Ведение административно общественного контроля по охране труда. Что и как проверит общественный контроль за охраной труда. Этот вид контроля может быть многоступенчатым

Общественный контроль в сфере ОТ — это система надзорных мероприятий, которые осуществляются с целью создания и поддержания безопасных для здоровья условий работы и проводятся как различными ведомствами, так и представителями органов общественного контроля.

Разберемся, как действует второй алгоритм.

Законодательная база

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст. 353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30. Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности. Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляют:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники.

Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).

Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.

Профсоюз

Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:

  • контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
  • участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
  • получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
  • возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
  • возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
  • возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
  • участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
  • обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
  • участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.

Специальная комиссия

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.

Уполномоченный

По каким направлениям может работать уполномоченный?

Задачи заключаются:

  • в помощи в организации безопасных условий работы;
  • наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
  • защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
  • надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
  • организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
  • участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
  • участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
  • предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.

Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.
  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

Одной из форм проведения оперативного контроля за состоянием безопасности и охраны труда на участках, в цехах (отделах) организаций является административно-общественный (трехступенчатый) контроль, который осуществляется пред­ставителями работодателей и профсоюзов.

Каждая ступень контроля за охраной труда осуществляется на определенном уровне управления в соответствии с установ­ленной программой и в установленные сроки.

Результаты проведения контроля фиксируются в специальном журнале, форма которого приведена ниже.

Журнал трехступенчатого контроля хранится у мастера (журнал 1-й ступени), начальника цеха (журнал 2-й ступени), в отделе охраны труда (журнал 3-й ступени).

1. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

1.1. Первую ступень контроля за охраной труда проводит мастер (начальник) участка и профгруппорг (уполномоченный по охране труда цехкома), которые ежедневно в начале и в течение рабочей смены проверяют состояние охраны и условия безопасности труда на участках.

1.2. Результаты проведения первой ступени контроля, включающие перечень установленных нарушений и предлагаемые мероприятия по их устранению, сроки и ответственные лица за выполнение намеченных мероприятий, а также информация по их выполнению - вносятся в журнал первой ступени контроля за состоянием охраны труда и подписываются мастером и профгруппоргом (уполномоченным по охране труда цехкома).

1.3. О нарушениях требовании охраны труда, для устранения которых требуются соответствующие решения руководства цеха и участие цеховых служб, информируется руководство цеха и делается также запись в журнал второй ступени контроля за охраной труда. Принятое руководством цеха решение и информация о его выполнении заносятся как в журнал первой ступени контроля, так и в журнал второй ступени контроля.

1.4. Проверке подлежат:

а) состояние рабочих мест (захламленность, загроможденность), проездов и проходов на участке;

б) состояние инструмента и приспособлений, их травмобезопасность;

в) наличие и правильность использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

г) состояние машин, механизмов и другого производственного оборудования (качество уборки оборудования , наличие и состояние требуемых оградительных и других устройств безопасности);

д) состояние электробезопасности:

е) эффективность работы вытяжной вентиляции , пылегазоулавливающих устройств;

е) выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;

ж) санитарно-гигиенические условия труда работающих цеха (метеоусловия, шум, вибрация, освещенность и т. д.);

з) состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

и) общая культура производства в цехе, состояние проходов и проездов;

к) состояние машин, механизмов и другого производственного оборудования цеха:

Соответствие оборудования (в том числе иностранного) требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, наличие сертификатов соответствия,

Исправность и укомплектованность оборудования,

Качество уборки оборудования,

Наличие и состояние требуемых оградительных и других устройств безопасности,

Наличие на оборудовании инвентарных номеров и надписей о назначении ответственных лиц за эксплуатацию оборудования,

Наличие предупредительных знаков и сигнальной окраски,

Размещение оборудования в соответствии с условиями и режимами, установленными паспортными данными,

л) энергохозяйство цеха (подразделения):

Наличие «Удостоверения о проверке знаний ПТЭЭП и ПОТ РМ» у персонала и своевременность проверки знаний (по журналу и удостоверению),

Регистрация и проверка переносного электроинструмента ,

Правильность эксплуатации систем вентиляции обслуживающим персоналом,

Эффективность работы систем вентиляции.

м) проведение периодических медицинских осмотров;

о) соблюдение правил безопасности при работе с пожароопасными материалами;

п) наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств КИП;

р) наличие и состояние наглядной агитации по охране труда, уголков и экранов по безопасности труда.

3. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

3.1. Третью ступень контроля за состоянием охраны труда в организации осуществляет комиссия в составе главных специалистов и уполномоченного профкома организации, созданная в соответствии с приказом руководителя организации.

3.2. Комиссия ежемесячно, согласно графику, утвержденному руководителем организации, осуществляет проверки со­стояния условий и охраны труда в подразделениях организации.

3.3. Результаты контроля третьей ступени, помимо записей в журнале, оформляются актом с подписями лиц, участвующих в составе комиссии, который утверждается техническим директором, главным инженером организации.

В соответствии с актом, подписанным по результатам работы комиссии, разрабатываются соответствующим подразделе­нием, согласовываются профкомом и утверждаются руководителем организации организационно-технические мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений требований охраны труда.

3.4. Контроль выполнения утвержденных мероприятий осуществляется в установленном в организации порядке и об их выполнении руководитель подразделения докладывает на ежемесячном совещании по охране труда, проводимом руководителем организации.

3.5. Проверке подлежат:

а) организация и результаты проведения первой и второй ступени административно-общественного контроля обеспечения условий и охраны труда в цехе (отделе);

б) выполнение мероприятий, предусмотренных в результате проведения третьей ступени контроля;

в) выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов. Выполнение предписаний должностных лиц органов надзора и контроля за условиями и охраной труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, решений комитета (комиссии) по охране труда;

г) выполнение мероприятий по результатам расследования тяжелых несчастных случаев на производстве, групповых не­счастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

д) выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором и соглашением;

е) техническое состояние зданий, сооружений и прилегающих территорий, их травмобезопасность; состояние проезжей и пешеходной части дорог, тоннелей, переходов и галерей;

ж) санитарно-техническое состояние производственных зданий и помещений (состояние отделки, работа систем водоснабжения и канализации и т. д.);

з) санитарно-бытовое обслуживание работающих (состояние санитарно-бытовых помещений, обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическое питание и т. д.);

и) состояние работы цеха по охране окружающей природной среды от загрязнений (соблюдение нормативных выбросов и сбросов, работа пылегазоочистных установок, очистных сооружений , хранение и утилизация промотходов);

к) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

л) соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического оборудования требованиям безо­пасности труда;

м) выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования, наличие схем комму­никаций и подключения энергетического оборудования;

о) выполнение требований безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок, тепловых сетей, системы во­доснабжения, холодильных установок, компрессорных установок;

ф) подготовленность персонала цеха к работе в аварийных условиях и оказанию первой медицинской помощи;

х) соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

ц) состояние кабинета охраны труда и стендов по охране труда;

ч) другие вопросы по усмотрению руководителей комиссии.

Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда на АТП является одним из наиболее эффективных методов контроля, осуществляемого администрацией совместно с профсоюзной организацией.
Административно-общественный контроль проводится по срокам в три ступени.
Административно-общественный контроль за охраной труда осуществляет администрация предприятия или организации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.
Проводит административно-общественный контроль состояния техники безопасности на закрепленном маршруте.
Проводит административно-общественный контроль состояния техники безопасности в смене и на закрепленном маршруте.
Проводит еженедельно административно-общественный контроль состояния безопасности труда.
Как проводится административно-общественный контроль.
Участвует в административно-общественном контроле по охране труда.
На производстве проводится трехступенчатый административно-общественный контроль за состоянием охраны труда.
Главным из них является оперативный административно-общественный контроль.
Четыре раза в месяц проводит административно-общественный контроль состояния охраны труда на предприятии.
Совместно с комитетом профсоюза организует работу административно-общественного контроля по охране труда на предприятии.
Совместно с представителем ЦК профсоюза организует работу административно-общественного контроля по охране труда на четвертой ступени.
В Министерстве газовой промышленности устанавливается шестиступенчатая система внутриведомственного и административно-общественного контроля за состоянием охраны труда на предприятиях и в организациях.
Проводит совместно с общественным инспектором по охране труда административно-общественный контроль.

