Защита персональных данных в Российской Федерации: Проблемы и перспективы. Персональные данные. Законодательство в области защиты персональных данных Защита личных данных защита документов

Всем доброго времени суток! В этой статье я хотел бы еще раз поднять тему защиты персональных данных (далее будем обзывать их - ПДн), а также тему защиты от регуляторов. Пик дебатов на тему защиты ПДн давно прошел. Приходились эти пики как правило на приближение очередного «самого последнего срока» ввода 152-ФЗ в полную силу. В итоге «самый последний срок» наступил, активные дебаты стихли, но закон «О персональных данных» живет, регуляторы устраивают проверки и наказывают нарушителей. Поэтому тема будет еще долго актуальна.

Сразу оговорюсь, что в этой статье в основном будет информация организационного характера, нежели техническая. «А зачем такая информация нужна нам?» - спросит читатель хабра. Объясняю: так уж получилось, что начальники как крупных, так и не очень организаций не любят выстраивать длинные логические цепочки и вникать в суть вопроса, который лежит далеко от их компетенции. Поэтому при возникновении необходимости обеспечения защиты персональных данных строится вполне логичная по их мнению взаимосвязь: «Защита персональных данных» -> «Защита информации» -> «Информационные технологии» -> «Взвалить вопрос защиты ПДн на IT-шников». И пофигу, что в этом вопросе львиную долю можно поручить юристам и кадровикам, но как говорится в бородатом анекдоте: «кому не нравится грузить люминь, пойдет грузить чугуний».

Типичный пример разглашения ПДн специальной категории (сведения об интимной жизни)

Итак, почему здесь я все-таки не буду рассматривать техническую защиту персональных данных.

Причин несколько:

  • Этой информации итак много в интернетах и она более-менее однозначная.
  • Эта тема довольно емкая и заслуживает отдельной статьи, в этом опусе я все же хочу коснуться именно организационных моментов.
  • Организационные моменты проверяет Роскомнадзор, а технические – ФСТЭК. ФСТЭК проверяет гораздо меньше по защите персональных данных, хотя бы потому, что управление Роскомнадзора есть в каждом регионе, а управление ФСТЭК – одно на Федеральный округ.
  • В связи с отменой Постановления правительства № 781, регламентирующего техническую защиту персональных данных, и его заменой на ПП № 1119, нормативные документы ФСТЭК России и ФСБ России оказались в «подвешенном» состоянии. Ими по идее нельзя пользоваться, так как они были изданы во исполнение отмененного постановления № 781, но с другой стороны документы ФСТЭК России должен отменять сам ФСТЭК России. Поэтому техническую защиту ПДн лучше рассматривать предметно после выхода новой документации от регуляторов.
  • IT-шникам все же гораздо ближе техническая защита ПДн и им проще в этом разобраться, а вот когда начальство взваливает «бумажную» работу, многим может понадобиться помощь и разъяснения.

Немного о себе

Я посчитал нужным сначала немного рассказать о себе для того, чтобы читателю стало понятно, что все, написанное ниже, основано на личном опыте организации защиты персональных данных в различных организациях, а не является квинтэссенцией различных форумных дебатов в интернетах (там «специалисты» иногда такого напишут, что волосы дыбом встают, и не только на голове).

Я являюсь начальником отдела одной из компаний на Дальнем Востоке, занимающихся аутсорсингом предприятий в сфере информационной безопасности. Безусловно, защита персональных данных – одна из наиболее востребованных наших услуг. Работаю я в этом направлении с 2008 года. Среди клиентов есть как небольшие организации, так и достаточно крупные государственные (департаменты, аппараты правительства, законодательные собрания и тд), так и коммерческие (операторы сотовой связи, интернет-провайдеры, частные медицинские клиники).

У некоторых клиентов проходили проверки Роскомнадзора на предмет выполнения требований законодательства в сфере защиты ПДн и пока что результат – 100% успешных проверок. Также у меня есть личный опыт представления интересов организации в ходе подобной проверки.

Итак, вас назначили ответственным за организацию обработки ПДн, да к тому же вы узнали, что внесены в план проверок Роскомназдора на грядущий год. С чего начать?

И вот, это случилось: начальник, не особо заморачиваясь подписал приказ в котором сказано «Системному администратору ООО «Рога и копыта» Иванову И. И. сделать так, чтобы защита персональных данных в нашей опупенной организации была по фен-шую». Что делать в первую очередь?

В первую очередь нужно выяснить, есть ли в реестре операторов персональных данных ваша организация. Для этого в поиске достаточно вбить ИНН компании. Если такого уведомления нет, то нужно его подать (но нужно учесть, что если уведомление не было подано ранее – это уже повод для регулятора оштрафовать вашу организацию).

Если уведомление все-таки присутствует, нужно уточнить его содержание. Часто бывает так, что уведомление заполнялось каким-нибудь Васей Пупкиным из отдела кадров от балды в далеком 2007 году, которого к тому же давным давно уволили. В этом случае вполне естественно, что содержание многих полей не соответствует действительности. В то же время практика карательных мер как раз говорит о том, что большинство предписаний выносится Роскомнадзором именно в связи с несоответствием уведомления тому, что происходит в организации на самом деле. Например, в графе «Категории обрабатываемых персональных данных» указано «ФИО, паспортные данные, адрес места жительства, номер телефона», а вы обрабатываете еще и сведения о здоровье.

