44 фз актуальная редакция. Общественное обсуждение закупок

Способы закупок - это механизм выбора поставщика для исполнения госконтракта. Этот выбор как конкурентный, так и без конкуренции. Разберемся, чем они отличаются друг от друга и как выбрать правильный.

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Вид Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия.
С ограниченным участием Используется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины.
Двухэтапный Кроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.

Закрытый

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден

Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсные процедуры Аналогичны «бумажным»

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится . В настоящее время их восемь. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый Может устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Запрос котировок Используется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % и не должен составлять более ста миллионов рублей ().

Запрос предложений

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Тот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия.
Электронный запрос предложений

Начиная с июля 2019 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
    • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2019 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Исходя из наименования, данный нормативный документ регламентирует внедрение контрактной системы для проведения закупок для муниципальных и государственных нужд. Проще говоря - закон делает систему формирования и размещения госзаказа для торгов, также его выполнения прозрачной и ясной для всех сторон-участников.

Приведем ключевые факторы вышеуказанного документа:

  • Заказчиков обязали планировать закупки (предоставлять ежегодные планы-графики). При этом в созданной единой информационной системе размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков и т.д.
  • Установлены требования к товарам, услугам, работам. В том числе подлежат обязательному общественному обсуждению закупки на сумму более 1 000 000 000 рублей.
  • Регламентируются способы размещения заказа: электронные, закрытые аукционы, конкурсы, запросы котировок, закупки у единственного поставщика (при ограничениях).
  • В законе прописаны способы борьбы с демпингом (повышение обеспечения при понижении начальной цены на услуги более чем на 25%).
  • Введено банковское сопровождение контрактов.
  • Преимущество при выборе поставщика отдается учреждениям УИС, организациям людей с ограниченными возможностями здоровья, малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям. Также приоритет закреплен за инновационной продукцией.
  • Установлены ограничения на закупку иностранных товаров и услуг.
  • Введен обязательный единый реестр банковских гарантий (как на обеспечение заявок, так и на обеспечение исполнения контракта). При этом электронные площадки обязаны вернуть участнику и полученное обеспечение, и доход с него.
  • Изменен порядок изменения и расторжения контрактов.
  • Введен общественный контроль над закупками.

Ниже мы разберем некоторые пункты.

В целях исполнения…

Конечно, написать и принять закон - мало, важнее - принять меры, чтобы он мог правильно работать. Для этого законодательные и исполнительные органы инициируют создание различных ресурсов (наличие которых предусмотрено законом) и подзаконных документов. Все основные материалы, касающиеся проведения государственных закупок, в том числе список ЭТП, ссылки на нормативную документацию, планы закупок - можно найти на сайте .

Электронные площадки

На сегодняшний день пять ЭТП (электронных торговых площадок) являются официальными для проведения электронных торгов и аукционов для муниципальных или государственных нужд:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ» ()
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» (etp.roseltorg.ru)
  • ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru)
  • ЗАО «ММВБ-Инфомационые технологии» ()
  • ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» ()

Планы закупок

Как уже говорилось, теперь все заказчики обязаны составлять графики-планы закупок на ближайший год. На сайте госзакупок можно с помощью поисковой системы найти:

  • План закупок (введя наименование или номер реестровой записи плана, а также по наименованию или ИНН заказчика).
  • Планы-графики закупок по № 44-ФЗ.
  • Запросы цен работ, товаров и услуг по закону о контрактной системе в сфере закупок (по уникальному номеру, наименованию объекта закупки либо по наименованию или ИНН организации, поставившей запрос).
  • Правила нормирования в сфере закупок (по номеру или наименованию правила либо по наименованию/ИНН организации, его разместившей).

Реестры

В целях выполнения нормативного акта создан реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, с 01.08.2016 года заказчики получили право применять реестр субъектов МСП для выяснения соответствия участника закупки аспектам отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. В начале октября 2016 года Минкомсвязи заявил о намерениях создания автоматического реестра добросовестных поставщиков. На портале госзакупок кроме того можно найти реестр организаций и реестр сведений о размере выручки (№ 223-ФЗ), реестр контрактов и договоров.