Проводит совместно с общественным инспектором по охране труда административно-общественный контроль состояния техники безопасности в подразделении.
Проверяет регулярность и качество прове дения в подразделениях предприятия административно-общественного контроля состояния охраны труда.
За соблюдением безопасных условий работы в цехе осуществляется трехступенчатый или административно-общественный контроль. Первая ступень контроля: мастер (начальник цеха) вместе с общественным инспектором или дежурным по охране труда ежедневно за 15 - 20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования, инструмента, технологической оснастки, работу вентиляционных установок, состояние ограждений, сигнализации и местного освещения, наличие знаков безопасности, средств индивидуальной защиты и их соответствие характеру выполняемой работы. Выявленные недостатки устраняют немедленно или разрабатывают мероприятия по их ликвидации. В течение смены мастер контролирует соблюдение технологической дисциплины, исправность оборудования и оснастки, чистоту рабочих мест, проходов и проездов, осуществляет надзор за выполнением станочниками безопасных приемов труда, использованием средств индивидуальной защиты.
Ежемесячная оценка состояния безопасности труда по подразделениям производится по результатам административно-общественного контроля с расчетом оперативного коэффициента безопасности труда.
Два раза в месяц проводит совещания по охране труда по результатам административно-общественного контроля с участием главных специалистов, службы охраны труда и представителя профкома для принятия мер по устранению недостатков в работе по охране труда.
Разрабатывает ежемесячный оперативный план мероприятий по охране труда на участке по результатам административно-общественного контроля и для выполнения предписаний, приказов и решений по охране труда.
Разрабатывает ежеквартальные оперативные планы работ по охране труда, по результатам проведения административно-общественного контроля, а также для выполнения предписаний, приказов и решений по охране труда.
Проводит оперативное собрание рабочих для разбора случаев нарушения инструкций по охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля.
Ответственность за организацию работы четвертой ступени контроля, выполнение намеченных мероприятий, а также эффективность административно-общественного контроля всех ступеней в подведомственных структурных подразделениях возлагается на начальника и главного инженера объединения, которые раз в полугодие информируют министерство (ВПО) о состоянии условий безопасности труда.
Проводит оперативные собрания рабочих смены для разбора случаев нарушения инструкций по охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля и обеспечивает устранение обнаруженных недостатков по охране труда.
Проводит оперативные собрания рабочих смены для разбора случаев нарушения инструкций - no охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля и обеспечивает устранение обнаруженных недостатков по охране труда.
В борьбе за снижение и устранение производственного травматизма на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля и самоконтроля за состоянием охраны труда.
В обязанности главного инженера входят также руководство разработкой и внедрением более совершенных средств по охране труда, механизации трудоемких работ, обеспечение рабочих качественными средствами индивидуальной защиты, организация совместно с профкомом регулярного административно-общественного контроля. Он обеспечивает: выполнение предписаний органов государственного надзора, вышестоящих организаций, технической инспекции труда и предложений общественных инспекторов и комиссий охраны труда профсоюзного комитета; руководителей подразделений нормативными документами, правилами и знаками безопасности.
Как член профсоюза рабочий имеет право при избрании его инспектором по охране труда осуществлять общественный контроль по охране труда в объеме первой ступени административно-общественного контроля, а при избрании председателем комиссии по охране труда (КОТ) или председателем профсоюзного комитета участвовать на более высоком уровне в работе административно-общественного контроля.


Обеспечение безопасности работ является прямой и основной обязанностью каждого работодателя. Основные нормы закреплены в профильных законах. Указанные положения развиваются и находят свое отражение в ведомственных локальных документах. Они разрабатываются на основании положений закона и профильных Постановлений Правительства.

Работодатель назначает ответственных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением инструкций и соответствию условий труда действующим правилам (по сути, это регулирование СУОТ организации). Но это ведомственный контроль за охраной труда.

Между тем, трудовым законодательством предусмотрена еще одна форма контроля за охраной труда – общественная (является частью трехступенчатого контроля, инициируемого посредством соответствующего приказа).

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

Общественный надзор, как форма осуществления деятельности по охране работ прямо предусмотрена в ст. 22 ТК РФ . Указанная статья закона устанавливает, какие организации осуществляют общественный контроль за охраной труда.

Их следует перечислить более подробно:

  • Профсоюзы. Это профессиональные организации, которые действуют в той или иной отрасли либо на конкретном крупном предприятии. Они создаются и действуют в интересах работников. Среди функций профессиональных союзов имеется и общественный надзор за охраной труда;
  • Выборные органы организации из числа персонала. Такая форма осуществления функций предусмотрена для случаев, когда профсоюзных органов не имеется. Тогда сотрудники самостоятельно вправе определить своих выборных представителей, которые будут защищать их права в сфере безопасности работ.

