Закон хранение персональных данных на территории рф. Закон о хранении данных: Что произошло и как теперь жить. Что входит в наши услуги хранения персональных данных

С 01 сентября 2015 г. вступили в силу дополнения, вносимые в статью 18 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Федеральный закон), а именно часть 5 следующего содержания:

«При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.».

Указанные исключения будут касаться только исполнения Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств, осуществления правосудия, работы органов государственной власти, журналистской, научной, литературной и иной творческой деятельности.

Таким образом, если деятельность оператора не сопряжена с указанной выше, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием серверов с базами данных, расположенных на территории Российской Федерации.

Вносимые изменения не освещают вопрос о необходимости переноса серверов с территории иностранных государств на территорию РФ. Исходя из буквального понимания положения ч. 5 ст. 18 Федерального закона и недопустимости необоснованного расширительного толкования, перенос серверов на территорию РФ не является необходимой мерой. Законодательством РФ ответственность для российских обществ за наличие серверов на территории иностранных государств также не предусмотрена.

Использование серверов, расположенных на территориях иностранных государств, «как раньше» не представляется возможным .

Обращаем внимание, что вносимые изменения не распространяются на ситуации, когда сервер принадлежит иностранной компании, находится на территории иностранного государства и используется для записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения персональных данных граждан Российской Федерации.

Исходя из недопустимости необоснованной экстерриториальности действия законодательства, требования Федерального закона распространяются только на российские компании и зарегистрированные на территории РФ филиалы и представительства иностранных юридических лиц.

Таким образом, иностранные юридические лица, не имеющие филиалы и представительства на территории РФ, вправе осуществлять хранение персональных данных граждан РФ на серверах, расположенных вне территории РФ, поскольку формально под действие Федерального закона они не подпадают, если это разрешено их национальным законодательством.

Действия, которые должны осуществлять исключительно в России

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона нижеперечисленные действия должны осуществляться исключительно на сервере, расположенном на территории Российской Федерации:

  • запись персональных данных,
  • систематизация персональных данных,
  • накопление персональных данных,
  • хранение персональных данных,
  • уточнение (обновление, изменение) персональных данных,
  • извлечение персональных данных.

Применительно к передаче и обработке персональных данных (к которой относится также обработка данных без сбора персональных данных) территориальное ограничение не установлено, следовательно, такие действия осуществляются в соответствии с действующим в настоящее время порядком.

Актуальную информацию по вопросу принятия официальных разъяснений Роскомнадзором можно узнать, перейдя по ссылке: http://rkn.gov.ru/.

Трансграничная передача персональных данных

Существующий в настоящее время порядок передачи и обработки персональных данных установлен ст. 12 Федерального закона, согласно которой трансграничная передача персональных данных (на территории иностранных государств) может осуществлять в том случае, если государство-получатель является участником Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981 г.), далее по тексту – Конвенция. Кроме того, передача персональных данных также может быть осуществлена в иные иностранные государства, признанные способным обеспечить адекватную защиту прав субъектов персональных данных (см. Приказ Роскомнадзора от 15.03.2013 г. № 274 «Об утверждении перечня иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных»).

После вступления в силу изменений в закон на серверах, расположенных на территории страны - участника Конвенции, оператор не сможет записывать, хранить, извлекать персональные данные. Оператор сможет осуществлять только передачу и обработку данных на сервере, расположенном в такой стране. То есть, все хранящиеся данные на сервере в стране – участника Конвенции необходимо будет переместить на сервера в РФ.

Действия с персональными данными

Действия, которые можно осуществлять на сервере в РФ, российским обществом

Действия, которые можно осуществлять на сервере участника Конвенции, российским обществом

Передача персональных данных

Обработка персональных данных

запись персональных данных

систематизация персональных данных

накопление персональных данных

хранение персональных данных

уточнение (обновление, изменение) персональных данных

извлечение персональных данных

На данный момент буквальное толкования вступающих в силу изменений, при отсутствии официальных разъяснений, предполагает, что спектр правомочий оператора по обработке персональных данных с использованием серверов, расположенных на территориях иностранных государств, строго ограничен.

