Понятие и состав административного экологического правонарушения. Экологические правонарушения: понятие и виды. Понятие и виды экологического вреда. Способы и принципы его возмещения

2 377 Просмотры

В отечественной правовой системе экологическое право, в качестве самостоятельной отрасли, появилось сравнительно недавно. Общая тенденция на расширение комплекса мероприятий по охране окружающей среды и природного мира, неизбежно привела к систематизации и структуризации нормативно-правовых актов в области экологического права.

Помимо непосредственного регулирования мер по охране объектов природного мира, законодательство Российской Федерации устанавливает конкретные нормы ответственности за совершение правонарушений в области экологического права.

Меню статьи

Исходя из общего определения отечественного законодательства, экологическое правонарушение заключается в противоправном деянии, совершенном с определенной формой вины, причиняющее вред экологической среде либо создающее угрозу причинения такого вреда в будущем. Также под это определение подпадают действия, нарушающие права и законные интересы субъектов в области экологического права.

Если рассмотреть теоретическую основу правонарушения в сфере экологического права, то можно выделить стандартные для любой правовой системы признаки:

  • противоправность . Лицо, совершающее правонарушение в сфере экологического права, нарушает установленные законодательством запреты поведения в отношении объектов природного мира. В случае совершения какого-либо действия в отсутствие установленного законодательством запрета, формальный состав правонарушения отсутствует;
  • виновность . В действиях лица, совершившего правонарушение в сфере экологического права, должна присутствовать вина в одной из форм, определенных законодательством (прямой, косвенный умысел, неосторожность и т.д.);
  • наказуемость . За нарушение конкретного запрета законодательством должна быть предусмотрена санкция в виде определенных негативных последствий для лица, совершившего правонарушение в отношении объектов природного мира. В случае отсутствия установленной законодательством санкции за нарушение запрета в действии или бездействии лица отсутствует состав правонарушения;
  • объективный состав – деяние в сфере действия экологического и смежных с ним отраслей права. Правонарушение не может быть совершено в отношении объектов, не являющихся предметом регулирования экологического права;
  • субъективный состав правонарушения . Законодательством определен четкий круг субъектов, чьи права и интересы могут быть нарушены совершением правонарушений в сфере действия экологического права;
  • общественная опасность . Как и любой другой вид противоправного поведения, правонарушение в отношении объектов природного мира должно представлять общественную опасность, т.е. представлять угрозу как для неограниченного круга лица, так и конкретных субъектов и объектов в области экологического права.

Экологические правонарушения можно структурировать по нескольким категориям:

  • по виду ответственности, наступаемой за совершение правонарушения . В этой категории можно выделить преступления в области экологического права (привлечение к ответственности происходит в рамках уголовного законодательства), административные и дисциплинарные проступки (лицо привлекается в рамках КоАП РФ) и гражданско-правовое правонарушение (ответственность наступает в рамках гражданского права и смежных с ним отраслей). Каждый из перечисленных видов правонарушений обладает отдельным специальным составом признаков;
  • по объекту правонарушения . Комплекс норм экологического права содержит ряд подотраслей и отдельных категорийземельное право, лесное право, система нормативных актов об охране природного мира и т.д. В зависимости от вида объекта наступают разные виды ответственности за совершение экологических правонарушений, а привлечение к ответственности осуществляют органы, обладающие контрольными и надзорными функциями в данной сфере деятельности.
  • по субъекту правонарушения . Отечественное законодательство определяет три основных группы субъектов, которые несут ответственность за совершение данной категории нарушений: должностные лица, юридические лица, граждане.
  • по объективной стороне правонарушения . Деяние виновного лица должно быть направлено на причинение вреда объектам природного мира и заключается как в конкретном ухудшении качеств и свойств таких объектов, так и в нарушении установленных правил пользования ими.
  • по субъективной стороне . Экологическое правонарушение может быть совершено в форме умысла или по неосторожности, что влечет разные правовые последствия для нарушителя. Форма умысла (прямой или косвенный) также влияет на общую квалификацию правонарушения в области экологического права.

Как указывалось выше, по виду ответственности экологические правонарушения подразделяются на три категории:

  • преступления в области экологии . Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд специальных составов преступлений в области экологического права, объектом которых является природная среда либо субъекты в области экологического права. Данная категория правонарушений предусматривает санкции не только в виде возмещения вреда природной среде, но и наступление для виновного лица особых последствий – судимости. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции, а расследование уголовного правонарушения в области экологического права проходит по общим правилам, предусмотренным УПК РФ.
  • административные и дисциплинарные правонарушения . КоАП РФ также содержит определенный перечень составов правонарушений в области экологического права. В отличие от уголовной ответственности, в данном случае речь идет о совершении правонарушений, не повлекших столь тяжелого вреда объектам природного мира. Дело об административном правонарушении рассматривают суды, либо уполномоченные органы.
  • гражданско-правовые правонарушения . За совершение указанных правонарушений предусмотрена гражданская ответственность, которая может заключаться либо в обязании виновного лица возместить причиненный ущерб с уплатой определенных штрафных санкций, либо в обязательстве совершить определенных действия (воздержаться от совершения действий). В отношении виновного лица с исковым заявлением имеет право обратиться уполномоченный государственный орган. Привлечение к ответственности виновного лица производится судами общей юрисдикции либо арбитражным судом, как в виде имущественной ответственности, так и в виде обязательства к совершению определенных действий, либо воздержаний от действий.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что большая часть виновных лиц привлекается к ответственности за совершение экологических правонарушений в рамках КоАП РФ.