Следует указать, что осуществление общественного контроля является правом коллектива, а не его обязанностью. Такие органы можно и не создавать. Одновременно с этим, работодатель не имеет права препятствовать созданию данного органа и обязан учитывать его мнение.

Административно общественный контроль по охране труда

Это наилучший вариант. Он действует, когда руководство понимает значимость задачи по обеспечению охраны труда и реально заинтересовано в правильном исполнении данной функции.

В этом случае, представители коллектива и руководства осуществляют обеспечение безопасности совместно. Для этого допускается создавать постоянно действующие комиссии.

Указанные органы наделяются следующими полномочиями:


  • Проверять правильность ведения инструктажа. Необходимо в каждом случае выяснять, имело ли место такое мероприятие и насколько правильно оно проведено. При необходимости, в ходе исполнение мероприятий по инструктажу, могут присутствовать выборные представители сотрудников либо члены организации профсоюза;
  • Они могут проверять соответствие локальных инструкций и распоряжений на предмет их соответствия с нормативными актами и законом. Если инструкции составлены не верно или включает не полный перечень обязанностей работодателя, орган может потребовать внесения в них изменений;
  • Общественный контроль за охраной труда в организации осуществляет разбирательство по фактам несчастных случаев и травматизма. Работа комиссии является совместной, поскольку в ней принимают участие представители органа общественного надзора и руководства организации;
  • Наличие и состояние защитных средств, средств тушения огня и прочего оборудования. Все должно находиться в рабочем состоянии.

Профессиональный союз или выборный орган от работников организации наделен и другими полномочиями, которые вытекают из обязанностей работодателя. Соответственно, перечень его обязанностей является перечнем правомочий указанного органа.

Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда

Создание органа из работников профессионального союза и представителей работодателя, а также их деятельность осуществляется на основании приказа. Для оформления полномочий и закрепления факта, руководство должно издать специальный приказ об этом.

В приказе декларируется создание комиссии и отражаются ее основные задачи. А оформление ее структуры и конкретный порядок деятельности определяются другими ведомственными актами. Например, это может быть положение об участии профессионального союза в надзоре за безопасностью работ.

Образец заполнения журнала административно-общественного контроля по охране труда

Осуществление указанной деятельности подлежит обязательному документированию. Установлена специальная форма заполнения журнала. Он включает несколько граф по каждой степени надзора. Скачать правильный образец можно

Помимо самой формы, он содержит еще и примечания. Они позволят не ошибиться и верно заполнять данный учет.

Государственный контроль и общественный надзор за охраной труда

Государственные службы в данной сфере представлены инспекцией и прокуратурой. Оба этих субъекта наделенными широкими возможностями по проведению проверок организаций. При установлении нарушений, они вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, составлять административные протоколы.

В ряде случаев, указанные субъекты могут приостанавливать деятельность предприятия и подавать иски в суд в интересах работников. При этом органы внутреннего контроля могут обращаться в инспекцию или прокуратуру с заявлением о проведении проверок и сообщать об имеющихся нарушениях.

3.1. Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда следует считать основной формой контроля администрации и профсоюзного комитета (или иного представительного органа работников) за состоянием охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране тру­да (положение об организации административно-общественного контроля утверждается руководителем организации в виде специального стандарта).

3.2. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда направлен на привлечение рабочих, инженерно-технических работников к участию в работе по улучшению условий труда в организации, профилактике несчастных случаев на производстве, общей и профессиональной заболеваемости трудящихся, повышению культуры производства.

3.3. Административно-общественный контроль должен проводиться в три этапа (ступени).

3.4.В зависимости от специфики производства, структуры организации и масштабов ее подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда должен проводиться:

На первой ступени - на участке цеха, в смене, бригаде или лаборатории (далее - участок);

На второй ступени - в цехе, отделе, на производстве или участке организации (далее - цех);

На третьей ступени - в организации в целом.

3.5. Проведение трехступенчатого контроля осуществляют руководитель и председатель профсоюзного комитета организации (или иного пред­ставительного органа работников).

3.6. Первая ступень контроля состояния охраны труда осуществляется ежедневно руководителем соответствующего участка (мастером, начальником смены, заведующим лабораторией, механиком и т.д. в зависимости от структуры цеха) и уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда до начала рабочей смены.

