Обеспечение аванса по 223 фз. Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется. Изменение извещения и документации

В рамках 223-ФЗ заказчик может предусмотреть две разновидности обеспечительных мер:

  1. Обеспечение заявки .
  2. Обеспечение исполнения договора (контракта).

Обеспечение заявки вносится всеми участниками закупки. Оно направлено на предотвращение участия в закупке недобросовестных поставщиков, которые не имеют цели подписания договора в случае победы в тендере.

Обеспечение заявки

По общему правилу, предусмотренному в п. 25 ст. 3.2 ФЗ-223, заказчики в рамках данного закона могут самостоятельно определиться со способами обеспечения заявки. При этом им стоит опираться на положения Гражданского кодекса.

Обеспечение заявки может иметь вид:

  1. Денежной суммы .
  2. Иной формы . К другим способам обеспечения по п. 1 ст. 329 ГК можно отнести залог, поручительство и пр.

В п. 12 ст. 3.4 223-ФЗ установлены лишь некоторые ограничения для внесения обеспечения для участников, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (если закупка предусматривает внедрение ограничения на участие для всех компаний, кроме ). Такие участники могут обеспечивать заявку только с помощью банковской гарантии или путем внесения денежных средств.

Порядок внесения обеспечения регулируется Постановлением Правительства «Об утверждении дополнительных требований…» от 2018 года №657.

Для прочих участников закупки мерами по обеспечению заявки по 223-ФЗ могут выступать гарантии от кредитной или коммерческой организации либо внесение . Виды обеспечительных мер определяются заказчиком, а поставщики сами выделяют наиболее предпочтительный способ для внесения обеспечения (заказчик не вправе указывать на одну форму гарантии).

Банковская гарантия

Использование банковской гарантии для обеспечения заявки – удобный для участника способ обеспечения заявки, благодаря которому, тот может не отвлекать средства из оборота. Обычно при небольшой цене договора поставщики вносят нужную сумму деньгами, при крупных контрактах применяют гарантию.

Возможность применения банковских гарантий в договорах по 223-ФЗ прописана в ст. 3 223-ФЗ. Заказчик вправе детально определить условия внесения обеспечения, сроки и порядок его .

Отдельная статья по вопросу применения банковской гарантии в 223-ФЗ не предусмотрена, отсутствует и определение данного термина. Но на основании ст. 368 Гражданского кодекса можно сделать вывод, что под гарантией понимается документ, по которому банк-гарант обязан уплатить бенефициару определенную денежную сумму при наступлении ряда условий.

Схема получения выплаты по гарантии для обеспечения заявки будет выглядеть так: участник не подписывает договор после победы в тендере в положенные сроки. Заказчик обращается в с определенным комплектом документов. Банк перечисляет заказчику сумму обеспечения в качестве компенсации его издержек, которые возникли из-за действий недобросовестного поставщика. В дальнейшем банк сам компенсирует выплаченную сумму с поставщика.

Для получения банковской гарантии поставщику необходимо самостоятельно обратиться в выбранный банк (или в один из рекомендованных заказчиком). Сделать это необходимо заблаговременно. Связано это с тем, что проверка надежности и платежеспособности поставщика занимает определенное время.

Участник может предварительно получить одобрение от банка на определенный лимит гарантии, что в дальнейшем ускорит ее выдачу. За выдачу банковской гарантии участник должен заплатить определенную комиссию, тарифы варьируются в зависимости от банка.

Заказчику стоит предусмотреть в закупочной документации основные условия внесения обеспечения в виде гарантии от банка. К таким условиям можно отнести:

  1. Сумму гарантии .
  2. Сроки действия документа .
  3. Перечень обязательств поставщика , на которые распространяется гарантия.
  4. Условие о том, что гарантия имеет безотзывной характер .
  5. Основания для отказа в выплатах по гарантии .
  6. Основания для получения выплат и документальное подтверждение гарантийного случая .

В самом 223-ФЗ требования к банковским гарантиям не предусмотрены. Заказчикам стоит опираться на положения Постановления Правительства от 2013 года №1005. Здесь подчеркивается, что документ, помимо указанных выше условий, должен содержать перечень обязательств всех сторон: банка-гаранта, поставщика и .

