Где и как обжаловать результаты электронного аукциона. Отмена результатов торгов, признание торгов несостоявшимися, жалоба в уфас, в арбитражный суд Срок обжалования результатов торгов в судебном порядке


По истечении сроков, предусмотренных для обжалования действий в уполномоченном органе, соответствующие действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии могут быть обжалованы только в судебном порядке.

Судебными органами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов участников размещения заказов, являются суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды.

В арбитражных судах обжалуется большинство спорных ситуаций, возникающих в ходе.

Обжалование результатов электронного аукциона

Участник тендера, чьи права были нарушены во время проведения может восстановить нарушенное право путем подачи иска в суд, другой – более действенный вариант решения проблемы — это жалоба в ФАС России. Срок рассмотрения жалобы и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления жалобы. Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

АПК РФ (Глава 13 «Предъявление иска».

Обжалование, оспаривание результатов аукционов, конкурсов

Обжаловать результаты торгов (конкурса) и восстановить нарушенные права участника торгов можно путем подачи иска в суд. либо подав жалобу в управление ФАС. В случае если участник размещения заказа подал заявку на участие в электронной форме, жалоба подается в форме электронного документа, и срок ее рассмотрения и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления. Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

Консалтинговая группа «Эталон» осуществляет специализированную помощь при отказе в допуске к участию в аукционе.

Оспаривание результатов торгов

У любого участвующего в размещении заказа есть право на обжалование в суде, а также в порядке, который предусмотрен в гл. 8 закона о размещении заказа, действий или отсутствие необходимых действий, нарушающих его законные права и интересы, совершаемых следующими субъектами:

Жалобы на какие-то положения конкурсной документации, документов об аукционе или извещения о проведении

Оспаривание торгов.

Торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае проведения их с нарушением правил, установленных законом (ст. 449 ГК). Из формулировки данной статьи следует, что сделки, нарушающие правила, установленные законом в отношении проведения торгов, нужно считать оспоримыми сделками. Оспоримость торгов значительно сужает возможность признания их недействительными как по кругу лиц, которые вправе подать соответствующий иск, так и по срокам оспаривания (применяется сокращенный срок исковой давности для их оспаривания продолжительностью один год - п.

Оспаривание торгов

Пока еще Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд » действует. Поэтому для участников размещения заказов или антимонопольного органа представляет интерес возможность оспаривания результатов проведенного конкурса и заключенного на его основе государственного или муниципального

Оспаривание торгов?

Согласно п.1 ст.449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Таким образом, по мнению суда, законодатель предоставляет право обжаловать конкурс только заинтересованным лицам.

Однако нарушения порядка проведения торгов не могут являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Регулирование торгов российским законодательством освещено весьма скудно. Оно происходит на основании нескольких статей Гражданского кодекса РФ и Федеральных законов. Это приводит к нарушениям в организации и проведении мероприятий. Потому оспаривание результатов торгов является частой практикой юристов Компании «Правовое решение».

Какими правовыми актами регулируется проведение торгов

Применяемый закон зависит от вида проводимого мероприятия:

  • статьями с 447 по 449.1 Гражданского кодекса РФ регулируется проведение торгов в виде конкурса или аукциона;
  • Федеральныс законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ "Об организованных торгах" регламентирован порядок проведения финансовых торгов;
  • порядок заключения государственных контрактов описан в Федеральном законе № 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
  • приведение в действие торгов на основании действия исполнительного производства регламентируется главой 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
  • аукционы относительно продажи или аренды государственной земли подчинены действию статей с 39.11 по 39.13 Земельного кодекса РФ;
  • сами требования к организации и проведению описаны в ФЗ №135 его 17 статье.

Обжалование результатов торгов проводится на основании вышеприведенных законов или требований, изложенных в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 №101. Дополнительно нарушения могут затронуть другие отрасли права.

Оспаривание результатов торгов

Основаниям для признания мероприятия недействительным является:

  • безосновательный отказ организаторов претенденту на участие;
  • завышенные требования к договоренности в виде гарантии соблюдения условий личным имуществом и т. п.;
  • требования организаторов, приводящие к обязательному отсеиванию большого количества претендентов;
  • предъявление к участникам, дополнительно к основным требованиям, противоречащих закону пунктов.

