Как работают аварийные комиссары. Аварийный комиссар в случае ДТП: как его вызвать и стоит ли это делать? Принцип работы аварийного комиссара

Искать автоюристов далеко не нужно: сегодня практически у каждой страховой компании есть свои аварийные комиссары. Это преподносится клиенту как дополнительная услуга, а их визитки выдаются клиентам вместе с полисом. Кто и как обманывает автомобилистов при оформлении ДТП, разбирался «АиФ-Челябинск».

Ради выплат выкупают автомобили

«Таким образом, страховые сами подстраховываются от мошенничества, - рассуждает адвокат по вопросам гражданского права и защите прав автомобилистов Александр Щербинин . - Их комиссар выезжает на ДТП, осматривает авто, делает фото, убеждается, что авария не создана искусственным образом, и оформляет несложные ДТП с незначительными повреждениями без участия сотрудников ГИБДД . Но бывает и так, что аварийный комиссар работает сразу на две стороны - на страховую и на себя, или ещё на кого-нибудь. Он предлагает участнику ДТП переуступить ему право требования выплаты от страховой за определённую сумму. Непрофессионал никогда не подсчитает, каков размер ущерба, сколько элементов пойдёт под покраску, а сколько под замену. Ущерба может быть на 100 тыс. рублей, а ему предложат вдвое меньше, зато эти деньги он получает наличными уже через два-три дня. От страховой возмещения ущерба пришлось бы ждать гораздо больше. И автовладелец соглашается, полагая, что названной суммы на ремонт вполне хватит. В принципе ему хватает, потому что он едет ремонтировать машину в каких-нибудь гаражах. А комиссар в реальности получает гораздо большую сумму себе в карман. Некоторые даже выкупают у участников ДТП по достаточно низкой цене их автомобили, а потом получают от страховой выплаты за причинённый им ущерб. Чем выше класс авто - тем солиднее выплата».

«Месяц назад я попал в аварию, - рассказал челябинец Станислав С. - За мной в пробке ехал парень и немного зазевался, чуть поцарапал мне бампер. Я вызвал аварийного комиссара из своей страховой, он всё оформил и предложил мне обратиться в некий так называемый центр страховых выплат, чтобы ускорить процесс возмещения ущерба. Я так и сделал. Там провели независимую экспертизу, за которую я заплатил 1 тыс. рублей. Ущерб оценили в 25 тыс. рублей. Мне предложили 15 из них и меня это устроило. Деньги дали уже через два дня, как только была готова справка из ГИБДД».

«Уверен, что аварийных комиссаров и автоюристов, занимающихся подобными делами, называют «чёрными автоюристами» совершенно огульно, - поделился мнением челябинский правозащитник, автоюрист Юрий Панченко . - Никакие они не чёрные, потому как работают на законных основаниях. Неужели страховые компании у нас белые и пушистые? Я в 2005 году сам попал в ДТП и пробовал разобраться с методиками расчёта ущерба. На ту пору их существовало порядка пяти и все разные. Что интересно, по любой из методик можно было завысить или занизить сумму ущерба. И до 2010 года много было таких случаев, когда страховые занижали суммы выплат не то что вдвое, а в десять раз! Очень много было волокиты. Всё делалось для того, чтобы участники ДТП вообще не обращались за мелкими выплатами. И даже хорошо, что появилась сила, противодействующая страховщикам!»

Нечистые на руку

Справедливости ради стоит заметить, что не все автоюристы и аварийные комиссары работают чистоплотно.

«Есть юристы, которые заявляют виновному участнику ДТП, что помогут доказать ему его невиновность и добиться выплаты ущерба от страховой, - говорит замначальника УГИБДД Челябинска Алексей Горшков . - Клиент, уверовав во всемогущего автоюриста, заключает с ним договор, платит и ждёт. Тот же подаёт жалобу в ГИБДД, мы её рассматриваем, понимаем, что решение не меняется, и отказываем в удовлетворении жалобы. Дальше юрист идёт в суд. Изначально зная, что проиграет это дело, он демонстрирует клиенту бурную деятельность. Суд жалобу не удовлетворяет, участник ДТП остаётся ни с чем. Получается, что юрист своё дело делал, подавал жалобы. Мошенничества как такового здесь нет, это просто способ зарабатывания денег. Хорошо, если автовладелец юридически заранее почитает судебные решения по аналогичным ДТП и сделает вывод, стоит обжаловать заключение ГИБДД или нет».

Участникам ДТП, попавшим в руки недобросовестных автоюристов и введённым в заблуждение, помочь крайне затруднительно, а чаще всего невозможно. Важно внимательно читать договор, который предлагается заключить.

«Обычно в договоре на оказание юридических услуг есть пункт, который обязывает заказчика в случае расторжения договора в одностороннем порядке оплатить неустойку, а это, как правило, серьёзные деньги - от 7 до 30 тыс. рублей, - констатирует факт директор службы аварийных комиссаров Павел Кошкин . - То есть подписал договор и уже должен. Должен в любом случае. Между тем не всегда обязательства, наложенные автоюристом на гражданина, правомерны, иной раз встречаются совсем абсурдные вещи. Так, однажды, к нам обратился клиент, который был виновником ДТП. Юрист, работающий с ним, запудрил ему мозги, заставил поверить, что ему, виновнику, должны. Тот оплатил независимую экспертизу и пришёл в страховую за выплатой. А над ним, получается, просто посмеялись. Хотя, не исключено, что юрист был просто неграмотный, действовал непрофессионально».