Наибольшая часть составов правонарушений в области экологического права содержится в КоАП РФ, глава 8 которого прямо называется «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Отдельные составы правонарушений содержатся и в других главах КоАП. Число конкретных составов нарушений в сфере экологического права по КоАП постоянно меняется как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от степени общественной опасности противоправного деяния.

Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит перечень составов преступлений за совершение правонарушений против природного мира и экологии. По степени тяжести допущенного нарушения правовых актов данные составы превосходят аналогичные нормы административного права, так как наносят несоизмеримо больший вред объектам природного мира.

Ряд составов экологических правонарушений имеют смежный характер между уголовным, административным и гражданским правом. Выбор вида ответственности (уголовной, административно-дисциплинарной или гражданской) в данном случае будет зависеть от тяжести вреда, фактически причиненного окружающей среде, а также от степени негативных последствий, который могут наступить ввиду совершения противоправного деяния.

Бесплатная консультация по экологическим правонарушениям

Если у вас возник индивидуальный вопрос по экологическим правонарушениям, напишите ниже — в специальной форме под статьей. В течение нескольких минут вам проведут абсолютно бесплатную юридическую консультацию.

Что представляет собой состав экологического правонару-шения?

Состав экологического правонарушения традиционно мож-но представить в виде четырех его составных элементов (признаков): 1) объект правонарушения; 2) субъект правонару-шения; 3) объективная сторона правонарушения; 4) субъек-тивная сторона правонарушения.

Объектом экологического правонарушения могут выступать любые из видов экологических общественных отношений, со-ставляющих предмет экологического права. В качестве объектов могут, в частности, выступать отношения собственности на при-родные ресурсы, отношения в сфере управления охраной окру-жающей природной среды и природопользования, отношения в сфере установленного порядка использования природных ресур-сов, отношения в сфере установленного порядка охраны при-родных ресурсов и окружающей природной среды, отношения в сфере обеспечения экологически благоприятных условий (эко-логической безопасности) населения, отношения в сфере уста-новленного режима особо охраняемых территорий и т.п.

Субъекты экологического правонарушения определяются в зависимости от видов применяемых мер юридической ответ-ственности. Так, юридические лица могут выступать в качестве субъектов только гражданско-правовой и административной ответственности. Граждане могут выступать субъектами всех видов юридической ответственности. При этом правосубъект-ность граждан-правонарушителей определяется еще и различ-ными отраслевыми нормами права. Например, по нормам гражданского права ответственность, как правило, наступает с 18-летнего возраста, по нормам административного права - с 16-летнего возраста, по нормам уголовного права по преобла-дающему большинству преступлений экологического характе-ра-с 16-летнего возраста.

Объективная сторона экологического правонарушения мо-жет выражаться как в действии, так и бездействии юридиче-ских, должностных лиц или отдельных граждан (например, невыполнение обязательных требований по очистке сточных вод, по расчистке лесосеки от порубочных остатков, несоблю-дение требований противопожарной безопасности, непроведе-ние профилактических мероприятий, непроведение мероприя-тий по воспроизводству и защите земель и т.п.).

Субъективная сторона экологического правонарушения пред-ставляет собой психическое отношение правонарушителя к содеянному виновному, противоправному деянию и наступив-шим вредным последствиям. Она может выражаться в различ-ных формах (умысел, неосторожность, преступная небрежность и т.п.).

Роль экологической ответственности – выступает одним из инструментов охраны окружающей среды Экологическое правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред отношениям в области охраны окружающей среды

Объект – общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В частности, объектами могут выступать окружающая среда в целом, здоровье человека

Субъекты – граждане и юридические лица

Объективная сторона – совершение деяние (действие или бездействие), нарушающего нормы экологического права, наличие вреда окружающей среде либо угроза его причинения, причинная связь между совершенным противоправным деянием и наступившими последствиями

Субъективная сторона – наличие вины причинителя вреда. Вред причиненный источником повышенной опасности возмещается независимо от наличия вины владельца источника повышенной опасности

Способы совершения экологического правонарушения:

Загрязнение окружающей среды

нерациональное использование природных ресурсов

порча, уничтожение природных объектов

истощение природных ресурсов

Предмет экологического правонарушения – отдельные объекты окружающей среды – воды, земля, леса, животный мир, недра, атмосферный воздух


Понятие и виды юр. Ответ-ти за эколог.-е правонаруш-я и условия ее применения.

