Функции президиума верховного суда. Верховный суд российской федерации. Особенности деятельности Президиума Верховного суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ
"О Верховном Суде Российской Федерации"

Статья 6. Президиум Верховного Суда Российской Федерации

1. В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации.
2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации входят в состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации по должности.
3. Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.
4. Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
5. Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации:
1) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;
2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
3) обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
4) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";
5) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;
6) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
7) рассматривает отдельные вопросы судебной практики;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
2. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ;
  • осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции РФ и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
  • публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами.

Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ . Рассматривает и решает вопросы о внесении представлений (законопроектов) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы Пленум Верховного Суда РФ.

  • Судебная коллегия по административным делам;
  • Судебная коллегия по гражданским делам;
  • Судебная коллегия по уголовным делам;
  • Военная коллегия;
  • Апелляционная коллегия.

Порядок формирования Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ одинаков, но он отличается от того, как образовывается Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

Согласно ст. 18 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" составы первых четырех коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Председатель же и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ , основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции. Они же, а также Судебная коллегия по уголовным делам рассматривают к тому же соответствующие дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ по первой инстанции рассматривает гражданские дела:

  • об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ ;
  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти , затрагивающих права , свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);
  • об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий , общероссийских и международных общественных объединений , о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации ;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов , референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ ;
  • о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривает также иные отнесенные федеральным законом к подсудности Верховного Суда РФ гражданские дела (ст. 27 ГПК).

В апелляционном порядке Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ проверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных итоговых решений, принятых в первой инстанции верховными судами республик , краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов (п. 4 ч. 2 ст. 389.3 УПК, п. 3 ст. 320.1 ГПК).

Помимо того, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает в кассационном порядке приговоры и постановления мирового судьи, приговоры, определения и постановления районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, если они являлись предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; приговоры или иные итоговые судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке; постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (п. 2 ч. 2 ст. 401.3 УПК).

Судебная коллегия по гражданским и Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ в кассационном порядке рассматривает дела по жалобам и представлениям на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (п. 3 ч. 2 ст. 377 ГПК).

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает также заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговора, определения, постановления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; собственных (Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ) приговора, определения, вынесенных ею в ходе производства по уголовному делу в качестве суда апелляционной или кассационной инстанции, если эти судебные решения не были предметом рассмотрения Президиумом Верховного Суда РФ (п. п. 3 и 5 ч. 1 ст. 417 УПК). Судебная коллегия по гражданским делам, как и Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные по первой инстанции, а также свои постановления, которыми ею изменено или принято новое судебное постановление в апелляционном или кассационном порядке (ст. 393 ГПК).

  1. является судьей и, соответственно, осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;
  2. не соглашается с определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и выносит свое определение о его отмене и передаче кассационной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 381 ГПК);
  3. в случае истребования гражданского дела с учетом его сложности продляет срок рассмотрения кассационной жалобы или представления прокурора, но не более чем на два месяца (ч. 3 ст. 382 ГПК);
  4. не соглашается с постановлением судьи Верховным Судом РФ об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и выносит постановление об отмене такого постановления и о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 401.8 УПК);
  5. организует работу Верховного Суда РФ и в целом системы судов общей юрисдикции;
  6. организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики ;
  7. созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;
  8. формирует повестку дня заседания Пленума Верховного Суда РФ;
  9. приглашает участвовать в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ судей Конституционного Суда РФ , судей Высшего Арбитражного Суда РФ, иных судей и других лиц;
  10. созывает Президиум Верховного Суда РФ и председательствует в его заседаниях;
  11. распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ, судьями Верховного Суда РФ;
  12. руководит организацией работы Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ и судебных коллегий Верховного Суда РФ;
  13. в необходимых случаях своим распоряжением привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии (ч. 2 ст. 18 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации");
  14. организует работу Верховного Суда РФ по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
  15. взаимодействует с Правительством РФ при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции;
  16. может принять участие в заседаниях Правительства РФ в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 3 ст. 27 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации");
  17. может принять участие в работе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, а по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ - и в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 12, ч. 3 ст. 15 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации");
  18. может принять участие в работе коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
  19. знакомится ежегодно с отчетом о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ (п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
  20. с согласия Совета судей РФ назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ - и заместителей последнего (ч. 1 ст. 8, ст. 9 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
  21. утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за исключением входящих в ее состав по должности;
  22. утверждает положение о коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ (ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации");
  23. представляет Президенту РФ кандидатов для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда РФ и должности судей других федеральных судов общей юрисдикции;
  24. представляет Президенту РФ для назначения в установленном порядке кандидатуры судей Верховного Суда РФ на должность члена Президиума Верховного Суда РФ, кандидатуры на должности первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда РФ, а также кандидатуры на должности председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;
  25. формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ и назначает председателей судебных составов судебных коллегий Верховного Суда РФ;
  26. представляет на утверждение Пленума Верховного Суда РФ составы судебных коллегий, кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда РФ и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;
  27. вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда РФ, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  28. вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей верховных судов республик , краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, судей военных судов, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  29. направляет в Дисциплинарное судебное присутствие обращения о досрочном прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов общей юрисдикции о прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков;
  30. организует проверку сведений о поведении судей судов общей юрисдикции, не соответствующем предъявляемым к ним Законом РФ о статусе судей в РФ и Кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти ;
  31. утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера судей судов общей юрисдикции, а также их супругов и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации";
  32. вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о награждении государственными наградами РФ судей судов общей юрисдикции;
  33. вносит Президенту РФ представления о награждении государственными наградами РФ судей судов общей юрисдикции на основании решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
  34. вносит Президенту РФ представления о награждении государственными наградами РФ работников аппарата Верховного Суда РФ и Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  35. осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда РФ, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности , организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  36. присваивает в пределах своей компетенции работникам аппарата Верховного Суда РФ классные чины государственной гражданской службы РФ;
  37. вносит Президенту РФ в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы РФ работникам аппарата Верховного Суда РФ и Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  38. имеет право на предоставление государственной охраны (ст. 8 Федерального закона "О государственной охране");
  39. при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на него служебных обязанностей обладает дипломатическим иммунитетом, в связи с чем он получает дипломатический паспорт (ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию");
  40. Верховного Суда РФ Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

