Кто как будет работать по 44 фз закону. Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка. Новые электронные закупки

Участником госзакупок может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения его капитала, или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП).

Перед тем как участвовать в госзакупках, проверьте, соответствуете ли вы требованиям 44-ФЗ, и, конечно, подготовьте необходимые документы для участия в торгах. Что еще необходимо сделать до то, как начать работу по 44-ФЗ, прокомментрирует наш лектор Майский Ю., ведущий вебинара « ».

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс « »

Требования к участнику электронного аукциона

Участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства о госзакупках:

  1. Cоответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работы, оказание услуги).
  2. Непроведение ликвидации участника закупки и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства.
  3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП, на дату подачи заявки на участие в закупке.
  4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит и пр.) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период и если эта недоимка не обжалована в суде и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
  5. Отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации.
  6. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
  7. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
  8. Участник не должен быть офшорной компанией.

Смотрите видео комментарий Романа Чибисова, эксперта по тендерам, про аукционный перечень:

Также электронный аукцион проводится в отношении товаров (работ, услуг), включенных в дополнительный перечень, который утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, если закупка осуществляется для обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 59).

  1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в аукционный перечень, если такие ТРУ также можно описать подробно и точно (ч. 3 ст. 59). Критерии определения победителя аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Заказчик проводит открытый электронный аукцион, если не нужно оценивать предложения участников по особым характеристикам товаров, квалификации участников, опыту работы и т п., а закупить товары, работы или услуги у единственного поставщика или путем запроса котировок закон не позволяет.

Если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика, то открытый электронный аукцион не проводится (ч. 2 ст. 84 № 44-ФЗ).

Несостоявшийся аукцион

Смотрите видео комментарий Юрия Майского, ведущего вебинара о том, в каких случаях аукцион признается несостоявшимся.

Закрытые способы определения поставщиков

Используются только в следующих случаях:

  • закупки ТРУ, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  • закупки ТРУ, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  • заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Госфонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
  • закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Других ограничений на определение поставщика посредством проведения электронного аукциона нет.

Поиск «своего» аукциона

Участник госзакупок обычно интересуется, где найти электронный аукцион, который подходит именно ему, чтобы предложить производимый его компанией товар, предлагаемую работу или услугу? Можно искать интересующую закупку следующими способами:

  • самостоятельно просматривая информацию на официальном сайте с использованием ключевых слов — этот вариант бесплатный, но требует постоянного мониторинга со стороны участника, т.к. все приходится делать самому;
  • с помощью информационно-аналитических систем, например, системы Контур.Закупки . Этот вариант платный, но менее трудоемкий для участника.

Только после того, как вы проанализируете информацию о проводимых и проведенных электронных аукционах, вы сможете выбрать те, которые подходят именно вам и подготовиться к участию в них.

Участник должен обязательно провести предварительный анализ и расчет, перед тем как принять решение об участии в госзакупках. После того, как он принял решение об участии в торгах по закону 44-ФЗ, нужно найти информацию о тех закупках, которые интересуют именно его и подготовить всю необходимую документацию. Затем нужно тщательно проверить, соответствуют ли сведения, размещенные в подготовленной документации, запросам заказчика.

Участнику может понадобиться юридическая помощь, поэтому стоит привлечь к работе свою юридическую службу, а если таковой в компании участника нет, — то обратиться к стороннему юристу — для изучения положений проекта контракта заказчика и определения возможных рисков. Участник также должен заранее планировать свои финансовые ресурсы для обеспечения заявки, а в случае победы — обеспечения исполнения контракта. И только после этого можно подавать заявку. Вот, собственно, та точка отсчета, с которой начинается длинный путь участия в госзакупках.

Управление государственными и муниципальными закупками ( , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Татьяна:

Я устроилась на работу контрактным управляющим в детский дом. Мне дали перечень с распределением средств.

1. С чего мне начать работу?
2. Сейчас конец года, когда надо начинать выкладывать заявки на торги? В начале 2017 года или сейчас?
3. Оказание коммунальных услуг тоже надо на торги выставлять?

Сразу следует отметить, что не указана форма учреждения. Скорее всего детский дом - это казенное учреждение. Если учреждение казенное, то государство выделяет для него лимиты бюджетных обязательств. Данные средства можно тратить в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выделенные средства нужно истратить в полном объеме. При этом получение доходов от любой коммерческой деятельности организации будет уходить в доход государства.

