Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг Положения, претерпев

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.

Правовой статус унитарных предприятий регламентирован положениями статей 113 — 115 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Такие предприятия представляют собой коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное имущество.

В зависимости от особенностей закрепления за унитарными предприятиями имущества они дифференцируются на унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (в том числе муниципальные предприятия), и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (в том числе муниципальные казенные предприятия).

Следует отметить, что Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее — Закон N 321-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ), которые вступают в силу с 1 января 2017 года.

Так, с 1 января 2017 года в соответствии с положениями Закона N 321-ФЗ заказчиком, подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ, будет являться государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

С учетом изложенного с 1 января 2017 года унитарные предприятия обязаны проводить закупки по Закону N 44-ФЗ.

В то же время положениями Закона N 321-ФЗ предусмотрено, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Так, муниципальные казенные предприятия являются заказчиками по смыслу Закона N 44-ФЗ и смогут воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только в случаях, установленных частью 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2017 года во всех остальных случаях, в том числе проведения закупки за счет собственных средств, казенным учреждениям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Об осуществлении закупок муниципальными казенными учреждениями с 01.01.2017

В 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществления централизованных закупок 1 . Их общая суть заключается в том, что закупки для нужд отдельных заказчиков (органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов местных администраций, государственных и муниципальных бюджетных и казенных учреждений) осуществляются не самими этими заказчиками, а одним уполномоченным государственным или муниципальным органом (уполномоченным казенным учреждением). Смысл таких закупок может состоять, во-первых, в экономии бюджетных средств (например, при централизованной закупке могут закупаться продукты питания для нужд сразу всех детских садов муниципального района, что обеспечивает более низкие цены, предлагаемые поставщиками, чем если бы проводилось много более мелких закупок самими садами), а во-вторых, в снижении административной нагрузки на заказчиков (например, тем же самым детским садам не нужно самим осуществлять все сложные административные процедуры закупок). Отметим, что на практике именно второй мотив чаще всего является главной причиной организации централизованной закупочной деятельности.

Централизация возможна в разных вариантах. Первый вариант, который можно условно назвать «базовым», предполагает, что уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) отвечает за реализацию процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), однако, при этом обоснование закупок, определение НМЦК, определение условий контракта и его подписание осуществляется самими заказчиками. Для наглядности рассмотрим в качестве примера, как регламентируется его применение в Клинском районе Московской области 2 .

Уполномоченным органом в этом примере является муниципальное казенное учреждение «Центр проведения торгов». Совместно с заказчиками (муниципальные органы, муниципальные казенные и бюджетные учреждения) данный орган ежемесячно с 1 по 10 число месяца согласовывает план закупок и планы-графики закупок, а также совместно с ними выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Самостоятельно же этот орган осуществляет следующие действия:

  1. осуществляет подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (за исключением описания объекта закупки), изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках;
  2. организует работу и осуществляет подготовку протоколов заседаний единой комиссии на основании решений, принятых членами комиссии;
  3. размещает в ЕИС извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов, протоколы;
  4. обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в закупках, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в закупках и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в закупках только после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;
  5. предоставляет возможность всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в закупке, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в закупке и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупке;
  6. обеспечивает возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупке;
  7. обеспечивает осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;
  8. обеспечивает хранение в сроки, установленные законодательством, протоколов, составленных в ходе проведения закупок, заявок на участие в закупках, документации о закупках, изменений, внесенных в документацию о закупках, разъяснений положений документации о закупках и аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;

В свою очередь в полномочия заказчиков включены:

