Магия: описание, виды, обряды и ритуалы. Религиозные обряды и ритуалы. Homo sapiens - человек напуганный

Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних Матюхина Юлия Алексеевна

Современные ритуалы

Современные ритуалы

В современном обществе есть свои ритуалы, сопровождающие человека всю его жизнь. Ученые считают, что ритуалы нашего времени можно условно разделить на 3 группы.

1. Традиционные ритуалы и обряды, дошедшие до нас из глубины веков.

2. Религиозные обряды.

3. Магические обряды, сопровождающие сеансы белых и черных магов, а также всевозможных целителей, и народные суеверия.

Первая группа ритуалов наиболее многочисленна и понятна всем. В нее входят ритуалы, известные каждому человеку, начиная с рождения и до самой смерти. Встали утром, пошли умываться или включили чайник (компьютер, тостер, телевизор), оделись, вышли на улицу, поехали на работу и т. д. Все привычные нам дела – это и есть каждодневные ритуалы, совершаемые нами машинально. Некоторые из них более значительны и связаны с древними обычаями наших предков. Можно назвать несколько самых распространенных в нашей жизни ритуалов «со значением»:

– пеленание младенца-мальчика в голубые одеяла и пеленки, а девочки – в розовые;

– наречение новорожденного именем;

– ежегодные празднования дня рождения;

– отмечание всевозможных праздников;

– ритуалы гостеприимства;

особые правила поведения, речи, общения, одежды, в которых также легко узнаются ритуалы;

– свадьбы, поминки.

Если внимательно проанализировать любой ритуал, то можно довольно легко найти его корни в глубине веков. То, что мы делаем сегодня, совершенно не задумываясь, скорее всего, делали и наши далекие предки, только на другом этапе развития цивилизации. Так, например, приглашаем в дом гостей мы не только для развлечения, но и с тем чтобы сохранять с друзьями хорошие отношения, совершенно необходимые для нормальной жизни, и избежать порчи. Ритуал чоканья тоже древний: язычники специально соприкасались наполненными чашами, чтобы ритуальное питье смешивалось и обладало магической силой. В Средние века в связи с распространенным обычаем подсыпать друг другу отраву феодалы непременно старались как можно сильнее стукнуться своим бокалом о бокал соперника, чтобы часть вина перелилась в его бокал.

Праздник 8-го Марта с почитанием женщин ведет свою историю не со времен Клары Цеткин, как принято считать, а уходит корнями в гораздо более далекие эпохи. Еще в Древнем Риме в первые числа марта устраивались празднества с почитанием богинь и женщин вообще.

Горящие свечи на именинном пироге – тоже ритуал древний. Горящий огонь считался очистительным и особенно полезным в день рождения человека.

Множество обрядов связано с ритуальным очищением: с древних времен было принято мыться перед любым значительным событием и после него, чтобы «очиститься» от повседневных забот. Каждый народ создал свой тип бани, мытье в которой, а также сопутствующие этому действу предметы имели огромное ритуальное значение.

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Ордена и ритуалы В мире существует много различных Орденов, использующих магию, что так или иначе, идейно или ритуально, связано с Каббалой. Эти обряды имеют влияние на мир?Никак с Каббалой это не связано. Даже представить себе невозможно, сколько в мире верований, религий,

Из книги Суть науки Каббала. Том 1(продолжение) автора Лайтман Михаэль

Из книги Суть науки Каббала. Том 2 автора Лайтман Михаэль

6. Наука Каббала и современные науки 6.1 Наука Каббала и современные науки. Урок 1 6.1.1Истинность критерия ценности науки Ценность любой науки в мире определяется ценностью ее предназначения. Поэтому не существует науки, не имеющей цели.Все науки в нашем мире возникли

Из книги Суть науки Каббала. Том 2(первоначальный проект продолжения) автора Лайтман Михаэль

6. Наука Каббала и современные науки 6.1 Наука Каббала и современные науки. Урок 1 6.1.1Истинность критерия ценности науки Ценность любой науки в мире определяется ценностью ее предназначения. Поэтому не существует науки, не имеющей цели.Все науки в нашем мире возникли