«У нашего сотрудника одна задача - объективная фиксация всех обстоятельств ДТП, - продолжает замдиректора службы Константин Кошкин . - Некоторые считают, что с аварийным комиссаром можно договориться и совершить подлог, добавить машине повреждений при оформлении ДТП или вообще оформить несуществующее ДТП, найти свидетелей, которые якобы что-то видели… Многим такие аварийные комиссары даже более понятны и предпочтительны. Ещё на этапе обучения мы предупреждаем своих будущих сотрудников, что со стороны виновников ДТП обязательно будут попытки подкупить. За 12 лет существования фирмы я помню два случая, когда комиссары пошли на сговор с клиентами. В первом случае человек не работал уже через сорок минут, во втором обман был раскрыт не сразу, но с теми же последствиями».

Способы заработать

Оказывается, способов построить бизнес на ДТП великое множество.

«Есть такие дельцы, которые покупают авто, страхуют его, а затем машина начинает попадать из аварии в аварию, - рассказывает Щербинин. - Владелец же то и дело получает страховые возмещения. Собственно, тем и живёт. Некоторые повреждения, словно грим у актёра, наносятся искусственно, наклеиваются царапины, трещины. Иногда владельцы двух одинаковых авто действуют в сговоре: переставляют с машины на машину битые элементы, подстраивают ДТП, идут в страховую и получают страховые выплаты. От таких схем мошенничества должно избавить натуральное возмещение ущерба по ОСАГО, когда по новым полисам вместо денежных выплат будет предложен ремонт в автомастерской. Но, полагаю, и тут дельцы найдут способ заработать. Например, автосалон, с которым заключен договор у страховой, будет находить в ходе ремонта дополнительные повреждения и выставлять дополнительные счета страховщику. Полученные же дополнительные средства будут делиться между автовладельцем и автомастерской».

Другие умудряются зарабатывать на постановлении Конституционного суда.

«Не так давно Конституционный суд решил, что разницу между суммой страховой выплаты и суммой, которую потерпевший участник ДТП должен получить, чтобы полностью покрыть ущерб, должен выплачивать виновник аварии, - объяснил Юрий Панченко. - Срок давности по таким делам - три года. Некоторые автоюристы находят способ получить от страховщиков сведения о таких неполностью покрытых ДТП, приходят к пострадавшим и по договору уступки выкупают у них право взыскания разницы с виновника. Поэтому сейчас те, кто три года назад стал виновником ДТП, вынуждены доплачивать пострадавшим. Грубо говоря, авария случилась три года назад, ущерб пострадавшего был оценён в двести тыс. рублей, а страховая заплатила сто. Автоюрист приходит к пострадавшему, предлагает ему 50 тыс. рублей, предлагает подписать договор уступки, а сам потом идёт в суд и взыскивает в виновника 100 тыс. рублей. То есть получает прибыль двести процентов».

Реально ли вернуть права?

Некоторые автоюристы зарабатывают на возвращении водительских прав лишённым. При этом в объявлениях они обычно пишут, что всё делается «на законных основаниях». Стоит это недёшево - как минимум 10 тыс. рублей. Плюс 1,5 тыс. рублей за оформление доверенности у нотариуса, чтобы делом занимался только юрист. Занимает процесс возврата прав порядка двух месяцев. Первым делом юрист уточняет у водителя, которого лишили прав, был ли он уже в ГИБДД. Если был, это существенно осложняет дело. Если нет, то шансов вернуть права гораздо больше.

«Прав лишают за управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от медосвидетельствования, превышение скорости, выезд на встречную полосу или если скрылся с места ДТП, - перечисляет Алексей Горшков. - Кроме того, лишается прав водитель, ставший виновником ДТП с пострадавшими. Кто и каким образом за все перечисленные прегрешения может вернуть права, да ещё и на законных основаниях, мне не известно. Не исключаю, что используются мошеннические схемы. Скорее всего, это уже поле для работы ОБЭП».

«Права можно вернуть, если удастся доказать, что нарушения не было как такового, - комментирует челябинский автоюрист Лев Воропаев . - Сегодня нередки ситуации, когда при незначительном ДТП два водителя полюбовно решили расстаться, один признал свою вину, дал второму какую-то сумму наличкой за царапины-вмятины, получил расписку, и они разъехались. Однако впоследствии потерпевший заявляется в ГИБДД, жалуется, что попал в ДТП, а второй участник с места аварии скрылся. Самое досадное, что расписка не является доказательством того, что водители урегулировали ДТП в рамках ПДД. Обязательно нужно составлять либо европротокол, либо документ, где оба водителя подтверждают, что в оформлении данного ДТП они не нуждаются, у них нет такой необходимости. Только тогда ДТП считается урегулированным».

В ГИБДД подтвердили, что прецеденты, когда участники ДТП обращаются повторно, действительно случаются.

«Бывает, что люди сначала были согласны со своей виной, а потом передумали и пишут нам жалобы, - признаётся Горшков. - Тогда мы рассматриваем схему ДТП еще раз. А может вдруг объявиться очевидец с видеозаписью, подтверждающей невиновность обратившегося. И, конечно, это будет иметь значение».

Как вести себя, попав в аварию?

По наблюдениям автоюристов, после введения ОСАГО в 2004 году участники ДТП стали вести себя намного спокойнее. Все понимают, что есть независимый регулятор - Закон об ОСАГО, и есть страховые компании, которые обеспечивают выплаты. Даже если между участниками ДТП разгорелся конфликт, сгладить его как раз помогает прибывший на помощь аварийный комиссар.

«Да, бывает, что комиссар оформляет ДТП неправильно, идя на поводу у одного из участников и явно защищая его интересы, - подтверждает Лев Воропаев. - Мне известен случай, когда действуя в сговоре со знакомым комиссаром, автовладелец, спровоцировавший аварию, умудрился снять с себя вину, приписав её невиновному. Если вы понимаете, что виноваты не вы и что второй участник ДТП с аварийным комиссаром пытаются вас «подставить», вызывайте сотрудников полиции. Принимайте меры для обстоятельной фиксации аварии, записывайте телефоны свидетелей, ищите очевидцев с видеорегистраторами. Если не сделаете этого на месте, потом это будет сделать крайне затруднительно или вообще невозможно. Попал в ДТП - приготовься тратить время!»

Сказать легко, но для большинства автовладельцев авария - огромный стресс. Что делать, попав в ДТП? Как себя вести?

«Первым делом нужно успокоиться и принять ситуацию, которая уже произошла, - советует Александр Щербинин. - Затем, даже если всё очевидно, нужно максимально зафиксировать все обстоятельства и последствия произошедшего. И не торопитесь переуступать кому-либо своё право требования страховой выплаты или продавать авто. Лучше посоветоваться со знающими людьми и принять решение в течение двух-трёх дней в спокойной обстановке. Может быть, лучше немного подождать и получить в два раза больше, чем согласиться на предложение обманщиков и получить лишь малую толику того, что причитается по праву. Обращаясь за помощью к кому бы то ни было, не теряйте бдительности. Будьте крайне осторожны при подписании любых документов».

– это эксперт, который выезжает на место ДТП и оказывает помощь водителям в оформлении необходимой документации , подсказывает, какие должны быть дальнейшие действия, выступает консультантом по вопросам страхового законодательства и правил дорожного движения ( ?). Он может являться независимым предпринимателем, штатным сотрудником страховой компании или работать на страховщика в качестве нанятого специалиста.

Иногда аваркома называют аджастером, но это не совсем верно. Аджастер – это специалист, основная задача которого добиться справедливого урегулирования убытка от страховой компании. Он не только помогает в оформлении документов на месте происшествия, но и может обращаться в страховую компанию от имени своего клиента, и даже, при необходимости, представлять его интересы в суде.

Трудовые функции аварийного комиссара состоят в следующем:

  • Оказывает психологическую поддержку водителям, попавшим в неприятную ситуацию и находящимся в стрессовой ситуации.
  • При необходимости, вызывает сотрудников ГИБДД и скорой помощи, принимает решение, можно ли оформить аварию по Европротоколу.
  • Осуществляет фото- и видеофиксацию произошедшего, помогает заполнить извещение о ДТП, производит осмотр автомобиля и первичную оценку полученных повреждений.
  • Консультирует по вопросам общения с сотрудниками дорожной полиции и обращения в страховую компанию.
  • Аварком, являющийся сотрудником страховой компании, призван проследить за отсутствием мошенничества и максимально снизить возможную выплату. В договоре КАСКО может быть прописано условие обязательного присутствия такого специалиста при каждом ДТП.

Иногда, если подобное прописано в договоре добровольного автострахования, присутствие аварийного комиссара на месте происшествия и оценка им повреждений может заменить осмотр у страховщика, тем самым ускоряя получение выплаты.

Должностные обязанности

Полномочия

Для осуществления своих функций, аварком имеет следующие права:

  • опрос водителей и свидетелей с целью выяснения обстоятельств происшедшего, сбор их контактных данных;
  • присутствие при общении своего клиента с сотрудниками ГИБДД, помощь при написании им объяснительной;
  • осуществление фото- и видеосъемки места аварии, поврежденных автомобилей и их регистрационных знаков, документов водителей и полисов ОСАГО;
  • вынесение своего мнения касательно обстоятельств произошедшего и суммы ущерба и фиксация этого в аварийном сертификате.

Ответственность

В отличие от страховых компаний и брокеров, деятельность аварийный комиссаров и аджастеров не подлежит специальному регулированию и лицензированию на законодательном уровне . Стать аваркомом может любой человек, который оформил юридическое лицо или ИП, либо поступил на работу в штат страховщика. Главное:

  1. знание правил дорожного движения и страхового законодательства;
  2. опыт в оценке повреждений автомобиля;
  3. специфический склад характера, который позволяет работать с людьми, находящимися в сильном стрессе.

Чаще всего в эту профессию приходят:

Ответственность перед своими клиентами аварийный комиссар и аджастер несет только в той мере, которая зафиксирована в договоре на оказание услуг.