Для внесения изменений в уведомление на портале персональных данных также существует специальная форма . Тут надо помнить, что изменения не будут учтены, если вы вслед не отправите бумажное письмо в свое территориальное управление Роскомнадзора. Это же касается и первоначального уведомления.

Хорошо, с уведомлением разобрались, что потом?

Потом вам нужно издать и утвердить в своей организации кучу документов (инструкции, положения, приказы, журналы и тд). Здесь нужно помнить, что документы должны регламентировать не только автоматизированную обработку но и «аналоговую» тоже.

Перечня документов как такового не существует, есть лишь перечень аспектов, которые вы должны описать в них.
Первым делом нужно назначить ответственного за организацию обработки персональных данных (это лицо теперь требуется указывать в уведомлении оператора). Этот человек у нас будет отвечать в основном за «бумажные» вопросы. Также требуется назначить администратора безопасности персональных данных. Он будет отвечать уже за техническую сторону вопроса. И того и другого можно назначить одним приказом. Тут сразу хочу заметить, что все формулировки настоятельно рекомендуется согласовывать с текстом законодательства, так как проверяющие очень часто к ним придираются. Например, если вы ответственного за организацию обработки ПДн назовете просто ответственным за обработку ПДн, то с вероятностью 99.9% регулятор в процессе проверки попросит внести изменения в документ.

Далее, многие об этом забывают, но Роскомнадзор требует: во всех кабинетах, в которых обрабатываются ПДн на бумаге должны быть определены места хранения (сейф, шкаф, стеллаж) и ответственные за сохранность конфиденциальности ПДн в этом кабинете. Проще говоря, издаем приказ, в котором пишем «В кабинете № 1 утвердить местом хранения сейф, ответственным назначить такого-то такого-то».
Далее, вы должны назначить комиссию по классификации и комиссию по уничтожению ПДн. В эти комиссии должны входить: председатель комиссии и, как минимум, два члена комиссии. Обе комиссии по своему составу могут быть на 100% идентичными.

Далее, необходимо определиться с лицами, допущенными к обработке персональных данных. Это сотрудники, которые работают с ПДн как работников организации, так и клиентов, абонентов и других категорий субъектов. Причем в документе должно быть указано какой работник к каким данным имеет доступ, обрабатывает он эти данные с помощью средств автоматизации или нет, а в случае с автоматизированной обработкой еще и его роль в системе (пользователь, администратор и тд). Тут следует заметить, что каждый сотрудник, допущенный к обработке персональных данных должен подписать соглашение о неразглашении ПДн.

Следующим шагом нужно определить категории персональных данных, которые у нас подлежат защите. Это делается также отдельным приказом. Здесь есть тоже такой момент, о котором многие забывают, но Роскомнадзор при проверках спрашивает – персональные данные являются частным случаем сведений конфиденциального характера, поэтому отдельным приказом должен быть утвержден также и такой перечень. Что может относиться к сведениям конфиденциального характера, определено указом президента РФ № 188 от 6 марта 1997 г. Просто переписываем пункты, относящиеся к вашей организации в свой приказ и готово.

Наконец, вы должны утвердить в организации основной документ, регламентирующий защиту ПДн. Обычно такой документ называют «Положение об обработке и защите персональных данных». Здесь вы описываете основные понятия из законодательства, цели и законные основания обработки ПДн, права и обязанности оператора, права и обязанности субъекта ПДн.

Также придется разработать ряд журналов, вы должны показать Роскомнадзору, что вы проводите регулярную (а не только одноразовую) деятельность по защите ПДн. В этом вам помогут, например «Журнал проведения инструктажа по информационной безопасности» и «Журнал учета мероприятий по контролю обеспечения защиты персональных данных». Обязательно (Роскомнадзор обязательно спросит) должен быть журнал учета обращений граждан-субъектов персональных данных о выполнении их законных прав. Также не забудьте перед проверкой обзавестись журналом учета проверок юридических лиц контролирующими органами.

Подводя итог по внедрению организационной документации по защите ПДн в вашей организации, еще раз повторюсь, строгого перечня документов нет. Вы можете создать один большой документ под названием «Политика в отношении защиты персональных данных», в котором опишите все, что я выше перечислил, а можете разбить на множество мелких документов. Можете издать несколько разных приказов, а можете назначить всех ответственных, определить лиц, допущенных к обработке ПДн и тд одним единственным распоряжением.