Из книги Йога: бессмертие и свобода автора Элиаде Мирча

«ВНУТРЕННИЕ» РИТУАЛЫ Жертвоприношение довольно рано было уподоблено тапасу. Боги достигали бессмертия не только посредством жертвы, но и через аскетизм. В «Ригведе» (X, 167, 1) говорится о том, что Индра покорил небеса силой тапаса; подобные представления глубоко

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Сельскохозяйственные ритуалы В хрониках церемониальный календарный цикл инков описывается как связанный в основном с сельским хозяйством, особенно с выращиванием маиса, но недавние исследования дают основания предполагать, что существовали также церемонии для защиты

Из книги Индейцы Северной Америки [Быт, религия, культура] автора Уайт Джон Мэнчип

Праздники и ритуалы Какие основные праздники и ритуалы отмечали и проводили индейцы как под открытым небом, так и под сенью своих святилищ?В первую очередь это были традиционные праздники, связанные с наиболее важными событиями в жизни каждого из членов племени.К

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

Ритуалы Почти все церемонии майя требовали тщательных приготовлений. К ним помимо прочего относились пост и сексуальное воздержание. Невинность высоко ценилась, и этим, как полагают, объясняется большое количество принесенных в жертву детей, считавшихся «чистыми»

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Жрецы, ритуалы Все святилища и храмы нуждались в жрецах и других прислужниках. Надписи упоминают и жрецов и жриц и доказывают, что временами жречество было прерогативой отдельной семьи в течение нескольких поколений. Надпись на камне в Карфагене упоминает семнадцать

Из книги Ностальгия по истокам автора Элиаде Мирча

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

Охотничьи ритуалы Охота у многих древнейших народов мира была основным источником пропитания, поэтому люди относились к ней как к священному действу. Нет ни одного народа древности, жившего в лесах, у которого не было бы многочисленных, во многом загадочных охотничьих

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Воровские ритуалы Воры многих стран на протяжении нескольких столетий проводили странный ритуал: у покойника отрубали палец и с этим пальцем шли на дело. Считалось, что если обойти дом с пальцем в руках, то все уснут очень крепко и ничего не услышат. Другим воровским

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

Праздничные ритуалы Морские гребешкиЕжегодно во Франции в апреле проходит Фестиваль морских гребешков. Ритуал этого вкусного фестиваля состоит в том, что все желающие могут принять участие в ловле особых раковин, «сан-жаков». Сделать это не так-то просто. Моллюски

Из книги автора

Дьявольские ритуалы

Из книги автора

33. РИТУАЛЫ ВОСХОЖДЕНИЯ Со всеми этими мифами и верованиями связаны соответствующие конкретные ритуалы «вознесения» и «восхождения». Выбор и освящение места для жертвоприношения представляют собой некоторый процесс возвышения профанного пространства: «Воистину жрец,


История и культура русского народа насчитывает уже много столетий. Все эти годы она беспрерывно обогащалась новыми явлениями и традициями, но продолжала хранить память об опыте и обычаях предков. Часто русские национальные обряды образуют собой довольно причудливое сочетание действий, обусловленных древними языческими верованиями, которые, тем не менее, гармонично соотносятся с христианскими православными канонами.

Большинство обрядов на Руси, так или иначе, связано с религией, а более древние, дохристианские традиции с мифологическим олицетворением стихий и природных явлений.

К наиболее известным и важным языческим обрядам, которые сохранились и после крещения Руси относят:

  1. Масленицу.
  2. День Ивана Купалы.
  3. Колядование.
  4. Ярилин день.

Все они, так или иначе, были связаны с архаичными представлениями славян о силах природы и чаще всего были привязаны к каким-то событиям, календарю или временам года.

Масленица

Издревле событие, наступавшее в день весеннего равноденствия, отмечалось широко и с размахом. Люди радовались приходу весны: не случайно символом этого праздника был блин – миниатюрное символическое солнце. Сама Масленица символизировала зиму. Считалось, что после обряда сожжения всю свою мощную энергию она передаст земле, обеспечив, тем самым, богатый урожай и защитив от стихийных бедствий.

