Несоответствие техническим характеристикам. Лицо, в отношении которого принимается решение

Если покупатель только через некоторое время обнаружит, что поставленный товар не соответствовал техническим характеристикам по договору, при этом нарушений по качеству не выявлено, то положения о гарантийном сроке не применяются. К такому выводу пришел ВС РФ в Определении от 14.07.2016 № 302-ЭС15-17588 по делу № А33-8252/2014 .

Суть дела

Покупатель получил по договору поставки забоечную машину, за которую он заплатил 15 млн руб. Поставщик установил на нее гарантийный срок - один год. Машина отработала пять месяцев, после чего покупатель потребовал заменить ее, решив, что она не соответствует техническим характеристикам, предусмотренным в договоре поставки.

Поставщик и производитель посчитали, что машина изготовлена в соответствии с требованиями технического задания и работает исправно. Поскольку стороны так и не смогли договориться, покупатель обратился в суд с иском. Сначала он заявил требования о замене товара, взыскании неустойки за нарушение срока поставки и за поставку некачественного товара, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. Но уже в ходе рассмотрения дела покупатель направил уведомление об отказе от договора поставки и одновременно изменил свои требования в суде: вместо замены товара он стал требовать возврата уплаченной за него предоплаты. Также он заявил о проведении технической экспертизы, чтобы подтвердить ненадлежащее качество товара.

Судебное разбирательство

Техническая экспертиза показала, что товар не соответствует характеристикам, обозначенным в договоре поставки: по грузоподъемности, объему бункера, скорости движения исполнительных механизмов, месту расположения окна бункера, что могло быть очевидно для покупателя при приемке товара. Также эксперты отметили, что поставленный товар не соответствует требованиям законодательства в области промышленной безопасности по состоянию на момент его передачи.

В остальном с товаром было все в порядке, а в самом заключении ничего не говорилось о производственном браке или эксплуатационных дефектах товара.

Таким образом, по поводу качества машины эксперты ничего не указали в заключении, сославшись только на ее несоответствие условиям договора и требованиям законодательства в области промышленной безопасности. Хотя стоит отметить, что уже в судебном заседании эксперты заявляли о выходе машины из строя в процессе проведения экспертизы.

Суд первой инстанции сделал вывод, что поставленный товар был ненадлежащего качества. Поэтому поставщик должен вернуть покупателю перечисленную стоимость товара, неустойку за нарушение срока поставки и проценты за пользование чужими деньгами. В части выплаты неустойки за некачественный товар суд отказал. Но не из-за того, что не было нарушений качества товара, а из-за того, что требование о нарушении срока поставки (фактически поставленного с нарушением технических характеристик) исключает предъявление требования о взыскании штрафных санкций за некачественно поставленный товар.

Поставщик пытался обжаловать решение суда первой инстанции, в основном ссылаясь на нарушения, связанные с экспертизой.

Во-первых, он заявлял, что заключение судебно-технической экспертизы было получено с нарушением условий ее проведения. Поэтому необходимо отнестись критически к выводам, указанным в нем. Дело в том, что эксперты использовали техническую документацию, представленную не судом, а собранную ими самостоятельно. То есть они получили ее напрямую от покупателя в ходе непосредственных контактов между экспертами и покупателем.

Во-вторых, суд неправомерно и немотивированно отклонил дополнительные вопросы для экспертов, предложенные поставщиком. В результате он был лишен возможности подтвердить свои доводы о том, что недостатки машины возникли вследствие ее эксплуатации, а не нарушения требований к качеству.

В-третьих, суд необоснованно отказал в проведении повторной судебно-технической экспертизы при наличии к тому оснований.

Суды апелляционной и кассационной инстанций эти доводы не приняли и оставили решение суда первой инстанции в силе.

Позиция ВС РФ

ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Несмотря на то что покупатель считал поставленный товар некачественным, по существу, он заявлял не о нарушении условий договора о качестве товара (п. 1 ст. 469 ГК РФ), а о нарушении обязанности передать товар, предусмотренный договором (п. 1 ст. 456 ГК РФ). То есть покупатель заявлял, что товар изначально не соответствовал техническим характеристикам по договору (это подтвердила и экспертиза). При этом технические характеристики не изменились с момента поставки машины и на дату возникновения спорной ситуации, а несоответствие требованиям качества установлено не было, в том числе и экспертами. Несмотря на это, суды все равно применили ст. 470 ГК РФ о гарантии качества товара и не учли, что в договоре поставки предусмотрен конкретный порядок приемки товара и фиксации его недостатков.

В частности, в договоре поставки было указано, что при обнаружении нарушений условий договора при принятии товара составляется односторонний акт, при этом покупатель обязан поместить весь товар на ответственное хранение и в пятидневный срок письменно уведомить поставщика об обнаруженных недостатках. После получения уведомления поставщик имеет право в пятидневный срок направить своего представителя для осмотра товара и оформления двустороннего акта, удостоверяющего качественное и (или) количественное состояние товара. При наличии разногласий по поводу состояния товара по требованию любой из сторон может быть проведена независимая экспертиза с привлечением в качестве эксперта Торгово-промышленной палаты РФ (ее территориального отделения). Двусторонний акт либо акт экспертизы, а в случае неприбытия представителя поставщика или его отказа от направления представителя - и односторонний, являются основаниями для предъявления покупателем требований к поставщику об устранении нарушений договора.

Вместе с тем покупатель сообщил поставщику о несоответствии поставленной машины условиям договора только через пять месяцев после ее принятия, а на ответственное хранение товар он не принимал.

Кроме того, при заявлении покупателем возражений относительно соответствия поставленного товара условиям договора после его приемки правовое значение имеет срок, в течение которого они заявлены. Но суды не стали обращать внимание на этот момент.

Взыскав стоимость товара в пользу покупателя, суды не решили вопрос по поводу самого товара. Получилось, что покупатель и вернул себе предоплату, и оставил у себя товар.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ согласилась с доводами поставщика по поводу экспертизы. Она указала, что действительно между покупателем и экспертной организацией имела место зависимость. Ее руководитель входил в научно-технический совет покупателя. Это обстоятельство даже установил суд апелляционной инстанции, но посчитал, что такие взаимоотношения не указывают на наличие зависимости или заинтересованности экспертов.