    Председатели судебных коллегий одновременно по должности являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

    Заместители Председателя Верховного Суда РФ:

    1. в соответствии с распределением обязанностей организуют деятельность соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ и осуществляют контроль за работой аппарата этой судебной коллегии;
    2. председательствуют в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РФ или поручают это судьям Верховного Суда РФ, входящим в составы соответствующих судебных коллегий;
    3. информируют Пленум Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда РФ;
    4. организуют работу по обобщению судебной практики для представления ее результатов на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ;
    5. организуют работу по повышению квалификации судей Верховного Суда РФ, работников аппаратов судебных коллегий Верховного Суда РФ и по прохождению судьями иных судов общей юрисдикции стажировки в Верховном Суде РФ;
    6. осуществляют иные полномочия по организации работы Верховного Суда РФ.

    Когда отсутствует Председатель Верховного Суда РФ его права , обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда РФ.

    Организация работы в Верховном Суде РФ. Аппарат суда

    Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ является совещательным органом, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики.

    Задачами Научно-консультативного совета признаются изучение вопросов, возникающих в судебной деятельности, и разработка соответствующих рекомендаций:

    а) по проектам постановлений Пленума Верховного Суда РФ, содержащих разъяснения по применению законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики ;
    б) по законопроектам Верховного Суда РФ;
    в) по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ;
    г) по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.

    Помимо основной перед Научно-консультативным советом при Верховном Суде РФ стоит также задача оказания методической помощи в организации работы Научно-консультативных советов, образованных при верховных судах республик , краевых и областных и соответствующих им судах.

    Состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ утверждается Пленумом Верховного Суда РФ и действует в течение пяти лет. В него входят: председатель и сопредседатели совета - руководители секций совета, ученый секретарь, члены совета из числа ученых, судей, работников правоохранительных органов , адвокатов . Членами Научно-консультативного совета, кроме того, являются заместители Председателя Верховного Суда РФ по должности.

    Возглавляет работу Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ председатель Научно-консультативного совета. Он должен организовывать работу совета в соответствии Положением о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ; определять круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях, давать поручения ученому секретарю и членам совета; председательствовать на заседаниях совета; принимать меры к реализации рекомендаций и заключений совета и информировать его о решениях, принятых Верховным Судом РФ по этим рекомендациям.

    Сопредседателями совета являются председатели секций. Они определяют круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях секций, дают поручения ученому секретарю и членам совета, председательствуют на заседаниях секций совета и информируют его членов о реализации выработанных ими рекомендаций. Председатели и заместители председателей секций утверждаются Научно-консультативным советом.

    Следующий член состава Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ - ученый секретарь Научно-консультативного совета. Им обеспечивается деятельность совета и его секций, составляются планы работы, контролируются их выполнение и реализация решений, принятых советом и его секциями, организуются их заседания, обеспечиваются члены совета необходимой документацией и научно-справочными материалами. Он обязан представлять информацию о работе Научно-консультативного совета в редакцию журналов "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Российская юстиция", где работа данного совета по мере необходимости освещается.

    Все остальные члены Научно-консультативного совета участвуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повышению квалификации судебных работников, выполняют поручения по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и заключений, выполняют другие поручения, вытекающие из Положения о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ и планов работы совета.

    Члены Научно-консультативного совета вправе участвовать в работе Пленума Верховного Суда РФ, а также знакомиться с разрешения руководителей Верховного Суда РФ с материалами судебной практики и данными судебной статистики.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции по всем подведомственным данной системе судов гражданским, уголовным и административным делам, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

Функции Верховного Суда РФ.

- рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

- проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

- дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

- обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Судебные полномочия Верховного Суда РФ:

1) рассматривает уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда), иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности;

2) гражданские дела:

а) об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;

б) оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

в) оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;

г) приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов РФ;

д) оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);

е) по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

Верховный Суд РФ проверяет в кассационном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена;

Верховный Суд РФ проверяет в надзорном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) основного и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ;

Верховный Суд РФ осуществляет пересмотр определенных приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей, членов суда.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются на неограниченный срок Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Судья, назначенный на должность, приносит присягу на торжественном собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом РФ. Закон не ограничивает сроком полномочия судей ВС РФ; предельный возраст пребывания в этой должности - 65 лет (ст. 14 Закона о судебной системе).

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Верховного Суда РФ:

Высшее юридическое образование;

Достижение 35-летнего возраста;

Стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

Соответствие высоким нравственным требованиям, предъявляемым к судьям Верховного Суда РФ.

Структура Верховного Суда РФ:

Президиум;

Кассационная коллегия;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Судебная коллегия по уголовным делам;

Военная коллегия.

Судебные коллегии выполняют основной объем работы Верховного Суда РФ. Распределение судей Верховного Суда РФ по судебным коллегиям производит Пленум Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Руководят работой коллегий их председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

В составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ создается кассационная палата для проверки законности и обоснованности приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают:

- по первой инстанции все уголовные и гражданские дела, подсудные Верховному Суду РФ;

- в кассационной инстанции проверяются законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решении судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) среднего звена;

- в порядке надзора судебные коллегам Верховного Суда РФ проверяют по протестам Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, Генерального прокурора РФ и его заместителей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей (Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и нескольких рядовых членов Верховного Суда РФ). Утверждает состав Президиума ВС РФ Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания правомочны при присутствии на них большинства членов Президиума. Постановления по судебным делам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Президиума и вступают в силу немедленно.

Полномочия Президиума Верховного Суда РФ:

Проверка в порядке надзора по протестам Председателя ВС РФ или Генерального прокурора РФ законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена, а также судебных коллегий ВС РФ;

Анализ и обобщение судебной практики;

Решение вопросов работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

Анализ состояния законности и преступности в РФ;

Иные полномочия.

Пленум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и членов ВС РФ. Заседания Пленума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в 4 месяца, о чем за 30 дней извещаются члены Пленума, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, другие приглашенные лица. Участие генпрокурора в заседаниях Пленума ВС РФ обязательно. Заседания Пленума правомочны при присутствии 2/3 его членов.

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством присутствующих на заседании его членов и подписываются председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Вопросы, поставленные перед Пленумом Председателем Верховного Суда РФ, министром юстиции РФ или Генеральным прокурором РФ, рассматриваются Пленумом по их докладам. Генеральный прокурор дает свое заключение по вопросам, поставленным на рассмотрение Пленума Председателем ВС РФ и министром юстиции РФ. В заседании Пленума также вправе участвовать Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и приглашенные на заседание Лица.

Организационное обеспечение заседаний Пленума Верховного Суда РФ, ведение протокола заседания Пленума и выполнение действий, необходимых для реализации принятого решения, осуществляет секретарь Пленума, являющийся одним из членов Верховного Суда РФ.

Полномочия Пленума Верховного Суда РФ:

Рассмотрение и изучение судебной практики, а также представлений Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ;

Дача разъяснений судебной практики (в форме обязательных для всех судов общей юрисдикции постановлений Пленума ВС РФ);

Утверждение по представлению Председателя ВС РФ составов судебных коллегий и секретаря Пленума;

Утверждение по представлению Председателя ВС РФ состава Научно-консультационного совета при ВС РФ;

Заслушивание отчетов о работе Президиума, кассационной коллегии и судебных коллегий ВС РФ;

Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой и о направлении запросов в Конституционный Суд РФ;

Иные полномочия, предусмотренные в законе.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации"

ФКЗ от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации"

Президиум ВС РФ является высшей судебной инстанцией, осуществляющей надзор за законностью и обоснованностью решений нижестоящих судов.

В отличие от Пленума Президиум Верховного Суда РФ специально создаваемый орган Верховного Суда РФ. Он состоит из 13 судей и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель ВС РФ, заместители Председателя по должности и утвержденные Советом Федерации Федерального Собрания РФ судьи Верховного Суда РФ. Президиум Верховного Суда РФ принимает постановления большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими полномочиями :

1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств);

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Статья 342. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных актов в порядке надзора

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с административным делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить административное дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении административного дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения административного дела в ином составе судей;

3) отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по административному делу;

4) оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов;

5) отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 335 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении административного дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

3. При рассмотрении административного дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.

4. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

5. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело.