Акт исключения объекта из фонда федерального имущества. Федеральное имущество. Порядок внесения изменений в сведения об объектах, состоящих на учете как федеральное имущество


Вернуться назад на

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Единый государственный реестр прав).

Единый государственный реестр прав (ЕГРП)

ЕГРП прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью ЕГРП прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие их них каких-либо документов или их частей не допускается. Порядок и сроки хранения учреждением юстиции по регистрации прав разделов Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется Правительством Российской Федерации. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

ЕГРП ведется на бумажных носителях информации, а в тех районах (городах), где имеются возможности, и на магнитных носителях.

При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе. При несоответствии записей в Едином государственном реестре прав и правоустанавливающего документа приоритет имеет правоустанавливающий документ.

Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав, не соответствующие правоустанавливающему документу, осуществляется в порядке, установленным ст. 21 ФЗ № 122-ФЗ.

Порядок государственной регистрации

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Государственная регистрация договора об отчуждения объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости при одновременной подаче заявлений и документов, необходимых для государственной регистрации указанных договора и перехода права, проводится в месячный срок, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Как получить услугу

Способы подачи заявки:

    Через законного представителя

  • Экспедитором (курьером)

Способы получения результата:

    Через законного представителя

  • Экспедитором (курьером)

Стоимость и порядок оплаты

Услуга предоставляется бесплатно

Сроки оказания услуги

Срок выполнения услуги:

правообладатель в 2-недельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новых сведений об объекте учета, включающих новые сведения о соответствующих лицах: запись об изменениях сведений об объекте учета по установленной форме в соответствующей карте сведений об объекте учета, заверенную надлежащим образом. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета, то правообладатель представляет запись по каждой из них (далее - записи об изменениях сведений); копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета, заверенные надлежащим образом.

Категории получателей

Категории получателей:

    Физические лица

    государственные и муниципальные унитарные предприятия

    Юридические лица

    государственное или муниципальное учреждение

Основания для оказания услуги, основания для отказа

Основание для оказания услуги:

При изменении сведений об объекте учета, включая сведения о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем, правообладатель в 2-недельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новых сведений об объекте учета, включающих новые сведения о соответствующих лицах:
запись об изменениях сведений об объекте учета по установленной форме в соответствующей карте сведений об объекте учета, заверенную надлежащим образом. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета, то правообладатель представляет запись по каждой из них (далее - записи об изменениях сведений);
копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета, заверенные надлежащим образом.
Правообладатели, возникшие в результате реорганизации являющегося правообладателем юридического лица, или учредитель указанного лица, которому передано оставшееся в случае ликвидации этого лица федеральное имущество, представляют записи об изменениях сведений и копии документов, подтверждающих изменения сведений, в соответствующие территориальные органы в установленном порядке.
При изменении места государственной регистрации (преимущественного пребывания) правообладателя записи об изменениях сведений об объекте учета и копии документов, подтверждающих изменения сведений, представляются им в установленный срок в территориальный орган в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрировался (преимущественно пребывает) правообладатель. В указанный территориальный орган передаются территориальным органом, ранее осуществившим учет в реестре принадлежащего правообладателю объекта учета, карты сведений об объекте учета и записи об изменениях сведений, а также копии документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения. Такой порядок представления и передачи соответствующих карт, записей и копий документов действует также в случае перехода права хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения в отношении объекта учета к другому правообладателю, зарегистрированному (преимущественно пребывающему) на территории иного субъекта Российской Федерации.
(пункт 15 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447)

Основание для отказа:

    отказ в заверении записи об изменении сведений об объекте учета

    если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447, и законодательством Российской Федерации требованиям или не заверены надлежащим образом

Результат оказания услуги

заверение записи об изменении сведений об объекте учета, помещение записи в соответствующий подраздел реестра федерального имущества

Сведения о консультировании

Документы

Запись об изменении сведений об объекте учета

Тип:

оригинал

оригинал

Количество копий:

Описание:

Нет информации

Скачать

Шаблон для заполнения

Заверение записи об изменении сведений об объекте учета, помещение записи в соответствующий подраздел реестра федерального имущества

Тип:

Положительный результат предоставления услуги/исполнения функции

Получаемые документы:

Уведомление о помещении карт или записей в соответствующий подраздел реестра

Тип:

оригинал

Количество копий:

Описание:

Отказ в заверении записи об изменении сведений

Тип:

Отказ в предоставлении услуги/исполнении функции

Получаемые документы:

Извещение об отказе в заверении карт или записей

Тип:

оригинал

Количество копий:

Описание:

Дополнительная информация

Сведения о государственной услуге

Изменение сведений об объекте учета

Реестровый номер услуги:

Дата размещения сведений в Региональном реестре государственных услуг:

Дата последнего обновления сведений в Региональном реестре государственных услуг:

Порядок обжалования

Заявители могут обратиться с жалобой на действия (бездействие) должностного лица Росимущества (территориального органа Росимущества), а также принятое решение при исполнении государственной функции лично либо с письменным обращением.