  1. Формирование плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, утверждение плана закупок, размещение в ЕИС плана закупок и внесенных в него изменений.
  2. Формирование плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, утверждение плана-графика, размещение в ЕИС плана-графика и внесенных в него изменений.
  3. Организация обязательного общественного обсуждения закупки товара, работы или услуги в установленных случаях.
  4. Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  5. Обоснование закупок.
  6. Описание объекта закупки.
  7. Определение предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта.
  8. Определение начальной (максимальной) цены контракта.
  9. Определение размера обеспечения заявок и размера обеспечения исполнения контракта, принятие на свои счета денежных средств в качестве данного обеспечения.
  10. Направление в уполномоченный орган ответов на запросы участников закупок.
  11. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений, разработанной уполномоченным органом.
  12. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса предложений - за исключением определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися.
  13. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе размещение в ЕИС в установленных случаях расчета и обоснования цены контракта, извещения об осуществлении такой закупки, уведомление контрольного органа в сфере закупок о такой закупке или согласование с контрольным органом в сфере закупок такой закупки.
  14. Подписание контракта.
  15. Направление информации в Федеральное казначейство для включения сведений в реестр контрактов.
  16. Исполнение контракта, привлечение экспертов, экспертных организаций в установленных случаях.
  17. Формирование и размещение в ЕИС отчетов, предусмотренных в 44-ФЗ.
  18. Осуществление иных полномочий заказчиков, предусмотренных в 44-ФЗ, за исключением полномочий, возложенных на уполномоченной орган.
  19. Но не все эти действия заказчики осуществляют полностью самостоятельно. Как было указано выше, план закупок и план-график закупок подлежат согласованию с уполномоченным органом. Кроме того, на основании плана-графика закупок заказчики готовят и направляют в уполномоченный орган заявку на осуществление закупки, решение об осуществлении закупки, представляют для согласования документацию о закупке, техническое задание, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой даты размещения информации об осуществлении закупки в ЕИС. В случае получения от уполномоченного органа уведомления о необходимости устранения замечаний в представленных документах заказчики устраняют замечания, в случае необходимости вносят изменения в план закупок и в план-график закупок, и в течение 3 рабочих дней с момента получения уведомления повторно направляют в уполномоченный орган. В случае необходимости отмены закупки заказчики представляют в уполномоченный орган решение об отмене закупки не позднее 1 рабочего дня до планируемой даты отмены закупки. Заказчики представляют в уполномоченный орган информацию о поступлении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке. Также в течение рабочего дня, следующего за днем получения запроса на разъяснение положений документации о закупке, представляют в уполномоченный орган соответствующее разъяснение для размещения уполномоченным органом в ЕИС. Наконец, не позднее дня, следующего за днем получения жалобы на положения документации о закупке, но не позднее дня, предшествующего дню рассмотрения данной жалобы, представляют в уполномоченный орган заверенные копии и оригиналы документов, необходимые для рассмотрения данной жалобы, а также подписанную работником контрактной службы (контрактным управляющим) позицию заказчика по жалобе.

    В общем, как мы видим в данном примере, благодаря наличию уполномоченного органа заказчик «разгружается» не так уж и сильно - забот у него хватает, да еще и имеется необходимость согласовывать с этим органом свои решения. Правда, дополнительно в обязанности уполномоченного органа входит оказание методической помощи заказчикам при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и закупке товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд, так что если эта помощь оказывается качественно и своевременно, то заказчик от такой конструкции может все равно оставаться в выигрыше.

    Но уполномоченный орган (учреждение) может наделяться как менее, так и более широким кругом полномочий, чем в вышерассмотренном случае. Например, в Козловском районе Чувашской республики полномочие по обеспечению хранения закупочных документов (в том числе аудиозаписей вскрытия конвертов) закреплено не за уполномоченным органом, а за заказчиками 3 . А в г. Новодвинске (Архангельская область) полномочие по приему и возврату денежных средств обеспечения заявок возложено не на заказчиков, а на уполномоченный орган (городская администрация в лице контрактной службы управления экономического развития и конкурентной политики) 4 .

    Также обратим внимание, что в примере Клинского района Московской области проведение запроса предложений «с нуля» - это единственный случай, когда заказчик осуществляет конкурентные закупочные процедуры без участия уполномоченного органа. Но вообще, решение вопроса о том, в каких случаях определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется уполномоченным органом (учреждением), а когда - самим заказчиком, может быть различным. Например, в г. Новодвинске уполномоченный орган занимается таким определением при применении всех конкурентных способов кроме запроса котировок (запрос котировок заказчики проводят самостоятельно), а в Калининградской области, где уполномоченным органом является областное конкурсное агентство (исполнительный орган государственной власти), государственные заказчики и государственные бюджетные учреждения вне зависимости от способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вправе самостоятельно осуществлять определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при закупках товаров, работ, услуг на сумму НМЦК, не превышающую 500 тыс. руб. 5 . А вот в Волгоградской области централизовано только определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов в электронной форме с НМЦК до 250 тыс. рублей и запросов котировок 6 .