Начать работу нужно в первую очередь с изучения того, что сделано предшественником и с изучения истории закупок в ЕИС и внутренней нормативной базы в учреждении — положений, инструкций и т.д. После этого необходимо заняться планированием закупок. Соответствие законодательству о контрактной системе очень важно, так как сейчас штрафы, которые могут налагаться на должностное лицо, чаще всего больше, чем заработная плата контрактного управляющего.

«Мне дали перечень с распределением средств» — скорее всего контрактному управляющему была выдана бюджетная смета на 2016 год или план-график. Данные документы позволяют определить сумму финансирования и определить распределение средств по статьям расходов.

«Сейчас конец года, когда надо начинать выкладывать заявки на торги?»
Что касается коммунальных услуг, то заключать контракты можно уже в конце текущего года на будущий без доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом следует учесть пункт 13 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 (ред. от 19.09.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»
«13. Заключение в 2016 году получателем средств федерального бюджета государственных контрактов, договоров (соглашений) осуществляется:
государственных контрактов, договоров (соглашений), срок исполнения которых завершается в 2017 году, — на основании решения главного распорядителя средств федерального бюджета в размере не более 50 процентов лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главным распорядителям средств федерального бюджета на указанные цели;»

В первую очередь в текущем году на следующий следует заключить контракты на коммунальные услуги, телефонную связь, вывоз бытового мусора, организацию охранных услуг организацию питания детей. Если Вы только начали работу, стоит посмотреть наличие всех положений - Положения о комиссии, О контрактной службе, есть ли они в наличии. Далее посмотреть план-график на текущий 2016 год. Обычно потребности учреждения более-менее одни и те же из года в год, поэтому планы-графики за предыдущие 2 года вы можете посмотреть, как в открытом доступе через ЕИС, так и отыскать у себя в учреждении. Можете использовать для дальнейшей работы и планирования закупок на 2017 год.

Следующая часть вопроса: «на обслуживание дома коммунальные услуги тоже на торги надо выставлять?».

Смотря о чем мы говорим. Дело в том, что с такими монополистами, как провайдеры телефонной связи, мы осуществляем закупку у единственного поставщика по п.1 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Контракты, связанные с поставкой электроэнергии тоже заключаются по п.29 ч.1 ст.93 44-ФЗ, оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению заключается по п.8 ч.1 ст.93. Следует напомнить, что в соответствии с ч.2 ст.93 при осуществлении закупок по п.1, 8 ч.1 ст.93 в ЕИС следует за 5 дней до подписания контракта разместить извещение о закупки. Разместить извещение без внесения данный позиций в план-график не получится, А следовательно план-график должен быть утвержден с изменениями за 10 дней до размещения извещений в ЕИС.

В течение следующего года возможны изменения тарифов, поэтому уже сейчас надо учесть возможность их повышения. Об этом уже сейчас стоит поговорить с будущими поставщиками коммунальных услуг.

Не стоит забывать, что с 1 января 2016 года вступили в силу статьи, связанные с планированием и нормированием. В соответствии с этим при планировании закупок на 2017 год не забудьте составить предварительно План закупок на 2017 год и разместить в его в ЕИС. Это нужно сделать в течение 10 дней после доведения утвержденных лимитов бюджетных обязательств. В течение 10 дней после этого нужно будет разместить в ЕИС План-график и только после этого Вы сможете закупать товары, работы, услуги в соответствии с ФЗ №44 в 2017 году. Обратите внимание, что в ФЗ-44 в одних случаях речь идет о рабочих днях, а в других - о календарных. В данном случае мы говорим о календарных днях.
Если сумма закупки менее 100 000 рублей, то закупку можно осуществить по пункту 4 части 1 Статьи 93, а если суммы превышают 100 000 рублей, то тогда данные услуги нужно будет закупать по другим пунктам части 1 Статьи 93 ФЗ №44. Все зависит от объема финансирования организации.

Удачных закупок!

Валерия Вахрамеева

Безусловно, в одной статье сложно описать все трудности и сложности работы контрактного управляющего и сотрудника контрактной службы. Те, кто давно в госзаказе – в большинстве своём – говорят, что новичку не стоит и начинать – постоянное напряжение, огромнейшее количество нормативных документов, которые противоречат друг другу, колоссальная ответственность и многое-многое другое.