В единый реестр вносятся данные о выданных поставщикам банковских гарантиях для обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта.

Главная миссия всех перечисленных реестров - обеспечить защиту заказчика (у него есть возможность незамедлительно узнать, не внесен ли поставщик в перечень недобросовестных поставщиков и получить сведения о гарантии, также проанализировать опыт участия заявителя в тендерах). Но и поставщик в выигрыше - ему предоставляется возможность моментально выяснить подлинность банковской гарантии, выданной ему и выяснить о потенциальном заказчике своих услуг/товаров/работ.

Просветительская деятельность

Официальный портал госзакупок в качестве одного из важнейших направлений своей работы декларирует обучение поставщиков (да и заказчиков тоже) правильному проведению процедуры конкурса/аукциона и подготовки к ней. Здесь предложены руководства пользователя: как в текстовом, так и в видеоформате. Текстовые материалы разнообразны: описание системы ЕИС, ее возможностей и функций, правила формирования и размещения планов закупок, руководство по общественному обсуждению, контролю, аудиту и т.п.

Проблемы и перспективы применения Закона о госзакупках

Любой закон всегда нуждается в «обкатке» и доработке. Минэкономразвития провел мониторинг эффективности ЕИС, выявил ряд проблем и недостатков. Они отражены в докладе о результатах мониторинга применения документа за I полугодие 2016 года. Например, в этом докладе выявлена возможность различных нарушений со стороны заказчиков:

  • неверное указание заказчиком информации о контрактах, размещаемых в реестрах контрактов;
  • указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует
  • объекту закупки;
  • указание единиц измерения количества товаров/объема работ/ услуг, не соответствующих объекту закупки;
  • прикрепление к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными реестровыми номерами, и наоборот - присвоения одному контракту различных реестровых номеров.

На данный момент в целях улучшения работы ФЗ прорабатывают ряд вопросов, в том числе:

  • установление порядка формирования и ведения каталога товаров/работ/услуг;
  • определение критериев включения товаров российских производителей/работ/услуг, изготавливаемых/оказываемых российскими юрлицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты и ограничения допуска товаров/работ/услуг от иностранных государств;
  • исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
  • установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
  • снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
  • ограничение сроков расчетов по контрактам;
  • совершенствование системы контроля в сфере закупок;
  • введение системы электронной подачи жалоб;
  • установление порядка расчетов неустоек и т.д.

Краткая характеристика

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон, Контрактная система) вступил в силу с 01 января 2014 года.

Законом впервые декларируются принципы осуществления закупок, среди которых необходимо выделить принципы профессионализма заказчика и стимулирования инноваций. Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Если годовой объем закупок заказчика (в т.ч. органов исполнительной власти края, казенных, бюджетных учреждений края) превышает 100 млн. руб., должны быть созданы специальные структурные подразделения - контрактные службы (создание специального структурного подразделения для образования контрактной службы не является обязательным). Если объем закупок не превышает 100 млн. руб. и при отсутствии у заказчика контрактной службы, назначается должностное лицо, ответственное за осуществление конкретной закупки и исполнение контракта - контрактный управляющий .

Контрактная система охватывает теперь весь цикл госзакупок и регулирует:

−планирование закупок товаров, работ, услуг;

−конкурентные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

−заключение гражданско-правового договора (контракта);

−особенности исполнения контрактов;

−мониторинг закупок товаров, работ, услуг;

−аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;

−контроль в сфере закупок.

Этап планирования закупок. Планирование рассматривается как важнейший элемент системы. Предполагается введение планов закупок, которые будут разрабатываться заказчиками на три года и планов графиков на текущий год.

Планы закупок и планы-графики будут включать довольно подробную информацию, в частности: цель осуществления закупки; описание объекта закупки, объем закупки; сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок; обоснование закупки и др.

Способы закупок (виды процедур). В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Законом вводятся новые - конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.