    Отдельного внимания заслуживает вопрос о формировании уполномоченными органами (учреждениями) комиссий по осуществлению закупок. Здесь возможны два основных варианта - либо данный орган не привлекает представителей заказчика для участия в работе таких комиссий, либо привлекает. Например, в той же самой Калининградской области заказчик по требованию уполномоченного органа обязан направить лицо, обладающее специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, для включения в состав единой комиссии 5 . А в г. Твери состав комиссии формируется уполномоченным органом (управлением муниципального заказа городской администрации) на каждую закупку отдельно на основании предложений заказчиков о включении в состав комиссии своих представителей, при этом сведения о представителях, в том числе информацию о профессиональной подготовке или повышении квалификации в сфере закупок, а также информацию об обладании такими представителями специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, указываются заказчиком в заявке на проведение закупки или отдельно в письменном виде 7 .

    Выбор тех заказчиков, закупки которых осуществляются централизованно, тоже может быть различным. Например, в Саратовской области централизованные закупки проводятся Государственным агентством по централизации закупок для нужд всех областных исполнительных органов власти, а также всех областных казенных и бюджетных учреждений (за исключением представительства области при Правительстве РФ, управления делами областного правительства и подведомственных этому управлению учреждений) 8 . Но круг этих заказчиков может быть и очень небольшим. Например, в г. Кушва (Свердловская область) централизованные закупки осуществляются таким уполномоченным учреждением как муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно-коммунальной сферы» только для нужд 4 заказчиков: 1) городская дума; 2) городское управление муниципального контроля; 3) сама городская администрация (аппарат) и 4) городское финансовое управление 9 . В г. Твери централизованные закупки осуществляются уполномоченным органом только для нужд муниципальных органов и муниципальных казенных учреждений 7 .

    Решение о централизации закупок может приниматься и в рамках какой-то отдельной отрасли. Например, в Челябинской области областное казенное учреждение Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» наделено полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Челябинской области, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов и аукционов по заявкам таких учреждений с НМЦК в размере 500 тыс. руб. и более 10 . А в Республике Хакасия в сфере здравоохранения тоже имеет место централизация закупок, но касается она только закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения для республиканских медицинских учреждений, работающих в системе ОМС 11 .

    Законодательство допускает реализацию так называемой «вертикальной» централизации, когда уполномоченный орган одного уровня власти осуществляет закупки для нужд заказчиков другого уровня власти 12 . В частности, здесь имеется в виду ситуация, когда уполномоченный орган муниципального района проводит определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд, входящих в состав района поселений. Например, в Козловском районе Чувашской республике действует правило, согласно которому органы местного самоуправления городского и сельских поселений района на основе соглашения с районным уполномоченным органом вправе передать ему функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках осуществления закупок для муниципальных нужд 3 .

    В заключение, стоит упомянуть о том, что законодательством предусматривается вариант, при котором роль уполномоченного органа в осуществлении закупок может быть более широкой, чем реализация процедур по определению поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, осуществление закупок для нужд органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, казенных учреждений моет возлагаться на уполномоченный государственный или муниципальный орган (уполномоченное казенное учреждение) в полном объеме, то есть включать в себя все этапы закупки: планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты 13 . Иными словами, уполномоченный орган выступает здесь в роли полноценного заказчика и стороной по контракту, а орган или казенное учреждение, для нужд которого проводится такая закупка, является просто неким «грузополучателем». Отметим, что данная норма не распространяется на нужды бюджетных учреждений - в отношении закупок для их нужд может централизованно проводиться только определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Также отметим, что с 01.01.2017 централизация закупок может распространяться и на закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий, в логике 44-ФЗ они приравниваются здесь к бюджетным учреждениям 14 .

