Основание для признания юридического лица несостоятельным банкротом. Как проводится банкротство юридического лица. Сбор необходимой документации для банкротства

В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц ( ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

К первой группе можно отнести следующие.

1

Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее ().

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц ().

Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

2

3

Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.

В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (), сейчас же это требование закрепили в законе.

5

Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

6

В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

7

Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

1

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно ().

2

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 ( , Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

3

Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции () – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО ( , ), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.

Понятие «банкротство» определено статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №127-ФЗ):

«несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство)».

В соответствии со статьей 65 ГК РФ:

«Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Законом №127-ФЗ).

Закон №127-ФЗ регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона №127-ФЗ действие его распространяется на все юридические лица , за исключением:

Ø казенных предприятий;

Ø учреждений;

Ø политических партий;

Ø религиозных организаций.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила проведения процедуры банкротства чем те, которые предусмотрены Законом №127-ФЗ, применяются правила международного договора. В частности, к регулируемым Законом №127-ФЗ отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения данного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (пункты 4-5 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при отсутствии которых решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности (пункт 6 статьи 1 Закона №127-ФЗ).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Общие признаки банкротства организаций определены в статье 3 Закона №127-ФЗ. Кроме того, для определения наличия признаков банкротства должника (юридического лица) должны учитываться состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, установленных пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ.

Для определения наличия признаков банкротства должника могут учитываться соответствующие суммы, взысканные судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи, стоимость оплаченных, но не выполненных должником работ или услуг и другие). Такие требования кредиторов подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований конкурсных кредиторов и удовлетворяются в порядке, предусмотренном Законом №127-ФЗ. Такой же правовой режим распространяется и на суммы, присужденные кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа. На это указано в Постановлении Пленума ВАС от 15 декабря 2004 года №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Постановление ВАС №29.

Признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Обратите внимание!

Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде, и могут быть возбуждены арбитражными судами при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 100 000 рублей.

В случае возникновения признаков банкротства, руководитель организации -должника обязан направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства (статья 30 Закона №127-ФЗ).

Учредители (участники) должника в свою очередь могут принять своевременные меры, по восстановлению платежеспособности организации и не допустить ее банкротства.

Например, учредители (участники) должника могут использовать досудебную санацию, предусмотренную статьей 31 Закона №127-ФЗ:

«1. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

2. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь».

Обратите внимание, что статья 31 Закона №127-ФЗ предусматривает право на процедуру досудебной санации, а не обязанность учредителей (участников) организации-должника.

· первая группа платежей включает в себя денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, сумма обязательств включается в реестр требований кре диторов (статья 4 Закона №127-ФЗ);

· вторая группа платежей включает в себя текущие платежи, которыми являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (статья 5 Закона №127-ФЗ).

Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона №127-ФЗ для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

· размер задолженности за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

· суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

· размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

· размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);

· обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

· обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам;

· обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (пункт 1 статьи 4 Закона №127-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона №127-ФЗ требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Как показывает арбитражная практика,в деле о банкротстве должника судом могут быть рассмотрены и установлены только денежные требования кредиторов.

Применительно к пункту 1 статьи 126 Закона №127-ФЗ под имущественным требованием в силу статьи 4 названного Закона следует понимать денежное обязательство как обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовому и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Поэтому требование кредитора о передаче принадлежащего ему имущества в натуре должником, в отношении которого введена процедура банкротства, может быть заявлено в общем порядке, вне рамок процесса о банкротстве.

Требования кредитора, обеспеченные залогом, могут быть отнесены к требованиям, рассматриваемым в рамках процедуры банкротства в том случае, если залогом обеспечено денежное требование к самому должнику. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 25 апреля 2005 по делу №А-05-6216/04-16; Постановление ФАС Северо-Кавказского Округа от 13 октября 2005 по делу №Ф08-4845/2005).

Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

Пунктом 1 статьи 7 Закона №127-ФЗ установлено, что подать заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом имеют право:

Ø уполномоченные органы;

Ø конкурсный кредитор;

Ø сам должник.

Напоминаем, что под уполномоченными органами в целях Закона №127-ФЗ (статья 2) понимаются:

«федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

С момента образования Федеральной налоговой службы (Постановление Правительства №506) таким уполномоченным органом выступает ФНС Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время именно ФНС в делах о банкротстве представляет интересы Российской Федерации, самостоятельно инициирует процедуру банкротства в отношении должника и направляет заявление в арбитражный суд.

Обратите внимание!

Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению ФНС по денежным обязательствам арбитражный суд принимает во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда.

А требования налоговых органов об уплате обязательных платежей для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание, если они подтверждены решением самого налогового органа о взыскании имущества должника.

Причем, право на обращение в арбитражный суд возникает у налогового органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия, такого решения.

Для справки:

Порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».

Если у юридического лица имеется задолженность по налогам, то этого еще не достаточно для предъявления иска о банкротстве.

«Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления» НК РФ).

«В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм».

Обратите внимание!

«Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя» НК РФ).

В случае неисполнения должником требований налоговые органы не ранее чем через 30 дней (но не позднее чем через 90 дней) с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с момента получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Россией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимают решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Причем заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в 5-дневный срок со дня принятия решения о его направлении.

Правда в том случае, если должник представит в налоговый орган документы, подтверждающие, что взыскивает со своих должников дебиторскую задолженность в сумме, превышающей долг перед бюджетом и график погашения своей задолженности перед государством, то налоговый орган обязан отложить подачу заявления в арбитражный суд.

Обратите внимание!

Если должник обжалует требование налоговых органов об уплате налогов, то это не влечет за собой безусловной приостановки процедуры банкротства, хотя налоговый орган может приостановить передачу заявления в арбитражный суд, на срок до рассмотрения жалобы, но не более чем на два месяца.

Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами являются все организации, которым организация - должник задолжала по различным хозяйственным договорам или имуществу которых нанесла вред.

В состав конкурсных кредиторов не входят:

Ø уполномоченные органы;

Ø учредители (участники) должника;

Ø граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда;

Ø лица, имеющие требования по выплате вознаграждения по авторским договорам.

Для возбуждения дела о банкротстве, конкурсный кредитор должен подтвердить свои требования, для чего обязан представить в арбитражный суд решение суда, которое уже вступило в силу. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам через 30 дней с того момента, как исполнительный лист по данному решению был передан в службу судебных приставов, а копия передана должнику.

Конкурсный кредитор составляет заявление в письменной форме и руководитель кредитора его подписывает. Если заявление подписывает уполномоченный представитель, необходимо приложить .

Порядок подачи конкурсным кредитором в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом определен статьей 39 Закона №127-ФЗ.

В заявлении о признании должника банкротом кредитор должен указать:

Ø наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его адрес;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора и его адрес;

Ø размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней);

Ø обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, а также срок его исполнения;

Ø вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику;

Ø доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику;

Ø доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);

Ø наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий;

Ø размер вознаграждения арбитражного управляющего;

Ø перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.

Обратите внимание!

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве, кроме того, конкурсный кредитор имеет право указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего.

Копию заявления конкурсный кредитор направляет должнику (пункт 3 статьи 39 Закона №127-ФЗ).

Напомним, что под руководителем должника согласно статье 2 Закона №127-ФЗ понимается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с данным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Руководитель должника обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд в следующих случаях, если:

Ø удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

Ø органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

Ø органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

Ø обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

Ø в иных предусмотренных Законом №127-ФЗ случаях.

Должник обязан обратиться в арбитражный суд, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (статья 9 Закона №127-ФЗ).

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц после возникновения соответствующих обстоятельств. К заявлению должник прилагает документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Пунктом 2 статьи 38 Закона №127-ФЗ установлено, что к заявлению должника прилагаются подлинники и нотариально заверенные копии следующих документов:

Ø учредительные документы должника - юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Ø список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;

Специальный случай ликвидации юридического лица - его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования

  • кредиторов по денежным обязательствам,
  • о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
  • исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  1. вводится особый порядок предъявления к должнику требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением текущих платежей);
  2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника (основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения);
  4. не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника по операциям с долями (паями) в имуществе должника (например, выдел доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), и т.д.);
  5. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  6. не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  7. не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  8. не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств , возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

  • могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом;
  • не вправе принимать решения:

    1. о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

      о создании юридических лиц, филиалов и представительств;

      о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

      о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

      о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

      об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

      о заключении договоров простого товарищества.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Результат проведения процедуры финансового оздоровления:

  1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

  • арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
  • на срок не более чем 18 месяцев , который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С даты введения внешнего управления :

  1. прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  2. органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  3. отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  4. аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  5. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  6. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий . Статьи 96-105 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет (ст. 117 ФЗ), где должно содержаться одно из предложений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • о продлении установленного срока внешнего управления;
  • о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  • о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства .

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом , в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства является следствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (ст. 124 ФЗ «О несостоятельности»).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев . Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев .

Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы (всего имущества должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе данной процедуры) и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).

Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С него же осуществляются выплаты кредиторам.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем 1 раз в месяц .

Мировое соглашение как процедура банкротства

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается

  1. со стороны граданина - гражданином;
  2. руководителем должника - юридического лица;
  3. исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства , в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

В ходе процедуры банкротства за счет должника подлежат обнародованию следующие сведения :

  1. о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  2. о прекращении производства по делу о банкротстве;
  3. об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
  4. об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника и т. д.

Сведения, подлежащие опубликованию, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).

При введении в отношении юридического лица любой из процедур банкротства как должнику, так и кредитору целесообразно обратиться в юридическую фирму, оказывающую правовую поддержку в сопровождении процедур банкротства. Профессиональные юристы подобных фирм оказывают комплексные услуги по ведению банкротства, начиная с разработки концепции по минимизации рисков, и заканчивая представительством в суде.

Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом):

  1. считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.;
  2. прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов , за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника;
  3. управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему , действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве).

Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности (ст. 168, 169-201 Закона о банкротстве), а иногда - осуществляется в рамках специального закона.

1.6666666666667

Как «обанкротить» свое предприятие в условиях тяжелых финансовых обстоятельств? Кому необходима эта процедура? Каковы последствия банкротства юридических лиц? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с банкротством организаций, будут даны в этой статье.

{ADV44}

Понятие банкротства юридического лица

Понятие "банкротство " применяется к юридическим лицам по каким-либо причинам, потерявшим способность к погашению в полном объеме задолженности перед кредиторами или налоговыми органами.

Признается банкротом юр. лицо исключительно арбитражным судом.

Обратиться в суд, для признания юр. лица банкротом может как сама организация-должник, так ее сотрудники или кредиторы.

Сама процедура банкротства, достаточно трудоемкий процесс, требующий хорошего уровня законодательной осведомленности.

Для подачи заявления на признание банкротом юр. лицом, необходимо соблюдение следующих условий:

  • сумма задолженности более 300 тыс. руб.
  • срок неуплат превышает 3 месяца

Не признаются банкротами политические и религиозные организации, а также муниципальные учреждения. Банкротятся исключительно коммерческие организации .

Предпосылки и причины банкротства юр. лиц

В условиях экономического кризиса, предприятия, достаточно часто попадают в затруднительное финансовое положение, перестают платить налоги и оплачивать другие счета, например, партнерам и прочим организациям. Понимая плачевность своего положения, учредитель может принять решение о прохождении процедуры банкротства.

