Нормы служебного поведения государственных служащих. Этические кодексы государственных и муниципальных служащих. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения, каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

Настоящим законодательством, действующим на сегодняшний день, установлены высокие требования относительно служебного поведения государственных служащих. В структуру этих требований вложены нравственный принцип относительно служебного долга, добропорядочность, честность, уважительное отношение к гражданским правам и их свободе, соблюдение моральных норм, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Главную роль в этих требованиях играют принципы равного доступа к государственной службе, единство всех перед законом, принцип законности и принцип справедливости. Конечно, на первое место среди требований необходимо так же вынести неподкупность и высокий профессионализм при исполнении своих должностных обязанностей. Профессионализм должен включать в себя не только глубокое и обстоятельное знание того предмета, который касается служебной деятельности, но и его социальную и гуманную значимость, а так же понимание и качественное исполнение должностных обязанностей и требований, присутствие навыков, умений и профессионального опыта. Для того чтобы определить уровень профессиональной компетентности проводят процедуру служебной аттестации или квалификационный экзамен.

Как показывают исследования, многие государственные служащие понимают значимость профессионализма. По данным B.C. Нечипоренко, профессиональную компетентность как ценность признают 85% респондентов и 95% экспертов. Однако только 54% опрошенных государственных служащих считают, что профессионализм востребуется и содействует их служебному росту. Более половины респондентов отмечают, что работа с литературой, повышение квалификации, освоение смежных специальностей нехарактерны для современного кадрового корпуса государственных служащих. Почти половина респондентов включили в структуру служебного поведения набор приемов и правил решения рабочих текущих вопросов, анализ ситуации, выбор способа действия и процесс принятия решений, т.е. сумму действий чисто аппаратного, бюрократического характера. Нормативное требование о признании, соблюдении, защите прав и свобод человека и гражданина смыслом и содержанием профессиональной служебной деятельности не вспомнил ни один из числа опрошенных.См. об этом: http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/sots_psixol/Glava3.htm

О широко распространенном среди современных служащих государственного аппарата «правовом нигилизме» в условиях крайне нестабильного законодательства свидетельствует то обстоятельство, что респонденты не включили в содержание организационной культуры служебного поведения требования. См. об этом: ФЗ РФ Об осуществлении профессиональной служебной деятельности строго в рамках установленной законодательство России компетенции государственного органа от 27 июля 2004 № 79-ФЗ. п. 3 ч. 1 ст. 18 Действия на основе административного усмотрения, дублирования функций, превышения служебных полномочий государственными служащими фиксируют многие при взаимодействии органами российской государственной власти.

Законодательством требуется, чтобы государственные служащие соблюдали политическую и конфессиональную нейтральность, а так же соблюдение ограничений, которые установлены по службе, предостерегает их от совершения поступков, которые порочили бы честь и достоинство государственного служащего. Есть необходимость проявления корректности при контакте с населением, а так же проявление уважения к нравственным традициям и обычаям народов, проживающих в России.

После аранжировки стало ясным, в аппаратные ценности служебного поведения опрошенные указывали в качестве значимых не то, что было перечислено, а «умение работать с документами, проводить служебные совещания, принимать посетителей, умение контролировать ход выполнения управленческих решений и вести служебные переговоры с использованием средств связи». Так же не очень важным считается «умение прислушиваться к мнению специалистов, осваивать опыт других и работать в команде».

Стоит так же отметить, что немаловажную значимость несут нормативные требования к служебному поведению государственных служащих относительно учета менталитета и культурных особенностей этнических и социальных групп населения, а так же способствование межнациональному и межконфесиональному взаимопониманию, они обязаны соблюдать правила публичных выступлений, бесконфликтность общения и обращения со служебной информацией. В обществе возникает массовое осознание «прямой зависимости между нравственным авторитетом власти, доверием к ней народа и стабильностью государственных устоев».

