Понятие, виды и особенности социальных норм. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь Особенности различных видов социальных норм

Слово «норма» переводится с латинского языка как «правило, образец, стандарт». Нормы - это установленные образцы, предписания, стандарты поведения участников социального общения.

Нормы бывают несоциальные (естественные, технические) и социальные. Социальными нормами регулируются взаимоотношения между людьми.

Понятие социальной нормы

Социальные нормы - это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.

Признаки социальных норм:

  • регулируют типичные общественные ситуации (вид общественных отношений);
  • являются обязательными для всех, кто «попадает» в такую типичную ситуацию;
  • появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность;
  • рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей;
  • за нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства).

Классификация социальных норм

Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям:

  • Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут - только в результате сознательной деятельности людей.
  • Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные.
  • В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.

Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.

Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения или внутренним убеждением человека.

Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.

Высшими моральными принципами для человека являются его:

  • совесть;
  • порядочность;
  • честность;
  • осознание собственного долга.

Обычаи, традиции и деловые обыкновения

Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения людей в результате неоднократно повторяющихся действий и закрепившиеся в определенные нормы.

К разновидностям обычаев относятся ритуалы и обряды – выполнение определенных символических действий.

Традиции – близки к обычаям, это также исторически сложившиеся правила, которые передаются от одного поколения к другому, и поддерживают семейные, национальные, государственные устои.

Деловые обыкновения – это такие правила поведения людей, которые складываются в связи с общением людей в производственной, учебной, научной сфере.

Данные правила предусматривают определенный порядок в какой-либо сфере, они имеют локальный характер.

Например, принято, что в школе ученика встают при появлении учителя в классе. Или в организации проводятся планерки в какое-то конкретное время.

Что такое корпоративные нормы?

Корпоративные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей, состоящих в различных партиях, профсоюзах, добровольных обществах (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений).

Данными нормами устанавливается порядок создания и деятельность всех этих обществ, а также их взаимоотношения с государственными органами и другими организациями.

Корпоративные нормы создаются самими общественными объединениями и прописываются в уставах и других учредительных документах.

Корпоративные нормы обязательны только для членов таких объединений.

Если члены объединений нарушают корпоративные нормы, к ним применяются различные санкции – выговор, исключение из объединения и др.

Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами.

Законодательством определяется порядок образования и их деятельность некоторых общественных объединений.

В Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на объединение, конституцией предусмотрена свобода общественных объединений.

Запрет установлен только на преступные объединения, использующие насильственные методы.

Религиозные нормы

Религиозные нормы - правила, которые устанавливаются различными церковными конфессиями. Религиозные нормы являются обязательными для верующих.

Религиозные нормы изложены в религиозных книгах, например, в Библии, Коране, Талмуде и др., кроме этого церковные организации, церковные деятели принимают различные акты.

Религиозные нормы определяют порядок церковных обрядов, служб, соблюдение постов и т.д.

Религиозные нормы могут устанавливать и нравственные правила, например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

Политические нормы

Политические нормы – регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений). Эти отношения направлены на то, чтобы завоевать либо упрочить государственную власть.

Политические нормы могут излагаться в форме политических лозунгов (например, принцип демократии, свободы слова и др.), а также в виде конкретных норм – приватизация, пенсионная программа, реформа образования и т.п.)

Политические нормы могут излагать в своих трудах философы, политические деятели, лидеры политических партий, социальных движений, их взгляды можно услышать в публичных выступлениях, прочитать в уставах и программах партий и иных общественных объединений.

Политические нормы могут касаться государственной власти, форм управления, различных программ.

Нормы права

Нормы права – это общеобязательные правила, установленные для граждан государством. Нормы права являются выражением государственной воли, издаются государством в определенной форме (закон, постановление, указ и т.п.).

За нарушение правовых норм следуют наказания со стороны государства.

Виды норм права по различным основаниям:

  • по отраслям права – нормы гражданского, административного, уголовного и т.п. права,
  • по функциям, которые выполняют нормы права – это регулятивные и охранительные;
  • по характеру правил поведения: обязывающие, запрещающие, управомачивающие.
  • по кругу лиц, на которых распространяются нормы права: общие (на всех лиц, проживающих на территории распространения данных норм) и специальные (определенные категории лиц – пенсионеры, учащиеся, военные и т.д., для которых являются обязательными данные нормы).

Общие черты социальных норм

Все виды социальных норм имеют общие особенности: это правила поведения, которые являются обязательными для определенного круга людей либо для общества в целом. Они должны применяться постоянно, порядок их применения регламентирован, за их следуют наказания.

Социальные нормы устанавливают границы поведения людей, которые являются допустимыми в определенной жизненной ситуации. Социальные нормы соблюдаются, либо по внутреннему убеждению человека, либо из-за возможных санкций.