Долги предприятий бюджетным организациям и нежелание решать ситуацию самостоятельно, часто вынуждают налоговые органы подавать заявление в арбитражный суд, для признания должника банкротом.

Это могут делать и кредиторы, но они не всегда обладают достаточными сведениями о состоянии платежеспособности должника.

Признаки банкротства юридических лиц

Согласно ст.65 ГК РФ, юридическое лицо, для законного банкротства, должно иметь следующие признаки:

  • Организация-должник неспособна в полном объеме удовлетворить денежные обязательства перед кредиторами;
  • Организация-должник неспособна удовлетворять денежные обязательства перед фондами и налоговыми органами.

Основными задачами банкротства юр. лиц считаются: погашение долгов перед кредиторами и создание необходимых условий для возобновления деятельности юр. лицом.

Виды банкротства юридических лиц

Реальное. Данное положение подразумевает действительную неспособность организации к восстановлению платежеспособности вследствие тех или иных причин, из-за которых был потерян капитал. Это законное основание для объявления юридического лица банкротом. Является такая ситуация, следствием малоэффективного управления.

Временное. Наступает в ситуации, когда актив баланса повышается над пассивом. Так же причиной может стать большая дебиторская задолженности организации. Ситуация разрешается при административном и внешнем управлении. Со временем платежеспособность предприятия восстанавливается.

Умышленное. Это ситуация, когда преследуя свои интересы, предприятие своим руководством доводится до состояния неплатежеспособности. Таки действия влекут за собой административную и уголовную ответственность.

Фиктивное. Руководство предприятия, для получения рассрочек от кредиторов, объявляет себя неплатежеспособным, не имея на то законных оснований. Также преследуется законом.

С чего начинается процедура

Для начал процедуры необходимо внимательно изучить актуальный закон о банкротстве. Ниже приведены этапы банкротства юр. лиц.

Заявление на банкротство юридического лица

Как уже было сказано выше, заявление на признание юридического лица банкротом, может подать как должник, так и кредитор.

Что делать в ситуации подачи заявления должником, то есть юридическим лицом, оказавшимся в тяжелой финансовой ситуации, и добровольно принявшим решение о прохождении процедуры банкротства?

Физическое лицо, представляющее организацию, претендующую на банкротство, подает заявление в арбитражный суд. Заявление это в обязательном порядке должно быть завизировано учредителем компании, которой в согласии с уставом фирмы имеет на это право. Вероятнее всего - это и есть сам владелец фирмы.

Заявление должно содержать следующие сведения:

  • Наименования арбитражного суда;
  • Сумма общей задолженности перед кредиторами;
  • Требования кредиторов;
  • Данные о причинах финансовых затруднений;
  • Документы для списания долгов с юр. лица;
  • Сумма вознаграждения арбитражному управляющему.

Вознаграждение финансовому управляющему выплачивают из средств, вырученных от продажи имущества должника. Чем выше сумма, выплачиваемая арбитражному управляющему, тем меньше остается кредиторам и другим заинтересованным лицам.

Что касается самого заявления, его заполнение лучше доверить специалисту, хорошо знакомому с процедурой банкротства. В таком случае ошибки, издержки и время, необходимое для начала процедуры, - будут сведены к минимуму

Стадии банкротства юр. лица

После подачи заявления в арбитражный суд, производится финансовая оценка ситуации, и запускаются : наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Протекают эти стадии индивидуально, но порядок их схож почти всегда. Рассмотрим их по порядку.

Наблюдение

На первом этапе, который называют наблюдением, производят финансовую оценку банкротящегося предприятия. Наблюдение вводят в случае признания судом обоснованности заявления на признание юридического лица банкротом (ст 48 ФЗ от 26.10.02г. №127-ФЗ «О несостоятельности»).

Наблюдение, согласно закону, не может превышать семи месяцев.

Цель этого этапа, определить и оценить финансовое положение предприятия. Составляется перечень взысканий с должника, после чего назначается дата первого собрания.

На основании этого этапа делаются выводы относительно необходимости в процедуре банкротства.

Финансовое оздоровление

Следующим шагом, является назначение финансового управляющего. Финансовый управляющий, с момента его назначения занимается контролем организации, и ее управляющего органа. Некоторые сделки, могут быть заключены исключительно с одобрения и письменного согласия управляющего.

Финансовый управляющий наделяется полномочиями, прописанными в законе. На этапе финансового оздоровления, организация-должник будет ограничена в нескольких сферах деятельности, а именно: нельзя открывать филиалы или представительства; не разрешены реорганизационные действия и создание структурных предприятий.

Финансовым оздоровлением достигается экономическая стабильность и как следствие восстанавливается платежеспособное состояние. Благодаря финансовому оздоровлению составляются планы погашения задолженностей и начисляются проценты, для того, чтобы учесть интересы кредиторов.

Внешнее управление

Внешнее управление, может проводиться одновременно с предыдущими двумя стадиями процедуры банкротства физ. лиц. Оно, также направлено на восстановление платежеспособности предприятия. На той стадии, руководитель организации - должника, временно отстраняется от руководства и вместо него назначают временного внешнего управляющего. Внешний управляющий назначается на 12 месяцев, в исключительных ситуациях этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев.

Этот этап характеризуется полномочиями внешнего управляющего. В его ведение переходит управление фирмой-должником, вся бухгалтерская, юридическая и налоговая отчетность. Также на этой стадии подлежат отмене предписания по уплатам кредитной задолженности, и на их погашения вводится запрет.

Организация - должник продолжает ведение деятельности, но все операции, сумма которых больше 20% актива, могут быть совершены только с разрешения общего собрания кредиторов.

