Расчет пеней по 44 фз калькулятор. Расчет пени за исполнение контракта с разными периодами просрочки. Несвоевременное исполнение обязательств по контракту

Одним из обязательных условий, содержащихся в государственных (муниципальных) контрактах, является условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и об уплате им в пользу заказчика неустойки. Однако в некоторых случаях расчет неустойки может вызвать определенные затруднения. В данной статье будет предпринята попытка рассмотреть вопрос, связанный с расчетом пеней за исполнение контракта с разными периодами просрочки.

Нормативное обоснование

Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт обязательно включается условие об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно общим положениям гл. 23 ГК РФ неустойка является одним из предусмотренных законодательством способов обеспечения исполнения обязательств.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. А согласно ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливаются контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 6 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила), предусмотрена норма, аналогичная приведенному выше п. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при этом указано, что размер пеней определяется по формуле: П = (Ц — В) x С, где Ц — цена контракта; В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С — размер ставки.
В практической деятельности довольно часто возникают ситуации, при которых исполнение обязательства происходит поэтапно (как в пределах срока контракта, так и за его пределами). В этой связи расчет пеней может вызвать определенные вопросы: с одной стороны, существует судебная практика, сложившаяся в результате применения норм ГК РФ, а с другой стороны, есть положения Закона N 44-ФЗ и действующие на положениях данного Закона Правила.

Расчет по ГК РФ

Неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности и по общему правилу имеет компенсационный характер. Особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что они должны соответствовать понесенным последствиям нарушения обязательства, а их применение не должно приводить к неосновательному обогащению потерпевшего. В этой связи размер установленной в соответствии с Правилами неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки. Данная позиция изложена в письмах Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867 и от 27.11.2014 N 02-02-04/60726.
Такая точка зрения подтверждается и судебной практикой. Рассмотрим следующее решение <1>.
———————————
<1> Постановление Девятнадцатого ААС от 05.06.2015 по делу N А36-4926/2014.

Из материалов дела усматривается, что между ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" — "Липецкэнерго" и ООО "Торговый дом "Хорда" был заключен договор поставки от 14.03.2014 N 4648006974, согласно которому ответчик принял на себя обязательства поставить покупателю, а покупатель — принять и оплатить на условиях договоров товар, указанный в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договоров.
В соответствии с графиком поставки по договору от 14.03.2014 ответчик должен был поставить товар в течение 45 календарных дней с даты заключения договора, то есть товар должен был быть поставлен в срок до 27.04.2014.
Фактически поставка товара произведена ответчиком в следующие сроки: 14.03.2014 поставлен товар на сумму 119770 руб. 00 коп., 06.06.2014 — на сумму 101523 руб. 41 коп., 21.07.2014 — на сумму 283996 руб. 50 коп., 13.10.2014 — на сумму 2360 руб. 00 коп.
В связи с просрочкой поставки товара по договору за период с 28.04.2014 по 10.09.2014 истец начислил пени в сумме 103437 руб. 73 коп. из расчета 0,15% за каждый день просрочки от цены договора.
Как следует из правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14 по делу N А53-10062/2013, неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Начисление неустойки на общую сумму контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом. Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Анализ приведенной правовой позиции позволяет сделать вывод о том, что начисление неустойки на сумму исполненных надлежаще обязательств ведет к неосновательному обогащению.
Поскольку действующим гражданским законодательством предусмотрена возможность исполнения обязательства по частям (ст. 311 ГК РФ), начисление неустойки на общую сумму договора без учета исполнения части обязательства противоречит принципу юридического равенства, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за тот товар, который был поставлен досрочно.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что методика расчета неустойки, приведенная истцом, противоречит нормам действующего законодательства (ст. 330 ГК РФ) и условиям договоров.

Расчет по Закону N 44-ФЗ

Наравне с такой позицией в судебной практике начинает складываться и иная, основанная на нормах Закона N 44-ФЗ. Рассмотрим следующий случай <2>.
———————————
<2> Постановление Четвертого ААС от 02.02.2016 N 04АП-4687/2015 по делу N А78-185/2015.

По результатам открытого аукциона в электронной форме победителем был признан ответчик, с которым 12.05.2014 учреждение (заказчик) заключило государственный контракт на поставку технических средств реабилитации.
Согласно п. 5.1.2 контракта в течение 7 дней со дня заключения государственного контракта (то есть до 19.05.2014) поставщик обязан осуществить предварительную поставку всей партии товара в г. Читу и организовать предварительную приемку всей партии товара в г. Чите.
Актом предварительной поставки товара от 19.05.2014 товар поставлен в количестве 21475 шт. на сумму 1758475 руб. 76 коп.
Актами предварительной поставки товара, подписанными сторонами без замечаний: от 28.05.2014 товар поставлен в количестве 27629 шт. на сумму 2403109 руб. 05 коп., от 06.06.2014 товар поставлен в количестве 16853 шт. на сумму 1197813 руб. 05 коп., от 16.06.2014 товар поставлен в количестве 77 шт.

