Социальное государство. ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Социальное государство Почему автор считает необходимым рассматривать социальное государство

Автор утверждает, что государство обязано своим рождением войнам и захватам. Используя обществоведческие знания, привлекая знания из курса истории, кратко охарактеризуйте любые две иные точки зрения на причины возникновения государства.

Что королевская власть есть непосредственное следствие завоеваний и переселений, создавших государство, - несомненный исторический факт. Вплоть до Французской революции, разрушившей старый порядок, почти все европейские троны были заняты потомками первоначальных завоевателей Европы. Основатели государств, несомненно, были людьми, обладавшими не одними военными дарованиями, но и способными в деле управления людьми.

Пост вождя военной дружины был выборным (конечно, не в современном значении слова). Но для установления прочной монархии наследственность была необходима. Для человеческой натуры свойственно передавать свои права и преимущества своим детям. И первые короли употребляли немало усилий для упрочения своей династии. Мечты о возможной выборной монархии - утопия. По мнению защитников этой теории, при свободе выборов на троне окажется лучший человек страны. Но это не так.

Первоначально установилась не современная наследственность от отца к сыну, а патриархальная, то есть королю наследовал старейший из королевского рода. Сделавшись наследственной, монархия стала прочным учреждением. Еще более упрочил королевскую власть союз с церковью. Король все время находился под охраной церкви и был окружен священнослужителями.

Когда военачальник превратился в короля, то группа его ближайших последователей (дружинников) превратилась в королевский совет. Постепенно утвердилось мнение, что хороший король должен как можно чаще обращаться к своему совету и прислушиваться к его мнению.

Захватив территорию, завоеватель, прежде всего, стремился установить правильный сбор дани (в дальнейшем она превратилась в налоги) с ее жителей в виде определенной части урожая. Короли также отбирали в свою пользу земли и сдавали их своим арендаторам за определенную плату; присваивали себе права на рыболовные промыслы, рудники, леса, богатые дичью.

Конечно, завоеватель не мог ограничиться одними податями. Для охраны страны и своей власти королю нужна была сильная резервная армия, способная быстро собраться для отражения надвигающейся опасности. И короли устанавливали правило, обязывающее всех лиц, способных носить оружие, являться по первому зову на защиту страны. Монархия с самого своего основания поручила охрану мира и спокойствия своим представителям, имевшим весьма широкие полицейские права.
(Э. Дженкс)

Л.Н. КОЧЕТКОВА. Философский дискурс о социальном государстве.

М.: ИНФРА-М, 2012, 216 с.

Что такое социальное государство? Казалось бы, статья Конституции РФ, правоведы, экономисты и политологи дают исчерпывающий ответ на этот вопрос, понимая под социальным государством такое государство, которое обеспечивает своим гражданам достойный уровень жизни. Однако при определении конкретных качественных и количественных параметров достойности жизни у экспертов возникают существенные разногласия. Хотя те и другие признают, что социальные цели очень важны: для одних - из теоретических соображений, для других - из политических.

Говоря о необходимости социального государства в современной России, ученые обычно ссылаются на международно-правовые обязательства Российской Федерации или на воспоминания о патерналистском советском прошлом, отказ от которого болезненно воспринимается нашим обществом. Представляется, что это всего лишь эмпирический уровень. Теоретический же подход к исследованию социального государства, выявляющий его аксиологическое значение, должен прежде всего опираться на новую методологию исследования этого феномена, и в этом смысле работа Л.Н. Кочетковой вызывает определенный интерес.

В книге предпринята, на наш взгляд, удачная попытка дать философский анализ социального государства, опираясь на идеально-типическую методологию М.Вебера в единстве исторического и логического аспектов, и показать аксиологическое значение этого феномена в эпоху постмодерна.

Суть позиции автора заключается в том, что социальное государство является закономерным этапом развития теории и практики правового государства. Именно правовое государство взаимосвязывает частную и публичную автономию гражданина и находит в этом свою легитимирующую основу. Из этого следует, что должен существовать исторический момент, когда социальное государство переходит из плана долженствования в план существования, из теоретического концепта превращается в реально существующий и эмпирически констатируемый социально-политический феномен.

Первая теория социального государства, по мнению Л.Н. Кочетковой, была разработана в трудах крупного немецкого мыслителя XIX в. Лоренца фон Штейна. На основании анализа его работ автор книги показывает, что с развитием капиталистических отношений наступил качественно новый этап во взаимосвязи государства с интересами человека, а именно, произошла «социальная переориентация государства» (с. 101). Эта переориентация проявилась в том, что если прежде целью государства была политическая легитимизация сословно-классовых делений, то теперь его целью становится обеспечение условий развития нового гражданского общества, центральной фигурой которого является индивид-собственник.

Причина этой коренной переориентации заключается в появлении нового типа социального субъекта: если прежде субъектами общества были политически привилегированные и политически зависимые классы, то теперь, с развитием товарно-денежных отношений, новый политический субъект все чаще выступает как самостоятельная и отдельная социальная величина в обществе. С этого момента начинается эпоха модерна в европейской истории. При этом, если использовать марксистскую терминологию, речь идет о появлении нового типа социального субъекта, который не связан непосредственно со становлением класса буржуазии как антипода пролетариату. А именно - о мелкой буржуазии, мелких собственниках, из которых с развитием капиталистических отношений начали выделяться и класс собственников средств производства - капиталисты, и класс пролетариев, лишенных собственности, а значит и лишенных человеческого достоинства согласно теории естественных прав человека.

Л.Н. Кочеткова аргументировано доказывает, что для преодоления этого расщепления гражданского общества на «достойных» и «недостойных» граждан, а значит возможности распада социума в результате пауперизации населения и классовой борьбы, и возникла теория социального государства, в рамках которой государство брало на себя социальные обязательства и гарантировало решение социальных проблем через создание общественной собственности в виде целевых фондов социального и иного страхования. Именно общественная собственность как антитеза частной собственности могла обеспечить индивиду уверенность в завтрашнем дне в условиях нестабильности рыночной экономики.

При этом, конечно, нельзя идеализировать ситуацию. Новая ориентация государства на гражданина не отменяет его ориентации на защиту интересов экономически сильного класса, более того, обеспечение политической свободы и социальной мобильности представителям низших классов было в интересах буржуазии, которой нужны были свободные, производственно мотивированные трудовые ресурсы. В конечном счете, буржуазии нужен работник — свободный и независимый член гражданского общества. В этой связи ориентация государства на защиту интересов буржуазии не противоречит его ориентации на защиту интересов всякого человеческого индивида как члена гражданского общества. В данном случае возникновение социального государства - это не акт альтруизма, а достижение своеобразного классового компромисса на базе капиталистического способа производства.

Из сказанного вытекает ответ на вопрос о том, является ли социальное государство каким-то особым типом государства. На основе идеально-типической методологии Л.Н. Кочеткова показывает, что социальным может быть государство любого типа, независимо от формы правления. Согласно позиции автора, «социальное государство - это не столько тип, сколько новое состояние правового государства, новый этап его развития, которой наступает при индустриальном капитализме, когда становится очевидным, что полная самозанятость в гражданском обществе невозможна и наемный труд имманентно необходим» (с. 102). Из такого понимания социального государства следует, что оно может возникнуть лишь в классовом обществе в целях сохранения его стабильности и решения социального вопроса, обострившегося на основе классовых противоречий.

Концептуально это новое состояние государства Л.Н. Кочеткова характеризует, во-первых, наличием добровольно взятых на себя государством обязанностей перед обществом, представленным классами и индивидами; во-вторых, заинтересованностью самого государства в выполнении этих обязанностей, причем в основе этого интереса лежит определенная объективная связь между положением личности в обществе, стабильностью общества и развитием государства. Иначе говоря, государство становится заинтересованным иметь фундамент демократической легитимации власти.

Таким образом, идеальный тип социального государства выражается в его инвариантных характеристиках, которые являются постоянными, присущими ему всегда, независимо от того, какие исторически конкретные формы принимает социальное государство.

Первая характеристика - это обязательственная природа социального государства. Она выражается в том, что правовое государство под угрозой утраты своей легитимности принимает для сохранения стабильности гражданского общества новые определенные обязанности по отношению к своим гражданам, что проявляется в признании им соответствующих социальных прав граждан. Заметим, что из констатации обязательственной природы социального государства вытекает возможность рассматривать его как программу, а значит, и оценивать по таким критериям, как эффективность, осуществимость, релевантность состоянию общества.

Вторая характеристика фиксирует то, что содержание обязанностей социального государства и соответствующих прав граждан состоит в обеспечении возможностей для реализации частной и публичной автономии граждан, т.е. возможности для каждого человека испытать чувство свободы и ответственности, как за свою судьбу, так и за судьбу своего сообщества. Достигается это за счет признания факта несамостоятельности и нестабильности гражданского общества на индустриальной фазе развития капитализма и, как следствие, необходимости обеспечения государством своим гражданам минимальных жизненных условий.

Третья характеристика - это признание абсолютного равенства социальных и иных прав всех граждан, а также их внутренней взаимосвязи, независимо от их принадлежности к классам или иным социальным группам, недопустимость никакой дискриминации. Именно это означает признание равного человеческого достоинства за всеми гражданами. В этой связи государство, поддерживающее кастовость общества, не делающее в своей политике ничего, что было бы направлено на разрушение жестких перегородок между социальными слоями, не может считаться социальным.

Четвертая характеристика - это реальная заинтересованность государства в проведении активной социальной политики в целях собственного самосохранения, основывающаяся на неизбежной тотальности государства и гражданского общества.

С учетом выявленных типичных характеристик Л.Н. Кочеткова даёт следующее определение социального государства как идеального типа: «Социальное государство - это государство классового общества, которое с целью сглаживания классовых противоречий и стабильного развития рыночной экономики, гарантирует каждому гражданину такие стандарты материальной жизнедеятельности, которые позволяют ему реализовывать свое право на частную и публичную автономию» (с. 103). В этой связи социальное государство можно определять и как институционализированный классовый компромисс, имеющий своей легитимирующей основой активное создание властью возможностей для удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей индивидов в условиях демократии.

Как справедливо замечает автор книги, невозможность выполнения государством своих обязательств ведет к кризису социального государства. Например, в условиях глобализации западные политики были вынуждены создавать преференции для капитала, которые привели к сокращению налоговой базы и реальных доходов населения, что создало невозможность выполнения социальных обязательств государством. Данная ситуация вызвала шквал неоконсервативной критики социального государства и попытки демонтажа его институтов, и только разразившийся мировой кризис, вновь акцентирующий вопросы социальной справедливости, социальных гарантий и стабильности гражданского общества, приостановил эти процессы.

Нельзя не согласиться с автором в том, что правовое (конституционное) закрепление социальных прав - это лишь один из критериев социального государства. Большое значение имеет то, в какой мере обеспечены правовые гарантии выполнения государством социальных обязательств. Например, как показывает опыт практической реализации принципов социального государства в Российской Федерации, обеспечение этих гарантий может осуществляться на очень низком уровне. И здесь автор правомерно утверждает, что «необходимым условием реализации принципов социального государства в российских условиях является законодательное установление четких социальных стандартов, которые соответствуют конкретно-историческому содержанию концепта «достойная жизнь» (с. 143). Именно чёткие социальные стандарты переводят абстрактные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», зафиксированные в качестве государственных целей в Конституции РФ, на понятный для всех язык цифр и конкретных экономических показателей.

В этом плане философский дискурс о социальном государстве не заменяет собой усилия представителей частных социальных наук в выработке конкретных экономических, политических и социальных критериев социального государства, а является призывом к совместной деятельности по созданию современной теории социального государства, применимой для оценки конкретной деятельности государства в социальной сфере и выработки основных направлений социальной политики.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что книга Л.Н. Кочетковой дает не только методологический и теоретический ориентиры для ученых, исследующих социальное государство, но и открывает аксиологические перспективы для политиков, не позволяющие в процессе всеобщей модернизации забыть о непреходящей цивилизационной ценности данного феномена для человека и общества.

В.П. Ляшенко

За счёт чего, по мнению автора, социальное государство может выполнять свои функции? Чем это обусловлено?

3. Автор утверждает, что социальное государство не только обязано, но и может выполнять свои функции. Следует ли в таком случае рассматривать государство как социальное, которое, взяв на себя обязанность соблюдать и защищать социальные права человека, по каким-то причинам в конкретный исторический момент не в состоянии делать это в полном объёме? Выскажите ваши соображения по данному вопросу.

Выдержки из текста

Проблема выполнения государством своих социальных функций и обязательств в конечном счёте тесно связана с вопросом качества политических отношений и проблемой соотношения государства и права в конкретной стране.

Нормативный подход к проблеме соотношения государства и права исходит из того, что государство является источником права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право определяет содержание государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы. В то же время анализ объективной государственно-правовой реальности свидетельствует о более сложном и многогранном взаимодействии права и государства, их взаимном проникновении (если их вообще можно разделить). Право без поддержки государства обойтись не может, государственное принуждение обеспечивает реализацию правовых норм. Но и само государство объективно нуждается в праве, право делает легальными требования государственной власти и, в конечном счёте, обеспечивает его легитимность. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

2. На основании текста выпишите конечную цель социального государства. Почему данная цель, являясь собственной целью государства (цель для себя) и не совпадая с целями конкретных людей или социальных групп, не противоречит интересам личности? Дайте необходимое объяснение.

Конечная цель социального государства – это сохранение социально-политической стабильности, то есть условий, при которых государственная власть чувствует себя в полной безопасности. Поэтому в деятельности социального государства нет ничего альтруистического, то есть того, что бы государство делало себе в ущерб. Государство так же заинтересовано трансформироваться в социальное, как оно заинтересовано в своем сохранении и развитии.

О работе

15660

Цена: 180 рублей.

Дисциплина: «Теория государства и права »

Тип: «Ответы на вопросы »

Объем: 4 * страницы

Год: 2012

Продажи полностью автоматические. Пароль выдается сразу после завершения процедуры покупки. Для получения пароля на ответы на вопросы «За счёт чего, по мнению автора, социальное государство может выполнять свои функции? Чем это обусловлено?» произведите оплату.
Внимание!!! Работы могут не соответствовать требованиям к оформлению какого-либо конкретного учебного заведения.
Для получения полноценной курсовой или реферата с вашими требованиями сделайте новой работы.

По всем вопросам обращайтесь по почте .

Выберите удобный для Вас способ оплаты

  • +4% +10 рублей
  • Яндекс.Деньги +0.5%
  • QIWI Кошелек или терминал QIWI +3%
  • +4% +10 рублей
  • WebMoney +0.8%

Ответами к заданиям 1–27 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1

Что относится к проявлениям глобальных экологических проблем?