Закон установил девять случаев, когда заказчик вправе проводить запрос предложений (ч. 2 ст. 83 Закона). К примеру, путем запроса предложений заказчик сможет проводить закупки по договорам, от исполнения которых он в одностороннем порядке отказался. Также посредством этой процедуры заказчик сможет осуществлять закупки, если электронный аукцион или повторный конкурс признаны несостоявшимися, после внесения заказчиком изменения в план-график. При проведении закупки в форме запроса предложений заказчик не связан критериями оценки заявок, установленными в Законе.

Важнейшим изменением системы закупок является декларирование в Законе конкурса как приоритетного способа закупки (в действующем в настоящее время законе приоритетный споособ - электронный аукцион).

Предусматривается необходимость обоснования не только начальной (максимальной) цены контракта, но и объекта закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели, требований к закупаемым товару, работе, услуге, способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика), дополнительные требования к участникам закупки. Указанные обоснования в полной мере относятся теперь и к закупкам из единственного источника.

В качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта и единственного источника установлены следующие методы: сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный; тарифный; проектно-сметный; затратный.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком

Антидемпинговые меры. Законом предусмотрено, что если цена контракта по результатам торгов снижена на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель предоставляет обеспечение исполнения контракта в повышенном размере или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника, а также обоснование цены контракта. В случае невыполнения этих требований, контракт с таким участником заключаться не будет.

Антикоррупционная составляющая. Появилась совершенно новая, по сравнению с законом 94-ФЗ, норма, ограничивающая личную заинтересованность участников процесса закупок в их итогах (данная норма прописана в нескольких разделах Закона). Так, например, контракт может быть признан недействительным, если будет установлено, что определенные должностные лица со стороны заказчика состоят в браке с лицами, с которыми заключен контракт, либо являются близкими родственниками (по прямой восходящей или нисходящей линиям-родителями и детьми; дедушкой, бабушкой и внуками; полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами; усыновителями или усыновленными).

Общественное обсуждение закупок.

Увеличивается роль общественного обсуждения закупок. До 2016 г. продолжает действовать правило, согласно которому общественному обсуждению подлежат закупки, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд. руб. Далее - будут установлены случаи и порядок проведения общественного обсуждения.

Мониторинг. Аудит. Контроль.

Новым Законом предусмотрено больше способов оценки эффективности осуществления госзакупок, чем ныне действующим. Помимо контроля в сфере закупок содержатся еще и правила проведения мониторинга закупок и аудита в сфере госзакупок.

Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок. Такие наблюдения осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков.

Аудит, согласно Закону, будет осуществляться Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (при наличии) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку результатов закупок, достижения целей закупок.

Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным.

Сейчас контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это ФАС России ), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципального района, городского округа.

Закон существенно расширил систему контролирующих органов в сфере госзакупок, включив в нее Казначейство России и органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.

Органы внутреннего муниципального финансового контроля будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с закупками, а также установления достоверности учета таких расходов.

Осуществление закупок у единственного поставщика

Законом предусмотрены новые особенности размещения заказа у единственного поставщика.

Исключается понятие одноименности товаров, работ и услуг в связи с чем закупки на сумму, не превышающую 100 000 рублей осуществляются при условии, что совокупный объем таких закупок, не должен превышать 5 % от объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не более 50 млн. рублей.

Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Таким образом, отменяется ныне действующий лимит в 100 тысяч на квартал и привязка к соответствующим группам номенклатуры.

Закон будет вступать в силу поэтапно. Большая часть его положений начала действовать с 1 января 2014 г., однако для отдельных положений предусмотрены более поздние сроки. Окончательно Закон должен вступить в силу 1 января 2017 г.

