Как получить земельный участок в безвозмездное пользование? Предоставление Сроки предоставления услуги
Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:
- органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
- органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
- органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
- органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).
Порядок предоставления земельного участка
Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:
- продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
- выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
- выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).
Федеральный закон определяет:
- сроки выделения земли;
- основания для отказа в выделении земли;
- список документов для выделения.
В собственность
Земельные участки передаются в собственность:
- посредством проведения аукциона;
- продажи земли без процедуры торгов;
- на бесплатной основе.
Торги
Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.
Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:
- подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
- обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
- госрегистрация прав на землю;
- определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении аукциона.
Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:
- подготовка лицом схемы участка;
- подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
- проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
- проведение заявителем кадастровых работ;
- кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
- подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
- обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
- получение технических условий подключения к сетям ИТО;
- принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.
По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.
Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:
- для ИЖС;
- ведения ЛПХ;
- ведения дачного хозяйства, садоводства;
- осуществления фермерской деятельности.
Без торгов
Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:
- участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
- земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
- другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.
Бесплатно
Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:
- физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
- физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
- в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.
В аренду
Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.
Аукцион
Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Аукцион проходит в несколько этапов:
- подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
- подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
- проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.
Без торгов
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:
- по решению Президента РФ;
- возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1603);
- строительство объектов государственного и муниципального значения;
- проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
- правообладателям здания, под которым находится участок;
- религиозным организациям;
- для проведения бюджетных строек;
- льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
- лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
- физлицам для сенокошения и выпаса скота;
- переоформление из права бессрочного пользования;
- взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
- участок образован из ранее предоставленной земли.
Сроки предоставления
Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:
- не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
- не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
- не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.
Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.
Договор аренды ЗУ заключается на срок:
- от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
- до 9 лет для строительства линейных объектов;
- до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
- на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
- до 49 лет – в прочих случаях.
Основания для отказа
Основания отказа проведения аукциона:
- нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
- нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
- участок не входит в определенную категорию земель;
- объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
- земля изъята из оборота;
- земля ограничена в обороте;
- земля зарезервирована для государственных нужд;
- земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.
Основания отказа при предоставлении земли без торгов:
- заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
- земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
- разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
- ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
- предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
- площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.
Перечень документов
Для участия в аукционе заявитель подает:
- заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
- ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
- нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
- документ о внесении задатка.
Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.
Перечень электронных документов включает:
- схему расположения объекта;
- извещение о проведении аукциона в электронном виде;
- заявление о предварительном согласовании выделения земли;
- заявление об установлении сервитута;
- заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
- проект межевания в виде электронного документа;
- заявление о проведении аукциона;
- заявление о подтверждении схемы.
Основания для образования участка
Образование участков из земель , принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:
- проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
- документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
- схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).
Проект межевания территории
Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:
- из участка, выделенного на комплексное основание местности;
- из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
- в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
- в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
- для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.
Проектная документация о местоположении и границах
Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.
При подготовке схемы учитываются:
- утвержденная документация территориальной планировки;
- правила строительства и землепользования;
- проекты планировки местности;
- положения об особо охраняемых природных объектах;
- наличие местности с особыми условиями использования земли;
- земли общего пользования;
- красные линии;
- границы участков;
- расположение построек и объектов незавершенного строительства.
Схема содержит:
- условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
- площадь участка;
- координаты точек границы участка;
- границы формируемого участка;
- информация об утверждении.
Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.
Подготовка проводится на основании следующих документов:
- утвержденный документ территориального планирования;
- проект противопожарной защиты;
- проект планировки территории.
Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.
Утвержденная схема расположения
Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):
- решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
- решение об образовании участка.
Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.
Основания возникновения прав на земельный участок
Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:
- решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
- договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
- договор аренды при передаче земли в аренду;
- договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.
Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование
Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:
- лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
- для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
- малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.
Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.
Предварительное согласование предоставления участка
Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче земли без торгов.
Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:
- документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
- схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.
Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.
Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов
Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.
Преимущества нового порядка
С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.
Плюсы нововведений:
- устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
- вводятся сроки принятия решений;
- вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
- исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
- исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.
Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.
Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.
В этом извещении содержатся:
- сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
- сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
- адрес, способ подачи заявки;
- срок приема заявок;
- адрес месторасположения участка;
- кадастровый номер, площадь земли;
- площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
- адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.
Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.
В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.
Статья 8. Предоставление органами исполнительной власти города Москвы земельных участков в аренду, безвозмездное пользование
1. Земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду, безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.
Информация об изменениях:
3) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных нужд;
4) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Мэра Москвы для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 настоящего Закона;
5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.
5. Предметом торгов является право на заключение договора аренды земельного участка, сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями федерального законодательства. По условиям торгов в качестве критерия определения победителя торгов может предусматриваться размер платы за право на заключение договора аренды либо годовая ставка арендной платы.
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 1 апреля 2015 г. N 13 статья 8 настоящего Закона дополнена частью 5.1, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.
5.1. Основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, является отсутствие соответствующего земельного участка в перечне земельных участков, права на которые планируется реализовывать на торгах, одобренном в порядке, установленном Правительством Москвы.
6. По договорам аренды земельных участков, заключенным с органами исполнительной власти города Москвы до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, передача арендаторами своих прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам (в том числе передача арендных прав в залог, внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также передача земельного участка в субаренду в пределах срока договора аренды) допускается при наличии согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором аренды.
7. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы обеспечивает учет поступивших уведомлений о передаче арендаторами своих прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам (в том числе о передаче арендных прав в залог, внесении их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также о передаче земельного участка в субаренду в пределах срока договора аренды) по договорам, заключенным с органами исполнительной власти города Москвы после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В июне месяце 2014 года Госдумой принят, подписан Президентом Закон о выделении земли бесплатном, всем гражданам желающим и семьям, в любом свободном месте, которое они своею волей и Душою сами изберут! И будет предоставлена земля бесплатно в пользование на 5 лет, а после освоения её - бесплатно в собственность, навечно!
Теперь осталось только утвердить к Закону общему (ЗК РФ) Закон о Родовых поместьях! Закон, который право даст такую землю по новой, упрощённой процедуре, брать для создания Поместья! Не ЛПХ, не КФХ, не ИЖС, не дачи и сады, а именно Поместья! И чтоб построить жилой дом на выбранном земли участке! И после этого - чтобы во всей стране, такую землю, избавить от налогов.
В 2014 году по инициативе Президента и Правительства РФ в Земельный кодекс РФ были внесены значительные поправки, касающиеся бесплатного выделения земли в любом свободном месте по выбору граждан и созданных ими некоммерческих организаций.
Поправки в Земельный кодекс РФ, которые приняты Федеральным законом № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года и вступают в силу с 1 марта 2015 года. Согласно этим поправкам, ПОД РАЗДАЧУ ПОПАДАЮТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЛИ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ (сельхозназначения, населенных пунктов, лесного фонда).
При этом разумеется, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ (не предоставленными в аренду, бессрочное пользование и т.д.) И НЕ НУЖНЫМИ ГОСУДАРСТВУ (не изъятыми из оборота, не зарезервированными для гос/мун. нужд и т.п). ТАКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛИ В АРЕНДУ, А ПОСЛЕ ИХ ОСВОЕНИЯ - БЕСПЛАТНО ПЕРЕДАВАТЬСЯ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.
Бесплатное предоставление земельных участков будет осуществляться В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, БЕЗ ТОРГОВ, по единой для всех категорий заявителей процедуре. Основная новелла - именно в том, что БЕСПЛАТНО, БЕЗ ТОРГОВ, а первоначально (на период освоения) - во многих случаях НЕ В АРЕНДУ (гл. 34 ГК РФ), а именно в БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ (гл. 36 ГК РФ). Упрощена и сама ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ ЗЕМЛИ (подробнее об этом ниже), при этом землю можно будет ВЫБИРАТЬ.