    1 В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    2 Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области от 21.12.2015 № 2822 «Об определении уполномоченного органа по осуществлению полномочий на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд заказчиков Клинского муниципального района».

    3 Постановление администрации Козловского района Чувашской республики от 31.12.2013 № 799 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Козловского района Чувашской Республики».

    4 Постановление Мэрии г. Новодвинска от 24.06.2014 № 534-па «Об утверждении Порядка взаимодействия администрации муниципального образования «Город Новодвинск», муниципальных казенных и бюджетных учреждений при осуществлении администрацией муниципального образования «Город Новодвинск» полномочий уполномоченного органа при проведении централизованных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд».

    5 Постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 № 1013 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Калининградской области и о Конкурсном агентстве Калининградской области».

    6 Постановление Администрации Волгоградской обл. от 10.02.2015 № 71-п «Об отдельных мерах по централизации закупок товаров, работ, услуг в Волгоградской области».

    7 Постановление администрации города Твери от 24.05.2016 № 889 «О централизации закупок».

    8 Постановление Правительства Саратовской области от 07.04.2014 № 212-П «О наделении полномочиями государственного казенного учреждения Саратовской области «Государственное агентство по централизации закупок» на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Саратовской области».

    9 Постановление Администрации Кушвинского городского округа от 05.08.2016 N 1088 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Кушвинского городского округа».

    10 Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 31.12.2015 № 2059 «О централизации закупок в сфере здравоохранения в Челябинской области».

    11 Приказ Минздрава Республики Хакасия № 67, Минэкономики Республики Хакасия № 050-13-п, Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия № 240-3-пр, ТФОМС Республики Хакасия № 51-п от 09.02.2010 «О Порядке организации централизованных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для медицинских учреждений Республики Хакасия, работающих в системе обязательного медицинского страхования». Данный нормативный акт принят до вступления в силу 44-ФЗ, однако, он остается действующим, а его достаточно общее содержание позволяет работать по нему и в рамках 44-ФЗ.

    12 Ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    13 Ч. 2 и 3 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2016 N Д28и-2546.

    14 В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».

Многие заказчики задаются вопросом, нужно ли разрабатывать положение о закупках по 44-ФЗ? И если да, то, какие категории госзаказчиков должны это делать? Что из себя представляет, например, положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

Положение о закупках 44-ФЗ

Почему у заказчиков, работающих по Закону о КС, возникает вопрос: «Нужно ли готовить положение о закупках по 44-ФЗ?» Дело в том, что когда заказчики работают по двум законам (ФЗ-44 и ФЗ-223), то у них появляется обязанность подготовить и разместить в ЕИС положение о закупке для работы по ФЗ-223.

Действительно, чтобы заказчик мог осуществлять закупки по 223-ФЗ, в том числе за счет внебюджета, ему нужно разработать положение о закупке, но должно ли быть положение о закупках по 44-ФЗ?

Разница между этими двумя законами в том, что ФЗ-223 закон «рамочный». Он ограничивает действия заказчика некими рамками, но в пределах этих рамок позволяет действовать ему самостоятельно. Единственное ограничение в этом случае – прописать правила своей «самостоятельности» в положение о закупке. В отличие от этого закона, закон о КС жестко регулирует всю закупочную деятельность заказчика.

Типичный пример – обоснование начальной максимальной цены контракта (договора). ФЗ-44 четко прописывает необходимость осуществления обоснования НМЦК, а ФЗ-223 оставляет это на волеизъявление заказчика.

Поэтому на вопрос: «Нужно ли разрабатывать положение о закупках по 44-ФЗ?» - ответ прост: «Нет». Ответы на все вопросы, касаемо закупок по 44-ФЗ, содержит либо сам закон, либо иные НПА, принятые в соответствие с этим законом.