1. крайняя бедность некоторых регионов планеты

2. сокращение разнообразия биологических видов

3. угроза новой мировой войны

4. «старение» ряда наций

2

Знания, соответствующие предмету познания, называют

1. истиной

2. критерием познания

3. умозаключением

4. справедливостью

3

Верны ли следующие суждения о морали?

А. Несоблюдение человеком норм морали может повлечь определённые санкции.

Б. Общество контролирует исполнение своими членами моральных норм, используя силу государственного принуждения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

4

Что позволяет отнести сказания, былины, обрядовые песни к произведениям народной культуры? Укажите цифры, под которыми указаны признаки народной культуры.

1. трудность восприятия произведений для неподготовленных зрителей

2. учёт запросов массового зрителя

3. обобщение коллективного духовного опыта, накопленного веками

4. анонимность создателей

5. установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

6. коммерческий характер (нацеленность на получение дохода) произведений

5

Конкуренция производителей непосредственно влияет на

1. темпы инфляции

2. установление рыночных цен

3. размеры потребления

4. дивиденды акционеров

6

Что относится к рискам государства от открытия внутреннего рынка для иностранных фирм?

1. расширение выбора потребителей

2. увеличение доходов государственного бюджета

3. сокращение производства отечественных фирм

4. расширение ассортимента и качества продукции

7

На рисунке отражена ситуация на рынке услуг по благоустройству дачных участков (Р - цена, Q - количество). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1).

Это перемещение может быть связано в первую очередь с

1. снижением уровня доходов большинства потребителей

2. ростом цен на дачные участки

3. увеличением количества фирм, оказывающих услуги ландшафтного дизайна

4. ростом числа владельцев загородных домов, дач и садовых участков

8

Верны ли следующие суждения о потребительском кредитовании?

А. Потребительский кредит предоставляется банками физическим лицам на приобретение товаров и услуг.

Б. Видом потребительского кредита выступает автокредит.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

9

Существуют различные значения понятия «экономика». Какие положения иллюстрируют экономику в значении «наука»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. определение факторов производства, необходимых для улучшения снабжения населения продовольственными товарами

2. оказание парикмахерских услуг

3. изучение спроса на моющие средства

4. производство лекарственных препаратов

5. оптовая продажа партии холодильников

6. расчёт динамики изменения курса валют

10

В стране Z возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека. Это пример

1. социальной стабильности

2. социального неравенства

3. социализации

4. социальной мобильности

11

Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.

Б. Одним из методов социального контроля является убеждение.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

12

Какие примеры иллюстрируют хозяйственную функцию современной семьи? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. в выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк

2. взрослые дети помогают продуктами своим престарелым родителям

3. бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку

4. отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях

5. на семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль

6. супруги решили открыть собственную парикмахерскую

13

Парламент РФ называется

1. Советом Федерации

2. Государственной думой РФ

3. Федеральным Собранием РФ

4. Конституционным Собранием РФ

14

В государстве Z глава государства получает власть по праву наследования, он утверждает главу кабинета министров. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство - абсолютная монархия?

1. Монарх выступает в качестве символа единства нации.

2. Власть монарха передаётся по мужской линии.

3. Государство имеет в своём составе административно-территориальные единицы.

4. Вся полнота власти сосредоточена в руках монарха.

15

Верны ли следующие суждения о многопартийности?

А. При многопартийной системе различные партии и движения конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей.

Б. При многопартийной системе партии выражают интересы различных социальных групп.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

16

Государство Z имеет тоталитарный политический режим. Какие признаки будут для него характерны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. наличие единственной массовой партии во главе с харизматичным лидером

2. господство официальной общеобязательной идеологии

3. наличие развитого гражданского общества

4. обеспечение принципа реального разделения властей

5. система физического и психологического террора

6. политический плюрализм

17

Какой юридический факт служит основанием возникновения гражданских правоотношений?

1. нарушение правил пожарной безопасности

2. превышение разрешённой скорости движения транспортного средства на 45 км/ч

3. потребление спиртных напитков в неположенных местах

4. приобретение автомобиля

18

Верховный Суд РФ разработал поправки в Уголовный кодекс РФ. В какой орган власти должны быть направлены на обсуждение и возможное принятие данные поправки?

1. в Правительство РФ

2. в Государственную думу

3. в Совет Федерации

4. в Конституционный суд РФ

19

Верны ли следующие суждения о принципах уголовного процесса?

А. Потерпевший может отказаться свидетельствовать против близких родственников.

Б. Только сторона обвинения имеет право собирать доказательства по делу.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

20

Ивану 9 лет, Петру 14 лет. Найдите в приведённом списке общие черты, характеризующие правовой статус обоих подростков, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. наследовать имущество

2. распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами

3. жить и воспитываться в семье

4. совершать мелкие бытовые сделки

5. самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав

6. работать в свободное от учёбы время с согласия одного из родителей не более четырёх часов в день с лёгкими условиями труда

21

Российская Федерация определена в Конституции как социальное государство. Какие положения будут характеризовать Россию как социальное государство? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан

2. реализация принципа разделения властей

3. выплата пенсий и социальных пособий

4. защита свободы совести

5. гарантирование возможности получить бесплатно медицинскую помощь и образование

6. защита прав частных собственников

22

Запишите слово, пропущенное в таблице.

