Внесены изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации. Федеральный закон «О прокуратуре» в последней редакции Фз о прокуратуре российской

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(в ред. Федеральных законов

от 17.11.1995 № 168-ФЗ, от 10.02.1999 № 31-ФЗ,

от 19.11.1999 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ,

от 29.12.2001 № 182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ,

от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ,

от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ,

от 15.07.2005 № 85-ФЗ, от 04.11.2005 № 138-ФЗ,

от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 05.06.2007 № 87-ФЗ,

от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ,

от 17.07.2009 № 171-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее – прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.


В соответствии с п. 5 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Федеральный закон о прокуратуре в действующей редакции принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. (подписан Президентом РФ 17 ноября 1995г.), опубликован и введен в действие 25 ноября 1995 г.
Федеральный закон о прокуратуре содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и различных составляющих ее звеньев. В нем определяется понятие прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Тем самым подчеркивается, что прокуратура, являясь федеральной системой, обеспечивает надзор за исполнением не только федеральных законов, но в равной мере и законов субъектов Федерации, принятых и введенных в действие в установленном порядке.
Закон определяет принципы организации и деятельности прокуратуры (ст. 4), функции прокуратуры (ст. 1, 8, 9, 31). В нем содержится совокупность норм, характеризующих прокуратуру РФ как систему, определяются составляющие ее звенья: Генеральная прокуратура (ст. 14), прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуратуры (ст. 15), прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры (ст. 16), определяются полномочия прокуроров различных уровней прокурорской системы по руководству подчиненными органами прокуратуры (ст. 17-19).
В самостоятельных разделах закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды (отрасли или подфункции) прокурорского надзора. (Глава 1 раздела III Закона "Надзор за исполнением законов (общий надзор)"; глава 2 этого же раздела: "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина"; глава 3: "Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие"; глава 4: "Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу".) В каждой из этих глав содержится норма, определяющая специфику предмета прокурорского надзора в соответствующей сфере правовых отношений, а также статьи о конкретных полномочиях прокуроров по установлению правонарушений, их проверки и принятию мер воздействия (внесение протеста, представления прокурора, вынесение постановления, предъявление требований прокурора и др.). В разделе IV содержатся нормы, регулирующие общие условия участия прокурора в рассмотрении дел судами. Подчеркивается, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным (уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, арбитражным процессуальным) законодательством.
Раздел V Закона о прокуратуре РФ (в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999 г.) впервые в законодательстве о прокуратуре РФ содержит детальную регламентацию особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры, а также вопросы, связанные с определением требований к кадрам органов и учреждений прокуратуры. Установлено, что служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. При этом прокурорские работники являются государственными служащими именно федеральной государственной службы Российской Федерации, даже если они работают в прокуратурах субъектов федерации или в органах местного самоуправления (городах, районах). Прокурорские работники исполняют обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом специфики ее регламентации Федеральным законом о прокуратуре. В законе определены требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры. Предусмотрены правовые основания и порядок установления испытания при приеме на службу в органы прокуратуры, принятие присяги прокурора, следователя, проведения их аттестации, присвоения классных чинов.
Законодательством определен специальный порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Такие особенности привлечения прокуроров и следователей органов прокуратуры к ответственности связаны с характером их задач, функций и полномочий, в том числе по привлечению к установленной ответственности работников иных правоохранительных органов, совершивших преступления и иные правонарушения, надзору за исполнением законов практически во всех урегулированных законом сферах общественных отношений.
Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства как и их близкие родственники, а также их имущество. Порядок и условия осуществления такой защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", иными нормативными правовыми актами.
Особое внимание уделено законодательной регламентации порядка прохождения службы, перевода, а также поощрения работников и привлечения их к дисциплинарной ответственности, оснований и порядка прекращения службы, мерам материального и социального обеспечения работников прокуратуры, правовой и социальной защиты прокуроров и следователей.
В разделе VI впервые в законодательстве в едином законе определены особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры. В нем содержатся нормы, устанавливающие структуру военной прокуратуры (ст. 46), особенности полномочий военных прокуроров (ст. 47), кадровое, материальное и социальное обеспечение органов военной прокуратуры.
В заключительном разделе VII Закона регулируются вопросы статистической отчетности, финансирования, материально-технического обеспечения органов и учреждений прокуратуры, разъясняются некоторые наименования, содержащиеся в Законе.

