Одним из источников гражданского права являются решения. Источники гражданского права. Их классификация. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц

Понятие гражданского законодательства, заложенное в ГК РФ, включает в себя сам Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы (ст.3 ГК РФ.

Указы Президента РФ представляют собой акты единоличного и оперативного правотворчества главы государства , они обладают наибольшей юридической силой среди иных правовых актов и могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст.3 ГК РФ).

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы) могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализацию предписаний ГК и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность в отдельных отраслях народного хозяйства. Несмотря на усиление роли закона, в некоторых хозяйственных сферах, например расчеты, обращение ценных бумаг , перевозки, ведомственные нормативные акты остаются важным правовым регулятором имущественных отношений рынка .

Нормы гражданского права могут также содержаться в законах иных отраслей и в так называемых комплексных законодательных актах, которые имеют своим предметом не только гражданско-правовые, но и отношения других отраслей. Это, прежде всего, законы о земле и природных ресурсах, где имеются нормы об их обороте (сделках купли-продажи, аренде , ). Нормы гражданского права содержатся в Семейном кодексе (собственность супругов), в Градостроительном кодексе и ряде других актах комплексного характера.

Единство и согласованность действующего в Российской Федерации обширного гражданского законодательства обеспечиваются проведением во всех его актах и нормах правовых начал, закрепленных в Конституции РФ, и соблюдением принципа иерархии законодательных актов. В силу этого принципа нормативный акт нижестоящего государственного органа не может противоречить закону и актам вышестоящего органа. Созданию единства гражданского законодательства способствует также его кодификация, важнейшей формой которой является ГК, закрепляющий принципы, систему актов и единую терминологию российского гражданского права.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными.

Подписанные Российской Федерацией международные договоры публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации" (если они требуют ратификации) и в ежемесячном "Бюллетене международных договоров". Издаются также тематические сборники международных договоров.

В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях , патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.

Международные договоры РФ имеют своим предметом прежде всего отношения отечественных предпринимателей и граждан с иностранными юридическими лицами и гражданами. Однако они применяются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Кроме того, многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.

В ГК неоднократно встречаются указания на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. В Российской Федерации были опубликованы обычаи важнейших морских портов.

Но в ст. 5 ГК не говорится о возможности обращения к обычаям, сложившимся в иных, некоммерческих сферах, что надо считать пробелом его общих норм. Однако в ряде последующих статей ГК содержатся отсылки к обычаям национальным (ст. 19) и местным (ст. 221). Поэтому надлежит считать, что ГК допускает применение обычая также в некоммерческих сферах, и юрисдикционные органы, обосновывая свои решения, на такие обычаи вправе ссылаться.

Для такого вывода имеются основания в современных условиях, когда в России идет становление рынка и не исключена возможность того, что в отдельных случаях обновляемое гражданское законодательство не в полной мере учитывает особенности рыночных отношений и имеет пробелы. В таких случаях разъяснения Пленумов высших судебных и арбитражных органов по применению законодательства могут приобретать и фактически приобретают характер дополнительного источника гражданского

Тема № 4

«Источники гражданского права»

Вопросы темы:

2. Гражданское законодательство

1. Понятие и особенности источников права

Понятие источника права

Гражданское законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Это значит, что законы о гражданском праве могут быть только федеральными, а субъекты Федерации не имеют полномочий принимать акты гражданского законодательства. Этим обеспечивается единство экономического пространства на всей территории России, единообразие «правил игры» в рыночной экономике и других имущественных отношениях.

Источники гражданского права - форма закрепления (внешнего выражения) гражданско-правовых норм.

Совокупность нормативно-правовых актов составляет гражданское законодательство. Законодательство Российской Федерации включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики. Акты гражданского права не принимаются субъектами Федерации - республиками, областями, городами федерального значения.

Виды источников и их особенности

Источники гражданского права делятся на правовые акты и обы чаи.

В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. К нормативно-правовым актам относятся законы и подзаконные акты, содержащие нормы гражданского права.

Все нормативные акты в зависимости от юридической силы расположены по определенной строго иерархической системе. Чем выше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства.

Законы и подзаконные нормативные акты

Среди законов Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы.

В ст. 76 Конституции РФ выделяются федеральные конституционные законы и федеральные законы , иногда их называют законы текущего законодательствования. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами.

♦ Конституция РФ (Основной Закон), как федеральный конституционный закон обладает в сравнении с другими наиболее высокой юридической силой, среди норм различных отраслей права в ст. 35,36 Конституции РФ содержатся нормы, составляющие основу гражданско-правового регулирования отношений собственности, а в ст.ст. 20-25 гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений граждан на территории Российской Федерации;

♦ Особое место в системе отраслевого законодательства занимает ГК РФ, являющийся базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории России.

Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

Гражданский Кодекс, как основной отраслевой законодательный акт, призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественных и личных отношений;

♦ Специальные Основы, Кодексы и Законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права: "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде". "Кодекс торгового мореплавания Союза ССР", Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", Закон РФ "О страховании", Патентный Закон РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" и т.п.

Источниками гражданского права являются подзаконные акты : указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции, правила и т. п.).

» Указы Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

» Постановления Правительства РФ. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

» Нормативные акты министерств и ведомств - ведомственные нормативные акты. Такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Нормы международного права

В соответствии с Конституцией РФ (п.4. ст. 15) и ГК РФ (ст. 7) обще признанные принципы и нормы международного права (например, свобода торговли, мореплавания и др.) являются составной частью правовой системы Российской Федерации. К этой категории источников относятся также международные договоры РФ и обычаи делового оборота . Общепризнанные принципы и нормы международного права регулируют любые гражданские правоотношения. Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности.

Одни международные договоры могут применяться к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно , а другие после издания внутригосударственного акта (имплементация ). Международные договоры Российской Федерации обладают более высокой юридической силой по сравнению с внутренним российским законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ).

Нормы международного права и международные договоры применяются в регулировании гражданских правоотношений двумя способами: опосредованно и непосредственно. В первом случае применяются лишь принципы и положения, заимствованные законодателем из международного права и международных договоров. Это касается, в частности, принципов и положений, содержащихся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по вопросам международного правопорядка, решениях Международного суда.

Некоторые нормы в гл. 30 ГК о договоре купли-продажи сформулированы на базе положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция - более 60 стран-участниц). Положения этой Конвенции использованы при формулировании норм о договоре подряда гл. 37 ГК. Транспортные уставы и кодексы, (КТМ, Воздушный кодекс и др.), широко используют международный правовой опыт, закрепленный в действующих транспортных конвенциях.

Международные договоры

Наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи. Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными.

Международные договоры РФ имеют своим предметом отношения отечественных предпринимателей и граждан с иностранными юридическими лицами и гражданами. Они применяются также к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.

В теории права под термином «источник права» традиционно понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения. «Под именем источников права, - писал Г. Ф. Шершеневич, - следует понимать формы выражения положений права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом» .

