Ограничение специального права вождения исполнительное производство. Временное ограничение на пользование специальным правом. Кого и за что могут ограничить

Федеральный закон от 28.11.2015 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 15 января 2016 г. Он установил ранее отсутствовавшее в российском законодательстве исполнительное действие - временное ограничение на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная новелла законодательства об исполнительном производстве была воспринята из практики ряда зарубежных стран: она активно используется в качестве действенной меры принудительного исполнения в США, Канаде, Чешской Республике, Израиле, Польше, Великобритании, Финляндии и некоторых других странах.
Институциональная потребность во введении временного ограничения специальных прав должника обуславливается стремлением обеспечить оптимальный баланс интересов должника и взыскателя в рамках исполнительного производства. В известной степени подобные ограничения выступают также средствами косвенного понуждения должника к исполнению требований исполнительного документа.
Обновленная редакция ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусматривает необходимость в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждать должника об установлении в отношении него временных ограничений, включая ограничение специальных прав. Это происходит при условии неисполнения в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 14.2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Отметим, что приведенные дополнения появились во многом как законодательная реакция на правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой на примере временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации судебный пристав-исполнитель вправе выносить постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации только в случае неисполнения им требования, содержащегося в исполнительном документе, в 15-дневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства .
Аналогичную позицию занимает и Верховный Суд РФ. Так, Пленум ВС РФ указал на то, что в срок для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель вправе совершать отдельные исполнительные действия, например наложить арест на имущество должника, установить запрет на распоряжение имуществом. Вместе с тем судебный пристав-исполнитель не вправе удовлетворить содержащееся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайство взыскателя об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства, т.е. до истечения установленного в постановлении срока на добровольное исполнение исполнительного документа, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения исполнительного документа .
В уже упомянутом Определении КС РФ от 03.07.2014 N 1561-О также указано, что судебный пристав-исполнитель не может удовлетворить содержащееся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайство взыскателя о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства, т.е. до истечения установленного в вынесенном постановлении о возбуждении исполнительного производства срока на добровольное исполнение должником содержащегося в исполнительном документе требования, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Таким образом, в основу рассматриваемого положения была положена позиция высших судебных органов.
Данное условие содержится и в ст. 64 Закона об исполнительном производстве.
Отечественное законодательство относит временное ограничение специальных прав должника к числу исполнительных действий (ч. 1 ст. 65 Закона об исполнительном производстве), постулируя тем самым его основное назначение - создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Частью 1 ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве предусмотрено легальное определение понятия "временное ограничение на пользование должником специальным правом", которое означает приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.
В связи с указанным определением следует обратиться к положениям Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 3.8), в которых предусмотрено лишение специального права. По сути, при применении временного ограничения специального права и при лишении специального права можно говорить о приостановлении действия предоставленного должнику специального права, однако лишение специального права, в отличие от указанных временных ограничений, законодателем отнесено к административному наказанию (статьи 3.2, 3.8 КоАП РФ), цель которого иная: предупреждать совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В свою очередь, с учетом положений ст. 64 Закона об исполнительном производстве, временные ограничения в исполнительном производстве должны способствовать применению мер принудительного характера.
Словосочетание "специальное право в виде права управления транспортными средствами" используется не только в Законе об исполнительном производстве, но и в иных нормативных правовых актах (см., например, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Применительно к сфере принудительного исполнения актов юрисдикционных органов судебный пристав-исполнитель вправе установить временное ограничение на пользование должником специальным правом на управление определенным транспортным средством. Следовательно, в рамках исполнительного производства могут быть установлены несколько ограничений специальных прав должника на управление транспортным средством, за исключением исполнительных производств, связанных с исполнением требований исполнительного документа о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом. В последнем случае должник может быть ограничен в пользовании только специальным правом, с которым связано взыскание административного штрафа. К примеру, должник имеет несколько прав на управление как автомашиной, так и морским судном. В случае привлечения к административной ответственности за нарушение правил вождения автомобиля впоследствии, если должник не оплатил административный штраф за указанное нарушение, судебный пристав-исполнитель сможет временно ограничить права только на управление должником автомашиной.
Временное ограничение на пользование должником специальным правом устанавливается в отношении следующих транспортных средств (согласно законодательству о безопасности дорожного движения транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем):
1) автомобильное транспортное средство;
2) воздушное судно;
3) судно морского транспорта;
4) судно внутреннего водного транспорта;
5) мотоцикл;
6) мопед;
7) легкий квадрицикл;
8) трицикл;
9) квадрицикл;
10) самоходная машина.
Временные ограничения на пользование должником специальным правом носят исключительный характер, поскольку, исходя из положений законодательства, могут быть установлены судебным приставом-исполнителем только при соблюдении определенных условий. В этой связи представляется возможным систематизировать условия установления временного ограничения специальных прав должника.
1. Общие условия, характерные для всех временных ограничений специальных прав в рамках исполнительного производства (временных ограничений на пользование должником специальным правом, временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации):
а) исполнительный документ является судебным актом. По другим исполнительным документам судебный пристав-исполнитель или взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением о применении данного исполнительного действия;
б) санкционирование постановления об установлении указанного исполнительного действия старшим судебным приставом или его заместителем. Частью 5 ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве предусмотрено вручение копии указанного постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, в том числе должнику лично. На практике может возникнуть вопрос о реализации данного положения при применении ч. 7 ст. 65 Закона об исполнительном производстве. В частности, возможна ситуация, когда одновременно с объявлением исполнительного розыска должника, ранее извещенного о возбуждении исполнительного производства, выносится постановление о временном ограничении специальных прав, и судебный пристав-исполнитель должен будет лично вручить копию указанного постановления должнику, находящемуся в розыске. В этой связи в данной норме следовало бы указать на исключение, связанное с осуществлением розыска должника;
в) минимальная сумма требований, содержащихся в исполнительном документе, с которой можно установить данное временное ограничение (десять тысяч рублей);
г) наличие информации об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 "Извещения и вызовы в исполнительном производстве" Закона об исполнительном производстве, о возбуждении в отношении него исполнительного производства;