И работа эта подразумевает труд «во имя идеи, не за страх, а за совесть». НО, с другой стороны – если не боитесь работы, ответственности, хотите получить разнообразный опыт, - то эта сфера деятельности для вас. И после такого приобретенного опыта никакая другая работа не будет сложной. Это точно.

Как выстроить работу Контрактного управляющего

Итак, представим, что вы теперь контрактный управляющий (КУ) в государственной структуре федерального уровня. С чего начать работу? Как правильно её выстроить?

Для начала я бы посоветовала изучить нормативные документы, касающиеся закупок, в вашей структуре. Как минимум, должны быть Положение о контрактном управляющем и Приказ о назначении КУ. Также необходимо ознакомиться с утвержденными Планом закупок (ПЗ) и Планом-графиком закупок (ПГЗ). Взяв за основу исходные данные, можно выстроить свою работу следующим образом:

В первую очередь, определить самые срочные задачи: какие закупки необходимо провести в ближайшее время? Какой объем этих закупок – количество приобретаемых товаров, работ, услуг (ТРУ), сумма контракта, сроки исполнения контракта, внесена ли эта закупка в ПГ и как давно это произошло?

Напомню, что в свете последних изменений ФЗ-44-фз с 01 июля 2018 года не надо ждать 10 дней для публикации извещения после внесения закупки в ПГ для закупок у единственного поставщика и всех повторных конкурсных процедур. Это новшество значительно облегчает работу контрактного управляющего.

Алгоритм проведения закупки

Как только перед вами появится первая цель – провести закупку какого-либо ТРУ – сразу можно выстроить следующий алгоритм действий:

1. Определяетесь с типом закупки – аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. При выборе конкурсной процедуры также необходимо обратить внимание – не включены ли необходимые вам ТРУ в обязательный аукционный перечень. Дальнейшие действия рассмотрим на примере электронного аукциона

2. Если закупка внесена в ПГ - необходимо посмотреть в каком количестве и по какой цене планировалось приобретение, где коммерческие предложения, которыми обосновывали закупку. Если всё это есть, данные актуальные, то можно браться за написание аукциона. Для новичка в госзаказе лучшим путем будет – взять документацию того, как делали ДО него, соотнести данный вариант с последними изменениями в ФЗ и согласовывать документацию. Поступив, таким образом, вы сэкономите также время и силы своих коллег, согласующих вам документацию.

3. Если позиция не внесена – то, поздравляю, с этой закупкой вы начнете с самых первых азов – внесение позиции в План-график с обоснованием что именно собираетесь приобрести, в каком количестве и по какой цене, чтобы определить НМЦК. Самый распространенный способ определения НМЦК – метод сопоставимых (рыночных) цен. Т.е. вы берете 3 (а лучше больше, тогда выборка точнее) коммерческих предложения и по формуле высчитываете «среднюю». Эта «средняя» и будет НМЦК. Затем вносим позицию в ПГ, ждем 10 дней, подготавливаем документацию, согласовываем её, в положенный срок публикуем.

4. Стоит внимательно отнестись к срокам – подачи заявок, их рассмотрения, дате аукциона, подведению итогов. Окончание срока подачи заявок лучше поставить на утро восьмого дня от публикации аукциона. Так для подготовки первого протокола у вас будет больше времени. Также учитывайте, что извещение перед публикацией проходит казначейский контроль и это тоже занимает время.

5. Если заявок на аукцион подано 2 и более, то аукциону быть. И вам, как новичку, наверняка будет интересно смотреть процесс торгов онлайн в личном кабинете на торговой площадке. После аукциона вы подводите его итоги, публикуете протокол рассмотрения вторых частей заявок. Затем вы выходите на подписание контракта. Электронная торговая площадка устроена так, что программа блокирует подписание контракта ранее, чем это разрешает закон. Поэтому следите за сроками на площадке – и будет вам счастье.

6. Следующий этап – исполнение контракта. Не вдаваясь во все подробности этого процесса, кратко также можно подвести итог, что с 01 июля 2018 года ФЗ №44-ФЗ позволяет нам не публиковать Отчеты по исполнению контрактов по большинству процедур. Подотчетными остались закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия, или если НМЦК превышает один миллиард рублей. Это новшество закона также существенно облегчает работу КУ.

Вывод

Подводя итог всей статьи, можно сказать, что работа контрактного управляющего и сотрудника контрактной службы многогранна, подразумевает необходимость владения большим спектром знаний и умений, каждый день будет происходить что-то новенькое, почти каждая проведённая закупка вновь будет оборачиваться очередным форс-мажором по различным обстоятельствам.