Внешний управляющий, на данной стадии, может принять решение о и через суд, организация - должник может быть признана банкротом. Также управляющий может напротив, приостановить процедуру банкротства и принять решение о возобновлении оплат кредиторам.

Конкурсное производство

Это завершающий этап признания юридического лица банкротом. На основании решения арбитражного суда, принимается решенияе о несостоятельности предприятия и назначается конкурсный управляющий.

Конкурсный управляющий наделяется полномочиями, согласно действующему законодательству.

В круг его обязанностей входить контроль распределения активов организации пропорционально, между всеми кредиторами.

Этот этап процедуры считается последним, поскольку финалом его является признание предприятия банкротом.

На время конкурсного производства, все руководство предприятия, в том числе его учредители, отстраняются от дел фирмы. Процедура конкурсного производства, как правило, продолжается не более года, но в исключительных случаях, по решению арбитражного суда, ее могут продлить еще на 6 месяцев.

Основанием для запуска конкурсного производства и признания предприятия несостоятельным, может быть только решение арбитража. По его же решению назначается конкурсный управляющий, контролирующий все дальнейшие действия в фирме.

Конкурсное производство может быть закрыто арбитражным судом, при предоставлении конкурсным управляющим отчета о проделанной работе. Суд может постановить, исходя из отчета, что кредитная задолженность считается погашенной и фирма - должник признается банкротом.

Мировое соглашение

Особым этапом признания юридических лиц банкротами, можно назвать мировое соглашение. Этот этап может наступить в любой момент процедуры банкротства, даже на стадии конкурсного производства.

Вообще, мировое соглашение - это наиболее благоприятное решение, любой процедуры несостоятельности.

Мировое соглашение характеризует достижение договоренности между предприятием и кредиторами. Сторонами подписывается двусторонний документ, в котором указываются условия, на которые согласны и кредиторы и предприятие, удовлетворяющие интересы обеих сторон.

Это соглашение, в обязательном порядке, должно быть одобрено арбитражным судом, в котором было открыто дело о несостоятельности юридического лица.

Когда решение о мировом соглашение принято, все санкции относительно должника прекращаются. Восстанавливается возможность уплаты по кредитным обязательствам и снимается контроль за финансовой деятельностью юридического лица.

Чем раньше заключено мировое соглашение, тем меньше трудностей возникнет у сторон. Если договоренность была достигнута на ранних этапах ведения процедуры банкротства, привлекать посторонних управляющих не придется. Также сама процедура, трудоемкая и утомительная, прекращается.

Мировое соглашение, как уже было сказано выше, достигается подписанием соответствующего документа. Подписывается он со стороны кредиторов - избранным общим собрание представителем, а со стороны должника - лицом, наделенным полномочиями в соответствии со своими должностными обязанностями.

Правовая ответственность банкротства

Юридические последствия банкротства или несостоятельности, наступают для всех юридических лиц кроме государственных учреждений, политических партий и религиозных объединений.

Закон о признании юридических лиц несостоятельными предусматривает не только ликвидацию таких предприятий, но и антикризисные меры, целью которых служит содействие в восстановлении платежеспособности организации-должника. Для этого и существуют такие этапы, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти меры, а также заключение мирового соглашения, также являются целью при ведении дела о банкротстве.

Если арбитражный суд принимает решение о признании юридического банкротом, предприятие ликвидируется с помощью конкурсного производства, которое длится максимум полтора года. (Гражданский Кодекс Российской Федерации ст. 61. п 4)

Последствия банкротства юридического лица

  • С даты признания юридического лица несостоятельным, прекращаются начисления процентов по кредитным обязательствам. В это же время, все данные, в том числе финансовые перестают быть конфиденциальными и подлежат огласке.
  • Руководитель лишается полномочий.
  • Конкурсный управляющий наделяется полномочиями руководителя. Назначается он арбитражным судом. Контролирует конкурсного управляющего комитет кредиторов.
  • За счет конкурсной массы (имущество, выявленное в ходе конкурсного производства), погашается задолженность перед кредиторами.

Отдельные категории юр. лиц процедуру банкротства проходят в соответствии со специальными законами. К таким юридическим лицам относятся: градостроительные, сельскохозяйственные, финансовые, стратегические и субъекты естественных монополий. Особенности их банкротства прописаны в ст. 168 169-201 Закона о банкротстве юридических лиц.

Здравствуйте! В современных экономических условиях такой вопрос, как процедура банкротства юридического лица, к сожалению, становится все более актуальным и востребованным. Многие предприятия различной формы собственности на себе узнали сложности работы в условиях экономического кризиса. И далеко не все смогли адаптироваться к новым жестким условиям. Что скрывается за процедурой банкротства юридического лица, вы узнаете в этой статье.

Основные признаки банкротства юридического лица

Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.

Процедура банкротства юридического лица схожа с , когда физ. лицу нужно . Но есть и различия.

Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2018 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.

Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:

  • Совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
  • Срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
  • Имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.

Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:

  • Долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
  • Невыплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
  • Невозвращенные кредитным организациям займы;
  • Долги перед учредителями предприятия;
  • Задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.

В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.

Вариант признания банкротства не распространяется на бюджетные учреждения, политические и религиозные организации. Для государственных предприятий такая процедура применяется только в случае, если имеется соответствующий пункт в уставе. Само признание несостоятельности проводится только в арбитражном суде по месту регистрации потенциального банкрота.

Кто может начать процедуру банкротства юр. лица

Банкротство юридических лиц, пошаговая инструкция которого определена вышеуказанным законом, предполагает, что инициаторами судебной процедуры может выступать любая финансово заинтересованная сторона:

  • Само руководство предприятия;
  • Учредители и владельцы убыточной фирмы;
  • Кредиторы;
  • Социальные фонды;
  • Государственные службы и прокуроры;
  • Наемный персонал при значительной задержке заработной платы.