3.6.1. На первой ступени проверяются:

Состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.):

Состояние проходов, переходов, проездов;

Безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;

Исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

Соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;

Соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожароопасными веществами и материалами;

Наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

Наличие и правильность использования средств индивидуальной защиты;

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

3.6.2. В процессе проверки необходимо принимать оперативные меры устранению выявленных нарушений под непосредственным контролем руководителя участка.

3.6.3. О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены рогами участка, мастер (бригадир) должен по окончании осмотра доложить вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

3.6.4. В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работу необходимо приостановить до устранения этого нарушения сообщить вышестоящему руководителю о приостановке работы.
3.6.5. Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выявленных недостатков и нарушений следует записывать в журнал первой ступени контроля (приложение №1).

Перечень мероприятий подписывают мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, проводившие первую ступень контроля.
3.6.6. Мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда ежедневно по материалам проведения первой ступени контроля на десятиминутных планерках с начала смены информируют свои коллективы о нарушениях, выявленных в результате проверки и о принятых мерах.

3.6.7. Старший мастер (начальник участка) еженедельно проверяет качество проведения первой ступени контроля и записывает свои замечания каждому мастеру в журнале первой ступени.

3.7. Вторую ступень контроля следует проводить два раза в месяц в установленный графиком день комиссией, возглавляемой начальником цеха.

В состав комиссии входят уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, руководители служб цеха, медработник, закрепленный за данным цехом. Инженер по охране труда в порядке контроля не реже одного раза в месяц участвует в проведении второй ступени контроля.

3.7.1. На второй ступени трехступенчатого контроля следует проверять:

Организацию и результаты работы первой ступени контроля;

Выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;

Выполнение приказов и распоряжений руководителя организации и начальника цеха, решений профсоюзного комитета, представлений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда (приложение №2), мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля, по материалам расследования несчастных случаев;

Исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда (ССБТ) и другой нормативно-технической документации по охране труда;

Соблюдение работающими правил, норм и инструкций по охране труда;

Выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, соблюдение технологических режимов и инструкций;

Состояние проходов, проездов, переходов и галерей, прилегающей к цеху территории;

Состояние кабинетов и уголков по охране труда, наличие и состояние учебных пособий, иллюстративных и информационных материалов;

Наличие и состояние защитных сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

Своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;

Наличие спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты и правильность их использования работающими;

Обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3.7.2.Выявленные недостатки в процессе проведения второй степени контроля заносятся в журнал второй ступени контроля (приложение№3).При этом комиссия намечает мероприятия, назначает исполнителей и сроки исполнения.

3.7.3.Для устранения недостатков, которые не могут быть решены силами цеха, издается распорядительный документ с поручением службе охраны труда организации.

3.7.4.В случае грубых нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа должна быть приостановлена до устранения этого нарушения.

3.7.5.Начальник цеха организует выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений по охране труда, выявленных комиссией второй ступени контроля.

Контроль за выполнением мероприятий второй ступени контроля осуществляют начальник цеха, инженер по охране труда и уполномоченные (до­веренные) лица по охране труда по поручению профсоюзного комитета.

3.7.6.Итоги проведения второй ступени контроля рассматриваются на совещании, организуемом начальником цеха. На нем присутствуют руководители участков и служб цеха, председатель профсоюзного комитета цеха, работник медсанчасти, закрепленный за цехом, а также могут приглашаться при необходимости бригадиры и рабочие.

3.7.7.Решение совещания по охране труда оформляется протоколом, в котором следует определить меры по устранению имеющихся недостатков в работе по охране труда с указанием конкретных исполнителей и сроков.

3.8. Третью ступень контроля следует проводить не реже одного раза в квартал комиссией, созданной приказом руководителя, или комитетом (комиссией) по охране труда.

В состав комиссии входят один из заместителей руководителя организации, руководитель (специалист) службы охраны труда, председатель комитета (комиссии) по охране труда, главные специалисты и другие специалисты, ответственные за организацию охраны труда в организации.

3.8.1. Проверку следует приводить в присутствии начальника цеха и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

3.8.2. Крупную организацию следует проверять по отдельным цехам по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении безопасности труда не менее шести раз в год.

График согласовывается с профсоюзным комитетом, утверждается руководителем организации и выдается руководителям всех цехов.