Работа требует предельной концентрации и внимательности, аналитического склада ума, отличной памяти, вы должны быть «универсальным бойцом» - и бухгалтер, и экономист, и юрист, и строитель, и учитель, и доктор и т.д. и т.д. – в зависимости от того, в какой области государственного заказа вам предстоит трудиться.


Вступили в силу нормы Федерального закона от 03.07.2016 №321-ФЗ, поэтому с 1 января ГУПы и МУПы официально перестали быть заказчиками по 223-ФЗ и начали работать по 44-ФЗ. До 31 декабря 2016 года такие заказчики могли публиковать извещения в соответствии с 223-ФЗ - эти закупки должны быть проведены также по правилам 223-ФЗ.

Основания для работы унитарного предприятия по 223-ФЗ

1. Получение грантов, предоставленных физическими или юридическими лицами на определенные цели; 2. Унитарное предприятие является исполнителем по контракту и привлекает соисполнителей.

Под контрактом понимается договор, который заключается в рамках 44-ФЗ, то есть стороной договора должно быть публично-правовое образование: например, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Также сюда относятся договоры бюджетных учреждений.

Письмо МЭР от 18 августа 2016 г. № Д28и-2124

Под контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также гражданско-правовой договор, заключенный бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 № 44-ФЗ.

Таким образом, возможность реализации исполнения обязательств по таким контрактам через 223-ФЗ определяется путем внесения изменений в положения о закупках:

Необходимо добавить в положение о закупках основание для применения положения о закупках.

Положения о закупках унитарных предприятий, размещенные в ЕИС, продолжают работать, поскольку заказчики должны завершить все действия по 223-ФЗ: провести опубликованные процедуры, включить такие закупки в отчеты, а договоры внести в реестр договоров. По завершении этих действий нужно будет признать положения утратившими силу (иначе это означает выбор - по какому закону осуществляются закупки).

Выводы:

  • Унитарные предприятия согласно 321-ФЗ независимо от источника финансирования (собственные средства или бюджетные средства) с 01.01.2017 применяют положения 44-ФЗ.
  • Нормами 321-ФЗ предусмотрено основание для применения 223-ФЗ, в случае, если осуществляется привлечение поставщиков для исполнения обязательств по заключенным контрактам.

Изменения в законодательстве

28.12.2016 был принят закон №474, который внес изменения в 223-ФЗ и 44-ФЗ.

  • 223-ФЗ применяется федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.
  • Соответственно

  • Из-под действия 44-ФЗ исключаются федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации

Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016: Перечень из 64 федеральных унитарных предприятий, которые с 01.01.2017 не применяют нормы 44-ФЗ, а работают по 223-ФЗ.

Проблемы при переходе на 44-ФЗ

К сожалению, нормативные правовые акты, которые должны были помочь унитарным предприятиям в переходе на 44-ФЗ, были приняты не в полном объеме, поэтому у заказчиков возникает множество вопросов. Предполагалось, что до конца 2016 года будет принято порядка 30 подзаконных актов, отражающих специфику работы ГУПов и МУПов в рамках контрактной системы. На сегодняшний день принято не более пяти.

Мероприятия для перехода УП на 44-ФЗ:

  1. Получить ключ усиленной электронной подписи в территориальных органах ФК.
  2. Зарегистрироваться (перерегистрироваться) в ЕИС.
  3. Настроить личный кабинет пользователя в ЕИС.
  4. Организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).
  5. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.
  6. Создать комиссию по осуществлению закупок.
  7. Разработать, утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупках.
  8. Выбрать ЭТП по № 44-ФЗ.
  9. Осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы.

Все эти действия следовало совершить до 31.12.2016, однако большинство УЦП не успели этого сделать. Таким заказчикам следует разместить соответствующие документы, не только для того чтобы минимизировать риски привлечения к административной ответственности, но, в первую очередь, для того чтобы начать закупки, так как без планирования, без регистрации в ЕИС и т.д., заказчик, с юридической точки зрения, не должен осуществлять закупочную деятельность.

Регистрация в ЕИС

До конца 2016 года Федеральное казначейство не выдавало ключи ЭП для работы по 44-ФЗ унитарным предприятиям, поскольку такие заказчики не были включены в Сводный реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. То есть для того чтобы привязать ключ ЭП к конкретному заказчику, который будет работать в разделе ЕИС по 44-ФЗ, такой заказчик должен быть включен в этот реестр.