В частности, предполагается, что хранение на зарубежных серверах даже резервных копий персональных данных будет квалифицироваться как нарушение норм законодательства о защите персональных данных.

Однако, по словам Министра связи, предполагается создание достаточно широкой подзаконной нормативно-правовой базы, в рамках которой будет определено какие сведения, при каких обстоятельствах, в каких системах, как конкретно должны храниться и обрабатываться, в том числе на территории РФ. В ее рамках ведомствам предстоит определить, какие сведения, при каких обстоятельствах, в каких системах, как конкретно должны храниться и обрабатываться на российской территории. В частности, по мнению министра, имя, фамилия, дата рождения, размещенные в Twitter и Facebook, можно будет признать "нечувствительными" для пользователей. Такая информация может храниться и за рубежом . То есть, не исключено, что законодательно будет установлено разрешение на хранение отдельных сведений на серверах, расположенных на территориях иностранных государств.

Ответственность за нарушение вступающих в силу изменений

Административная ответственность

За нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) ст. 13.11. КоАП предусмотрена следующая ответственность:

Блокировка информационного ресурса

Кроме того, с 01.09.2015 г. вступают в силу изменения, вносимые в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Данные изменения предусматривают блокировку информационного ресурса, на котором обработка персональных данных граждан РФ осуществляется с нарушением законодательства.

Роскомнадзор имеет возможность заблокировать Интернет-ресурсы, осуществляющие обработку персональных данных граждан РФ с нарушениями законодательства, уже в настоящее время.

Примером тому является решение, вынесенное Ангарским городским судом Иркутской области по иску Роскомнадзора в защиту прав неопределенного круга лиц в связи с незаконной обработкой их персональных данных (дело № 2-799-14 от 30.04.2014 г.). В соответствии с материалами данного дела, сайт www.telkniga.com распространял персональные данные граждан РФ без получения их предварительного согласия. В результате, деятельность сайта www.telkniga.com признана незаконной и нарушающей права российского гражданина, а размещенная в интернете информация, содержащая персональные данные, – запрещенной к распространению в Российской Федерации. Указанный сайт включен единый реестр запрещенной информации.

Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных

Создание автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных», создание, формирование и ведение которой будет осуществляться Роскомнадзором.

В указанный реестр будут включаться, в частности, следующие данные об информационном ресурсе: сетевой адрес, доменное имя, указатель страниц, позволяющий идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушениями законодательства.

Включение в Реестр и ограничение доступа к информационному ресурсу будут возможны только на основании вступившего в законную силу судебного акта.

ВЫВОДЫ

  1. После 01 сентября 2015 года запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ можно будет осуществлять с использованием серверов, расположенных исключительно на территории Российской Федерации. В связи с этим необходимо будет перенести все персональные данные граждан РФ, хранящиеся на серверах, расположенных в иностранных государствах, на сервера в РФ.
  2. Осуществлять иные действия можно с использованием баз данных, расположенных на территории иностранных государств. Оператор правомочен осуществлять обработку заказов без сбора персональных данных и калькуляцию персональных данных граждан РФ на серверах, расположенных в странах – участниках Конвенции либо перечисленных в Приказе Роскомнадзора от 15.03.2013 г. № 274. Трансграничная передача персональных данных возможна на территорию иностранных государств, являющихся сторонами вышеуказанной Конвенции Совета Европы, либо перечисленных в Приказе Роскомнадзора от 15.03.2013 г. № 274.
  3. Если сервер принадлежит иностранной компании и находится на территории иностранного государства, то иностранная компания вправе использовать его для записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения персональных данных граждан Российской Федерации, поскольку вступающие в силу изменения не распространяются на иностранные юридические лица, которые не имеют филиалов и представительств на территории РФ. Однако сложно предсказать действия Роскомнадзора к таким иностранным компаниям. Роскомнадзор может применить санкции к таким иностранным компаниям, например, блокировку информационного ресурса. Как действовать в таких случаях иностранным компаниям, пока сказать сложно. Помимо этого, с 01.09.2015 года вступит в силу п.п.3.1. п.3 ст.23 Федерального закона, согласно которому уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Гражданство

Как следует из положений частей 2 и 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной; билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Таким образом, авиаперевозчикам в целях реализации вышеуказанных положений закона, требуется осуществление деятельности по обработке персональных данных пассажира в целях оформления документов, удостоверяющих заключение договора воздушной перевозки.