Предметом обжалования могут быть указанные действия (бездействие) и решения.

Заявитель имеет право по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, обратиться с жалобой в Росимущество либо в Минэкономразвития России, осуществляющее координацию и контроль деятельности Росимущества, что является основанием для начала процедуры досудебного обжалования.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Порядок рассмотрения жалоб граждан, в том числе основания для оставления жалобы без ответа, установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В частности, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Также в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Результатом рассмотрения жалобы при досудебном обжаловании является письменный ответ заявителю. Ответ заявителю направляется посредством почтовой связи.

Срок рассмотрения жалоб установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и составляет 30 дней с момента регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 данного федерального закона, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Участвующие организации

Нормативно-правовые акты

Приказ Минэкономразвития России от 11.09.2007 № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества»

Регистрационный номер:

Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом»

Регистрационный номер:

Приказ Росимущества от 28.08.2007 № 159 «Об утверждении Структуры реестрового номера федерального имущества и Правил формирования реестрового номера федерального имущества и порядкового номера карты соответственно объекта учета и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем»

Регистрационный номер:

Приказ Росимущества от 28.08.2007 № 160 «Об определении территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, осуществляющего учет имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации и расположенного на территории 2 и более субъектов Российской Федерации»

Регистрационный номер:

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению государтвенным имуществом"

Регистрационный номер:

О совершенствовании учета федерального имущества

Регистрационный номер:

Приказ Росимущества от 15.09.2008 № 272 «Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом при изменении сведений о федеральном имуществе в случаях, когда изменившиеся сведения о федеральном имуществе, ранее учтенном в реестре федерального имущества одним территориальным органом, должны быть исключены из него другим территориальным органом»

Регистрационный номер:

Административный регламент

Утвержден нормативно-правовым актом.

О. Сизонова, эксперт

Вопросы списания имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, часто волнуют наших читателей. Списание какого имущества необходимо согласовывать с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом)? Почему следует производить согласование списания с указанным органом при отсутствии возражений со стороны главного распорядителя? Какие документы необходимо представить, чтобы получить от Росимущества разрешение на списание? Является ли нарушением отсутствие такого разрешения при списании имущества, находящегося в федеральной собственности? Эти и другие вопросы рассмотрены в данной статье.

Порядок списания (выбытия) объектов основных средств устанавливается федеральными органами исполнительной власти (главными распорядителями) для учреждений и органов, находящихся в их ведении. Например, такие порядки утверждены:

– Федеральной антимонопольной службой (Приказ от 15.02.2010 № 74 );

– Минсельхозом (Приказ от 06.11.2009 № 479 );

– Минкультуры (Приказ от 31.12.2008 № 296 );

– ФМБА (Приказ от 01.12.2006 № 367 )

В этих документах есть ссылка на то, что согласованные с главным распорядителем документы по выбытию (списанию) основных средств направляются в территориальный орган Росимущества для принятия окончательного решения. Вместе с тем зачастую неясно, какие документы следует представлять для согласования списания федерального имущества с Росимуществом, каким образом оно осуществляется, списание каких объектов основных средств подлежит согласованию (объекты, которые зарегистрированы в реестре федерального имущества согласно Положению об учете федерального имущества, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.07. 2007 № 447 (далее – Постановление № 447), или же все независимо от их стоимости).

Чтобы разобраться в этой ситуации, прежде всего необходимо обратиться к нормам гражданского законодательства, согласно которым собственником федерального имущества является Российская Федерация, а федеральные государственные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества (ст. 120, 296 ГК РФ ). При этом бюджетные учреждения не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Полномочия Росимущества

Согласно п. 1 Постановления № 432 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Росимущество (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

К полномочиям Росимущества, в частности, относятся:

– осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений в порядке и пределах, определенных законодательством РФ;

– учет федерального имущества в установленном порядке (в том числе ведение реестра федерального имущества и выдача выписок из указанного реестра);

– контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления федеральных государственных учреждений;

– проведение в пределах своей компетенции документальных и иных проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности (в том числе проведение ревизий и принятие решений о проведении аудиторских проверок федеральных государственных учреждений) в целях определения эффективности использования и сохранности федерального имущества.

