Меры прокурорского реагирования. Правовые основы службы в органах и учреждениях прокуратуры российской федерации Специальными мерами прокурорского реагирования являются

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для восстановления законности, устранения вызванных нарушениями закона негативных последствий.

К числу основных правовых средств прокурора Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» относит следующие акты прокурорского реагирования:

представлениеоб устранении нарушений закона;

постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

предостережениео недопустимости нарушения закона.

Протест прокурора представляет собой акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими даннымитребование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.

Согласност. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Опротестование правовых актов производится прокурорами строго в соответствии с компетенцией. И если вышестоящий прокурор может опротестовать правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, поднадзорных нижестоящему прокурору, то нижестоящие прокуроры ни при каких обстоятельствах не могут реализовывать полномочия вышестоящего прокурора.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ илиоргана местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона - это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействия) или принятия незаконных решений государственными органамиили их должностными лицами.

На основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится прокурором в том случае, если в ходе проведения прокурорской проверки были выявлены обстоятельства, указывающие на наличие признаков состава административного правонарушения.

Статья 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях на основании ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона .

Право прокурора объявлять предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности предусмотрено также Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.

Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Оно объявляется должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям общественных (религиозных) объединений.

Вынесению предостережения в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В России прокурору в рамках осуществления надзора законодательно предоставлен широкий спектр полномочий, дающих право пресекать .

Ведущим законом, регулирующим правоприменительную функцию прокуратуры российского государства, регламентированы следующие формы прокурорского реагирования: постановление, предостережение, протест, представление, требование.

При обнаружении правового акта, противоречащего основным законам РФ, прокурор приносит протест в уполномоченный его рассмотреть орган.

Также прокурор может опротестовывать незаконные локальные правовые акты.

Когда прокурор видит нарушения , не подпадающие под административную, уголовную или другую ответственность, он использует представление, как способ устранить эти нарушения. Оно направляется тому, кто допустил нарушения закона.

Если прокурор получил информацию о правонарушении, которое еще не допущено, но действия должностных лиц ведут к этому, он объявляет предостережение.

Постановлением прокурор может инициировать административное дело.

При обнаружениях признаков деяния, носящего уголовно-правовые черты, прокурор готовит постановление, которое вместе с материалами проверки направляет в органы расследования преступлений.

В рамках УПК РФ (в ходе следственной и оперативной работы), прокурор вносит требования правоохранительными органам.

Навигация по статье

Внесение представления как основной формы прокурорского реагирования

Представление – одна из самых распространенных мер реагирования, которые применяют в своей сфере надзорного ведомства. Стоит отметить, что законодательством не установлено точного понятия представления.

В общем понимании представление – это акт прокурорского воздействия, направленный на пресечение нарушений, установленных в результате надзорных проверок, а также обстоятельств, которые способствовали нарушениям.

Представление условно можно разделить на 3 части:

  • Кому вносится и название представления (например: Директору ООО «Р и К» Об устранении нарушений законодательства о здравоохранении).
  • Диспозиция, т. е. описывается какое законодательство нарушено. В представлении обязательно ссылка на основной закон, положения которого преступлены, а также деяния (бездействие) , приведшие к не исполнению закона.
  • В резолютивной части указывается на необходимость рассмотреть представление незамедлительно, и принять действия по пресечению нарушений.

Одно из указаний прокурора, которые необходимо рассмотреть, это принятие решения о применении дисциплинарных мер к виновным. Этот вопрос не может быть проигнорирован, и в письме об итогах разбирательства по представлению необходимо отразить четкую позицию по данному вопросу, а особенно обосновать не привлечение к ответственности нарушителей.

Зачастую прокурор требует рассмотреть представление с его участием. Это требование обязательно для исполнения. Поэтому о дате рассмотрения меры реагирования необходимо уведомить прокурора заблаговременно.

Отвечать на представление необходимо письменно, не позднее 30 дней с момента его получения адресатом.

Так как требования прокурора исходят из позиции законности, то они подлежат исполнению. Если требования прокурора игнорируются, последний вправе инициировать административного воздействия по ст. 17.7 КоАП РФ.

При расхождении мнений относительности законности представления, субъект, которому оно направлено, вправе направить жалобу в прокуратуру или в суд.

Опротестование нормативных правовых (локальных) актов


Надзор за нормотворчеством – центральная веха деятельности прокурорского ведомства.

Прокурор вправе опротестовать по сути любой, несоответствующий законам России нормативно правовой .

Протест направляется в ведомство, принявшее противозаконный правовой акт либо его отдельные положения.

Опротестовать прокурор вправе и локальные акты (например, при проверке исполнения законов о труде на предприятии, прокурор может опротестовать незаконное решение об объявлении выговора работнику или на положение организации по оплате труда).