Ответственность за экологические правонарушения – совокупность правовых норм, закрепляющих виды, средства, порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия к нарушителю природоохранного законодательства в целях обеспечения законности и правопорядка

Установлены следующие виды ответственности:

1. Уголовная

2. Административная

3. Дисциплинарная

4. Имущественная (включающая в себя гражданско-правовую и материальную)

Функции ответственности:

1. Охрана общественных отношений в области природопользования

2. Наказание правонарушителей

3. Предупреждение совершения новых правонарушений в области охраны окружающей среды

4. Воспитание у населения уважения к сложившемуся порядку в области природопользования

Общеправовые признаки:

1. Дифференциация по степени общественной опасности деяния

2. Своевременность применения

3. Соразмерность санкций

4. Необходимость доказательства факта нарушения

5. Применение только к лицам, способным понимать значение своих действий и опасность возможных последствий

6. Применение мер ответственности исключительно уполномоченными на то органами

7. Соблюдение установленной законом процедуры применения

Особенности:

1. Все экологические правонарушения совершаются в сфере охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами

2. Объектами экологических правонарушений являются именно природные объекты или тесно связанные с окружающей средой

3. В большинстве случаев экологические правонарушения посягают одновременно и на окружающую среды и на здоровье человека


Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершенное экологическое правонарушение и регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ

КоАП устанавливает следующие административные взыскания:

1. Предупреждение

3. возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

4. лишение специального права (например, права охоты)

5. исправительные работы

6. административный арест

Штрафявляется самой распространенной мерой административной ответственности. Размер налагаемого штрафа зависит от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, а также от полномочий, предоставленных соответствующему органу, налагающему штраф

Субъектами эколого-административных правонарушений являются граждане и должностные лица

Объектом экологических проступков является экологическая безопасность. КоАП в качестве одного из условия возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении состава преступления

Административная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения:

1. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

2. нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде

3. невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы

4. сокрытие или искажение экологической информации

5. нарушение правил лесопользования

6. нарушение правил пожарной безопасности в лесах

7. нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных

8. уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений

9. нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

10. нарушение правил охраны рыбных запасов

11. нарушение правил пользования объектами животного мира

12. эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

13. нарушение правил охраны атмосферного воздуха

14. нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов

15. нарушение требований по охране недр

16. использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению Земель и охране почв


Дисциплинарная ответственность и лишение премий за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды

Субъективной стороной дисциплинарного экологического поступка чаще всего является неосторожность

К нарушителям могут применены следующие дисциплинарные взыскания:

1. замечание

2. выговор

3. строгий выговор

4. увольнение

5. перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение в должности

Одной из разновидностей дисциплинарной меры ответственности является депремирование – полное или частичное лишение премии по итогам года. Основанием решения о депремировании служит справка территориальных органов по охране окружающей среды о состоянии выполнения природоохранных мероприятий и соблюдения экологического законодательства за определенный период

При наложении взыскания должны быть учтены:

1. тяжесть совершенного проступка

2. служебная характеристика

3. поведение работника

За каждое правонарушение налагается только одно взыскание

Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности: уголовной, административной, гражданской


Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения

Задачей уголовной ответственности, наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, является охрана окружающей среды

Все составы преступлений, сформулированных в УК РФ, можно разделить на три категории: специальные, смежные, дополнительные составы

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические правонарушения». Здесь предусматривается уголовная ответственность за следующие уголовные правонарушения:

1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

2. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

3. Нарушение правил охраны и использования недр

4. Загрязнение вод

5. Загрязнение атмосферы

6. Загрязнение морской среды

7. Порча земли

8. Незаконная добыча водных животных и растений

9. Нарушение правил охраны рыбных запасов

10. Незаконная охота

11. Уничтожение местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ

12. Незаконная порубка деревьев и кустарников

13. Уничтожение или повреждение лесов

14. Нарушение режима особо охраняемых территорий

15. Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне

Смежными экологическими составами следует считать те нормы, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах:

1. Отказ от предоставления гражданину информации

2. Регистрация незаконных сделок с землей

3. Терроризм

4. нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах

5. нарушение правил безопасности при ведении строительных работ

6. нарушение правил учета, хранения, перевозки, использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий

7. нарушение правил пожарной безопасности

8. нарушение санитарно-эпидемиологических правил

9. производство и распространение оружия массового поражения

10. хищение либо вымогательство радиоактивных материалов

11. незаконное обращение с радиоактивными материалами

Эти составы приобретают значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде

К дополнительным составам относят ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах МСУ. Сюда относятся:

1. злоупотребление должностными полномочиями

2. превышение должностных полномочий

3. халатность

Предусмотренные этими нормами преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде

УК предусматривает следующие виды наказаний за совершение экологических правонарушений:

2. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

3. обязательные работы

4. исправительные работы

5. ограничение свободы

7. лишение свободы на определенный срок


51. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их имуществу, собственности, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств, например, проведение дезактивации зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производства в предназначенное для их захоронения или утилизации место и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет.