д) уклонение должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.
2. Специальные условия, связанные только с временными ограничениями на пользование должником специальным правом:
а) временное ограничение может применяться лишь в связи с определенными требованиями, содержащимися в исполнительном документе, перечень которых определен Законом об исполнительном производстве:
- алименты;
- возмещение вреда, причиненного здоровью;
- вреда в связи со смертью кормильца;
- имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением;
- требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей.
Предусмотрены также требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом. При этом указано, что при неисполнении требований исполнительного документа о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, должник может быть ограничен в пользовании только этим специальным правом;
б) установление временного ограничения запрещено в следующих случаях (введены иммунитетные нормы):
- если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию. Словосочетание "основной законный источник средств к существованию" в настоящее время используется в ряде правовых актов. Например, согласно ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию; в ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ предусмотрено, что лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию;
- если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания. Словосочетание "ограничивающих транспортную доступность" также используется, например, в п. 13(5) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761). В этом документе понятие "обстоятельства, ограничивающие транспортную доступность" раскрывается следующим образом: время, затраченное на дорогу от места жительства заявителя до ближайшего населенного пункта, в котором есть организация почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, и обратно, составляет более 10 часов. Однако, на наш взгляд, в связи с отсутствием в Законе об исполнительном производстве четких критериев "ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания" и критериев "обеспечения их жизнедеятельности" в рамках конкретного исполнительного производства отказ или принятие решения по указанному вопросу судебным приставом-исполнителем будет дополнительным поводом для их обжалования (оспаривания);
- если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы, либо ребенок-инвалид;
- если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.
Запрет на совершение указанного исполнительного действия в период действия отсрочки соответствует общему положению, предусмотренному в ст. 37 Закона об исполнительном производстве. Так, согласно ч. 2 ст. 37 в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
В то же время в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона об исполнительном производстве в случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки. Следовательно, Закон об исполнительном производстве допускает совершение исполнительных действий при предоставлении должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации наравне со специальным правом в виде права управления транспортными средствами имеются и другие права, требующие специального разрешения, например право на охоту (Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), право на ношение и хранение оружия (Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии").
С учетом этого, на наш взгляд, в перспективе при формировании положительного опыта применения указанного исполнительного действия в исполнительном производстве возможно расширение сферы применения временного ограничения на пользование должником специальным правом как в отношении требований, содержащихся в исполнительном документе, так и в отношении других объектов прав пользования (например, право на ношение и использование оружия) .
В постановлении о временном ограничении на пользование должником специальным правом судебный пристав-исполнитель разъясняет должнику его обязанность соблюдать установленное ограничение и предупреждает об административной ответственности за его нарушение. Копии указанного постановления, как было отмечено, не позднее дня, следующего за днем его вынесения, вручаются должнику лично, направляются взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности. В данном случае, исходя из сферы применения судебным приставом-исполнителем ограничений специальных прав, к указанному органу исполнительной власти, в частности, можно отнести Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России (далее - ГИБДД), Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС) и другие органы.
Обращает на себя внимание тот факт, что в Законе об исполнительном производстве содержится минимальное количество норм, связанных непосредственно с реализацией постановления об установлении временных ограничений, не установлен порядок взаимодействия органов принудительного исполнения и органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности. Законом об исполнительном производстве также не предусмотрены бланкетные нормы, позволяющие, например, Федеральной службе судебных приставов и ГИБДД принимать по указанному вопросу какой-либо правовой акт.
Кроме того, в правовых актах уполномоченных органов (подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности) также отсутствуют нормы по реализации постановления о временном ограничении специальных прав. Например, в соответствии с пп. 5 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 N 835) ГИМС осуществляет функцию по аттестации судоводителей и выдаче им удостоверений на право управления маломерным судном, в том числе временных разрешений на право управления маломерным судном.
На наш взгляд, надлежит дополнить указанное положение соответствующими полномочиями должностных лиц по отстранению от управления маломерными судами лиц за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом.
Необходимо и в другие нормативные акты внести дополнительное указание на возможность введения данного ограничения в отношении других транспортных средств. Например, в ст. 39 Воздушного кодекса РФ предусмотрены ограничения права пользования гражданскими воздушными судами (привлечение к воздушным перевозкам для государственных нужд, временное изъятие гражданских воздушных судов и иные ограничения) в период военного времени и (или) при введении военного, чрезвычайного положения.
В целях полноценной реализации нововведений, касающихся временных ограничений на пользование специальными правами, на наш взгляд, порядок указанного взаимодействия следует детально регламентировать в ведомственных актах заинтересованных органов исполнительной власти, в соглашениях о взаимодействии, таких как в настоящее время действующее соглашение ФСБ России и ФССП России, которым введен "Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации" .
Кроме того, представляется, что на повестке дня стоит задача по разработке методических рекомендаций ФССП России по установлению судебными приставами-исполнителями данного временного ограничения.
Часть 6 ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве предусматривает основания и порядок снятия ограничения с должника. Таких оснований в приведенной норме два:
- исполнение требований исполнительного документа;
- возникновение оснований для отмены временных ограничений, о которых мы уже упоминали (иммунитетные нормы).
В случае перечисленных оснований судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем исполнения требований исполнительного документа или возникновения оснований для отмены временного ограничения на пользование должником специальным правом, выносит постановление о снятии данного ограничения, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. При этом копии указанного постановления либо судебного акта или постановления вышестоящего должностного лица об отмене постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом незамедлительно направляются должнику, взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности.
Резюмируя сказанное, следует отметить в целом положительный вектор развития законодательства об исполнительном производстве в части стремления к индивидуализации инструментария правового воздействия на должника, появление возможности выбора наиболее оптимального и эффективного исполнительного действия или их сочетания с целью понуждения должника к полному и своевременному исполнению требований исполнительного документа. Разумеется, временные ограничения на пользование должником специальным правом будут выступать в том числе и важным профилактическим элементом в исполнительном производстве.