Но, все-таки, для примера приведу стандартный перечень документов, который обычно мы внедряем у своих клиентов:

  • перечень сведений конфиденциального характера;
  • инструкция администратора информационной безопасности;
  • приказ о назначении лиц, ответственных за организацию обработки персональных данных и перечне мер по защите персональных данных;
  • перечень персональных данных, подлежащих защите;
  • приказ об утверждении мест хранения персональных данных;
  • инструкция пользователей информационной системы персональных данных;
  • приказ о назначении комиссии по уничтожению персональных данных;
  • порядок резервирования и восстановления работоспособности технических средств и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации;
  • план внутренних проверок режима защиты персональных данных;
  • приказ о вводе в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • журнал учета носителей информации информационной системы персональных данных;
  • журнал учета мероприятий по контролю обеспечения защиты персональных данных;
  • журнал учета обращений граждан-субъектов персональных данных о выполнении их законных прав;
  • правила обработки персональных данных без использования средств автоматизации;
  • положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным;
  • акт классификации информационной системы персональных данных;
  • инструкция по проведения антивирусного контроля в информационной системе персональных данных;
  • инструкция по организации парольной защиты;
  • журнал периодического тестирования средств защиты информации;
  • форма акта уничтожения документов, содержащих персональные данные;
  • соглашение о неразглашении персональных данных;
  • журнал учета средств защиты информации;
  • журнал проведения инструктажа по информационной безопасности;
  • инструкция пользователю по обеспечению безопасности при возникновении внештатных ситуаций;
  • приказ о перечне лиц, допущенных к обработке персональных данных;
  • положение об обработке и защите персональных данных;
  • план мероприятий по обеспечению безопасности персональных данных;
  • модель угроз безопасности в информационной системе персональных данных.

Вот, примерно так, опять же, список может быть гораздо шире или гораздо уже, все зависит от того, что будет написано в каждом из документов, здесь важно именно содержание. Образцы всех документов достаточно легко нагуглить.

Многие наверное заметили, что в списке документов много таких, которые регламентируют автоматизированную обработку и защиту ПДн в информационных системах. Несмотря на то, что при проверке Роскомнадзор обращает больше внимания на документальное обеспечение защиты ПДн, нежели на техническое, все равно - чем больше документов вы предоставите по защите ПДн, тем больше плюсиков в карму со стороны регулятора вам упадет.

Завершая раздел про документы, отмечу еще несколько моментов, на которые нужно обратить внимание. Во-первых, ко всем вышеперечисленным документам должен идти лист ознакомления и все лица, которых касается этот документ (будь то инструкция или приказ) должны расписаться в том, что они с бумажкой ознакомлены. Во-вторых, в должностные инструкции всех лиц, допущенных к обработке персональных данных нужно вписать строку «При работе с персональными данными руководствоваться Положением об обработке и защите персональных данных». И, в-третьих, помимо внутренних документов, необходимо разработать один публичный. Обычно его обзывают как «Политика в отношении обработки персональных данных». Такой документ должен вывешиваться на веб-сайте оператора ПДн, либо, если веб-сайта нет, на информационной доске в офисе или находиться в другом общедоступном месте. Примеров политики также можно нагуглить великое множество.

Аттестация

Несмотря на то, что этот момент больше относится к технической защите (ведь аттестация производится, когда наша информационная система полностью заряжена средствами защиты информации), все же хотел здесь пару слов сказать и о ней. Мне просто очень часто приходится слышать от очередных клиентов, что им промыли мозги о том, что аттестация информационных систем персональных данных является обязательной. Запомните раз и навсегда – это все ЧУШЬ! В положении об аттестации объектов информатизации черным по белому написано, что обязательной аттестации подлежат только объекты, содержащие государственную тайну и экологически опасные объекты. Поэтому весь этот бред об обязательной аттестации ИСПДн – просто происки недобросовестных интеграторов, желающих лишний раз скосить бабла с доверчивого клиента.

Аттестация ИСПДн может быть обязательной только в том случае, если ваша организация находится в подчинении вышестоящего органа, и эта самая верхушка спустила вам указание аттестовывать все свои ИСПДн.

Хотя, аттестацию может возжелать и сам начальник организации, ведь аттестат соответствия однозначно подтверждает, что ваши информационные системы полностью соответствуют законодательству как в плане документального обеспечения, так и в плане технической защиты. В этом случае нужно помнить, что одним из условий действительности аттестата является неизменность условий эксплуатации ИСПДн. То есть грубо говоря вы не можете поменять монитор на рабочем месте или установить дополнительное ПО без согласования с органом по аттестации, а это влечет за собой дополнительные затраты. Также стоит помнить, что аттестат соответствия может выдаваться максимум на три года, а потом – все по новой.
Возвращаясь к нашей основной теме – подготовке к проверке Роскомназдора, хочу сказать, что за все пять лет работы в данной сфере, проверяющие никогда не требовали Аттестат соответствия.

Вместо заключения

Букв получилось довольно много и, я думаю, пора закругляться, тем более, что выполнив описанные выше меры, можно сказать, что вы практически готовы к проверке Роскомнадзора. Но все же еще раз постараюсь коротко сформулировать основные этапы, выполнение которых поможет вам с большой долей вероятности получить положительное заключение по итогам проверки и некоторые другие, не вошедшие в статью, моменты:

  • Уведомление оператора. Необходимо проверить наличие уведомления, а также правдивость сведений изложенных в нем.
  • Роскомнадзор не будет проверять ваши информационные системы персональных данных, эти функции возложены на ФСТЭК России и ФСБ России (в случае использования средств шифрования), поэтому сосредоточьтесь на документальном обеспечении, информировании своих сотрудников.
  • Думаю не стоит лишний раз говорить о том, что если к вам пришла проверка Роскомнадзора, а в отделе кадров у кого-нибудь на столе будет лежать без присмотра пачка ксерокопий чьих-то паспортов, то это будет эпик фейл.
  • Если после всего прочитанного и после всех проведенных мероприятий у вас еще остаются вопросы, не поленитесь (а уж тем более не бойтесь и не стесняйтесь) позвонить в региональное управление Роскомнадзора. Задайте интересующие вас вопросы. Как правило, дозвониться туда легко (в сравнении со многими другими госорганами) и работники РКН идут на встречу, и разъясняют свое видение некоторых спорных вопросов. В некоторых случаях такой звонок даже жизненно необходим, так как наше законодательство часто можно трактовать двояко и даже бывает такое, что у одного и того же сотрудника РКН сегодня одна точка зрения на какую-либо проблему, а завтра – другая.
  • Со всех субъектов лучше собирать согласие на обработку ПДн. Да, в законе есть перечень случаев, когда согласие не требуется, например, когда оператор и субъект являются сторонами договорных отношений. НО, здесь же нужно помнить, что обработка биометрических и специальных категорий ПДн, а также передача ПДн третьим лицам осуществляются ТОЛЬКО с согласия субъекта. В любом случае, предоставление согласия на обработку ПДн снимает с вас множество различных неприятных вопросов. И если есть возможность эти согласия собрать, лучше это сделать. Здесь, кстати, как и с уведомлением нужно помнить о том, что сведения, указанные в согласии должны совпадать с тем, что и как вы обрабатываете на самом деле.
  • В начале проверки покажите регуляторам, что вы всячески готовы сотрудничать и исправлять выявленные недостатки в ходе самой проверки. Идеально подготовиться невозможно, в любом случае будут какие-либо замечания. Это не страшно, их можно устранить в процессе проверки, которая длится как правило 20 дней. Если замечания будут устранены, на содержании итогового протокола это негативно никак не скажется.

На этом, наверное, и закончу. Как видно не так страшны проверки РКН, как могут показаться на первый взгляд. Если у читателей есть какие-либо вопросы или предложения по следующим статьям на тему ПДн, постараюсь на все ответить и все учесть.

UPD: Актуальная информация в свежей статье.

Предъявляет особые требования к информсистемам, содержащим персональные данные, и предполагает создание особых средств и систем защиты информации.

Система защиты персональных данных (СЗПД) – это комплекс мер и мероприятий организационного и технического характера , направленных на противодействие несанкционированному доступу к закрытой информации с учетом актуального типа угроз безопасности(п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119).

Любое физическое или юридическое лицо, подпадающее под определение “оператор ПД”, обязано создать условия и предпринять меры по охране ПД от непредумышленных или преступных покушений.

СЗПД должна быть выстроена таким образом, чтобы действовать эффективно, но в то же время обеспечивать непрерывность внутренних процессов компании или организации.

Какие существуют уровни защищенности?

Важно! Контролировать выполнение требований по защищенности информации, оператор может самостоятельно либо привлечь лицензированную организацию, которая специализируется на создании и реализации СЗПД.

Какие предпринимаются меры и мероприятия?

Мероприятия по защите ПД – это комплекс мер, направленных на надежную охрану конфиденциальной информаци и, которую субъект предоставляет оператору организации.

Организационные меры включают:

  1. Оповещение Роскомнадзора о начале обработки персональных данных путем отправки в орган соответствующего уведомления.
  2. Разработка пакета документации для внутреннего пользования , которой регламентируются операции с ПД, их обработка и хранение, в частности это , Приказ о назначении ответственного за обработку ПД лица, должностные инструкции и пр. Больше информации о пакете документов, необходимых для создания защиты персональных данных, найдете , а про документы, необходимые для защиты ПД работников в организациях, мы рассказываем .

    Внедрение пропускного режима для доступа на объект, где хранятся и обрабатываются данные.

    Подписание соглашений с третьими лицами , которые участвуют в обработке информации.

    Составление перечня ограниченного круга лиц , которые имеют право работать с ПД и несут ответственность за конфиденциальность информации.

    Рациональное расположение рабочих мест в организации , исключающее несанкционированный доступ к личным сведениям.

  3. Внутренний контроль за соблюдением требований к в соответствии с законодательством.

Технические меры предполагают использование программных и аппаратных средств информационной защищенности.Они направлены на:

  • предупреждение неправомерного доступа – внедрение системы разграничения доступа, установка антивирусных программ, межсетевых экранов, криптографических и блокировочных средств;
  • предотвращение технической информационной утечки – применение экранированных кабелей, высокочастотных фильтров, систем зашумления и пр.

Средства и способы защиты оператор выбирает самостоятельно с учетом актуальных угроз и особенностями операций, совершаемых с ПД.

Пошаговая инструкция по разработке СЗПД

Процессы обработки и защиты ПД должны строго соответствовать законодательным актам РФ, прежде всего положениям Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» . Это можно реализовать только при помощи грамотно выстроенной системы. Создание системы – процесс сложный, который выполняется поэтапно:

  1. Издание внутреннего приказа , в соответствии с которым начинаются процессы подготовки и реализации мер по защите ПД и построение защитной системы. В приказе обязательно должен быть указан сотрудник, который несет ответственность за выполнением соответствующих мероприятий, перечисляются локальные документы, в том числе Положение по защите и обработке данных и состав специальной комиссии.
  2. Обследование внутренних систем , содержащих конфиденциальную информацию. На этом этапе нужно определить, является ли организация оператором ПД. Если да, то к какой категории относятся обрабатываемые данные. Составляется отчет о диагностических мероприятиях, создается акт о классификации системы информации, уровне ее защищенности и модели угроз, которым могут подвергаться личные сведения на объекте.
  3. Если в ходе обследования выяснилось, что организация является оператором ПД, направляется Уведомление в Роскомнадзор о намерении производить обработку ПД (ст. 22 Закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
  4. Разработка и утверждение документов согласия субъекта на обработку ПД и отзыва согласия (ст. 9 Закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
  5. Внедрение защитной системы. На этом этапе создается ряд документов, которые регламентируют внутренний порядок работы, хранения, передачи и уничтожения ПД. Составляется перечень лиц, которые допущены к обработке данных и перечень сведений, с которыми осуществляются операции.

    Необходимо разработать специальное Положение об обработке и защите ПД в организации, разработать инструкции пользователям и администраторам для работы с информацией, для резервного копирования и восстановления.

  6. Определение содержания технических защитных мер. В частности, они должны оберегать информацию от несанкционированного доступа, включать антивирусные и криптографические средства и пр. (Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21).
  7. Подписание «Заключения о соответствии системы защиты данным , обрабатываемым в информационных системах организации».

Подробную инструкцию по реализации защиты ПД в различных организациях найдете .

Для учета и хранения данных заводится специальный журнал. При списании и уничтожении носителей информации бумажного и электронного типа составляется соответствующий акт. Информация об изменениях технического оснащения, структуры организации, расширении площадей или принятии новых защитных мер должна быть внесена в весь комплекс внутренней документации.

Техсредства защиты информации должны быть сертифицированы и правильно настроены. Со списком сертифицированных средств можно ознакомиться на сайте ФСТЭК России .

Средства и система защиты ПД – это целый комплекс мероприятий, которые важно не только грамотно разработать и внедрить, но и поддерживать систему в актуальном состоянии.

Всем организациям в Российской Федерации приходится работать с тем или иным количеством персональных данных, и зачастую руководители даже не имеют понятия о том, сколь много информации о сотрудниках предприятия или компании обрабатывается с нарушением норм действующего законодательства.

Следует отметить, что в большинстве случаев нарушения здесь допускаются вовсе не из-за наличия желания как-то обойти закон. Причина более банальна – это элементарное незнание. Можно привести достаточно распространенный в России пример нарушения – новый сотрудник подает пакет документов согласно определенному списку. Работодатели, принимая такие документы, не берут согласия владельца на обработку его персональных данных, а это уже нарушение требований законодательства, пускай даже непреднамеренное. Впрочем, такого рода рисков можно избежать, обладая определенными знаниями. В частности, нужно знать, что к персональным данным в России относятся:

  • Ф. И. О., дата рождения;
  • имущественное и семейное положение;
  • сведения о полученном образовании;
  • информация о месте работы и профессии;
  • сведения о членах семьи человека.

В документах, которые являются обязательными к предъявлению при трудоустройстве, есть значительное количество персональных данных. Перечень данных документов можно найти в статье 65 Трудового кодекса, на основании которой работодатель имеет право обрабатывать имеющиеся там персональные данные без получения согласия от их владельца. Однако в данный перечень не входят такие документы, как справка о состоянии здоровья или о составе семьи.

При этом предоставление сотрудником ИНН, запрашиваемого многими компаниями при приеме на работу, требует получения согласия на обработку содержащихся здесь данных. Ряд работодателей, скорее всего, в силу оставшейся с прежних времен привычки, требуют вклеивать в личную карточку Т2 фотографию сотрудника, причем согласия самого работника на такое действие не спрашивается. Согласно достаточно распространенному мнению, фото к персональным данным не относится. Это довольно спорное мнение, поскольку закон гласит, что персональные данные – это сведения, по которым можно идентифицировать человека, без использования его Ф. И. О. и даты рождения. Понятно, что идентифицировать человека по фотографии, конечно же, можно. Между тем работодатели, запрашивая у работника его фото, не берут у него письменного согласия на обработку персональных данных – это неправильный подход.

Работодатель, в соответствии с пунктом 7 статьи 86 ТК, должен обеспечить защиту от утраты или от неправомерного использования персональные данные своих рабочих, причем закон обязует его это делать за собственный счет. Помимо этого, законодательство предусматривает еще и соблюдение определенного порядка хранения таких данных, и их использования.

Для того чтобы соответствовать требованиям закона, руководство предприятия издает локальный нормативный акт. Данным документом осуществляется регулирование всех вопросов, связанных с хранением персональных данных, а также с их использованием. Помимо этого, он еще и обеспечивает защиту данных от утраты или от их неправомерного использования.

Такой локальный нормативный акт должен содержать в себе:

  • описание доступа к данным – как внешнего, так и внутреннего;
  • список сотрудников, имеющих такой доступ;
  • порядок работы с данными;
  • ответственность за разглашение информации;
  • регламент защиты.

Как правило, таким локальным нормативным актом становиться положение о защите персональных данных. Структура такого документа состоит из нескольких разделов, в которых указываются:

  • цели создания данного документа, общие моменты, сфера действия;
  • используемые определения;
  • перечень данных и цели их обработки – то есть, какие из сведений могут использовать операторы;
  • условия, обязательные к соблюдению при обработке;
  • порядок передачи персональных данных, как внутри предприятия или компании, так и государственным органам и третьим лицам;
  • порядок доступа, как внутренний, так и внешний;
  • ответственность в случае нарушения действующих норм;
  • угрозы безопасности – модель угрозы и ее степени. Помимо этого, указываются меры, предпринимаемые для защиты информации;
  • положения, касающиеся самого акта – о вступлении его в силу, периоде действий, порядке внесения изменений.

Защищаем личную информацию сотрудников

Как уже говорилось выше, обязанностью работодателя, прописанной на законодательном уровне, является создание всех условий, необходимых для защиты персональной информации сотрудников. Иными словами, должна быть создана система, способная обеспечить недоступность такой информации, ее конфиденциальность, а также ее безопасность и целостность в процессе работы предприятия или организации.

Нормами российского законодательства предусмотрена внешняя и внутренняя защита. В частности, для того чтобы обеспечить внутреннюю защиту, компания может определить состав сотрудников, функциональные обязанности которых требуют доступа к личным данным их коллег. Одновременно с этим нужно обоснованно и избирательно распределить документы с такой информацией между сотрудниками, уполномоченными на ведение работы с личными данными. Серьезного подхода здесь требуют непосредственно рабочие места – они должны быть оборудованы таким образом, чтобы полностью исключить возможность беспрепятственного несанкционированного проникновения и просмотра.

Для того чтобы обеспечить внешнюю защиту, руководство компании может, например, ввести для всех посетителей пропускной режим. Еще одним вариантом здесь является использование для защиты информации, хранящейся на электронных носителях, специального защитного программно-технического комплекса.

Принимая комплекс мер, направленных на защиту личной информации, следует в первую очередь исходить из уровня реальной угрозы безопасности. Естественно, чем более высоким будет этот уровень, тем большее количество мер для защиты персональных данных нужно предпринять.

Можно выделить 3 типа угроз, создающих реальную опасность незаконного доступа к личной информации. При этом работодатель самостоятельно определяет, какой из этих типов является характерным для возглавляемого им предприятия или организации. Для того чтобы обеспечить безопасность на действительно высоком уровне, есть целый ряд требований, которых следует придерживаться неукоснительно. В частности, для того чтобы обеспечить минимальный, 4-й уровень защиты, нужно предпринять следующие меры:

  • обезопасить помещения с находящейся внутри них информационной системой от возможного несанкционированного проникновения;
  • обеспечить безопасное хранение носителей, на которых хранится информация;
  • защитить информацию, используя прошедшие через процедуру оценки соответствия средств;
  • определиться с сотрудниками, имеющими доступ к персональным данным в силу своих трудовых обязанностей.

Следует также определиться и с техническими средствами защиты информации, которые препятствуют несанкционированному доступу. Такими средствами являются, например, криптографические средства, межсетевые экраны и антивирусное программное обеспечение. Следует отметить один очень важный момент: все используемые здесь средства в обязательном порядке сперва должны пройти процедуру сертификации. Ознакомиться с перечнем сертифицированных средств защиты персональных данных можно, зайдя на официальный интернет-сайт ФСТЭК. Но это еще не все. Выбрав средство защиты и установив его, необходимо еще и сделать правильные настройки, в ином случае работа может быть попросту заблокирована из-за неточностей, допущенных на данном этапе.

Как поступать с персональной информацией, содержащейся в резюме

Хотелось бы остановить внимание на еще одном, достаточно любопытном моменте – речь идет о персональных данных претендентов на получение работы и о действиях, которые можно предпринимать работодателю с такой информацией. Здесь следует напомнить, согласно законодательству, резюме соискателя работы – это общедоступная информация, поэтому письменного согласия на ее обработку от владельца можно не получать. Но если же претенденту на ту или иную должность заполнить анкету, предусматривающую указание персональных данных, или же потенциальным работодателям снимаются копии с документов претендента, таких как диплом, паспорт и так далее, то здесь письменное согласие владельца будет уже обязательным.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Работа с персональными данными – это очень высокий уровень ответственности, поэтому недооценивать важность создания надежной защиты, получения согласия и пренебрегать установленными правилами явно не стоит. Также следует помнить, что трудовая инспекция в настоящее время очень строго следит за выполнением норм Трудового кодекса, стараясь не упустить ни одну из нынешних нормативных сфер. Поэтому всего лишь один документ – письменное согласие на обработку персональных данных – может в будущем защитить работодателя от многих проблем.

Защита персональных данных – это комплекс мероприятий, позволяющих выполнить требования законодательства РФ, касающиеся обработки, хранения и передачи персональных данных граждан РФ. Согласно требованиям закона о защите персональных данных, оператор обязан применить ряд организационных и технических мер, касающихся процессов обработки персональных данных, а также информационных систем, в которых эти персональные данные обрабатываются.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Правоотношения в сфере персональных данных регулируются федеральным законодательством РФ (Федеральный Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), Трудовым кодексом РФ (глава 14), а также Гражданским кодексом РФ.

Основные положения Закона «О персональных данных»

  • Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, в строгом соответствии с установленными целями обработки персональных данных.
  • Недопустимо раскрытие персональных данных третьим лицам или распространение таких данных без соответствующего основания (согласия субъекта либо требований федеральных законов).
  • В ряде случаев обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных.
  • Информационные системы, обрабатывающие персональные данные, должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства о персональных данных.
  • Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда, обжаловав действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке;
  • Оператор обязан направить уведомление об обработке персональных данных в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных. Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (более известная как Роскомнадзор);
  • Нарушение требований Закона влечет гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

Комплекс мероприятий по обеспечению защиты персональных данных

Организационные меры по защите персональных данных включают в себя:
  • Назначение лиц, ответственных за организацию обработки и обеспечение безопасности персональных данных;
  • Разработку организационно-распорядительных документов, регламентирующих весь процесс получения, обработки, хранения, передачи и защиты персональных данных;
  • Внесение изменений в бизнес-процессы организации, ознакомление пользователей, осуществляющих обработку персональных данных с положениями нормативных документов;
  • Заключение дополнительных соглашений с контрагентами и третьими лицами, которым передаются персональные данные либо поручается их обработка;
  • Определение перечня мероприятий по защите персональных данных и реализация таких мероприятий;
  • Осуществление внутреннего контроля соответствия обработки и защиты персональных данных требованиям законодательства.
Технические меры по защите персональных данных предполагают внедрение и использование программно - аппаратных средств защиты информации. При осуществлении обработки ПДн с использованием средств автоматизации, применение технических мер защиты является обязательным условием, а их количество и степень защиты определяется исходя из уровня защищенности системы персональных данных.

Требования к информационным системам персональных данных

Определение уровня защищенности информационных систем персональных данных производится операторами самостоятельно в зависимости от объема и категории обрабатываемых персональных данных, а также типа актуальных угроз в соответствии с Постановлением Правительства № 1119 от 01.11.2012 г. «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Данное Постановление Правительства также определяет требования по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах в соответствии с их уровнем защищенности.

Помимо этого, детализированные требования по защите персональных данных установлены, в частности:

  • приказом ФСТЭК № 21 от 18.02.2013 г;
  • приказом ФСБ № 378 от 18.08.2014 г. (в случае необходимости применения для защиты персональных данных шифровальных (криптографических) средств защиты информации).
Также, согласно требованиям новой редакции Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 г. №242-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2014 г. №526-ФЗ, базы данных информационных систем, в которых осуществляется запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации должны быть расположены на территории РФ.

Контроль

Контроль за выполнением законодательства возложен на следующие органы:
  • Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) – основной надзорный орган в области персональных данных;
  • ФСБ – основной надзорный орган в части использования средств шифрования;
  • ФСТЭК – надзорный орган в части использования технических средств защиты информации.
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных проводит как плановые и внеплановые мероприятия по контролю (надзору) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации.

Типичные позиции операторов персональных данных

  1. ”Наша компания не собирается ничего предпринимать и тратить время и деньги на решение этих вопросов, мы будем ждать развития событий”.

    Такая компания не собирается тратить деньги и время на изменение процессов обработки персональных данных, а также не задумывается о соответствующем обучении своих сотрудников. Она продолжает свою деятельность в привычном режиме, в надежде на то, что проверка Роскомнадзора ее не затронет. Однако, как показывает практика, действия проверяющих органов нельзя предугадать, под проверку может попасть любая организация и в этом случае компания может понести значительные убытки, вплоть до приостановки ее деятельности.

    Стоит также учитывать, что с 2016 года Роскомнадзор на регулярной основе проводит так называемые мероприятия систематического наблюдения, в результате которых на основании мониторинга веб-сайта любой организации может быть направлен запрос на предоставление необходимых сведений об осуществлении обработки и защиты персональных данных. Непредоставление необходимой информации в срок может послужить поводом для проведения внеплановой проверки в организации.

  2. “Мы уверены в том, что действия закона не будут распространяться на нашу компанию”.

    В любой компании, вне зависимости от её организационно-правовой формы, есть информация о сотрудниках, работающих в организации, а иногда и о её клиентах и контрагентах, а значит такая компания является оператором, следовательно, требования ФЗ-152 распространяются на неё в полном объеме.

Классическая ситуация: реализовать своими силами, или приглашать консультантов?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться со следующими вещами:
  • Готов ли руководитель компании взять на себя ответственность за успешную реализацию проекта по защите персональных данных?
  • Есть ли у компании квалифицированные сотрудники, обладающие глубоким пониманием требований законодательства, а также необходимыми юридическими и техническими знаниями и навыками?
  • Может ли руководство компании оценить сроки и стоимость такого проекта?
  • Как выполнить требования закона по защите персональных данных и при этом не нарушить деятельность критических бизнес-процессов компании?
  • Каким образом необходимо подавать уведомление в регулирующие органы?
Если вышеперечисленные задачи не могут быть реализованы собственными силами, следует привлекать внешних консультантов.