В соответствии со ст. 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. При этом следует иметь ввиду, что Российская Федерация является стороной ряда международных конвенций в области авиаперевозок, в частности, Чикагской конвенции («Конвенция о международной гражданской авиации» заключена в Чикаго 7 декабря 1944 года, вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 года - «Собрание законодательства РФ», 30.10.2006, №44) , Варшавской конвенции («Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» заключена в Варшаве 12 октября 1929 года, вступила в силу для СССР 13 февраля 1933 года, Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. VIII, - М., 1935, с. 326 - 339. ) и Гваладахарской конвенции («Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору» заключена в Гвадалахаре 18 сентября 1961 года, вступила в силу для СССР 21 декабря 1983 года, «Ведомости ВС СССР», 15.02.1984, №7 ), которые также составляют неотъемлемую часть правового регулирования деятельности авиаперевозчиков и связанных с нею информационных процессов.

Исходя из вышеизложенного, требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» не распространяются на деятельность российских, а также иностранных авиаперевозчиков в части сбора и обработки персональных данных граждан-пассажиров для целей бронирования, оформления и выдачи им авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, так как они подпадают под исключение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных».

Требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» также не распространяются на деятельность лиц, действующих от имени авиаперевозчика (уполномоченный агент), деятельность которых предусмотрена пунктом 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также иных лиц, в части обработки персональных данных граждан-пассажиров исключительно для целей бронирования, оформления и выдачи последним авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, в том числе в электронном виде при внутрироссийских и международных перелетах, в случае, если вышеуказанная деятельность данных лиц предусмотрена законодательством Российской Федерации или соответствующим международным договором, в том числе для целей обеспечения авиационной безопасности.

В случае, если обработка персональных данных подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», положения части 5 статьи 18 152-ФЗ не применяются. Соответствующая квалификация осуществляемых действий по обработке персональных данных и обеспечение ее соответствия требованиям законодательства осуществляются оператором персональных данных при обеспечении (организации обеспечения) такой обработки. Корректность упомянутой квалификации и обеспечения обработки в конкретной ситуации проверяется уполномоченным федеральным органом при проведении контрольных мероприятий.

Товары и услуги

Из совокупности положений части 5 статьи 18 Федерального закона «О персональных данных» («при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона) и пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» («обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей») следует, что обработка персональных данных в целях и в соответствии с требованиями, установленными ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера не противоречит законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области защиты персональных данных. Кроме того, часть 5 статьи 18 152-ФЗ не ограничивают трансграничную передачу персональных данных граждан Российской Федерации.

Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации. Таким образом, если для составления отчетности, либо анализа информации, содержащей персональные данные, оператору требуется осуществить упомянутые формы обработки персональных данных, то такие действия должны осуществляться с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Трактовка в части первичного сбора является неверной по следующим основаниям. Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 7 части 4 статьи 16 Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

Принимая во внимание также положения части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» (вступающей в силу с 1 сентября 2015 года), устанавливающих, что при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, считаем, что обработка ПД граждан Российской Федерации на территории другого государства может осуществляться исключительно в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», для которых имеется изъятие в части 5 статьи 18 152-ФЗ. Следует также учитывать, что законодательно не имеется разделений на «основную» базу персональных данных и ее «копию». В обоих случаях речь идет о базе данных, с помощью которой обрабатываются персональные данные. Вместе с тем, Федеральный закон не содержит указаний на общий запрет обработки персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации.

В этой связи считаем, что обработка персональных данных граждан Российской Федерации посредством сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения может осуществляться с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации в следующих случаях:

  • если такая деятельность подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ;
  • если такая деятельность не подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ, и на территории Российской Федерации находятся используемые для такой обработки персональных данных базы данных, в которых содержится больший объем персональных данных или равный находящемуся за пределами территории Российской Федерации (в этом случае недопустимо нахождение за пределами территории Российской Федерации персональных данных, которые одновременно не находятся в пределах территории Российской Федерации).