Для всех видов кредиторов возможность подать иск в суд – это право, которое они могут реализовать по своему желанию. Для руководителей – это прямая обязанность, способная помочь убыточному предприятию выйти из долговой ямы, найти скрытые ресурсы, восстановить платежеспособность.

  • Скачать образец иска от конкурсного кредитора ;
  • Скачать образец заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом .

Руководство фирмы обязано инициировать процедуру самостоятельно:

  • Если юридическое лицо не располагает достаточными финансовыми ресурсами для покрытия долгов перед кредиторами;
  • Если при начале ликвидации убыточного бизнес-проекта обнаружены признаки несостоятельности юридического лица.

При последнем варианте руководителю (или уполномоченному представителю от лица учредителей) необходимо обратиться с заявлением в арбитражный суд не более чем через 30 календарных дней после выявления подобных фактов. Зачастую это происходит после независимой аудиторской проверки или на основании полученных годовых отчетов с неутешительной статистикой.

Особенности обращения в суд

Пошаговая процедура банкротства юридического лица включает в себя несколько шагов при обращении в арбитраж, каждый из которых занимает определенное время:

  1. Подготовка: она заключается в анализе неплатежеспособности и всех причин возможного банкротства;
  2. Оплата судебных расходов;
  3. Сбор всей необходимой в процессе доказательной базы;
  4. Составление специального заявления о признании несостоятельности;
  5. Подача документов на рассмотрение.

Каждый шаг имеет множество нюансов и тонкостей, поэтому будет полезна помощь опытных юристов или адвокатов, специализирующихся в этой сфере. Независимый взгляд поможет оценить правильность обращения в суд, ведь процедура банкротства может сильно испортить деловую репутацию и отпугнуть потенциальных инвесторов. Кроме того, найденные факты намеренного доведения предприятия до разорения могут привести к уголовным делам и долгим разбирательствам.

Сбор необходимой документации для банкротства

Банкротство юридических лиц арбитражный суд рассматривает только на основании зафиксированных фактов и доказательств. Поэтому перед обращением необходимо собрать и подготовить внушительный набор различных документов:

  • Свидетельство, подтверждающее регистрацию предприятия;
  • Полный пакет учредительных приказов и протоколов;
  • Вся бухгалтерская и финансовая отчетность за последние 5 лет работы;
  • Любые справки и выписки, подтверждающие задолженность;
  • Штатное расписание с указанием зарплат;
  • Свидетельства о постановке на учет в фондах;
  • Выписки, подтверждающие состояние счетов, заверенные банками;
  • Полный список всех кредиторов;
  • Копии документов всех учредителей.

Это лишь основанная часть списка, который может быть дополнен любыми договорами, графиками платежей или рассрочек.

Заполнение искового заявления при банкротстве юридического лица

Заявление о признании несостоятельности юридического лица имеет определенный Образец иска о признании юридического лица банкротом (ссылка на скачивание) и подается в установленной письменной форме. Его заверяет своей подписью руководитель фирмы или его заместитель, если он имеет полномочия. Форма заявления предусматривает обязательное внесение информации, которая содержит:

  • Данные об арбитражном суде, в который подается заявление;
  • Полную сумму задолженности по всем кредиторам;
  • Общую сумму претензий, которые не будут оспорены представителями предприятия-должника;
  • Любые обстоятельства и факторы, повлиявшие на появление убытков и потерю платежеспособности;
  • Сведения обо всех открытых банковских счетах, которые будут использованы при погашении долгов.

К заявлению обязательно прикладываются квитанции об оплате пошлины и услуг управляющего (или ходатайство о рассрочке). Хорошим вариантом может стать приложение собственного плана по оздоровлению или реструктуризации.

Стоимость процедуры банкротства юридического лица

На момент последних изменений в арбитражном законодательстве, определяющих банкротство юридических лиц в 2019 году, были определены расходы на подачу документов в сумме:

  • 6 000 рублей на государственную пошлину;
  • От 30 000 за услуги внешнего управляющего.

Если материальное положение потенциального юридического лица-должника не позволяет внести такую сумму до начала суда, рекомендовано приложить к типовому заявлению специально оформленное ходатайство. Оно предусматривает рассрочку на обязательные платежи до вынесения решения. Кроме этих расходов, потребуется проведение дополнительных экспертиз сторонними аудиторами, консультации юристов и нотариальное заверение некоторых документов и копий.

Стадии банкротства юридического лица

Всю сложную и длительную процедуру можно разделить на важные стадии банкротства юридического лица, каждая из которых выполняет определенные функции:

  1. Наблюдение: необходимо для анализа и изучения сложной финансовой ситуации на предприятии;
  2. Назначение и работа внешнего арбитражного управляющего , который контролирует проведение всех мероприятий и отвечает за сохранность имущества на время разбирательств;
  3. Оздоровление : этап предусматривает изучение и воплощение возможности спасения предприятия-должника путем внедрения эффективного управления, рассрочек и направлен на погашение долгов;
  4. Внешнее управление делами : функции руководства выполняет сторонний специалист, назначенный в судебном порядке;
  5. : этап предусматривает полнейшую инвентаризацию и реализацию для реализации возможности погашения долгов.

В современном российском законодательстве именно процедуры несостоятельности юридического лица и признания его неплатежеспособным считаются самыми сложными и запутанными даже среди опытных юристов. Каждая стадия имеет множество нюансов и задач, на решение которых требуется немало времени.

Суть процедуры наблюдения

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица – первая и обязательная в арбитражном процессе. Эта подготовительная часть занимает в среднем 6-7 месяцев. В течение этого периода собирается информация о правдивом состоянии финансовых дел должника, оповещаются все заинтересованные стороны о возможном банкротстве.

