Анны просто другого вида,…

1. Ешь мало молочных продуктов Для роста мышечной массы и снижения веса важно употреблять больше молочного, особенно кисломолочного: творога, йогурта, ряженки. 2. Спишь в тепле Исследования показали, что если установить в спальне температуру не выше 18−19 градусов, будет активнее сжигаться так называемый коричневый жир, который используется для обогревания тела. 3. Полностью исключаешь углеводы В целом диеты с низким содержанием углеводов полезнее диет с минимумом жиров, но полностью убирать их не стоит, особенно если ты занимаешься спортом. Мышцы требуют гликогена, который вырабатывается из углеводов, в противном случае у тебя просто не будет энергии. 4. Неправильные перекусы Не нужно есть низкокалорийные рисовые батончики, позволь себе орехи. Жирные кислоты в них…

К числу распространенных урологических заболеваний относится мочекаменная болезнь. Чаще всего конкременты образуются у людей среднего и старшего возраста. Как правило местом локализации камней становятся почки, реже они появляются в мочевом пузыре или мочеточниках. Этиология заболевания Причины возникновения заболевания до конца не изучены, однако специалисты выделяют несколько предрасполагающих к данной патологии факторов: неправильный рацион, включающий продукты с большим количеством белка и кислот (к образованию камней может привести и недостаток фосфора и кальция); малоподвижный образ жизни; патологическое строение мочевыводящих путей, например, слишком узкие мочеточники; хронические воспалительные патологии. Клиническая картина мочекаменной болезни Это…

Экологические права граждан - это совокупность закреплённых в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательством прав индивида, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.

Экологические права граждан:

1) Право на благоприятную окружающую среду

2) Право на достоверную информацию о ее состоянии

3) Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

4) Право на природопользование

Также прямое отношение к данной разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья и медицинскую помощь (статьи 37, 41 Конституции РФ).

В связи с низкой эффективностью природоохранной деятельности государства и сложной экологической обстановкой законодательное, особенно конституционное, закрепление экологических прав имеет для каждого адресата огромное значение.

Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция Российской Федерации, создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе, об охране окружающей среды и экологической безопасности. Конституция РФ содержит экологические предписания и принципы, которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить.

Статья 42 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".

1. Право граждан на благоприятную окружающую среду (Приложение 2)

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

Статья 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (Приложение 3) .



Для реализации права на благоприятную окружающую среду граждане могут:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

При этом граждане обязаны:

Сохранять природу и окружающую среду;

Бережно относиться к природе и природным богатствам;

Соблюдать иные требования законодательства.

ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. (Приложение 4) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и закрепляет права граждан на:

Благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

Получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

Осуществление общественного контроля за выполнением санитарных правил;

Также граждане могут вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.8).

Статья 10 вышеупомянутого закона перечисляет такие обязанности граждан, как: выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботу о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; граждане не должны осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан регламентируют право граждан Российской Федерации на охрану здоровья (ст.17). Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 19 вышеупомянутого закона устанавливает право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68 -ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, т.е. права на экологическую безопасность. Это право также связано с правом на благоприятную окружающую среду, поскольку часто чрезвычайные ситуации, вызванные авариями и катастрофами, влекут за собой негативные экологические последствия.

В ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" закреплено право на защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов, которое также является разновидностью экологической правоспособности.

Конечно, нельзя отрицать того, что действующее законодательство не содержит целостной и эффективной системы правовых норм, обеспечивающих экологическую безопасность населения и предотвращающей катастрофическое ухудшение здоровья граждан.

2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Помимо закрепления данного права Конституцией РФ, как одного из основополагающих прав человека, основным нормативно правовым актом, регламентирующим данные правоотношения, является ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" . Согласно же Закону РФ "О государственной тайне" , сведения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране не могут быть засекречены и стать объектом государственной тайны (ст. 7). Гарантии данного права можно найти, обратившись к законам "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об экологической экспертизе" и др.