23

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) регулирование деятельности и поведения людей; 2) интеграция общества; 3) передача социального опыта; 4) закрепление и воспроизводство общественных отношений; 5) деятельность социальных институтов.

24

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.

1) суждение; 2) выдвижение гипотез; 3) эксперимент; 4) измерение; 5) наблюдение; 6) восприятие.

Найдите 2 термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

25

Установите соответствие между социальными фактами и современными тенденциями развития образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

26

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социальные предписания, закрепившиеся в общественном сознании, имеют поистине огромное значение для развития социума. (Б) Запреты или разрешения, принятые в обществе, выступают в виде социальных норм. (В) Свои нормы существуют и в студенческой жизни. (Г) Российский союз ректоров предложил принять кодекс правил для студентов высших учебных заведений. (Д) Уже прошла пресс-конференция, собравшая много участников.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

27

«Государство - центральная организация ______ (А) общества, обладающая верховной властью на определённой территории. Оно имеет исключительное право издавать общеобязательные ______ (Б) и использовать в необходимых случаях насилие. Этот институт имеет наделённый властными полномочиями _______ (В) с особым слоем государственных служащих. Государство имеет также аппарат принуждения, включающий в себя _____ (Г), полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, ______ (Д) и порядка, регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования, развитие средств связи и другие. Внешняя функция - отстаивание государственных интересов в ______ (Е)».

Список терминов:

1) государственный аппарат

2) политическая система

3) безопасность

4) парламент

5) международные отношения

6) муниципальные органы

8) правовое государство

9) правовая норма

А Б В Г Д

Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (28-36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 28-31.

«Для того, чтобы демократия оказалась жизнеспособной политической моделью, требуется определённый уровень политической компетентности граждан. Данные, которыми мы располагаем, указывают на то, что средний гражданин не соответствует идеальной модели. Лишь незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой. Можно сказать, что ещё меньшее количество граждан участвует в политической жизни, - то есть ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации. И, несмотря на то, что среднему гражданину доступны целые потоки информации, он мало разбирается в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах...

Предполагалось следующее решение проблемы повышения уровня гражданской компетентности в демократических странах: гражданам обеспечивается минимальный необходимый уровень знаний, гарантирующий своего рода минимальную политическую грамотность. Уровень их понимания проблем постоянно повышается за счёт широкой доступности надёжной и дешёвой информации через масс- медиа. Конкурируя за голоса избирателей, кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы о политике, программах и предложениях партий и выдвигаемых ими кандидатов, а также о том, заслуживают ли доверия лидеры этих партий, насколько они честны и компетентны. Обладая информацией такого рода, граждане могут требовать от политиков или партий отчёта в их деятельности накануне следующих выборов...

Но если в прошлом такие традиционные способы разрешения проблем, связанных с гражданской компетентностью, действовали успешно, события последних лет поставили их жизнеспособность под вопрос. Этому есть три причины:

1) изменения масштабов общественной жизни;

2) возрастающая сложность общественной жизни;

3) изменения в технологии коммуникаций».

(Роберт Л. Даль )

28 . На основании текста укажите, какие два фактора традиционно содействовали повышению минимального необходимого уровня знаний, гарантирующих политическую грамотность граждан.

  1. «широкая доступность надёжной и дешёвой информации через масс- медиа»;
  2. конкуренция за голоса избирателей, в ходе которой «кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы».
  1. Ответ на вопрос, допустим: «Средний гражданин не соответствует идеальной модели»;
  2. Три основания авторского мнения:
  • незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой;
  • мало граждан участвует в политической жизни (ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации);
  • граждане мало разбираются в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах.

30 . Назовите любые две социальные роли гражданина в политической сфере, упомянутые в тексте. Назовите ещё одну роль, не упомянутую в тексте. Объясните, как политические знания способствуют более эффективному выполнению любой названной вами роли.

1. две социальных роли гражданина в политической сфере (по тексту), например:

  • политик,
  • избиратель,
  • лидер партии;

2. ещё одна роль, допустим

  • профессиональный политик (депутат, парламентарий, президент),
  • участник общественно - политического движения,
  • член политической партии;

3. объяснение, например:

  • знания о направлениях политики государства в предшествующий период позволяет политикам обосновать необходимость реформ,
  • знание избирательного закона помогает избирателям обнаружить нарушения, допущенные в ходе выборов,
  • знание депутатами процедуры внесения поправок ускоряет их обсуждение и принятие,
  • знание прав человека и законных способов их защиты позволяет участникам общественно-политического движения цивилизованно выражать своё мнение и др.