Структура протеста примерно следующая:

  • В начале указывается: кому приносится протест, и на какие положения оспариваемого нормативного правового акта (например: главе муниципального образования на пункты 2, 3 Положения об оплате труда работников бюджетной сферы).
  • Описательная часть: описываются все противоречия с указанием на закон РФ, с которым вступили в противоречие нормы оспариваемого документа.
  • Обязательство подвергнуть рассмотрению протест (в том числе известив заблаговременно надзорное ведомство о времени проведения совещания по рассмотрению указанной меры реагирования).

Законодательно регламентирован общий , в течение которого протест должен быть рассмотрен (10 дней со дня получения). Но есть исключения из данного правила. Так, например протест, направленный в городской совет, будет рассмотрен на следующем заседании совета.

В случае не терпящем отлагательств, прокурор может потребовать рассмотреть протест незамедлительно или в кратчайший срок (например, при возникновении угрозы населению).

Итоги рассмотрения протеста оформляются письменно. Вместе с письмом надзорный орган необходимо направить копию измененного нормативного документа.

Постановление как акт инициирования уголовной и административной ответственности

Постановление об инициировании воздействия на нарушителя готовится прокурором при обнаружении признаков нарушения административного законодательства. Фактически прокурор может инициировать любой административный процесс, но есть административные правонарушения, дела по которым вправе возбудить только прокурор (например: по жалобе предпринимателя о нарушении его прав контролирующим органом).

Тем не менее, прокурор не может выносить решения о наложении административных санкций, а собранный материал вместе с постановлением передает на рассмотрение уполномоченным на то органам.

Постановления, поступившие из прокуратуры рассматриваются органами административного воздействия не позднее двух месяцев с момента получения материалов, судом – трех месяцев.

В результате проверки по поступившему сигналу, прокурор может выявить признаки уголовно-наказуемого деяния. Например, в ходе проверки по жалобе гражданина К. по вопросу нарушений трудового законодательства, прокурором установлено, что заработная на предприятии, работником которого является К., имеется задолженность по заработной плате свыше двух месяцев. Материалы проверки направлены в следственный орган для принятия процессуального решения о наличии либо отсутствии состава преступления.

Предостережение как превентивная форма прокурорского влияния на состояние законности

Формы прокурорского реагирования на досудебных стадиях, описанные выше — это реакция прокурора на уже свершившиеся нарушения.

Однако, представители надзорного ведомства могут действовать на опережение, так сказать пресекать до его совершения.

Предостережение — это превентивная мера воздействия прокурора, направленная не допустить готовящиеся правонарушения.

Предостеречь прокурорское ведомство может лишь должностное лиц, но никак не граждан и юридических лиц.

До того как прокурор решит вопрос об объявлении предостережения, он должен проверить о готовящемся нарушении, а также отобрать объяснения лиц, действия (бездействие) которых может привести к противоправным последствиям.

Предостережение по структуре схоже с представлением: в самом начале указывается, кому оно объявляется, и какая норма закона может быть нарушена в случае непринятия во внимание предостережения и прекращения действий (бездействия), ведущих к нарушению права.

В описательной части должны быть ссылки на все обстоятельства, выявленные прокурором в результате проверочных мероприятий, а также , который в перспективе может быть нарушен, если не исполнить предостережение. В заключительной части прокурор обращается непосредственно со словом «предостерегаю» непосредственно к тому, кому адресована мера реагирования.

При объявлении предостережения лицо, которому оно адресовано, ставит подпись об ознакомлении и понимании последствий его неисполнения на дубликате документа, который остается у прокурора. Результаты неисполнения предостережения могут быть различны, вплоть до уголовных санкций в случае не предотвращения преступления.

Роль требований надзорного ведомства в ходе следствия

На досудебном этапе уголовного производства, прокурор наделен обширным спектром полномочий. В данной стадии используются различные формы прокурорского реагирования на нарушения законности, но основной является требование, смысл которого ликвидировать нарушения, допущенные в следственном .

Основное назначение требования прокурора как акта воздействия надзорного органа – это пресечение бездействие либо действие вопреки закону со стороны сотрудников полиции и иных органов следствия на этапе расследования преступлений (например: нарушение сроков следствия, допущения волокиты, вынесения незаконных решений по результатам следствия).

Как известно следователь процессуально независимое лицо, поэтому требование может направляться прокурором как непосредственно указанному служебному лицу, так и руководителю, под началом которого работает следователь, например с целью дисциплинарного воздействия на следователя, который допустил волокиту при проведении проверок по делу о преступлении, находящемуся в его производстве.