3 ноября 2016 года был издан приказ Минфина №203н о внесении изменений в приказ Минфина № 163н «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса». Однако приказ «завис» в Минюсте более чем на месяц.

Казначейство и Минфин выпустили совместное письмо, согласно которому до момента регистрации данного приказа в Минфине рекомендовалось включать унитарные предприятия в Реестр.

На данный момент изданы нормативные правовые акты а включении унитарных предприятий в Сводный реестр, но возникает вопрос, кто должен подавать сведения о включении.

В приказе Минфина №203н было указано, что:

  • в отношении федеральных государственных унитарных предприятий - соответствующим федеральным органом государственной власти (государственным органом), осуществляющим права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий;
  • в отношении государственных унитарных предприятий, права собственника которых осуществляются государственным органом власти субъекта Российской Федерации - финансовым органом субъекта Российской Федерации;
  • в отношении муниципальных унитарных предприятий - финансовым органом муниципального образования.

Самим унитарным предприятиям не нужно направлять сведения в казначейство, это должны делать финансовые органы федерального уровня, уровня субъекта или муниципалитета.

Что нужно сделать, если еще нет ключа ЭП?

Необходимо связаться с соответствующим финансовым органом и узнать, подавались ли о вас сведения для включения в Сводный реестр.

Если нет, следует сослаться на приказ Минфина 163н в редакции приказа Минфина 203н, в котором закреплена обязанность направить сведения об УП в Казначейство для включения в Сводный реестр.

Если сведения подавались, можно обратиться уже в территориальное управление Федерального казначейства для получения ключа ЭП для 44-ФЗ.

Для того чтобы получить сам ключ, необходимо ознакомиться регламентом получения этого ключа в органе Федерального казначейства. Действует общий приказ ФК от 31 июля 2015 г. № 197 «Об утверждении Регламента Удостоверяющего центра Федерального казначейства».

На сайтах территориальных управлений Казначейства есть раздел «Удостоверяющий центр», где детально описан порядок получения ключа ЭП.

Далее необходимо будет пройти регистрацию в ЕИС. Порядок регистрации предусмотрен приказом Казначейства России от 30 декабря 2015 г. № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. № 4н».

С момента регистрации унитарное предприятие вправе осуществлять закупки по 44-ФЗ.

Обучение

Необходимо организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

Деятельность заказчика в части закупки ТРУ осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок:

  • Работники контрактной службы (руководитель КС) и контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (все кто связан с закупками - ДПО в сфере закупок);
  • В состав комиссии по осуществлению закупок включаются преимущественно (> 50 %) лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями.

Создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего

Необходимо оценить совокупный годовой объем закупок. В 44-ФЗ понятие совокупного годового объема закупок трактуется исходя из того объема договоров, которые заказчик заключает в текущем году, оплата по которым предусмотрена в следующем году, и контракты, которые заказчик заключил в прошедшем периоде, оплата по которым будет осуществлена в текущем году. Но поскольку в данном случае такие переходящие договоры были заключены по 223-ФЗ, учитывать их при расчете совокупного годового объема будет неправильно, поэтому здесь следует учитывать потребность исходя из текущего графика либо текущему плану финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от этого объема принимается решение - либо создавать контрактную службу, либо назначать контрактного управляющего.

После этого до момента начала закупок следует создать комиссию по осуществлению закупок.

Комиссии могут быть:

  • Конкурсные, аукционные;
  • Котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • Единые комиссии.

Лучше создавать единую комиссию. Численность должна быть не менее чем пять человек, из них не менее половины должны иметь документы, подтверждающие повышение квалификации.

Заказчик определяет число членов, порядок работы комиссии, председателя комиссии и порядок работы комиссии в положении о комиссии.

После этого заказчик выбирает ЭТП и осуществляет планирование.

Планирование в 2017 году

С 1 января 2017 года действуют новые правила планирования в рамках 44-ФЗ. УП должны публиковать:

1. План закупок на срок от 1 до 3 лет (на срок действия закона о бюджете);

2. План-график закупок.