Еще по теме § 2. Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации:

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (в ред. федеральных законов от 17.11.95 № 168-ФЗ, от 10.02.99 № 31-ФЗ, от 19.11.99 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ)
  2. ИЗВЛЕЧЕНИЕ из Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ
  3. В.Т. ТОМИН, М.П. ПОЛЯКОВ, А.С. АЛЕКСАНДРОВ, Г.Н. КОРОЛЕВ. КОММЕНТАРИЙ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2007
  4. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации" от 9 августа 1996 г. № 47
  5. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. 3.1.5. Заключение на Проект Федерального конституционного закона «О внесении дополнения в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации» и Пояснительную записку
  7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  8. О порядке ведения трудовых книжек в адвокатских образованиях Российской Федерации Информационное письмо Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 8 января 2004г. №5-5-22/9
  9. Глава 40 ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1993 г. И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ 2003 г.«ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  11. Положение о представителе Совета – заместителе Президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в федеральном округе Утверждено Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 25 августа 2003г. (протокол № 3)
  12. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ
  13. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" от 15 декабря 1998 г. № 90
  14. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации" от 28 мая 1992 г. № 20
  15. 8. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (извлечения)
  16. Методические рекомендации по реализации прав адвоката, предусмотренных п. 2ч. 1ст. 53, ч. 3ст. 86 УПК РФ и п. 3СТ. 6Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Одобрены Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (протокол № 5 от 22 апреля 2004 года)
  17. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  18. 9. Федеральный закон № 101-ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» (извлечения)
  19. Федеральный закон «О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  20. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика -

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 N 168-ФЗ, от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 19.11.1999 N 202-ФЗ, от 02.01.2000 N 19-ФЗ, от 29.12.2001 N 182-ФЗ, от 28.06.2002 N 77-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 05.10.2002 N 120-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 15.07.2005 N 85-ФЗ, от 04.11.2005 N 138-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 17.07.2009 N 171-ФЗ, от 28.11.2009 N 303-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П, от 11.04.2000 N 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П, от 18.07.2003 N 13-П)

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Статья 2. Международное сотрудничество

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

2. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Никто не вправе без разрешения следователя разглашать материалы предварительного следствия, проводимого следственными органами прокуратуры, до его завершения.

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

3. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

1. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

3. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью

1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 9. Участие в правотворческой деятельности

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

2. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Уже привычную всем систему государственной власти нельзя было бы считать полной без такого контролирующего органа, как прокуратура. Что такое прокуратура? В чем заключаются ее основные функции и полномочия? Что именно контролирует этот орган? В этой статье рассмотрим эти и другие вопросы.

Понятие

Прокуратурой называют единую систему федеральных органов, которая от имени государства реализует надзор за соблюдением законов РФ, защищает права и свободу граждан, а также исполняет другие функции, установленные законодательством страны.

Данная власть и общая деятельность прокуратуры определены законом «О прокуратуре РФ». Данная система власти является военизированной организацией. Здесь предусмотрена правоохранительная, военная, гражданская госслужба. К тому же прокуратура не относится ни к одной из известных ветвей власти, осуществляя свою деятельность независимо от них.

Одним словом, что такое закон и порядок нашей страны.

Немного истории

Впервые о прокуратуре как об органе, представляющем интересы государства, услышали в 1302 г. во Франции. Прокурор являлся глазами короля, и с его помощью последний мог управлять страной и контролировать в ней все происходящее.

В России прокуратура была учреждена Петром 1, тремя его указами. Прокурор не имел решающего голоса, он лишь наблюдал за производством и исполнением дел. Это и отличало эту от других видов госдеятельности. Следовательно, работа прокуратуры носила сугубо надзирательский характер, а деятельность прокурора сводилась к наблюдению за деятельностью Сената и исполнению всех указов императора.

Полномочия

Полномочия прокуратуры заключаются в следующем:

  1. Надзор за выполнением законодательных норм.
  2. Контроль федеральных министерств и ведомств, исполнительных и законодательных органов, органов контроля, самоуправления и военного управления.
  3. Контроль за соблюдением прав граждан.
  4. Контроль органов, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие, дознание.
  5. Контроль за выполнением законодательных норм административными органами и учреждениями, исполняющими наказание, а также применяющими принудительные меры в виде содержания задержанных и заключенных.
  6. Вынесение определений на судебные постановления, которые противоречат закону.
  7. Решение письменных обращений лиц, как юридических, так и физических, которые содержат сведения о нарушении закона.
  8. за совершенные преступления.
  9. Организация работы органов по борьбе с преступностью.

Помимо этого, в полномочия прокуратуры, и прокурора в частности, входит:

  • При предъявлении документа входить на территории указанных в законе помещений, проверять документы и материалы на соответствие закону.
  • Просить у руководителей и иных лиц предъявления к проверке документов и материалов, проводить проверки по поступившим жалобам.
  • Приглашать граждан для объяснений причин нарушений закона.