Определенных требований к указанной форме прокурорского воздействия нет. В документе прокурор обозначает, кому направлено требование, нормы законодательства, регламентирующего расследование , которые нарушены и подлежат восстановлению, а также сроки рассмотрения требования.

В случае несогласия с требованием, следователь или руководитель следствия могут направить соответствующую жалобу вышестоящему прокурору либо оспорить требование в судебном порядке.

Таким образом, мерами прокурорского воздействия прокурор может добиться законности практически в любых сферах жизни человека, а это и есть основное предназначение органов прокуратуры РФ.

Каким образом происходит прокурорское реагирования представлено в реферате на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Согласно Закону о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Закон о прокуратуре предусматривает следующие формы обращений прокурора (его заместителя):

Протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 23, 28 Закона о прокуратуре);

Представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре).

Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Протест прокурора на противоречащий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт:

Передается в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ;

Подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок с момента его поступления;

В случае подачи протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании;



В случаях, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста;

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;

Если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания;

Протест до его рассмотрения может быть отозван подавшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона либо нарушений прав и свобод человека и гражданина:

Вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;

Подлежит безотлагательному рассмотрению;

Конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления;

О результатах принятых мер прокурор должен быть уведомлен в письменной форме;

Если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении:

Может быть вынесено при наличии признаков административного правонарушения;

Должно быть мотивировано;

Подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. ст. 23.2 - 23.76, 29.6 КоАП РФ);

Результаты рассмотрения подлежат доведению до прокурора в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель направляют в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

1. Организация проведения плановой проверки >>>

Как уже было отмечено, органы прокуратуры не подменяют контролирующие органы и не проводят самостоятельно плановые проверки юридических лиц, за исключением случаев осуществления прямого прокурорского надзора.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" систематически (независимо от поступления информации о состоянии законности) осуществляются лишь проверки законности правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами.

Вместе с тем надзорная функция прокуратуры распространяется также на участие в процессе планирования, проведения и обработки результатов целевых проверок организаций, проводимых уполномоченными на то контролирующими органами.

Ежегодные планы проверок разрабатывают органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля (п. 2 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 (далее - Правила)):

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление переданных субъектам РФ полномочий РФ по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ (п. 2 Правил);

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ)).

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного и муниципального контроля (надзора).

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной, жилищной сферах плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Перечень соответствующих видов деятельности и периодичность плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".

Срок проведения проверки организации не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Данное исключение действует только при проведении плановой проверки.

Приостановление либо прерывание плановой проверки не допускается.

Важно! Часть 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.08.2011, позволяла устанавливать срок проведения проверок в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность на территории нескольких субъектов РФ, отдельно по каждому филиалу, представительству без каких-либо ограничений. На этом основании контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор, практиковали назначение плановых проверок в отношении различных филиалов (представительств) организации без учета того, что она в лице других своих филиалов (представительств) уже была проверена в течение трех последних лет либо должна быть проверена в текущем году.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ в ч. 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 01.08.2011 срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, при этом общий срок проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней.

Важно! Для соблюдения ограничений, установленных п. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих в месте осуществления деятельности проверяемого лица.

Соответственно, в данный срок не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица (письмо Роспотребнадзора от 21.01.2010 N 01/549-10-32).

Необходимо также обратить внимание на то, что за нарушения, связанные с воспрепятствованием деятельности должностных лиц при проведении проверок, ст. 19.4.1 КоАП РФ установлена следующая ответственность:

1) за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок: административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. для граждан, от 2000 до 4000 руб. - для должностных лиц, от 5000 до 10 000 руб. - для юридических лиц;

2) за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки: административный штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц, от 20 000 до 50 000 руб. - для юридических лиц;

3) за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ: административный штраф в размере от 10 000 до 25 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до года для должностных лиц, штраф от 50 000 до 100 000 руб. - для юридических лиц.

Плановая проверка может быть проведена контролирующими органами в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Подробнее см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документы".

1. Организация проведения плановой проверки

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок и до 1 сентября года, предшествующего году проведения таких проверок, направляют проекты в органы прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы прокуратуры рассматривают такие проекты на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения о проведении совместных плановых проверок (ч. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают эти предложения, утверждают планы проверок и направляют их в органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок (ч. 6.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

До 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования сводного плана.

До 31 декабря Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте http://plan.genproc.gov.ru/ (ч. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). На сайтах прокуратур субъектов РФ также размещаются соответствующие части единого сводного плана проверок.

Утвержденный и размещенный в Интернете ежегодный план проверок может быть изменен только в том случае, если плановую проверку провести невозможно, например в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также наступлением обстоятельств непреодолимой силы (п. 7 Правил). Порядок изменения плана проверок аналогичен порядку его разработки (пп. "а" - "г" п. 3 Правил). Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях также размещаются в сети Интернет в порядке, предусмотренном п. 6 Правил.