Планирование основывается на:

С 1 января 2017 года действуют новые правила планирования закупок товаров работ услуг для муниципальных нужд:

  • Вводится обязательность планирования: закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (в т.ч. до 100 тыс. руб.).
  • Планы закупок, планы-графики и информация о реализации планов размещается в ЕИС.
  • Наименование объекта закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Поскольку каталог еще не разработан, норма не учитывается.
  • Вводится обязательное общественное обсуждение закупок начиная с этапа планирования при НМЦ более 1 млрд руб.
  • Информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику включается в отчет об исполнении контракта.
  • Обжалование действий (бездействия) заказчика и прочих лиц допускается в любое время после размещения в ЕИС плана.

Вводится обязательность внесения изменений в план-график (в план закупок):

  • при отмене закупки - не позднее следующего рабочего дня после даты отмены;
  • закупка признана несостоявшейся (нет заявок, уклонение всех участников от заключения контракта).

Итак, план закупок формируется:

  • на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете (на 1-3 года),
  • в процессе составления проекта бюджета.

План-график формируется на 1 год на основе утвержденного плана закупок, является основанием для осуществления закупок в текущем году.

Устанавливается прямая взаимосвязь между документами о планировании закупок (планом закупок и утверждённым на основании него планом-графиком закупок на год) и процессом расходования бюджетных средств, в том числе санкционировании оплаты по контрактам финансовыми органами.

Если закупки нет в документах о планировании на 2017 год, то финансовые органы не могут санкционировать оплату. Такая оплата автоматически становится нецелевым расходованием бюджетных средств.

Часть 11 статьи 21 № 44-ФЗ о контрактной системе прямо запрещает осуществление закупок, не предусмотренных планом-графиком закупок на 2017 год. То есть это нецелевое расходование бюджетных средств.

Нормативные правовые акты по планированию закупок

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» - ФОРМА ПЛАНА ЗАКУПОК ДЛЯ «ФЕДЕРАЛОВ»

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» - ФОРМА ПЛАНА-ГРАФИКА ЗАКУПОК ДЛЯ «ФЕДЕРАЛОВ».

Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 (ред. от 29.10.2014) «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» - ОБЩАЯ ФОРМА ПЛАНА ЗАКУПОК ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛОВ.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» - ФОРМА ПЛАНА-ГРАФИКА ЗАКУПОК ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛОВ.

Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».

План закупок унитарного предприятия формируется при планировании финансово-хозяйственной деятельности предприятия и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Форма плана закупок

Информация указывается в плане-графике закупок одной строкой по каждому включенному в состав идентификационного кода закупки коду бюджетной классификации Российской Федерации в размере годового объема финансового обеспечения в отношении каждого из следующих объектов закупок:

а) лекарственные препараты (закупки путём запроса предложений по пункту 7 части 2 статьи 83 ФЗ-44);

б) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

в) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (закупки по пункту 5 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

г) услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку, а также услуги, связанные с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (закупки по пункту 26 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

д) преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами (закупки по пункту 33 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

е) услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами (закупки по пункту 33 части 1 статьи 93 ФЗ-44).

Идентификационный код закупки

При формировании и утверждении планов закупок и планов-графиков закупок необходимо указывать специальный идентификационный код закупки:

Идентификационный код закупки указывается с 2017 года в:

  • Плане закупок;
  • Плане-графике;
  • Извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
  • Документации о закупке;
  • Контракте;
  • Иных документах, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе (часть 1 статьи 23, часть 3 статьи 114 № 44-ФЗ о контрактной системе).

Порядок формирования идентификационного кода закупки определен приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422.

В ближайшее время начнет действовать ряд новых норм Закона о контрактной системе, которые существенно повлияют на работу заказчиков, комиссий и контрактных служб.

Приведем перечень основных изменений.

  • введены новые виды закупок в электронной форме;
  • изменен срок внесения изменений в план-график;
  • установлено новое требование к участникам;
  • пересмотрен порядок обеспечения заявок.
  • обязанность проводить тендеры только в электронной форме;
  • ведение единого реестра участников в ЕИС;
  • новые правила при определении объема закупок у СМСП и СОНО.
  • возможность обеспечения заявок банковской гарантией.

Рассмотрим подробнее основные изменения.

Новые электронные закупки

С 01.07.2018 заказчики смогут, кроме электронного аукциона (ЭА), проводить следующие закупочные процедуры в электронной форме:

  • открытый конкурс (ОК);
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • запрос предложений (ЗП);
  • запрос котировок (ЗК).

Предусмотрена также возможность проводить закрытые тендеры в электронном виде на специализированных площадках.