Прокуратура области, города или района может:

  • На законных основаниях возбуждать производство, требовать привлечения лиц к ответственности, а также предостерегать о недопустимости нарушения законов.
  • При установлении нарушения:
    • освобождать лицо от незаконного административного задержания;
    • опротестовывать противоречащие закону нормативные документы, обращаться в судебные инстанции для признания данных документов недействительными;
    • вносить представление об устранении нарушений;
    • использовать полномочия, указанные в законе.

Структура

Рассмотрим, что такое прокуратура и какова ее структура. Прокуратура - централизованная система органов, где нижестоящие чины подчиняются генеральному прокурору РФ. Система прокуратуры представляет собой следующую лестницу:

  • Генеральная прокуратура.
  • Академия генеральной прокуратуры.
  • Прокуратура субъектов.
  • Прокуратура области, города, района и т.д.
  • Транспортная, природоохранная, пенитенциарная прокуратура.
  • Научные, учебные организации.
  • Печатные издания прокуратуры.

Все действия, которые осуществляются органами прокуратуры, выполняются генеральным прокурором. В свою очередь, генерального прокурора освобождает от должности или назначает на нее Совет Федерации.

Ответственность и правовой статус сотрудников

Сотрудники прокуратуры также могут понести наказание за бездействие или неисполнение своих обязательств. Различают следующие виды наказаний:

  • выговор;
  • замечание;
  • строгий выговор;
  • понижение в чине;
  • лишение нагрудных знаков;
  • предупреждение о ;
  • увольнение.

Для того чтобы работать в органах прокуратуры, необходимо:

  1. Наличие российского гражданства.
  2. Отсутствие иного гражданства.
  3. Присутствие деловых, профессиональных, моральных качеств.
  4. Пригодность к службе в органах прокуратуры (по состоянию здоровья).
  5. Отсутствие судимостей.
  6. Обязательная дееспособность.
  7. Отсутствие судебного решения о запрете данному лицу заниматься государственной службой.

Обращение в прокуратуру

Любой гражданин может обратиться в прокуратуру, если им выявлено нарушение законодательных норм, а также ограничение, не основывающееся на законах РФ. Достаточно написать заявление с указанием выявленных нарушений. Но обращение в прокуратуру может оставаться без рассмотрения, если:

  • Заявление лишено смысла.
  • Написано официальное письмо о прекращении переписки с лицом.
  • Заявление уже подавалось, и на него был дан ответ.
  • Заявление содержит нецензурные выражения.

После того как сотрудник прокуратуры рассмотрит заявление гражданина, может быть принято следующее:

  • Удовлетворение обращения и реакция органов.
  • Отклонение обращения.
  • Дача разъяснения.
  • Направление обращения в другие органы.

Прокурорский надзор

Исходя из определения, что такое прокуратура, можно сказать, что главной ее деятельностью является надзор.

Прокурорский надзор направлен на предупреждение, профилактику и пресечение противозаконных действий, восстановление прав и привлечение лиц к ответственности.

Учитывая закон «О прокуратуре», выделяют следующие виды надзора:

  1. За выполнением закона министерствами, комитетами, службами и другими органами власти.
  2. За соблюдением прав граждан.
  3. За выполнением закона органами, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную работу.
  4. За выполнением работы приставами.
  5. За следованием законам органов, применяющих меры наказания, назначенные судом.

Закон «О прокуратуре» регламентирует следующие законодательные акты, которые непосредственно связаны с деятельностью прокуратуры:

  • Ст.23 «Протест прокурора».
  • Ст.24 «Представление прокурора».
  • Ст.25 «Постановление прокурора».
  • Ст.25.1 «Предостережение о недопустимости нарушения закона».

Участвует ли прокуратура в судах?

Согласно законодательству, сотрудники прокуратуры принимают участие в судебных разбирательствах в следующих случаях:

  1. Когда участие прокурора требуется для защиты прав гражданина, а также для охраны интересов общества или государства. Прокурор имеет право в данном случае обратиться в суд самостоятельно или присоединиться к судебным тяжбам на любой стадии.
  2. Когда идут заседания в Верховном суде или Высшем Арбитражном суде. В данном случае участие может принимать генеральный прокурор.
  3. Когда нарушены конституционные права и свободы человека. Имеет место быть обращение генерального прокурора в КС России.

Прокуратура Российской Федерации - общегосударственная централизованная система служб, которая осуществляет от имени РФ контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России.