Договор может быть заключен на разовую помощь в конкретной аварии или на обслуживание в определенный период времени. При этом стоит иметь в виду, если аварком является штатным сотрудником или нанятым специалистом страховой компании, то несет ответственность за свои действия перед собственным работодателем , а вовсе не перед водителем, которому помогает в заполнении документов.

Как выбрать?

Для тех автомобилистов, кто решил воспользоваться услугами аварийного комиссара или обязан сделать это по условиям договора добровольного страхования, можно дать несколько советов:


Процедура оформления ДТП


Чьи интересы защищает?

Если аварийный комиссар является индивидуальным предпринимателем или сотрудником независимой фирмы, которого один из участников ДТП пригласил на место аварии по своей инициативе, то, безусловно, он выступает на стороне своего клиента, помогая правильно оформить все бумаги для получения выплаты по ОСАГО или КАСКО. Помощь такого специалиста оплачивает вызвавший его водитель , при начислении денег от страховщика эти затраты не компенсируются.

Если аварком является штатным сотрудником страховщика или сторонней фирмы, с которой у страховой компании заключен договор, то он действует ради выгоды своего работодателя. Его основная задача: воспрепятствовать возможному страховому мошенничеству, а также снизить размер причитающейся финансовой компенсации.

Отчет о работе

Аварийный сертификат – это официальный отчет комиссара о проделанной им работе на месте ДТП.

Документ включает:

  • подробную схему аварии;
  • фотоотчет;
  • сведения обо всех участниках происшествия;
  • перечень полученных повреждений;
  • дополнительные комментарии аваркома.

Сертификат подписывается им и пострадавшим водителем , далее должен быть передан в страховую компанию наряду с остальными документами для получения выплаты.

Что делать дальше после оформления аварии?

Если иное не предусмотрено условиями договора с аварийным комиссаром, после оформления всех необходимых документов и передачи аварийного сертификата своему клиенту его работа закончена. Водитель должен обратиться в страховую компанию в установленный законом или договором страхования период с комплектом необходимых для получения выплаты бумаг.

В случае обращения по ОСАГО срок подачи документов – 5 рабочих дней, по КАСКО срок определен правилами страхования и может различаться в зависимости от компании.

– профессия для России достаточно новая и не у всех автовладельцев вызывающая доверие. Между тем присутствие аваркома на месте аварии может оказать не только необходимую моральную поддержку, но и поможет в будущем добиться справедливой выплаты от страховщика и избежать дополнительных финансовых затрат. Особенно актуальным становится вызов специалиста, если водитель подозревает, что имеет дело с «подставным» ДТП, в которым его пытаются выставить виновником.

Следует помнить, что ответственность аваркома за проводимую им работу законодательно никак не регулируется и зависит только от условий договора. В зависимости от того, кто заключил контракт с комиссаром и оплачивает его услуги, аварком может действовать на стороне водителя или страховой компании. В любом случае перед подписанием аварийного сертификата потерпевшему водителю необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием и при несогласии с каким-либо пунктом внести соответствующие правки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Профессия аварийного комиссара (аварком) появилась в конце 90-х годов. С развитием рынка автострахования стали все чаще встречаться случаи мошенничества. Недобросовестные автовладельцы фальсифицировали ДТП и получали «левые» выплаты. Тогда страховые компании стали привлекать бывших сотрудников Госавтоинспекции, благо у тех богатый опыт по оформлению аварий. Работали поначалу аваркомы, лишь когда предполагалась серьезная страховая выплата.

На такие ДТП и выезжали аварийные комиссары, чтобы убедиться в реальности столкновения. Основной их задачей была фиксация столкновения и расположения автомобилей, а также подробная опись повреждений машин. Если комиссарам удавалось на месте обнаружить признаки мошенничества, они направляли свои отчеты в страховую компанию, где уже принималось решение об отказе в выплате возмещения.

Для того чтобы клиенты страховой компании сразу после аварии вызывали комиссаров, на последних, помимо прочего, возлагалась и обязанность сбора всех необходимых документов для пострадавшего, чтобы быстро получить страховую выплату. Такая услуга стала весьма востребованной. Со временем на рынке появилось множество коммерческих структур, которые стали предлагать аналогичные услуги. Правда, акцент в их деятельности сместился. Если изначально аваркомы работали исключительно в интересах страховых компаний, то сейчас, как правило, комиссары действуют в интересах пострадавших автовладельцев. Причем перечень услуг, предлагаемых аваркомами, серьезно расширился.

Сейчас любой автовладелец может купить абонемент, в стоимость которого входит не только помощь в оформлении ДТП (включая заполнение бланка европротокола), но и составление экспертизы о стоимости ремонта автомобиля, а также представление интересов пострадавшего в страховой компании. Причем речь идет не только о добровольном страховании, но и об ОСАГО. Некоторые компании не стали останавливаться на стандартных услугах. Многие выступают в роли финансовых посредников, выкупая у пострадавших сразу после аварии право требования по ОСАГО к страховой компании виновника, заключая договор цессии. Речь идет о так называемых автоюристах.

Но основной сегмент - это все же услуги по оформлению аварий, заполнению и сбору документов (справки о ДТП, объяснения, приобщение фото- и видеодоказательств).

Профессиональный минимум

Итак, работа аваркома сродни специалистам служб спасения. Комиссар дежурит в специальном центре (диспетчерской) и ждет вызова. Работа круглосуточная, поэтому для любителей стандартной пятидневки вряд ли подойдет. Как только поступит обращение от пострадавшего, аварком выезжает на место аварии.