52. Говоря о понятии экологического вреда , следует иметь в виду, что объектом посягательства в данном случае являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

Под последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч.1 ст.247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

Виды объектов экологического вреда:

антропогенный вред - окружающая среда;

физиологический вред - здоровье человека;

генетический вред - будущее поколение человечества.

Способы (случаи) возникновения вреда:

негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды;

негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

53. Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы: судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);

добровольный и принудительный;

установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде);

смешанный (комбинированный).

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.

Ущерб - это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.

Убыток - это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:

ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;

потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;

упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.

Принципы основаны на ГПО. Это всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред, это принцип полного возмещения, это принцип ответственности юридических лиц и граждан, принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда.

Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется другим законодательством.

Согласно законодательству вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

А в соответствии с нормами гражданского законодательства возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая оценивается в деньгах. Как правило, это экономический вред.

Экологический вред человеку (здоровье, смерть, дефекты генетического характера) не оценивается и остается тем грузом, который несет общество.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко применяемый на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда "выгоднее" компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда, в частности если вред причинен источником повышенной опасности.

54. Экологические требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

В результате градостроительного зонирования в соответствии с Градостроительным кодексом РФ могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию - это документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов.

Проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

56. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов.

Различают непосредственные, перспективные и конечные цели охраны окружающей среды в промышленности.

Непосредственная цель заключается в сохранении и оздоровлении окружающей среды в процессе экономического развития, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Перспективная цель - организация безотходного производства в промышленности. Конечная цель - обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, принцип сочетания экономических и экологических интересов.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ для осуществления застройщиком права строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для их капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, необходимо наличие разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

В законе отмечается, что одним из основных элементов регулирования промышленной безопасности является лицензирование деятельности. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти и являются официальным разрешительным документом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида промышленной деятельности. Для выдачи лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель должен представить акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, а также договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на производственном объекте.

Она выражается в наличии вины правонарушителя, которая, как известно, имеет две формы: умысел и неосторожность. Умысел в свою очередь подразделяется на прямой и косвенный, а неосторожность – на легкомыслие и небрежность. Правонарушение признается умышленным, если лицо, совершившее его, осознавало общественную опасность (противоправность) своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных (противоправных) последствий и желало их наступления (прямой умысел) или сознательно допускало эти последствия либо отнеслось к ним безразлично (косвенный умысел).

Правонарушение по неосторожности предполагает, что лицо, совершившее его, предвидело возможность наступления общественно опасных (противоправных) последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (легкомыслие), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (небрежность).

Хотя понятия умысла и неосторожности даны лишь в отношении преступлений (ст. 25 и 26 УК РФ) и административных проступков
(ст. 2.2. КоАП РФ), но они полностью применимы ко всем другим видам правонарушений. Экологическое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, как с прямым умыслом, так и с косвенным, а также в результате легкомыслия или небрежности.

Притом в конкретных статьях КоАП и УК, как правило, форма вины не указывается. Но она легко определима по смыслу диспозиций соответствующих составов административных и уголовных правонарушений.



Многие экологические правонарушения совершаются с прямым умыслом. Среди административных правонарушений – это, например, самовольное пользование недрами, самовольный захват водных объектов, самовольная переуступка права лесопользования и пользования животным миром, нарушение правил рыболовства и охоты.

Ряд экологических преступлений по смыслу диспозиций соответствующих статей УК также могут быть совершены с прямым умыслом. Это, к примеру, регистрация незаконных сделок с землей, нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, незаконная добыча водных животных и растений, незаконная охота, незаконная порубка деревьев и кустарников (соответственно ст. 170, 192, 256, 258, 260 УК РФ).

12 из 17 статей главы 26 УК РФ об экологических преступлениях могут быть совершены с косвенным умыслом. Это такие составы, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение атмосферы (соответственно ст. 246, 247, 250, 251) и другие (см. ст. 248, 249, 252, 253, 254, 255, 259, 261, 262).

Действительно, лицо, допускающее своими действиями (бездействием), например, загрязнение, засорение и истощение водных объектов, нарушение правил выбросов в атмосферу загрязняющих веществ осознает возможность причинения вреда окружающей среде и человеку, предвидит наступление таких последствий, хотя и не желает их наступления, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

КоАП и УК РФ по-разному реагируют на такую форму вины, как неосторожность.

Большинство административных экологических правонарушений совершается по неосторожности. Притом в отличие от УК КоАП безразлично относится к форме вины нарушителя. Здесь важен факт нарушения установленных в законе требований.

Уголовный же закон (ст. 24 УК РФ) деяние, совершенное по неосторожности, признает преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В действующем УК РФ таких случаев немного. Это в основном деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека (см. части третьи ст. 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ). Можно назвать также ч. 1
ст. 261 УК, которая предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности.