Оспаривание публичных торгов возможно в случае несоблюдения требований о размещении информации. Они содержатся в пункте втором 448 статьи Гражданского кодекса РФ. Оповещение должно появиться в СМИ за тридцать дней до начала мероприятия.

Для оспаривания результата торгов обращаются с заявлением в суд или в отделение Федеральной антимонопольной службы РФ. Специфика подачи и рассмотрения отличается в случае электронной заявки об участии и простой подачи в виде бумажного документа.

В случае электронной заявки исковое заявление подается в том же виде. Срок рассмотрения и ответа по нему составляет пять дней. Отсчет ведется с момента подачи жалобы.

Если аукцион проводился в реальном времени, имеют место следующие сроки подачи оспаривание торгов в исполнительном производстве:

  • не позднее десяти дней со дня размещения протоколов: оценки и участия; аукциона; рассмотрения заявок на планируемое или несостоявшееся мероприятие;
  • в течение семи дней после публикации на официальном сайте протокола аукциона и рассмотрения котировочных заявок;
  • в течение десяти дней после подписания протокола закрытых торгов.

В случае упущения сроков обжалование возможно только в судебном порядке. Если не состоялся или состоялся неверно прием заявления по электронной почте, срок подачи заявления составляет тридцать дней.

Срок обжалования результатов торгов зависит от решения компетентных органов.

До сведения заявителя оно доводится:

  • в течение двух дней приходит письмо об отказе в принятии искового заявления;
  • в течение пяти дней заявитель получает письмо об удовлетворении требований.

Признание договоренности недействительной влечет последствия в виде отмены результата торгов. Об этом есть упоминание в 2 пункте 449 статьи Гражданского кодекса РФ. Имущество, реализованное на аукционе, возвращается первоначальному владельцу. В случае мошенничества или преступной деятельности следует административное или уголовное наказание виновных.

Соблюсти формальности подачи заявления довольно сложно. Необходимо не просто заполнить формуляр, но и найти обоснования своей позиции. Для этого нужны глубокие познания в сфере законодательства. Важным моментом является ориентация в поправках и нововведениях. Если основные законы найти и понять несложно, то правки на них более запутанные.

Облегчит обжалование результатов торгов в судебном порядке обращение к нашим юристам. Специалисты Компании «Правовое решение» имеют широкий опыт работы со спорами по итогам торгов. Предоставим помощь в сборе доказательств, подаче заявления и восстановлении срока исковой давности.

Наша телефонная линия всегда доступна для звонка. Наберите наш номер!

Одной из основных проблем, с которой столкнулись участники правоотношений при судебном обжаловании регламентированных закупок, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках, является проблема выбора способов защиты гражданских прав, которые могут применяться участниками закупок при таком обжаловании.

Так, Законом № 223-ФЗ о закупках установлено, что

«участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» (статья 3, часть 9).

Данная норма 223-ФЗ корреспондирует статье 46 Конституции Российской Федерации и статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее − ГК РФ), в которых закреплен правовой принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 ГК РФ и не является исчерпывающим.

ГК РФ, в соответствии с вытекающими из Конституции Российской Федерации основными началами гражданского законодательства, не ограничивает граждан и юридических лиц в выборе способа защиты нарушенного права.

В силу статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.

Вместе с тем, в силу прямого указания в абзаце 13 статьи 12 ГК РФ в качестве иных способов защиты права могут быть использованы только те способы, которые предусмотрены законом.

Какие же способы защиты гражданских прав предусмотрены законом и могут быть использованы участниками регламентированных закупок, проводимых в рамках Закона № ФЗ-223 о закупках, при оспаривании результатов таких закупок?

Согласно статье 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1).

Признание торгов недействительными влечёт недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2).

В соответствии с разъяснениями данной нормы права, данными в пункте 44 совместного постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с зашитой права собственности и других вещных прав», споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

Таким образом, лицо, полагающее, что сделка, заключенная по результатам торгов (конкурсе или аукциона), проводимых заказчиком в рамках Закона № 223-ФЗ, является недействительной, вправе её оспорить.