Также коллегия ВС РФ решила, что нижестоящие суды необоснованно отказались назначить повторную экспертизу. Так, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы (ч. 1 ст. 82 АПК РФ, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе»).

По мнению второй кассации, на необходимость назначения повторной экспертизы указывали заявления поставщика о материальной зависимости экспертов от покупателя и о непроверке возражений относительно соответствия характеристик товара условиям договора.

Аукционная комиссия определила победителя. До заключения контракта заказчик обнаружил не соответствие требований, установленных в техническом задании документации об аукционе (при рассмотрении 1 частей, участник указал ложные данные о соответствии поставляемого товара). На основании какой статьи 44 ФЗ заказчик имеет право отказаться от заключения контракта.

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

Каким образом оформляется отстранение участника от участия в электронном аукционе в случае предоставления им недостоверной информации?
В каком документе нужно указать, что комиссия заказчика на этапе подведения итогов электронного аукциона выявила, что участник аукциона предоставил недостоверную информацию в отношении объекта закупки в составе первой части заявки — в протоколе подведения итогов или в каком-то отдельном протоколе?

Согласно ч. 10 ст. 69 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

В силу ч. 6.1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (решение Челябинского УФАС России от 01.10.2015 по делу № 620-ж/2015, решение Красноярского УФАС России от 07.06.2016 № 788).

В данном случае аукционная комиссия заказчика должна оформить отдельный документ (решение) об отстранении такого участника на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.

Обращаем внимание, что документ об отстранении участника аукциона должен быть подписан не заказчиком, а членами комиссии, поскольку только они вправе принять соответствующее решение (ч. 6.1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Порядок оформления решения об отстранении участника закупки на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ на законодательном уровне не определен. Как показывает практика, комиссией оставляется протокол, аналогичный по содержанию протоколу отказа от заключения контракта.

Журнал "Госзакупки.ру", № 10, октябрь 2015Особенности отстранения участника электронного аукциона в рамках Закона о контрактной системе

В рамках Закона о контрактной системе можно выделить несколько

конструкций, когда участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе. Основные причины недопуска — установление факта несоответствия участника требованиям аукционной документации и установление факта предоставления участником недостоверных сведений в составе заявки — приведены в таблице.

Случаи недопуска участника закупки к участию в электронном аукционе

Случай

Лицо, в отношении которого принимается решение

Основание недопуска

Этап аукциона

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (ч. 4 ст. 67 Закона о КС)

Любой участник закупки

Требуемая информация в составе заявки на участие в аукционе:

  • не предоставлена;
  • не соответствует документации об аукционе;
  • недостоверна

Рассмотрение первых частей заявок

Признание заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям документации об аукционе (ч. 6 ст. 69 Закона о КС)

Любой участник закупки

Требуемые информация и документы в составе заявки на участие в аукционе:

  • не предоставлены;
  • не соответствуют документации об аукционе;
  • недостоверны (в ч. информации об участнике аукциона).

Участник аукциона не соответствует требованиям документации об аукционе

Рассмотрение вторых частей заявок

Отстранение участника аукциона от участия в аукционе (ч. 9 ст. 31, ч. 6.1 ст. 66 Закона о КС)

Любой участник закупки

  • предоставил в составе заявки на участие в аукционе недостоверную информацию

Любой этап проведения аукциона до заключения контракта

Отказ от заключения контракта (ч. 9 ст. 31 Закона о КС)

Победитель аукциона

Установление факта того, что участник закупки:

  • не соответствует требованиям документации об аукционе;
  • предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям

От определения победителя до заключения контракта

Для начала рассмотрим основания отстранения участника электронного аукциона от участия.
При этом косвенно обозначим и иные случаи такого недопуска, указанные в таблице.

Несоответствие участника закупки требованиям документации

Первым основанием для отстранения является установление факта несоответствия участника закупки требованиям документации об аукционе.

Как видно из приведенной таблицы, такое несоответствие может быть основанием как для отстранения участника закупки от участия в аукционе (отказа от заключения контракта с победителем), так и для признания заявки участника аукциона не соответствующей аукционной документации.

Разница лишь в том, на какой момент участник аукциона признан не соответствующим предъявленным требованиям.

Например, при проведении аукциона заказчик установил требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков . Предположим, что на день рассмотрения вторых частей заявок участник аукциона соответствовал всем требованиям заказчика, в т. ч. указанному выше требованию. Но днем позже сведения об участнике закупки были включены в реестр недобросовестных поставщиков. То есть основания для недопуска к участию в аукционе появились не на стадии рассмотрения вторых частей заявок, а уже после этого.

При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика (аукционную комиссию) с момента рассмотрения вторых частей заявок и до заключения контракта проверять, не перестали ли участники закупки соответствовать установленным требованиям. Поэтому даже если сведения об участнике аукциона в указанный выше период времени попали в реестр недобросовестных поставщиков , но заказчик (аукционная комиссия) такой информацией не располагал, неотстранение участника закупки от участия в аукционе не повлечет привлечение к административной ответственности.

Еще одним примером может быть ошибочное решение аукционной комиссии о признании заявки на участие в аукционе соответствующей документации об аукционе. Если комиссия при рассмотрении вторых частей заявок не проверила наличие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков и признала заявку соответствующей (несмотря на то что сведения имелись в указанном реестре!), то последующее решение об отстранении участника закупки от участия в аукционе будет являться исправлением ошибки, допущенной при рассмотрении вторых частей.

Недостоверные сведения в составе заявки

Вторым основанием для отстранения участника электронного аукциона от участия в нем является установление факта предоставления таким участником недостоверных сведений в составе заявки на участие в аукционе. Причем с появлением в ч. 6.1 в ст. 66 Закона о контрактной системе отстранить участника закупки от участия в аукционе после рассмотрения первых частей заявок стало возможно в случае предоставления недостоверных сведений в отношении не только самого участника закупки , но и предлагаемого им товара.

Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не определяет критерии достоверности-недостоверности сведений.

»На практике сведения признаются недостоверными, если они не соответствуют действительности или если в самой заявке участником закупки предоставлены противоречащие другу данные.

Например, в первой части заявки указаны характеристики товара, которые удовлетворяют требованиям технического задания, но не соответствуют реальным характеристикам.