Санкция – это реакция людей (общества) на поведение того или иного лица в конкретной ситуации. Санкции могут быть поощрительными и наказывающими.

Санкции выполняют необходимую функцию контроля за выполнением социальных норм.

Девиантное и конформистское поведение

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм.

Существует деструктивный и асоциальный тип девиантного поведения:

  • деструктивный тип – это отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.),
  • асоциальный тип — это поведение, наносящее вред обществу ( правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Противоположностью девиантному поведению является конформистское поведение, т.е. такое поведение, которое соответствует принятым в обществе нормам и ценностям.

1. Специфика различных видов социальных норм.

В обществе, наряду с правом, действуют и другие виды социальных норм - моральные, нравственные, корпоративные, эстетические, религиозные и т. д.

Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.

Историческое развитие и смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались существенными изменениями также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических, эстетических и т. д.), их реальное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средства их защиты и т. д.

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

Выявление специфики различных социальных норм является вместе с тем необходимой предпосылкой для уяснения смысла, содержания и характера соотношения правовых и неправовых норм в рамках выполняемых ими функций социальной регуляции, объективных оснований и критериев известного "разделения труда" и "сфер влияния" между ними и т. д. Системная целостность всех видов социальных норм, в своей совокупности обеспечивающих надлежащую регуляцию общественных отношений и нормальную жизнедеятельность общества, - это определенный синтез их своеобразия, их особенных свойств и возможностей. Поэтому поиски оптимальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регулятивными возможностями других социальных норм являются одной из центральных задач всей социальной политики.

В процессе взаимодействия и взаимовлияния различных видов социальных норм (правовых, этических, эстетических, религиозных и т. д.) каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами социальные регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регуляции.

Так, отличительная особенность всякой религии состоит в вере в бога как сверхъестественное существо. Эта особенность религии как формы общественного сознания определяет специфику религиозных норм и их своеобразие в качестве социального регулятора. Отсюда и такие характеристики религиозных предписаний и запретов, как их божественное происхождение (их данность непосредственно богом или пророками, служителями культа и т. д.), религиозные средства их защиты (посредством сверхъестественных наград и наказаний, религиозно-церковных кар и т. и.).

Видовое отличие эстетических норм заключается в том, что они выражают правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного (в их противопоставлении безобразному).

Сложившиеся в данной культуре формы, типы и образы прекрасного и безобразного (по преимуществу - в области искусства, но также и в сфере быта и труда, в религии, идеологии, политике, морали, праве и т. д.), приобретая нормативное значение (в качестве положительного и возвышенного или, наоборот, негативного и низменного образца и примера), оказывают существенное воспитательное и регулятивное воздействие на чувства, вкусы, представления, поступки и взаимоотношения людей, на весь строй и образ их личной и публичной жизни. Эстетически одобренные вкусы, ценности, идеалы, формы и примеры (во всех сферах общественной жизни, включая и правовую) образуют в рамках сложившейся культуры то "поле прекрасного", которое в качестве притягательного образца и масштаба оказывает воздействие также и на формы бытия и реализации иных социальных норм, на способы функционирования других видов соционормативной регуляции.

Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах.

В этических явлениях присутствуют два момента: 1) личностный момент (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок); 2) объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).

В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Нравственные нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные нравственные представления, ценности, нормы и руководствуется ими в своем поведении, имеет место сочетание и согласованное действие обоих регуляторов - морального и нравственного.

Особым видом социальных норм являются корпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками (если речь идет об общественных объединениях, которые состоят из участников и не имеют членства).

Закрепленные в уставе и иных документах общественного объединения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы (о порядке формирования и полномочиях руководящих органов, порядке внесения изменений и дополнений в устав, о правах и обязанностях членов и участников объединения и т. д.) распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечет применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации (от предупреждения, выговора до исключения из организации).

Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общезначимости права и общеобязательности закона. По своей сути, корпоративные нормы - это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, причем создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений (соблюдение принципа правового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанностей и т. д.).

Показательно в этой связи, что, согласно Федеральному закону Российской Федерации "Об общественных объединениях" (принят Государственной Думой 14 апреля 1995 г.), члены и участники общественных объединений - физические и юридические лица- имеют равные права и несут равные обязанности. Нарушение общественным объединением этих и целого ряда иных требований закона может повлечь за собой (по решению суда) приостановление его деятельности и даже его ликвидацию.

Все эти социальные регуляторы (право, мораль, нравственность, религия и т. д.) нормативны, и все социальные нормы имеют свои специфические санкции. Причем специфика этих санкций обусловлена объективной природой и особенностями этих различных по своей сути видов социальных норм, разных типов (и форм) социальной регуляции.

Таким образом, не особенности санкций исходно определяют различие социальных норм (права и морали, религии и т. д.), как трактуют данную проблему легисты, а, наоборот, объективные по своей природе сущностные различия разных видов социальных норм, их специфические свойства обусловливают и особенности санкций за их нарушение.