Как считать пени по 44 фз

на сумму 3082 руб. 13 коп.
Поставщиком принятые по п. 5.1.2 контракта обязательства в срок не исполнены.
Истец начислил неустойку с учетом актов предварительной приемки товара за период с 20.05.2014 по 15.06.2014 на общую сумму 240837 руб. 58 коп. Претензия, направленная в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения.
При буквальном толковании п. 6 Правил следует вывод о том, что базой для начисления пеней является цена контракта, уменьшенная только на стоимость обязательства, исполненного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в установленный контрактом срок, поскольку именно так в этом пункте определено значение показателя В. При этом, как указано выше, Правилами также предусмотрено увеличение коэффициента К, необходимого для определения размера ставки пеней, пропорционально увеличению периода просрочки в сравнении со сроком исполнения обязательства по контракту (увеличение от 0,01 до 0,03, то есть от 1/100 до 3/100 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, что соответственно увеличивает размер пеней до трех раз в расчете на каждый день просрочки).
Возможность при расчете пеней уменьшения цены контракта на стоимость обязательства, исполненного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по истечении установленного контрактом срока, а также возможность определения показателя дней просрочки не как общего количества дней просрочки, а как количества дней между датами предоставления очередных частей исполнения обязательства по истечении установленного срока Правилами не предусмотрена и не следует из их смысла и содержания.
В данном случае, поскольку при заключении государственного или муниципального контракта стороны оговаривают срок исполнения предусмотренного им обязательства, разумное ожидание кредитора (заказчика) сводится к получению исполнения в полном объеме в оговоренный сторонами срок. В этой связи при нарушении срока исполнения обязательства должник вправе претендовать на уменьшение цены контракта для целей расчета пеней только на стоимость той части исполнения, которая произведена в установленный срок, так как только эта часть исполнения может быть признана надлежащей.

Вывод

Как мы уже выяснили, расчет неустойки с разными периодами просрочки в рамках Закона N 44-ФЗ отличается от порядка расчета неустойки, основанного на положениях ГК РФ. Вместе с этим считаем необходимым отметить следующее.
Закон N 44-ФЗ и Правила не содержат такого определения, как "этап исполнения контракта". ГК РФ также не апеллирует таким термином, раскрывая нам лишь понятие "период поставки товара" (ст. 508 ГК РФ), под которым понимается поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями. Такой порядок поставки должен быть предусмотрен сторонами.
Вместе с этим согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России N 182, Казначейства России N 7н от 31.03.2015 в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг — периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода), в плане-графике должен указываться срок исполнения контракта. Важно понимать, что данные положения регулируют те контракты, которые предусматривают поэтапное исполнение обязательств. Если же контрактом поэтапное его исполнение не предусмотрено, то квалификация положений контракта как предполагающих такое исполнение будет являться неверным и идти вразрез с нормами Закона N 44-ФЗ. Таким образом, исполнение обязательств по контракту частями как в пределах срока, предусмотренного для исполнения обязательств, так и за его пределами не может служить основанием для признания исполнения контракта по этапам. В связи с этим начисление пеней должно происходить со дня, следующего после истечения срока исполнения обязательств.
При этом следует учитывать, что начисление пеней должно происходить с момента просрочки обязательств и рассчитываться из стоимости неисполненных обязательств. Исполнение обязательств в период просрочки не должно учитываться при расчете. Если же исполнение части обязательств было произведено в установленный контрактом срок, то согласно п. 6 Правил расчет пеней должен осуществляться исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных стороной.
Такой порядок, на наш взгляд, полностью соответствует положениям, отраженным в Законе N 44-ФЗ, и является юридически верным. Данный вывод подтверждается и складывающейся судебной практикой.
Но вместе с этим остается законодательно неразрешенным вопрос соотношения расчета неустойки в гражданском обороте и в контрактной системе. С одной стороны, Закон N 44-ФЗ основывается на положениях ГК РФ и, следовательно, должен соблюдать общие принципы, заложенные законодателем в его основание. Но, с другой стороны, контрактная система представляет собой самостоятельный институт права и вправе разрешать отдельные ситуации по своему усмотрению.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

9 сентября вступили в силу изменения в правилах начисления штрафов и пеней за нарушения условий госконтрактов. Рассмотрим, что же нового привнесли в контрактную систему.

Общие положения

Изменения вводит Постановление Правительства № 1042 от 30.08.2017.

Оно отменяет Постановление Правительства № 1063 от 25.11.2013 и кардинально меняет правила расчета неустойки за просрочку исполнения обязательств по госконтракту, а также за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий сделки как заказчиком, так и поставщиком. Постановление дополняет ст. 34 закона № 44-ФЗ, а именно части 5-9. В этой статье содержатся общие правила расчета неустоек.

Также изменения затронули Постановление № 570 от 15.05.2017. Во-первых, утратил силу абзац, в котором утверждались ранее сделанные изменения, утвержденные уже не актуальным ПП № 1063 от 25.11.2013. Во-вторых, подпункт "в" пункта 2 дополнили, теперь он предусматривает ответственность поставщика не только за на ненадлежащее исполнение госконтракта, но и за неисполнение вовсе.

Общим новым правилом является то, что сумма всех неустоек, выставленная как заказчику, так и исполнителю, не может превышать цену контракта.