Другие требования и форма банковской гарантии определяются исходя из требований заказчика. Так, например, крупнейший заказчик «Транснефть-Сибирь» принимает банковские гарантии из утвержденного им перечня банков. К самим банковским организациям предъявляют дополнительные требования. Это наличие действующей лицензии, представленность в системе страхования вкладов, положительная кредитоспособность, наличие долгосрочного кредитного рейтинга от международных компаний.

Денежные средства

Заказчик должен прописать в закупочной документации размер обеспечения в виде определенной суммы, реквизиты счета и сроки внесения обеспечения. В случае внесения обеспечения деньгами поставщик прикладывает в состав документации по заявке платежное поручение с указанной в нем суммой обеспечения.

При проведении торгов среди участников из числа СМП обеспечение может быть внесено через блокировку определенной суммы на спецсчете. Данный спецсчет участник обязан открыть перед участием в закупке. Спецсчет открывается не во всех банках, а только в тех, которые были одобрены Правительством (по п. 13 ст. 3.4 223-ФЗ).

Перечень банков для открытия спецсчета был утвержден в Распоряжении Правительства от 2018 года №1451-р. В него вошли 18 банков, соответствующих требованиям. Это Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, ВТБ и пр.

Требования к договору спецсчета прописаны в Постановлении Правительства РФ от 2018 года №626.

Средства на спецсчете блокируются оператором ЭТП, на которой проводятся торги , по окончании срока подачи заявок. Если суммы на спецсчете недостаточно для внесения обеспечения исполнения контракта, то участника возвращается, как не соответствующая требованиям. Порядок прекращения блокировки средств на спецсчете при участии субъектов СМП установлен в Постановлении Правительства РФ от 2018 №657.

Размер и сроки внесения

Размер обеспечения заявки определяется заказчиком самостоятельно с учетом НМЦК и некоторых ограничений по 223-ФЗ. Заказчик ограничивается в своем праве установления требования обеспечения заявки на участие ценой договора по п. 27 ст. 3.2 223-ФЗ.

При подписании договора на сумму до 5 млн р. заказчик не вправе требовать внесения обеспечения заявки. Обеспечение заявки заказчик может потребовать при более 5 млн р. Его размер не должен превышать 5% от начальной цены договора.

Так как законодательно не установлена обязанность установления обеспечения заявок на участие в закупках с ценой более 5 млн р., то нередко заказчики устанавливают другие лимиты. В Положении о закупках по 223-ФЗ можно встретить условие, что обеспечение устанавливается только при цене договора более 10 млн р. или более 20 млн р.

На практике величина обеспечения заявки может составлять 0,5-5% от начальной цены.

В отношении закупок с участием субъектов малого предпринимательства порядок обеспечения заявок определяется законодателями в ином порядке. На основании п. 23 Постановления Правительства «Об особенностях участия…» от 2014 года №1352 обеспечение заявки при торгах с СМП не может превышать 2% от цены контракта. Аналогичные разъяснения содержатся в письме МЭР от 2015 года №Д28и-270.

Заказчиком определяются в закупочной документации сроки внесения обеспечения. Так, нередко встречается требование о предоставлении обеспечения до подачи заявки на участие. В этом случае в состав заявки на участие поставщики, помимо прочей документации, включают документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки. Это могут быть платежное поручение или выписка из банковского счета.

Стандартная сумма обеспечения составляет 5-30% от цены договора.

Возврат

После того как исполнитель полностью исполнит свои обязательства по договору, обеспечение должно быть перечислено ему в полном объеме. За возврат обеспечения не в полном размере без веских оснований заказчику грозит .

Но это правило действует, если обязательства исполнителя выполняются надлежащим образом. Когда в адрес поставщика были предъявлены требования об оплате штрафов и , то по условиям договора заказчика могут наделить правом удержания неустоек из суммы обеспечения.

Регламент возврата обеспечения исполнения договора должен быть предусмотрен самим соглашением. Заказчик может предусмотреть частичный возврат обеспечения, когда будут исполнены обязательства другой стороной (например, завершен определенный этап работ).