Если данный факт будет установлен при рассмотрении первых частей заявок, участнику закупки должно быть отказано допуске к участию в аукционе. Если же недостоверность сведений о товаре обнаружится после, участник закупки должен быть отстранен от участия в аукционе.

С учетом того что проверка достоверности представленных участником закупки сведений не является обязанностью заказчика (аукционной комиссии), неправомерный допуск (неотстранение) участника, предоставившего недостоверные сведения, не повлечет за собой административную ответственность заказчика, в случае если заказчик не располагал соответствующей информацией. При этом решение о допуске участника закупки к участию в аукционе может быть отменено.

В первой части заявки участником аукциона указаны характеристики товара, которые расходятся с характеристиками, содержащимися в документе на товар, представленном в составе второй части заявки (например, регистрационном удостоверении). Это как раз второй случай, признаваемый на практике недостоверностью сведений.

Принимая во внимание то, что факт недостоверности сведений в приведенном примере обнаружится только при рассмотрении вторых частей заявок, аукционная комиссия обязана будет отстранить участника закупки на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе. Признать заявку не соответствующей требованиям документации об аукционе не получится, т. к. ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе предусматривает как основание для признания заявки не соответствующей требованиям документации недостоверность сведений в отношении самого участника закупки, а не товара.

Источники для установления недостоверности сведений

Открытым остается вопрос о том, каких источников информации достаточно для установления недостоверности сведений. В административной и судебной практике можно выделить несколько позиций по данному вопросу.

Первая точка зрения — самая лояльная для заказчика (аукционной комиссии): информации из общедоступных источников, например из интернета, достаточно для установления недостоверности сведений. Это означает, что, если найденные в сети характеристики товара не соответствуют сведениям, указанным в заявке участника аукциона, последние можно считать недостоверными.

Такого же мнения придерживается Минэкономразвития России, указывая в п. 95 письма от 30.09.2014 № Д28и-1889: если при проверке информации, предоставленной участником закупки в первой части заявки на участие, обнаружено, что информация о товаре, предполагаемом к поставке, не соответствует информации на официальном сайте производителя, комиссия принимает решение об отстранении участника закупки в связи с предоставлением недостоверных сведений.

Однако многие контрольные органы считают такую позицию неправомерной. Ведь законодательством не предусмотрена обязанность организаций размещать на сайтах информацию о производимых товарах. Поэтому данные на сайте производителя или продавца на момент рассмотрения заявок могут оказаться неактуальными. Следовательно, информации с сайта недостаточно для установления недостоверности сведений.

На сегодняшний день в контрольных органах и судах превалирует другая точка зрения: недостоверность сведений должна быть подтверждена официальным письмом уполномоченного лица.

Если речь идет о недостоверности характеристик товара, запрос о таких характеристиках нужно направить производителю (его официальному представителю). Причем ответ этого производителя должен подтверждать не только то, что товар с указанными в заявке характеристиками не выпускается, но и то, что производитель не будет выпускать партию товара с необходимыми участнику закупки характеристиками по индивидуальному заказу.

Если же возникли сомнения в достоверности лицензии, представленной в составе заявки на участие в аукционе, необходимо запросить сведения о выдаче лицензии у соответствующего лицензирующего органа.

Такой подход является для заказчика (аукционной комиссии) более безопасным (по сравнению с первым). Однако проблема заключается в том, что ответ на запрос, подтверждающий недостоверность сведений, может быть получен заказчиком уже после заключения контракта.

Самой жесткой и нераспространенной является позиция контрольных органов, заключающаяся в том, что недостоверность сведений о товаре можно проверить только на стадии приемки товара заказчиком. Письмо производителя не может являться стопроцентным подтверждением недостоверности сведений (может быть, к моменту поставки товара по контракту производитель изготовит товар по индивидуальному заказу поставщика).

Оформление решения об отстранении от участия в аукционе

Еще одним вопросом, не урегулированным законодательством, является оформление решения об отстранении участника закупки от участия в аукционе.

Мы видим, что недостоверность сведений о товаре — это основание и для отказа в допуске участника закупки к участию в аукционе при рассмотрении первых частей заявок, и для отстранения такого участника от участия в аукционе.

Хотя формально это разные решения, фактически они имеют одно последствие: участник закупки не допускается до процедуры. И даже если комиссия примет решение не об отказе в допуске, а об отстранении участника закупки от участия в аукционе, логично было бы отразить такое решение в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе с указанием обоснования принятого решения.

Если же факт предоставления недостоверных сведений о товаре обнаружится заказчиком (аукционной комиссией) на стадии рассмотрения вторых частей заявок, оснований для признания заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе не будет. Но и в этом случае решение об отстранении участника закупки от участия в аукционе целесообразно отразить в протоколе подведения итогов аукциона.

В случае если недостоверность информации, содержащейся в заявке на участие в аукционе, будет установлена уже после рассмотрения вторых частей заявок, представляется разумным с целью обеспечения открытости и прозрачности закупки письменно оформить решение об отстранении участника закупки от участия в аукционе и довести его до сведения участника закупки, несмотря на то что Законом о контрактной системе это не предусмотрено .

Последствия отстранения участника закупки

В заключение расскажем о последствиях отстранения участника закупки от участия в аукционе. Нерешенными остаются вопросы:

  • Можно ли заключить контракт со вторым участником аукциона, в случае если победитель аукциона отстранен от участия в нем?
  • Можно ли заключить контракт с третьим участником аукциона, в случае если второй участник отстранен от участия в аукционе?

По мнению Минэкономразвития России (письмо от 22.01.2015 № Д28и-105), оба эти случаи правомерны.

Между тем заключение контракта со вторым или третьим участником аукциона — определенный риск для заказчика, поскольку Закон о КС этого не предусматривает, а разъяснения Минэкономразвития России не имеют юридической силы и могут не учитываться контрольными, судебными и правоохранительными органами.

Что касается последствий отстранения участника закупки от участия в аукционе для самого участника аукциона, то никаких негативных последствий для него не наступает: обеспечение заявки на участие в аукционе у участника закупки не удерживается, сведения о нем не включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Единственным неблагоприятным итогом участия в аукционе для участника закупки может являться (при предоставлении недостоверной информации) привлечение его к административной ответственности за недобросовестную конкуренцию или к уголовной ответственности за подделку документов или использование поддельных документов.