Изменения в расчете пеней

Стоит отметить, что изменений в расчете неустойки за просрочку исполнения обязательств со стороны заказчика не произошло. Как и установлено в п. 5 ст. 34 44-ФЗ, за каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы.

Обращаем внимание, что в настоящее время ставка рефинансирования ЦБ РФ приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ.

С 19 июня 2017 года она составляет 9% годовых. Таким образом, чтобы узнать, сколько придется заплатить за день просрочки, нужно сумму госконтракта умножить на 0,0003%.

А вот расчет пеней поставщика революционным образом изменился. Раньше использовалась неудобная формула. Теперь же расчет упростился. Пени поставщика рассчитываются и начисляются подобно заказчику: за каждый день задержки в исполнении обязательств в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены госконтракта, которая должна быть уменьшена на сумму фактически выполненных обязательств.

Изменения в расчете штрафов

Штраф, как и ранее, является фиксированной суммой, которая определяется, как процент от цены госконтракта.

Работа с онлайн калькулятором пени по 44-ФЗ

Сейчас к этому постулату добавлено, что для многоэтапных контрактов процент рассчитывается исходя из стоимости каждого этапа. То есть для каждого этапа будет своя сумма штрафа.

При старых порядках нарушитель всегда платил бы 0,5% за любой контракт, стоимость которого выше 100 млн. руб. Новые правила расширяют диапазон цен контрактов и процентов взысканий от них. Теперь поставщики будут платить штрафы исходя из информации, которая указана в таблице.

Также добавлен порядок определения неустойки для случаев:

  1. Если закупка проводилась только для СМП и СОНКО (ч.1 ст.30).
  2. Если участник закупки стал победителем, предложив самую высокую цену за право заключить контракт.
  3. Если нарушены обязательства, не имеющие стоимостного выражения.
  4. Если исполнитель не привлек субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, хотя это был оговорено в контракте.

Неустойка за некачественное исполнение работ по строительству составляет 5% от стоимости этих обязательств.

Претерпели изменения и порядок начисления штрафов для заказчиков-нарушителей. Теперь это фиксированные суммы от 1 000 до 100 000 руб. в зависимости от цены контракта за каждый факт нарушения. Старый документ устанавливал в этом случае только проценты.

В этой статье рассмотрим основные вопросы, касающиеся оплаты штрафных санкций по государственным сделкам.

Как проверить рассчитанную неустойку

Для начала стоит отметить, что выплата неустойки (ст. 394 ГК РФ) отделена от возмещения убытков. В законе или договоре эти понятия могут соотноситься следующим образом:

  1. Есть санкции, убытки не оплачивают.
  2. Возмещают убытки и оплачивают санкции.
  3. Кредитор может выбрать, что оплачивать: убытки или санкции.

№ 44-ФЗ под рассматриваемым понятием понимает штрафы и пени. Ст. 34 разрешает как заказчику, так и поставщику требовать у другой стороны компенсацию при срыве сроков либо неисполнении обязательств по государственной сделке. Данное условие и порядок оплаты также включают в текст государственного контракта.

Важно знать, что пени начисляют только за невыполненные вовремя обязательства за каждый день просрочки. Счет дней начинают вести после истечения крайнего срока, установленного в контракте. Цена одного такого дня составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной на момент оплаты пеней (ч. 10 Правил, утв. ПП № 1042 от 30.08.2017).

Размер этой санкции для заказчиков рассчитывают относительно не выплаченной ими в срок суммы поставщикам. Последние же за отправную точку принимают день, когда их обязательства стали просроченными. Расчет в этом случае ведут исходя из суммы контракта, уменьшенной на стоимость своевременно выполненных обязательств.

Штрафы обе стороны платят за полное или ненадлежащее исполнение условий сделки. Эти суммы зафиксированы в ПП № 1042 от 30.08.2017.

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Рассчитывают их как процент от определенной цены контракта либо его отдельного этапа.

Плата за неустойку не взимается, если сторона докажет, что нарушение условий контракта произошло вследствие форс-мажора (ч. 9 ст. 34).

В отношении банковской гарантии № 44-ФЗ в п. 3 ч. 2 ст. 45 требует, чтобы такой документ включал обязанность банка-гаранта перечислить заказчику в качестве пени 0,1 % от суммы, которая должна быть выплачена поставщиком. Эти начисления производятся ежедневно после истечения установленных договором сроков.

Нормы, определяющие источники, из которых производится уплата неустойки ГК РФ или 44-ФЗ, в законодательстве отсутствуют. Поэтому можно сделать вывод, что заказчик и поставщик имеют возможность договориться о том, откуда будет удерживаться штраф или пеня (обеспечение, отдельная сумма, уменьшение платежей), чтобы оплата контракта за вычетом неустойки была произведена правильно.

Как оплатить неустойку и подтвердить это

При обнаружении нарушений заказчик должен задокументировать этот факт и направить требование поставщику об уплате конкретного штрафа или пени (ч. 5 и 6 ст. 34 № 44-ФЗ).