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя) , как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

  • Размещение планов закупок и планов-графиков
  • Подготовка, размещение закупочной документации
  • Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Заключение контракта
  • Приемка товаров, работ, услуг
  • Размещение отчетности

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

Планирование закупок по 44-ФЗ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера , ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок по 44-ФЗ

Планы закупок должны включать:

  1. Идентификационный код закупки
  2. Цель осуществления закупки
  3. Наименование объектов закупки
  4. Объем финансирования
  5. Сроки, периодичность
  6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики по 44-ФЗ

Планы-графики должны включать:

  1. Идентификационный код
  2. Наименование и описание объекта закупки
  3. Указание характеристик:
    • количество товара
    • объем работы или услуги
    • сроки
    • периодичность
    • начальная цена
    • размер аванса
    • этапы оплаты
  4. Дополнительные требования к участникам и их обоснование
  5. Способ определения поставщика и его обоснование
  6. Дата начала закупки
  7. Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Осуществление закупок по 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

  • способы определения поставщиков
  • централизованные закупки
  • участие в закупках специальных субъектов
  • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
  • оценку заявок
  • формы обеспечения заявок
  • понятия контрактной службы
  • специализированных и экспертных организаций

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов . Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

  1. Открытые конкурсы
    • Открытый конкурс
    • Конкурс с ограниченным участием
    • Двухэтапный конкурс
  2. Закрытые конкурсы
    • Закрытый конкурс
    • Закрытый конкурс с ограниченным участием
    • Закрытый двухэтапный конкурс
  3. Аукционы
    • Электронный аукцион
    • Закрытый аукцион
  4. Запрос котировок
  5. Запрос предложений

Оценка заявок по 44-ФЗ

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

  1. Расходы на эксплуатацию
  2. Характеристики
    • Качественные
    • Функциональные
    • Экологические
  3. Квалификация
    • Финансовые ресурсы
    • Оборудование и другие материальные ресурсы
    • Опыт работы по предмету контракта
    • Деловая репутация
    • Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ

Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

  1. Объективный характер описания
  2. Указываются характеристики
    • Функциональные
    • Технические
    • Качественные
    • Эксплуатационные
  3. Не должны включаться требования
    • Товарных знаков, знаков обслуживания
    • Фирменных наименований
    • Патентов, полезных моделей
    • Промышленных образцов
    • Наименование места происхождения товара
    • Наименование производителя
    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

Заказчик при описании объекта закупки может включить

  • Спецификации
  • Планы, чертежи, эскизы
  • Фотографии
  • Результаты работы, тестирования
  • Требования по проведению испытаний и их методов
  • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
  • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
  • Условные обозначения и терминологию

Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

При необходимости заказчик может установить требования

  1. К гарантийному сроку
  2. Объему предоставлению гарантий
  3. Гарантийному обслуживанию
  4. К расходам на эксплуатацию товара
  5. Обязательность осуществления монтажа и наладки
  6. К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар

Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

Иные полномочия контрактной службы:

  • Консультации с поставщиками, подрядчиками, исполнителями для определения конкурентной среды, наилучших технологий и решений для обеспечения госзакупок
  • Обязательное общественное обсуждение закупки товаров, работ, услуг
  • Утверждение требований к закупаемым товарам, работам, услугам
  • Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий или бездействия заказчика в ФАС, претензионная работа
  • Разработка проектов контрактов заказчика
  • Проверка банковский гарантий поставщика, подрядчика, исполнителя
  • Организация возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки или обеспечения контракта

Экспертная организация по 44-ФЗ

Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

  • Физическими лицами
  • Должностными лицами или работниками заказчика (действующими или являвшиеся ими за последние два года)
  • Лицами, имеющими имущественные интересы по данному контракту
  • Близкими родственниками руководителя заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии
  • Должностными лицами или работниками подрядчика, поставщика, исполнителя
  • Юридические лица в которых заказчик или поставщик по контракту имеют доли от 25%
  • Физические или юридические лица, на которых могут прямо или косвенно влиять поставщик или заказчик

Контракт по 44-ФЗ

Условиям контракта, порядке его заключения, изменения и расторжение в 44-ФЗ посвящено несколько статей. Ст. 34 устанавливает общие принципы. Контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением, приглашением, документацией, заявкой и окончательным предложением участника.

Срок заключения контракта по 44-ФЗ составляет в среднем от 10 до 20 дней с момента публикации протокола. Одновременно поставщик вносит обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ . Самый популярный способ — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта .

Увеличение цены контракта возможно по инициативе заказчика не более чем на 10%, если увеличивается количество поставляемого товара. Порядок заключения контракта описан отдельно для каждого вида определения поставщика.

Тендеры по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе не использует понятие «тендер» широко применяемое среди поставщиков и в деловой среде.

Тендер является синонимом определения поставщика на конкурсной основе, которое в законодательстве именуется «закупка». 44-ФЗ поставщики иногда называют закон о торгах или федеральный закон о тендерах и аукционах.

Анализ тендеров по 44-ФЗ — необходимый шаг перед принятием решения об участии в закупке. Изучите извещение, документацию, техническое задание, проект контракта. Для участия в тендерах по 44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки .

Открытый конкурс по 44-ФЗ

Ст. 48-55 определяют условия проведения открытого конкурса (ст. 48), требования к документации, порядок подачи, рассмотрения заявок, заключения контракта. Участие в открытом конкурсе представляет основные сложности для поставщиков. Заказчик оценивает конкурсные заявки по множеству критериев (ст. 53).

Заявка на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ подается в бумажном виде в запечатанном конверте.

Заявки могут содержать тысячи страниц, весить десятки килограмм и требовать нескольких недель на подготовку. Чаще всего именно конкурс называют тендером.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

В законе не приведен перечень электронных торговых площадок , где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) , утверждаемому распоряжением Правительства РФ.

Запрос котировок по 44-ФЗ

Ст.72-79 описывают определение поставщика путем проведения запроса котировок (ст. 72). Устанавливается требования к проведению запроса котировок (ст. 73), порядок проведения (ст. 74), подачи, рассмотрения и оценки заявок (ст. 78).

Запрос котировок представляет собой самый доступный формат участия в госзакупках. Для подготовки котировочной заявки по 44-ФЗ не требуется ЭЦП для электронных торгов

Заявки подаются в бумажном виде в конвертах и заверяются традиционным способом с помощью подписи уполномоченного лица и печати организации.

4-7 параграфы 44-ФЗ содержат в общей сложности 14 статей. В них устанавливается определение поставщика путем проведения запроса предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного поставщика и особенности исполнения, изменения, расторжения и обеспечения контракта .

Запрос предложений по 44-ФЗ

Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

Помощь по 44-ФЗ

Если вы испытываете затруднения с применением 44-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам.

С развитием малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации увеличился и товарооборот на государственном уровне. Соответственно, данная сфера требует чёткой организации и поддержи с точки зрения закона. В современной России данную функцию выполняет обновлённый в 2017 году о Госзакупках.

Но каковы особенности контрактной системы и условия размещения заказов по 44-ФЗ? Что говорится в тексте изучаемого нормативного акта о закупках для служб муниципального назначения? Что привнесли в актуальный текст закона последние поправки? Поговорим об этом подробнее в статье.

Общие сведения о законе

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 марта 2013 года. Через 4 дня данный нормативный акт был принят Федерационным Советом РФ. Президент Российской Федерации скрепил рассматриваемый документ собственной подписью 5 апреля 2013 года.

Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ о службе в РФ по контракту

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» состоит из 8 глав и 114 статей. Структура рассматриваемого нормативного акта такова:

  • Глава 1 - Общие положения текущего Федерального закона (ст. 1-15);
  • Глава 2 - Положения о планировании госзакупок (ст. 16-23);
  • Глава 3 - Порядок приобретения товаров и услуг (ст. 24-96);
  • Глава 4 - Способы прослеживания рассматриваемой процедуры (ст. 97-98);
  • Глава 5 - Роль контролирующих оформление госзакупок органов (ст 99-104);
  • Глава 6 - Оспаривание деяний заказчика (105-107);
  • Глава 7 - Рассмотрение особенностей приобретения товаров определённого типа (108-111.4);
  • Глава 8 - Итоговые положения рассматриваемого закона о госзакупках.

Изучаемый нормативный акт регламентирует правовые и межличностные отношения, возникающие при:

  • Планировании закупок товаров и услуг различных категорий;
  • Исполнении контрактных обязательств;
  • Определении поставщиков госзакупок.