День Ивана Купалы

Изначально праздник привязывался ко дню летнего солнцестояния, но само название, дошедшее до наших дней, получил уже в христианскую эпоху по имени Иоанна Крестителя. Этот эпитет на греческом звучит как «купатель», «погружатель», что вполне соответствует сути празднования – ритуальному омовению в открытом водоеме. Этот праздник очень наглядно демонстрирует причудливое совмещение христианских религиозных традиций с языческими, архаичными верованиями и обрядами.

Одной из главных традиций на Ивана Купалу являются прыжки через костёр. Считалось, что это способствует очищению, уберегает от хворей и позволяет защититься от злых духов. Очень важно было в ночь на Ивана Купалу искупаться в реке или озере, поскольку вода считалась очищенной от всякой нечисти и приобретающей некие волшебные свойства.

Ярилин день

Опять же в изначально языческий праздник, посвященный богу солнца – Яриле, с принятием христианства были добавлены некие мотивы о борьбе святых с языческим божеством.

В этот день древние славяне обращались к Яриле за помощью, чтобы он обеспечил посевы солнечным светом и защитил от затопления. Важный обряд, проходивший в этот день, носил название «Отмыкание земли». Непременно нужно было искупаться в росе, т.к. считалось, что она в этот день обладает целебными и чудодейственными свойствами.

Колядование

Этот обряд, как правило, был приурочен к святкам и представлял собой обход всех домом в деревне группой молодых людей и девушек, которые исполняли шуточные песни или благожелания в адрес хозяев, получая за это ритуальное вознаграждение. Древнерусские землепашцы были уверены, что участие в святочных обрядах удваивает энергию плодородия и способствует увеличению урожайных сборов, приплоду у скота и обеспечивает общее благополучие в подворье.

С принятием православия появилось значительное количество религиозных обрядов, связанных с наступлением в жизни человека тех или иных важных этапов. Среди основных можно выделить:

  1. Крещение.
  2. Свадебные обряды.
  3. Погребальные обряды.

Крещение

Обряд крещения означал духовное рождение человека и его принадлежность к христианской религии. Ребёнка необходимо было покрестить на первом году жизни. Для каждого младенца назначались крестные родители, которые преподносили ребёнку икону его покровителя и православный нательный крестик. Называли новорожденного в соответствии с именем святого, упоминаемого в святцах.

К выбору крёстных относились очень ответственно: считалось, что они отвечают за ребенка и должны подавать ему достойный пример в такой же степени, как и биологические родители. После совершения обряда в церкви, устраивалось праздничное и щедрое застолье с присутствием всех близких новокрещёному младенцу людей.

Свадебные обряды

Для свадеб на Руси старались отводить определённые периоды в календарном году. Нельзя было жениться во время больших постов. Кроме того, редко играли свадьбы в период наиболее интенсивных сельскохозяйственных работ.
К основным свадебным обрядам относили:

  • Сватовство.
  • Смотрины и погляд.
  • Сговор.
  • Свадебный поезд.
  • Венчание.

Без сватовства не обходилась ни одна свадьба. Это был важнейший этап, на котором семейство жениха принимало решение о том стоит ли уговорить отдать замуж за своего сына приглянувшуюся девушку. Причём, очень часто на этом этапе, мнением самих потенциальных молодоженов даже не интересовались, а увидеть друг друга жених с невестой могли разве что только на смотринах.

Если обе стороны всё устраивало, происходил свадебный сговор, в ходе которого, главы семейств, в прямом смысле, били друг другу по рукам, символически обозначая тем самым достижение принципиального согласия на брак между своими детьми. Во время сговора обсуждалась дата венчания, приглашенные гости, а также иные организационные вопросы.

Отказаться от заключения брака после сговора – означало опозорить себя и своего потенциального супруга. В случае отказа, «потерпевшая» сторона, была в праве потребовать возместить ей все убытки, связанные с этим действием.

В день венчания собирался свадебный поезд, представлявший собой нарядные брички, повозки или сани, во главе которого находился дружка жениха распоряжавшийся на маршруте.

Наконец, самым главным свадебным обрядом было венчание. После свершения таинства, в доме жениха молодых ждали родители, встречали их хлебом-солью и закатывали щедрый и весёлый свадебный пир.