Специфика права, его объективная природа и вместе с тем его отличие от других видов социальных норм и типов социальной регуляции представлены в принципе формального равенства. С позиций такого юридического подхода, именно объективная специфика права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости определяет своеобразие санкции закона (его общеобязательность, государственно-властную принудительность и т. д.), а не официальная принудительность обусловливает и порождает эту специфику права, его отличительные сущностные свойства и характеристики.

Развиваемая нами теория различения права и закона (позитивного права) направлена как против легизма (юридического позитивизма), так и против смешения права с моралью, нравственностью и другими видами неправовых социальных норм. Здесь еще раз следует напомнить, что формальное равенство, свобода и справедливость - это, согласно либертарному правопониманию, объективные, сущностные свойства именно права, а не морали, нравственности, религии и т. д. Это особенно важно подчеркнуть потому, что как легизм, с одной стороны, так и разного рода моральные (нравственные, религиозные и т. д.) учения о праве игнорируют правовую природу названных сущностных свойств права, например, считают требования справедливости, свободы, равенства моральными, нравственными, религиозными требованиями.

Именно в русле такого подхода легисты сводят право к закону и трактуют принудительность как сущность права и его отличительную особенность. По такой логике получается, что посредством принуждения (принудительной санкции) официальная власть может неправо (и вообще все неправовые социальные нормы) по своему усмотрению и произволу превратить в право. С помощью принуждения (приказа власти), согласно легизму, решаются, таким образом, задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства), но и объективного плана (формирование, создание самого права), а также собственно научного профиля (установление и выяснение специфики права, его отличия от иных социальных норм и т. д.).

Прошлые и современные приверженцы юридико-позитивистского подхода, отождествляя право и закон, сводят проблему социального смысла и роли права к вопросу о принудительно регулятивном значении норм законодательства. Праву при этом придается узкое техникоинструментальное значение: оно выступает лишь как официальное наказательное орудие и подходящее средство для осуществления социального управления, регламентации и контроля. Причем выбор тех или иных форм и направлений правовой регуляции оказывается, согласно такому подходу, результатом волевого решения законодателя, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм - волюнтаристски манипулируемой технологией, приноровленной к целям той или иной концепции социальной инженерии.

Такой односторонний инструментально-технический взгляд на право, игнорируя его объективную социальную природу, сущность и функции, закрывает путь к выяснению действительного места и роли права в соционормативной системе, его подлинной специфики и социальной ценности, его объективно обусловленных и общественно необходимых связей с другими социальными нормами и т. д.

Субъективистская манипуляция арсеналом социальных норм, сопровождаемая искусственной поддержкой и активизацией одних регуляторов и произвольным подавлением или вытеснением других, может в лучшем случае привести лишь к кратковременному удовлетворению тех или иных социорегулятивных потребностей и целей. Но по существу и в более или менее долгосрочной перспективе подобное субъективно-волевое оперирование социальными нормами (ставка на регулятивно "сильные", силовые нормы, игнорирование социальной ценности, объективных границ и специфики различных видов норм, подмена регуляторов и перекладывание регулятивных функций одних норм на другие и т. д.) неизбежно приводит к их деградации и атрофии, к девальвации выражаемых в них ценностей и регулятивных возможностей, к нарушению и бездействию системных связей и разрушению целостности различных видов социальных норм общества, к развалу единого механизма социальной регуляции и постепенному распаду всего соционормативного порядка.

Лишь с учетом объективной природы и своеобразия различных видов социальных норм, их специфических свойств и качеств возможно эффективное воздействие на процесс социальной регуляции. Отсюда очевидно первостепенное значение проблемы специфики права (в соотношении с другими видами социальных норм) для конкретизации представлений о его действительном месте в соционормативной системе и его подлинной роли как регулятора особого вида.

В обществе, наряду с правом, действуют и другие виды соци­альных норм - моральные, нравственные, корпоративные, эстети­ческие, религиозные и т. д.

Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведе­ния и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упо­рядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым соци­альные нормы выступают в качестве мощного фактора сознатель­ного и целенаправленного воздействия социальной общности на об­раз, способ и формы жизнедеятельности людей.

Историческое развитие и смена различных типов и форм об­щественной жизни сопровождались существенными изменениями также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возни­кали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаи­мосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных,

1 Подробнее освещение этой темы дано в IV разделе.

Глава 8. Право в системе социальных норм 77

религиозных, правовых, политических, эстетических и т. д.), их ре­альное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средст­ва их защиты и т. д.

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной само­стоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуще­ствляет свои специфические регулятивные функции не изолиро­ванно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодейст­вии с другими социальными регуляторами.