11 Часть 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

22 Часть 9 ст. 31, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.

33 Пункт 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

44 Часть 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе.

55 Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе основанием для признания заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям документации об аукционе является недостоверность информации об участнике аукциона, а не о предлагаемом им товаре.

66 По аналогии с протоколом об отказе от заключения контракта (ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Отстранение участника от участия в электронном аукционе?

Согласно ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч. 3 и 5 данной статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Приведенное требование согласуется с положениями ч. 9 ст. 31 Закона о КС, которая предусматривает, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. При этом согласно ч. 12 указанной статьи решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном Законом о КС порядке.

Порядок оформления решения об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Законом о КС не определен. Поэтому, на наш взгляд, следует исходить из общих норм Закона о контрактной системе, регулирующих порядок оформления результатов рассмотрения заявок в ходе проведения электронного аукциона и подведения результатов такого аукциона.

Согласно ч. 3, 4 ст. 67 Закона о КС по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника к участию в аукционе или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в случаях непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о КС, требованиям документации о таком аукционе. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям не допускается.

По итогам рассмотрения вторых частей заявок аукционная комиссия принимает решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе. При этом заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случаях непредставления документов и информации, которые предусмотрены пп. 1, 3-5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о КС, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о КС.

Таким образом, при проведении каждой из указанных процедур аукционная комиссия вправе принять соответствующее решение в случае предоставления недостоверной информации. При рассмотрении первых частей заявок — это решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе в случае предоставления недостоверной информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о КС (информации о предлагаемых участником товарах, работах, услугах), при рассмотрении вторых частей заявок — решение о несоответствии заявок на участие в аукционе требованиям, установленным документацией о нем, в случае предоставления недостоверной информации об участнике такого аукциона.

Соответствующие решения должны быть отражены в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе (ч. 6 ст. 67 Закона о КС) и в протоколе подведения итогов аукциона (ч. 8 ст. 69 Закона о КС) соответственно.

Положениями ч. 6 ст. 67 и ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность (или необходимость) включения в указанные протоколы сведений о принятии заказчиком решения об отстранении участника аукциона от участия в электронном аукционе по причине установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных этим участником. При этом формулировки ч. 6.1 ст. 66 Закона о КС «отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения» и ч. 9 ст. 31 Закона о КС «отстранение участника закупки осуществляется в любой момент до заключения контракта» указывают на то, что отстранение участника аукциона возможно не только в ходе рассмотрения заявок, поданных участниками, но вплоть до заключения контракта. Поэтому, на наш взгляд, в случае, предусмотренном ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, заказчик должен оформить отдельное решение об отстранении участника от участия в электронном аукционе по причине установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных этим участником.

Требования о направлении такого решения участнику через электронную площадку, равно как и о размещении решения на официальном сайте, Законом о КС прямо не предусмотрены. Однако вполне очевидно, что для возможности обжалования указанного решения участником аукциона (ч. 12 ст. 31 Закона о КС) он должен быть ознакомлен с таким решением. При этом, т. к. отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) является одним из оснований для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо прекращения блокирования таких денежных средств при проведении электронного аукциона (п. 6 ч. 6 ст. 44 Закона о КС), полагаем, о таком решении должен быть извещен оператор электронной площадки. Обмен информацией, связанной с проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика (ч. 1, 2 ст. 60 Закона о КС).

На наш взгляд, в такой ситуации заказчик вправе руководствоваться требованиями ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок оформления отказа от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным ч. 9 и 10 данной статьи: не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для принятия решения об отстранении участника от участия в электронном аукционе по причине установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных этим участником, составить и разместить на официальном сайте такое решение, содержащее информацию о месте и времени его составления, о лице, в отношении которого принято данное решение, о факте, являющемся основанием для принятия решения, а также реквизитах документов, подтверждающих этот факт. Указанное решение в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком участнику аукциона.

Обращаем внимание, что правоприменительной практики по заданному вопросу мы не обнаружили, а изложенная позиция отражает наше мнение. За официальными разъяснениями можно обратиться в Минэкономразвития России или ФАС России.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.
Заказчику в рассматриваемой ситуации необходимо оформить отдельное решение об отстранении участника от участия в электронном аукционе по причине установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных этим участником, и разместить его на официальном сайте в порядке, аналогичном тому, что установлен ч. 11 ст. 31 Закона о КС.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

По итогам электронного аукциона "Поставка поливных шлангов" участник аукциона-победитель заключил контракт с заказчиком. В спецификации к контракту указаны технические характеристики товара согласно заявки данного участника. Шланг поливной, давление на разрыв 24 бар. производство Китай. При поставке выяснилось, что технические характеристики отличаются от сведений указанных в заявке данного участника, т.е.. шланг поливной, давление на разрыв 22 бар. производство Китай. Какие действия должен произвести Заказчик? 1. Принять товар и оштрафовать Поставщика за ненадлежащее исполнение контракта? 2. Не принимать товар и расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке (в случае отказа поставщика)?

Ответ

Не принимайте товар. Если примете товары, работы или услуги, которые не отвечают условиям контракта, работник контрактной службы заплатит штраф от 20 000 до 50 000 руб. Наказание предусмотрено частью 10 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не подписывайте документы о приемке. Направьте поставщику письменный отказ, а также претензию о замене товара, который не соответствует условиям контракта, сроки замены. Также Заказчик вправе разорвать контракт в одностороннем порядке, если подрядчик не выполнил условия контракта. При этом соблюдайте процедуру:

1. Примите решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке и в течение трех рабочих дней после этого опубликуйте в ЕИС. В этот же срок направьте решение поставщику по почте заказным письмом, а также телеграммой или на email.

2. Дайте поставщику 10 календарных дней на то, чтобы исправить недочеты. Срок отсчитывайте с даты, когда получите подтверждение, что контрагент получил уведомление. Если предупредить поставщика не получится, то отсчитайте 30 дней с даты, когда опубликовали решение расторгнуть контракт.