В свою очередь исполнитель, получив претензию, совершает следующие действия:

  1. Проверяет сумму, рассчитанную покупателем.
  2. Оформляет платежное поручение, где указывает соответствующее назначение платежа.
  3. Перечисляет деньги на расчетный счет заказчика, указанный в договоре.
  4. Удостоверяется в получении средств покупателем.

Если при проверке размера неустойки поставщик обнаружил неточности, то он должен письменно известить об этом заказчика с подробным описанием своих возражений. Также стороны смогут избавить друг друга от возникновения сложностей в данном вопросе, заранее прописав в договоре подобный порядок. Таким образом, оплата по контракту за вычетом неустойки подтверждается документом с фактом нарушения и расчетом санкций, а также платежным поручением.

Подобные споры можно решить и в суде, но добровольная оплата неустойки поможет сохранить время и деньги обеим сторонам.

Возможные последствия

Наличие санкций по государственным сделкам у поставщика влечет не только дополнительных расходы с его стороны, но и портит его добросовестность.

Так, в ч. 3 ст. 37 № 44-ФЗ установлено, что это качество подтверждается сведениями из реестра контрактов. Добросовестным будет считаться поставщик, исполнивший договоры.

В реестр контрактов в обязательном порядке включают данные о пени и штрафах (п. 10 ч. 2 ст. 103).

Поэтому при будущих сделках заказчики смогут оценить ответственность исполнителя еще до начала работы с ним.

Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 29.12.2017 N 475-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 16 статьи 34 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

Особенности расчета неустойки по ФЗ № 44

(часть 16 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) (см.

Рассчитываем пени и штрафы по закону № 44-фз

ИнфоВ контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона. 27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
28.

Как начисляются штрафы по 44-фз?

Ставка С = СЦБ х ДП = 0,02 х 0,0825 х 14 = 0,0231; Итоговая сумма, подлежащая уплате поставщиком:П = (Ц - В) х С = (800 000 - 0) х 0,0231 = 18 480 руб. Разумеется, основываясь на формальном подходе, заказчик обязан использовать именно описанный способ расчета пеней.

Впоследствии в случае возникновения спора исчисленная заказчиком сумма может быть уменьшена судом по заявлению контрагента на основании ст. 333 ГК РФ (смотрите также п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81). Вместе с тем, на наш взгляд, приведенный выше порядок расчета пени и полученный результат не согласуются с общими принципами гражданского законодательства.

Неустойка является одной из мер гражданско-правовой ответственности и по общему правилу имеет компенсационный характер.

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-фз и 44-фз

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) х С, где:Ц - цена контракта;В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;С - размер ставки.

Как рассчитать штрафы и пени по 44-фз

ВажноПредметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(часть 16.1 введена
См. текст в будущей редакции. 18.

Компания

Поэтому в рассматриваемой ситуации пеня должна начисляться начиная со дня, следующего после дня истечения пятнадцатидневного срока поставки товара. Далее, буквально из положений ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правил следует, что в отсутствие условия о поэтапном исполнении контракта пеня начисляется с момента просрочки обязательства, предусмотренного контрактом, и рассчитывается исходя из общей стоимости неисполненных обязательств независимо от факта исполнения обязательств в период просрочки.
Несмотря на то что согласно п.

Статья 34. контракт

ГК РФ, полагаем, что в приведенной ситуации пеня должна рассчитываться с учетом фактически исполненных обязательств, периода просрочки и исходя из цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком. Приведем пример такого расчета, используя те же исходные данные, что и выше.

ВниманиеТак как в период просрочки (с 17 февраля по 2 марта) поставщик частично исполнил обязательства на сумму 300 000 рублей, полагаем, пеня за просрочку поставки первой и оставшейся частей товара должна рассчитываться отдельно. Так как первым днем просрочки является 17 февраля, а обязательство по поставке товара на сумму 300 000 рублей исполнено 20 февраля, просрочка поставщиком обязательств на данный момент составит 4 дня (ДП = 4).
Срок исполнения обязательства по контракту (с момента заключения договора) составит 15 дней (ДК = 15).

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта

Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

(часть 22 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 23.

Расчет пени за исполнение контракта с разными периодами просрочки

Так, поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 511 ГК РФ). При этом установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ). Иными словами, поставщик по договору поставки, предусматривающему поставку товаров отдельными партиями, несет ответственность за просрочку поставки каждой партии товара, если иное не предусмотрено договором поставки.

Дата: 05.09.2017

В конце августа 2017 г. Правительство РФ установило новые правила определения размера штрафа и пени при исполнении контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ 1 . Эти правила пришли на смену старым, установленным еще в 2013 году 2 . Рассмотрим, с учетом каких изменений размеры штрафов теперь должны будут прописываться в контрактах.

Дифференциация размеров штрафов в зависимости от цены контракта стала более широкой, сохранив при этом общую логику «чем больше цена, тем меньше штрафной процент». Так, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы от 10 % цены контракта (этапа), если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 0,1 % цены контракта (этапа), если цена контракта превышает 10 млрд руб. Всего предусмотрено 9 значений, а в прежних правилах их было 4 (от 10 % до 0,5 %). Обратим внимание, что в новых правилах речь идет не просто о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, а о каждом факте такого события, и за каждый такой факт предусматривается штраф. Также отметим, что сейчас размер штрафа рассчитывается не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа контракта, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения.