"В любом свободном месте"
СВОБОДНЫЙ ВЫБОР гражданами и организациями любых свободных ЗЕМЕЛЬ будет осуществляться ПРИ УСЛОВИИ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ В ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ПОСРЕДСТВОМ ПОДГОТОВКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИХ ГРАНИЦ:
- для некоммерческих организаций, претендующих на выделение большого массива земли - в виде проекта межевания и проекта планировки территории (ст. 42-43 ГРК РФ)
- для граждан - в виде схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ).
Это означает, что ЛЮБОЙ ГРАЖДАНИН РФ, КОТОРЫЙ ЗАХОЧЕТ ВЗЯТЬ СЕБЕ ЗЕМЛЮ, СМОЖЕТ:
1) ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ЕМУ УЧАСТОК (предполагается, что выбирать можно будет и по Интернету, через "Публичную кадастровую карту" - http://maps.rosreestr.ru/portalonline/)
2) НАЧЕРТИТЬ ЕГО ГРАНИЦЫ НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (выдаётся в кадастровой палате или заказывается через сайт Росреестра - https://rosreestr.ru/wps/portal/)
3) И ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (ст. 39.15 ЗК РФ) В МЕСТНУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ или иной орган, уполномоченный на предоставление данного участка земли (ст. 39.2 ЗК РФ, п.2 ст. 3.3 ФЗ «О ЗК РФ»).
КОММЕНТАРИЙ К ПОПРАВКАМ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ
В случае, если данный земельный участок действительно является СВОБОДНЫМ - не обременён правами третьих лиц, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд и т.д. (ст. 39.16 ЗК РФ), АДМИНИСТРАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА ОБЯЗАНА:
1) ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (пп.7 - 17 ст. 39.15 ЗК РФ)
2) УТВЕРДИТЬ ИЗГОТОВЛЕННУЮ ГРАЖДАНИНОМ СХЕМУ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО- ГО УЧАСТКА НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (КПТ) (пп.13-20 ст. 11.10 ЗК РФ), и
РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ предоставления земельного участка является основанием для ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ земельного участка гражданину (ст. 39.17 ЗК РФ) - при условии, что гражданин 4) ЗАКАЖЕТ МЕЖЕВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, и 5) ОБЕСПЕЧИТ ЕГО ПОСТАНОВКУ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЁТ. Сама процедура межевания и кадастрового учёта при этом не меняется, но вводится важное правило:
Чтобы гражданин, претендующий на получение земельного участка, имел право заказывать его межевание, решение о предварительном согласовании предоставления участка и является основанием (разрешением) для его межевания и кадастрового учёта.
Таким образом, существующая практика предварительного согласования впрямую возведена в закон; при этом процедура формализуется - если администрация дала добро на межевание участка, его предоставление является уже обязательным, чтобы расходы гражданина на межевание не пропали даром.
Итогом этих процедур является образование земельного участка с границами, площадью, кадастровым номером и индивидуализирующими документами (схема расположения земельного участка на КПТ, межевой план, кадастровый паспорт). После этого:
6) ГРАЖДАНИН ПОДАЁТ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,- уже с указанием его кадастрового номера.
7) А АДМИНИСТРАЦИЯ (в течение месяца со дня подачи этого заявления)
ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ГРАЖДАНИНУ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК:
В ПОЛЬЗОВАНИЕ > ЗА ПЛАТУ На основании договора аренды.
В ПОЛЬЗОВАНИЕ > БЕСПЛАТНО На основании договора безвозмездного пользования.
В СОБСТВЕННОСТЬ > ЗА ПЛАТУ На основании договора купли-продажи.
В СОБСТВЕННОСТЬ > БЕСПЛАТНО На основании решения о предоставлении земельного участка в
собственность бесплатно.
Далее Земельным кодексом РФ подробно прописывается, кому и в каких случаях земельные участки следует предоставлять БЕСПЛАТНО, а кому - ЗА ПЛАТУ; кому - СРАЗУ В СОБСТВЕННОСТЬ, а кому - ПЕРВОНАЧАЛЬНО В ПОЛЬЗОВАНИЕ; а также - СЛУЧАИ БЕСПЛАТНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОСЛЕ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ПОЛЬЗОВАНИЯ.