Фактически этап наблюдения – это вспомогательная процедура, введение которой закрепляется особым постановлением суда. В нем назначается специальный временный управляющий, который в дальнейшем будет контролировать все шаги руководства. По его инициативе:

  • Проводится анализ всех дел и проведенных сделок фирмы. Это помогает определить факторы, которые привели к несостоятельности. Выносится общая оценка действий руководства и ведется поиск фактов, указывающих на возможное фиктивное банкротство;
  • Составляется полный список кредиторов. В него вносятся все физические и юридические лица, банковские и бюджетные организации, по которым возникла задолженность в период работы предприятия. Это могут быть работники, которым не выплачена в полном объеме заработная плата, поставщики или подрядчики;
  • Подсчитывается вся сумма кредиторской и дебиторской задолженности. За основу берется бухгалтерская документация, заключенные договора и выставленные неоплаченные претензии;
  • Выясняются все благоприятные возможности для оздоровления должника, включая реструктуризацию имеющихся долгов;
  • Проводится первое собрание всех кредиторов. В нем будут участвовать представители заемщиков, указанные в специально составленном реестре.

Первое собрание кредиторов является важнейшим этапом в стадии наблюдения. Именно здесь определяются все дальнейшие действия и цели, определяется, какая стадия последует далее. На этом собрании управляющий обязательно делает попытку примирить стороны и предлагает заключить мировое соглашение, вносит на обсуждение реструктуризацию долгов. Все вопросы, заявленные на повестке собрания, должны решаться только путем голосования.

Особенности этапа наблюдения

Началом процедуры наблюдения считается день, когда арбитражный суд принимает к рассмотрению заявление от представителей предприятия-задолжника. Если в роли истцов представлены кредиторы, то дата назначается определением, в котором указаны:

  • Признание правомерности финансовых требований к юридическому лицу;
  • Утверждение определенной кандидатуры в роли временного управляющего;
  • Источник оплаты его услуг.

В некоторых случаях суду не удается быстро определиться с компетентной кандидатурой внешнего управляющего. В этом случае рассмотрение может быть отложено на срок до 15 дней для подбора нового варианта.

Окончанием этого важного этапа считается дата, когда признается банкротство должника юридического лица или вводится внешнее управление, заключается мировое соглашение между всеми участниками.

Назначение арбитражного управляющего

После принятия на рассмотрение судом заявления о признании банкротства в работу включаются независимые управляющие. Для каждого этапа может подбираться новая кандидатура, которая обладает специальными знаниями и опытом. До 2015 года истец-должник мог самостоятельно выбирать и предлагать оптимальных на его взгляд сотрудников самоуправляемых организаций, оказывающих подобные услуги. Дополнения в законодательстве лишили потенциального банкрота юридического лица такой возможности. Многие юристы предполагают, что подобное нововведение должно обеспечить более прозрачный процесс и исключить договорную составляющую, сокрытие фиктивного банкротства.

Учитывая, что схема банкротства юридического лица включает в себя несколько объемных этапов, это подразумевает возможность назначения на каждый отдельного специалиста:

  • Внешнего;
  • Административного;
  • Временного;
  • Конкурсного.

При наличии у претендента достаточного опыта и знаний весь арбитражный процесс за предприятием может быть закреплен за одним конкурсным управляющим, который будет курировать должника вплоть до ликвидации. Он должен иметь профильное высшее образование, достаточный опыт работы в должности руководителя больших бизнес-проектов, знать специфику работы предприятия-задолжника.

Самоуправляемая арбитражная организация предоставляет на рассмотрение суда список всех потенциальных кандидатур из числа не занятых в других судебных процессах. Судьи выбирают и назначают конкурсного управляющего специальным постановлением, принимая во внимание количество успешно проведенных им процедур ликвидации.

Функции конкурсного управляющего

В большинстве случаев все процедуры и конкурсное производство при банкротстве юридического лица осуществляется одним внешним специалистом. Такой конкурсный управляющий становится связующим звеном между арбитражным судом, всеми кредиторами и убыточным объектом, выполняя множество важных задач:

  • Проведение постоянного мониторинга финансового состояния, поиск скрытых резервов;
  • Соблюдение прав кредиторов при ликвидации;
  • Обеспечение сохранности всего имущества должника;
  • Уведомление персонала о возможности сокращения и надзор за законностью его проведения;
  • Внесение в специальный реестр сведений о банкротстве юридического лица;
  • Работа с третьими лицами по возврату долгов убыточному предприятию;
  • Организация собраний кредиторов, предоставление необходимой информации о состоянии дел.

В настоящее время должность такого внешнего управляющего еще находится на стадии формирования и по-настоящему опытных специалистов недостаточно для ведения всех арбитражных дел. Его обязанности подробно расписаны в законе «О банкротстве», а сумма вознаграждения за работу оплачивается юридическим лицом-банкротом на банковский счет самоуправляющей арбитражной организации.

Этап финансового оздоровления

Если при первичном экономическом анализе открываются благоприятные обстоятельства и скрытые ресурсы, суд может назначить процедуру финансового оздоровления предприятия-задолжника. Законодательно такой этап ограничен 2 годами. На весь этот период руководство проблемной компанией по всем основным моментам полностью согласовывается с арбитражным управляющим.

Процедура вводится после проведения общего собрания кредиторов, на котором путем голосования принимается решение попытаться спасти фирму, определяется график погашения предъявленной задолженности. С момента подписания решения суда о финансовом оздоровлении наступают определенные последствия:

  • Отменяются все досудебные меры по погашению задолженности;
  • Полностью останавливается действие всех ранее изданных приказов о взыскании;
  • Не начисляются штрафы на суммы долгов, которые образовались на момент начала финансового оздоровления;
  • Запрещается выплата процентов или других платежей по акциям;
  • Не допускаются взаимозачеты и бартеры, которые уменьшают или увеличивают задолженность;
  • Вводится запрет на проведение любых операций с долями компании.

Финансовое оздоровление предусматривает защиту интересов кредиторов и залогодержателей, а также поручителей предприятия-задолжника. Поэтому назначенный конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц обязан работать в этом направлении. Все этапы и действия являются заранее спланированными. Они вносятся в предварительно разработанные схемы и планы по реструктуризации и организации работы убыточного проекта, которые одобряются на собрании кредиторов.

Основная цель финансового оздоровления – это максимально полное погашение всей имеющейся задолженности и попытка восстановить стабильную работу предприятия. Если в течение выделенного судом срока ситуацию невозможно изменить к лучшему, может быть принято судебное решение о введении процедуры внешнего управления или полной реализации всех возможных активов, недвижимости и имущества.

Методы оздоровления предприятия-должника

Во время проведения этапа финансового оздоровления, все сделки и шаги руководство предприятия должно согласовывать с внешним управляющим. После проверки возможных последствий он дает письменное согласие на проведение операций. В случае обнаружения любых противоправных действий, которые вредят развитию фирмы, ее руководитель может быть полностью отстранен от выполнения обязанностей. С управляющим правлению предприятия придется согласовывать действия:

  • Изменения в количестве или стоимости имущества должника;
  • Заключение сделок, которые способны увеличить уже имеющуюся задолженность более, чем на 5% от заявленной в суде суммы;
  • Предоставление любых займов, отсрочек или кредитов.

В ходе серьезного и тщательного анализа назначенный управляющий может предложить использовать следующие методы оздоровления:

  • Сокращение ряда капитальных вложений и инвестиций;
  • Повышение эффективности и рациональности использования всех видов ресурсов;
  • Снижение затрат и расходов;
  • Реструктуризацию долгов по всем кредиторам;
  • Оптимизацию размеров производственных запасов.

В плане оздоровления все кредиторы разбиты на несколько очередей:

  1. Лица, претензии которых касаются нанесения физического и морального вреда. В первую очередь сюда относятся и все судебные расходы, оплата услуг управляющего;
  2. Работники, ожидающие выплаты законно причитающейся заработной платы или выходного пособия после расчета;
  3. Банковские и кредитные организации, поставщики, прочие заемщики.

Вся процедура финансового оздоровления имеет отведенные законом и решением арбитражного суда временные рамки. Максимальный срок составляет не более 2-х лет, но юридическое лицо имеет полное право погасить все обязательства раньше. За месяц до назначенного конечного срока управляющий составляет подробный и аргументированный отчет, прилагает бухгалтерские документы и справки о сумме оставшейся задолженности. Если все предпринятые действия и внедренные меры не приводят к улучшению финансовых дел, суд должен принимать кардинальное решение: ввести полное внешнее управление или объявить предприятие банкротом с последующей распродажей имущества.

Назначенный управляющий имеет целый ряд прав и обязанностей, которые регламентированы законом «О банкротстве»:

  • В рамках законодательства он обязан составить план работы и оптимизации затрат, который поможет оздоровить предприятие, вернуть долги и кредиты;
  • Имеет право предлагать заемщикам подписывать мировое соглашение от лица должника;
  • Подавать иски о признании некоторых сделок или договоров неправомочными при нахождении определенной информации;
  • Передавать в уполномоченные органы сведения о найденных хищениях и злоупотреблениях.

Назначенный судом управляющий проводит анализ деятельности и составляет подробный план внешнего управления неплатежеспособным предприятием. В нем обозначаются различные методы и способы работы:

  • Закрытие нерентабельных цехов или торговых точек;
  • Продажа имущества, которое не участвует в производственном процессе (дома отдыха, пансионаты, столовые);
  • Полное перепрофилирование бизнес-проекта, внедрение новых видов продукции или услуг;
  • Взыскание имеющейся дебиторской задолженности для появления свободных денежных средств;
  • Выпуск ценных бумаг, способных привлечь новые инвестиции.

Внешний управляющий получает все полномочия и проводит полную инвентаризацию активов, выявляет потенциальные ресурсы. В некоторых случаях проводится сокращение или переориентация персонала, внедрение новых технологий или привлечение компетентных управленцев для реализации новых проектов.

Все свои планы и действия управляющий описывает в ежемесячных отчетах, которые должны быть заслушаны судом и одобрены кредиторами. Такая регулярная отчетность помогает заемщикам и судьям определить реальность перспективы возврата долгов и восстановления нормальной работы предприятия. Период действия этапа внешнего управления должен составлять не более 1,6 года, но в исключительном случае может быть продлен до 2-х лет. Если по итогам работы не будет полностью погашена задолженность, суд принимает решение объявить о банкротстве и приступить к процедуре конкурсного производства.

Стадия конкурсного производства

Фактически это последняя стадия, завершающая все попытки спасти фирму-должника и возвратить ее к полноценной работе. Конкурсное производство является особенной процедурой, все действия которой будут направлены на максимальное удовлетворение требований и претензий должников. О попытке спасти юридическое лицо уже речи не идет.

Стандартный срок для проведения всех процедур составляет полгода. Основные правовые последствия такого серьезного шага:

  • Наступают сроки погашения задолженности по всем договорам, претензиям, искам;
  • Прекращается любое начисление штрафных санкций на долги предприятия;
  • Все сведения, которые касаются деятельности и создания юридического лица, теряют признаки коммерческой тайны;
  • Снимаются наложенные на имущество аресты для возможности его свободной реализации;
  • Все действия осуществляются под руководством конкурсного управляющего и направлены на организацию законных торгов, максимальное погашение предъявленных долгов.