Положение по закупкам по 44-ФЗ – образец

Несмотря на вышесказанное, от заказчиков часто поступают запросы на то, чтобы предоставить им положение о проведении закупок по 44-ФЗ – образец для подготовки своего. Даже если в поисковой строке начать вводить текст: «Положение о…», - в качестве подсказок выскакивают: «Положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений образец 2018. Положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений образец 2019». И другие подобные этим подсказки. Все это говорит о том, что у заказчиков до сих пор есть неясность по этому вопросу.

Именно поэтому мы решили в очередной раз затронуть эту тему. И в очередной раз объяснить, что положение по 44-ФЗ готовить не нужно. Даже если заказчик работает по двум законам. Даже если бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании ч. 2 ст. 15 ФЗ-44, то есть по нормам ФЗ-223, все равно у него есть обязанность принятия только положения о закупке для работы по ФЗ-223, но никак не для работы по ФЗ-44.

Поэтому даже для таких БУ мы не можем предложить для рассмотрения в статье положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений, образец которого можно было бы взять за основу. Ни положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений, ни положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений не разрабатывается заказчиками.

Дополнительный вопрос о казенных учреждениях

Может ли казенное учреждение разработать положение о закупке в рамках ФЗ-223? Ответ тот же: «Нет». Оснований для такого ответа два.

Во-первых, законодатель в ФЗ-44 в статье 15 выделил лишь две категории заказчиков (бюджетные учреждения и унитарные предприятия), которые имеют право работать еще и по нормам ФЗ-223. Очевидно, что казенные учреждения к ним не относятся. Так же есть ряд исключений, когда заказчики по ФЗ-223 должны осуществлять некоторые свои закупки по ФЗ-44. Очевидно также, что казенные учреждения априори не относятся к заказчикам по ФЗ-223.

Во-вторых, ч. 3 ст. 161 БК РФ отмечает, что даже в тех случаях, когда КУ осуществляет деятельность, приносящую доход, то перечисляется он в бюджет бюджетной системы РФ. То есть самостоятельно КУ данным доходом не распоряжается и закупки на эти деньги не осуществляет.

Поэтому КУ не разрабатывает положение о закупке не только в рамках ФЗ-44 (когда оно в принципе не предусмотрено), но и в рамках ФЗ-223. Ну, и, естественно, на вопросы от представителей казенных учреждений, которые также задают нам такие вопросы, мы отвечаем: «Положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений – образец предоставить невозможно. Равно как и образец положения о закупке по 223-ФЗ».

Произошедшее в 2014 году усовершенствование общефедеральной политики закупок изменило деятельность, в первую очередь, бюджетных организаций. В соответствии с нормами Федерального Закона №44, государственная структура имеет право выступать в качестве заказчика по государственному контракту, придерживаясь оснований и положений данного нормативного акта.

Одним из наиболее жестких правил, касающихся участия государственных организаций, является создание соответствующего внутреннего положения, в котором прописываются механизмы, порядок и ряд нормативных процедур, связанных с реализацией закупки.

Положение казенных учреждений по 44-ФЗ

Возможность реализовывать закупки путем участия в электронных аукционах в качестве заказчика для государственных учреждений прописана во 2 части 15 статьи Федерального Закона "О контрактной системе". В ней же указано, что главнейшее условие этого участия - наличие соответствующего Положения, содержащего в себе:

Для того чтобы участвовать в закупках в соответствии с Положением, его необходимо разместить на едином информационно портале - после этого организация получает право легитимно проводить закупки в течение всего отчетного периода.

Средства для закупок казенных учреждений по 44-ФЗ о контрактной системе

Закупки могут осуществляться только на средства, полученные от:

После принятия Федерального закона №44-ФЗ государственные структуры в сфере образования получили возможность совершать закупки у единственного поставщика при условии, что:

  • закупка проводится в целях сохранения и популяризации культурного наследия и развития системы образования;

  • сумма договора не более 400 тысяч рублей;

  • годовая сумма закупок данной организации у единственного поставщика не превышает 20 млн руб. и 50% от общего объема одновременно.

Вы хотите получить еще больше информации о 44-ФЗ для казенных учреждений? Посетите обучающие семинары-практикумы Учебного центра «Бико»..

Материал является собственностью сайт.