Наше право отрицает объективное вменение, то есть возложение ответственности за сам факт причинения вреда. Исключение составляют хранитель, владелец источника повышенной опасности и ряд других, ответственность которых наступает независимо от вины. Они освобождаются от ответственности лишь в случае, если докажут, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего
(ст. 1079 ГК РФ). С другой стороны, каждый, кто совершает правонарушение виновно, неотвратимо должен нести ответственность.

Неотвратимость ответственности (наказания) – это общий принцип российского права и имеет исключительно важное превентивное значение. Принцип неотвратимости исходит из того, что лицо, виновное в совершении правонарушения, обязательно должно понести ответственность, установленную в соответствующих нормах уголовного, административного, трудового, гражданского, экологического и других отраслей права.

Лицо, совершившее правонарушение виновно, может быть освобождено от ответственности за свое деяние лишь при наличии оснований, прямо указанных в законе. Одним из таких оснований для освобождения от уголовной и административной ответственности является малозначительность деяния. Если совершено малозначительное административное правонарушение, то орган (должностное лицо), уполномоченный решить дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 24 КоАП РФ), которое, как известно, взысканием не является.

Согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением, действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу и государству.

Закон предусматривает освобождение от ответственности и в случаях, когда исключается противоправность поведения. К ним в области экологии можно отнести крайнюю необходимость. Не подлежит административной или уголовной ответственности лицо, причинившее вред в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам государства и общества, личности, правам и свободам граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный (ст. 18 КоАП РФ, ст. 39 УК РФ). Если в административном и уголовном праве крайняя необходимость – безусловное основание для освобождения от ответственности, то гражданское право решение этого вопроса передает на усмотрение суда (ст. 1067 ГК РФ).

Субъектами причинения вреда в состоянии крайней необходимости могут быть предприятия и организации, их должностные лица, а также граждане. Например, с целью предотвращения затопления поселения в срочном порядке укрепляется дамба. При этом с сельскохозяйственных полей вместе с основным грунтом снимается и плодородный слой почвы. Объективно – это порча земли, но она допущена в состоянии крайней необходимости. Другой пример. Члены геологического отряда в запрещенное для охоты время отстреляли дикое животное, чтобы обеспечить себя питанием, запасы которого у них кончились, другого пути приобрести питание в сложившейся обстановке у них не было. К состоянию крайней необходимости относится и случай, когда человек вынужден убить нападающее на него животное.

9.3. Административная ответственность
за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения является самым распространенным видом ответственности в области экологии. Она наступает, напомню, за совершение административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъектами административной ответственности являются граждане, а также должностные и юридические лица. Административная ответственность граждан наступает с 16-летного возраста.

Административная ответственность за экологические правонарушения в основном носит формальный характер, то есть наступает за сам факт нарушения правовых предписаний и не связывается с наступившим результатом. Но хотя и редко есть составы и материальные.
Например, ст. 8.6 КоАП преследует за загрязнение земли, ст. 8.10 – за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых.

КоАП РФ 2001 года предусматривает административную ответственность за широкий круг экологических правонарушений. Она сосредоточена в основном в главах 7, 8 и частично в главе 19.

Глава 7. (Административные правонарушения в области охраны собственности). 13 статей этой главы предусматривают административную ответственность за нарушение права собственности на природные ресурсы. Это, например, ст. 7.1, которая преследует за самовольное занятие земель; ст. 7.6 – за незаконное завладение водными объектами;
ст. 7.9 – за самовольное пользование участками лесного фонда.

Основную нагрузку несет гл. 8 (Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования). 41 статья этой главы (8.1–8.41) практически охватывают весь круг правонарушений в этой области. Например, ст. 8.4 преследует в административном порядке нарушение законодательства об экологической экспертизе;
ст. 8.6 – порчу земель; ст. 8.9 – нарушение требований по охране недр; ст. 8.13 – нарушение правил охраны водных объектов; ст. 8.37 – нарушение правил пользования объектами животного мира и т.д.

Глава 19. (Административные правонарушения в порядке управления) содержит три статьи, которые берут под охрану некоторые управленческие отношения в области экологии. Это ст. 19.9, которая преследует в административном порядке нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков и водных объектов;
ст. 19.19 – нарушение обязательных требований технических регламентов и правил обязательной сертификации в области экологии; ст. 19.21 – несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество (на землю и другие природные ресурсы) и сделок с ним.

Административная ответственность выражается в применении к нарушителю административного наказания. Ст. 3.2 КоАП предусматривает девять видов наказаний;

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

К юридическим лицам могут быть применены только четыре первые виды наказаний.

За совершение экологических правонарушений применяется в основном административный штраф, величина которого определяется в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ) и колеблется в широких пределах. На граждан налагается штраф в пределах от 1 до 25, на должностных лиц – от 3 до 200 и на юридических лиц – от 30 до 500 МРОТ, а по некоторым статьям до 2000, до 3000 МРОТ (ст. 8.18, 8.19).