Если в качестве обеспечения выступает независимая банковская гарантия, то денежные средства не возвращаются, и гарантия прекращает свое действие после истечения срока выдачи.

Таким образом, на основании 223-ФЗ обеспечение исполнения контракта и заявки на участие не так детально регламентируется, как в 44-ФЗ. Вид, размер и иные условия обеспечения могут регламентироваться заказчиком в Положении о закупках или закупочной документации. В 223-ФЗ указывается только на то, что заказчик может требовать обеспечения заявки на участие при цене более 5 млн р. и в размере до 5%.

На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление . Действующая редакция Закона не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

Требования об обеспечении, его размер и способы предоставления, а так же сроки и порядок предоставления должны быть закреплены в Положении о закупках. Размер обеспечения устанавливается, как правило, в процентном отношении от общей суммы заказа и закрепляется в извещении о начале выбора поставщика. Обычно заказчиками в Положении о закупках устанавливаются требования об обеспечении сделок, аналогичные требованиям, изложенным в .

Следует отметить, что в отличие от норм Закона 223-ФЗ, положения Закона 44-ФЗ в отдельных случаях напротив - требуют установление обеспечения по контракту.

Требования к обеспечению контракта по 223-ФЗ

Так, данным законом предусматривается право заказчика устанавливать либо не устанавливать обеспечение контракта, если выбор поставщика осуществляется:

  • путём запроса котировок (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • запроса предложений (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • у единственного поставщика (в отношении соответствующих операций).

По сделкам, не попадающим под условия, определяемые в Законе 44-ФЗ, заказчик в общем случае обязан устанавливать требования об обеспечении исполнения условий сделки. Заключение контракта при этом происходит только после предоставления исполнителем соответствующих гарантий.

Таким образом, участникам аукционов в рамках 223-ФЗ необходимо в составе аукционной документации уделить внимание вопросу предоставления соответствующих обеспечений и подготовки всех необходимых документов.

Залог денежных средств мало приветствуется у большинства исполнителей (участников торгов), т.к. это связано с неэффективным отвлечением денежных средств из компании. Поэтому банковская гарантия, посредством которой банк берёт на себя ответственность за выполнение поставщиком условий контракта, представляется более привлекательным инструментом.

Во всех ли процедурах заказчик обязан устанавливать обеспечение исполнения контракта?

В каких случаях обеспечение контракта не предусмотрено

Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96. Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других - только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.

По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации. По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.

Нужно ли обеспечение контракта по 44-ФЗ

В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта.
При этом п.2 содержит положение о ПРАВЕ установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Электронный аукцион и конкурс

Заказчик в извещении на аукцион или конкурс обязан установить требование обеспечения исполнения контракта согласно п.1 ст.96. Аналогичное требование предусмотрено для закрытых процедур.

Запрос котировок

При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование. Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений

В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.

Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:

  1. Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
  2. Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011 .
  • Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
  • Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
  • Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.
  • У единственного поставщика

    При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

    Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ .

    При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

    Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

    • закупки у естественных монополий (п.1),
    • у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
    • контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
    • закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
    • выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
    • контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826 ; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
    • закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
    • закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
    • поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
    • закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
    • произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
    • закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
    • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
    • направление работника в служебную командировку (п.26)
    • закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
    • заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
    • аренда помещений на территории других государств (п.32),
    • контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
    • закупки для органов внешней разведки (п.40),
    • закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
    • заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
    • закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
    • услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
    • закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
    • и другие.

    Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

    Право устанавливать обеспечение по Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 №182 («Антикризисное Постановление»)

    Кроме того, Правительство РФ определяет дополнительные случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения. Список случаев и условий обновляется Правительством каждый год.

    Среди них:

    1. наличие в контракте условия о перечислении поставщику аванса на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации ; т.е. перевод госконтракта на сопровождение в Федеральное казначейство;
    2. проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
    3. участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов НМЦК;
    4. при авансе не более 15% или при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) - применяется по контракту для обеспечения федеральных нужд;
    5. для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ – при авансе, установленном высшими исполнительными органами государственной власти, или при полном расчета только после приемки заказчиком всех поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (за исключением гарантийных обязательств).