Погребальные обряды

Главным смыслом всех обрядов, связанных с погребением усопшего, было желание облегчить ему переход из этого мира в царство Божие. Отпевание не могло быть совершено, если человек был не крещеным, совершил грех самоубийства или в течение года перед смертью не исповедовался или не причащался. На усопшего одевали нательный крест, облачали в чистые одежды и укрывали погребальным покрывалом. Музыка считалась неуместной, также как и цветы.

Считалось, что главное в этот день – молитва о прощении грехов усопшего. После предания земле покойного, родственники организовывали поминальную трапезу, которая сопровождалась соответствующими молитвами. Приносить еду на погост считалось недопустимым. По традиции продукты приносили в церковь и угощали прихожан. На 3, 9 и 40 день в церкви заказывалась поминальная панихида. Всё это время родственники скорбели по усопшему, одевались в платья темных оттенков

Современный мир почти лишен ритуалов — по крайней мере в том виде, как мы традиционно их себе представляем. Те, что остались — например, ритуалы, которые вращаются вокруг праздников, в значительной степени потеряли свою силу и чаще всего не несут в себе никакого содержания, кроме заученного повторения. Тем не менее каждая культура в любой части мира в какой-то момент своего развития представляла собой сложную систему ритуалов и обрядов. Ритуалы были своего рода социальной технологией. Этот механизм мог решать проблемы, менять статус и приносить ощутимые результаты. На протяжении тысячелетий они использовались для того, чтобы проявлять и выражать эмоции, строить свою личную идентичность и идентичность племени или народа. Они несли эффект преобразования, помогали навести порядок в хаосе и ориентироваться в пространстве и времени. Ритуалы были смыслом жизни, тем тяжелее нам приходится сейчас, когда мы лишены правил, которые можно применять к различным ситуациям.

Что такое ритуал?

Профессор Кэтрин Белл, исследователь ритуалов и автор монографии, написанной по этому поводу, определяет ритуал, как «привычное действие, усвоенное настолько, что первопричина его может быть забыта». Самый простой пример ритуала — рукопожатие при встрече. Нет никакой реальной причины, почему захват чужой руки и встряхивание обязаны сопутствовать знакомству. Этот жест настолько укоренился в сознании, что мы даже не думаем о том, что можно с успехом заменить рукопожатие обычным кивком головы или парой приветственных слов.

С другой стороны, укоренившаяся привычка мыть руки, придя с улицы, не является ритуалом, так как существует четкое фактическое отношение между действием и желаемым результатом. Но и эта гигиеническая процедура способна стать ритуальной, например, в том случае, когда священник смачивает руки в купели для крещения. Этот жест является исключительно символичным, и именно символичность определяет суть ритуала.

Шесть неотъемлемых атрибутов ритуалов

Формализм. Это свойство кроется в количестве вариантов поведения, приемлемых в той или иной ситуации. Например, вылазка на шашлыки имеет очень случайный характер и вести себя там можно как угодно, не учитывая никаких правил. В то же время, званый ужин уже имеет ряд формальных правил, которые нельзя игнорировать. Таким образом, ритуал характеризует наличие моделей поведения, от которых нельзя отступать.

Традиционализм. Ритуалы очень часто складывались как деятельность, основанная на ценностях и поведении, которые были актуальны в момент создания. Эта связь с прошлым наполняет ритуал сакральным смыслом и обеспечивает участника чувством уверенности, за счет непрерывности традиции.

Дисциплина . Часто рассматривается как одна из наиболее определяющих черт ритуала. Этот признак можно охарактеризовать следующим образом: «дисциплинированный набор действий, с точным повторением и тщательным контролем». Для демонстрации признака можно вспомнить строй солдат на параде, когда каждый из участников имеет конкретный сценарий, из множества которых складывается общее действие.

Правила управления. Любой ритуал определяется набором правил. Профессиональный спорт — пример деятельности, которая может быть оценена как ритуал, так как правила четко регламентируют действия участников. Игра вообще имеет очень много общего с ритуалом, в то же время не имея собственной сакральности.