Таким образом, источник гражданского права - это объективированная форма выражения и закрепления содержания гражданско-правовых норм вовне.

Различают следующие источники гражданского права:

  • 1) нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 7 ГК РФ);
  • 2) Конституция РФ;
  • 3) гражданское законодательство - ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ);
  • 4) иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, - указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3);
  • 5) обычаи (ст. 5 ГК РФ).

Все перечисленные источники гражданского права подпадают под классификацию романо-германской системы права, так как их можно разделить на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и правовые обычаи - источники ненормативного характера (обычаи делового оборота).

Рассмотрим подробнее источники гражданского права.

Нормы международного права и международные договоры РФ. Россия - участник многих международных договоров, содержащих нормы гражданского права. Среди них особое практическое значение имеют международные соглашения об основных гражданско-правовых договорах (купле-продаже, перевозке, финансовой аренде, об авторских и патентных правах).

Положения этих международных соглашений подлежат применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок российскими предпринимателями. Такие нормативные акты подлежат применению и к некоторым отношениям между российскими юридическими и физическими лицами, например при международных перевозках, выполняемых отечественными перевозчиками.

Международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством в случае коллизии между ними. Однако следует подчеркнуть, что для применения некоторых международных договоров требуется издание внутригосударственного акта - имплементация. Примерами международных нормативных актов могут служить Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и иные акты, регулирующие, в частности, вексельное обращение, вопросы интеллектуальной собственности, финансовой аренды.

Конституция РФ. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ непосредственно к регулированию гражданско-правовых отношений. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Основополагающее значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34-36), признаки правоспособности граждан (ст. 17-25, 35, 44).

В случае обнаружения противоречия нормативного акта Конституции РФ такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ.

Гражданское законодательство. Традиционно в учебной литературе термином «гражданское законодательство» охватывалась вся совокупность нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. Однако законодатель определил, что гражданское законодательство составляют ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы (п. 2 ст. 3).

При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ и иных источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК РФ, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Например, правоспособность юридического лица, для осуществления деятельности которого необходимо наличие лицензии (п. 3 ст. 49 ГК РФ), возникает и прекращается в зависимости от срока действия лицензии, если иное не предусмотрено законом или иным нормативным актом.

Действующий ГК РФ состоит из четырех частей.

Часть первая введена в действие с 1 января 1995 г. Она состоит из трех разделов: первого, включающего разнообразные общие положения (ст. 1-208), второго, содержащего нормы о вещных правах (ст. 209-306), и третьего, который регулирует общие положения об обязательствах и договорах (ст. 307-453).

Вторая часть введена в действие с 1 марта 1996 г. Она посвящена самому крупному разделу, содержащему отдельные виды обязательств (ст. 454-1109).

Третья часть введена в действие с 1 марта 2002 г. и содержит положения наследственного права (ст. 1110-1185) и международного частного права (ст. 1186-1224).

Четвертой частью, введенной в действие с 1 января 2008 г., регламентируются гражданско-правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности (ст. 1225-1551).

Значительное место среди источников гражданского права занимают федеральные законы. Как правило, это специальные законодательные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений, которые определены в п. 3 ст. 1, п. 1, 2 ст. 2 ГК РФ. Так, в соответствии с предусмотренными в ГК РФ положениями приняты федеральные законы: от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 61 ГК РФ), от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 49 ГК РФ), от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе) (ст. 807 ГК РФ) и ряд других.

Подзаконные нормативные акты. Как уже указывалось выше, нормы гражданского права содержатся также в подзаконных актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

В качестве предмета регулирования указов Президента РФ могут выступать любые вопросы, отнесенные к его компетенции, за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК РФ или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом. В противном случае тот или иной указ утрачивает свою силу на основании заключения Конституционного Суда РФ.

Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть в государстве, принимает решения на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента. Как правило, они имеют нормативный характер и издаются в форме постановлений.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, лишь в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства РФ.

Обычаи. Под обычаем понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). В настоящее время обычай может применяться не только в предпринимательской, как ранее, но и в иной деятельности (например, при определении гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнения тех или иных обязательств). Для признания его таковым он должен отвечать следующим требованиям:

  • 1) правило поведения должно быть сложившимся;
  • 2) должно применяться широко, а не иметь узкоспециальный частный характер;
  • 3) не должно быть предусмотрено законом;
  • 4) необходимо учитывать, что «подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации» . Также стоит указать, что доказывание существования обычая лежит на стороне, которая на него ссылается.

Порядок применения обычаев предусмотрен в ГК РФ (ст. 311, 312, 315, 421, 427) и иных актах (ст. 127, 129-131 КТМ РФ).

Очень близки к обычаям так называемые деловые обыкновения , т. е. устоявшиеся в гражданском обороте правила поведения. Они не являются источником гражданского права, однако если государство санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы. Примером таких правовых актов могут служить ст. 309 «Общие положения» гл. 22 «Исполнение обязательств», п. 2 ст. 481 «Тара и упаковка», п. 1 ст. 721 «Качество работы» ГК РФ.

Правила морали и нравственности также не являются источниками гражданского права, но становятся таковыми в результате закрепления их в нормативном акте, входящем в систему гражданского законодательства. ГК РФ содержит охранительную норму, которая непосредственно связана с нравственностью (ст. 169).

Судебный прецедент в нашей стране, придерживающейся принципов романо-германской системы права, не считается источником права. Однако следует согласиться с тем, что в современных условиях судебные прецеденты, выраженные в форме постановлений Конституционного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, являются руководящими разъяснениями судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

  • См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 36.
  • СЗ РФ. 2002. №43. Ст. 4190.
  • СЗ РФ. 2011. № 33. Ст. 3431.
  • СЗ РФ. 2013. №51. Ст. 6673.
  • См.: п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // РГ. 2015. № 140. 30 июня.

Источники гражданского права

§ 1. Понятие и виды источников гражданского права.
§ 2. Нормативные акты гражданского права.
§ 3. Действие гражданского законодательства.

§ 1. Понятие и виды источников гражданского права

1. Понятие источника гражданского права

Под источником права понимается форма выражения правовых норм, имеющая общеобязательный характер. Господствующей фор- мой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере последние охватываются по- нятием гражданского законодательства. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Феде- рации являются составной частью ее правовой системы и, следова- тельно, одним из источников ее права. В имущественном обороте известную роль также сохраняют обычаи.

В российской правовой системе весьма велико значение судеб- ной практики. Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источ- ником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действую- щего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modo legislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по при- менению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательными, т.е. содержащими обязательное толкование действующих право вых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, одна- ко закрепленное ими толкование содержания правовых норм явля- ется обязательным для соответствующей судебной системы, а тем самым и для сторон различных споров. Важное практическое зна- чение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (преце- денты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рас- смотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций. Определенным образом ориентируя суды, а следовательно, и участников судебных споров, они таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последст- вия применения многих гражданско-правовых норм.