Сделка, заключенная по результатам таких торгов оспорима, и срок исковой давности по иску о признании её недействительной и о применении последствий недействительности оспоримой сделки составляет один год.

Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (пункт 1 статьи 181 ГК РФ).

Однако, как показывает практика, большинство закупок для юридических лиц, подпадающих под действие Закона № 223-ФЗ о закупках, в настоящее время осуществляется не путём проведения торгов, а других конкурентных процедур (запрос предложений, запрос котировок, предложение делать оферты и др.).

Дело в том, что согласно части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные помимо торгов (конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.

После вступления в силу ФЗ-223 большинство заказчиков активно используют данную норму закона и устанавливают в своих положениях о закупке самые разнообразные (примечание автора – порой весьма экзотические) способы закупок, отличные от торгов (конкурса и аукциона).

При этом во многие положения заказчики часто включают норму о том, что данные способы (процедуры) закупок не являются торгами по законодательству Российской Федерации и организатор имеет право, но не обязанность заключить договор с победителем (например, п.19.2.3, 20.2.3, 21.2.3 Единого отраслевого стандарта закупок (положения о закупке) Госкорпорации «Росатом», утверждённого решением наблюдательного совета Госкорпорации от 07.02.2012 г. № 37, устанавливают такие положения в отношении процедур запроса предложений, запроса цен, конкурентных переговоров).

Расчёт заказчика в этом случае понятен: если процедура закупки не является какой-либо формой торгов, то она, по логике разработчиков такого Положения о закупке, не подпадает под регулирование ст. 447-449 ГК РФ (установленный законом порядок обжалования торгов). Соответственно, заказчик не несёт ответственности и не имеет никаких обязательств по результатам закупки независимо от того был или не был нарушен порядок её проведения и права участника закупки.

Такая «уловка» заказчиков сформировалась по результатам судебной практики обжалования процедур закупок, отличных от торгов, которая имела место до 01.01.2012 г. (до момента вступления в силу Закона № 223-ФЗ). Ранее суды в ряде случаев не признавали за участником регламентированной закупки госкомпании право на судебное обжалование её результатов, поскольку законодательство не предусматривало возможности судебного обжалования процедур закупок, не являющихся торгами (см., например, судебные акты по делу по делу № А40-7464/07-55-74 Арбитражного суда г. Москвы).

Между тем, из представленного обзора судебно-арбитражной практики за период с 01.04 по 31.10.2012 г. видно, что в настоящее время судебная практика изменилась, поскольку, как было указано выше, Закон № 223-ФЗ предусматривает, что участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке любую процедуру закупки, а не только торги.

При этом при рассмотрении таких споров арбитражными судами был сформирован важный правовой подход , согласно которому:

Надлежащим способом гражданско-правовой защиты прав участника любой процедуры закупки (в том числе осуществляемой не в форме торгов – конкурса или аукциона) является оспаривание результатов закупки по правилам, предусмотренным ст. 449 ГК РФ (для признания торгов недействительными). То есть участник любой закупки вправе оспорить сделку, заключенную по её результатам, путём предъявления требования о признании недействительными закупки и сделки (договора), заключённой с лицом, выигравшим процедуру закупки.

Такой подход нашёл отражение в судебной практике арбитражных судов г. Санкт-Петербурга, Свердловской и Ростовской областей:

— судебные акты по делу № А60-19569/2012 Арбитражного суда Свердловской области, по делу № А53-14944/2012 – Арбитражного суда Ростовской области, по делу № А56-31256/2012 – Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Представляется, что такой подход полностью соответствует правому принципу судебной защиты прав и интересов участников закупок, предусмотренному ч. 9 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и ст. 11 ГК РФ.

Дело в том, что действующее законодательство не содержит какого-либо иного способа защиты гражданских прав , который может использоваться участниками закупки при судебном обжаловании процедур закупок, кроме положений ст. 449 ГК РФ (правил о порядке оспаривания торгов).