Трансграничная передача персональных данных не запрещена при условии соблюдения требований, установленных в статье 12 Федерального закона №152-ФЗ. При этом трансграничная передача данных должна иметь заранее определенную цель обработки, при достижении которой субъекту персональных данных должно быть гарантировано уничтожение переданных данных на территории иностранного государства. При соблюдении указанных требований ответственность, предусмотренная российским законодательством, применима к оператору в случае нарушения порядка и условий, установленных для договора-поручения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. В существующих планах законопроектной деятельности не предусмотрена разработка проекта федерального закона, корректирующего это положение.

Вышеуказанные требования закона распространяются, в том числе, и на обработку оператором полученных в результате сбора персональных данных, а именно запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение.

Понимание правильное. 152-ФЗ термин «использование персональных данных» не раскрывает. В целях толкования под «использованием персональных данных» можно понимать действия с персональными данными, не относящиеся к иным формам обработки персональных данных, в том числе принятие решений на основе персональных данных, для осуществления которых был осуществлен сбор персональных данных (цель сбора персональных данных должна соответствовать цели использования персональных данных).

Понятие «оператор» содержится в статье 3 закона №152-ФЗ, под которым понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Принимая во внимание, что статья 3 Закона №152-ФЗ не содержит исключений в части осуществления лицом отдельных операций по обработке персональных данных, а равно иных определений, отличных от оператора, лицо, определяющее цель обработки персональных данных, либо осуществляющее отдельные действия по обработке персональных данных в контексте положений закона №152-ФЗ является оператором, осуществляющим обработку персональных данных.

— Действительно ли не требуется повторное или дополнительное уведомление об обработке персональных данных после 1 сентября 2015 года. Нужно ли дополнительно сообщать, где находятся базы данных?

Понятия «повторного» или «дополнительного» уведомления не существует. Статьей 22 Федерального закона «О персональных данных» установлена обязанность оператора до начала обработки персональных данных направить уведомление. В части 2 указанной статьи приведен ряд исключений, когда такого уведомления не требуется. В Федеральный закон №242-ФЗ вносятся изменения в часть 3, которая определяет требования к содержанию уведомления. Если организация ранее направила в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных, то после вступления в силу закона операторы, руководствуясь частью 7 данной статьи, должны сообщить сведения о месте нахождения базы данных в течение десяти рабочих дней.

— Подпадает ли первоначальный сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных под требования части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ?

Согласно требованиям части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Основополагающим принципом законодательства в области персональных данных является принцип, согласно которому обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. В связи с этим внесение персональных данных в информационную систему персональных данных, используемую в целях, аналогичных сбору данных на бумажных носителях, следует рассматривать как единый процесс, реализация которого должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ. Разделение указанного единого процесса на отдельные действия законодательством Российской Федерации в области персональных данных не предусмотрено. Таким образом, отдельные виды обработки персональных данных, предусмотренные частью 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ, в том числе сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных, должны осуществляться как единый процесс в правовом поле законодательной нормы, обязывающей хранить персональные данные на территории Российской Федерации.

Текст
Олег Акбаров

Текст
Николай Удинцев

Перед уходом на летние каникулы Государственная дума РФ скоропостижно приняла ещё одну серию «запретительных законов» - основной резонанс вызвала инициатива запретить интернет-сервисам хранить данные вне РФ. Она спровоцировала новую волну разговоров о будущем интернета в нашей стране и о том, что скоро вместо Всемирной паутины мы будем иметь возможность пользоваться только .

Что произошло?


Сегодня, 4 июля, поправки к закону «О персональных данных» были приняты во втором и третьем чтениях. За документ проголосовали 325 депутатов, против - 65 парламентариев. Под эти поправки подпадают, среди прочих, такие ресурсы, как Facebook, Twitter и Booking.com, а также тысячи онлайн-магазинов, сотни авиакомпаний и визовых служб. Look At Me разбирается, чем это может закончиться как для простых людей, так и для тех, чей бизнес находится в интернете.