3. Если контрагент за 10 календарных дней устранит недостатки, отмените решение о расторжении контракта. Если не устранит, контракт расторгнут. После того как решение об отказе исполнять контракт вступило в силу, не принимайте продукцию – в данном случае обязательства сторон прекратились (ч. 2 ст. 453 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Как провести экспертизу и приемку результатов контракта

Заказчик обязан провести приемку результатов контракта, а в рамках приемки – экспертизу. Если проведете приемку с нарушениями, заплатите штраф до 50 000 руб. Порядок приемки пропишите в контракте, а итоги обязательно документируйте. Расскажу, как провести приемку без ошибок и правильно оформить результаты контракта.

Кто и как проводит приемку и экспертизу

Экспертизу и приемку проводит заказчик. Контрагент в сроки по контракту предоставляет результаты исполнения обязательств и направляет заказчику документы для приемки. Заказчик вправе потребовать отчетные документы: журнал оказания услуг, отчет о проделанной работе, финансовый отчет. Комплект документов укажите в приложении к контракту – техзадании.

Экспертизу проводите своими силами или привлекайте экспертов, экспертные организации. Обязательно привлеките экспертов, если заключаете контракт с едпоставщиком по пунктам 10–13, 16, 31, 34, 35, 37–39, 43 и 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой порядок следует из частей 2, 3 и 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Внимание: если не проведете экспертизу, контрактный управляющий заплатит штраф в 20 000 руб. Наказание предусмотрено частью 8 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для приемки своими силами создайте комиссию приказом руководителя. Порядок работы и функции комиссии пропишите в Положении о приемочной комиссии (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик может и не создавать приемочную комиссию, когда проводит экспертизу своими силами. Тогда проводить приемку могут, например, сотрудники контрактной службы или административно-хозяйственного отдела. Такие разъяснения приводит Минэкономразвития в письме от 22 мая 2015 года № Д28и-1464.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает требования к работникам заказчика, которые будут проводить экспертизу. Выберите сотрудников со специальными знаниями о предмете контракта. А чтобы комиссия объективно оценила результаты, не включайте в комиссию заинтересованных работников и близких родственников контрагента. Если обнаружили таких людей в составе комиссии, замените их. В комиссию включите не менее пяти человек.

Совет: закрепите проведение экспертизы в должностных обязанностях членов приемочной комиссии.

Чтобы привлечь экспертов , заключите контракт в рамках Закона № 44-ФЗ. Если расходы не превышают 100 000 руб., вы вправе заключить контракт с едпоставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Если стоимость услуг экспертов превышает 100 000 руб., проводите электронный аукцион или запрос котировок. Эксперт обязан письменно уведомить контрагента, что участвует в проверке. Об этом сказано в части 3 статьи 41 Закона № 44-ФЗ.

Не привлекайте в качестве экспертов:

 работников заказчика или поставщика, граждан с интересами в контракте;

 родственников организаторов закупки или контрагента;

 сотрудников организаций, в которых заказчик или контрагент имеют более 20 процентов доли;

 граждан и организации, на которых заказчик или поставщик могут оказать влияние.

Ограничения предусмотрены в части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ.

Специальных требований к экспертам в Законе № 44-ФЗ нет. Однако эксперты должны отвечать требованиям отраслевого законодательства в конкретной сфере закупок (ч. 8 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

Пример: требования к экспертам при поставке оборудования

Контрагент поставил и смонтировал оборудование для газораспределительной станции.

Станция – опасный производственный объект согласно пункту 4 приложения № 2 к Закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ. Заказчик для приемки привлек экспертов, которые отвечают требованиям:

 имеют высшее образование;

 работали по специальности не менее 10 лет;

 провели не менее 15 экспертиз промышленной безопасности;

 знают законодательство в области промышленной безопасности.

Требования к экспертам установлены в пункте 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности от 14 ноября 2013 года № 538.

Ситуация: вправе ли комиссия принять товар, если присутствуют только три члена из пяти

Нет, не вправе. Количество членов приемочной комиссии не должно быть менее пяти человек, и все они должны подписать документ о приемке. Вывод следует из частей 6 и 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: какие требования применять к экспертам, которые проверяют поставленные по контракту музыкальные инструменты

Требования к экспертам установите самостоятельно в документации о закупке, извещении или проекте контракта. Это может быть высшее музыкальное образование, опыт экспертизы музыкальных инструментов, квалификация и другие требования.

Ситуация: какие требования применять к экспертам, которые проверяют услуги по кредитованию

Требования к экспертам установите самостоятельно в извещении, документации о закупке или проекте контракта. Например, опыт экспертизы предоставления кредитов, высшее образование в сфере «Финансы и кредит», квалификация.

Ситуация: вправе ли заказчик принять часть работ до того, как заключит контракт

Нет, не вправе. Не оплачивайте товары, работы или услуги до того, как заключили контракт. Включать в контракт положение, что условия контракта примените к отношениям сторон, которые возникли до заключения контракта, также нельзя. Такую позицию Минэкономразвития отразило в письме от 28 октября 2014 года № ОГ-Д28-8381.

Ситуация: можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы

Нет, нельзя. Провести и оплатить экспертизу обязан заказчик. Такой вывод следует из части 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако суды вправе обязать контрагента оплатить заказчику расходы на экспертизу, если подрядчик исполнил контракт некачественно. Такое решение, например, принял Арбитражный суд Ростовской области 16 февраля 2016 года по делу № А53-33400/2015.

Ситуация: вправе ли заказчик провести экспертизу своими силами при одностороннем расторжении контракта

Да, когда расторгаете контракт в одностороннем порядке, проведите экспертизу согласно положениям статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтвердил Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 17 марта 2015 года № А63-6507/2014.

Ситуация: можно ли включить контрактного управляющего в комиссию по приемке

Да, если проводите экспертизу своими силами. Если привлекаете эксперта и заключаете с ним контракт по Закону № 44-ФЗ, контрактный управляющий не может быть экспертом, так как работник заказчика проводить независимую экспертизу не вправе (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: вправе ли заказчик оплатить товар и не принимать его, а оставить на ответственное хранение поставщику

Нет, заказчик обязан принять поставленный товар согласно статье 94 Закона № 44-ФЗ и в порядке, который установил в контракте (ч. 13 ст. 34 и ч. 2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Примите и оплатите товар на условиях из контракта. А после, когда контракт будет исполнен, заключите с поставщиком договор ответственного хранения.