3.8.3. На третьей ступени трехступенчатого контроля проверяются:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлении и решении профсоюзных opганов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений руководителей организации, решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда;

Выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

Выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых, групповых несчастных случаев и аварий;

Правильность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

Организация внедрения стандартов безопасности труда;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов безопасноститруда и другой нормативно - технической документации по охране труда;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливаюших устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования, наличие схем коммуникаций и подключение энергетического оборудования;

Обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

Состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

Организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

Состояние кабинетов и уголков по охране труда, своевременное правильное их оформление;

Своевременность проведения обучения и инструктажа работающие по охране труда;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и т.п.

3.8.4.Результаты проверки по третьей ступени контроля по каждом) цеху должны оформляться актом, в котором следует указывать подробный перечень обнаруженных недостатков и решение комиссии (приложение 4).

3.8.5.Результаты проверки по третьей ступени контроля следует обсуждать в установленный "День охраны труда" (ежемесячно или не реже одного раза в квартал) на совещании у руководителя или главного инженера.

3.8.5.1.Перед проведением "Дня охраны труда" составляется повестка дня, в которой указываются участники его проведения, как правило, это руководство организации, руководители структурных подразделений, главные специалисты, профсоюзный актив по охране труда и уполномоченные (дове­ренные) лица по охране труда.

3.8.5.2.Для четкой организации "Дней охраны труда" инженером по охране труда готовятся приказ и программа, утверждаемая руководителем организации, в подразделении - его начальником.

В приказе указываются лица, ответственные за проведение как в целом по организации, так и по каждому структурному подразделению (участку, цеху).

3.8.5.3. В программу включаются следующие мероприятия по охране труда:

Проверка состояния охраны труда на участках, в цехах, на рабочих местах;

Выполнение предписаний органов надзора и контроля;

Проверка хода работ по выполнению намеченных мероприятий по охране труда на год;

Рассмотрение состояния охраны труда в подразделении, заслушива­ние руководителей участков, цехов, инженерно-технических работников;

Рассмотрение имевших место случаев нарушения требований правил, норм охраны труда;

Изучение передового опыта по охране труда, безопасной технологии производства работ, материалов по несчастным случаям, приказов и указаний, протоколов и других руководящих документов по охране труда;

Организация работ по устранению замечаний по охране труда, выполнение мероприятий по улучшению условий труда.

3.8.5.4.По итогам проведения "Дня охраны труда" разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений, при необходимости издается приказ или распоряжение.

3.8.5.5.Проведение совещания оформляется протоколом (приложение №5) с указанием мероприятий по устранению выявленных нарушений, сроков выполнения и ответственных лиц.

3.8.6. В организациях, где отсутствует административно-общественный контроль, функции контроля за состоянием охраны труда осуществляет комитет (комиссия) по охране труда.

3.8.6.1. Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателя, профессионального союза и иного уполномоченного работниками представительного органа и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда в организации.

С учетом возложенных на комитет законодательством задач по анализу состояния условий и охраны труда в организации он в пределах своих полномочий проводит проверки и о результатах информирует работников об обстановке с охраной труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и организации в целом.

3.8.6.2. Для выполнения поставленных задач рекомендуется возложить (приказом) на комитет следующие контрольные функции:

Участие в проведении обследований по обращениям работников и выработка в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

Изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовка информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда в организации;

Анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, участие в подготовке подразделений и организации в целом к проведению обязательной сертификации рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда;

Участие в разработке проекта бюджета фонда охраны труда организации;

Содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

Изучение состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечебно-профилактического питания;

Оказание содействия работодателю в организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда;

Участие в работе по пропаганде охраны труда, повышению ответственности работников за соблюдение требований по охране труда.

Примечание : В отдельных организациях с учетом специфики системы управления охраной труда сложилась практика по осуществлению четырехступенчатого метода контроля: 1 ступень - мастер совместно с уполномоченным по охране труда; 2 ступень - начальник цеха совместно со старшим уполномоченным по охране труда; 3 ступень - главные специалисты (заместители директора по производству и ремонту, главные электрик и механик); 4 ступень - комплексная провер­ка под руководством директора по производству - главного инженера при участии главных специалистов службы охраны труда, лаборатории, пожарного отряда, специалистов всех видов надзора, медико-санитарной части и начальников цехов.

Приложение №1

Форма журнала первой ступени административно-общественного контроля по охране труда

Примечание: на первой странице следует привести памятку по проведению первой ступени контроля, на второй – выдержки из Постановления Минтруда РФ от 08.04.94 г. № 30 «Об утверждении рекомендаций об организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива».

Приложение № 2.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