Сакральная символика. Ритуал может использовать повседневные и специальные предметы, задействовать определенные части тела, изображения и превращать их в нечто особенное и даже святое. Их сакральность указывает на нечто большее, чем простой набор функций предмета, тем самым придавая им абстрактную ценность. Так, ладан для церкви будет явным признаком ритуальной деятельности, в то время как благовония для дома ими являться не будут.

Аудитория. Ритуал во всех проявлениях имеет определенного зрителя. Это может быть бог, группа людей или сам человек, совершающий действие. Так ритуал приобретает определенные театральные черты, становится своего рода драмой, которая разыгрывается по известному сценарию.

Чем больше характерных признаков имеет поведение / событие / ситуация, тем сильнее оно противопоставляется хаосу повседневной жизни.

Масштаб ритуала не ограничен ничем. Они могут быть большими или маленькими, частными или государственными, личными или социальными, религиозными или светскими. Похороны, свадьбы, президентские инаугурации, церковные службы, крестины, братские посвящения, и племенные обряды — все это ритуалы. Рукопожатия, поздравления, приветствия и прощания, обеденный этикет и даже подготовка ко сну — все это может стать ритуалом, приобретя описанный выше набор признаков.

Куда уходят ритуалы?

Во многих традиционных обществах почти каждый аспект жизни был ритуализован. Куда же исчезли ритуалы в современной культуре? Культурологи называют просвещение главным врагом ритуального сознания. Осознание первопричин событий и повышение общего уровня образования привели к тому, что многие традиционные действия исчезли и десакрализовались. Во многом этому способствовало и уменьшение религиозности в обществе. Волшебная эффективность обрядов, таких как вкушение «плоти» и «крови» Христа или крещения, осозналась носителями как исключительно символичная. Тем не менее всплески религиозности и как следствие — ритуалов, наблюдаются по сей день в сложные моменты жизни, такие как война, стихийные бедствия или катастрофы.


Культурная ценность ритуала окончательно упала во второй половине двадцатого века, когда на первый план вышли личные свободы и индивидуальная ответственность. Сохранилась лишь одна из функций обрядов — идентификация принадлежности к определенной группе людей, народу или культуре.

Современные ритуалы

Процесс замещения старых ритуалов новыми идет непрерывно. Признаки обряда приобретают новые действия. Так, просмотр футбольного матча с пивом в компании друзей, можно назвать ритуалом нового типа, в котором есть все необходимые признаки. Точно также, утренняя зарядка может стать личным ритуалом, имеющим сакральное значение для конкретного человека. Почти все официальные мероприятия можно причислить к разряду ритуалов. Так, например, церемония вручения Оскара имеет все признаки обряда, и именно эта традиционность особенно ценится зрителями. Тем не менее полноценным ритуалом действие можно назвать лишь тогда, когда его формальность направлена на улучшение качества действия или его осмысление. Например, так происходит в разнообразных субкультурах, где погружение в формальность и традиции означает степень посвящения.

Несмотря на общий упадок ценности ритуалов, нельзя отрицать, что это та форма проявления культуры, которая ведет к упорядочиванию и структурированию человеческой жизни. Магия ритуала способна сделать очень и очень многое, не требуя взамен сиюминутного результата. Заведите себе пару небольших личных ритуалов и, возможно, это станет базой для более масштабных действий по улучшению жизни.

Старорусские обряды берут свое начало во времена язычества. Даже христианство не смогло разрушить их силу. Многие традиции дошли до наших времен.

Как появились старорусские обряды

Самые важные старорусские обряды связанны со стихийными силами, а точнее с их природной мистической стороной. Основой жизни каждого крестьянина был тяжелый земельный труд, поэтому большинство традиций были связаны с задабриванием дождя, солнца и урожая.

Во времена года применяли определенное количество направленных на улучшение урожая и защиты скота. Среди важнейших таинств на первом месте находится крещение и причастие.

Колядование – это ритуал рождественских праздников, в процессе которого, участники обряда получают угощения за исполнение специальных песен в домах родственников и знакомых. Считалось, что в святки, солнце получает огромное количество энергии для пробуждения земли и природу.