Ситуация: какой грозит штраф. Заказчик не привлек экспертов к приемке поставленных товаров

Если заказчик не выполнит требование о привлечении экспертов или экспертных организаций к приемке товаров, то его оштрафуют. Размер штрафа составит 20 000 руб. Основание: часть 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, часть 8 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях.

Что проверить во время экспертизы

В ходе экспертизы проверьте, отвечает ли объект закупки условиям контракта. Для этого обратите внимание на качество и объем поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ. В частности, проверьте, что у объекта закупки:

 отсутствует брак;

 нет повреждений, в том числе у упаковки;

 товарная партия однородна;

 не истек срок годности;

 есть необходимые сертификаты.

Учтите заключение экспертов, когда решаете, принять или нет результаты исполнения контракта. Такие требования установлены в частях 3 и 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: нужно ли провести экспертизу услуг специализированной организации

Да, проведите экспертизу услуг специализированной организации, когда будете исполнять контракт. Заказчик обязан проводить экспертизу товаров, работ, услуг по всем контрактам. Исключений для услуг специализированной организации в пункте 1 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ нет. Экспертизу проведите своими силами или привлеките экспертов.

Ситуация: нужно ли проводить экспертизу результатов исполнения контракта, который заключили в устной форме

Да, нужно. Если заключили контракт в устной форме, проведите экспертизу его результатов. Результаты экспертизы отразите в акте сдачи-приемки. Вывод следует из части 15 статьи 34 и части 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: как принять товар, если экспертизу проведете только через несколько дней после поставки

Примите товар в день поставки, в накладной сделайте пометку «Товар принят по количеству». Результаты экспертизы зафиксируйте актом в день, когда получите ее итоги. Так выполните условия контракта и не окажетесь в ситуации, когда предъявить претензии за брак уже нельзя (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Когда и как отказать в приемке

Не принимайте товар, если обнаружите недостатки во время экспертизы. Например, поставщик привез разбитые или испорченные товары, истек срок годности продуктов питания, исполнитель оказал услугу не в полном объеме или некачественно.

Внимание: если примете товары, работы или услуги, которые не отвечают условиям контракта, работник контрактной службы заплатит штраф от 20 000 до 50 000 руб. Наказание предусмотрено частью 10 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не подписывайте документы о приемке. Направьте поставщику письменный отказ, к которому приложите протокол разногласий или акт по форме 0504220. Укажите, какие именно недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности выявили. Сделайте это в порядке и в сроки, которые установили в контракте. Такие правила описаны в части 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе разорвать контракт, если подрядчик не выполнил условия контракта. Соблюдайте процедуру:

4. Примите решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке и в течение трех рабочих дней после этого опубликуйте в ЕИС. В этот же срок направьте решение поставщику по почте заказным письмом, а также телеграммой или на email.

5. Дайте поставщику 10 календарных дней на то, чтобы исправить недочеты. Срок отсчитывайте с даты, когда получите подтверждение, что контрагент получил уведомление. Если предупредить поставщика не получится, то отсчитайте 30 дней с даты, когда опубликовали решение расторгнуть контракт.

6. Если контрагент за 10 календарных дней устранит недостатки, отмените решение о расторжении контракта. Если не устранит, контракт расторгнут. После того как решение об отказе исполнять контракт вступило в силу, не принимайте продукцию – в данном случае обязательства сторон прекратились (ч. 2 ст. 453 ГК РФ).

Порядок расторжения контракта описан в частях 11–14 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Подробнее о том, как расторгнуть контракт, читайте в рекомендации.

Пример: заказчик разрывает контракт из-за некачественного товара

Индивидуальный предприниматель 6 июля 2017 года привез на склад заказчика продукты питания, которые поставил по контракту. В ходе приемки директор по снабжению организации-заказчика установил, что срок годности продуктов истек. В этот же день заказчик решил разорвать контракт. 11 июля контрактный управляющий опубликовал решение в ЕИС, отправил заказное письмо контрагенту и предупредил по email. 12 июля предприниматель позвонил и сообщил, что получил уведомление и готов поставить качественные продукты.

Отсчитывать 10-дневный срок заказчик начал с 13-го числа, следовательно, поставить товар контрагент должен до 22 июля. Но так как в 2017 году 22 июля выпало на выходной, заказчик продлил срок до 24-го числа. При расчете сроков контрактный управляющий использовал правила статей 191 и 193 Гражданского кодекса.

Предприниматель привез товары 20 июля, директор по снабжению принял продукты. Заказчик отменил решение об одностороннем расторжении контракта.

Как оформить результаты экспертизы и приемки

Эксперты оформляют результаты проверки заключением. Документ должен отвечать правилам, которые прописаны в Законе № 44-ФЗ:

 заключение подписывает эксперт, уполномоченный представитель экспертной организации;

 эксперты обосновывают заключение;

экспертное заключение должно отвечать законодательству России;

 эксперты вправе включить в заключение предложения о том, как и в какие сроки устранить недочеты.

Требования к результатам экспертизы перечислены в части 5 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Приемку оформите актом сдачи-приемки или другим документом. Чтобы избежать спорных ситуаций, пропишите в контракте порядок приемки и документы, на основании которых будете принимать товары, работы, услуги. Подписывайте акт приемки, если эксперты не нашли нарушений.

Если проводили экспертизу своими силами, акт сдачи-приемки и заключение экспертизы можно оформить одним документом. Однако Закон № 44-ФЗ не запрещает в этом случае составить два отдельных документа. Принять результаты контракта можно:

 товарной накладной;

 актом о приемке товаров;

 актом выполненных работ;

 актом оказанной услуги.

В документе о приемке укажите, как проводили экспертизу – с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами. Уточните результаты экспертизы. Каждый из членов приемочной комиссии подписывает документ, который утверждает руководитель. Если комиссию не создавали, то акт приемки подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

По итогам приемки составьте и опубликуйте в ЕИС отчет согласно части 9 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Отчет формируйте на основании документов о приемке и оплате по контракту. Если провели приемку, но с контрагентом не рассчитались, отчет не публикуйте. Такой вывод следует из пункта 3 Положения из постановления Правительства от 28 ноября 2013 года № 1093.