Нормативы рассматриваемого закона не применяются в отношении:

  • Международного товарного обмена;
  • Закупки ценных металлов и драгоценных камней;
  • Закупки услуг, требуемых для обеспечения безопасности лиц государственной важности;
  • Приобретения услуг адвоката.

Как и другие федеральные законы, изучаемый документ регулярно претерпевает ряд изменений.

Особенности контрактной системы по ФЗ 44

Контрактная система в сфере закупок товаров претерпела ряд изменений, внесённых 29 июля 2017 года. В соответствии с внесёнными поправками, статья 6 изучаемого документа гласит, что основными принципами договорной системы по изучаемому Федеральному закону являются:

  • Прозрачность;
  • Отсутствие монополии и позволение развития свободной отраслевой конкуренции;
  • Профессиональная подготовка заказчиков и исполнителей;
  • Высокая результативность.

Исполнение обязательств по контракту , в соответствии с новыми поправками, внесёнными в изучаемый закон, включает в себя представленную ниже совокупность мероприятий:

  • Приемку услуг или товара, согласно оформленному контракту;
  • Предоставление оплаты поставщику за принятое имущество, ценные бумаги или услуги;
  • Постоянное взаимодействие заказчика с подрядчиком или исполнителем.

Текст статьи 94 изучаемого Федерального закона о госзакупках гласит, что в обязанности подрядчика входит своевременное предоставление товара (согласно сроку, указанному в контракте). В свою очередь, заказчик уполномочен привлекать экспертов, оценщиков и других лиц, способных предоставить экспертную оценку проведённым исполнителем работ. Исключение в данном случае составляют услуги, предоставленные для капитального строительства.

Важно! В соответствии с пунктом 9 рассматриваемой статьи Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44, прямой контрактной обязанностью поставщика является предоставление отчёта о проделанных работах.

В случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, провинившаяся сторона обязуется к компенсации понесённых другой стороной убытков. Однако уплата неустойки, пеней и штрафов не может освободить от дальнейших договорных обязательств. Упразднить действие контракта можно либо на основании мирного соглашения между партнёрами, либо посредством подачи искового заявления в органы арбитражного судопроизводства.

Условия размещения заказов

На период ноября 2017 года, существенных изменений в системе размещения заказов по закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внедрено не было. Таким образом, изменения в законе о размещении заказов являются скорее проектными, чем действительными, и рассматриваемая процедура осуществляется по стандартной системе:

  • Определяется исполнитель или подрядчик на конкурсном или аукционном основании или по запросу котировок;
  • Оформляется перечень требуемых услуг или товаров;
  • Размещается заказ на определённое обслуживание;
  • Подписывается соответствующий контракт;
  • Закупается необходимый товар у определившегося подрядчика.

Подробнее о рассматриваемой процедуре можно прочесть в Главе 3 изучаемого Федерального закона о госзакупках.

ФЗ 44 с последними изменениями

Каждый нормативный акт Российской Федерации претерпевает ряд необходимых для обновления его регламента обновлений. Не является исключением и Федеральный закон о закупках для муниципальных нужд и государственных предприятий.

Последние существенные изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего акта выступил N 231-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона в Федеральный закон № 44». На основании внесённых изменений, текст пункта 5 части 1 рассматриваемой статьи дополнился следующими словами «организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор» после фразы «образовательная организация ».

В актуальном тексте статьи 93 44-ФЗ идёт речь о случаях, в которых допускается возможность закупки товара или необходимых услуг у единственного поставщика, а именно:

  • При закупке необходимого сырья или обслуживания предприятий, попадающих под категорию естественной монополии;
  • Если цена закупки не превышает 100 000 рублей;
  • При приобретении всего необходимого для образовательных или культурных учреждений;
  • Приобретение вооружения или техники военного назначения;
  • Иных случаях, предусмотренных регламентом настоящего Федерального закона.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 44 о госзакупках

В целях более подробного изучения рассматриваемого документа рекомендуется вникнуть в его актуальный на текущий период текст. Текст ФЗ 44 о госзакупках в последней редакции с комментариями доступен по следующей