Сказанное вполне можно отнести и к актам Конституционного Суда РФ, который в соответствии со ст. 125 Конституции РФ проверяет конституционность законов и некоторых других нормативных актов, а также дает обязательное толкование Конституции РФ. Признанные им неконституционными законы или их отдельные положения утрачивают силу, однако в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит ни принятие новых правовых норм, ни обязательное тол- кование действующего законодательства (кроме Конституции РФ)3. Можно лишь условно говорить о «негативном» характере его «право творчества», ибо утрата силы нормами права в связи с признанием их неконституционными в ряде случаев фактически порождает новую редакцию таких норм.

Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научно- го) толкования закона и других источников права, но не имеют обяза- тельного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовер- шенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения. То же самое можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на националь- ном и международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных документах.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто ис- пользуются конкретные уставы различных юридических лиц, их внут- ренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состоит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства, наде- ленными компетенцией по изданию нормативных актов, а приняты самими участниками гражданских правоотношений. Такие ак- ты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов, а не правовых норм: не будучи общеобязательными правилами поведения, они имеют значение для возникнове- ния, изменения или прекращения конкретных правоотношений, в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии полного соответствия их содержания действующему законодательству). С их помощью участники гражданских правоотношений мо- гут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.

Таким образом, к числу источников отечественного гражданского права следует относить:

Международные договоры, в которых участвует Российская Феде- рация, а также общепризнанные принципы и нормы международ- ного права;

Законодательство (нормативные акты);

Обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи.

2. Международные договоры

В понятие международного договора включаются как межгосудар- ственные, так и межправительственные и межведомственные соглаше- ния РФ с иностранным государством либо с международной организацией. В сфере гражданского права речь идет прежде всего о различ- ных многосторонних международных (межгосударственных) договорах (конвенциях), участницей которых является Россия (как в собст- венном качестве, так и в роли правопреемника Союза ССР). Между- народные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. В случае, когда такой международ- ный договор предусматривает иные правила, чем национальное гра- жданское законодательство, применению подлежат правила этого договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК). Сказанное относится и к двусторонним международным договорам РФ, содер- жащим гражданско-правовые нормы (например, к договорам о взаимной защите иностранных инвестиций).

Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридиче- ской природе нормы и, являясь частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права.

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их при- менения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо преду- смотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (в тех случаях, когда к договорам международной купли-про- дажи подлежит применению российское право). Женевская вексель- ная конвенция от 7 июня 1930 г. № 358, в которой Российская Феде- рация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматри- вает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой Конвенцией Единооб- разного закона о переводном и простом векселях. Во исполнение это- го правила Союз ССР в 1937 г. принял специальное Положение о пе- реводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории Российской Федерации1. Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосудар- ственную природу, будучи актом национального гражданского зако- нодательства, и потому лишается приоритета, свойственного между- народным договорам РФ.

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм2. Примером может служить принцип запрета ухудшения право вого положения (дискриминации) иностранных граждан или юриди- ческих лиц по сравнению с национальными субъектами права, а так- же принцип всеобщего соблюдения прав человека.

3. Обычаи имущественного оборота

Российское гражданское право придает значение источника права обычаям делового (предпринимательского) оборота (ст. 5 ГК), главным образом сложившимся в сфере обязательственных отношений. Так, при исполнении договорных и иных обязательств их стороны при отсутствии специальных требований законодательства или условий обязательства должны руководствоваться обычаями делового оборо- та и иными «обычно предъявляемыми требованиями» (ст. 309 ГК), т.е. обычаями, сложившимися не только в предпринимательских взаимо- отношениях, но и в имущественном обороте в целом.

Обычаи имущественного оборота представляют собой сложившиеся в нем в силу неоднократного единообразного применения общепринятые правила поведения, не выраженные прямо ни в законе (нормативном ак- те), ни в договоре сторон, но не противоречащие им. Закон иногда придает юридическое значение и иным обычаям, сложившимся, например, в сфере вещных отношений (ст. 221 ГК).

Обычаи, таким образом, действуют в случаях отсутствия прямых предписаний в нормативном акте или в договоре, т.е. в субсидиар- ном (восполнительном) порядке. Если условие конкретного догово- ра непосредственно не определено сторонами либо диспозитивной нормой закона, оно определяется обычаями делового оборота (п. 5 ст. 421 ГК).

Обычай должен быть сложившимся, т.е. достаточно определенным в своем содержании и широко применяемым в имущественном, прежде всего в предпринимательском, обороте (например, традиции ис- полнения тех или иных договорных обязательств).

Следовательно, под правовым обычаем надо понимать фактиче- ски сложившееся и признаваемое законом общее правило, не выра- женное в нормативном акте или договоре, но подлежащее примене- нию, если иное прямо не установлено законом или соглашением сто- рон. По существу обычай рассматривается в качестве своеобразной диспозитивной (восполнительной) нормы права («обычное право»), применяемой в субсидиарном порядке.

Наличие и содержание торговых (предпринимательских) и портовых обычаев, принятых в Российской Федерации, свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ1. Иногда обычаи систематизиру- ются и публикуются в форме примерных условий договоров, применяе- мых в качестве обычаев делового оборота (п. 2 ст. 427 ГК)2.

Обычаи традиционно отличаются от обыкновений. Обыкновение - такое сложившееся правило, которым согласились руководствоваться стороны конкретного договора и только потому оно приобрело для них юридическое значение. Обыкновение восполняет пробел в дого- воре, а обычай - пробел в законе. По сути обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора (соглашение партнеров). Ес- ли ссылки на такое условие в договоре нет или намерение сторон руководствоваться им не доказано, обыкновение не учитывается как обя- зательное правило и при отсутствии специальных указаний законода- тельства или договора3.

В основе согласованных сторонами договора обыкновений также мо- гут лежать общепризнанные обычаи. Так, в современной международ- ной торговле широко используются правила, содержащиеся в разрабо- танных парижской Международной торговой палатой (МТП) сборниках международных торговых обычаев («Правилах толкования междуна- родных торговых терминов Инкотермс», «Унифицированных прави- лах и обычаях для документарных аккредитивов», «Унифицированных правилах по инкассо» и др.)4. Все они представляют собой неофициаль- ную систематизацию обычаев, приобретающих юридическое значение лишь для конкретного договора в случае ссылки на них контрагентов, т.е. по сути имеющих значение не обычаев, а обыкновений. Лишь не- которые из них в силу большой распространенности по специальному решению могут приобрести качества торговых обычаев, обязательных для применения.