В Земельный кодекс РФ введена принципиальная основа для принятия Закона о Родовых поместьях. До настоящего момента, такой основы в законодательстве РФ просто не было, - и Закон о РП туда практически не вписывался. Сейчас же, его принятие, как одного из специальных законов развивающего положения ЗК РФ о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам и созданным гражданами не коммерческим организациям, становится возможным, реальным.
Всё создано для принятия в развитие положений ЗК РФ специальных законов: Федерального закона "О Родовых поместьях" и областных законов о Родовых поместьях. Именно этими законами и будут установлены ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ и РАЗМЕРЫ земельных участков, предоставляемых гражданам и созданным ими объединениям, для обустройства Родовых поместий и организации поселений, состоящих из Родовых поместий.
- Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
Статья 39.10 Земельного кодекса. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.→ 39.10 Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края) Сведения, предусмотренные п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ... Решение от 25 марта 2019 г. по делу № А73-959/2019Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края) Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Частью 2 статьи 39.10 ЗК РФ определены категории лиц, которым могут быть предоставлены в безвозмездное пользование земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Как следует из содержания акта фактического... 180, с разрешенным использованием: обеспечение сельскохозяйственного производства, предоставлен ИП главе КФХ Краснову Д.С. без проведения торгов на основании п.п. 6 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть гражданину для обеспечение сельскохозяйственного производства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок шесть лет. По общему правилу, ... Решение от 6 марта 2019 г. по делу № А57-27159/2018Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области) Пугачевского муниципального района от 19.04.2016 № 284 крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Степь» по результатам рассмотрения заявления главы КФХ «Степь» Спивакова В.Д. на основании ст. 39.10 . Земельного кодекса РФ в безвозмездное пользование предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:27:170324:206 площадью 994 200 кв.м, расположенный... |
Безвозмездное срочное пользование земельными участками представляет собой вид права на бесплатное пользование землей. О том, на основании чего возникает это право и как оно осуществляется, мы расскажем подробно в нашей статье.
С юридической точки зрения право безвозмездного срочного пользования, предусмотренное Земельным кодексом РФ, является обязателственным правом. Земельные участки при безвозмездном срочном пользовании предоставляются владельцам на срок, который может быть установлен законом - для участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, договором - для участков, находящихся в частной собственности, на период трудовых отношений - в порядке служебных наделов.
Важно! Коммерческие организации не могут передавать имущество в безвозмездное пользование лицам, которые являются их участниками, учредителями, руководителями или членами ее органов контроля или управления - п. 2 статьи 690 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, земельное законодательство РФ выделяет три вида безвозмездного срочного пользования землей:
- когда земельный участок принадлежит государству - участки передаются в безвозмездное пользование только муниципальным или государственным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, иные участники могут получить эти участки только в аренду;
- когда земельный участок принадлежит организациям разных отраслей;
- когда земля принадлежит юридическим или физическим лицам - участки передаются в безвозмездное пользование другим гражданам или организациям на основе договора.
Договор безвозмездного пользования
Важно! Применение гражданского правового договора безвозмездного пользования к правоотношениям, которые вытекают их права срочного безвозмездного пользования земельных участков, регулируются ст.ст. 689-701 ГК РФ.
В соответствии с нормами гражданского законодательства, договор безвозмездного пользования предполагает, что одна из сторон договора берет на себя обязательство по передаче земельного участка в безвозмездное временное пользование другой стороне договора, при этом, последняя сторона обязуется возвратить полученный участок в предусмотренный договором срок, в том же состоянии, в котором он ему был передан владельцем, с учетом вычета нормального износа. Следовательно, по договору вторая сторона выступает в качестве землепользователя и имеет следующие обязанности:
- использовать отмеченный в договоре земельный участок в строгом соответствии с указанным в документации целевым назначением земли и ее принадлежности к отдельной категории земель;
- сохранять межевые, геодезические и другие знаки специального значения, которые установлены на участках согласно законодательных правил;
- применять только разрешенные способы использования земли, которые не наносят вред окружающей среде;
- реализовывать мероприятия, предусмотренные для охраны земель, водных и лесных объектов и других природных ресурсов, в том числе, выполнять меры пожарной безопасности;
- когда сроки освоения земли предусмотрены договором, обеспечивать своевременное использование полученных участков;
- выполнять все требования санитарно-гигиенических, градостроительных, экологических и иных правил и норм, установленных законом;
- не допускать деградации, загрязнения и иных ухудшений плодородия почвы;
- выполнять другие требования, предусмотренных земельным законодательством РФ и иными Федеральными законами.