Так как работа аваркома связана с техникой, предпочтение работодатели отдают технарям, а также, как я уже отмечал, бывшим сотрудникам ГАИ, военным. Кроме этого, для работы аваркомом важно иметь хотя бы начальные навыки в работе с фото- и видеотехникой. В идеале комиссар должен знать и азы трасологии. Как правило, перед началом работы с новичками проводят краткосрочное обучение, где объясняют, как фиксировать следы типовых аварий и на что обращать внимание. От взгляда опытного аваркома, например, не скрыть несоответствие повреждений на автомобилях, участвующих в аварии. Обратит внимание комиссар и на следы коррозии на якобы свежем повреждении.

Помимо техники аваркому нужно быть еще немного психологом. Ведь после аварии большинство водителей находятся в стрессовом состоянии. Аварком поможет и тут. Даст ответы на вопросы по ПДД и правилам страхования, поможет дать объяснения, зафиксирует следы аварии, поможет найти свидетелей.

Кстати, если вы обладаете перечисленными навыками и знаниями, вас не напрягают круглосуточные дежурства, можно присмотреться к этой профессии. Даже если у вас не хватает определенных знаний, не стоит расстраиваться. Во-первых, у разных работодателей свои требования к новичкам. Одни требуют высшее или среднее специальное образование, другие предлагают обучить сами. Есть множество разных курсов, где за несколько дней научат азам. А дальше все зависит уже от вас.

Как я уже отмечал, график работы сменный: два через два, три через три, четыре дня работаете - два отдыхаете или, если оговорено, иное. При сменной работе ожидайте двенадцатичасовой рабочий день, при классической схеме - полный восьмичасовой.

Как правило, работодатели отдают предпочтение кандидатам со своим автомобилем. При использовании личного транспорта компенсируются затраты на бензин, иногда встречается и компенсация по ремонту автомобиля. Понятно, что при использовании общественного транспорта, аваркому компенсируются затраты на проезд.

Оплата труда

Диапазон зарплат большой - от 20 до 60 тысяч рублей. Все зависит от региона и серьезности компании. В Московском регионе средний ценник на эту работу составляет около 40 тысяч рублей. При этом почти везде существуют разные премии и бонусы. В общем, и условия работы и уровень оплаты по сегодняшним временам неплохие. Да и «порог входа» в профессию достаточно низкий. Ведь, по сути, устроиться можно и не имея какого-либо образования. Нет тут и особых возрастных ограничений. Хотя, как по мне, так это все же работа в большей степени для молодых.

За что платим аварийным комиссарам?

Как правильно оформить аварию, заполнить бланк европротокола, сфотографировать повреждения и подготовить документы для страховой компании? Ответы на эти вопросы знают комиссары. Аварийные.

За что платим аварийным комиссарам?

Фото: Марина Лысцева, Юрий Смитюк (ТАСС)

На российских дорогах ежедневно происходят десятки Безусловно, для их участников это самый настоящий стресс. В шоковом состоянии человеку трудно оценить масштабы случившегося, размер причиненного ущерба, ему нелегко надлежащим образом оформить документы на выплату. Что посоветовать в этом случае? Нужно сделать вызов аварийного комиссара. Однако многим данное словосочетание незнакомо. Кто этот человек, чем конкретно он может помочь при ДТП?

Эти вопросы нередко ставят автовладельцев в тупик. Одни сравнивают аваркомов с эвакуаторщиками, другие думают, что это независимые эксперты, а третьи вообще уверены, что это сотрудники ГИБДД. Казалось бы, удивляться здесь нечему: комиссаров как самостоятельная структура возникла относительно недавно, поэтому не все российские владельцы авто к ней привыкли, отсюда и неоднозначность в понимании функций аварийного комиссара.

Кто он и на кого работает

Итак, кто же он? Это квалифицированный специалист, который привлекается страховой компанией для фиксации факта причин страхового случая и размера причиненного ущерба. Определенная часть автовладельцев ошибочно полагает, что аварийный комиссар - это работник страховой компаний. В действительности же это представитель частной фирмы, которая сотрудничает со страховщиками по договору об оказании услуг.

Следует подчеркнуть, что деятельность аваркома регулируется нормами российского законодательства, и она не предполагает лицензирования.

История

Услуги аварийного комиссара в нашей стране начали предлагать в конце 90-х годов прошлого века. Сначала они появились в Москве и Санкт-Петербурге, затем перекочевали в российские регионы. Страховые компании в то время нередко давали объявления такого содержания: «Работа. Аварийный комиссар. Высокая оплата». Им нужен был специалист, который занимался бы установлением причин, определением размера ущерба при ДТП. Конечно же, в первое время аварийный комиссар работал в основном в компании. Однако позже стало понятно, что содержать штат вышеуказанных сотрудников - весьма затратное занятие, поэтому начался постепенный процесс отделения аваркомов в независимую структуру.

У страховых компаний появился выбор, с кем работать, а кого можно игнорировать. В этой связи у служб аварийных комиссаров появился стимул оказывать услуги максимально качественно.