От обыкновений отличается «заведенный порядок». Он представляет собой практику взаимоотношений сторон конкретного договора, сло- жившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях и хотя прямо и не закрепленную где-либо, но подразумеваемую в силу отсутствия каких-либо возражений по этому поводу. Такой порядок (сложившаяся практика взаимоотношений) совсем не обязательно составляет какой- либо обычай или обыкновение имущественного оборота. По сути он также отражает подразумеваемые сторонами условия конкретного до- говора, а потому отменяет в соответствующей части действие как дис- позитивного правила закона, так и обычая. Российское гражданское право различает обычаи и «практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон» договора (т.е. заведенный порядок), в частности, отдавая последней предпочтение перед обычаем при толковании ус- ловий договора судом (ч. 2 ст. 431 ГК).

Следовательно, заведенный порядок и обыкновение имеют юри- дическую силу условий конкретного договора, выражающего волю его сторон, а потому получают безусловное преимущество в применении перед диспозитивными нормами закона (действующими лишь в слу- чаях отсутствия иных указаний в договоре) и перед обычаем. Однако ни обыкновения, ни заведенный порядок, будучи по сути условия- ми конкретных договоров, не являются источниками права, т.е. фор- мой выражения общеобязательных правовых норм. Этим они прин- ципиально отличаются от обычаев (хотя по своей юридической силе и превосходят их).

Обычаи делового оборота не применяются, если они противоре- чат обязательным (императивным) или восполнительным (диспозитивным) положениям законодательства либо условиям договора (п. 2 ст. 5, п. 5 ст. 421 ГК). В своей юридической силе они, таким образом, уступают как диспозитивной норме права, так и заведенному поряд- ку (практике взаимоотношений сторон)2.

§ 2. Нормативные акты гражданского права

1. Система нормативных актов гражданского права

Гражданско-правовые нормативные акты составляют определен- ную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу и возглавляет всю систему действую- щего законодательства.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления. Любые содержащиеся в нормах ГК отсылки к «закону» (или к «законодательст- ву») означают отсылки только к федеральному закону.

Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодатель- ства, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относит- ся, например, жилищное законодательство, которое состоит из ком- плексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный ко- декс Российской Федерации1; далее - ЖК). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Российской Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ). Например, в сфере жилищного права субъ- екты РФ могут принимать общеобязательные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ибо они относятся к сфере административного права), но не вправе принимать норма- тивные акты, определяющие (в том числе «конкретизирующие») условия договоров жилищного найма (ибо они относятся к сфере гра- жданского права).

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы;

2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств Российской Федерации).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются Граж- данским кодексом и охватываются понятием гражданское законода- тельство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законода- тельства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодатель- ствовать). Президентские указы и постановления Правительства РФ охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конститу- ции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие «нормативные правовые акты феде- ральных органов исполнительной власти».

Использование данной терминологии направлено на ограничение подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения «законодатель- ством» (либо «законом»), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполни- тельной власти. Если же ГК предусматривает возможность установ- ления отличных от его правил предписаний «иными правовыми акта- ми» (например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.

При отсутствии таких указаний нормы ГК или иного федераль- ного гражданско-правового закона вообще не подлежат конкрети- зации и тем более изменениям любыми подзаконными актами, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпываю- щей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК даже постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или пре- зидентских указов, т.е. основываться на актах более высокого уров- ня. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специ- альных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК).

2. Гражданский кодекс

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержа- щие нормы гражданского права, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3 ГК). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами ГК.

Формально ГК является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержани- ем, которое придает ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в том, что, во-первых, ГК в систе- матизированном виде содержит все основополагающие правила граж- данского права; во-вторых, именно в нем предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов, т.е. система гра- жданского законодательства. «Поэтому ничем не ограниченное отсту- пление от правил ГК в новых законах приведет лишь к тому, что прин- ципиальные положения гражданского права перестанут влиять на со- держание текущего законодательства и гражданское право из системы согласованных норм быстро превратится в набор разрозненных правил, содержание которых определяется исключительно потребностями кон- кретной ситуации, а не проверенными многовековой практикой под- ходами. Принцип соответствия кодексу содержания других гражданс- ко-правовых законов составляет главное препятствие для создания та- кого положения»1.

Разумеется, правило п. 2 ст. 3 ГК не следует воспринимать как за- прет на внесение в Кодекс каких-либо изменений и тем самым как запрет на развитие гражданского законодательства. Речь в нем идет о необходимости согласования содержания законов, при котором принятие новых правил должно сопровождаться обязательным из- менением ранее действовавших предписаний (находящихся в ГК), а главное - об обоснованности этих изменений с учетом того, что они лишь развивают и детализируют принципиальные положения, закрепленные в Кодексе.

Новый Гражданский кодекс принимался частями. часть первая Ко- декса была принята Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 «Юридические лица», вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК - 8 декабря 1994 г., а также гл. 17, посвященной вещ- ным правам на земельные участки, правила которой должны были всту- пить в силу одновременно с введением в действие нового ЗК)1. В своих трех разделах она охватывает Общие положения (Общую часть граж- данского права) (раздел I), Вещное право (раздел II) и Общую часть обязательственного права (раздел III).

часть вторая Кодекса принята Государственной Думой РФ 22 декаб- ря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.2 Она включает один, но самый большой по объему раздел IV, посвященный отдельным видам обязательств (договорных и внедоговорных).

часть третья Кодекса принята Государственной Думой РФ 1 нояб- ря 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г.3 Она содержит два раз- дела, посвященных соответственно наследственному праву (раздел V) и международному частному праву (раздел VI).

часть четвертая Кодекса принята Государственной Думой РФ 24 но- ября 2006 г. и введена в действие с 1 января 2008 г.4 Она содержит един- ственный раздел VII, посвященный правам на результаты интеллекту- альной деятельности и средствам индивидуализации товаров и их про- изводителей. С момента введения в действие части четвертой ГК, т.е. с 1 января 2008 г., полностью утрачивают силу сохранявшие действие отдельные нормы Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г.5, а кодификацию гражданско- го законодательства РФ можно считать в основном завершенной.

Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой признание новой властью имущественно- го (товарно-денежного) оборота. В 1961-1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства. Она вырази- лась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательст- ва 1961 г. и в разработанных на их базе (а потому в значительной мере дублировавших друг друга) республиканских гражданских кодексах (ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодифи- кация в полной мере отражала характер огосударствленной, плановой экономики и другие особенности тогдашнего общественного строя.

Переход к рыночной организации отечественной экономики по- требовал и реформирования ее законодательного оформления. Пер- вым кодифицированным актом нового, «рыночного» законодательст- ва стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и респуб- лик 1991 г. В связи с распадом Союза ССР они формально не вступили в действие, но были специально ратифицированы Российской Фе- дерацией в 1992 г. и действовали в части, не противоречащей новым российским законам. Основную же роль в реформировании имуще- ственных отношений в России должны были сыграть ее собственные законы и президентские указы. К сожалению, они нередко содержа- ли взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отли- чались весьма низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в организации имущественного оборота сделал осо- бенно насущной задачу новой гражданско-правовой кодификации, которая и была решена принятием Гражданского кодекса РФ.