Выявление специфики различных социальных норм является вместе с тем необходимой предпосылкой для уяснения смысла, со­держания и характера соотношения правовых и неправовых норм в рамках выполняемых ими функций социальной регуляции, объ­ективных оснований и критериев известного "разделения труда" и "сфер влияния" между ними и т. д. Системная целостность всех видов социальных норм, в своей Совокупности обеспечивающих над­лежащую регуляцию общественных отношений и нормальную жиз­недеятельность общества, - это определенный синтез их своеобра­зия, их особенных свойств и возможностей. Поэтому поиски опти­мальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регу­лятивными возможностями других социальных норм являются од­ной из центральных задач всей социальной политики.



В процессе взаимодействия и взаимовлияния различных ви­дов социальных норм (правовых, этических, эстетических, религи­озных и т. д.) каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами со­циальные регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регуляции.

Так, отличительная особенность всякой религии состоит в вере в бога как сверхъестественное существо. Эта особенность религии как формы общественного сознания определяет специфику религи­озных 1юрм и их своеобразие в качестве социального регулятора. Отсюда и такие характеристики религиозных предписаний и за­претов, как их божественное происхождение (их данность непо­средственно богом или пророками, служителями культа и т. д.), религиозные средства их защиты (посредством сверхъестествен­ных наград и наказаний, религиозно-церковных кар и т. п.).

Видовое отличие эстетических норм заключается в том, что они выражают правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного (в их противопоставлении безобразному).

Сложившиеся в данной культуре формы, типы и образы пре­красного и безобразного (по преимуществу - в области искусства, но также и в сфере быта и труда, в религии, идеологии, политике,

морали, праве и т. д.), приобретая нормативное значение (в качест­ве положительного и возвышенного или, наоборот, негативного и низменного образца и примера), оказывают существенное воспита­тельное и регулятивное воздействие на чувства, вкусы, представ­ления, поступки и взаимоотношения людей, на весь строй и образ их личной и публичной жизни. Эстетически одобренные вкусы, цен­ности, идеалы, формы и примеры (во всех сферах общественной жизни, включая и правовую) образуют в рамках сложившейся куль­туры то "поле прекрасного", которое в качестве притягательного образца и масштаба оказывает воздействие также и на формы бы­тия и реализации иных социальных норм, на способы функциони­рования других видов соционормативной регуляции.

Отличительная особенность морали состоит в том, что она вы­ражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосоз­нательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах.

В этических явлениях присутствуют два момента: 1) личност­ный момент (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок); 2) объективный, внеличвостный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Пер­вый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравствен­ности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззре­ниях, отношениях, нормах и установлениях).

В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Нравственные нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Там, где индивид при­нял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллектив­ные нравственные представления, ценности, нормы и руководству­ется ими в своем поведении, имеет место сочетание и согласован­ное действие обоих регуляторов - морального и нравственного.

Особым видом социальных норм являются корпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками (если речь идет об общественных объединениях, которые состоят из уча­стников и не имеют членства).

Закрепленные в уставе и иных документах общественного объ­единения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы (о порядке формирования и полно­мочиях руководящих органов, порядке внесения изменений и до­полнений в устав, о правах и обязанностях членов и участников

Глава 8. Право в системе социальных норм 79

объединения и т. д.) распространяются лишь на членов и участни­ков данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечет применение со­ответствующих санкций, предусмотренных уставом организации (от предупреждения, выговора до исключения из организации).

Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и об­щезначимости права и общеобязательности закона. По своей сути, корпоративные нормы - это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, при­чем создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствие со всеобщими требованиями права и право­вой формы общественных отношений (соблюдение принципа пра­вового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанно­стей и т. д.).

Показательно в этой связи, что, согласно Федеральному зако­ну Российской Федерации "Об общественных объединениях" (при­нят Государственной Думой 14 апреля 1995 г.), члены и участники общественных объединений - физические и юридические лица- имеют равные права и несут равные обязанности. Нарушение об­щественным объединением этих и целого ряда иных требований закона может повлечь за собой (по решению суда) приостановление его деятельности и даже его ликвидацию.

Все эти социальные регуляторы (право, мораль, нравственность, религия и т. д.) нормативны, и все социальные нормы имеют свои специфические санкции. Причем специфика этих санкций обуслов­лена объективной природой и особенностями этих различных по своей сути видов социальных норм, разных типов (и форм) соци­альной регуляции.

Таким образом, не особенности санкций исходно определяют различие социальных норм (права и морали, религии и т. д.), как трактуют данную проблему легисты, а, наоборот, объективные по своей природе сущностные различия разных видов социальных норм, их специфические свойства обусловливают и особенности санкций за их нарушение.

Специфика права, его объективная природа и вместе с тем его отличие от других видов социальных норм и типов социальной ре­гуляции представлены в принципе формального равенства. С пози­ций такого юридического подхода, именно объективная специфика права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости определяет своеобразие санкции закона (его обще­обязательность, государственно-властную принудительность и т. д.), а не официальная принудительность обусловливает и порождает

Раздел I. Общие проблемы философии права

эту специфику права, его отличительные сущностные свойства и характеристики.