Сейчас колядование осталось традицией, связанной со славянской историей, как в Украине, так и в Беларуси. Одной из составляющих ритуала считают гадание. Многие специалисты мистической сферы утверждают, что в этот период можно получить самые точные предсказания.

Конец марта считается периодом равноденствия, в который проводят масленичные обряды. Как олицетворение языческого бога Ярило, традиционным блюдом данного праздника считаются блины.

Ни одна Масленица не будет считаться полноценной без сжигания чучела в последний день празднования. Кукла символизирует окончание лютых холодов и приход весны. В конце сожжения Масленица передает свою энергию полям, даря им плодородие.

В мифологии его считают могущественным божеством, связанным с поклонением силе Солнца. В ранние времена его проводили в день летнего солнцестояния, но со временем связали с днем рождения Иоана Крестителя. Все ритуальные действия происходят в ночное время.

Символом обряда считаются цветочные венки, которые используют для гадания. В этот день незамужние девушки пускают по реке свой венок, чтобы с его помощью найти суженного.

Существует поверье, что в эту ночь распускается редкий цветок папоротника, указывая на древние сокровища и клады. Однако простому человеку найти его практически невозможно. Неизменной частью праздника стали песнопения, хороводы вокруг костра и перепрыгивание через огонь. Это способствует очищению от негатива и улучшению здоровья. Кроме того проводятся отдельные .

Среди всевозможных древних обычаев, можно наткнуться на достаточно странные и непонятные обряды:

  • Снохачество

Так называлась интимные отношения между свекром и женой сына. Официально это не одобрялось и считалось небольшим грехом. Отцы старались отправить своих сыновей под любым предлогом на долгое время, чтобы сноха не имела возможности отказаться. В наше время с такими вещами разбираются правоохранительные органы, а в те времена жаловаться было некому.

  • Свальный грех

Сейчас этот грех можно наблюдать в специальных фильмах немецкого производства, а много лет назад его устраивали в русских селах на . После традиционных действий пары уходили искать цветы папоротника. Но это был лишь повод уединиться, и предаться плотским утехам.

  • Гаски

Обычай известен со слов путешественника Рокколини. Все молодые люди деревни сходились в один дом, пели песни и плясали под лучины. Когда свет гас, все начинали придаваться плотским утехам с первым попавшимся под руку. Участвовал ли в таком обряде сам путешественник неизвестно.

  • Перепекание

Обряд использовали в случаи рождения недоношенного ребенка в семье. Если организм матери не смог дать нужной силы младенцу, то его следовало перепечь. Новорожденного укутывали в пресное тесто, оставляя один носик, и выпекали, проговаривая специальные слова. Конечно же, печь должна быть теплой, затем сверток выкладывали на стол. Считалось, это очищает малыша от болезней.

  • Пуганее беременных

Наши предки очень трепетно относились к родам. Они верили, что во время беременности, ребенок переходит тяжелый путь к миру живых. Сам процесс рождения очень сложен, а повитухи делали его еще тяжелее. Возле роженицы громко тарахтели и стреляли, чтобы с испугом матери ребенку было легче выходить на свет.

  • Солонование

Помимо Руси, такой ритуал проводили во Франции и Англии. Он предусматривал добавление силы детям от соли. Ребенка полностью натирали солью и укутывали в ткань, более зажиточные люди закапывали в неё полностью. С ребенка могла слезть вся кожа, но вместе с этим он становился здоровее.

  • Обряд мертвеца

По иному, этот ритуал называют свадьбой. В древние времена белое платье и фату считали погребальной одеждой. Женитьба ассоциируется с новым рождением женщины, но для нового рождения нужно умереть. Отсюда идет поверье, что невесту нужно оплакивать как покойницу. Жених при передаче выкупа, как бы искал её в мире мертвых и выводил на свет. Подруги невесты выступали как стражи загробного мира.

Ритуал - точно и строго определенное в своей последовательности действие, имеющее конкретную цель и некую "магическую" подоплеку. Зачем ритуалы нашим детям? Откуда они возникают, и нужно ли их соблюдать?