В настоящее время идет работа по дальнейшему развитию и совер- шенствованию содержания Гражданского кодекса РФ1.

3. Иные федеральные законы (гражданское законодательство)

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детали- зации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объем- ным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы мно гие другие законы, развивающие и конкретизирующие его прави- ла и институты.

Новый ГК прямо предусмотрел необходимость принятия несколь- ких десятков таких законодательных актов, закрепив тем самым ос- новную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Ос- новная часть из этих законов уже принята (федеральные законы о раз- личных видах юридических лиц и об их государственной регистрации, о банкротстве, о государственной регистрации прав на недвижимость, об ипотеке (залоге недвижимости), о поставках товаров для государ- ственных нужд, о различных видах транспортной деятельности). Сле- дует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной фе- деральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

Следует также иметь в виду, что до принятия новых законов, пре- дусмотренных нормами ГК, продолжают действовать ранее приня- тые нормативные акты, имеющие силу законов в соответствии с дейст- вовавшим в момент их принятия законодательством. К ним, напри- мер, относятся соответствующие акты, принятые высшими органами государственной (законодательной) власти Российской Федерации в период с 12 июня 1990 г. (провозглашение суверенитета Российской Федерации) до 1 января 1995 г. (вступление в силу части первой ГК). Так, сохраняет силу Закон РФ от 29 мая 1992 г. № 2872 «О залоге»1 (далее - Закон о залоге), но лишь в части, не противоречащей нормам ГК о за- логе (в частности, действуют некоторые его положения о залоге прав). В основном же речь идет о нормативных актах (постановлениях) быв- шего Верховного Совета РСФСР, а затем - Верховного Совета Россий- ской Федерации, а также о нормативных указах Президента РФ и по- становлениях Правительства РФ, принятых в пределах полномочий, данных правительству в законе либо в президентском указе, тогда не- редко имевшем силу закона. Ряд таких актов, например, устанавливал возможность списания денежных средств с банковского счета контр- агента по договору без его согласия и пока сохраняет силу, будучи «за- конами» в смысле п. 2 ст. 854 ГК

До принятия новых российских законов сохраняют силу и некото- рые нормы законов бывших Союза ССР и РСФСР. Так, согласно ст. 12 Закона о введении в действие части четвертой ГК сохраняют силу от- дельные положения союзных законов об изобретениях и о промыш- ленных образцах, касающиеся стимулирования изобретательства и ху- дожественно-конструкторского творчества1.

4. Иные правовые акты

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее при наличии прямого указания в ГК (или в ином федераль- ном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают указы Президента РФ. В сфере, прямо не урегулирован- ной нормами закона, правила указов по сути имеют такое же значение, что и закон, разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему (п. 3 и 5 ст. 3 ГК). Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, могут применяться лишь в части, соответствующей предпи- саниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, кото- рые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохра- няют действие до принятия соответствующих законов.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным за- конам и президентским указам, но и приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат примене- нию (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение. Ряд правительственных постановлений был принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответству- ющего закона и в части, не противоречащей Кодексу.

Сохраняется действие некоторых постановлений правительств СССР и РСФСР, принятых по вопросам, пока прямо не yрегулированным российскими законами или иными правовыми актами. Названные постановления также действуют до принятия соответствующих рос- сийских актов и в части, не противоречащей российским законам и иным правовым актам.

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической си- лой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня - законе либо президентском указе или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нор- мотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися по- пытками отдельных министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.

Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающие правовой статус ор- ганизаций, а также акты межведомственного характера подлежат обя- зательной государственной регистрации в Федеральной регистрацион- ной службе Министерства юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания) и последующему официаль- ному опубликованию в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»1. Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не всту- пившие в силу и не могут регулировать соответствующие отношения; на них также нельзя ссылаться при разрешении споров.

Кроме того, ведомственные нормативные акты могут издаваться только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, но не в виде писем и телеграмм2 (как это, напри- мер, до недавнего времени практиковал Центральный банк России).

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убыт- ков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содей- ствовать установлению должного порядка в ведомственном нор- мотворчестве.

В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые норматив- ные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.). Их действие ог- раничено теми же пределами и условиями, что и действие иных обще- союзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным право- вым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

§ 3. Действие гражданского законодательства

Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, под- лежат обязательному официальному опубликованию. Такое опублико- вание важно и для определения момента вступления соответствую- щего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всех участников правоотношений. Кроме того, официальное опубликование содержит и официальный (общеобязательный) текст такого акта, которым надлежит руководствоваться.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ федеральные за- коны принимаются Государственной Думой. Поэтому они счита- ются принятыми с момента их принятия Государственной Думой в окончательной редакции (а не с момента одобрения Советом Фе- дерации или подписания Президентом РФ). В течение семи дней по- сле подписания закона Президентом РФ он подлежит официально- му опубликованию в «Парламентской газете», «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». По ис- течении 10 дней после дня первой официальной публикации пол- ного текста закона он вступает в силу, если иной порядок не предусмотрен в самом законе. Официальной считается, таким образом, первая публикация полного текста закона в «Парламентской газе те», «Российской газете» или в «Собрании законодательства Рос- сийской Федерации».

В некоторых законах прямо устанавливается иной порядок вступле- ния их в силу. Он может быть связан с необходимостью немедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходи- мостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вно- сящего значительные изменения в законодательство, иногда прини- мается специальный закон о порядке введения в действие основного закона («вводный закон»). Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем при- нятия законов об их ратификации (и официально публикуются вме- сте с этими законами).

Иные правовые акты (президентские указы и правительственные постановления) также подлежат обязательной официальной публикации (за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну или носят кон- фиденциальный характер) в «Российской газете» или в «Собрании за- конодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня подписания. Нормативные указы Президента РФ вступают в силу в те- чение семи дней после дня их первого официального опубликования. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, а также устанавливающие правовой статус ор- ганизаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их пер- вого официального опубликования. Однако как в указах, так и в пра- вительственных постановлениях может предусматриваться и иной по- рядок вступления их в силу (например, со дня их подписания).

Необходимо учитывать, что до 1994 г. Законы РСФСР, а затем Рос- сийской Федерации официально публиковались в «Ведомостях Вер- ховного Совета РСФСР» («Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР», «Ведомостях Съезда народ- ных депутатов РФ и Верховного Совета РФ»), а также в «Российской газете». Указы Президента РФ в данный период официально публико- вались сначала в названных «Ведомостях», а в 1992-1993 гг. - в «Соб- рании актов Президента и Правительства РФ» и также в «Российской газете». Правительственные постановления в это время официально публиковались в «Собрании постановлений Правительства РСФСР», затем - в указанном «Собрании актов».