31 . Какие три причины, названные автором, мешают разрешать проблемы гражданской компетентности традиционным способом? Раскройте названные автором причины.

1. три причины (по тексту):

  • изменения масштабов общественной жизни,
  • возрастающая сложность общественной жизни,
  • изменения в технологии коммуникаций;
  • нужно учитывать процесс глобализации, понимать, какие глобальные проблемы проявляются в общественной жизни,
  • нужно учитывать множество взаимосвязанных процессов и явлений в разных сферах общественной жизни;
  • нужно учитывать возможности компьютерных технологий, мгновенную передачу информации.

32 . Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «правонарушение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах правонарушениях, и одно предложение, отражающее связь правонарушения и юридической ответственности.

  1. Смысл понятия, например: «Правонарушение - общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права»;
  2. Могут быть приведены следующие предложения:
  • «Правонарушения делятся на проступки (административные, гражданские, дисциплинарные) и преступления»;
  • «Правонарушение влечёт за собой юридическую ответственность».

33 . Назовите любые три вида (пути) познания мира и проиллюстрируйте примером каждый из них.

  1. научное познание, или наука (теория относительности Эйнштейна);
  2. художественное познание, или искусство (информация об исторических фактах, переданная средствами литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);
  3. житейское познание, или опыт повседневной жизни (наблюдение ребёнка за падающими предметами, льющейся водой и т. п.).

34 . Известный экономист высказал мнение, что неизбежным следствием развития конкуренции является возникновение монополий. Используя обществоведческие знания, выскажите два аргумента (обоснования) в подтверждение и два в опровержение этого мнения.

  1. в процессе конкуренции происходит поглощение (вытеснение) слабых компаний, в результате может остаться всего несколько сильных игроков;

2. аргументы (обоснования) в опровержение, например:

  • развитие конкуренции способствует созданию новых фирм;
  • уникальность продукции может дать небольшим фирмам конкурентные преимущества.

35 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение и его виды». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие об отклоняющемся поведении .

2. Причины отклоняющегося поведения:

а) влияние семьи и семейного воспитания;

б) наличие особенных способностей и талантов;

в) кризисные явления в обществе;

г) проблемы социализации молодежи.

3. Виды отклоняющегося поведения :

а) позитивное;

б) девиантное;

в) делинквентное.

4. Формы девиантного поведения :

а) алкоголизм;

б) табакокурение;

в) наркомания;

г) проституция и пр.

5. Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя, задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1- 36.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

36.1 Философия «Человек вынужден непрерывно изменять и совершенствовать свои представления о мире». (И. Земан)
36.2 Экономика «Стратегическое решение проблемы безработицы - увеличить побуждения людей к экономии, инвестициям, работе и найму других». (М. Фридмен)
36.3 Социология, социальная психология «Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей». (Н. Смелзер)
36.4 Политология «Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности». (И. Кант)
36.5 Правоведение «Судья, который не способен карать, становится в конце концов сообщником преступников». (И. Гёте).
Читайте также:
  1. Melior condicio nostra per servos fieri potest, deterior fieri поп potest (D. 50.17.133). - Наше положение может становиться лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже.
  2. А. Положение основных слоев российского общества в пореформенное время
  3. Б- положение той же самой точки Р характеризуется двумя другими числами, если я стою на прежнем месте, но повернулся в сторону.
  4. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ И БЮДЖЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЯ. ВЛИЯНИЕ ДОХОДА И ЦЕН НА ПОЛОЖЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИИ.
  5. В классической логике каждое суждение понимается либо как истинное, либо как ложное. Это положение получило название принципа двузначности.
  6. В память о Харитоне и Дмитрии Лаптевых море, простирающееся от Таймыра до Новосибирских островов, берега которого первыми исследовали братья, назвали морем Лаптевых.

(1)Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (2) Считаем, что это своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких-то связях глобализации с культурой как таковой. (3) Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным ее стимулятором – индустриально производимой массовой культурой. (4) Представляется, что глобализация не предполагает какого-либо интереса к проблемам культуры и духовности человека.

Определите, какие положения текста носят:

А. фактический характер

Б. характер оценочных суждений

33. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен
ряд слов.

«________ (1) современные ученые называют процесс форми­рования единого человечества. Происходит активное развитие

мировой экономики и мировой системы (2), внедряются

единые представления об оптимальном социально-политическом

устройстве, распространяется______________ (3). Глобализация - (4)

процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, проис ходит становление (5) общества, с другой - обостряются

экономические разногласия стран Запада со странами «третьего
мира», обостряется проблема (6)».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не­обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именитель­ном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в спис­ке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

A) диалог культур
Б) разделение труда

B) общество

Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство 3) информационное И) компьютер

34. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого пронумеровано.

(1)Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так на­зываемый Римский клуб - международную неправительствен­ную организацию, цель которой - изучение проблем современ­ного мира. (2)Обострение глобальных проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной цивилиза­ции. (З)Другие же считают, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (4)В работе Рим­ского клуба принимают участие специалисты из разных стран.



Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

ЧАСТЬ С

Ключи от будущего

XXI век глобализации и информатизации не только открывает но­вые возможности экономического роста, социального прогресса, уре­гулирования межгосударственных конфликтов, но также повышает уязвимость человека, создает вызовы, ответы на которые не под си­лу частному капиталу и требуют как международных усилий, так и национальной политики повышения устойчивости общества, соци­альной защищенности каждого человека к воздействию внешних и внутренних угроз, превращения социальной составляющей в ключе­вой элемент государственной стратегии.

Осознание необходимости ответственности государства за экономиче­скую и социальную защищенность каждого его жителя стало доми­нирующей тенденцией развития в прошлом столетии... Опыт разных стран показывает, что обеспечение социально-экономических гаран­тий населению является не только условием социальной стабильно­сти, но также важнейшим фактором трудовой мотивации, расшире­ния налоговой базы, увеличения потребительского спроса населения; повышения конкурентоспособности трудоспособных, но уязвимых на рынке труда граждан; более полного использования трудового, ин­теллектуального, творческого потенциала страны, а значит, не только следствием, но и фактором ее экономического роста. Уровень развития интеллектуального потенциала и качество «чело­веческого фактора» стали важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность современных национальных экономических систем. Образование и состояние здоровья населения, квалификация трудовых ресурсов, наличие передовых научных школ определяют степень использования, восприимчивость тех или иных стран к дос­тижениям научно-технического прогресса.



Соответственно, страны, не способные обеспечить адекватные стан­дарты образования и качество жизни своему населению, реальные гарантии на удовлетворение базовых прав личности, оказываются не в состоянии выдерживать требования современной конкурентной борьбы.

В России, несмотря на определенные позитивные сдвиги в динамике макроэкономических показателей, не снижается острота таких про­блем социальной сферы, как крайне высокая дифференциация насе­ления по уровню доходов и заработной платы; чрезвычайно низкий уровень заработной платы, пенсий, т.е. доходов, связанных с ны­нешней или прошлой трудовой деятельностью, которые не обеспечи­вают для значительной части населения даже доход на уровне про­житочного минимума; не говоря уже о размерах минимальной заработной платы, не выполняющей свои экономические и социаль­ные функции.

Такая ситуация является тормозом развития внутреннего спроса, расширения налоговой базы, не говоря уже о бедственном положе­нии населения...

Несмотря на то, что в последние годы в России наметились позитив­ные сдвиги в направлении социальной ориентации бюджетных ассигнований, на сегодняшний день главным приоритетом бюджетной политики остаются платежи по государственному долгу (35,9% рас­ходной части федерального бюджета на 2002 г.). в то время как рас­ходы на социальную лолитику составляют всего 27,5% (в США иа социальные статьи приходится около 2/3 федерального бюджета)... Движение к «социальному государству» (каковым объявила себя Российская Федерация согласно статье 7 Конституции) обязывает принципиально усилить социальную ориентацию бюджета и кон­троль за ее исполнением.

1) с одной стороны, процессы глобализации и информатизации от­крывают новые возможности экономического роста и социального прогресса, урегулирования межгосударственных конфликтов; 2) с другой стороны, эти процессы повышают уязвимость и соци­альную незащищенность человека перед новыми угрозами в ус-ловияхг нестабильного общества.

2. В тексте отмечено значение обеспечения социально-экономических гарантий населения как фактора экономического роста в стране. Подтвердите четырьмя примерами это влияние.

В ответе должно быть отмечено, что обеспечение социально-экономических гарантий населению выступает: 1) условием социальной стабильности; 2) фактором трудовой мотивации; 3) причиной расширения налоговой базы; 4) условием увеличения потребительского спроса; 5) фактором повышения конкурентоспособности населения.

З. Перечислите, опираясь на текст и обществоведческие знания, три государственные меры, направленные на обеспечение социальной защищенности и развитие человеческих ресурсов страны.

В ответе могут быть названы: 1) законодательное установление минимального размера оплаты труда; 2) меры по обеспечению занятости населения; 3) меры по социальной поддержке малоимущих слоев населения; 4) гарантии расширения доступности образования и медицинских услуг.

4. Автор подчеркивает необходимость усиления социальной направ­ленности бюджетной политики Российского государства. Назовите три направления расходов государственного бюджета России, на­правленные на развитие человеческого и интеллектуального потенциала нации

В ответе могут быть названы следующие направления государственных расходов: 1) образование 2) здравоохранение и физическая культура; 3) социальная политика; 4) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 5) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и по­следствий стихийных бедствий.

Текст

«Рассматривая «качество жизни» с позиций глобали­зации развития общества, многие авторы считают, что человек как биологический вид подошел к пределам свое­го развития в биосфере, что и породило смутное желание нового качества жизни. Однако, по мнению многих исследователей, повседневное ощущение пределов практической человеческой деятельности уже проявляется в решениях, оказывающих влияние на планетарном уровне. Глобализация последствий и возможные необратимые изменения окружающей среды, которые, в принципе, нельзя однозначно оценить актуализировали проблему изменений приоритетов духовного и интеллектуального начал в развитии человека. Глобальный уровень решений, принимаемых современным человеком, предполагает его личную, нравственную ответственность, возможную только при наличии определенной психологической подготовленности, понимания сути и значения качества жизни общества на планете.