Важно! К главным правовым особенностям договора пользования земли можно отнести его безвозмездность и срочность. После окончания срока, названного в договоре, земельный участок должен быть возращен его первоначальному владельцу.
В договоре безвозмездного пользования земельным участком большое значение имеет предмет соглашения, которым выступает земельный участок или его часть, сведения о котором занесены в государственной кадастр недвижимости. В документе обязательно указывается информация и необходимые сведения, позволяющие осуществить определенную и точную идентификацию земельного участка, это:
- категория земель, к которой относиться данный участок;
- кадастровый номер предмета договора;
- вид разрешаемого пользования участком;
- площадь земли, передаваемой второй стороне;
- местоположение участка (его точный адрес).
Важно! В случае, если в договоре отсутствуют указанные сведения, условия сделки считаются не согласованными, следовательно, договор считается не заключенным.
Документы, необходимые для регистрации договора безвозмездного пользования землей:
- документ, удостоверяющий личность собственника передаваемого участка либо его представителей;
- доверенность на представителя, если он действует от лица собственника земли;
- кадастровый паспорт участка земли;
- копию и оригинал учредительных документов организации с приложением всех дополнений;
- платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрацию договора.
Важно! В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса РФ договор безвозмездного использования земли, который имеет срок действия менее одного года, не подлежит регистрации в Росреестре, тогда как соглашение со сроком действия более одного года, напротив, обязательно к регистрации.
Расторжение договора: когда документ прекращает действовать, досрочное расторжение
Если в договоре не прописан конкретный период действия, каждая из сторон, как и в любой другой сделке, имеет право провести досрочное расторжение договора в любое время, заранее поставив в известность вторую сторону о своем намерении. Причины досрочного расторжения могут быть разными:
- первоначальный владелец земельного участка может расторгнуть договор если
:
- земля плохо содержится, что приводит к ухудшению ее состояния;
- земля используется не по назначению;
- земельный участок передан третьей стороне без разрешения собственника;
- пользователь земельного участка может расторгнуть договор, если:
- возникли форс-мажорные обстоятельства, которые от него не зависят;
- были обнаружены скрытые недостатки объекта, которые мешают нормальному использованию;
- собственник не исполнил своевременно своих обязанностей по передаче участка пользователю либо не исполнил иные обязанности, предусмотренные договором;
- присутствуют права третьих лиц, которые не были зафиксированы договором.
Полное прекращение действия договора безвозмездного пользования землей происходит в случае смерти землепользователя либо ликвидации юридического лица, которая выступала в качестве землепользователя. В случае смерти собственника земли, его обязанности по договору переходят к его наследникам, а при реорганизации юридического лица - к правопреемнику.
Условия передачи земли в безвозмездное срочное пользование
Как уже упоминалось выше, пользователь может получить в безвозмездное срочное использование землю, которая принадлежит муниципалитету, государству, юридическим или физическим лицам. Исчерпывающий список ситуаций предоставления земель в безвозмездное пользование определен в статье 24 Земельного кодекса РФ. Это:
- находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 ЗК РФ, в том числе в виде служебного надела;
находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.
Отличие безвозмездного пользования от аренды
Схожесть с правовым отношением аренды права безвозмездного пользования очевидна - в обоих случаях установлено обязательственное право на участки земли. Кроме того, в обоих случаях земля передается новому пользователю для использования, однако, в случае аренды - это возмездное пользование, а в другом, соответственно, безвозмездное. Принципиальным отличием аренды от безвозмездного пользования земельными участками можно назвать тот факт, что при аренде участок передается арендодателю не только в пользовании, но и во владение, что позволяет ему использовать комплекс мер владельческой защиты объекта, чего полностью лишен пользователь земли в порядке безвозмездного использования.