Развиваемая нами теория различения права и закона (пози­тивного права) направлена как против легизма (юридического позитивизма), так и против смешения права с моралью, нравст­венностью и другими видами неправовых социальных норм. Здесь еще раз следует напомнить, что формальное равенство, свобода и справедливость - это, согласно либертарному правопониманию, объективные, сущностные свойства именно права, а не морали, нрав­ственности, религии и т. д. Это особенно важно подчеркнуть пото­му, что как легизм, с одной стороны, так и разного рода моральные (нравственные, религиозные и т. д.) учения о праве игнорируют правовую природу названных сущностных свойств права, напри­мер, считают требования справедливости, свободы, равенства мо­ральными, нравственными, религиозными требованиями.

Именно в русле такого подхода легисты сводят право к закону и трактуют принудительность как сущность права и его отличи­тельную особенность. По такой логике получается, что посредством принуждения (принудительной санкции) официальная власть мо­жет неправо (и вообще все неправовые социальные нормы) по сво­ему усмотрению и произволу превратить в право. С помощью принуждения (приказа власти), согласно легизму, решаются, та­ким образом, задачи не только субъективного характера (формули­рование норм законодательства), но и объективного плана (форми­рование, создание самого права), а также собственно научного про­филя (установление и выяснение специфики права, его отличия от иных социальных норм и т. д.).

Прошлые и современные приверженцы юридико-позитивист-ского подхода, отождествляя право и закон, сводят проблему соци­ального смысла и роли права к вопросу о принудительно-регуля­тивном значении норм законодательства. Праву при этом придает­ся узкое технико-инструментальное значение: оно выступает лишь как официальное наказательное орудие и подходящее средство для осуществления социального управления, регламентации и контро­ля. Причем выбор тех или иных форм и направлений правовой регуляции оказывается, согласно такому подходу, результатом во­левого решения законодателя, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм - волюнтаристски манипулируемой технологией, приноровленной к целям той или иной концепции со­циальной инженерии.

Такой односторонний инструментально-технический взгляд на право, игнорируя его объективную социальную природу, сущность и функции, закрывает путь к выяснению действительного места и роли права в, соционормативной системе, его подлинной специфики и социальной ценности, его объективно обусловленных и общест­венно необходимых связей с другими социальными нормами и т. д.

Глава 8 Право в системе социальных норм 81

Субъективистская манипуляция арсеналом социальных норм, сопровождаемая искусственной поддержкой и активизацией одних регуляторов и произвольным подавлением,или вытеснением дру­гих, может в лучшем случае привести лишь к кратковременному удовлетворению тех или иных социорегулятивных потребностей и целей. Но по существу и в более или менее долгосрочной перспек­тиве подобное субъективно-волевое оперирование социальными нормами (ставка на регулятивно "сильные", силовые нормы, игно­рирование социальной ценности, объективных границ и специфики различных видов норм, подмена регуляторов и перекладывание регулятивных функций одних норм на другие и т. д) неизбежно приводит к их деградации и атрофии, к девальвации выражаемых в них ценностей и регулятивных возможностей, к нарушению и бездействию системных связей и разрушению целостности различ­ных видов социальных норм общества, к развалу единого механиз­ма социальной регуляции и постепенному распаду всего соционор-мативного порядка.

Лишь с учетом объективной природы и своеобразия различ­ных видов социальных норм, их специфических свойств и качеств возможно эффективное воздействие на процесс социальной регу­ляции. Отсюда очевидно первостепенное значение проблемы спе­цифики права (в соотношении с другими видами социальных норм) для конкретизации представлений о его действительном месте в соционормативной системе и его подлинной роли как регулятора особого вида.

С древних времён люди стали понимать, что непримиримая борьба вредит всем сторонам. Для того чтобы разрешать конфликты между спорящими сторонами, обращались к третьим людям - родоначальникам или старейшинам, которые бы могли подсказать справедливый выход, благодаря своему возрасту и опыту. Эти «судьи» давали известный императив, предписывающий дальнейшее поведение в спорном вопросе. Спорщикам императив указывал:

  • 1) что каждый из них может делать, т.е. на что у него есть право;
  • 2) какие действия запрещены, т.е. на что он не имеет право;
  • 3) что обязаны соблюдать спорящие стороны.

Решение судьи оказывало влияние на спорящих, что объяснялось доверием к авторитету и справедливостью того, что он постановил. Однажды найденный императив, который посчитали справедливым, постепенно превращается в общее правило разрешения подобных споров. Достаточно ознакомиться с таким правилом, чтобы предотвратить возникновения споров, т.к. становится известно, что в какой-либо ситуации дозволено, а что запрещено.