Росимущество осуществляет свои полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ, через свои территориальные органы (п. 4.1 Положения № 374).

При этом согласно Приказу Росимущества от 23.12.2009 № 366 «О порядке рассмотрения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом обращений по вопросам списания федерального имущества» территориальные органы Росимущества самостоятельно принимают решения о списании федерального движимого имущества, за исключением утилизации объектов движимого имущества, составляющего имущество государственной казны РФ (п. 1). Обращения бюджетных учреждений о согласовании списания федерального недвижимого имущества, закрепленного за указанными учреждениями, направляются на рассмотрение в структурные подразделения Росимущества, осуществляющие полномочия собственника в отношении данных учреждений (п. 2).

Таким образом, согласование списания движимого имущества осуществляется территориальными органами Росимущества, а недвижимого имущества – центральным аппаратом Росимущества. В любом случае бюджетные учреждения представляют необходимые для списания документы в территориальный орган по месту регистрации (направление их обращений в части списания недвижимого имущества в центральный аппарат Росимущества осуществляется территориальными органами самостоятельно).

Порядок представления документов в Росимущество для получения разрешения на списание

Получение разрешения на списание объектов основных средств, числящихся на балансе федерального бюджетного учреждения, осуществляется на последнем этапе подготовки документов (после согласования с главным распорядителем).

Перечень необходимых документов для согласования списания федерального имущества определяется соответствующими административными регламентами территориальных органов Росимущества, которые могут быть представлены в виде отдельного документа или информации, размещенной на официальном сайте его террито-риальных органов (например, ТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге разместило такую информацию на сайте: www.rosim-spb.ru , ТУ Росимущество по Нижегородской области – на сайте: rosim.nnov.ru). Анализ информации, изложенной на отдельных официальных сайтах территориальных органов, позволил нам составить перечень документов, которые представляются бюджетными учреждениями в органы Росимущества для согласования списания федерального имущества. Рассмотрим его в разрезе объектов движимого и недвижимого имущества и стоимости последнего.

При подготовке соответствующих документов для согласования в Росимуществе списания объектов движимого и недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, рекомендуем уточнить их перечень непосредственно в территориальном органе Росимущества по месту регистрации учреждения.

При выбытии объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб ., относящихся к движимому имуществу, согласование с органами Росимущества не требуется. Порядок списания такого имущества устанавливается учреждениями самостоятельно по согласованию с вышестоящим органом в виде отдельного документа или официального письма федерального органа исполнительной власти. Например, подобные разъяснения по списанию основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно приведены в Письме Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2010 № 01/6856 10-32 (для подведомственных ему учреждений и территориальных органов Роспотребнадзора).

Выбытие движимого имущества стоимостью от 3 000 до 200 000 руб . Для согласования списания объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, стоимостью от 3 000 до 200 000 руб., пришедших в негодность, необходимо представить в территориальный орган Росимущества (по месту регистрации учреждения) следующие документы:

1) письмо на бланке федерального государственного учреждения, содержащее его полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию (при списании большого количества основных средств такой перечень необходимо представить в электронном виде на дискете).

В перечне объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию, указываются:

– номер по порядку;

– инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);

– год выпуска объекта основных средств;

– объекта основных средств на момент списания;

– , установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;

– краткое обоснование списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;

3) акты о списании объектов основных средств, составленные в установленном порядке, в двух экземплярах:

– Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

– Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);

– Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

– Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

– Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144) с приложением списков исключенной литературы в соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету.

– Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);

5) копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию, выданная организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий (если таким объектом является оборудование, техника и т. п.) или дефектная ведомость, составленная бюджетным учреждением в произвольной форме (если таким объектом является мебель или хозяйственный инвентарь);

6) копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств учреждения.

Выбытие автотранспортных средств, пришедших в негодность . Помимо перечня документов, приведенного выше, представляются:

а) копия паспорта технического средства;

б) копия свидетельства о регистрации технического средства.

Выбытие движимого имущества стоимостью свыше 200 000 руб. Дополнительно к перечисленным выше документам представляется выписка из реестра федерального имущества, которой подтверждается, что федеральное имущество внесено в указанный реестр.