Предусмотрена отдельная шкала размеров штрафов в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполняющих контракт, заключенный по результатам прямых целевых закупок у СМП и СО НКО 3 . Шкала эта и менее дифференцированная и более «щадящая» - так, максимальная «штрафная доля» составляет всего 3 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб. Отметим здесь один возможный проблемный момент - порядок расчета штрафа предусматривает максимальную цену контракта в размере 20 млн руб. (штраф в 1 % от цены контракта), поскольку НМЦК при прямой целевой закупки у СМП и СО НКО не может превышать данный размер. Однако 44-ФЗ позволяет в определенных случаях увеличивать цену заключенного контракта на 10 % 4 , поэтому если, скажем, при таком увеличении цена контракта начнет превышать 20 млн руб., то возникает неопределенность касательно того, в каком размере должен тогда рассчитываться штраф.

Кроме того, если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП И СО НКО в виде штрафа, то размер штрафа должен будет устанавливаться в размере 5 % от объема такого привлечения, установленного контрактом.

Введена отдельная шкала штрафов в отношении контрактов, заключенных с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (такой случай может иметь место при проведении электронного аукциона 5) - в зависимости от размера НМЦК контракта штраф составляет от 10 до 1 % от размера НМЦК.

Предусмотрены отдельные штрафы за каждый акт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств). Размер штрафа здесь установлен в абсолютных величинах, в зависимости от цены контракта он составляет от 1 тыс. до 100 тыс. руб. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что это могут быть за «нестоимостные» обязательства. В рассматриваемом НПА нет пояснений по этому поводу, но по здравому смыслу к таким обязательствам могут быть отнесены, например, обязательства поставить товары целиком, а не частями; после оказания услуг в определенный срок предоставить заказчику документы, подтверждающие факт оказания услуг, и т.п. В любом случае в контракте целесообразно прямо отметить те установленные в нем обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которых могут применяться данные штрафы.

Что касается штрафов в отношении заказчика, то новыми правилами изменен подход к определению их размера - сейчас они должны устанавливаться не в зависимости от той или иной процентной доли от цены контракта, а в конкретных абсолютных величинах. Так, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа в отношении заказчика будет составлять от 1 тыс. руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 100 тыс. руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

Упрощен расчет пени по отношению к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Теперь она просто начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Никаких сложных расчетов размера пени, как в старых правилах, применяться уже не должно. Напомним, что в отношении заказчика размер пени определяется в соответствии с правилами, указанными непосредственно в 44-ФЗ: пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Также в новых правилах установлено, что общая сумма начисленной неустойки как по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), так и по отношению к заказчику, не может превышать цену контракта.

В заключение укажем, что новые правила определения размеров штрафов применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу постановления Правительства РФ, утвердившего эти новые правила. Данное постановление было официально опубликовано на портале www.pravo.gov.ru 01.09.2017 и вступает в силу по истечении 7 дней после опубликования, то есть с 09.09.2017. Таким образом, начиная с этой даты, при размещении в ЕИС извещений о закупке и соответствующей документации, необходимо обеспечивать соответствие содержания этих проектов новым правилам определения размера штрафов.

1 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

2 Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

3 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5 В соответствии с ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пени за просрочку контракта по 44-ФЗ

В 44-ФЗ существует понятие неустойки – суммы денежных средств, которые могут потребовать как заказчик, так и поставщик (подрядчик, исполнитель) за ненадлежащее исполнение контракта. Эти понятия – пени и штраф. Пеня должна начисляться за каждый день просрочки исполнения обязательств по контракту (как заказчиком, так и поставщиком), начиная со следующего дня, после которого наступает просрочка.

Например, если поставщик должен поставить товар по 31.05.2019 года, но по каким-то причинам не смог этого сделать, то с 01.06 наступает срок начисления пени. То же самое касается заказчика. Если по условиям контракта он обязан оплатить товар или услугу не позднее, чем 15.06.2019 года, но не оплатил, то с 16.06 поставщик/исполнитель имеет право выставить пени. В соответствии с 71-ФЗ от 1 мая 2019 года , пеня устанавливается в размере одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату уплаты пени.

Штраф по 44-ФЗ

Еще одна мера ответственности для заказчиков и поставщиков – штраф. Штраф обязательно должен быть начислен (по крайней мере заказчиком во избежание штрафных санкций со стороны контролирующих органов) за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Это могут быть поставка товара не в соответствии с заявкой заказчика, отказ поставки товара по заявке, поставка товара в несколько этапов (при условии, что контрактом предусмотрена поставка в один этап).

Размер штрафа фиксирован, и его сумма указывается в контракте в соответствии с порядком, который установило правительство РФ (Постановление от 30.08.2017 года №1042). Хотелось бы заострить внимание на том, что штрафы для участников закупки, которая проводится для СМП и СОНКО в соответствии с 44-ФЗ значительно отличаются от тех, которые установлены для всех участников, не подходящих под данное ограничение (3% цены заключенного контракта на сумму не выше 3 млн. рублей для СМП и СОНКО против 10% при такой же цене для всех остальных участников). Помимо штрафов, составляющих процент от контракта, существуют также штрафы в виде фиксированных сумм. За просрочку исполнения обязательств штрафы не начисляются. При определенных условиях возможно, что заказчику/поставщику будут начислены и пеня, и штраф.