В ряде случаев (незаконный лов биоресурсов на территории континентального шельфа и исключительной экономической зоны) штраф устанавливается в кратном размере стоимости добытого природного объекта и колеблется для граждан в пределах от ½ до 1 размера стоимости водных биоресурсов, должностных лиц – от 1 до 2 и юридических лиц от 2 до 3 (см. ст. 8.20).

Хотелось бы сказать особо о таком виде взыскания, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Объектом конфискации могут быть судна, летательные аппараты и другие орудия незаконного добывания животных и растений. Притом конфискации подлежат орудия совершения правонарушения, применяемые как гражданами и должностными лицами, так и юридическими лицами. Примечательно, что орудия правонарушения подлежат конфискации независимо от того, в чьей собственности они находятся (см. ст. 8.17; 8.18; 8.19; 8.35; 8.37; 8.39 КоАП).

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Конфискация назначается судьей.

Одно из наказаний, которое применяется за экологическое правонарушение – это лишение гражданина права охоты на срок до двух лет в случае нарушения им правил охоты.

За экологическое правонарушение может быть применена и такая мера наказания, как возмездное изъятие орудия совершения или предмета правонарушения. Это может быть, например, охотничье ружье, применяемое для охоты, но не зарегистрированное в установленном порядке. Но такая мера не применяется к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Хотелось бы сказать отдельно о таком новом виде административного наказания, как административное приостановление деятельности, применение которого, возможно, будет более эффективным, чем других наказаний.

Административное приостановление деятельности (АПД) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации, агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

АПД применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д.

АПД назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания – устранения угрозы перечисленным объектам.

АПД назначается на срок до девяноста суток.

Постановление судьи об АПД исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

При АПД производится наложение пломбы, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об АПД мероприятий, необходимых для исполнения наказания в виде АПД.

Судья, на основании ходатайства лица, деятельность которого приостановлена, вправе досрочно прекратить исполнение наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, вынудившие применить АПД.

В исключительных случаях, когда это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д. и предотвращение угрозы другими способами невозможно, применяется временный запрет деятельности (ВЗД).

ВЗД вводится должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено АПД. ВЗД устанавливается впредь до рассмотрения судьей дела об АПД.

Многие статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за экологические правонарушения, содержат наказание в виде АПД. Оно предусмотрено, в частности, ст. 8.2 за несоблюдение экологических и санитарно-гигиенических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; ст. 8.3 за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; ст. 8.6 за порчу земель.

Органы и лица, управомоченные применять административные наказания, указаны в гл. 23 КоАП РФ. Во-первых, – это судья. Судья вправе применять конфискацию орудий совершения или предметов административного правонарушения. В ограниченных случаях судья может наложить административный штраф. Например, за незаконную добычу янтаря (ст. 7.5 КоАП); нарушение обязательных требований технических регламентов, правил обязательной сертификации в области экологии (ст. 19.19 КоАП); несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 19.21 КоАП).

Во-вторых, – это Федеральные и региональные органы, осуществляющие управление соответствующими природными ресурсами.

Постановление, вынесенное по делу об административных правонарушениях, может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, предусмотренном гл. 30 КоАП.

Административная ответственность за экологические правонарушения может быть установлена и законами СРФ. Но виды нарушений, за которые может быть установлена административная ответственность, и виды наказаний, которые могут быть применены за административные правонарушения, существенно ограничены.

К примеру, Законом Алтайского края от 10.07.02 года «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» в административном порядке преследуются лишь такие экологические правонарушения, как:

· уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений на территории Алтайского края;

· сжигание сорняков и остатков растений на полях и вдоль дорог;

· выпас домашних животных и птиц в неотведенных местах;

· мойка транспортных средств в неотведенных местах;

· неиспользование земельных участков, находящихся на праве постоянного пользования, праве пожизненного наследуемого владения, предназначенных для сельскохозяйственных нужд или жилищного строительства.

Наказание предусмотрено только в виде предупреждения или штрафа.

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Волгоградский Государственный Университет»

Юридический факультет

Кафедра международного права и прав человека

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Экологическое право на тему:

«Понятие и состав экологического правонарушения»

Выполнила:

студентка 3 курса

заочного отделения

группы ЮЗ-061

Ермолина Д.А.

Проверил:

к.ю.н., ст. преподаватель

Гузенко В.Н.

Волгоград 2009г.


1. введение

2. понятие экологического правонарушения

3. состав экологического правонарушения

4. заключение


Введение.