Совместная мирная жизнь людей может существовать только в том случае, если каждый преследует свои интересы и осуществляет свои желания в рамках известных пределов. Такие пределы устанавливаются правилами, существующими в жизни.

Норма (от латинского norma) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, т. е. меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях. Этот масштаб свободы может быть выражен в деятельности субъекта как способность сознательно выбирать тот или иной вариант поведения и действовать по своему усмотрению в рамках дозволенного. Следовательно, непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о поведении субъектов отношений. Нормы могут быть очень разнообразны, но все сводятся к двум главным группам: нормы технические и нормы социальные. Такое деление считается наиболее общим, имеющим первичное, исходное значение.

Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. К техническим нормам относят правила проведения строительных работ, технические стандарты, агротехнические нормы, нормы расходования топлива и т.д. Под «техническими нормами» понимаются все несоциальные нормы, куда, помимо сугубо технических, входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и другие. Однако для краткости все их принято называть «техническими» в контексте соотношения с социальными.

Ряд технических норм закрепляется в нормативных документах, приобретая тем самым юридический статус (они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью властного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения), поэтому их можно отнести к технико-правовым или технико-юридическим. Это, например, правила противопожарной безопасности, госстандарты, правила эксплуатации различных видов транспорта и т.д.

Другие технические нормы не поддерживаются правом, следовательно, их нарушение не ведёт к какой-либо юридической ответственности. К таким нормам можно отнести, например, технические нормы, действующие в бытовой сфере, такие, как правила обращения с различными бытовыми приборами - телевизором, пылесосом, холодильником и т.д. или правила приёма лекарств.

Правила, заключённые в технических нормах, отличаются тем, что в них прописано, как следует поступать для достижения какой-либо одной определённой цели, не касаясь других целей человеческой деятельности, иногда даже препятствуя их осуществлению.

Цели человеческой деятельности разнообразны, сталкиваются между собой и нередко мешают осуществлению друг друга. Человек ограничен в ресурсах: времени, силах, средствах, поэтому для него невозможно осуществление всех его целей. Приходится ограничивать осуществление одних целей для осуществления других либо для их совместного существования. Это приводит к возникновению наряду с техническими нормами норм социальных.

Социальные нормы необходимы для поддержания мирного сотрудничества людей. Они дают возможность установить общественный порядок, приучить людей к обдуманному выдержанному поведению. Эти нормы воспитывают человека, заставляют его привыкнуть считаться с интересами окружающих, вырабатывают в нём потребность жить в согласии с себе подобными.

Существует несколько критериев, по которым отличаются технические и социальные нормы. Важнейшим критерием является предмет регулирования. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, проблемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями. Технические нормы - это отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Технические нормы нельзя отождествлять с законами природы, т.к. их создание не зависит от воли человека. Технические нормы регулируют отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». Социальные нормы регулируют отношения между людьми и объединениями, то есть социальную жизнь. Кроме того, существенными различиями между техническими и социальными нормами являются различия по таким критериям: содержание, конструкция, способ фиксации, степень общности, формальная определённость и др. Нормы технические и социальные различаются по объектам и методам регулирования. Общим является их участие в человеческой деятельности.

За пределами деления норм на технические и социальные находятся правила, определяющие отношение человека к животному миру. Такие нормы закрепляются в правовых актах, таких, как правила содержания собак, лошадей, крупного рогатого скота, санитарные нормы по уходу, разрешения или запреты на охоту или рыбалку и т.д. Установлена ответственность за нарушение подобных регламентаций, в том числе уголовная. (Ст. 245 УК «Жестокое обращение с животными»). Такие нормы учёные - юристы относят к естественно-правовым или биолого-правовым.

Соотношение права и морали.

Понятие, виды и особенности социальных норм.

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Лекция 11

В о п р о с ы :

3. Соотношение права и иных социальных норм:

3.1. право и обычай;

3.2. право и корпоративные нормы;

3.3. право и политические нормы;

3.4. право и религиозные нормы;

3.5. право и технические нормы.

Общество - сложный организм, это целая система самых раз­нообразных отношений. Эти отношения нуждаются в упорядоче­нии, регулировании. Для этого в обществе складывается система нормативных регуляторов - правил поведения: обычаи, нормы морали, нормы права и др.

В этой связи используется понятие нормативного, или соци­ального регулирования. Нормативное (социальное) регулирова­ние - это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Такое ре­гулирование выражает объективную потребность общества в упо­рядочении поведения людей, в подчинении их определенным пра­вилам.

Нормативное регулирование включает следующие моменты:

1) выработку социальных норм (образцов поведения);

2) реализа­цию этих норм в деятельности индивидов, организаций;

3) исполь­зование мер воздействия (убеждение, принуждение) в случае на­рушения установленных правил.

В рамках общего понятия нормативного регулирования выде­ляются несколько подвидов. В их числе - регулирование, осу­ществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, ос­нованное на нормах нравственности (морали); правовое регулиро­вание и др.