В связи с сохранением действия на российской территории ряда ак- тов бывшего Союза ССР (или их отдельных разделов и норм), а также в связи с тем, что ими регулируются возникшие ранее отношения, по- является необходимость использовать их официальный текст, а так- же определять момент вступления их в силу. Следует иметь в виду, что официальная публикация законов Союза ССР и актов, имеющих си- лу закона, проводилась в «Ведомостях Верховного Совета СССР» (или

«Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР»), а также в газете «Известия»; постановлений Совета Мини- стров СССР - в «Собрании постановлений Правительства СССР» (СП СССР); актов министерств и ведомств СССР - в «Бюллетене нор- мативных актов министерств и ведомств СССР».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни- тельной власти подлежат не только официальному опубликованию, но во многих случаях и государственной регистрации в Министерст- ве юстиции РФ. Затем в срок не позднее 10 дней после дня регистра- ции они должны быть опубликованы в «Российской газете» либо так- же в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполни- тельной власти». Официальному опубликованию не подлежат только те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содер- жат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер. По истечении 10 дней после дня офи- циального опубликования они вступают в силу. Таким образом, воз- можность применения неопубликованных или противоречащих зако- ну ведомственных нормативных актов исключается.

Акты гражданского законодательства обычно прекращают свое действие и теряют юридическую силу либо в результате их непосредственной отмены вновь принятыми актами, либо при наступлении прямо указанного в них обстоятельства (как правило, принятия но- вого акта, причем более высокого уровня, что характерно для подза- конных нормативных актов).

Для многих законов последнего времени, к сожалению, характер- ным стало отсутствие правил об отмене или изменении ранее действовавших норм. В этом случае следует исходить из того, что вновь принятый нормативный акт по общему правилу погашает полно- стью или в соответствующей части действие ранее принятого по это- му же поводу акта такой же или более низкой юридической силы (например, правила нового закона парализуют действие соответст вующих правил ранее принятых по этому вопросу законов и подза- конных актов).

Законом, однако, может быть установлено и иное положение. В частности, правило о необходимости соответствия ГК гражданско- правовых норм, содержащихся в других законах (п. 2 ст. 3 ГК), ука- зывает на необходимость руководствоваться нормами Кодекса даже при их коллизии нормам новых федеральных законов (если, разуме- ется, в Кодекс при этом не было внесено изменений, устраняющих такие коллизии).

2. Действие гражданского законодательства во времени

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Фе- дерации. При этом по общему правилу они не имеют обратной си- лы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).

Это традиционное для всякого развитого правопорядка положение знает, однако, и ряд необходимых исключений. Прежде всего сам гра- жданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу. Так, Закон о введении в действие части второй ГК (ст. 12) распространил действие новых правил о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждани- на (в том числе повышающих объем возмещения), на случаи причинения такого вреда, происшедшие за три года до вступления в силу соответст- вующих правил Кодекса (если указанный вред остался невозмещенным). Этот же Закон (ст. 11) распространил действие новых правил об охране прав и интересов вкладчиков на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, также возникшие до принятия части вто- рой ГК (и сохранившиеся на момент введения его в действие).

Едва ли, однако, можно согласиться с распространением данного положения на действие подзаконных актов. Представляется, что по- следние в принципе не должны содержать указаний о придании им обратной силы, если только такая возможность не основана на пря- мом указании закона.

Другая ситуация связана с длящимся характером многих гражданских правоотношений. Если, например, закон изменил продолжительность давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его в действие, но предъявленному в суд после этого момента, то какой срок - старый или новый - должен применяться в этом случае (разуме ется, при отсутствии специальных прямых указаний закона на этот счет)? В соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон применяется к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоот- ношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введе- ния в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение1.

Особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до вве- дения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после этого момента. С тем чтобы обеспечить точное, надлежащее исполнение взятых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший принцип договорного права, закон сохраняет здесь силу за условиями ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем самым в сущности как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законода- тельства, на котором основывались условия заключенных договоров.

Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено распро- странение его действия и на отношения, вытекающие из ранее заклю- ченных договоров. Например, Закон о введении в действие части вто- рой ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об основаниях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры независимо от даты их заключе- ния. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.

3. Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц

Как уже отмечалось, федеральный характер гражданского законо- дательства предопределяет его действие на всей территории Россий- ской Федерации. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь феде- ральным законом и только в случаях, когда это необходимо для обес- печения безопасности государства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК).

Правила гражданского законодательства распространяются на со- ответствующие отношения российских субъектов гражданского права:

граждан, юридических лиц и публично-правовых образований. Вместе с тем они применяются также к гражданским правоотношениям с учас- тием иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). В частности, при определенных условиях они могут применяться к до- говорам российских субъектов права с иностранными контрагентами. Условия и порядок такого применения регулируются нормами меж- дународного частного права (см. разд. VI ГК).

Федеральный закон сам может установить ограничения сферы своего применения определенным кругом лиц. Так, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»1 (далее - Закон об акционерных обществах) до определенного им момента не распространяет действие ряда своих правил на акционерные общест- ва, созданные в результате приватизации государственных и муници- пальных предприятий (абз. 2 п. 5 ст. 1).

Изложенные положения в целом применимы и к действию подзаконных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.

4. Применение гражданского законодательства по аналогии

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отно- шений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК). Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применя- ются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий:

Во-первых, существование пробела в законодательстве, не воспол- няемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота;

Во-вторых, наличие законодательного регулирования сходных отношений. Так, «трастовые операции» банков до принятия специальных правил о договоре доверительного управления имуществом факти- чески регулировались нормами о сходных договорах - поручения и комиссии, которые и применялись к «трастовым договорам» при отсутствии в них каких-либо необходимых условий;

В-третьих, применение аналогичного закона к регулируемым отно- шениям не должно противоречить их существу. Нельзя, например,применять общие положения о сделках к большинству личных не- имущественных отношений.

Не является аналогией закона отсылка к регламентации сход- ных отношений, установленная законодательным порядком, напри- мер, распространение правил о статусе обществ с ограниченной от- ветственностью на общества с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 95 ГК). Ведь здесь речь идет не о пробеле в законе, а об особом юри- дико-техническом приеме, способе регулирования.

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла граждан- ского законодательства, а также требований добросовестности, разумно- сти и справедливости. Под общими началами гражданского законодатель- ства следует понимать основные принципы гражданско-правового регу- лирования, а под его смыслом - отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода гражданского (частного) права. Критерии добросовестности, разумности и справедливости обычно применяются в негативном смысле: имея в виду, что решение, соответствующее началам и смыслу гражданского законодательства, не должно быть вместе с тем «недобросовестным», «неразумным» или «несправедливым».

Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т.е. при отсут- ствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблю- дением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является достаточно редким, ис- ключительным случаем.

Следует подчеркнуть, что правила об аналогии закона и аналогии пра- ва используются в гражданском праве только при применении законода- тельства в строгом смысле слова, т.е. федеральных законов. Они не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, а имею- щиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.