Список литературы

1. По жалобе гражданина Черепанова Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 30 и частью 2 статьи 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве": Определение КС РФ от 03.07.2014 N 1561-О // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
2. Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации: утв. Приказом ФССП России N 100, Приказом ФСБ России N 157 от 10.04.2009 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
3. О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства: Постановление Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
4. Селионов И.В. Временные ограничения на пользование правом // ЭЖ-Юрист. 2015. 24 дек.

1. Под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.

2. При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом. При неисполнении требований исполнительного документа о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, должник может быть ограничен в пользовании только этим специальным правом.

3. Если исполнительный документ, содержащий указанные в части 2 настоящей статьи требования, не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении временного ограничения на пользование должником специальным правом.

4. Временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае:

1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;

2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;

3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;

4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;

5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

5. В постановлении о временном ограничении на пользование должником специальным правом судебный пристав-исполнитель разъясняет должнику его обязанность соблюдать установленное ограничение и предупреждает об административной ответственности за его нарушение. Указанное постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанного постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, вручаются должнику лично, направляются взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности.

6. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем исполнения требований исполнительного документа или возникновения оснований для отмены временного ограничения на пользование должником специальным правом, выносит постановление о снятии данного ограничения, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанного постановления либо судебного акта или постановления вышестоящего должностного лица об отмене постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом незамедлительно направляются должнику, взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности.

Глава ФССП России пояснил, что вопрос о возможности ограничения должников в пользовании рядом специальных прав обсуждался экспертным сообществом около шести лет, поэтому принятие закона, позволяющего приставам-исполнителям приостанавливать право определенной категории должников на управление любыми транспортными средствами (Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – Закон № 340-ФЗ) не является неожиданностью. При этом, по словам Артура Парфенчикова, положения документа являются вполне исполнимыми для должников.