В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире очень неблагоприятная экологическая ситуация, в которой виноват, прежде всего, сам человек. С конца XIX в. в связи с бурным развитием промышленности, машиностроения, военной техники и оружия наша планета претерпела большие изменения не в лучшую для нее сторону. Все это способствовало развитию экологического права не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Постоянно возникают новые нормативно-правовые акты, способствующие сохранению экологии нашей планеты. В связи с этим основополагающим является предупреждение экологических правонарушений и наказание за них. Для того чтобы полностью осознавать последствия медленного уничтожения природы планеты Земля, мы должны, прежде всего, понять что такое «экологическое правонарушение» и стараться никогда его не совершать.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия и состава экологического правонарушения.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:

1. Исследование понятия «экологического правонарушения»;

2. Изучение состава экологического правонарушения.

При написании данной курсовой работы использовались Уголовный Кодекс, Гражданский Кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой Кодекс, Федеральный закон от 10.01.02г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также работы таких отечественных ученых правоведов как: Бринчук М.М., Крассов О.И., Боголюбов С.А., Анисимова А.П., Петров В.В., Дубовик О.Л. и другая тематическая литература.

Цели, задачи и состояние разработки проблемы определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух параграфов и заключения.

§1. Понятие экологического правонарушения.

Впервые официальное определение понятия экологического правонарушения содержалось в ныне утратившем силу Законе РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей среды», где согласно ст. 81 экологическое правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. К сожалению, в ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» такое понятие отсутствует.

Существует несколько понятий данного термина. Например, М.М. Бринчук считает, что экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологических права . А.П. Анисимов определяет экологическое правонарушение как запрещенное эколого-правовыми нормами РФ и субъектов РФ под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее элементам), либо содержащее реальную угрозу его причинения.

Экологическому правонарушению присущи следующие признаки:

1. Вина. Однако, согласно ст. 1079 Гражданского Кодекса РФ при причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается;

2. Противоправность представляет собой нарушение Закона «Об охране окружающей среды» и иных законодательных актов РФ и ее субъектов;

3. Наказуемость (наличие санкций за нарушение нормативно-правовых актов, налагаемыми уполномоченными органами);

4. Общественная опасность (вредоносность) – причинение или создание реальной угрозы причинения вреда окружающей среде и здоровью, имуществу человека;

5. Деяние (действие или бездействие);

6. Деликтоспособность правонарушителя.

Все экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность, а преступления – уголовную. Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной. Привлечение к этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. При этом к такого рода производственной, хозяйственной, научной и иной деятельности предъявляются дополнительные требования по соблюдению норм экологического законодательства .

По мнению И.О. Крассова, административное правонарушение – это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность . А.П. Анисимов понимает под административным экологическим правонарушением противоправное, виновное действие ли бездействие физического или юридического лица, посягающее на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде (содержащее реальную угрозу такого причинения), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность .

В настоящее время существует различные определения экологического преступления. Так, например, А.П. Анисимов считает, что экологическими преступлениями являются виновные, общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду и причиняющие вред природной среде (содержащие реальную угрозу его причинения) . В.В. Петров называет экологическим преступлением виновное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека . По мнению О.Л. Дубовик, экологическое преступление представляет собой предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов . Экологическим преступлениям посвящена гл. 26 Уголовного Кодекса РФ.

На практике достаточно трудным является вопрос о разграничении преступлений и проступков, так как около 63% содержащихся в Уголовном Кодексе Российской Федерации норм экологического характера сходны с нормами административного законодательства.

Анализируя правонарушения, следует иметь в виду, что наличие в деянии признаков преступления является достаточным основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. Так, если незаконной охотой причинен крупный ущерб либо она произведена с применением механических транспортных средств, либо на территории государственного заповедника, содеянное деяние следует квалифицировать по ст. 258 УК РФ, даже если эти действия были совершены в первый раз и виновный ранее не привлекался к административной ответственности.

С каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека.

§2. Состав экологического правонарушения

Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента:

1. объект;

2. объективная сторона;

3. субъективная сторона;

4. субъект.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах, и иных нормативных правовых актах, отношения, устанавливающие порядок и правила использования и охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов.

Непосредственным объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в той или иной конкретной области рассматриваемого законодательства. Так, объектом незаконной охоты являются отношения по охране, рациональному использованию и воспроизводству диких зверей и птиц. Объекты экологического правонарушения должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам экологического права, то есть иметь:

– естественное происхождение;

– находиться в тесной взаимосвязи с остальной окружающей средой;

– выполнять экологические функции.

Так, нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений, так как в данном случае отсутствует природный объект.

Предмет экологического правонарушения – это окружающая среда в целом и ее отдельные компоненты (земля, воды, недра). Это один из важнейших признаков экологического правонарушения.

Предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций (например, лесные насаждения, выпущенные для разведения звери, птицы, мальки рыб).

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

1. противоправность поведения – деяние, совершенное путем действия (например, незаконная прорубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнение правил охраны недр);

2. причинение экологического вреда (или реальная угроза его причинения) окружающей среде (отдельным ее элементам), жизни, здоровью, имуществу граждан либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

3. причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом (реальной угрозой его причинения) либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Отсутствие нанесения вреда природным объектам лишает правонарушение экологической окраски.