5. Толкование гражданско-правовых норм

При применении конкретной нормы гражданского права необхо- димо четко уяснить ее смысл и содержание. Этому служат различные приемы (способы) толкования ее текста, помогающие устранить возникшие неясности в его понимании. К их числу относятся граммати- ческое, логическое, систематическое и историческое толкование. Дан- ные способы толкования являются общими для норм любой отрас- левой принадлежности, а потому подробно изучаются в курсе теории государства и права. При применении норм гражданского права к ним приходится прибегать наиболее часто в силу обширности и сложности содержания самого гражданского законодательства.

Толкование гражданско-правовых норм может быть обязатель- ным в случаях, когда его дает государственный орган, который либо сам принял соответствующий акт, либо имеет компетенцию по разъ- яснению содержания такого акта или актов (легальное толкование). Так, пленумы высших судебных органов вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, содержащие обязательное для су- дов толкование действующего законодательства. Поскольку легальное толкование обязательно, оно по сути создает новую норму пра- ва, причем действующую с обратной силой. Толкование закона, ко- торое дает любой суд по конкретному делу, является обязательным лишь для данной ситуации и не имеет общеобязательного характера (ибо прецедент в отечественном правопорядке не является источником права).

Толкование законодательства, которое содержится в учебной и научной литературе, в том числе в специальных комментариях к зако-нам, является научным (доктринальным) и не имеет обязательной си- лы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов, может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.

Нередко различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в за- висимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем «огра- ничительного» или «расширительного» толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). В связи с этим выделение названных выше способов толкования представля- ется не вполне обоснованным и даже опасным, ибо способно исказить прямую волю законодателя, выраженную в тексте закона. Поэтому «расширительное» толкование нормы закона во всяком случае не допускается, если она содержит либо исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых соответствующее правило получает приме- нение, либо исключение из общего правила.

Источник ГП – способ, с помощью которого правила поведения становятся нормами гражданского права.

Система источников зависит от вида правовой семьи, к которой относится конкретное государство. Россия относится к романо-германской системе права, и это определяет систему ее источников.

Система источников российского ГП включает в себя:

1. Международно-правовые акты, содержащие нормы ГП.

2. Нормативно-правовые акты, принятые в РФ.

3. Юридические обычаи, содержащие нормы ГП.

4. Акты высших судебных органов. Не все специалисты признают наличие такого источника.

(1) Международно-правовые акты, содержащие нормы ГП.

Источником российского ГП, прежде всего, являются международные договоры (конвенции), содержащие нормы ГП (частного права), участником которых является Российская Федерация.

Данные договоры (конвенции) можно разделить на две группы:

1. Международные договоры, в которых участвует РФ в качестве правопреемника СССР. Пример: международные конвенции по авторскому и изобретательскому праву. Некоторые из них (не все) ратифицированы еще в СССР.

2. Международные договоры, участником которых является РФ в силу самостоятельной ратификации. Ратификация осуществляется путем принятия Парламентом закона о присоединении к определенному акту. Пример: «Международная конвенция о лизинге» 1988 года, к которой мы присоединились в 1998 году; «Международная конвенция о морской ипотека», ратифицирована в 2004 году.

Международные договоры, которые являются источником Российского ГП по порядку их вступления в силу:

1. Международные договоры, которые вступают в силу с момента их ратификации независимо от того, принят ли в РФ соответствующий внутригосударственный закон.

2. Международный договор, который предусматривает, что он вступает в силу только при условии издания соответствующего национального акта.

Все конвенции в области ГП, к которым присоединилась РФ, относятся к первому типу.

Формально нормы ГП, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет над национальным гражданским законодательством. Это закреплено в абз.2 п.2 ст.7 ГК РФ.

НПА, принятые в РФ, и содержащие нормы ГП.

В ГП система НПА включает в себя 3 элемента:

1. Законы, или законодательные акты, содержащие нормы гражданского права. Это называется гражданским законодательством (то есть в ГП сюда входят только законы). абз.1 п.2 ст.3 ГК.

2. Иные правовые акты: указы Президента, содержащие нормы ГП; Постановления Правительства, содержащие нормы ГП. п.6,ст.3

3. Ведомственные акты, содержащие нормы ГП. п.7, ст.3.

Гражданское законодательство – это сфера исключительно федеральной компетенции (п.1 ст.3 ГК, а также статья Конституции о вопросах, которые являются предметом ведения исключительно РФ ). Это значит, что законы, содержащие нормы ГП, может принимать только РФ в целом, а субъекты РФ не могут принимать такие законы. Однако некоторые подотрасли ГП находятся в сфере совместной компетенции РФ и СРФ, например жилищное право. Действуют федеральные акты (Жилищный кодекс) и акты СРФ (например, Основы жилищной политики в г.Москве).

Федеральное законодательство включает:

1. Гражданский кодекс РФ. Принимался по частям в соответствии с модельным европейским кодексом. Часть 1 «Общие положения» действует с 1 января 1995 года. Часть 2 «отдельные виды договоров» вступила в силу с 1 марта 1996 года. Часть 3 «Наследственное право» с 1 марта 2002 года. Часть 4 «Авторское и изобретательское право» с 1 января 2008 года.
ГК обладает приоритетом над остальными законами, содержащими нормы ГП (п.2 ст.3 ГК ). Здесь возникает проблема в том, что он является ФЗ, который сам для себя закрепляет приоритет над другими ФЗ. Такое правило закреплено, для того чтобы система законодательства была бы единый. ВС и ВАС жестко применяют п.2 ст.3.

2. Федеральные законы, принятые после 1 января 1995 года (на основе ГК). Например, ФЗ «об ипотеке (залоге недвижимости)»; ФЗ «о лизинге» 1998 года.
Может ли ФЗ иметь приоритет над ГК? Может, в случае если это прямо предусмотрено в самом ГК. Если в ГК это прямо не предусмотрено, ФЗ действует в части, не противоречащей ГК. См ст.493, п.2, ст.334, п.1-2 ст.797, п.3 ст.797 (устанавливает приоритет над ст.220 ГК). Специальные нормы имеют приоритет над общими только в отношении коллизии внутри одного закона.

3. Законы РФ и ФЗ, принятые после провозглашения государственного суверенитета РФ (12 июня 1990 г.) до 1 января 1995 года. Пример: Закон РФ 1991 года «о защите прав потребителей»; Закон РФ 1991 года «о банках и банковской деятельности»; ФЗ «о поставках продукции для федеральных госнужд», 1994 г. Эти акты действуют в части, не противоречащей ГК и ФЗ, принятым после 1 января 1995 года.

4. Законы РСФСР и Законы СССР, принятые до провозглашения суверенитета РФ. Они действуют как субсидиарный при соблюдении 2 условий:

a. есть пробел в актах первых трех уровней;

b. в части, не противоречащей актам первых трех уровней.

В идеале должно остаться 2 уровня.

Указы Президента и постановления Правительства РФ (иные правовые акты).