Законопроект, вступающий в силу с 1 сентября 2016 года, регламентирует обязанности интернет-оператора «обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации в базах данных информации, расположенных на территории Российской Федерации». Таким образом, после указанной даты хранение любых персональных данных за пределами РФ запрещено.

Что запрещают?


Согласно закону, Роскомнадзор должен ограничить доступ к информации, которая «обрабатывается с нарушением законодательства», то есть не в России. Для этого он направит письмо с сообщением о нарушении законодательства хостингу сервиса или его владельцу. Если последний не предпримет «незамедлительных мер» по устранению нарушения, то ведомство направит второе письмо - отечественным провайдерам с указанием о блокировке сайта.

Все сайты-нарушители будут попадать в новый «чёрный список» - Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Уточняется, что Роскомнадзор может послать письмо только после решения суда. Однако закон не проясняет, по какой именно причине будет начинаться судебное разбирательство - по обращению Роскомнадзора или любого другого лица.

Что из этого выйдет
на практике?


Даже если отдельные компании (например, Google и Microsoft) согласятся установить свои дата-центры на территории России, некоторые сервисы физически не смогут выполнить требования российского законодательства. Например, считают отечественные специалисты , иностранные онлайн-магазины не смогут поставить свои серверы в России, поскольку должны обрабатывать данные на территории той страны, в которой они работают.

Аналогичная ситуация может сложиться с иностранными сервисами бронирования авиабилетов, гостиниц (Booking.com), жилья (Airbnb), а также платёжными инструментами (PayPal). Они должны хранить свои данные на международных серверах, чтобы другие компании могли получить к ним доступ из любой страны. Принятые Госдумой РФ поправки не проясняют, будет ли разрешён доступ к информации в российских дата-центрах из-за границы. И не ясно, каким образом в России смогут работать молодые интернет-стартапы, у которых нет средств на то, чтобы уделять столько внимания российским пользователям.

Эксперты заявляют , что единственным способом добиться выполнения этого закона в отношении иностранных интернет-компаний, таких как Google или Facebook, является блокирование доступа к их сервисам на территории России. Такая ситуация складывается из-за того, что данные компании находятся вне российской юрисдикции. Однако ранее подобные ограничения в других странах привели к тому, что сервисы просто перестали работать на их территории.

Несмотря на возможный уход иностранных сервисов с российского рынка, некоторые чиновники рассчитывают получить экономическую выгоду. Например, муниципальный депутат Алексей Лисовенко считает, что это может принести

Гражданство

Как следует из положений частей 2 и 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной; билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Таким образом, авиаперевозчикам в целях реализации вышеуказанных положений закона, требуется осуществление деятельности по обработке персональных данных пассажира в целях оформления документов, удостоверяющих заключение договора воздушной перевозки.

В соответствии со ст. 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. При этом следует иметь ввиду, что Российская Федерация является стороной ряда международных конвенций в области авиаперевозок, в частности, Чикагской конвенции («Конвенция о международной гражданской авиации» заключена в Чикаго 7 декабря 1944 года, вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 года - «Собрание законодательства РФ», 30.10.2006, №44) , Варшавской конвенции («Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» заключена в Варшаве 12 октября 1929 года, вступила в силу для СССР 13 февраля 1933 года, Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. VIII, - М., 1935, с. 326 - 339. ) и Гваладахарской конвенции («Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору» заключена в Гвадалахаре 18 сентября 1961 года, вступила в силу для СССР 21 декабря 1983 года, «Ведомости ВС СССР», 15.02.1984, №7 ), которые также составляют неотъемлемую часть правового регулирования деятельности авиаперевозчиков и связанных с нею информационных процессов.

Исходя из вышеизложенного, требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» не распространяются на деятельность российских, а также иностранных авиаперевозчиков в части сбора и обработки персональных данных граждан-пассажиров для целей бронирования, оформления и выдачи им авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, так как они подпадают под исключение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных».

Требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» также не распространяются на деятельность лиц, действующих от имени авиаперевозчика (уполномоченный агент), деятельность которых предусмотрена пунктом 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также иных лиц, в части обработки персональных данных граждан-пассажиров исключительно для целей бронирования, оформления и выдачи последним авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, в том числе в электронном виде при внутрироссийских и международных перелетах, в случае, если вышеуказанная деятельность данных лиц предусмотрена законодательством Российской Федерации или соответствующим международным договором, в том числе для целей обеспечения авиационной безопасности.

В случае, если обработка персональных данных подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», положения части 5 статьи 18 152-ФЗ не применяются. Соответствующая квалификация осуществляемых действий по обработке персональных данных и обеспечение ее соответствия требованиям законодательства осуществляются оператором персональных данных при обеспечении (организации обеспечения) такой обработки. Корректность упомянутой квалификации и обеспечения обработки в конкретной ситуации проверяется уполномоченным федеральным органом при проведении контрольных мероприятий.

Товары и услуги

Из совокупности положений части 5 статьи 18 Федерального закона «О персональных данных» («при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона) и пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» («обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей») следует, что обработка персональных данных в целях и в соответствии с требованиями, установленными ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера не противоречит законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области защиты персональных данных. Кроме того, часть 5 статьи 18 152-ФЗ не ограничивают трансграничную передачу персональных данных граждан Российской Федерации.

Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации. Таким образом, если для составления отчетности, либо анализа информации, содержащей персональные данные, оператору требуется осуществить упомянутые формы обработки персональных данных, то такие действия должны осуществляться с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Трактовка в части первичного сбора является неверной по следующим основаниям. Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 7 части 4 статьи 16 Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

Принимая во внимание также положения части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» (вступающей в силу с 1 сентября 2015 года), устанавливающих, что при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, считаем, что обработка ПД граждан Российской Федерации на территории другого государства может осуществляться исключительно в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», для которых имеется изъятие в части 5 статьи 18 152-ФЗ. Следует также учитывать, что законодательно не имеется разделений на «основную» базу персональных данных и ее «копию». В обоих случаях речь идет о базе данных, с помощью которой обрабатываются персональные данные. Вместе с тем, Федеральный закон не содержит указаний на общий запрет обработки персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации.

В этой связи считаем, что обработка персональных данных граждан Российской Федерации посредством сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения может осуществляться с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации в следующих случаях:

  • если такая деятельность подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ;
  • если такая деятельность не подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ, и на территории Российской Федерации находятся используемые для такой обработки персональных данных базы данных, в которых содержится больший объем персональных данных или равный находящемуся за пределами территории Российской Федерации (в этом случае недопустимо нахождение за пределами территории Российской Федерации персональных данных, которые одновременно не находятся в пределах территории Российской Федерации).

Трансграничная передача персональных данных не запрещена при условии соблюдения требований, установленных в статье 12 Федерального закона №152-ФЗ. При этом трансграничная передача данных должна иметь заранее определенную цель обработки, при достижении которой субъекту персональных данных должно быть гарантировано уничтожение переданных данных на территории иностранного государства. При соблюдении указанных требований ответственность, предусмотренная российским законодательством, применима к оператору в случае нарушения порядка и условий, установленных для договора-поручения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. В существующих планах законопроектной деятельности не предусмотрена разработка проекта федерального закона, корректирующего это положение.

Вышеуказанные требования закона распространяются, в том числе, и на обработку оператором полученных в результате сбора персональных данных, а именно запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение.

Понимание правильное. 152-ФЗ термин «использование персональных данных» не раскрывает. В целях толкования под «использованием персональных данных» можно понимать действия с персональными данными, не относящиеся к иным формам обработки персональных данных, в том числе принятие решений на основе персональных данных, для осуществления которых был осуществлен сбор персональных данных (цель сбора персональных данных должна соответствовать цели использования персональных данных).