Конечно, в наше время государственными служащими уделяется мало внимания относительно нравственных элементов служебного поведения. Именно поэтому среди «чиновных юношей», то есть молодых представителей государственных служащих, мало значения, если сравнивать со старшими представителями профессии, имеют регуляторы нравственного служебного поведения.

По данному вопросу было проведено немоло исследований и, исходя из их результатов, четко просматривается следующая зависимость: представители государственной службы, которые наиболее молоды и имеют небольшой стаж службы, относятся наиболее пренебрежительнее к нормам нравственности и профессиональной деонтологии.

Так, например, только 79% среди респондентов до 30 лет считают неподкупность важным профессиональным качеством для государственного служащего. Если сравнить эти показатели, с показателями респондентов более старшего возраста, то оценки старших почти в четыре раза выше. Молодые представители государственных служащих свободны от следов прошлого, когда государственная служба по статусу, престижу, вознаграждению и правовому регулированию уравнивалась с трудом рабочих на производстве и колхозников в сельском хозяйстве, более открыта для освоения и использования современных информационных технологий и зарубежного опыта государственного управления. Таким образом молодые государственные служащие более склонны к отступлению от моральных норм и нравственности при конфликте личных и общественных, государственных интересов -- причем не в пользу последних.

Так же стоит отметить, что надо уделить немало внимания оценке государственных служащих элементов служебного поведения, которые включены социально-психологические компоненты личности. Большая часть респондентов утверждают, что они не обладают достаточным умением в организационных технологиях, которые требуют творческий, инициативный и неформализованный подход к исполнению своих служебных обязанностей. Многие современные государственные служащие до сих пор не в полной мере осознают, что решающую роль в увеличении развития служебного поведения играют не исполнительские возможности, полная личная преданность начальству, «умеренность и аккуратность», а такие качества как общительность, мышление стратега, креативность в исполнении должностных обязанностей. Чтобы персонал государственной службы успешно функционировал, все большую роль занимают такие качества государственных служащих, как умение к саморазвитию и развитию собственными силами своего служебного потенциала, умение приобретать, создавать и применять новые управленческие технологии.

Как ни странно, еще немало важным элементом служебного поведения чиновника является возможность использования в личных интересах административного ресурса.

Многие современные государственные служащие своекорыстны, есть много примеров многочисленных фактов присвоения, и разбазаривания государственных средств, которые чаще всего связаны с неправомерным использованием административных ресурсов, которые находятся под управлением чиновника. Административный ресурс представляет собой совокупность возможностей, которые дает замещение государственной должности в государственном аппарате.

Конечно, такие возможности сами по себе не являются негативными явлениями. Под отрицательно попадает то, что в сознании чиновничества укоренилось такое убеждение, что при условиях перехода от одной модели политической и экономической системы общества к другой, использование возможности безнаказанно прибирать к рукам административный ресурс в личных целях считается нормой. Такое понимание оказывает негативное воздействие на деятельность и функционирование как государственных, так и общественных институтов. С этих позиций под использованием административного ресурса в служебном поведении государственных служащих, следует понимать совокупность возможностей должностного лица по использованию материальных средств, финансов, управленческих процессов и подчиненного персонала в своих или чьих-либо корыстных интересах, а не для исполнения функций и должностных обязанностей в рамках объема полномочий по занимаемой государственной должности.

Многие государственные служащие при социальном познании и оценки служебного поведения представителей своей корпорации опираются на то, что культура служебного поведения значительной части персонала государственного аппарата находится на низком уровне. Для многих государственных служащих разных сфер государственного управления недостает современных знаний в управлении, умений и навыков.

Во многих отраслях государственного и муниципального управления до сих пор отсутствуют оптимальные критерии оценки эффективности управленческого труда и служебного поведения государственных и муниципальных служащих, тем самым это оказывает негативное влияние на них. Количественные показатели, отношение к исполнении должностных обязанностей, соблюдение правил внутреннего распорядка, своевременное прибытие на службу и т.д. - все это до сих пор является критерием оценки служащих.