Ситуация: каким документом принять результаты по договору аренды нежилого помещения

Аренда нежилого помещения – это услуга, поэтому оформите приемку актом оказанных услуг.

Ситуация: как проводить экспертизу, если исполнитель оказывает услуги в течение года, а заказчик платит ежемесячно

В этом случае проводите экспертизу каждый месяц. По итогам приемки и оплаты составляйте отчет об исполнении контракта. Такое разъяснение дало Минэкономразвития в письме от 21 января 2016 года № Д28и-92.

Ситуация: как организовать приемку ремонтных работ

Чтобы провести приемку ремонтных работ, используйте пошаговый алгоритм:

1. Создайте рабочую группу по ремонту.

2. Привлеките членов рабочей группы к приемке.

3. Сделайте контрольные обмеры и оформите необходимые акты.

4. Проведите приемку с подписанием акта выполненных работ по форме КС-2.

5. Оплатите выполненные работы на основании счета, счета-фактуры, КС-2, КС-3.

Подробнее о том, как провести приемку ремонтных работ, читайте в пошаговой инструкции.

Ситуация: как провести экспертизу поставки ГСМ по контракту

Проведите экспертизу своими силами или привлеките экспертов. Экспертами могут быть испытательные лаборатории, которые вправе проверять нефтепродукты. Если проводите экспертизу сами, проверьте, отвечает ли паспорт продукции необходимым требованиям.

У каждой партии топлива должен быть паспорт. Об этом сказано в пункте 4.13 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011, который утвердила Комиссия Таможенного союза решением от 18 октября 2011 года № 826.

Паспорт должен содержать:

 название и марку топлива;

 название изготовителя или уполномоченного изготовителем лица, либо импортера, продавца, их местонахождение с указанием страны;

 наименование документа, который устанавливает требования к топливу данной марки (при наличии);

нормативные значения и фактические результаты испытаний, которые подтверждают соответствие топлива данной марки требованиям технического регламента ТС;

 дату выдачи и номер паспорта;

 подпись сотрудника, который оформил паспорт;

 сведения о декларации соответствия;

 сведения о наличии присадок в топливе.

Ситуация: как принять объект недвижимости по контракту, который заключили в результате аукциона

Проведите экспертизу своими силами или привлеките эксперта, экспертную организацию. Если не нашли нарушений, подпишите передаточный акт или другой документ о передаче. Но сделайте это после того, как поставщик отдаст вам свидетельство о регистрации права собственности на недвижимое имущество. Только тогда сможете распоряжаться имуществом. Такие выводы следуют из части 1 статьи 551 и части 1 статьи 556 Гражданского кодекса.

Приравнивать строительный контроль к экспертизе результатов контракта нельзя.

Строительный контроль проводят:

 подрядчики;

 застройщики;

 заказчики;

 организации, которые готовят проектную документацию, по договору с заказчиком.

Об этом сказано в пункте 3 Положения из постановления Правительства от 21 июня 2010 года № 468.

Эксперты, которых заказчики привлекают для экспертизы в ходе приемки, должны отвечать требования статьи 41 Закона № 44-ФЗ. С ними заказчики заключают договор. Однако договор с проектной организацией и договор с экспертом согласно пункту 15 статьи 3 Закона № 44-ФЗ – это договоры на разные услуги.

Совершая покупку, мы рассчитываем получить качественную вещь, полностью соответствующую описанию, предоставленному продавцом. Однако на практике потребители нередко сталкиваются с приобретением изделий, имеющих низкое качество или характеристики, отличающиеся от заявленных.

Как составить претензию на возврат такого товара и получить потраченные деньги, вы узнаете с помощью данной статьи.

Что делать, если куплен товар, не соответствующий заявленным требованиям?

Продавец должен обеспечить потенциального покупателя всей имеющейся информацией о товаре – его характеристиках, внешнем виде, фирме-изготовителе и т. д. Указание ложных или некорректных сведений является незаконным.

Согласно статье 12 Закона № 2300-I от 7.02.1992 года, если потребителю были предоставлены некорректные сведения о предмете сделки, он вправе отказаться от покупки и потребовать возвращения ранее потраченных денег.

У вещи был обнаружен какой-либо изъян, о наличии которого покупатель не был уведомлён? В такой ситуации возврат товара, не соответствующего заявленным требованиям, осуществляется на общих основаниях в порядке, предусмотренном статьёй 18 Закона.

В какой срок возможно подать в магазин письменную претензию с требованием о выплате ранее потраченных денег? Статья 12 устанавливает, что покупатель вправе отказаться от покупки в течение разумного срока, если продавец предоставил ему некорректные или неполные сведения о товаре.

В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 июня 2012 года, под разумным сроком можно понять срок годности, эксплуатации, хранения или гарантии на товар. При этом важно учесть особенности данного изделия, сезонность его применения и другие немаловажные характеристики.

Составление претензии в магазин

Чтобы вернуть товар, не отвечающий заявленным характеристикам, покупателю потребуется составить письменную претензию и направить её в магазин, дополнив копиями документов, способных подтвердить обоснованность отказа от покупки.

Текст претензии должен содержать перечисленные ниже данные:

  • реквизиты магазина;
  • персональные сведения о покупателе (его ФИО, адрес проживания, способы обратной связи);
  • наименование и характеристики приобретённого товара;
  • дату совершения покупки;
  • суть проблемы (несоответствие вещи заявленным продавцом характеристикам);
  • ссылки на нормативно-правовую базу;
  • перечень документов, дополняющих претензию;
  • дату подачи обращения в магазин;
  • подпись покупателя.

Если у товара обнаружен какой-либо недостаток, покупатель вправе указать в тексте претензии о своём желании принять участие в проверке качества изделия.

Обращение в магазин может быть дополнено копиями договора о купле-продаже, чека, гарантийного талона и иных документов, способных доказать обоснованность заявленных требований.

Отправить претензию в магазин можно тремя способами – передать продавцу лично или через представителя, направить заказным письмом или через курьерскую доставку. В первом случае важно предъявить представителю магазина два комплекта документов, чтобы должностное лицо сделало пометку о дате получения обращения на одном из них.