Во-первых, временное ограничение на пользование специальным правом, а именно – правом на управление транспортным средством (поскольку автомобиль является одним из самых распространенных транспортных средств, используемых гражданами, далее по тексту – ограничение права на управление автомобилем), до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения может быть применено к должникам, не исполняющим только определенные требования. К ним относятся: выплата , возмещение требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, возмещение вреда, причиненного здоровью, а также вреда в связи со смертью кормильца, возмещение имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, уплата административного штрафа за нарушение пользования специальном правом (в частности штрафа за нарушение ПДД). При этом такое ограничение не может применяться, если размер задолженности по исполнительным документам менее 10 тыс. руб, транспортное средство является для должника основным законным источником средств к существованию и в ряде других случаев, подробнее о которых мы писали ранее.

Но и те должники, на которых действие положений Закона № 340-ФЗ распространяется – а таких, по данным ФССП России, на сегодняшний день примерно 350-400 тыс., – не будут ограничены в праве на вождение неожиданно, подчеркнул Артур Парфенчиков в ходе прошедшего вчера в Общественной палате РФ общественного обсуждения закона. Во-первых, речь идет не просто о гражданах, которые имеют долги по определенным обязательствам, а именно о тех, в отношении которых возбуждено исполнительное производство. Причем предупреждение о возможном ограничении права в случае неисполнения должником требований в срок, установленный для добровольного их исполнения, будет содержаться в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Напомним, срок для добровольного исполнения требований по общему правилу составляет пять дней со дня получения должником такого постановления (ч. 12 ст. 30 от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Во-вторых, Законом № 340-ФЗ предусмотрено, что копия постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом должна вручаться приставом должнику лично. При этом в самом данном постановлении должно содержаться разъяснение обязанности должника соблюдать установленное ограничение и предупреждение об административной ответственности за его нарушение. В качестве наказания за несоблюдение указанного ограничения предусмотрены обязательные работы на срок до 50 ч или лишение права на управление автомобилем на срок до одного года ( РФ дополнен соответствующей ст. 17.17). Копии постановления об ограничении права направляются также взыскателю по соответствующему требованию и в соответствующее территориальное подразделение Госавтоинспекции, которое будет контролировать соблюдение указанного ограничения.

Директор ФССП России сообщил, что уже подписал указание руководителям территориальных подразделений ведомства о проведении разъяснительной работы с приставами о применении положений Закона № 340-ФЗ. Кроме того, в ближайшее время планируется подготовить соответствующие методические рекомендации для приставов-исполнителей. Эксперты, участвовавшие в обсуждении закона, попросили разъяснить в этих рекомендациях ряд моментов. В частности, о том, что понимается под личным вручением копии постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом. Первый заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями ОП РФ Дмитрий Чугунов считает, что, скорее всего, этот документ по аналогии с извещением о возбуждении исполнительного производства будет высылаться по почте с уведомлением о вручении. И в тех случаях, когда должник проживает не по адресу постоянной регистрации, а на съемной квартире, например, он может не знать ни о наличии у него долга, ни о принятом в его отношении решение об ограничении права на управление автомобилем.

Также эксперты предлагают уточнить, как практически будет соблюдаться исполнение этого ограничения и подробно прописать порядок взаимодействия ФССП России и Госавтоинспекции по этому вопросу.

Ряд экспертов считает, что необходимо установить более четкие критерии определения условий, при которых граждане не могут быть ограничены в праве на управление автомобилем. По их мнению, сложности могут возникнуть с определением, например, ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания должника, поскольку в большинстве регионов России использование только общественного транспорта недостаточно для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан.

Еще одно предложение – рекомендовать приставам направлять запрос в территориальное подразделение ФМС России для получения информации о фактическом месте проживания должника, что поможет улучшить ситуацию по получению гражданами повесток и извещений из ФССП России.

Эффективность временного лишения должников возможности управлять автомобилем можно будет оценить не ранее чем после полугода применения этой меры принудительного исполнения, отмечают специалисты. Напомним, Закон № 340-ФЗ вступает в силу с 15 января 2016 года. Тем не менее экспертное сообщество уже заявило о необходимости внесения ряда поправок в закон.