Хотя, многие государственные служащие сами отмечают не хватку профессиональных знаний. А те действующие критерии оценки их служебного поведения сводят их к «винтикам» бюрократического механизма, которое легко сменяемо. Самое отрицательное воздействие на социально-психологическую обстановку в государственной службе и служебной деятельности персонала оказывает то, что организационные структуры нестабильны и происходят очень частые реорганизации структур государственного управления.

Пережитки советского государственного аппарата на сегодняшний день все еще имеют место в служебной деятельности современного российского чиновничества, а так же и ростки новой служебной деятельности персонала новой формации, нового стиля работы, отвечающего идеалам демократического правового государства.

Служебное поведение представляет собой разновидность социального поведения человека и включает систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействий, существующие в профессиональной сфере. Служебное поведение служащих во многом регламентируется принципом правомочности и неправомочности действий и поступков. На стыке правомочности и неправомочности служебной деятельности возникают три разновидности служебного поведения должностных лиц:

1) обязательное (по принуждению в соответствии с законом);

2) должное (по договору в соответствии с распределением обязанностей и т.п.);

3) желательное (по собственной воле).

Реальное служебное поведение складывается в результате рационального выбора служащим модели поведения и деятельности, соответствующей управленческой ситуации. В служебном поведении гражданского и муниципального служащего отражаются свойства основных субъектов его социальной жизни: личности, группы, коллектива (службы).

Необходимо выделить четыре вида мотивационных предпочтений служебного поведения:

1) стремление к творческой самореализации (получение удовлетворения от работы и профессионального роста);

2) служебный долг (профессиональная деятельность основывается на реализации общественных и служебных интересов);

3) прагматическую ориентацию (стремление обеспечить индивидуально-денежный достаток);

4) карьерный интерес (работа ради продвижения по службе).

Особое значение в понимании сущности служебного поведения имеет понятие «стиль поведения». Стиль служебного поведения отражает, во-первых, свойства черт личности служащего, во-вторых, уровень его компетентности, способности и воли оптимально использовать личностные черты для выполнения служебных задач, управленческой ситуации.

Многие условия современной жизни способствуют дегуманизации служебного поведения чиновников. Бюрократические рутинные технологии управленческой деятельности, иерархическое подчинение приводят к тому, что служащие начинают относиться к службе и друг к другу обезличенным образом. Устанавливаемые нормы служебного поведения призваны снизить неизбежные негативные последствия организации управленческой служебной деятельности.

На службе объективно существует система определенных стандартов поведения служащих, обеспечивающих реализацию властных функций при исполнении должностных обязанностей. Эти стандарты не регламентируют личную жизнь гражданских и муниципальных служащих, не ограничивают их права и свободы, а лишь определяют нравственную сторону их деятельности, устанавливают четкие этические нормы служебного поведения, представляющие собой ценности.


Нормы служебного поведения могут быть переданы служащему либо через пример других служащих, либо через научение, хотя обычно эти два способа действуют одновременно. Служащие, особенно руководители, далеко не всегда поступают в жизни так, как сами проповедуют. Противоречивая практика, при которой руководители снисходительны к себе или отдельно избранным сотрудникам, а для других устанавливают строгие стандарты, снижает вероятность того, что установленные нормы служебного поведения будут усвоены и исполнены всеми служащими.

В настоящее время российский законодатель не предусматривает способы воздействия на этическое поведение государственных служащих с точки зрения как дисциплинарного, так и публичного права.

Для того чтобы новому сотруднику успешно адаптироваться на службе, ему необходимо изучить систему норм и поведенческих стереотипов, характерных для службы. Особенно важно знать те из них, которые являются ключевыми и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между ним и его окружением на службе. Установление системы таких норм и ценностей служебного поведения чиновников и их соответствующее описание являются важной задачей политического руководства государства.

В настоящее время существуют нормативные документы, ориентированные на формирование общих принципов служебного поведения гос. служащих. Это, в частности, Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885
"Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан :

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

По сути дела в федеральном законе в целом выражена концепция формирования «рациональной бюрократии», разработанная на рубеже 19-20 вв. известным немецким ученым М. Вебером. Среди главных идей его концепции находится единство ценностных ориентаций чиновников, высокое развитие у них чувства служебного долга, беспристрастности, компетентности, истинного понимания государственных интересов.