Понятие «оператор» содержится в статье 3 закона №152-ФЗ, под которым понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Принимая во внимание, что статья 3 Закона №152-ФЗ не содержит исключений в части осуществления лицом отдельных операций по обработке персональных данных, а равно иных определений, отличных от оператора, лицо, определяющее цель обработки персональных данных, либо осуществляющее отдельные действия по обработке персональных данных в контексте положений закона №152-ФЗ является оператором, осуществляющим обработку персональных данных.

— Действительно ли не требуется повторное или дополнительное уведомление об обработке персональных данных после 1 сентября 2015 года. Нужно ли дополнительно сообщать, где находятся базы данных?

Понятия «повторного» или «дополнительного» уведомления не существует. Статьей 22 Федерального закона «О персональных данных» установлена обязанность оператора до начала обработки персональных данных направить уведомление. В части 2 указанной статьи приведен ряд исключений, когда такого уведомления не требуется. В Федеральный закон №242-ФЗ вносятся изменения в часть 3, которая определяет требования к содержанию уведомления. Если организация ранее направила в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных, то после вступления в силу закона операторы, руководствуясь частью 7 данной статьи, должны сообщить сведения о месте нахождения базы данных в течение десяти рабочих дней.

— Подпадает ли первоначальный сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных под требования части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ?

Согласно требованиям части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Основополагающим принципом законодательства в области персональных данных является принцип, согласно которому обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. В связи с этим внесение персональных данных в информационную систему персональных данных, используемую в целях, аналогичных сбору данных на бумажных носителях, следует рассматривать как единый процесс, реализация которого должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ. Разделение указанного единого процесса на отдельные действия законодательством Российской Федерации в области персональных данных не предусмотрено. Таким образом, отдельные виды обработки персональных данных, предусмотренные частью 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ, в том числе сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных, должны осуществляться как единый процесс в правовом поле законодательной нормы, обязывающей хранить персональные данные на территории Российской Федерации.

Одни называют этот закон возвращением к железному занавесу и запоздалой рефлексией на изменение информационного пространства. Другие связывают с ним укрепление позиций и дальнейшее развитие мощностей отечественных ИТ-компаний. Авторы поправок настаивают на том, что новый закон поможет защитить права российских граждан в сфере обработки и хранения персональных данных. За разъяснениями о том, с чем же в ближайшем будущем придется иметь дело бизнесу и обычным пользователям, мы обратились к руководителю проекта компании «Глобал Офис» Мартыновой Кристине.

Сегодня законы 242-ФЗ и 152-ФЗ на слуху у многих. За последние несколько месяцев они стали острыми болевыми зонами в дискуссиях бизнесменов, айтишников и простых смертных. Принятый в июле этого года федеральный закон 242-ФЗ установил для всех участников, вовлеченных в процесс обработки и хранения персональных данных, новые правила игры. Одно из главных нововведений затронуло текст закона 152-ФЗ , положения которого дополнились требованием с 1 января 2016 года хранить персональные данные россиян на серверах, находящихся в РФ:

При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ.

При этом под запрет могут попасть любые действия с данными - вплоть до выведения на экран компьютера, если физически базы данных «лежат» за рубежом. Правда, до сих пор ни парламентарии, ни Роскомнадзор не дали однозначных ответов на вопрос о том, что же конкретно следует понимать под извлечением данных, их систематизацией и самой базой данных.

Еще более расплывчатым остается содержание нового термина «лицо, обеспечивающее обработку информации в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», внесенное в закон 149-ФЗ « . Кто вправе получить этот статус и каковы правовые признаки такого лица? Не исключено, что разбор законодательных полетов будет происходить уже по факту предполагаемого нарушения. В этом случае прояснить букву закона поможет судебная практика. Но опять же непонятно, на каком основании будет начинаться судебное разбирательство – по обращению Роскомнадзора или любого другого лица.

Блокировка сайта нарушителя, внесение его в «черный список» Роскомнадзора и право пользователей на удаление своих персональных данных по решению суда – все это едва ли можно считать новеллами закона. По сути это небольшой «апгрейд» положений законов «О персональных данных» и «Об информации», в которых достаточно полно изложены и карательные процедуры (включая формирование реестра нарушителей), и механизмы судебной защиты граждан.