Представитель продавца отказывается принять вашу претензию? Отправьте её вместе с дополняющими документами заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы иметь на руках квитанцию, подтверждающую соблюдение досудебного порядка разрешения спора.

Составление претензии в интернет-магазин


Как правило, покупки нередко совершаются через интернет. Продавцы при дистанционной реализации товаров должны предоставлять о них полную информации потенциальным покупателям посредством буклетов, фотографий, описания характеристик на веб-сайте магазина и т. д.

Согласно статье 26.1 Закона, заказчик вправе отказаться от покупки до её получения в любой момент, а после доставки – в течение семи дней. Если продавец не предоставил сведения о порядке расторжения договора и сроках обращения с претензией, возврат возможен в течение трёх месяцев после получения заказа.

Ниже указана инструкция, как оформить возврат товара в интернет-магазин:

  1. составьте письменную претензию и направьте её продавцу по e-mail или на почтовый адрес, указанный на сайте интернет-магазина;
  2. дождитесь получения ответа от должностного лица;
  3. предоставьте товар, который не устроил вас характеристиками, обратно продавцу;
  4. получите деньги, ранее оплаченные за заказ.

Стоит отметить, что при возврате товара продавец выплачивает потребителю всю сумму заказа, однако с учётом вычета затрат на отправление по указанному адресу.

Перед оформлением претензии в интернет-магазин вы можете ознакомиться с представленным на сайте

Добрый день!
Меня зовут Екатерина.
Купила вакуумные наушники вчера в розничном магазине. Послушать при покупке не дали, т.к. это товар личной гигиены. Наушники прослушивала дома, звук не соответствует заявленным характеристикам.
Можно ли вернуть товар или обменять? Чеки и упаковка сохранились.

Ответы юристов: 5

Здравствуйте! Вам нужно обратиться в магазин с претензией о возврате денежных средств и расторжении договора купли-продажи. В случае отказа обращайтесь в суд с исковым заявлением о расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдения требований потребителя. В иске и претензии ссылайтесь на положение статей 13,15,18,21 и 22 Закона О защите прав потребителей

Здравствуйте. Да, можете вернуть товар продавцу назад. Для этого пишите претензию на основании данных статей закона прв потребителя.

Ст.10 закона прав потребителя.
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

2.1. Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.

Если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) или не вытекает из существа отношений между ними, ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).

Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).

2.2. Потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги). Владелец агрегатора возвращает сумму полученной им предварительной оплаты товара (услуги) в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии следующих условий:

Товар (услуга), в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок);

Потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.

Наряду с требованием о возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги) потребитель направляет владельцу агрегатора подтверждение направления продавцу (исполнителю) уведомления об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).

Если иное не предусмотрено условиями пользовательского или иного соглашения потребителя с владельцем агрегатора, уведомление продавцу (исполнителю) об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) может быть направлено владельцу агрегатора, который обязан направить его продавцу (исполнителю).

2.3. В случае, указанном в пункте 2.2 настоящей статьи, владелец агрегатора вправе отказать потребителю в возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги) при получении от продавца (исполнителя) подтверждения принятия потребителем товара (оказания услуги) при условии, что копия такого подтверждения была направлена владельцем агрегатора потребителю в течение десяти календарных дней со дня получения владельцем агрегатора требования о возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги). В случае несогласия потребителя с представленными владельцем агрегатора доказательствами принятия потребителем товара (оказания услуги) потребитель вправе требовать возврата суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги) в судебном порядке.

3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Да, Вы имеете право возвратить наушники на основании п.1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

С уважением.

Здравствуйте!
Если в документации есть ссылка, что данный товар является товаром личной гигиены, то вам придется доказывать, что товар не соответствует заявленным характеристикам, т.к в соответствии Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном...
(ПЕРЕЧЕНЬ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ВОЗВРАТУ ИЛИ ОБМЕНУ НА АНАЛОГИЧНЫЙ ТОВАР ДРУГИХ РАЗМЕРА, ФОРМЫ, ГАБАРИТА, ФАСОНА, РАСЦВЕТКИ ИЛИ КОМПЛЕКТАЦИИ) предметы личной гигиены возврату не подлежат.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Если же недостаток товара очевиден и не был оговорен продавцом, то возвращайте товар в соответствии со ст. 18 ЗоЗПП.

Направляйте письменную претензию продавцу, указывайте все обнаруженные недостатки, указывайте свои требования. Если ваша претензия не будет удовлетворена, придется обращаться в суд. Если на товар есть гарантия, то обязанность доказывания, что вам был продан товар надлежащего качества возлагается на продавца. Если отсутствует, то доказывать, что приобретен товар ненадлежащего качества лежит на вас.

С Уважением!

Здравствуйте.

Вы можете обратиться к продавцу с требованием о возврате денег на этом основании, ссылаясь на ст.ст.10,12,18 Закона о защите прав потребителей.

В соответствии со ст.10 Закона продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора .

Информация о товаре, в том числе, должна содержать:

Сведения об основных потребительских свойствах;

Цену в рублях и условия приобретения;

Гарантийный срок, если он установлен;

Правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

Информацию об обязательном подтверждении соответствия;

При этом, такая информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товару , на этикетках, маркировкой и т.п.

Кроме того, в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 , п.17, покупателю должна быть предоставлена возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Покупатель вправе осмотреть его, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия.

Для демонстрации, как правило, используется витринный образец.

В соответствии со ст.12 Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать возврата уплаченных денежных средств.

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Вы можете обратиться сначала в устной форме, и если Вам будет отказано - направить в магазин письменную претензию со ссылкой на указанные нормы закона и указанием Вашего требования. Также, можете добавить, что в случае отсутствия результата (Вам обязаны ответить в 10-дневный срок, ст.22 Закона) в установленный срок, Вы вправе требовать выплаты неустойки за нарушение этого срока в соответствии со ст.23 Закона, а также обратитесь с жалобой в контролирующие органы (прокуратуру, Роспотребнадзор) и в суд с исковым заявлением, где будете также просить суд о взыскании убытков, компенсации морального вреда и взыскании штрафа в размере 50% от присужденной суммы, ст.ст.13,15 Закона.