В силу прямого указания закона – пункта 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При таких обстоятельствах, по мнению автора, и у судов, и у участников закупок при разрешении таких споров не остаётся другого выхода кроме, как руководствуясь аналогией закона (ст. 6 ГК РФ) , применять положения ст. 449 ГК РФ при оспаривании результатов любых регламентированных закупок в рамках ФЗ-223. Иной подход ведёт к пробелам правового регулирования, невозможности справедливого разрешения возникающих споров и нарушает конституционное право участников закупок на судебную защиту.

Кроме того, в судебной практике было отмечено, что из буквального текста ч. 9 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках следует, что обжаловать в судебном порядке можно только действия заказчика, но не иных органов и должностных лиц, включенных в процедуру закупки .

Таким образом, отдельное обжалование участником закупки действий закупочной комиссии и протоколов, составляемых такой комиссией, законом не предусмотрено.

Такой подход нашёл отражение в решениях Арбитражного суда Свердловской области от 12.10.2012 г. по делу № А60-27118/2012, Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2012 года по делу № А56-35377/2012.

В заключение сформируем следующие основные выводы :

1. В целях защиты прав и законных интересов участников закупок и отправления правосудия, оспаривание любых процедур регламентированных закупок в рамках ФЗ-223 (как являющихся, так и не являющихся торгами) осуществляется в соответствии с положениями пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ по правилам, предусмотренным статьёй 449 ГК РФ для оспаривания торгов.

2. Споры о признании недействительными закупок, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках, рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. При этом срок исковой давности по таким требованиям участника закупки составляет один год.

3. Действующим законодательством не предусмотрено возможности отдельного обжалования действий (бездействия), сформированной заказчиком закупочной комиссии.

директор специализированной организации

«Балтийский тендерный центр»

Обжаловать результаты торгов (конкурса) и восстановить нарушенные права участника торгов можно путем подачи иска в суд , либо подав жалобу в управление ФАС . В случае если участник размещения заказа подал заявку на участие в электронной форме, жалоба подается в форме электронного документа, и срок ее рассмотрения и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления. Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

Консалтинговая Группа «ЭТАЛОН» осуществляет специализированную помощь при отказе в допуске кучастию в аукционе, обжаловании его результатов, а также вобжаловании действий котировочной комиссии .

Сроки подачи жалобы в ФАС

Согласно Федеральному Закону № 44-ФЗ обжалование результатов торгов (конкурса) допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте:

  • протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
  • протокола аукциона;
  • протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;
  • протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;

И не позднее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте:

  • протокола аукциона,
  • протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

При проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона –не позднее чем через 10 дней со дня подписания соответствующего протокола.

По истечении сроков, установленных законом, обжалование действий специализированной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Рассмотрение жалобы в ФАС

Решение о возвращении жалобы может быть принято не позднее чем через 2 рабочих дня со дня ее поступления.

Рассмотрение жалобы и возражений на нее по существу осуществляется в сроки не более 5 рабочих дней со дня поступления.

Самые частые нарушения при размещении госзаказов

  • нарушение норм ФЗ-44, устанавливающих виды обеспечения госконтракта, например, заказчик настаивает только на банковской гарантии или, что еще хуже, на обеспечении госконтракта только собственными средствами исполнителя;
  • незаконный отказв допуске к участию в торгах или в праве исполнения контракта;
  • формирование требований к конкурсной документации, которые приводят кограничению количества участников;
  • включениезаказчиками в конкурсную и аукционную документацию дополнительных требований к участникам размещения заказа, в т. ч. сведений и документов, не предусмотренных законодательством.

Кроме упомянутых стандартных причин обращения в суды и антимонопольные органы по обжалованию результатов конкурсов и действий специализированной (котировочной) комиссии, возникают и другие сложные коллизии между сторонами заключенного государственного контракта, требующие неотложного юридического вмешательства.

В подобных случаях квалифицированная помощь юристов Консалтинговой Группы ЭТАЛОН позволит Вам избежать значительных финансовых и репутационных потерь.