В частности, предлагается увеличить размер задолженности, при наличии которой может быть приостановлено право на управление автомобилем, хотя бы в отношении штрафов за нарушение ПДД в крупных городах. Эксперты напоминают, что в Москве и Санкт-Петербурге за определенные виды нарушений установлены повышенные штрафы и задолженность в 10 тыс. руб. может возникнуть в результате, например, трех неправильных парковок гражданина и не является показателем злостного уклонения от ее погашения. Депутат Госдумы Илья Костунов в свою очередь предлагает расширить перечень требований, за неисполнение которых должник может быть ограничен в праве на управление автомобилем, за счет включения в него требования о выплате заработной платы работникам.

В целом эксперты одобряют Закон № 340-ФЗ и считают, что корректная реализация его положений поможет снизить количество злостных неплательщиков , штрафов за нарушение ПДД и остальных, предусмотренных законом, долгов.

В заключение директор ФССП России Артур Парфенчиков рекомендовал всем гражданам периодически проверять факт наличия неоплаченных долгов, чтобы не допускать применения в отношении себя таких ограничительных мер.

Федеральным законом от 28.11.2015 N 340-ФЗ внесен пакет изменений в закон об исполнительном производстве, который позволяет судебным приставом-исполнителям временно ограничивать должников на пользование специальным правом. Изменения вступили в силу с 15.01.2016 года.

О каких специальных правах идет речь?

Новеллой закона является статья 67.1 ФЗ «Об исполнительные производства, в которой сформулированы правила, на основании которых должники временно ограничиваются на пользование специальным правом. Изначально, судебные приставы-исполнители планировали ввести возможность ограничивать большой спектр специальных прав - право на охоту, рыбалку и т.п., однако в окончательном виде в закон попали только специальные права на управление транспортными средствами. По моему мнению, ограничение остальных специальных прав — это всего лишь вопрос времени.

Какой категории должников грозит возможность временного ограничения на пользование специальными правами?

Не все должники попали в специальную категорию. На мой взгляд, поскольку данная мера является новеллой для нашего законодательства, вначале она будет опробована на социально значимых взысканиях - алименты, ущерб от преступления и т.п. Если данная мера хорошо себя зарекомендует, то скорей всего она будет распространена и на остальные категории должников. Итак, в пользовании специальными правами могут быть ограничены следующие категории должников: (1) взыскание алиментов; (2) возмещении вреда, причиненного здоровью; (3) возмещении вреда в связи со смертью кормильца; (4) имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением; (5) требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей; (6) требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом. Определенный интерес представляет категория (5), так по ней, как правило, должниками являются бывшие жены (мамы), которые чинят различные препятствия папам встречаться с общими детьми. В связи с этим, к скандальным должницам может быть также применена новая мера в виде временного ограничения в пользовании специальным правом.

В какой процедуре должник ограничивается в пользование специальным правом?

(1) Первое строгое правило, которое содержит закон — это правило о том, что должник обязательно должен быть уведомлен о том, что в отношении него имеется исполнительное производство (пункт 5 статья 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»). При объявлении должника в розыск в порядке статьи 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник ограничивается в специальных правах автоматически, в том числе в праве на выезд из Российской Федерации (часть 7 статьи 65 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Что касается правил уведомления должника в порядке главы 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», то данные нормы аналогичны нормам, содержащимся в процессуальных кодексах. Частью 2 статьи 29 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что должник считается извещенным, если повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, однако, лицо направленную повестку, иное извещение не получило. Таким образом, гражданам необходимо получать почтовую корреспонденцию по своему месту жительства. Если они не получают, то они все равно считаются уведомленными. (2) Помимо того, что должник должен быть уведомлен о наличии в его отношении исполнительного производства, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должен истечь (часть 5 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»). По умолчанию срок для добровольного исполнения - 5 дней, о длительности срока для добровольного исполнения должник узнает из постановления о возбуждении исполнительного производства. Процессуально ограничение на пользование специальным правом оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, которое утверждается старшим судебным приставом (или его заместителем). Копия такого постановления направляется в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности для исполнения (для водительских прав это ГИБДД).

В отношении кого не может быть применено ограничение на пользование специальными правами?

(1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию; (2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания; (3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом; (4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей; (5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

До какого момента будет действовать ограничение?

Вариантов здесь немного - либо полное исполнение требований исполнительного документа, либо при наступлении оснований для его отмены. Отменено ограничение может в случае, если должник стал подпадать под категорию лиц, в отношении которых не может быть применена такая мера как ограничение на пользование специальным правом.

Что будет, если не исполнять запрет судебного пристава и продолжать управлять транспортным средством?

За несоблюдение запрета, установленного судебным приставом-исполнителем, должник подлежит административной ответственности на основании статьи 17.17 КоАП РФ, которая предусматривает только два вида наказания: (1) обязательные работы на срок до пятидесяти часов; (2) лишение специального права на срок до одного года.