Электронные процедуры будут проходить быстрее, чем бумажные:

  • ОК: публикация извещения — не позже 15 р. д. до окончания подачи заявок (ст. 54.2); рассмотрение и оценка первых частей заявок — не более 6 р. д., если НМЦК менее 1 млн руб. — 1 р. д. (ст. 54.5); вторые части — не более 3 р. д., при НМЦК менее 1 млн руб. — 1 р. д. (ст. 54.7);
  • ЗК: публикация извещения — не позднее 5 р. д. до окончания приема предложений; рассмотрение — 1 р. д. (ст. 82.2);
  • ЗП: публикация — за 5 р. д.; рассмотрение — 1 р. д. после приема окончательных предложений (ст. 83.1).

В настоящее время не определен список электронных площадок, работающих по новым правилам. Пока можно использовать прежние площадки, работающие с госзакупками.

С 01.01.2019 можно будет проводить только электронные тендеры, кроме отдельных видов:

Электронный аукцион — что изменилось

Для ЭА при НМЦК менее 3 млн руб. теперь установлен срок рассмотрения заявок — не более 1 р. д.

Изменены требования к заявкам.

По первой части (ч. 3 ст. 66):

  • участник с помощью аппаратных средств дает согласие на поставку ТРУ в соответствии с документацией;
  • предоставляет конкретные показатели товара и товарный знак, только если заказчиком не указан товарный знак или участником предлагается эквивалентный товар;
  • при наличии национального режима — сведения о стране происхождения товара.

По второй части добавлены требования (ч. 5 ст. 66):

  • указывать почтовый адрес организации;
  • направлять документы, подтверждающие преимущества;
  • при наличии нац. режима — документы, подтверждающие страну происхождения. Их отсутствие не является основанием для отклонения, а рассматривается как предложение иностранных ТРУ.

Шаг аукциона теперь не менее 100 руб. (ч. 6 ст. 68).

Процедура определения поставщика: новые нормы

Планирование: если после несостоявшейся закупки заказчик внес изменение о проведении повторной, то для публикации соответствующего извещения не нужно ждать 10 дней. С 1 июля эта пауза сокращена до 1 дня (ч. 14 ст. 21).

Составлении документации:

  • при описании предмета допускается указание на товарный знак со словами «или эквивалент» или для обеспечения совместимости с имеющейся продукцией (п. 1 ч. 1 ст. 33);
  • в требованиях к участникам добавлено отсутствие законодательных ограничений для участия в закупках (п. 11 ч. 1. ст. 31);
  • нельзя устанавливать обеспечение заявки при НМЦК до 1 млн руб. Размер определяется по схеме: НМЦК до 20 млн руб. включительно — 0,5-1 %; НМЦК больше 20 млн руб. — 0,5-5 %. До 30.06.2019 обеспечение по ЭА и конкурсам в электронной форме можно вносить только денежными средствами. После этой даты появится возможность предоставлять банковскую гарантию;
  • нельзя отклонить заявку, в которой не указана страна происхождения, кроме случаев наличия запрета на поставку иностранной продукции (ч. 3 ст. 53).

Закупка у ЕП: появились новые основания заключения контракта с ЕП — по несостоявшимся электронным закупкам (ч. 25.1-25.3 ст. 93).

Особенности закупок среди СМСП и СОНО с 01.01.2019

Если на закупку среди СМСП и СОНО подана только одна заявка или один участник допущен к торгам, этот тендер можно будет учитывать при подсчете объема таких закупок (ч. 1 ст. 30).

Если же не подано ни одной заявки или ни одна заявка не соответствует требованиям, можно провести новый тендер на общих основаниях, который уже нельзя будет засчитать в объем закупок у СМСП и СОНО (ч. 4 ст. 30).

Заключение и исполнение контракта

Контракты жизненного цикла: законодатель определил, что заключение таких контрактов в случаях, установленных правительством, — право заказчика (ч. 16 ст. 34).

Расчет пеней: теперь будет проводиться по ключевой ставке, а не по ставке рефинансирования (ч. 5,7 ст. 34).

Налоги и сборы: в проект контракта нужно включить условие об уменьшении суммы на размер налогов и сборов в отношении не только физлиц, но и юрлиц и ИП (ч. 13 ст. 34).

Отчетность: по этапам исполнения контракта, только если сумма больше 1 млрд руб., а также по строительству, реконструкции, кап. ремонту (ч. 9 ст. 94).