Положительные сдвиги в законодательстве в сфере госзакупок

Отмена поручительства в качестве финансового обеспечения (согласно оценкам ФАС РФ, около 80% предоставляемого государственным заказчикам финансового обеспечения являлось фальшивым, т. е. обеспечение предоставляли компании, заявляющие недостоверную финансовую и бухгалтерскую информацию), и новые законодательные нормы для госзакупок лекарственных средств (один лот – одно «лекарство»), и новые правила, касающиеся организации закупок детского питания и соответствующих услуг. Это и появление общероссийского открытого интернет-портала www.zakupki.gov.ru, на котором размещена вся информация о проводимых торгах, реестр контрактов, реестр всех поданных в ФАС России жалоб участников торгов с информацией о датах и результатах рассмотрения, после чего стало можно говорить о начале становления общественного контроля в данной сфере.

Как следствие, широко распространенная в прошлом коррупционная уловка заказчика, заключающаяся в недоступности для копирования части информации о предмете торгов, практически исчезла из мошеннического арсенала. В соответствии с законодательством формат размещения информации на сайтах органов государственной власти должен позволять ее копировать, в противном случае торги просто аннулируются.

Уточнено, что извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайтеwww.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до окончания подачи заявок на участие в нем, аукциона – за 20 дней.

Определен срок, отводимый на подписание проекта договора. Он должен составлять не менее 10 дней с момента размещения на официальном сайте торгов протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (протокола аукциона), либо протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе) в случае признания его несостоявшимся. Данный срок указывается в конкурсной (аукционной) документации.

Запрещено снижать цену договора ниже начальной, указанной в извещении о торгах, в том числе и при дальнейшем его исполнении. В то же время ее можно увеличить по соглашению сторон в порядке, установленном договором.

Если торги не состоялись по причине подачи только 1 заявки или участия только 1 заявителя, организатор обязан заключить с ним договор на условиях и по цене, предусмотренных заявкой и конкурсной (аукционной) документацией (но не ниже начальной). При этом заявка должна соответствовать установленным требованиям.

В случае признания торгов несостоявшимися по иным основаниям могут проводиться новые (в том числе на иных условиях или в другой форме).

И наконец, сегодня в законечетко определена процедура и сроки обжалования результатов торгов их участниками.

Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Несколько нестандартных случаев – примеров решений судов различных уровней в пользу участников торгов (подрядчиков)

  • ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А53-4713/2012 от 15.10.2012 признал, что подрядчик по госконтракту вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила ранее оговоренную.
  • ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении № А70-12441/2011 от 09.10.2012 пояснил, что установленная подрядчиком в процессе работ необходимость выполнения иных видов работ, которые, по его мнению, не были согласованы сторонами, не свидетельствует о незаключенности контракта. ФАС указал, что действия, которые в таких случаях должен совершить подрядчик, предусмотрены в пункте 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  • 13-й Арбитражный апелляционный суд, Санкт-Петербург, в Постановлении № А21-1628/2011 от 31.08.2012 указал: частичное исполнение госконтракта не препятствует признанию торгов недействительными, даже с учетом того, что работы были выполнены на 50%.
  • ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А53-13754/2011 от 24.10.2012 пояснил, что признание договора ничтожной сделкой не является основанием для отказа от оплаты выполненных обществом работ, результатом которых пользуется ответчик (т. е. заключение договора с нарушением требований 94-ФЗ не освобождает от оплаты принятых работ).

Судебная практика демонстрирует, начиная с 2012 года, рост количества обращений участников электронных аукционов. Причина кроется и в увеличении количества самих торгов, и в том, что шансы участников тендеров оспорить их результат и отстоять свои права увеличиваются по мере совершенствования законодательства. Причем, по мнению специалистов Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР),далеко не всегда причиной правонарушений в сфере госзакупок является умысел: часто речь идет о низкой профессиональной квалификации должностных лиц как заказчиков, так и участниковразмещения заказа, а иногда о недостаточно мощном компьютерном обеспечении, особенно в удаленных регионах.