Основной этап на этой стадии – создание специальной конкурсной массы (фонда для расчета со всеми заемщиками). В нее включаются все виды имущества, ценности, материалы, сырье и автомобили, которые выявлены в результате подробной инвентаризации.

Проведение торгов по банкротству юридического лица

Проведение специальных электронных торгов или аукциона необходимо для реализации оставшегося имущества и ресурсов. Все средства, вырученные таким способом, пойдут на оплату долгов банкрота в порядке очередности. В такой процедуре может принять участие любой желающий, который правильно оформит предварительную заявку и внесет небольшой задаток (размер редко превышает 10% от суммы стартовой цены). Все расчеты и внесение задатка производятся только в безналичной форме.

Существует несколько электронных торговых площадок, на которых регулярно проводятся торги. Наиболее крупной и прозрачной считается сайт Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Именно на него конкурсным управляющим выкладываются все сведения о банкротстве юридических лиц, информация о предстоящей распродаже и полный перечень имущества.

Сами торги проводятся через два месяца после открытого размещения всех лотов для продажи. Параллельно появляется специальное объявление в периодической печати, а также на сайте популярного среди предпринимателей издания «Коммерсант». Это позволяет всем желающим собрать необходимые для участия документы и подготовиться к торгам.

В список могут быть включены практически любые активы и ценности:

  • Объекты незавершенного строительства;
  • Земельные участки;
  • Автомобили и спецтехника;
  • Здания и сооружения разного назначения;
  • Производственное оборудование;
  • Ценные бумаги.

Предварительно проводится независимая оценка стоимости таких активов, которая закрепляется документально. Цена на реализуемое имущество определяется собранием кредиторов и практически всегда невысокая. Обычно она проставляется в лотах за несколько часов до начала самих торгов.

Вся сумма, вырученная от продажи на аукционе, полностью уходит на покрытие задолженности перед кредиторами. Если некоторые активы не были реализованы, конкурсный управляющий обязан предложить их кредиторам в счет погашения оставшихся долгов.

Тонкости мирового соглашения

Законодательством предусмотрена возможность заключения выгодного всем сторонам мирового соглашения практически на любом этапе арбитражного процесса. Оно представляет собой добровольное соглашение между кредитором и предприятием-должником в лице руководителя. В нем прописываются все требования и нюансы относительно реструктуризации накопившихся долгов. В специальном договоре указываются все изменения сроков и процентных ставок, размеры ежемесячных сумм до полного погашения.

(Скачать образец мирового соглашения при банкротстве юр. лиц. )

Решение о принятии такого мирового соглашения обязательно обговаривается и принимается голосованием на собрании всех кредиторов. Параллельно выбирается физическое или юридическое лицо из числа заемщиков, которое уполномочено подписывать документ от лица всего собрания.

Иногда при заключении мирового соглашения могут появиться заинтересованные третьи лица. Таковыми становятся инвесторы, пожелавшие гасить долги и выполнять обязательства перед всеми заявленными кредиторами (поручители предприятия-должника). В этой роли выступают физические или юридические лица, которыми могут быть иностранные субъекты.

Основные тонкости рассматриваемого мирового соглашения:

  • Полное соответствие законодательству государства;
  • Возможность подписания по решению суда в случае, если один из кредиторов проголосовал «против»;
  • Заложенное имущество остается в полной сохранности;
  • После утверждения документа судом процедура признания банкротства останавливается.

Именно мировое соглашение может стать оптимальным и единственным способом закрытия дела о банкротстве. Его выполнение является обязательным для каждой из сторон.

Последствия банкротства юридического лица

После окончания последней стадии конкурсного производства и финальной распродажи всего имущества арбитражный суд заканчивает свою работу вынесением постановления, в котором признается несостоятельность (банкротство) юридического лица. Конкурсный управляющий слагает свои полномочия, а уставные и бухгалтерские документы передаются на хранение в государственный архив. На основе судебного приказа предприятие ликвидируется, а в единый реестр банкротства юридических лиц вносятся соответствующие записи о закрытии. Кроме этого:

  • Прекращаются все начисления штрафов и пени;
  • Учредители теряют свои доли в уставном фонде;
  • Штат сотрудников полностью распускается.

Также производится окончательное списание оставшихся долгов и займов, если денежных средств от продажи конкурсной массы не хватило для полного расчета.

Последствия признания несостоятельности юр. лица

После окончания всех судебных процедур собственники могут свободно заниматься любыми видами деятельности, открывать фирмы и реализовывать бизнес-проекты. Они теряют лишь сумму инвестиций при открытии предыдущего предприятия и не отвечают своим личным имуществом по его долгам.

Иногда в ходе судебных разбирательств или анализа финансового состояния могут быть выявлены факты намеренного доведения до убыточности. Тогда бывшие руководители и главный бухгалтер могут понести наказание, вплоть до уголовной ответственности.

Упрощенное банкротство юридических лиц

Процесс признания несостоятельности на общих основаниях требует больших затрат средств и времени, поэтому законом предусмотрена более упрощенная процедура. Она может применяться к тем предприятиям, владельцы которых самостоятельно начали его ликвидацию, создали специальную комиссию и провели тщательный анализ.

  • Скачать образец протокола общего собрания ООО об утверждении ликвидационного баланса общества ;
  • Скачать образец протокола общего собрания участников ООО о добровольной ликвидации .

Обязательные условия для проведения банкротства по упрощенной схеме:

  • У должника не хватит имущества для покрытия накопившейся задолженности;
  • Наличие принятого решения о полной ликвидации со стороны руководства.

В такой ситуации нет необходимости восстанавливать нормальную работу и платежеспособность предприятия-должника, затрачивая время на оздоровление и внешнее управление. Суд рассматривает дело, минуя эти этапы, практически сразу приступая к конкурсному производству. Согласно закону «О банкротстве» на все действия может уйти не более полугода.