Расчет пени по контракту по 44-ФЗ: калькулятор

Для более быстрого и удобного расчета можно использовать калькулятор расчета пени по госконтракту. Есть большое количество сайтов, на которых он представлен. Принцип действия исходная информация везде примерно одинаковая. Данные, которые необходимы для того, чтобы посчитать сумму – цена контракта; стоимость товаров/услуг, поставленных/оказанных заказчику за период, в который контракт должен быть исполнен; ставка ЦБ; Срок, который дается участнику на выполнение условий контракта (календарные дни) и количество дней просрочки.

Если в течение периода, за который необходимо рассчитать пени, ставка ЦБ менялась, вы можете выбрать ставку на сегодняшний день и посчитать всю просрочку по этой ставке, либо посчитать каждый период по своей ставке и сложить результаты. В калькуляторах расчета пени за просрочку исполнения контракта по 44 фз, как правило, предусмотрены оба варианта. Для надежности можно перепроверить результат вручную.

Как рассчитать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту

Формула расчет неустойки по 44 фз выглядит следующим образом:

П = (Ц - В) × C , где
П – Сумма пени;
Ц – цена контракта;
В – стоимость товаров/услуг, поставленных/оказанных заказчику за период, в который контракт должен быть исполнен;
С – финальная ставка

Финальная ставка получается путем умножения ставки ЦБ (СЦБ) на специальный коэффициент (К) количество дней просрочки.

Для расчета этого коэффициента (К) количество дней просрочки нужно разделить на период выполнения обязательств контракта и умножить полученное число на 100% При К в диапазоне от 0 до 50% ставка 0,01; от 50 до 100% ставка 0,02. Если К больше или равен 100% ставка равна 0,03.

14 августа 2019 поменяли порядок работы по штрафным санкциям в контрактах. Узнайте в статье, как рассчитать штрафы и пени по новым правилам, если поставщик нарушает условия контракта. Универсальная схема расчета неустойки покажет, как действовать шаг за шагом.

Пошаговая инструкция

Например, у нас есть контракт на поставку марли на 100 000 рублей. Срок, в течение которого товар должен быть поставлен – с 01.04.2019 по 30.04.2019. В указанный срок поставщик исполнил обязательства на сумму 54 000 рублей. Остатки товара поставщик привез 05.05.2019. (Дата поставки включается в расчет пени). Ставка ЦБ=7,75%.

К = 5÷30×100 = 16,66%

При таком результате ставка принимается равно 0,01

Окончательная ставка (С) = 0,0775×0,01×5 = 0,003875

П = (100 000-54 000)×0,003875 = 178,25 рублей


Новый расчет пеней по 44-ФЗ ПП 1063 от 25.11.2013 (отменено) ПП 1042 от 30.08.2017 Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле… (отменено). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

Расчет пени по правилам № 1042

  • Главная
  • Подготовка к тендеру


п.) - до 7,25 %. Это произошло во второй раз в 2018 году на совещании по денежно-кредитной политике. В пересчитанном виде она будет применяться с 26.03.2018. При этом следующая встреча по вопросу изменений в ключевой ставке планируется на 27.04.2018.


Инфо

Прошлое снижение произошло 09.02.2018, тогда Банк России пододвинул показатель ставки на 0,25 п. Напомним, начиная с 01.01.2017 Банк России уже семь раз уменьшал ключевую ставку с 10 до 7,5 %. Таким образом, совокупное снижение за это время составило 2,5 б.


п.

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-фз и 44-фз

Важно

Бесплатный вебинар Закупка ГСМ по новым правилам Записаться на просмотр Не интересно через 8 дней, Записалось 245 пользователей, Задано 2 вопросов. anastasia1923 90Ответ написан 4 месяца назад Как правильно насчитать пени Подрядчику в соответствии с ПП №1042, если он нарушил срок выполнения работ: начало выполнения работ — 02.10.17; окончание — 01.11.17. По факту работы выполнены 15.11.17? Оценка ответа: 0 Великанов Сергей Владимирович Эксперт 545Ответ написан 4 месяца назад Первый день исчисления просрочки 02.11.17, последний 15.11.17. Итого 14 дней просрочки. К примеру цена контракта 25 000 руб.


Расчет пени: (25 000*14*1) / 300 * 8,25%(умножаем на 8,25 процентов!) = 96,25 руб. Где 1/300 – одна трехсотая 8,25 – ставка рефинансирования (ключевая ставка). Итого начисляем пени в размере 96 руб. 25 коп.

С 26 марта пени нужно считать по-новому

В соответствии с правительственным постановлением № 1042 от 30 августа 2017 г., вступающим в действие 09.09.2017 г., начали действовать обновленные правила, предусматривающие ответственность по государственным контрактам, прежнее Постановление Правительства №1063 при этом утрачивает силу, однако по действующим контрактам будет применяться до окончания срока их действия. Таким образом, применять нововведения будут к тем закупкам, извещения по которым разместят в ЕИС с указанной даты — 9 сентября 2017 г. Заказчики обязаны учесть это в ходе подготовки проектов государственных контрактов, а участники вправе требовать внесения изменений в документацию, если положения о новом порядке расчета штрафов и пени не будут учтены.
Штрафы — общие правила Стороны смогут штрафовать друг друга за каждый факт нарушения условий контракта.