О персональных данных

Стоить отдать должное тому широкому общественному резонансу, который развернулся синхронно с официальными обсуждениями закона. Пользователи, которые прежде считали, что персональные данные – это Ф.И.О., сведения паспорта и номер телефона, наконец-то получили глоток трезвости и здравомыслия. Оказалось, что за аббревиатурой ПД скрывается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)» (п. 1 ст. 3 152-ФЗ). Это могут быть и данные о здоровье, и информация по проведенным транзакциям, и переписка в соцсетях, и зарегистрированные аккаунты в онлайн-магазинах.

Для бизнеса персональные данные – вездесущий информационный «материал». Например, для клиентов «Глобал Офис», работающих на выделенном сервере «1С: Предприятие. Зарплата и Управление Персоналом» , вопрос о персональных данных встает всякий раз при подготовке отчетности, начислении заработной платы и отпускных, расчете больничных и изыскании налогов. Более того, безобидные на первый взгляд документы, созданные с помощью программных продуктов Microsoft Word , Excel, Power Point и др., могут попасть под статью нового закона, даже если их основное содержание не имеет никакого отношения к отправителю или получателю. Как такое возможно? Благодаря метаданным, которые могут храниться не только в самом документе, но и в описании его свойств: например, имя автора, имя пользователя, почтовый адрес, сохранившего документ последним, заголовки сообщений электронной почты и т.д. Такую же скрытую опасность представляет регистрация профиля и пересылка писем через Microsoft Outlook.

Наряду с персональными данными сотрудников компаниям приходится иметь дело и с другими видами конфиденциальной информации, к которой относятся реквизиты компании, информация о контрагентах и др. По закону персональные данные – один из шести видов сведений конфиденциального характера (см. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»). Для удобства между нами и нашими клиентами существует договоренность о том, что все сведения, хранящиеся в предоставляемых нами программных продуктах 1С, являются персональными, а, следовательно, к ним применяются процедуры шифрования, обезличивания и др. механизмы зашиты данных.

Что делать бизнесу?

Построить собственный дата-центр и спать спокойно – технологическая роскошь, которая по зубам только крупным компаниям. У компании «Яндекс» на строительство первой фазы дата-центра ушло порядка двух лет и еще большая куча денег. Самое вероятное решения для большинства российских середнячков – это звонок в уже действующий дата-центр, где предлагают услуги по размещению серверов (colocation).

Другой законный способ установить с новым законом дружественный контакт – обезличивание данных. Некоторые эксперты возлагают на него большие надежды. Персональные данные будут отделены от субъекта таким образом, чтобы их невозможно было соотнести с конкретным человеком. В таком «аморфном» виде с ними можно делать все, что угодно. Предполагается, что обратная привязка к человеку будет осуществляться по возвращению обезличенных данных на территорию РФ. Сегодня такая технология успешно применяется в медицине. Обезличить данные можно при помощи популярных решений ERP и CRM производства Microsoft, SAP или Oracle.

На еще одну лазейку в принятом законе указали юристы. Ныне действующее законодательство не запрещает пересылку данных за границу и дублирование информации. Теоретически персональные данные могут храниться на территории России и далее свободно уходить в продублированном виде на иностранные серверы.

Формально выполнить требование о хранении данных на российских серверах также позволяют специальные программы (в компании «Глобал Офис» это SecurityIP). Они скрывают конечный IP-адрес рабочего сервера, для того чтобы нельзя было определить точное местоположение сервера.

Безусловно, изменения в главном законе о персональных данных создают трудности не только для бизнес-сообщества, но и для пользователей. И при настойчивом молчании Роскомнадзора ответы на возникающие вопросы пока остаются открытыми. Поправки о перенесении сроков вступления закона в силу на 1 января 2015 года все еще обсуждаются в правительственных кабинетах. Бизнес по-прежнему требует от парламентариев больше конкретных формулировок и меньше туманных фраз. Первое в списке – замена определения персональных данных. Без четкого понимания того, какие виды сведений могут быть классифицированы как ПД, едва ли возможна защита прав граждан, громко заявленная в новом законе.