Согласно этой концепции первостепенное значение имеют следующие требования, которым в идеале должны соответствовать основные категории работников аппаратов государственного управления:

1. Служба в аппарате органа управления является для чиновника единственной и главной профессией;

2. чиновники должны обладать личной свободой, но при этом неукоснительно подчиняться в работе служебному долгу и служебной дисциплине под строгим контролем демократических институтов;

3. работа чиновника должна осуществляться не на основе произвольных распоряжений и поручений начальства, а в рамках четкой регламентации его служебной компетенции, ибо он является слугой государства;

4. чиновнику запрещено присваивать служебное место и, выражаясь современным языком, использовать имеющиеся привилегии для получения «статусной ренты» в виде незаконной платы за его услуги и другие материальные преимущества;

5. чиновник работает по найму (контракту) у государства в соответствии с профессиональной квалификацией.

Международной ассоциацией муниципальных администраторов изложены постепенно нарастающие по сложности пять основных нормативных уровней профессиональной морали должностных лиц. Служащий должен:

1) обладать честностью и неукоснительно следовать закону;

2) уметь находить правильный подход к разрешению конфликтных ситуаций;

3) ориентироваться на честное выполнение служебных обязанностей и процедурных норм учреждения;

4) быть достаточно компетентным в определении государственной и муниципальной политики;

5) уметь достигать компромиссов и не допускать социального игнорирования.

Нетрудно заметить, что все эти уровни определяют типы поведения и границы действий, которые служащий очерчивает для себя в конкретной ситуации. Таким образом, этическая культура личности чиновника – важнейший коррелятор, формирующий служебное поведение служащего.

Можно также привести пример формирования системы норм поведения должностных лиц в американской правительственной службе.

1. Бескорыстие . Лица, занимающие государственные должности, должны действовать исключительно в общественных интересах. Они не должны использовать свое положение для приобретения финансовой или другой материальной выгоды для самих себя, своих семей или своих друзей.

2. Принципиальность. Лица, занимающие государственные должности, не должны связывать себя какими-либо финансовыми или иными обязательствами по отношению к сторонним лицам или организациям, могущим пытаться повлиять на выполнение ими служебных обязанностей.

3. Беспристрастность. Лица, занимающие государственные должности, при решении служебных вопросов, включая назначение на должность, распределение государственных контрактов либо рекомендации о награждении тех или иных лиц или предоставление им льгот, должны основывать свой выбор на заслугах и достоинствах кандидатов.

4. Подотчетность. Лица, занимающие государственные должности, подотчетны обществу за свои решения и действия и обязаны не препятствовать любой проверке, связанной с их служебной деятельностью.

5. Открытость. Лица, занимающие государственные должности, должны проявлять максимально возможную открытость во всех своих действиях и решениях. Они должны обосновывать свои решения, ограничивая информацию лишь в тех случаях, когда этого определенно требует обеспечение более широких общественных интересов.

6. Честность. Лица, занимающие государственные должности, обязаны заявлять о любых своих частных интересах, связанных с их официальными обязанностями, и предпринимать шаги по разрешению любых возникающих конфликтов интересов способами, которые обеспечивают защиту общественных интересов.

7. Лидерство. Лица, занимающие государственные должности, должны служить инициаторами распространения этих принципов и утверждать их личным примером.

Этический режим на службе не может превращаться в набор раз и навсегда данных правил для реагирования на те или иные поступки и наказания ничего не подозревающих служащих. Скорее это руководство к действию, позволяющее создать атмосферу, которая способствует этически приемлемому поведению. Здесь основная задача не пригрозить наказанием, а дать разъяснение. Главная особенность любого этического набора норм поведения состоит в том, что это не «полосатый жезл» и не «шлагбаум», а комплект «дорожных знаков» для безопасного движения.