Анализ постоянно обновляющегося законодательства и накопленной судебной практики ведет к следующему выводу – даже в такой традиционно «коррупционноёмкой» сфере, как госзакупки, участвовать в конкурсах можно и нужно; обжаловать результаты тендера, а также действия специализированной (котировочной) комиссии и отстаивать свои права в случае их нарушения в процессе конкурса также можно и нужно, только делать это надо максимально грамотно и с точным соблюдением всех нюансов сегодняшнего законодательства в этой области. Безусловно надежнее будет доверить работу по отстаиванию Ваших интересов в судах и антимонопольных органах специалистам.

Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН обладают высокой квалификацией и большим опытом в обжаловании результатов торгов.

Профессиональный юрист бесплатно проанализирует Вашу ситуацию и предложит решение Вашей проблемы.

Участники закупки, недовольные действиями либо бездействием заказчика при осуществлении им закупок, товаров, работ, услуг, в соответствии с ч.10 ст.3 закона № 223-ФЗ) могут обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные подразделения в регионах Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе »).

Порядок обжалования действий либо бездействия заказчика установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ).

В случае, если при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, либо если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие):

  • юридического лица,
  • организатора торгов,
  • оператора электронной площадки,
  • конкурсной комиссии,
  • аукционной комиссии.

Имеются некоторые ограничения по кругу заявителей, которые могут подать такую жалобу: это только лица, подавшие заявки на участие в закупке, за исключением случаев, если такое обжалование связано с нарушением порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах (в этом случае жалоба может быть подана также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 закона №223-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, осуществляющего закупку в соответствии с законом №223-ФЗ, может быть подана только в четырех случаях:

  1. Заказчик не разместил в единой информационной системе (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) необходимые документы и сведения (положение о закупке и внесенные в него изменения, информация о проведении закупки и т.д.), либо разместил необходимые данные с нарушением установленных действующим законодательством сроков.
  2. Заказчик предъявляет к участникам закупки требования подать документы, предоставление которых не является обязательным в соответствии с законом № 223-ФЗ и разработанной заказчиком документацией о закупке.
  3. Проведение процедуры закупки товаров, работ или услуг без утвержденного и соответственно без официально размещенного на сайте положения о закупке, а также осуществление процесса закупки вопреки положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон № 44-ФЗ).
  4. Неразмещение на официальном сайте или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупок, который заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  5. Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для параллельного направления жалобы на действия или бездействие заказчика в суд.

    По общему правилу жалоба при наличии указных выше обстоятельств должна быть подана в антимонопольный орган в течение 10 (десяти) дней, исчисление которых начинается с момента вынесения решения о подведении результатов закупки. А в случаях, когда итоги проведенной закупки должны быть опубликованы на официальном сайте в интернете, то исчисление 10 (десяти) дней начинается со дня размещения необходимой информации.

    Установлены и более длительные сроки для обращения участника с жалобой в антимонопольный орган. Например, если договор по результатам торгов не заключен либо торги признаны несостоявшимися, обжалование допускается в течение 3 месяцев со дня подведения итогов торгов либо со дня размещения результатов в ЕИС.

    Специалисты ОТС.RU регулярно проводят анализ правоприменительной практики ФАС России и арбитражных судов в сфере 223-ФЗ. Для того чтобы обезопасить себя от нарушения законодательства, ознакомьтесь с нашим обзором и другими материалами по этой теме .

    12.2. Оформление жалобы

    Жалоба подается в письменной форме: оформляется в виде документа с соответствующими реквизитами. В ней обязательно должны быть отражены:

  • идентифицирующие данные организатора торгов, оператора электронной площадки, действия или бездействие которых обжалуются заявителем: полное наименование, юридический адрес, почтовый адрес, контактные данные;
  • идентифицирующие данные заявителя. Если это юридическое лицо, указываются его наименование, юридический адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны, номер факса. При обращении физического лица помимо названных сведений, следует отразить его фамилию, имя, отчество, фактическое место проживания;
  • сведения о процедуре закупки, в рамках которой заявителем подается жалоба, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;
  • действия (бездействие) заказчика, которые, по мнению заявителя, имеют или имели место при проведении закупки, доводы в обоснование такой позиции;
  • данные о документах, которые заявителем прилагаются к жалобе.