Понятие «качество жизни» включает биологическую (генотип, здоровье), социальную (комфортность, безопасность, защищенность, гармония, душевное спокойствие в отношениях с социумом); материальную (жилье, другие материальные блага, экономические возможности и др.), экологическую (состояние биосферы) и личностно-ориентированную (саморазвитие, самореализация, креативность и др.) составляющие».

Федорах Л. М.

1. На основании текста определите, чем обусловлено порождение смутного желания нового качества жизни.

Порождение смутного желания нового качества жизни обусловлено тем, что человек как биологический вид подошел к пределам своего развития в биосфере

Глобальный уровень решений, принимаемых совре­менным человеком, по мнению автора, предполагает его личную, нравственную ответственность, возмож­ную только при наличии определенной психологической подготовленности, понимания сути и значения
качества жизни общества. Представления человека о качестве жизни могут существенно воздействовать на состояние окружающей среды. Естественна и обратная связь между состояни­ем окружающей среды и процессами, происходящими в обществе

З. Автор неоднозначно оценивает глобализацию последствий и возможные необратимые изменения окружающей среды. Используя звания обществоведческого и социальный опыт, приведите не менее трех примеров такой практической деятельности человека.

В качестве примеров практической деятельности чело­века могут быть приведены: развитие энергетики, ме­тоды биотехнологии, развитие Интернета, искусствен­ное изменение ландшафтов и др

4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, определите, как соотносятся поня­тия «качество жизни» и «уровень жизни»? Какое из них более широкое по своему содержанию? Раскройте сущ­ность понятия «уровень жизни».

Понятие «качество жизни» принципиально отличает­ся от понятия «уровень жизни». Понятие качества жизни включает в себя уровень жизни. Таким обра­зом, по своему содержанию понятие «качество жизни» является более широким, чем понятие «уровень жизни». Уровень жизни - это степень развития материальных условий жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей отдельных социальных Групп и членов общества

Псевдопатриотизм, антиглобализм, как и космопо­литизм, псевдоглобализм, выражают действительные тенденции жизни человека и общества. В одном случае это тенденция к единению всего человечества, тенденция глобализации. В другом – тенденция к его обособлению, разделению. В этом смысле космополитизм, как и локализм, можно считать лишь идеальным типом определен­ного социально-философского подхода, никогда не реали­зуемого, ибо в реальной жизни людей, стран и народов универсализация сил так же необходима и неизбежна, как их дифференциация.

Антропологическим корнем глобализации является иррационально данная природе человека способность или потребность в общении. Значит, люди «устроены» так, что они не могут не передавать и не получать опыт и ценности друг друга. Более того, глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления.

И все же слишком оптимистическое восприятие совре­менной глобализации столь же несостоятельно, как пес­симистическая ее оценка»

Воронович Б. А., Торукало В. П.

1. На основании текста определите основные тенденции жизни человека и общества. Почему авторы утверждают, что эти тенденции в отдельности невозможно реализовать?

Основными тенденциями жизни человека и общества являются: тенденция к единению всего человечества, к глобализации; тенденция к обособлению, разделе­нию человечества. Авторы утверждают, что эти тенденции невозможно реализовать, потому что в реальной жизни людей, стран и народов универсализация так же необходима и неизбежна, как дифференциация

По мнению авторов, антропологическим корнем глоба­лизации является способность или потребность чело­века в общении. Людей заставляет совершенствовать механизм глобализации необходимость передавать и получать опыт и ценности друг друга

З. Авторы заявляют, что глобализация является не­обходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. Используя знания обществоведческого курса и социальный опыт, приведи­те обоснование данного утверждения.

В качестве обоснования утверждения может быть при­ведено следующее: глобализация обеспечивает интег­рацию Народов и государств в единую целостность, что позволяет им решать свои жизненные проблемы наи­более эффективным образом, используя опыт разви­тия друг друга

Авторы рекомендуют при оценке современной глоба­лизации уйти от абсолютизации либо оптимистичес­кого, либо пессимистического ее восприятия, посколь­ку глобализация является противоречивым процессом. В одном отношении она позитивна, так как сближает людей, страны, народы, открывает им новые возмож­ности развития, модернизирует их образ жизни. В другом отношении глобализация негативна, ибо приводит к универсализации таких явлений, как тер­роризм, экстремизм, агрессивный сепаратизм, техно­генный катастрофизм, национализм, и вообще всех проблем, с которыми сталкивается современная циви­лизация (экологических, энергетических, демографи­ческих и др.)- В этом плане глобализация дискомфорт­на, осложняет бытие человека, приносит ему страда­ния и неудовлетворенность. Именно эта сторона глобализации и является объектом современного ан­тиглобализма.