Учебно-методический комплекс

Формат 60x90 1/16.

Печ. л. 4,4. Тираж 50 экз.

21. В своем поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

22. В своем поведении государственный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, если это не связано с исполнением служебных обязанностей;

в) любых личных и финансовых связей, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанностей или ответственности;

г) поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим служебных обязанностей;

д) грубости, нецензурной речи, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных и незаслуженных обвинений;

е) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

ж) курения в служебных помещениях, во время совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами;

з) злоупотребления спиртными напитками и участия в азартных играх.

23. В своем поведении государственный служащий должен:

в любой ситуации сохранять личное достоинство; быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;

при управлении транспортными средствами выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта; являться образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;

придерживаться здорового образа жизни, заботиться о своем внешнем виде, всегда быть подтянутым и аккуратным;

постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

24. В служебной деятельности государственный служащий обязан:

быть верным гражданскому и служебному долгу;

непримиримо бороться с любыми нарушениями закона;

своевременно принимать эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добиваться устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав;

не допускать в работе проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан, проявлять корректность и внимательность в общении с гражданами;

не допускать, чтобы его политические и религиозные убеждения, личные отношения влияли на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей;

сохранять независимость, проявлять тактичность и уважение, требовательность и принципиальность во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций;

не допускать истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством.

25. Во взаимоотношениях с коллегами государственный служащий обязан:

поддерживать ровные доброжелательные отношения, стремиться к установлению делового и конструктивного сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи;

обращаться к коллегам - сотрудникам, называя их по специальному (воинскому) званию и фамилии или только по специальному (воинскому) званию, добавляя в последнем случае перед специальным (воинским) званием слово "товарищ", либо по имени и отчеству и только на "Вы";

проявлять корректность, тактичность, доброжелательность и внимательность в общении с коллегами;

оказывать уважение и внимание коллегам. При этом младшим по специальному (воинскому) званию или возрасту первыми приветствовать старших, подчиненному - руководителя, мужчине - женщину;

придерживаться делового этикета, соблюдать правила официального поведения и традиций Следственного комитета;

не допускать воздействия на своих коллег в целях принятия желаемого для государственного служащего Следственного комитета или иных лиц противозаконного и (или) необоснованного решения;

объективно, взвешенно, принципиально и гласно критиковать недостатки коллег по работе, с пониманием воспринимать критику в свой адрес;

воздерживаться от критических замечаний по поводу действий или упущений руководителей при неформальном общении с коллегами.

26. Во внеслужебное время государственный служащий обязан:

при общении с гражданами проявлять вежливость и тактичность, выдержанность и эмоциональную устойчивость;

избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Следственного комитета;

принимать все предусмотренные законом меры к пресечению противоправных действий, совершаемых в присутствии государственного служащего, и привлечению виновных лиц к ответственности;

не допускать использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, в том числе неслужебного характера, в которых он прямо или косвенно заинтересован;

соблюдать правила общежития, проявлять терпимость, уважать национальные и религиозные обычаи, культурные традиции народов России;

не участвовать в деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

27. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к следственным органам Следственного комитета, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Государственным служащим не следует делать татуировки, носить пирсинг, а в служебное время перстни, печатки и другие дорогие ювелирные украшения, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах форменной одежды, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в одежде, утратившей надлежащий вид.

Сотруднику (военнослужащему) Следственного комитета в форменной одежде не рекомендуется: посещать рынки, рестораны, кафе, бары и другие увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.

Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885
"Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

С изменениями и дополнениями от:

В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации постановляю:

2. Рекомендовать лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных настоящим Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Общие принципы служебного поведения государственных служащих
(утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885
(в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 814)

1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее - государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов,

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих,

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа,

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций,

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей,

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений,

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы,

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений,

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения,

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами,

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию,

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа,

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов,

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера,

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего,

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации,

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации,

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов,

б) принимать меры по предупреждению коррупции,

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.