Детские ритуалы играют роль заклинания и приручения реальности, внушая ребенку веру в то, что он властен над событиями и явлениями своей жизни - аналогично тому, как наши первобытные предки верили, что, потанцевав у костра под завывания шаманов, гарантируют себе удачную охоту и прекрасную погоду.

По мнению историков, магические ритуалы когда-то сыграли очень важную роль в человеческой эволюции: благодаря им люди обретали веру в свои способности и возможности обуздать природу в тот непростой период, когда сама природа ежедневно убеждала их в обратном. Прибегая в помощи ритуалов, дети убеждаются в том, что могут больше, чем кажется, что способны управлять своим окружением и особенно собой - в тот непростой период, когда всем в детской жизни заправляют родители и обстоятельства.

Психологи утверждают, что ритуалы помогают детям обрести уважение к себе, почувствовать самоценность и всемогущество, поэтому очень важно, чтобы "ритуальные" чувства и действия разделяли близкие ребенку люди, чтобы мама и папа не высмеивали "нелепые" привычки ребенка, а активно участвовали в них.

Откуда возникают ритуалы?

Первые ритуалы изобретают не дети, а мамы - в процессе совместной деятельности: кормления, гигиенических процедур, гимнастики, игр. Мы сами, оказываясь в непривычной (или даже пока незнакомой для нас) ситуации «младенец в доме», стремимся организовать, упорядочить свой быт, привычки и даже мысли. Одним из способов становится придумывание ритуалов. Психологи и педагоги нередко советуют намеренно создавать ритуалы для сложных воспитательных ситуаций, например, укладывания непоседы спать (умывание - расстилание постели - чтение сказки - поцелуй на ночь - мама гасит свет и выходит из комнаты).

Еще толком не осознавая происходящее, ребенок запоминает, буквально «впитывает с молоком» ощущение предсказуемости, уверенности в каждом следующем действии и психологический комфорт. В дальнейшем, подрастая, малыш будет на каждом «непростом» этапе развития, будь то самостоятельный отход ко сну или прощание с мамой в раздевалке детского сада, прибегать к созданию ритуалов, чтобы напомнить себе, что он ценен, важен, и что именно он, а не «бабаки» из страшного сна или малознакомая воспитательница решает, что с ним будет происходить дальше.

Зачем ребенку нужны ритуалы?

Ритуал, в том числе детский, всегда имеет «магическую» составляющую: точное соблюдение определенной последовательности действий всегда приводит к предсказуемому, заранее известному и даже ожидаемому результату.

Какие бывают ритуалы?

«Классика жанра» - чтение одной и той же сказки каждый вечер, даже если ребенок ее давно знает наизусть; засыпание только с соской или только в обнимку с любимой игрушкой; просмотр одного и того же мультика. Многие классические ритуалы можно «расшифровать» следующим образом:

  • повтор любимой сказки или истории - ребенок заранее знает, что с героем все будет в порядке, поэтому не испытывает эмоционального напряжения и страха, но получает удовольствие от успехов героя во время повествования. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает положительных эмоций;
  • чтение сказки с мамой перед отходом ко сну - что бы ни случилось за день, какие бы события или неприятности ни произошли с малышом, и как бы он ни отреагировал, мама все равно сядет рядом и почитает. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает поддержки и одобрения;
  • прощание с мамой через окно детского сада (помахать ручкой, послать воздушный поцелуй и т.п.) - сейчас мама уходит, но обязательно вернется. Вероятная причина ритуала: ребенку страшно оставаться одному или страшно, что мама не вернется;
  • раскладывание вещей по строго определенным местам или в строго определенном порядке - противодействие внутреннему хаосу, попытка упорядочить мысли. Вероятная причина ритуала: родители многого ожидают и требуют от ребенка, устанавливают слишком высокую планку.

Существуют и не такие очевидные примеры:

  • ребенок старается обходить трещины на тротуаре и не наступать на них;
  • без конца расчесывает волосы, следя, чтобы ни один волосок не торчал;
  • слишком часто моет руки.

Иногда ритуалы доставляют неудобства не только родителям, но и самим детям. Многим из нас знакома ситуация, когда малыш, потеряв любимую игрушку "для сна", в отчаянии ходит по квартире, в двадцатый раз заглядывает под диван и отказывается ложиться, а все-таки приняв горизонтальное положение, ворочается и никак не может заснуть... Если у малыша есть "его" кружка или тарелка, из которой он ест дома, в гостях или в детском саду у него может "пропасть" аппетит.