Изменения в расчете штрафов и пеней по 44-фз

В ПП 1063 при расчете пени была четкая привязка суммы исполненных обязательств к срокам установленным контрактам.В ПП 1042 «Пеня начисляется … от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком» и точка. Когда они «фактически исполнены» получается никому не интересно. Оговорки, как в ПП 1063, о фактической поставке в установленные контрактом сроки нет.
Соответственно, дословно исполняя ПП 1042, я должен отправить претензию с нулевой пеней. Например, контракт на 100 руб., срок поставки 10 сентября, весь товар привезли 20 сентября.100 руб. — 100 руб. = 0 руб.сумма пени 0 руб? часть 5 ст.34 Закона объясняет, за что начисляется пеня (только ч.5 — для заказчика, для поставщика — ч.ч.

Как начисляются штрафы по 44-фз?

  • Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств:

Размер, в % от цены контракта Сумма контракта ПП 1063 от 25.11.2013 (отменено) Размер, в % от цены контракта Сумма контракта ПП 1042 от 30.08.2017 10 до 3 млн р. 10 до 3 млн р. 5 от 3 млн. р. до 50 млн р. 5 от 3 млн. р. до 50 млн р. (вкл.) 1 от 50 млн. р. до 100 млн. р. 1 от 50 млн. р. до 100 млн. р. (вкл.) 0,5 более 100 млн. р. 0,5 от 100 млн. р. до 500 млн. р. (вкл.) 0,4 от 500 млн. р. до 1 млрд. р. (вкл.) 0,3 от 1 млрд. р. до 2 млрд. р. (вкл.) 0,25 от 2 млрд. р. до 5 млрд. р. (вкл.) 0,2 от 5 млрд. р.. до 10 млн. р. (вкл.) 0,1 более 10 млрд. р.

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта

Среди ключевых нововведений выделяют следующие:

  1. Изменились размеры штрафа, который накладывается на поставщика при нарушении им условий контракта стоимостью свыше 500 миллионов рублей, исключая случаи просрочки выполнения обязательств.
  2. Размеры санкций для поставщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также СОНКО стали ниже, чем для всех остальных компаний.
  3. Установлены размеры штрафов, которые накладываются на победителя закупочной процедуры, предложившим самую высокую стоимость контракта в ситуациях перехода через «0». Объем штрафа определяется в виде фиксированной суммы.

Компания

Объем выплаты определяется, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на момент расчета, уменьшенной на величину фактически выполненных обязательств. Таким образом, методики расчета пеней для поставщиков и заказчиков стали аналогичными. Пени, подлежащие к уплате поставщиком при несоблюдении им сроков поставки товаров или оказания услуг, определяются по следующей формуле: Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыполненных обязательств * Количество дней просрочки Ставка рефинансирования постоянно меняется, поэтому уточнять ее значение необходимо непосредственно в день проведения расчетов.

Так с 12 февраля по 26 марта 2018 года она установлена на уровне 7,5%. Следовательно, для расчетов в этот период берется коэффициент 7,5% / 100 = 0,075.

Начисление пеней

Внимание

Размер пени за просрочку исполнения обязательств, предъявляемых исполнителю Наконец-то ответственность за просрочку выполнения своих обязательств исполнителей контрактов приравняли к ответственности заказчика. Однако законодатель опять не учел в начисления пени этапы исполнения контрактов (если они предусмотрены), как это сделано при расчете размера штрафов. Напомним, ранее по правилам 1063-ПП с учетом коэффициентов размер ответственности поставщика мог превышать размер ответственности заказчика за один и тот же срок более чем в 8 раз.


И снизить размер начисленных заказчиком пени до 1/300 учетной ставки ЦБ РФ можно было только в судебном порядке. По контрактам, заключенным с 09.09.2017 г. при расчете пеней для поставщиков нет необходимости применять специальную формулу.
  • Определены объемы штрафов для поставщиков по договорам, не имеющим стоимостного выражения.
  • Штрафы за отказ от исполнения заказчиком своих обязательств теперь выражаются в фиксированных суммах в зависимости от цены контракта.
  • Полностью поменялся принцип расчета пеней, которые должен выплатить поставщик при нарушении им сроков исполнения договорных обязательств.
  • Нововведения призваны упростить систему расчета штрафов и пеней и сделать ее более понятной. Считается, что это сократит количество спорных ситуаций по вопросам неверных начислений неустоек. Правила расчета для поставщиков Согласно обновленным правилам пени насчитываются поставщику за каждый день просрочки исполнения обязательств по государственному контракту.

Расчет пени по постановлению 1042 пример расчета

СМП и СОНКО), за исключением просрочки исполнения обязательств:Размер, в % от цены контракта Сумма контракта 3 до 3 млн р. 2 от 3 млн. р. до 10 млн р. (вкл.) 1 от 10 млн. р. до 20 млн. р. (вкл.)