Выбытие недвижимого имущества. Для получения разрешения на списание объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, находящихся на балансе федерального государственного имущества, представляются:

1) письмо на бланке федерального государственного учреждения, содержащее его полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, списание которых подлежит согласованию.

В перечне объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, списание которых подлежит согласованию, указываются:

– номер по порядку;

– наименование объекта основных средств;

– инвентарный номер объекта основных средств;

– год постройки объекта основных средств;

– первоначальная стоимость объекта основных средств;

– остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;

– срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;

– подробное обоснование необходимости списания объекта основных средств, относящегося к недвижимому имуществу;

2) согласование (письмо) федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное учреждение;

3) акты о списании объектов основных средств, составленные в установленном порядке, в двух экземплярах – Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003).

В случае передачи (выбытия) имущества сторонней организации:

– Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);

– Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности (права оперативного управления) на объекты недвижимого имущества в установленных законодательством РФ случаях;

4) копия инвентарной карточки учета основных средств;

5) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект основных средств, относящийся к недвижимому имуществу, подлежащий списанию;

6) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект основных средств, относящийся к недвижимому имуществу, подлежащий списанию;

7) копии правоустанавливающих документов на земельный участок (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);

8) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок (занятый объектом основных средств, относящимся к недвижимому имуществу, подлежащим списанию), подтверждающая факт государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок;

9) копия технического паспорта на объект основных средств (подлежащий списанию), действительного на дату его представления, выданного организацией, осуществляющей государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, либо копия справки о техническом состоянии объекта, выданной той же организацией (в случае значительного износа или повреждения объекта);

10) выписка из реестра федерального имущества, которой подтверждается, что объект основных средств, относящийся к недвижимому имуществу, внесен в указанный реестр;

11) копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств учреждения.

Все копии документов должны быть заверены учреждением.

Исключение сведений из реестра (внесение изменений в реестр) федерального имущества.

В соответствии с Постановлением № 447 бюджетное учреждение при совершении операций выбытия федерального имущества с баланса в двухнедельный срок представляет информацию об изменениях сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган для исключения из реестра (внесения изменений в реестр) федерального имущества.

Ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества

Меры ответственности, которые могут быть применены в случае отсутствия разрешения Росимущества на списание имущества, находящегося в федеральной собственности, КоАП РФ не определены. Порядок списания основных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти (главным распорядителем). В случае выявления Росфиннадзором нарушения в виде непредставления сведений о списании имущества в территориальный орган Росимущества выносится предписание об устранении этого нарушения. Невыполнение в установленный срок данного предписания (постановления, представления, решения) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП РФ ).

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 7

Согласно нормам гражданского законодательства собственником федерального имущества является Российская Федерация, а федеральные государственные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества (ст. ст. 120, 296 ГК РФ). О том, каким образом осуществляется учет федерального имущества в Росимуществе, расскажем в статье.

В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления имуществом РФ, является Росимущество (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти, например функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет Минобороны (Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом")).

Согласно п. 4.1 Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Росимущество осуществляет свои полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ, через свои территориальные органы.

Поскольку в отношении основной массы имущества федеральных государственных учреждений собственником выступает Росимущество, рассмотрим порядок представления сведений по имуществу госучреждениями в данный орган.

Общие положения по учету федерального имущества

Порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение N 447). Нормы этого документа не распространяются на учет федерального имущества, сведения о котором составляют государственную тайну.

В силу п. 3 Положения N 447 объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:

  • недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
  • движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда, средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством РФ (о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде) и бюджетным законодательством.

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Реестр имущества ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях (п. п. 5 - 6 Положения N 447).

Реестр состоит из трех разделов:

  • разд. 1, включающего сведения о федеральном недвижимом имуществе;
  • разд. 2, содержащего информацию о движимом имуществе;
  • разд. 3, включающего данные о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем.

Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее - карты сведений об объекте учета) (п. 8 Положения N 447).

Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускаются. Правила хранения документов реестра определяются Росимуществом, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке (п. 9 Положения N 447).

Порядок представления сведений в Росимущество

В силу п. 14 Положения N 447 госучреждение для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством РФ, представляет в двухнедельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган надлежащим образом заверенные:

  • карты сведений об объекте учета в соответствии с Формами реестра федерального имущества согласно Приложению 1;
  • копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

При изменении сведений об объекте учета или о лицах госучреждение в двухнедельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и соответствующем лице (п. 15 Положения N 447):

  • запись об изменениях сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, в соответствующей карте сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, заверенную надлежащим образом. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, правообладатель представляет запись по каждой из них;
  • копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.

Правообладатели, возникшие в результате реорганизации являющегося правообладателем юридического лица, или учредитель указанного лица, которому передано оставшееся в случае ликвидации этого лица федеральное имущество, представляют записи об изменениях сведений и копии документов, подтверждающих изменения сведений, в соответствующие территориальные органы в установленном порядке.

В соответствии с изменениями, внесенными в Положение N 447 Постановлением Правительства РФ от 04.02.2011 N 47, карты и записи представляются госучреждением в Росимущество на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе в виде файлов в формате, аналогичном формату файлов, размещенных в сети Интернет на официальном сайте данного органа в автоматизированной информационной системе ведения реестра на электронных носителях и предназначенных для копирования (использования) правообладателем. В случае невозможности представления карт и записей на электронном носителе госучреждение формирует их на электронном носителе в территориальном органе Росимущества, который создает для этого необходимые условия (п. 17 Положения N 447).

К сведению. В случае ликвидации госучреждения записи о прекращении права собственности РФ на имущество и запись об изменениях сведений формируются территориальным органом в двухнедельный срок после получения выписки из ЕГРЮЛ и ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс не требуется, если лицо было признано судом несостоятельным (банкротом) и ликвидировано в порядке конкурсного производства (п. 18 Положения N 447).

Далее территориальный орган Росимущества в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов, обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов госучреждения и по ее результатам принять одно из следующих решений (п. 19 Положения N 447):

  • о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности РФ на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
  • об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности РФ на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности РФ;
  • о приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений, либо у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений, либо документы по форме и содержанию не соответствуют установленным требованиям Положения N 447 и законодательства РФ.

В силу п. 26 Положения N 447 решения об отказе в заверении карт учета могут быть обжалованы госучреждением в порядке, установленном законодательством РФ, в том числе в Росимущество, которое вправе самостоятельно провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам подтвердить принятые территориальным органом решения или отменить их.

В случае отмены указанных решений Росимущество направляет в территориальный орган мотивированное уведомление об отмене решения и обязывает его заверить карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или прекращении права собственности РФ на имущество либо самостоятельно заверяет их и вносит необходимые сведения в реестр в установленном порядке. После заверения указанных карт или записей в отношении соответствующего объекта учета и дальнейшего изменения сведений о нем заверение записей об изменениях осуществляется территориальным органом.

Осуществление контрольных мероприятий по представлению сведений

В соответствии с п. 27 Положения N 447 контроль полноты, достоверности и своевременности представления правообладателем к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей осуществляется территориальными органами в порядке, установленном Росимуществом.

Для обеспечения осуществления контроля госучреждение ежегодно до 10 апреля текущего года представляет в соответствующий территориальный орган на бумажном и электронном носителях надлежащим образом заверенные (п. 28 Положения N 447):

  • копии годовой бухгалтерской отчетности, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью учреждения;
  • копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

При наличии у госучреждения средств электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе указанные документы допускается представлять только на электронном носителе.

В случае невыполнения госучреждением указанного требования территориальный орган обязан в десятидневный срок со дня окончания срока, установленного для выполнения требования (п. 29 Положения N 447):

  • присвоить картам сведений о правообладателях соответствующие номера и (или) объектам учета - временные реестровые номера федерального имущества, внести присвоенные номера и даты их присвоения в третий экземпляр соответствующих карт сведений об объектах учета, в том числе карт сведений о правообладателях, надлежащим образом заверить их и поместить в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих содержащиеся в картах сведения, - в дело;
  • заверить третьи экземпляры записей об изменениях сведений об объектах учета, исключить из соответствующих карт сведений об объектах учета изменившиеся сведения и внести в них изменения, поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих приведенные в них изменения сведений, - в дело;
  • заверить третьи экземпляры записей о прекращении права собственности РФ на имущество, исключить все сведения из соответствующих карт сведений об объектах учета и поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих прекращение указанного права, - в дело;
  • инициировать принятие к правообладателю мер ответственности согласно законодательству РФ.

Для справки. В соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет);
  • на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

Копии заверенных карт и записей не позднее пяти рабочих дней со дня их помещения в соответствующие подразделы реестра направляются правообладателю на бумажном и электронном носителях в одном экземпляре с уведомлением о помещении в соответствующие подразделы реестра и инициировании принятия к нему мер ответственности на основании законодательства РФ. Копия уведомления помещается в дело.

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"