Почему для некоторых детей ритуалы более важны, чем для других?

Ритуал отражает детское беспокойство по поводу каких-либо изменений или ситуаций в его жизни. Чем важнее для вашего малыша ритуалы, тем неувереннее он себя чувствует. Вероятно, сказывается наследственность (склонность к тревожности, возбудимость); черты характера и темперамента; строгость или гиперопека в семье; постоянные жизненные перемены или одно изменение, но серьезное и очень важное (например, развод родителей, смерть близкого человека или переезд).

Очень важно отличать ритуалы от капризов. Что может помочь? Наблюдение и анализ: обращайте внимание на то, что спровоцировало бурную реакцию - привычное конкретное действие, которое не удалось совершить, или нечто "стороннее" или абстрактное.

Можно попытаться помочь ребенку избавиться от ритуалов. Например, с малышом, который ставит игрушки в строго определенном порядке или настаивает, чтобы ложка перед едой лежала в 5 сантиметрах от тарелки (не больше - не меньше), психологи советуют время от времени играть в "разбросаем вещи" или "битву подушками".

Ритуалы не вечны. Чем увереннее становится ребенок, тем меньше нуждается в них. Кроме того, даже самые беспокойные или консервативные дети начинают с возрастом испытывать любопытство по отношению к окружающему миру, а затем - исследовательский азарт, страсть ко всему новому, которые постепенно вытесняют из их сознания потребность в ритуалах и "ритуальные" привычки. Впрочем, если возникнет непростая ситуация (посещение детского сада), или ребенок будет тяжело переживать какое-либо детское потрясение (братик родился), или попадет в непривычную для себя среду (в больницу без мамы), попробуйте предложить ему создать новый ритуал - его тщательное соблюдение поможет ребенку вернуть душевный покой и уверенность в завтрашнем дне.

Если ритуалов становится слишком много, или ребенок слишком остро реагирует на их изменение или прерывание, то можно показаться психологу: "крайние" проявления обычно указывают на наличие у ребенка проблем, с которыми он не может в одиночку справиться.

Ирина Кузьмина, психолог, педагог, арт-терапевт:

«Точного соблюдения ритуалов обычно требуют дошкольники, и, в более гибком варианте, младшие школьники. Ритуалы можно условно разделить на две группы: связанные с началом действия (пробуждение, выход на прогулку, подготовка к занятию, подготовка к приему пищи и т.д.) и связанные с завершением действия (уход в садик-школу, с детской площадки, из гостей, отход ко сну и т.д.). Ритуалы бывают нужны детям, чтобы привыкнуть к «режимным» моментам - научиться мыть руки перед едой, накрывать на стол, убирать за собой тарелку после еды или быстро и спокойно самостоятельно заснуть. Особенно соблюдение ритуалов полезно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Впрочем, полезны только «осознанные» ритуалы, положительно влияющие на развитие ребенка. А такие ритуалы, как «зайдем домой мультики смотреть», «пойдем на занятие и шоколадку купим», «папа с работы придет - что-то принесет», «мимо магазина идем - без игрушки не выходим», «не спим, не едим без мультфильма» и т.д. - сомнительные, в дальнейшем приводят к непониманию родителями своих детей.

Одна мама привела ко мне ребенка на консультацию с проблемой «отсутствие мотивации к занятиям в детском саду». Она была сильно удивлена, когда выяснилось, что у ребенка закрепился ритуал «покупка» (после занятий ей покупали «киндер»), а так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра, то и ребенок погрузился не в игру «школа», а в игру «мне купят киндер». Ребенок знал: прошло занятие - получу «приз». Мотивации для самих занятий, для получения знаний не было. Когда успехов «в учебе» не наблюдалось, родители «киндеры» не покупали, и постепенно ребенок совсем прекратил заниматься. Стоит помнить, что действие, повторенное даже 2-3 раза, может стать для ребенка «ритуалом» - определенной моделью поведения».