Подписание жалобы осуществляется непосредственно заявителем либо его уполномоченным представителем. В случае подписания жалобы представителем в адрес антимонопольного органа дополнительно направляется доверенность (или иной документ, подтверждающий полномочия на подписание). Подготовленная и надлежащим образом оформленная жалоба может быть направлена в антимонопольный орган любым доступным участнику закупки способом:

  • обычной почтой;
  • электронной почтой;
  • методом факсимильной связи;
  • прочими.

12.3. Основания и сроки возврата жалобы заявителю

Предварительно жалоба, поступившая в антимонопольный орган, рассматривается на предмет соблюдения установленных требований касательно формы и отсутствия иных оснований для ее возврата.

Антимонопольный орган имеет право возвратить жалобу заявителю в следующих случаях:

  • жалоба не содержит обязательные реквизиты;
  • на жалобе отсутствует подпись или не предоставлены документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу;
  • наличие вступившего в законную силу судебного решения, согласно которому в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии не выявлено нарушений при проведении закупки, в рамках которой подана жалоба;
  • имеется решение антимонопольного органа, вынесенное по результатам рассмотрения аналогичной жалобы, поданной на те же действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Антимонопольному органу для предварительного рассмотрения жалобы и при наличии соответствующих оснований принятия решения о ее возврате установлен срок - 3 рабочих дня. В день принятия решения о возвращении жалобы антимонопольный орган обязан письменно уведомить подавшего ее участника, в письменной форме с указанием законных оснований, по которым жалоба не подлежит рассмотрению.

12.4. Прием жалобы к рассмотрению

Если нет оснований для возвращения жалобы, антимонопольный орган принимает ее к рассмотрению и публикует информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте или на сайте антимонопольного органа в течение 3 рабочих дней со дня ее поступления.

Одновременно обеим сторонам направляется уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до вынесения окончательного решения по результатам ее рассмотрения, в том числе запрещается заключать договор в случае завершения процедуры (далее - уведомление).

В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором опубликована информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление может быть направлено не только посредством почтовой связи, но и посредством факсимильной связи либо электронной почты. Адрес электронной почты, на который антимонопольным органом направляется уведомление, должен соответствовать адресу:

  • отраженному в размещенном извещении о закупке (при направлении организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию);
  • указанному в жалобе (при направлении участнику);
  • указанному на сайте электронной площадки (при направлении оператору электронной площадки).

12.5. Права и обязанности субъектов закупки, которая стала объектом жалобы

С этого момента у всех субъектов закупки, которая стала объектом рассмотрения жалобы, возникают определенные права и обязанности:

Права заказчика (организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии):

  • участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в ч. 6 ст. 18.1 закона № 135-ФЗ.

Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее, чем за 2 рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

Заказчик (организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия) обязан:

  • в течение 1 рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения;
  • представить на рассмотрение жалобы закупочную документацию и внесенные в нее изменения, заявки на участие в закупке, протоколы, аудио- и видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки;
  • со дня направления уведомления приостановить закупку до рассмотрения жалобы;
  • не заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

Права заявителя:

  • направить возражение на жалобу или дополнение к ней;
  • участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей;
  • отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы.

Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия (бездействие) заказчика (организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии).

Обязанности заявителя:

Закон № 135-ФЗ не возлагает на заявителя обязанностей

12.6. Рассмотрение жалобы антимонопольным органом

Общий срок рассмотрения антимонопольным органом жалобы на действия или бездействие заказчика, поданной в рамках процедуры закупки товаров, работ и услуг, составляет не более 7 рабочих дней со дня ее поступления.

Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Поскольку присутствие заявителя, заказчика, иных лиц при рассмотрении жалобы по существу является правом, а не обязанностью, то их неявка на заседание комиссии не является препятствием для рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы комиссия антимонопольного органа дает правовую оценку действиям (бездействию) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, о которых сообщается в жалобе. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает окончательное решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа может принять одно из решений:

  • признать жалобу обоснованной и выдать предписание;
  • признать жалобу обоснованной и не выдавать предписание;
  • признать жалобу необоснованной и не выдать предписание;
  • признать жалобу необоснованной и выдать предписание.

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.