Следовательно, социальное (нормативное) регулирование пред­стает перед нами в многообразии форм выражения. Оно не замы­кается на каком-то одном регуляторе. Напротив, социальное ре­гулирование отражает (опосредует) всю многогранность, слож­ность человеческого бытия.

Необходимым элементом нормативного (социального) регули­рования является социальная норма.

Социальная норма - это правило общежития людей, правило социально значимого пове­дения. Можно сказать так: социальная норма - это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и ре­гулирующее их поведение в обществе.

Социальным нормам присущи следующие общие признаки.

1. Они отражают достигнутую ступень экономического, соци­ально-политического и духовного развития общества.

2. В них «преломляются» исторические и национальные осо­бенности жизни страны, регионов.

3. Они отличаются общим характером, абстрактностью адре­сата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат ука­зания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).



4. Социальные нормы характеризуются многократностью дей­ствия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.

5. Эти правила поведения характеризуются обязательностью исполнения, возможностью реализации санкции в отношении на­рушителя правила. Социальным нормам в силу их природы свой­ственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, спо­собствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы слу­жат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное - безнравственное, правомерное - неправомер­ное).

Трансляционная (передающая) функция социальных норм производив от того, что в них сконцентрирован определенный со­циальный опыт, достижения развития общества, культуры. Зна­комство с ними способствует сознательному соблюдению установ­ленных правил.

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей специ­фикой. Рассмотрим их отдельные виды.

1. Обычаи - это правила поведения общего характера, сло­жившиеся в результате длительной общественной практики, во­шедшие в привычку.

Обычаи - исторически первая группа норм, возникшая вмес­те с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Вместе с разви­тием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претер­певают изменения, появляются новые обычаи. По своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепления бы­тующие предрассудки, пережитки прошлого.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде от­дельных, локальных, изолированных друг от друга правил пове­дения. Обычаи во многом различны, зависят от социальной сферы, в условиях которой они сложились.

Механизм действия норм-обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.

Обычаи нередко имеют формализованное содержание (орга­низация свадьбы и др.). По своему смыслу они близки к поня­тию «нравы». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризуют все те формы поведения людей, которые бы­туют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке» (Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 820.).

В нравах находит отражение психология жителей определен­ной местности, социальной группы. В этой связи говорят об ук­ладе общественной жизни (старинные, современные нравы).

На жизнь людей, социальных групп общества оказывают вли­яние традиции, рассматриваемые в литературе как разновидность обычаев. В Толковом словаре русского языка отмечается, что тра­диция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий. (См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С.807.).

Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, облада­ют признаками устойчивости, опираются на поддержку общест­венного мнения, на психологические факторы, в частности, на чув­ство связи человека с окружающими людьми, стремление следо­вать распространенному примеру. В то же время традиции по срав­нению с обычаями представляют собой более широкие образова­ния, в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складыва­ются на протяжении нескольких поколений, а традиции - в более короткое время. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.

2. Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсо­юзы, политические партии, кооперативы и др.

Особенности корпоративных норм таковы: они распространя­ются на членов определенной организации; закрепляются в соот­ветствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок и формирование, компетенцию; обеспечи­ваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и об­щеобязательности подобно праву, закону. Возможности поведе­ния, основанные на корпоративных нормах, в частности, вклю­чают право избирать и быть избранным в руководящие органы организации, право руководящих органов реализовать меры воз­действия, предусмотренные этой организацией, и др. Специфи­ческая природа корпоративных норм наиболее отчетливо прояв­ляется в том, что они распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, не­пременно связанные с членством в этих организациях.

По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. со­держатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть сис­тематизированы, их нарушение влечет применение соответству­ющих санкций. Вместе с тем, основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они выражают общую (коллективную) ответственность всех членов оп­ределенной организации.

3. Политические нормы - это нормы, регулирующие поведе­ние субъектов политической жизни, отношения между партия­ми, социальными группами по поводу государственной власти и др. Природа и особенности этих норм находят выражение в сле­дующем.

Во-первых , они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политичес­ких партий, движений.

Во-вторых , такие нормы служат основой для достижения оп­ределенных целей в политике.

В-третьих , к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои полити­ческие интересы, решающие политические задачи.

В-четвертых , эти нормы нередко предусматривают вариант­ность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни.

В-пятых , они могут отличаться общим декларативным харак­тером либо быть формализованными, предусматривать конкрет­ные права и обязанности субъектов политических объединений.

В-шестых , политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).

В-седьмых , политические нормы содержат критерии, предъ­являемые к структурным элементам политической системы (внут­ренняя организованность, принципы деятельности и др.).

В-восьмых , эффективность реализации таких норм во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.