Интересы пострадавшего превыше всего

Теперь описываемые специалисты, прежде всего, представляют интересы тех, кто пострадал в результате дорожно-транспортного происшествия. Услуги аваркома, как уже подчеркивалось, актуальны в первую очередь для тех, кто впервые попал в аварию. В этом случае человек попросту теряется, он абсолютно не знает, что вообще делать, как вести себя с участниками ДТП. Конечно же, квалифицированная помощь аварийного комиссара будет им как нельзя кстати, тем более что существуют такие подводные камни, о которых не знают даже опытные водители. Безусловно, нервы успокаиваются, а страх уходит, когда на место происшествия прибывает компетентное лицо, которое досконально разбирается во всех правовых вопросах, касающихся ДТП.

Аварийный комиссар не только поставит все точки над «и» в причинах и следствиях произошедшей аварии, но и сможет оказать психологическую помощь пострадавшим.

Схема работы

Человек, который стал участником дорожно-транспортного происшествия и пострадал в результате него, должен набрать телефон аварийных комиссаров. Где его найти? Все очень просто. Он практически всегда фиксируется в страховом полисе или клиентской карте. На ваш звонок оперативно отреагирует сотрудник диспетчерской службы, которому нужно обрисовать ситуацию и назвать адрес того места, где произошло ДТП. Примерно через 45 минут к вам прибудет помощь. С этого момента аварийный комиссар будет подробно инструктировать пострадавшего о том, какой тактики поведения следует придерживаться на месте происшествия и какие действия необходимо предпринять - все это очень важно, поскольку в законодательных актах существует ряд требований, игнорировать выполнение которых участнику ДТП запрещено.

Безусловно, помнить о них в условиях стресса и нервного напряжения - невыносимо тяжело. В этом случае аварийный комиссар опять будет вашей «палочкой-выручалочкой».

Какие практические действия выполняет аварком

Сначала он производит объективную и всестороннюю оценку обстановки, которая сложилась в результате ДТП: фотографирует место аварии, вмятины и повреждения на автомобиле и других объектах, имеющих отношение к произошедшему событию; анализирует все регистрационные и страховые документы на автотранспортные средства, занимается восстановлением полной картины происшествия. Также он оказывает необходимую помощь пострадавшим и способствует оформлению извещения о ДТП. Если нужно, аварком оказывает содействие и по медицинской части. Его не надо просить вызвать сотрудников ГИБДД, скорую помощь или пожарную машину - все это он сделает без лишнего напоминания.

Следует отметить, что в некоторых случаях, а именно если у службы аварийных комиссаров заключен договор со страховой компанией, клиентом которой является пострадавший, то последнему платить за вызов и за работу специалиста не придется.

В каких ситуациях можно обойтись без аваркома

Если в аварии нет пострадавших, а ее участники одинаково оценивают масштабы произошедшего, водители вправе самостоятельно составить поставить на ней свои подписи и представить документ сотруднику ГИБДД на ближайшем посту. Естественно, при этом в услугах аваркома нет необходимости. Однако не все автовладельцы компетентны в этом вопросе.

Как уже подчеркивалось, аварийный комиссар - это профессионал своего дела, который знает все тонкости юридического оформления ДТП. В определенных случаях он выполняет работу, которая относится к компетенции сотрудника ГИБДД. Он сделает замеры, сфотографирует место происшествия и правильно нарисует схему. Затем он оформит все это документально и в письменной форме зафиксирует показания участников ДТП. Вся процедура длится примерно 45 минут. Согласитесь, это не слишком большой отрезок времени. На завершающем этапе вся документация, составленная аваркомом, направляется в отдел административной практики ГИБДД.

Нет «подставам» на дорогах!

Необходимо отметить, что аварийные комиссары выполняют еще одну важную и нужную миссию - это пресечение мошенничеств, которые совершаются на российских дорогах. Следует подчеркнуть, что этот бизнес с негативной окраской, к большому сожалению, процветает. В настоящее время находятся такие горе-предприниматели, которые намеренно занимаются созданием аварийных ситуаций на дорогах, рассчитывая на то, что им удастся выманить как можно больше денег с причинившего вред, хотя с правовой точки зрения человек таковым не является.

Заключение

Помощь аварийного комиссара нужна практически всегда, когда человек попадает в аварию. Опять же, его деятельность лежит в плоскости правового поля. Аварком не может повлиять на то, чтобы человек признал себя виновным в ДТП, он не вправе оформлять серьезную автомобильную аварию без сотрудников ГИБДД. В силу этого пользоваться или нет его услугами - каждый решает сам. Однако если человек хочет выйти из ситуации с минимальными потерями времени, сил, нервов, а в ряде случаев и денег, то воспользоваться его помощью он просто обязан.

Словосочетание родом из французского языка. В мире более широкое распространение имеет английский термин «сюрвейер» (что можно перевести как инспектор, обозреватель). Институт аварийных комиссаров получил широкое распространение в нашей стране после введения в 2003 г ОСАГО. В отечественном законодательстве расшифровки этого термина нет, но есть упоминание о нём в НК РФ (ст.294, п.9). Аварийные комиссары перечислены в нем, как специалисты (наряду с юристами сюрвейерами и пр.), связанные с урегулированием вопросов, возникающих в связи с возмещением ущерба по ОСАГО. Данная деятельность не является лицензируемой.