Противоправность поведения непосредственно связана с общественной опасностью, которая влияет на вид ответственности (административная, уголовная и другие).

Общественно опасные последствия, указанные в законе, могут быть вменены лицу только в том случае, если будет доказано, что они являются следствием нарушений, допущенных субъектом, то есть находятся в прямой причинной связи с нарушениями. Для многих экологических правонарушений характерным является то, что ответственность может наступать не только при наличии вредных последствий, но и в случаях, когда они еще не наступили, но деянием была создана реальная угроза их наступления, например загрязнение водоемов и воздуха, распространение эпидемических и других заразных заболеваний.

В предусмотренных законом случаях, в объективную сторону включается место, время, обстановка, орудия, способы, методы совершения правонарушения. Например, состав административно-наказуемой и уголовно-наказуемой охоты включает охоту в запрещенное время, в запрещенном месте, без разрешения, запрещенными орудиями и способами.

Объективная сторона дисциплинарного проступка представляет собой деяние (действие, чаще всего бездействие), неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, за нарушение нормативов качества окружающей среды, за нарушение требований природоохранного законодательства, которые они должны выполнять исходя из занимаемой должности.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории Российской Федерации или на территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Субъектный состав зависит от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с законодательством Российской Федерации административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста, полная гражданско-правовая ответственность – с 18 лет, ограниченная гражданско-правовая ответственность – с 14 до 18 лет.

Субъективная сторона экологического правонарушения выражается в форме вины. Вина – это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Вина за совершенное экологическое правонарушение может выступать в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности).

Например, незаконная охота (ст. 258 Уголовного Кодекса РФ) незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 63 КАП РФ), засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72 КАП РФ) может быть совершена только с прямым умыслом, а уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем – только по неосторожности (ст. 261 Уголовного Кодекса РФ). Также в природоохранительной практике выделяют безвиновную (абсолютную) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности.

Ряд деяний, как, например, загрязнение природной среды (ст. 77 КАП РФ, ст. 250, 251, 252 УК РФ), нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 55 КАП РФ) могут быть совершены умышленно, отношение к последствиям же – неосторожное.

Мотивы и цели умышленных экологических правонарушений могут быть различными и, как правило, в качестве признаков состава правонарушения не указываются, но могут учитываться при назначении наказания в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельств. Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность.

Так, все составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, могут быть разделены на 4 группы.

В первую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих эколого-правовых требований, действующих в отношении всех или большинства институтов экологического права. К их числу относятся: нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ) и так далее.

Во вторую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных компонентов природной среды (природных ресурсов). К ним относятся: порча земель (ст. 8.6 КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП РФ), нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31 КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных (ст. 8.35 КоА РФ) и ряд других составов.

В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом. К таким составам относятся: нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП РФ), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранительных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ), нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд и другие.

В четвертую группу входят составы. Устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды или осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и так далее). В их числе – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст.8.3 КоАП РФ), выпуск и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23 КоАП РФ), нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40 КоАП РФ) и так далее.

В гл. 26 Уголовного Кодекса Российской Федерации сформулированы 17 составом экологических преступлений, которые в зависимости от выполняемых ими функций, разделяют на три категории:

1. специальные;

2. экологические составы;

Специальными экологическими составами являются: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ); загрязнение вод (ст. 250 УК РФ); загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ); загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ); порча земли (ст. 254 УК РФ); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ); незаконная охота (ст. 258 УК РФ); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УК РФ); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Уголовного Кодекса Российской Федерации: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК РФ); жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ); экоцид (ст. 358 УК РФ).

Смежными составами экологических преступлений считают те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предосталени гражданину информации (ст. 140 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ); терроризм (ст. 205 УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220) и другие.

Ряд составов, не будучи по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным составам относят некоторые преступления против государственной власти. Интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

Заключение.

Список используемой литературы.

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях 30.12.2001г. №195-ФЗ //Российская газета. 2001. 31 декабря.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ //Российская газета. 2001. 31 декабря.

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94г. №51-ФЗ (в ред. ФЗ от 10.01.2003г. №15-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 1994. №32.

4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.96г. №14-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.03.2003г. №37-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 1996. №5.

5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96г. №63-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.04.2003г. №45-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 1996. №25.

6. Федеральный закон от 10.01.02г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»//Собрание законодательства РФ. 2002. №2.

7. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М. 2003.

8. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. М. 2001.

9. Экологическое право: учебник для вузов /Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина. М. 2004.

10. Дубовик О.Л. Экологические преступления; Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М. 1998.

11. Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие/Под ред. А.П. Анисимова. М. 2003.

12. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М. 1995.

Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М. 1995. С. 288

Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М. 2002. С. 161.

Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. А.П. Анисимова. М. 2003 С. 120-121

Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М. 2003. С. 365-366