Главный нормативно-правовой документ, содержащий принципы работы прокураторы, межнациональное сотрудничество, недопустимость вмешательства при исполнении прокурорского контроля каких-либо лиц, а также непосредственное участие прокурора в заседаниях служб государственного правления РФ, субъектов РФ, областного самоуправления, является Федеральный закон от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Структура ФЗ состоит из 7 разделов и 54 статей:

  • раздел 1 (статьи 1-10) . Основные положения закона. Рассматривает обязанность исполнения прокурора, а также регулирует вопросы относительно деятельности по борьбе с преступностью;
  • раздел 2 (ст 11-20). Система и создание прокуратуры РФ. Регламентирует систему прокуратуры РФ, генерального прокурора РФ, назначение его и других лиц на должность, а также рассматривает систему субъектов РФ, городов, районов, полномочия прокуроров и суда в органах прокуратуры;
  • раздел 3 (ст 21-34). Прокурорский контроль. Данный раздел включает в себя 4 главы, которые рассматривают: общий контроль за исполнением законов и других законодательных актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека; контроль за соблюдением законов службами, исполняющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие; укрепляет надзор за исполнением законов администрациями служб и учреждений, осуществляющие наказание;
  • раздел 4 (ст 35-39). Соучастие прокурора в рассмотрении дел судебными инстанциями. Представлены случаи участия прокурора в рассмотрении дел судебными инстанциями, обжалование решений, отзыв протеста и способы приостановления исполнения судебного приговора;
  • раздел 5 (ст 40-45). Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Государственные служащие органов и учреждений прокуратуры. В соответствующем разделе содержатся все положения, регламентирующие нормы и требования служб в органах организации прокуратуры, а также положения, касающиеся отпуска, поощрения, ответственности, прекращения работы, повышения профессиональной квалификации, материального и социального обеспечения и меры законодательной и социальной поддержки;
  • раздел 6 (ст 46-50). Особенности формирования и обеспечения деятельности служб военной прокуратуры. Содержит главное положение о Главной военной прокуратуре, ее структуре, полномочия соответствующих лиц, кадрах, материальном и социальном обеспечении военнослужащих;
  • раздел 7 (ст 51-54). Другие вопросы относительно формирования и обеспечения деятельности органов прокуратуры. Укрепляет статическую отчетность, печать служб и учреждений, финансовое и материальное обеспечение служб и учреждений прокуратуры.

Статья 22 Федерального закона №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает основные полномочия прокурора. Данный документ состоит из 4 пунктов.

Пункт 1. При исполнении возложенных на прокурора функций, он имеет право:

  • по предоставлению служебного удостоверения входить на территорию и в помещения служб, которые указаны в п. 1 статьи 21, а также имеет полный доступ ко всем документациям;
  • потребовать у администрации и иных должностных лиц статистические и другие сведения, установленные пунктами 2-2.5 статьи 6 настоящего закона;
  • требовать от должностных лиц и граждан объяснения относительно нарушений нормативно-правовых актов.

Пункт 2. Прокурор или его заместитель согласно основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении и требует привлечь соответствующих лиц к ответственности.

Пункт 3. Если прокурором или его заместителем был зафиксирован факт нарушения Федерального закона, в этом случае обвинитель обладает следующими полномочиями:

  • освободить должностное лицо, которое незаконно было подвергнуто административному задержанию;
  • обжаловать законодательные акты, затем обращается в Арбитражный суд для признания данных документов недействительными;
  • вносит запись об устранении правонарушений закона.

Пункт 4. Государственные служащие, указанные в статьи 21 пункте 1, должны незамедлительно приступать к выполнению требований, установленные прокурором или его заместителем относительно проведения проверок и ревизий.

Изменения ст 22 ФЗ о прокуратуре

22 февраля 2017 года Государственная Дума приняла решение внести изменения в Федеральный закон от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», которые были одобрены Советом Федерации 1 марта того же года.

В статью 22 пункт 1 также были внесены изменения, посредством которых были расширены полномочия прокуроров. Согласно новой редакции, соответствующие органы могут требовать от руководителей всю документацию организации, а также имеют полномочия проводить ревизию деятельности подконтрольных или подведомственных организаций.

Важно! Абзац 3 пункта 3 статьи 22 признан частично не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ.

Скачать ФЗ о прокуратуре

Настоящий ФЗ является главным документом, регулирующим прокурорский контроль и его нормы и требования. В течение суток, проверяющие должны оповестить о нарушениях и составить соответствующий акт, указав в нем цели, основания и предмет контроля.

Согласно последней редакции Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», организация может потребовать приостановить сроки проверки.

Основания:

  • проведение специальной экспертизы, результаты которой могут повлиять на ход проверки, соответственно и на решение ген прокурора или его заместителя;
  • бездейственность проверяющего;
  • отсутствие документации, копий и доказательств, необходимых для принятия решения и закрытия дела.