    В предыдущей статье мы достаточно подробно разобрали вопрос о том, как обеспечивается исполнение госконтрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
    Вместе с тем, наряду с рынком государственных и муниципальных закупок существует и рынок закупок государственных корпораций, регулируемый Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». И объем сделок, заключаемых на этом рынке, по итогам 2018 года в 3 с лишним раза превысил объем госзакупок. Общая сумма заключенных договоров по 223-ФЗ составила 19,573 трлн. рублей. За тот же период в по 44-ФЗ было заключено контрактов на сумму 6,355 трлн. рублей.
    Давайте теперь попробуем разобраться, какие требования существуют к обеспечению исполнения контрактов при участии в закупках по Федеральному закону № 223-ФЗ.
    Как ни странно, Федеральный закон № 223-ФЗ напрямую вообще не регламентирует порядок обеспечения исполнения контрактов. Но в ч.1 ст. 2 данного закона установлена обязанность Заказчика при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также принятыми и утвержденными Положениями о закупке.
    Далее, в ч. 2 ст. 2 указывается, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке. Такими требованиями являются, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
    Тем самым, закон предоставляет заказчику право самостоятельно принимать решение о необходимости устанавливать требования об обеспечении исполнения контрактов. Следовательно, требования по обеспечению исполнения контрактов может быть включено Заказчиком в документацию о закупке при условии, что включение такого рода требований предусмотрено (или допустимо) утвержденным Положением о закупке.
    Таким образом, размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контрактов установлен в Положении о закупках конкретного Заказчика, а также в документации о проведении закупки. Способ обеспечения участник может выполнить самостоятельно, если он не указан в Положении или в документации о такой закупке.
    Какой способ обеспечения предпочтителен для исполнителя - денежный депозит или банковская гарантия? Разумеется, банковская гарантия , поскольку найдется немного исполнителей, готовых вывести из оборота денежные средства и заморозить их на весь срок исполнения контракта. Но при самостоятельном выборе способа обеспечения исполнения контракта Специалисты рекомендуют предварительно согласовать его с заказчиком, и желательно в письменной форме. Отсутствие конкретных указаний на способ обеспечения в Положении и закупочной документации может стать поводом для недобросовестного заказчика отказать в принятии банковской гарантии. И чем меньше таких поводов будет у заказчика, тем лучше для исполнителя.

    Если с денежным депозитом все более или менее ясно, то о банковских гарантиях обеспечения исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, есть необходимость поговорить подробнее.
    На практике, в Положениях о закупке обычно указывают на возможность обеспечения исполнения контракта, а нужно оно или нет в каждом конкретном случае - это указывается в закупочной документации. Таким образом, заказчик оставляет себе свободу действий и возможность выбора в зависимости от видов закупочных процедур, предметов закупки, условий исполнения контракта и т.п. Но, что особенно важно для исполнителей, в Положениях часто присутствуют требования к банкам-гарантам и требования к банковским гарантиям.
    Как выглядят требования к банкам-гарантам? Они могут быть представлены одним из трех вариантов:
    1. Конечный список из банков, гарантии которых готов принять заказчик.
    2. Требования к финансовым показателям банков (например, не менее 3 млрд. рублей по размеру капитала) или место в соответствующих рейтингах (например, ТОП 10 или ТОП 100 по размеру активов).
    3. Требования к кредитным рейтингам (например, рейтинги агентств НРА или AK&M не ниже А).
    К чему это приводит? Для заказчика, безусловно, это возможность снизить свои риски, получив в качестве обеспечения исполнения контракта гарантии тех банков, которым он доверяет. А для исполнителя это может стать серьезной проблемой. Предположим, что Ваша компания собирается заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг на сравнительно небольшую сумму. А заказчик при помощи одного из указанных выше трех способов отобрал 1,5 - 2 десятка крупных банков.

    Банковские гарантии для поставщиков госзаказа

    по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

    Большой перечень банков, высокий процент одобрения

    Вы когда-нибудь пробовали получить гарантию на несколько сотен тысяч или несколько миллионов рублей в каком-либо банке из числа ТОП 10 или ТОП 20? Попробовав, Вы с удивлением узнаете, что Ваша компания с объемом годовой выручки в несколько десятков миллионов рублей (чем Вы не без оснований гордитесь) как клиент крупным банкам совершенно не интересна. Кроме того, рассмотрение вопроса о предоставлении кредитных продуктов, как правило, занимает не менее 2 недель и требует подготовки огромного количества документов.
    Надеюсь, Вы уже поняли, что можете столкнуться с серьезными трудностями при попытке обеспечить банковской гарантией исполнение контракта по Федеральному закону № 223-ФЗ. Для того чтобы избежать неприятностей эксперты Кредитно-страхового агентства рекомендуют внимательно изучать не только закупочную документацию, но и, в обязательном порядке, Положение о закупках. И реально оценивать свои возможности по обеспечению, как банковской гарантией, так и денежными средствами. Если возникают сомнения, обратитесь к специалистам . Конечно, они не смогут чудесным образом разрешить все проблемы, но, по крайней мере, профессионально оценят шансы на получение банковской гарантии и подскажут возможные варианты ее получения. А решение, как всегда, будет за Вами.
    В заключение скажем несколько слов о различиях в обеспечении исполнения контрактов банковскими гарантиями по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В этом вопросе существуют два существенных отличия:
    1. По Федеральному закону № 44-ФЗ банковская гарантия обязательно должна быть включена в Единый реестр банковских гарантий. Без наличия банковской гарантии в реестре заказчик не имеет права принимать такую банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта. Федеральный закон № 223-ФЗ не требует внесения банковской гарантии в Единый реестр.
    2. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ банковская гарантия должна быть получена только в банке, входящем в официальный перечень Министерства финансов РФ.

    Правительство установило, что такие банки должны одновременно соответствовать следующим требованиям:

    • наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн рублей, рассчитываемых по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;
    • наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "BB-(RU)" (до 1 января 2020 года - не ниже уровня "B-(RU)") по национальной рейтинговой шкале для РФ Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruВВ-" (до 1 января 2020 года - не ниже уровня "ruB-") по национальной рейтинговой шкале для РФ Рейтингового агентства"Эксперт РА".

    Федеральный закон № 223-ФЗ не выдвигает никаких требований к банку-гаранту, предоставляя заказчику право при необходимости определить эти требования по своему усмотрению, отразив их в Положении о закупках.
    О сложностях, возникающих у исполнителя в связи с правом заказчика самостоятельно определять требования к банкам-гарантам, мы уже писали выше. Отсутствие единого реестра банковских гарантий по Федеральному закону № 223-ФЗ также не добавляет уверенности исполнителям. В этом случае повышается вероятность нарваться на мошенников, которые присутствуют на этом рынке в достаточном количестве. Единственный выход из такой ситуации, который мы можем предложить исполнителю, это работать напрямую с банками, или только с теми брокерами, которым Вы доверяете. Перед оплатой счетов за получение гарантии, не забывайте лишний раз проверить реквизиты и адрес получателя - банка-гаранта. Кроме того, Вы всегда можете проверить подлинность полученного договора и счета на оплату, обратившись непосредственно в банк, по телефонам, указанным на официальном сайте банка.
    В заключение скажем - да, при работе на рынке закупок госкомпаний действительно много подводных камней. Но знать о возможных проблемах и путях их решения - это уже большая часть успеха.
    Чтобы выиграть торги для начала надо принять в них участие. Дорогу осилит идущий!

    Что нужно знать про обеспечение договора по 223-ФЗ, какие изменения вступили в части обеспечения договора, узнайте в нашей статье.

    Что такое обеспечение договора по 223-ФЗ

    Это условие, которое ставит заказчик в тендере, это определение обоснование того, что поставщик добросовестный, и выполнит договор качественно и в срок.

    Обеспечение договора может перечисляться либо на счет заказчика в денежном эквиваленте, либо поставщик может предоставлять банковскую гарантию. Способ обеспечения договора поставщик определяет сам.

    Все зависит от общей суммы договора, если сумма не большая, то поставщик в основном предоставит деньги. А если сумма договора большая, то поставщик скорее всего предоставит банковскую гарантию, потому что мало у кого есть в наличии такие огромные деньги.

    Когда нужно предоставлять

    В законе не регламентируется, когда нужно указывать требование об обеспечении договора. Поэтому заказчики на свое усмотрение ставят это условие. Причем весь порядок, сумму обеспечения и когда заказчик должен вернуть это обеспечение должно быть прописано в документации о тендере.

    Если поставщик предоставит обеспечение в виде денег

    Он переводит нужную сумму денег, которая указана в документации на расчетный счет заказчика.

    Важно! В документации о тендере заказчик обязательно должен указать реквизиты расчетного счета куда нужно будет перевести деньги, в случае если поставщик выберет такой способ обеспечения. В противном случае поставщик не сможет перечислить деньги и возникнет конфликтная ситуация.

    Субъекты малого предпринимательства и субъекты малого и среднего предпринимательства, далее – СМП и МСП соответственно, обеспечивают контракт или договор деньгами – вносят средства на счет заказчика или предоставляют гарантию банка. Размер обеспечения победитель закупки и заказчик оговаривают в контракте или договоре. Когда исполните контракт, заказчик обязан вернуть деньги.
    Читайте, как перевести средства и получить гарантию и что делать, если заказчик не вернул деньги.

    После того как поставщик перечислит деньги, ему необходимо будет на ЭТП прикрепить платежное поручение. Это будет залогом того, что он выполнил все условия, которые необходимо сделать до подписания договора по 223-ФЗ. И подписать там договор.

    При этом, если поставщик не будет исполнять договор, заказчик вправе будет удержать у себя эти деньги и пользоваться ими в своих целях. А вот если поставщик всё исполнит в срок и качественно, то заказчик должен будет вернуть обеспечение договора в те сроки, которые указаны в документации и договоре.

    Если поставщик предоставит обеспечение в виде банковской гарантии

    Также поставщик может выбрать способ обеспечения договора с помощью предоставления банковской гарантии.

    Важно! Если поставщик предоставит банковскую гарантию, срок её должен заканчиваться на месяц позже, чем исполнение договора.

    Банковская гарантия – это письмо от банка, что он поручается за этого поставщика. И в случае необходимости, если поставщик нарушит условия договора, банк выплатит всю сумму по банковской гарантии заказчику. Чтобы поставщик предоставил заказчику банковскую гарантию, ему необходимо с банком заключить соглашение о сотрудничестве. И открыть в этом банке специальный счет.

    Какой может быть размер обеспечения договора по 223-ФЗ

    Размер также не указан в законе. Заказчик определяет этот размер сам. Обычно он может составлять от 10 до 30 %, но если договор очень крупный, то заказчик может поставить обеспечение и больше 30%.

    При этом в некоторых договорах есть и условие авансирования. Если такое условие есть, то заказчик указывает в договоре, что размер обеспечения будет равен размеру аванса.

    Как и когда нужно вернуть обеспечение

    Сроки возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ также должны быть закреплены в документации о тендере, а еще лучше определить такие сроки на уровне положения о закупке. Чтобы не путаться и не ошибиться заказчику. Ведь за нарушение сроков отправки обратно поставщику обеспечения договора также положены штрафы.

    Заказчик устанавливает такой срок так, как считает нужным. Он может быть и 10 дней, и 15 дней, и 30 дней, и 15 рабочих дней и т.д. Самое главное, что вернуть обеспечение договора можно только в том случае если поставщик исполнить все свои обязательства по договору.

    А вернуть обеспечение нужно не в тот момент, когда заказчик исполнит, а в тот момент, когда именно поставщик исполнит договор. При чем некоторые заказчики требуют от поставщиков письму уведомления о том, что договор поставщиком исполнен и они просят вернуть обеспечение в таком-то размере на такой-то счет.

    Эта мера не обязательна, но многие поставщики, сталкиваясь один раз с ней, начинают делать это по отношению ко всем заказчикам.

    Нововведения в законодательстве

    Сейчас в части обеспечения договора появилась возможность поменять изначальный способ обеспечения на другой. Для того чтобы заменить способ обеспечения договора поставщик должен направить письмо заказчику и предоставить одновременно новое обеспечение договора.