Ежегодные планы проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей должны полностью соответствовать "Типовой форме ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248 с 17.01.2012 в указанную форму внесены изменения.

Ежегодный план должен содержать следующие сведения:

1) наименование органа, который проводит проверку;

2) наименования юридических лиц (их обособленных структурных подразделений), Ф.И.О. индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит проверкам;

3) адреса, необходимые для проведения проверки (например, адрес, по которому юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность);

4) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

5) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

6) цель проведения проверки;

7) основания для проведения проверки (в частности, дата государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, дата окончания последней проверки);

8) дата начала проведения проверки (указывается календарный месяц начала проведения проверки);

9) срок проведения плановой проверки. Он отражается в рабочих днях, за исключением проверок малых и микропредприятий. Для них срок указывается в рабочих часах;

10) форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);

11) наименование органа, совместно с которым проводится проверка.

Важно! С 1 января 2011 г. проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

Статья 10 Закона N 294-ФЗ определяет, какие внеплановые проверки органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля подлежат согласованию с прокуратурой. Так, в соответствии с ч. 5 данной статьи с прокуратурой должны быть согласованы внеплановые выездные проверки, которые проводятся по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо причинение такого вреда).

Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки, а также утверждение органа прокуратуры для согласования установлен Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 (далее - Порядок).

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры непосредственно, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, рассматриваются в день их поступления, в целях оценки законности проведения такой проверки (п. 6 Порядка).

По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры, указанными в п. 2 Порядка, принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании (п. 7 Порядка). Формы решений представлены в Приложениях 2 и 3 к Порядку.

Основаниями для отказа (п. 8 Порядка) в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренными ч. 11 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, являются:

1) отсутствие документов, которые должны быть приложены к заявлению;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных подп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ;

3) несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) проведение внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля вправе приступить к проведению проверки незамедлительно, известив органы прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение двадцати четырех часов (п. 9 Порядка). В этом случае уполномоченные должностные лица органов прокуратуры, указанные в п. 2 Порядка, принимают решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления таких документов.

Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры, указанных в п. 2 Порядка, о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд (п. 11 Порядка). Рассмотрение таких обращений в органах прокуратуры не приостанавливает действие обжалуемого решения (см. Постановление ФАС Уральского округа от 11.08.2010 N Ф09-6078/10-С1).

После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля составляют акт проверки и в течение 5 рабочих дней направляют его в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки (п. 12 Порядка).

В случае выявления нарушений закона органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прокуроры дополнительно запрашивают у данных органов сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утверждены:

Типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

Типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя;

Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

О проведении внеплановой выездной проверки (за исключением случаев, когда проверки проводятся по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.

Одной из задач прокуратуры является обеспечение надзора за исполнением Закона N 294-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (п. 1.1 Приказа Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Приказ N 93)).

С этой целью на прокуратуру возложены следующие обязанности (п. п. 1.5 - 1.7 Приказа N 93):

Организовать учет проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Организовать ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок;

Привлекать к ответственности виновных в нарушении Закона N 294-ФЗ лиц с использованием всех полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре.

При организации прокурорского надзора на данном направлении органы прокуратуры обязаны руководствоваться, помимо Приказа N 93, Приказом Генерального прокурора РФ от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" (далее - Приказ N 53). В данном Приказе прямо установлено, что в целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора прокуратура должна обеспечить безусловное соблюдение требований Закона N 294-ФЗ, исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность организаций, незаконного приостановления либо прекращения их деятельности, а также вовлечения органов прокуратуры, иных правоохранительных и контролирующих органов в хозяйственные споры между организациями. Прокуратура также должна осуществлять надзор за исполнением законов самими хозяйствующими субъектами, которые наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и осуществлять деятельность, не нарушая прав и законных интересов других хозяйствующих субъектов, общества и государства (п. 1.5 Приказа N 53).

В п. 7.1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 (далее - Приказ N 195) прокурорам предписано акцентировать внимание на защите конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. При проверках исполнения работодателями трудового законодательства прокуроры должны анализировать выполнение ими обязанностей по созданию безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, особое внимание уделяя организациям-должникам, к которым применены процедуры банкротства, а также градообразующим предприятиям; в сфере экономики усилить надзор за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского законодательств (п. п. 7.2, 8 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195).

Положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

1) к мероприятиям по контролю, проведение которых не требует взаимодействия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. На указанных лиц не возлагается обязанность по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

2) к оперативно-розыскным мероприятиям, производству дознания, проведению предварительного следствия;

3) к осуществлению прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудию и проведению административного расследования;

4) к производству по делам о нарушении антимонопольного законодательства РФ;

5) к расследованию причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) к расследованию причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и к ликвидации их последствий;

7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, который применяется с 1 августа 2011 г., особенности организации и проведения проверок в части их вида, предмета, оснований, сроков и периодичности, уведомлений о проведении и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

1) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;

2) лицензионный контроль;

3) экспортный контроль;

4) государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

5) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

6) федеральный государственный надзор в области связи;

7) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

9) федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);

10) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

11) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

12) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

13) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

14) государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

15) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

16) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

17) федеральный государственный пожарный надзор;

18) государственный строительный надзор;

19) государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны;

20) государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;

21) государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);

22) государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

23) государственный надзор за проведением лотерей;

24) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

25) региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

В связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 242-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части их вида, предмета, оснований, сроков и периодичности, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры уточнены в указанных сферах путем внесения изменений в следующие нормативные акты:

Закон РФ от 7.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах";

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";

Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

КоАП РФ;

Трудовой кодекс РФ и другие.

Так, с 1 августа 2011 г. признана утратившей силу ч. 3 ст. 360 ТК РФ, позволявшая государственному инспектору труда не уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если инспектор считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Вместе с тем Законом N 242-ФЗ ст. 360 ТК РФ дополнена ч. 8 и 9, устанавливающими следующее:

Внеплановая выездная проверка на основании обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников (абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ), может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с этим органом (ч. 8 ст. 360 ТК РФ);

Не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки на основании, указанном в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, а также в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав - абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).

Таким образом, в результате внесения изменений исключена возможность государственного инспектора труда по своему усмотрению определять, кого уведомлять о внеплановой выездной проверке, а кого нет.

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" в редакции Закона N 242-ФЗ дополнен ст. 30.1 "Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны", которая устанавливает, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, организацией и проведением проверок юридических лиц применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом следующих особенностей:

1) о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется не позднее 3 рабочих дней до ее начала путем направления органом государственного контроля письменного уведомления;

2) основаниями для проведения внеплановой выездной проверки являются:

Истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства РФ в области защиты государственной тайны;

Поступление в органы государственного контроля информации, указывающей на нарушение требований законодательства РФ о государственной тайне. Внеплановая выездная проверка по этому основанию проводится без предварительного уведомления;

Наличие предписания руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

3) срок проведения проверки составляет не более чем 30 рабочих дней;

4) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа государственного контроля (уполномоченным им должностным лицом), но не более чем на 20 рабочих дней;

5) выездная проверка юридических лиц проводится на основании предписания, подписанного руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственного контроля;

6) информация об организации проверок, проводимых органами государственного контроля, в том числе о планировании, проведении и результатах, в органы прокуратуры не направляется.

В Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) внесены изменения, согласно которым с 1 августа 2011 г. федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников имеет следующие особенности:

1. Он осуществляется органами государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом РФ или Правительством РФ.

2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных п. п. 3 - 10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ.

3. Предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции (далее - обязательные требования).

4. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки.

5. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований;

3) выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо требованием прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

6. Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

7. Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать 7 рабочих дней.

8. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 7 рабочих дней.

9. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пп. 2 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, проводится органом государственного контроля (надзора) по согласованию с органом прокуратуры в установленном законодательством РФ порядке.

10. Предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пп. 2 и 3 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, не допускается.

11. Должностные лица органа государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать и обследовать используемые работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной территории, здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, обследовать технические средства, а также проводить необходимые исследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

3) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями требований миграционного законодательства, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

12. Если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), то выданное ему разрешение на работу может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

Законом N 242-ФЗ внесены изменения и в другие нормативные акты.

Действия прокуратуры по организации проверок регламентированы также Приказами Генпрокуратуры России от 27.12.2007 N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях" и от 17.12.2007 N 200 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации".

По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 03.03.1998 N 224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов по борьбе с правонарушениями в сфере экономики" федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы прокуратуры о выявленных правонарушениях в сфере экономики.

Не требуют согласования с органами прокуратуры внеплановые проверки:

1) документарные проверки;

2) проверки по истечении срока исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

3) проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ;

4) проверки при нарушении прав потребителей по обращениям граждан, права которых нарушены.

Важно! Согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. При этом установленный ст. 392 ТК РФ пресекательный срок для обращения граждан в суд на обращение с заявлением в трудовую инспекцию или прокуратуру не распространяется.

Установив факты нарушения законов в деятельности судебных приставов, прокуроры направляют им предостережения, протесты и представления, содержащие требования устранить выявленные нарушения законодательства или изменить (отменить) противоречащие закону правовые акты.