  • Размер штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО:

Размер, в % Объем для расчета 5 Сумма работ с привлечением субподрядчиков

  • Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных НМЦ, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (переход через «0»), за исключением просрочки исполнения обязательств:

Размер, в % от цены контракта Сумма контракта 3 до 3 млн р.

Пени за просрочку контракта по 44-ФЗ

В 44-ФЗ существует понятие неустойки – суммы денежных средств, которые могут потребовать как заказчик, так и поставщик (подрядчик, исполнитель) за ненадлежащее исполнение контракта. Эти понятия – пени и штраф. Пеня должна начисляться за каждый день просрочки исполнения обязательств по контракту (как заказчиком, так и поставщиком), начиная со следующего дня, после которого наступает просрочка.

Например, если поставщик должен поставить товар по 31.05.2019 года, но по каким-то причинам не смог этого сделать, то с 01.06 наступает срок начисления пени. То же самое касается заказчика. Если по условиям контракта он обязан оплатить товар или услугу не позднее, чем 15.06.2019 года, но не оплатил, то с 16.06 поставщик/исполнитель имеет право выставить пени. В соответствии с 71-ФЗ от 1 мая 2019 года , пеня устанавливается в размере одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату уплаты пени.

Штраф по 44-ФЗ

Еще одна мера ответственности для заказчиков и поставщиков – штраф. Штраф обязательно должен быть начислен (по крайней мере заказчиком во избежание штрафных санкций со стороны контролирующих органов) за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Это могут быть поставка товара не в соответствии с заявкой заказчика, отказ поставки товара по заявке, поставка товара в несколько этапов (при условии, что контрактом предусмотрена поставка в один этап).

Размер штрафа фиксирован, и его сумма указывается в контракте в соответствии с порядком, который установило правительство РФ (Постановление от 30.08.2017 года №1042). Хотелось бы заострить внимание на том, что штрафы для участников закупки, которая проводится для СМП и СОНКО в соответствии с 44-ФЗ значительно отличаются от тех, которые установлены для всех участников, не подходящих под данное ограничение (3% цены заключенного контракта на сумму не выше 3 млн. рублей для СМП и СОНКО против 10% при такой же цене для всех остальных участников). Помимо штрафов, составляющих процент от контракта, существуют также штрафы в виде фиксированных сумм. За просрочку исполнения обязательств штрафы не начисляются. При определенных условиях возможно, что заказчику/поставщику будут начислены и пеня, и штраф.

Расчет пени по контракту по 44-ФЗ: калькулятор

Для более быстрого и удобного расчета можно использовать калькулятор расчета пени по госконтракту. Есть большое количество сайтов, на которых он представлен. Принцип действия исходная информация везде примерно одинаковая. Данные, которые необходимы для того, чтобы посчитать сумму – цена контракта; стоимость товаров/услуг, поставленных/оказанных заказчику за период, в который контракт должен быть исполнен; ставка ЦБ; Срок, который дается участнику на выполнение условий контракта (календарные дни) и количество дней просрочки.

Если в течение периода, за который необходимо рассчитать пени, ставка ЦБ менялась, вы можете выбрать ставку на сегодняшний день и посчитать всю просрочку по этой ставке, либо посчитать каждый период по своей ставке и сложить результаты. В калькуляторах расчета пени за просрочку исполнения контракта по 44 фз, как правило, предусмотрены оба варианта. Для надежности можно перепроверить результат вручную.

Как рассчитать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту

Формула расчет неустойки по 44 фз выглядит следующим образом:

П = (Ц - В) × C , где
П – Сумма пени;
Ц – цена контракта;
В – стоимость товаров/услуг, поставленных/оказанных заказчику за период, в который контракт должен быть исполнен;
С – финальная ставка

Финальная ставка получается путем умножения ставки ЦБ (СЦБ) на специальный коэффициент (К) количество дней просрочки.

Для расчета этого коэффициента (К) количество дней просрочки нужно разделить на период выполнения обязательств контракта и умножить полученное число на 100% При К в диапазоне от 0 до 50% ставка 0,01; от 50 до 100% ставка 0,02. Если К больше или равен 100% ставка равна 0,03.

14 августа 2019 поменяли порядок работы по штрафным санкциям в контрактах. Узнайте в статье, как рассчитать штрафы и пени по новым правилам, если поставщик нарушает условия контракта. Универсальная схема расчета неустойки покажет, как действовать шаг за шагом.

Пошаговая инструкция

Например, у нас есть контракт на поставку марли на 100 000 рублей. Срок, в течение которого товар должен быть поставлен – с 01.04.2019 по 30.04.2019. В указанный срок поставщик исполнил обязательства на сумму 54 000 рублей. Остатки товара поставщик привез 05.05.2019. (Дата поставки включается в расчет пени). Ставка ЦБ=7,75%.

К = 5÷30×100 = 16,66%

При таком результате ставка принимается равно 0,01

Окончательная ставка (С) = 0,0775×0,01×5 = 0,003875

П = (100 000-54 000)×0,003875 = 178,25 рублей