Таким образом, физическое или юридическое лицо, которое оказывает участнику ДТП услуги по оценке ущерба, оформлению документов при аварии и другую помощь, — это и есть аварийный или дорожный комиссар.

Закон не лимитирует эту сферу деятельности. Поэтому аварком может быть как представителем юридического лица (страховой или юридической компании), так и индивидуальным предпринимателем, действующим полностью самостоятельно. При этом, поскольку его сфера деятельности находится на стыке 3 отраслей он должен хорошо разбираться (иметь опыт работы) в:

  • юриспруденции (иметь соответствующее образование и стаж практической деятельности);
  • организации дорожного движения (бывшие сотрудники ГИБДД – часто выбирают работу аварийным комиссаром);
  • страховом деле (сотрудник страховой компании).

Только человек, одинаково хорошо владеющий всеми этими направлениями, сможет осуществлять данную услугу на высоком уровне. Поэтому, перед тем как стать аварийным комиссаром, надо наработать соответствующий опыт.

Именно на это (опыт предыдущей деятельности) обращают особенное внимание при заключении договора о соответствующем обслуживании.

Основная задача аваркома — грамотное составление аварийного сертификата. Документа, на основании которого, в последствие, будет приниматься решение о страховой выплате по КАСКО и ОСАГО. От того на сколько он правильно заполнен (и в чью пользу), будет зависеть размер страховой выплаты.

Для решения этой задачи, аварийный комиссар по прибытии на место ДТП, осуществляет следующие действия:

  1. Осмотр места ДТП (параллельно с сотрудниками ГИБДД, или вместо них, если авария без пострадавших и сумма ущерба невелика). При необходимости вызывает медицинскую помощь и эвакуатор.
  2. Осуществляет фиксацию картины происшествия фото и видео средствами. С целью их возможного предъявления в ГИБДД и суд в качестве материалов дела.
  3. Выявляет возможных очевидцев и записывает их контактные данные.
  4. Собирает всю имеющуюся информацию об участниках ДТП (водители и их контакты, регистрационные данные а/м, наличие и срок действия страховки и т.п.).
  5. Помогает водителю грамотно заполнить объяснительную (для ГИБДД).
  6. Определяет степень повреждения автомобилей, участвовавших в столкновении. Определяет приблизительный размер ущерба.
  7. Оказывает психологическую помощь клиенту, помогает ему противостоять давлению противоположной стороны.
  8. Определяет, является ли происшествие страховым случаем. То есть, может ли водитель рассчитывать на получение компенсации от страховщика.

Таким образом, он помогает водителю, участнику ДТП, исполнить его обязанности в соответствии с ПДД (п.2.6). Консультирует его по юридическим вопросам и оказывает морально-психологическую поддержку.

Человек, выезжающий по вызову на место происшествия, может быть:

  • сотрудником компании, в которой застрахован автомобиль клиента;
  • специалистом юридической фирмы, которая занимается оказанием подобных услуг;
  • индивидуальным предпринимателем.

В зависимости от этого существуют разные варианты, поскольку заказчиком (и соответственно плательщиком) может являться либо страховая компания, либо водитель. Если автомобиль застрахован по КАСКО, стоит тщательно изучить договор. Возможно его (комиссара) услуги уже входят в стоимость полиса. Тогда надо звонить в страховую компанию, сообщать о происшествии, вызывать аваркома и следовать его инструкциям.

Звонок страховщику (при наличии КАСКО) – обязателен. Во избежание последующих проблем с оформлением выплаты.

В случае с полисом ОСАГО, выезд комиссара осуществляется на платной основе.

Есть ещё службы аварийных комиссаров, что это такое – коммерческие организации (не страховые, но связанные с автобизнесом), оказывающие услуги по оформлению ДТП и соблюдению интересов автовладельца при общении с органами ГИБДД.

Договор на обслуживание можно заключить заранее (приобретя абонемент), либо осуществлять разовые платежи. Компанию или частника, оказывающего подобные услуги легко найти в интернете. Обычно, комиссар (если речь идёт о сетевых компаниях, которые имеют своих сотрудников во всех районах) подъезжает в течение получаса. Естественно, всё зависит от дорожной ситуации.

В 2019 году достаточно объёмный процесс и занимает довольно продолжительное время. А норматив по сроку, в течение которого сотрудники ГИБДД должны прибыть на место аварии без пострадавших, вообще отсутствует. Так что аварийный комиссар всегда приезжает раньше и имеет возможность успокоить и подготовить водителя к оформлению.

Для начала, надо включить аварийную сигнализацию и обозначить место аварии знаком аварийной остановки. Его размещают на расстоянии 15 м от аварийного автомобиля в населенном пункте и 30 на трассе. Если вы за городом, в вечернее время на вас должен быть светоотражающий жилет.

Порядок последующих действий таков:

  • осмотр места на предмет повреждений автомобилей и грузов, а также состояние здоровья водителей и пассажиров, фото-видео фиксация;
  • определение ущерба (предварительное);
  • обсуждение с другим участником аварии, кто виноват.

В случаях, когда причина аварии и вопрос о виновности не вызывают у сторон споров (и, главное, пострадавших нет), возможно полюбовное решение вопроса. При этом нет необходимости дожидаться прибытия сотрудников ГИБДД. Можно самостоятельно доехать до ближайшего поста ГИБДД. Или, если ущерб менее 50000 рублей оформить ДТП по «Европротоколу».