Указы Президента являются источником ГП, если они содержат нормы ГП. Они действуют в части, не противоречащей гражданскому законодательству в целом. Сейчас Президенту нет необходимости с помощью указов регулировать гражданско-правовые отношения. В этой связи действующего указа назвать сейчас сложно. Из недействующих указов: Указ «Об ипотеке»; Указ «О трасте». п.5 ст.3 ГК РФ.

Постановления Правительства, содержащие нормы ГП. Постановление Правительства «Правила продажи отдельных видов товаров» 1998 года, которое регламентирует правило продажи отдельных видов товаров; «Правила бытового обслуживания населения в РФ», утверждены Постановление Правительства 1997 года; «Правило продажи товаров по образцам», утверждены ПП 1997 года и т.д. Постановления Правительства действуют в части, не противоречащей гражданскому законодательству и указам Президента (п.4 и п.5 ст.3 ). Иные правовые акты принимаются соответствующими государственными органами (Президентом и Правительством) в явочном порядке. Это означает, что для принятия Указа или Постановления не требуется делегирования полномочий со стороны законодательного органа. Президент и Правительство могут по своему желанию принять акт, содержащий нормы ГП, и разрешения законодателей им не нужно. Но сам законодатель иногда говорит, когда Правительство обязано принять определенный акт.

Ведомственные акты.

Это инструкции министерств и ведомств, содержащие нормы ГП. Они действуют в части, не противоречащей гражданскому законодательству и иными НПА (п.7 ст.3 ).

С 1 января 1995 года ведомство может принять НПА только при наличии делегированных полномочий, предусмотренных гражданским законодательством и иными правовыми актами. То есть в законе, указе или постановлении написано, что ведомству дается право или обязанность издать инструкцию.

Пример: приказ от 20 мая 1998 года №160 «О порядке применения Закона о защите прав потребителей», принят министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей. Приказ прошел регистрацию в минюсте, так как такое право было делегировано ст.40 Закона «о ЗПП» в редакции до 2004 года . В 2004 году эту статью изменили. В настоящее время эту функцию передали Федеральной службе по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека. 7 марта 2006 году Федеральная служба издала письмо 0100/2473-06-32 «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства».

Юридические обычаи в области ГП.

Юридический обычай в области ГП – санкционированный государством простой обычай, содержащий нормы ГП. Обычай как источник ГП закреплен статьей 5 ГК.

Юридический обычай по сфере действия делится на 2 вида:

1. Обычай имущественного оборота.

2. Обычай делового оборота.

Обычай имущественного оборота может регулировать гражданско-правовые отношения с любым составом участников, как с участием предпринимателей, так и без участия предпринимателей (обычные граждане).

Обычай делового оборота регулирует имущественные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью и с участием предпринимателей. То есть предметом регулирования выступает только предпринимательская деятельность.

Обычаи применяются субсидиарно, только если есть пробел в НПА и при наличии 2 условий:

1. Наличие пробела в системе НПА и в условиях самого обязательства.

2. В части не противоречащей НПА и условиям договора.

Пример обычая делового оборота: инкорпорированные правила «Инкотермс». Это обычаи, которые сложились в международной перевозке грузов: FOB, FAS, CIF, CAF и пр.

От юридических обычаев следует отличать обыкновения и заведенный порядок .

Обыкновения – правила поведения, которые действуют для сторон конкретного договора в случае прямой отсылки на них. Эти правила поведения становятся обязательными для сторон договора, только если стороны на него ссылаются в договоре.

Пример делового обыкновения: Постановление Пленума ВАС от 22 октября 1997 года №18 «О договоре поставке». В п.4 сказано, что положение о поставке продукции ПТН и ТНП действуют, если стороны договора прямо ссылаются на них. Или 2 инструкции Госарбиртража СССР 1965 и 1966 года «о порядке приемки продукции товаров по количеству и по качеству». Если на такие инструкции в договоре не ссылаться, то

От других источников ГП отличается тем, что источники имеют общеобязательный характер, а обыкновения только для ссылающихся сторон.

Заведенный порядок – сложившаяся практика взаимоотношений сторон конкретного договора.

Пример: стороны ежегодно заключали договор поставки одного и того же вида продукции. В течении 5 лет было заключено 5 договоров сроком на 1 год. В первых 5 договорах был подробно урегулирован порядок приемки продукции по количеству. В новом договоре такой порядок урегулирован не был. В таком случае при возникновении споров можно ссылаться на ранее действовавший порядок как на заведенный.

На обыкновения по сути могут ссылаться любые лица, заключающий договор поставки (например), а на заведенный порядок касается строго конкретных лиц.

Судебные акты.

1. Определения КС РФ.

2. Постановления Пленума ВАС и Постановления Пленума ВС, а также их совместные постановления.

3. Обзоры судебной практики Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ. Информационные письма Президиума ВАС РФ.

(1) Согласно ФКЗ «О конституционном суде» КС РФ вправе рассматривать вопросы о соответствии Конституции РФ нормативно правовых актов, в том числе гражданско-правовых. Если КС РФ признает, что акт противоречит Конституции, то такой акт утрачивает силу и не подлежит применению. КС РФ признал несоответствующим конституции некоторых статей Жилищного кодекса РСФСР 1983 года. В данном случае КС РФ может создавать так называемый отрицательный источник права (то есть лишать юридической силы действующие права поведения).

Кроме того, КС РФ де-факто занимается толкованием гражданского законодательства, не связанным с вопросом соответствия этого законодательства Конституции.

Примеры: определение КС РФ от 22 января 2004 г. №13-О (касается ст.333 ГК) по жалобе гражданки Бочаровой Нины Викторовны. В мотивировочной части определения записано: независимо от того, является неустойка законной и договорной. В таком случае можно сослаться на то, что выгодно: на ст.333 ГК либо на определение КС РФ.

(2) Постановления ВС и ВАС.

Постановления пленумов.

1. Верховного суда. НО только постановления по гражданским делам. Во-вторых, постановления Пленума ВАС.

2. Постановления Пленума ВАС. Как правило, касаются принципов ГП в силу специфики арбитражного суда.

3. Совместные постановления Пленумов ВС и ВАС. Совместные постановления бывают только по гражданским делам. В таких постановлениях номер с дробью.

· Постановление Пленума ВС РФ (№1, январь 2010 г.), которое связано с возмещением вреда жизни и здоровью гражданина... сравнить со статьей 1079 ГК РФ. Создана ли новая норма права.

· Постановление Пленумов Верховного и ВАС №6/8 от 1 июля 1996 года «О применении части 1 ГК».

ВС и ВАС имеют право издавать постановления, которые являются руководящими разъяснениями вопросов применения норм гражданского права, обязательными для всех нижестоящих судов. Бывают случаи, когда ВАС и ВС имеют разные точки зрения по толкованию одной и той же нормы, например в отношении ст.152 ГК.