Практикой выработана оптимальная форма прокурорского реагирования на нарушения законов.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Поскольку ни старший судебный пристав, ни главный судебный пристав не вправе отменить постановление судебного пристава-исполнителя, протест прокурора не принесет никакого результата. Следовательно, остается обращение в суд в установленном процессуальным законом порядке. Формой обращения прокурора в суд является заявление.

Представления об устранении нарушений закона прокурорами вносятся в основном непосредственно в различные службы судебных приставов.

Так, если нарушения закона допущены судебным приставом районного звена, то представление об их устранении направляется на имя старшего судебного пристава, возглавляющего районное подразделение судебных приставов.

А если нарушения закона допущены старшим судебным приставом, то представление прокурором вносится в основном главному судебному приставу субъекта Федерации с изложением требований об устранении выявленных правонарушений.

В некоторых случаях, с учетом конкретной ситуации, возможно внесение представления в адрес руководителей органов юстиции субъекта Федерации, так как в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» органы юстиции должны осуществлять организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов, и следовательно, полномочны устранить допущенные ими правонарушения.

Возможно использовать и такое средство, как предостережение о недопустимости нарушения закона (ст.251 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

При выявлении в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает уголовное дело.

Однако указанные формы прокурорского реагирования не могут применяться в случаях наличия спора о гражданском праве (например, при включении в опись имущества, принадлежащего третьим лицам). В этом случае прокурору следует обратиться в суд с иском об исключении имущества из описи в пользу заинтересованных лиц или рекомендовать им сделать это самостоятельно. Прокурор должен четко отслеживать соблюдение судебным приставом сроков, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», для устранения нарушений законов и дачи ответа на акты прокурорского реагирования. В случае их несоблюдения прокурор должен рассмотреть возможность привлечения судебного пристава-исполнителя к административной ответственности и при необходимости возбудить административное производство.

С целью установления каких-либо данных об исполнительном производстве или получения сведений о его ходе прокурор имеет право вызвать судебного пристава-исполнителя для дачи необходимых объяснений. Неявка по вызову может являться основанием для привлечения судебного пристава-исполнителя к ответственности.

Для того чтобы меры прокурорского реагирования были эффективными, при составлении протестов и представлений необходимо четко формулировать требования, исходя из положений законов, регулирующих исполнительное производство.

При этом следует обращать внимание не только на факт своевременного получения ответов, но и на их содержание, на мотивировку ответа и подтверждение исполнения требований прокурора.

Выбирая между принесением протеста на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя и обжалованием его в судебном порядке, прокурору следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» общий срок ответа на протест (десять дней) и срок, в течение которого может быть обжаловано постановление или действия судебного пристава-исполнителя, совпадают.

Учитывая тот факт, что в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» в качестве основания для приостановления исполнительного производства отсутствует протест прокурора, приоритет в данном случае должен быть отдан судебной форме обжалования, так как именно суд обладает полномочиями для вынесения окончательного решения по вопросу определения законности того или иного действия судебного пристава-исполнителя. Принесение же протеста может привести к ситуации, когда отказ в его удовлетворении, сделанный в установленный десятидневный срок, явится препятствием для последующего обращения прокурора в суд по причине истечения установленного срока судебного обжалования.

Однако если прокурор, исходя из сложившейся ситуации, считает целесообразным принесение протеста до передачи дела на рассмотрение суда, он должен устанавливать сокращенный срок. В этом случае ответ, содержащий отказ в удовлетворении протеста, оставляет у прокурора возможность обжаловать незаконное постановление в суд. В случае же, если ответ на протест будет задержан судебным приставом-исполнителем, у прокурора есть право ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.

В Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, позволяющих прокуратуре воздействовать на процесс исполнения судебных решений, это: ст. 315, устанавливающая уголовную ответственность за злостное неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта; ст. 177, в которой уголовная ответственность предусмотрена за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности после вступления в законную силу судебного акта; ст. 312, позволяющая привлечь к уголовной ответственности лиц, виновных в растрате, отчуждении, сокрытии или незаконной передаче имущества, подвергнутого описи или аресту.

Прокуроры должны обращать особое внимание и возбуждать уголовные дела в случаях злостного неисполнения приговора суда, решения суда или судебного акта (ст. 315 УК РФ).

1. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о судебных приставах. М., 2000.

2. Надзор за исполнением законов судебными приставами // Законность. 2000. № 1. С. 34 – 36.

Приложение

Начальнику Управления юстиции

Энской области

Птицину Е.Л.

ПЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении нарушений

законодательства в деятельности

судебных приставов-исполнителей

В связи с поступлением многочисленных обращений граждан и хозяйствующих субъектов на неправомерные действия судебных приставов-исполнителей прокуратурой Энской области проведена проверка исполнения федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».

Анализ поступившей информации, а также результаты проверки в Департаменте судебных приставов Управления юстиции Энской области указывают на повсеместное невыполнение требований названных законов, крайне слабый ведомственный контроль за работой судебных приставов. По суммарным данным, в связи с бездеятельностью служб судебных приставов только в 2000 году в различных государственных структурах зарегистрировано поступление порядка 10 тыс. жалоб на неисполнение судебных решений.

Практически повсеместно судебные приставы-исполнители допускают грубейшие нарушения законодательства на всех стадиях исполнительного производства.

К числу наиболее распространенных нарушений относится несоблюдение сроков возбуждения исполнительных производств. Вопреки ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) судебными приставами-исполнителями постановления о возбуждении исполнительных производств, как правило, выносятся с несоблюдением трехдневного срока со дня поступления к ним судебных решений. Часто такие постановления вообще не выносятся.

Прокуроры районов и городов области выявили множество фактов, когда указанные постановления выносились спустя 6 – 12 месяцев после истечения установленного Законом срока. В большинстве случаев копии постановлений о возбуждении исполнительных производств взыскателю, должнику и в орган, выдавший исполнительный документ, не направляются.

К числу распространенных нарушений Закона относится фактический отказ судебных приставов от проведения активных действий по исполнению судебных решений. В Восточном районе вскрыт вопиющий факт, когда почти два года судебными приставами не исполнялись и находились без движения постановления административной комиссии о наложении штрафов. В Климовском районном подразделении службы судебных приставов сроки исполнения нарушались по каждому второму исполнительному производству, в Гульевском городском подразделении – по каждому четвертому.

Судебные приставы зачастую игнорируют требования правовых норм, регулирующих основания и порядок наложения ареста на имущество должников, не соблюдают требования ст. 51 Закона о своевременном (в месячный срок со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства) наложении ареста на имущество должника. При наложении ареста не всегда устанавливается принадлежность имущества, в нарушение требований ст. 52 Закона не во всех случаях производится его оценка, а в ряде мест отмечены факты несоблюдения процедуры ареста ценных бумаг, определенной Порядком наложения ареста на ценные бумаги, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 934.

В большинстве случаев не выполняются требования ст. 59 Закона в части установления очередности наложения ареста на имущество должника. По исполнительному производству о взыскании долгов с промкомбината Одинцовского РПС судебным приставом-исполнителем наложен арест на имущество третьей очереди, однако данных об отсутствии у должника имущества, арест и реализация которого осуществляются в первую и вторую очередь, в исполнительном производстве нет. Такие нарушения носят массовый характер.

Прокурорами выявлены многочисленные факты наложения ареста на имущество без участия понятых либо с участием всего лишь одного понятого. Иногда в качестве понятых привлекаются лица, заинтересованные в совершении исполнительных действий.

Немало допускается нарушений Закона на завершающей стадии исполнительного производства. Постановления об окончании исполнительных производств выносятся не везде, порой исполнительные документы без какого-либо обоснования возвращаются взыскателям.

Ознакомление с материалами проверок Департамента судебных приставов Управления юстиции Энской области (далее – Департамент) показало, что в большинстве случаев Минюстом республики при выездах в нижестоящие органы серьезные нарушения законодательства не вскрывались, причины несоблюдения законодательства судебными приставами анализировались крайне слабо. Результаты прокурорских проверок по ряду районов в корне опровергают положительные оценки работы судебных приставов, данные Департаментом.

Например, в период с 05.07.2000 по 09.07.2000 комиссия Департамента провела плановую проверку службы судебных приставов Перовского района. По ее результатам работа судебных приставов региона признана положительной, а старший судебный пристав района Медянцев Н.Ф. – соответствующим занимаемой должности. Между тем прокуратурой области, проводившей проверку также в июле этого года, установлены массовые нарушения законодательства судебными приставами, причем на всех стадиях процесса по исполнению решений судов: каждый второй из поступивших исполнительных документов здесь фактически не исполнен; при наличии исполнительных документов судебные приставы постоянно волокитили возбуждение исполнительных производств и т.д. Такая работа судебных приставов вызвала массовые жалобы населения.

Аналогичная ситуация сложилась в Хантинском автономном округе и в Орской области, где деятельность судебных приставов Департаментом также оценивалась положительно. Между тем в этот период по фактам нарушений Закона судебными приставами прокурорами внесено 52 представления.