Природа политического регулирования обусловлена полити­кой, политической властью, функционированием политической системы. Очевидно, что любые политические нормы в конечном счете воздействуют не сами по себе, как институционные образо­вания, а посредством деятельности людей - субъектов политики. От уровня их политического сознания и политической культуры во многом зависит результативность реализации политических норм.

Среди важнейших проблем политического регулирования в на­стоящее время в России являются создание политической стаби­лизации в обществе, поиск путей обеспечения равноправия поли­тических партий с учетом многообразия их интересов, недопуще­ния сращивания политики и бизнеса и др.

4. Нормы морали (нравственности) - это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулято­ром и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Моральные нормы и принципы в конечном счете определяются экономическими и иными условиями жизни общества. Предмет нравственного регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется харак­тер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отноше­ния были доступны определенному внешнему контролю, ибо это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм нравственности входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей. Мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, справед­ливо - несправедливо). Действие этих норм состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствую­щим мотивам и целям.

Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рам­ках различают общепринятые нормы и нормы морали определен­ных слоев и групп населения. Заметим, система нравственных цен­ностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не со­впадать с общепринятыми нормами морали. В этой связи мы гово­рим об антисоциальной морали криминальных слоев общества.

Мораль как форма общественного сознания зародилась рань­ше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль ре­гулировали поведение людей и в период первобытнообщинного строя. Если подвести некоторые итоги, то следует отметить, что моральный фактор играет и будет играть значительную роль в ре­гулировании поведения людей. Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж, разбой и иные преступления. Однако руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений, нравственной формулой «не укради», он воздерживается от этих видов противоправного поведения.

Отличительная особенность морали в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

К числу спорных относится следующий вопрос: «Надо ли раз­граничивать понятия «мораль», «нравственность»? По мнению В.С. Нерсесянца, между этими понятиями линию разграничения провести можно. В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни.

Нравственные нормы - это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руковод­ствуется ими, то они становятся его внутренним моральным ре­гулятором в отношениях с другими людьми. Следовательно, здесь имеет место «согласованное действие обоих регуляторов - мо­рального и нравственного».

Заметим, что в одном ряду с понятиями «мораль», «нравст­венность» используется слово «этика». Что оно означает? По этому поводу в Большом энциклопедическом словаре сказано следую­щее: «Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность» (Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1415.).

Соответственно, слово «этикет» означает уста­новленный, принятый порядок поведения, форму обхождения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, напри­мер, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.).

Итак, нормы морали предопределяются историческим разви­тием человечества, по своему происхождению не связаны с госу­дарственной властью, отличаются специфическим содержанием, реализуются на основе внутреннего убеждения человека.

5. Религиозные нормы - это нормы, регулирующие отноше­ния верующих к Богу, церкви, друг у другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организа­ций. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (кре­щение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Религиозная норма обладает всеми необходимыми признака­ми социальной нормы.

Во-первых , такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) опре­деленных отношений, в частности в многообразных обрядах, ри­туалах, молитвах и т.д.

Во-вторых , ее предписания относятся не к конкретному чело­веку, а к группе последователей этой религии.

В-третьих , такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использо­вание слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступа­ешь, так и тебе будет воздано».

В-четвертых, любая религия и, следовательно ее нормы, ссы­лаются на волю сверхъестественных сил. В этой связи человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, по­винующийся «божественной воле и власти». Религиозные отно­шения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Превращение религиозного предписания норм в ценностную ориентацию верующего побуждает его к со­вершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или неисповедующими религию. Субъекты ре­лигиозных отношений - это верующие, служители культа, ре­лигиозные организации, их руководящие органы.

Религиозные нормы содержатся (фиксируются) в книгах свя­щенного писания, в постановлениях соборов и других церковных органов. По характеру поведения эти нормы могут быть позитив­ными (обязывающими), т.е. предписывающими совершение тех или иных действий, совершение покаяния, и негативными, за­прещающими определенные поступки: «не убий», «не укради» и др. Средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.

Следовательно, свод религиозных канонов (предписаний, пра­вил) представляет собой регулятивную систему. В Библии, Кора­не, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно рели­гиозными положениями и канонами нашли выражение общечело­веческие нормы. Такие общепризнанные нормы общечеловеческо­го общежития содержатся в Новом Завете в Нагорной проповеди (См.: Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1995. С. 186-187).

В Моисеевых законах, например, установлена необходимость тру­диться в течение шести дней и отдых на седьмой, требование детям почитать своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.

В Российской Федерации действуют нормы различных рели­гиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусуль­мане, буддисты, иудеи.

Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декла­рирует свои принципы, свою систему ценностей, а посредством разных средств, в том числе религиозных норм, утверждается в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви.

Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д.

Всем со­циальным нормам свойственны два момента:

1) предмет регули­рования здесь сугубо социальный - общественные отношения;

2) «субъектный» состав связан только с людьми (индивиды, ор­ганизации).

Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах об­щества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе соци­альных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определен­ное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).