Для оформления происшествия обычным способом потребуется:

  • схема ДТП (все аваркомы хорошо умеют это делать), подписанная всеми участниками происшествия;
  • фото места аварии и повреждений автомобилей;
  • объяснительная на имя местного начальника ГИБДД (с изложением фактов);

С этими документами, участники инцидента направляются на пост, для регистрации события. Пострадавшая сторона получает комплект документов (постановление, протокол и справку о ДТП) на подачу в страховую компанию для получения возмещения по ОСАГО.

— самый простой способ оформить аварию, не требующий обращения в силовые органы. Опытный комиссар тратит на оформление необходимого пакета документов не более 20 минут

Обязательными условиями, при которых возможен данный вид оформления ДТП, являются:

  • отсутствие вреда здоровью;
  • только два участника (автомобиль с прицепом считается одним ТС);
  • оба имеют действующий полис ОСАГО;
  • разногласия по поводу причин ДТП отсутствуют;
  • максимальный ущерб 100 000 рублей (до 1 июня 2018 г – 50 000 руб.).

Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга (в связи с обилием в них дорогих иномарок), максимальный ущерб приравнен к пределу выплаты по ОСАГО (400 тысяч на данный момент). Но! Только при условии наличия видео-фото фиксации обстоятельств аварии, а также навигационных устройств, использующих ГЛОНАСС, GPS и прочие спутниковые системы.

Для оформления аварии надо будет заполнить бланк извещения (который обычно прилагается к полису ОСАГО). Извещение заполняют оба водителя (каждый свою колонку) и заверяют двумя подписями.

Заполненный европротокол, вместе с заявлением о возмещении, необходимо передать в офис страховой компании в течение 5 дней.

На что надо обратить внимание водителю?

Необходимо понимать, что неверно заполненные, но подписанные на месте аварии документы в дальнейшем будет очень сложно (а скорее невозможно) исправить. А от этого может зависеть виновность в ДТП и получение или неполучение выплаты по страховке. Поэтому надо тщательно контролировать действия комиссара. Тщательно проверять правильность указания в документах различных данных. Не стесняться задавать вопросы. Помнить, что если аварком предоставлен вам компанией-страховщиком и является её сотрудником, то он, в принципе, может быть заинтересован в занижении ущерба (как следствие – снижения выплаты).

В случае несогласия с чем-то, сразу заявляйте об этом, не откладывая на потом.

Аварийный сертификат составляется комиссаром по итогам проделанной им работы и содержит следующие сведения:

  • детализированную схему происшествия;
  • фото и видео материалы;
  • сведения о сторонах-участниках ДТП;
  • свои комментарии.

Сертификат подписывается пострадавшей стороной. Документ имеет большое значение при решении страховой компании об определении размера выплаты.

Чьи интересы представляет комиссар?

Комиссар представляет интересы заказчика. Заказчиком является тот, кто оплачивает услуги аварийного комиссара. Если этот специалист сотрудник страховой компании (получает там зарплату), то, естественно, он представляет интересы работодателя в рамках действующего законодательства.

Если заказчиком является водитель, то представляются интересы водителя. Именно поэтому есть большой спрос на услуги независимых аварийных комиссаров. Существует несколько крупных сетевых компаний, оказывающих услуги независимых аварийных комиссаров в большинстве регионов РФ. Активно развиваться эта тема начала сразу после введения полиса ОСАГО. Эти организации, как правило, предлагают абонементное обслуживание, но возможна и оплата разовых обращений.

Стоимость услуг аваркома

Стоимость на услуги аварийного комиссара сильно зависит от региона его деятельности. В столицах она колеблется в пределах 2 — 3 тысяч за разовый вызов. Это небольшие деньги по сравнению с размером страховой выплаты, которой можно лишиться, если неправильно оформить происшествие. Не говоря о нервном здоровье. А если скооперироваться? Согласитесь аварийный комиссар ценой всего лишь 1000 (одну тысячу) рублей – это супервыгодное предложение.

Иногда участники ДТП совместно решают вызвать аварийного комиссара и совместно оплачивают его услуги. Законом это не возбраняется. Обязанность комиссара в такой ситуации — просто все грамотно и максимально прозрачно отразить в документах. А также проконсультировать участников инцидента о порядке их дальнейших действий.

Итак, перечислим ещё раз преимущества вызова аварийного комиссара, которые делают эту услугу востребованной:

  • быстрый приезд к месту аварии (значительно быстрее сотрудников ГИБДД);
  • психологическая помощь;
  • тщательный осмотр места аварии глазами специалиста (ещё до приезда ГИБДД), фотографирование, опрос свидетелей и составление схемы ДТП;
  • детальное описание всех повреждений (в отличие от инспекторов, которые делают только укрупнённый обзор);
  • помогут противостоять давлению мошенников, если вдруг авария окажется инспирированной;
  • в дальнейшем (если возникнет такая необходимость) этот человек сможет квалифицированно представлять ваши интересы в суде.

Именно эти преимущества позволяют услугам различных служб аварийных комиссаров динамично развиваться, делая жизнь автолюбителей спокойнее и увереннее.