Не менее серьезные замечания вызывает законность формирования и использования средств внебюджетного фонда развития исполнительного производства. При проверке в Управлении юстиции Энской области установлено, что здесь в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 1998 г. № 658 до сих пор не утверждена инструкция о порядке использования средств этого внебюджетного фонда. В результате неисполнения Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129 в Департаменте учет средств исполнительского сбора должным образом не налажен, их движение не отслеживается. В связи с этим проверить полноту, а главное, достоверность перечислений в доход федерального бюджета 30% отчислений исполнительских сборов не представляется возможным. Все это создает условия для их бесконтрольного использования.

Отмечая указанные нарушения законодательства и руководствуясь ст. 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРЕДЛАГАЮ:

1. Незамедлительно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению перечисленных в нем нарушений законодательства в деятельности служб судебных приставов Управления юстиции Энской области, обратив первоочередное внимание на усиление ведомственного контроля и принятие Управлением юстиции области необходимых организационных решений, упорядочение работы судебных приставов, а также решительное повышение профессионального уровня работников службы судебных приставов, их персональной ответственности за безусловное выполнение требований законодательства.

2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей служб судебных приставов Перовского и Орского районов, Хантинского автономного округа Иванова С.А., Петрова С.П., Виноградова А.С. и начальника отдела организации работы судебных приставов-исполнителей Департамента судебных приставов Управления юстиции области Гужина А.А., допустивших наиболее грубые нарушения законодательства.

3. О результатах рассмотрения представления прошу сообщить в прокуратуру Энской области в установленный законом месячный срок.

Заместитель прокурора

Энской республики И.В. Давыденков

Более подробно методика проверки исполнения законов в сфере экологии на промышленных предприятиях отражена в научно-методической литературе.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экологии.

Наиболее часто допускаемые нарушения законодательства в сфере экологии – это факты издания различными органами незаконных правовых актов. В таких случаях прокурорами используется такая форма реагирования, как принесение протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или вышестоящему должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или должностному лицу; в качестве альтернативы – обращению в суд с заявлением о признании незаконного правового акта недействующим; это самостоятельная мера реагирования, однако применение ее напрямую связывается с отклонением протеста вышеперечисленными субъектами.

В отдельных случаях, при необходимости устранения многочисленных несоответствий в правовом акте прокурор может ставить вопрос о его корректировке путем внесения представления. Данная мера реагирования оправдана, поскольку в установленный Законом десятидневный срок далеко не всегда полностью устраняются недостатки.

Руководствуясь ст. 24 Закона, нижестоящие прокуроры без соответствующего обращения к прокурору уровня субъекта Российской Федерации имеют право вносить представления в территориальные органы охраны окружающей природной среды областного уровня, если это будет реально способствовать устранению и недопущению нарушений на районном уровне, особенно если есть основания для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя органа экологического контроля районного звена.

Представления прокурора подразделяют на обычные, которые вносятся по результатам конкретных проверок, и обобщенные, основанием для внесения которых служит углубленный анализ какой-либо проблемы.

В тех случаях, когда нарушения закона в сфере экологии, допускаемые должностными лицами, носят характер административного правонарушения, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении с последующим направлением материала в суд, административную комиссию, органы экологического контроля и санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с подведомственностью им конкретных правонарушений.

Что касается возможности привлечения к административной ответственности граждан, то она может наступать по инициативе прокурора в случаях:

а) переквалификации уголовно наказуемого деяния за малозначительностью;

б) неисполнения законных требований прокурора в виде неявки гражданина для дачи объяснений по факту нарушений законов.

В целях предупреждения нарушений экологического законодательства и при наличии сведений о готовящихся нарушениях прокурор в соответствии со ст. 251 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» объявляет должностному лицу предостережение о недопустимости нарушений закона, основанием тому могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к причинению вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан.

При наличии поводов и оснований к возбуждению уголовного дела прокурор обязан решать вопрос о привлечении правонарушителя к уголовной ответственности.

В случаях, когда необходимо решить вопрос о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде, здоровью граждан или экономическим интересам государства, прокуроры, соблюдая установленные гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательствами требования подведомственности и подсудности, готовят и вносят в соответствующие суды иски о возмещении вреда.

Условия, обеспечивающие эффективность актов прокурорского реагирования: своевременность вынесения, обоснованность, аргументированность содержащихся в них выводов и предложений, наличие определенной структуры и реквизитов каждого из документов, юридическая и стилистическая грамотность. Прокурор должен также включать в соответствующий акт реагирования указания о принятии необходимых мер по наказанию лиц, допустивших правонарушения.

Еще по теме Меры прокурорского реагирования на нарушения:

  1. II.3.5. Меры прокурорского реагирования на нарушения зако- нов и прав граждан в оперативно-розыскной деятельности.
  2. IV.4.3. Исковое заявление как средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности в экономике.