Компания “Pointlane” оказывает полный цикл услуг по консультационным вопросам в области соответствия требованиям законодательства о персональных данных:

  • Консультации по вопросам требований законодательства и определения их действия применительно к Вашей организации (в том числе консультации по вопросам соответствия требованиям новой редакции Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 г. №242-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2014 г. №526-ФЗ, касающимся вопросов обработки ПДн граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ);
  • Обследование процессов и информационных систем обработки персональных данных, формирование рекомендаций по обработке и защите персональных данных;
  • Подготовка необходимой организационно – распорядительной документации по вопросам обработки и защиты персональных данных;
  • Определение уровня защищенности ИСПДн (информационных систем персональных данных) и формирование необходимых требований к их защите в соответствии с выбранным уровнем защищенности;
  • Построение модели угроз и модели нарушителя безопасности персональных данных;
  • Проектирование системы защиты персональных данных;
  • Закупка и внедрение средств защиты;
  • Подготовка ИСПДн к аттестации (для государственных или муниципальных органов) либо декларирование соответствия требованиям законодательства о персональных данных (для всех остальных организаций);
  • Подготовка уведомления в Роскомнадзор для регистрации Вашей организации в качестве оператора персональных данных;
А также:
  • Сопровождение проверок Роскомнадзора;
  • Аутсорсинг обязанностей лица, ответственного за обработку и защиту персональных данных.

Преимущества проведения мероприятий по защите персональных данных

После внедрения системы защиты персональных данных Заказчик получит:
  • Защиту от претензий и штрафов со стороны регулирующих органов;
  • Преимущества перед конкурентами, т.к декларирование соответствия требованиям законодательства о персональных данных приведет к повышению прозрачности и доверия к компании со стороны потенциальных и существующих контрагентов и клиентов;
  • Отсуствие негативных отзывов в прессе и СМИ, связанных с неудовлетворительными результатами прохождения проверок регулирующих органов;
  • Возможность продолжать свою деятельность, не опасаясь претензий со стороны клиентов и собственных сотрудников;
  • Возможность работы с персональными данными не только внутри компании, но и при передаче их сторонним организациям;
  • Защиту от непредвиденной и принудительной остановки бизнеса;
  • Защиту от недобросовестных конкурентов;
  • Информационные системы, соответствующие всем стандартам и требованиям законодательства в области персональных данных.

Ваше предприятие ведет кадровый учет сотрудников и подбор кадров с использованием средств автоматизации (информационных систем)?
Ваше предприятие осуществляет передачу персональных данных сотрудников или клиентов в другие организации с использованием средств автоматизации (информационных систем)?
У вашей фирмы есть клиенты – физические лица?

Каждая организация, которая имеет дело с обработкой и хранением персональной информации о своих сотрудниках, клиентах и т.д. с использованием средств автоматизации является оператором Персональных данных .

ВАЖНО! Статья 22 Федерального закона «О персональных данных» закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять такой процесс. Т.е. вы обязаны послать Уведомление в Роскомнадзор о регистрации как оператора ПДн и начале обработки ПДн.

Основания, при которых работодатель вправе обрабатывать персональные данные (сокращенно — ПДн) без уведомления Роскомнадзора перечислены в ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Защита персональный данных в организации.

Персональные данные граждан относятся к особо защищаемой законом РФ информации. Законодательством РФ (Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных») строго определяются требования к защите ПДн, особенностях и правилах их обработки без использования средств автоматизации и в информационных системах персональных данных.

Ответственность за сбор, обработку, хранение и защиту персональных данных работников, клиентов и других лиц лежит целиком на работодателе. Поэтому на любом предприятии должен быть установлен порядок работы с ПДн и разработаны документы и мероприятия по организации защиты ПДн.

Для этого на предприятии должно быть разработано и утверждено в соответствии с законодательством Положение, которое устанавливает порядок обработки и защиты персональных данных.

ВАЖНО! Статья 19. ФЗ N 152-ФЗ. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке.

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Административная ответственность за разглашение персональных данных.

С 1 июля 2017 г. увеличатся штрафы за нарушение Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ в области порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.

Поправки в КоАП РФ внесены Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. На основании Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ вводится семь составов правонарушений и размеров штрафов для должностных и юридических лиц, за несоблюдение закона о персональных данных.

Организация защиты персональный данных в организации.

Общий перечень документов, которые должен иметь оператор персональных данных во исполнение требований законодательства в области персональных данных.

1. Уведомление об обработке персональных данных.

Основание:

ч. 1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Изменения в уведомление об обработке персональных данных.

Основание:

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных.

ч. 7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

Статья 25. Заключительные положения.

ч. 2_1. Операторы, которые осуществляли обработку персональных данных до 1 июля 2011 года, обязаны представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных сведения, указанные в пунктах 5, 7_1, 10 и 11 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2013 года.

3. Приказ Об организации обработки персональных данных.
4. Приказ (распоряжение) о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных у оператора.

Основание:

ч. 1. Оператор, являющийся юридическим лицом, назначает лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных.

5. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Основание:

ч. 1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

6. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Основание:

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

ч. 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

7 Документы, подтверждающие предоставление субъекту персональных данных определенной Федеральным Законом «О персональных данных» информации, в случае если персональные данные получены не от субъекта персональных данных.

Основание:

Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных.

ч. 3. Если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование либо фамилия, имя, отчество и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных;

5) источник получения персональных данных.

8. Документы, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных.

Примечание: выполнить требование ч. 2 ст. 18_1 опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу

Основание:

Статья 18_1. Меры, направленные на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

ч. 1 п. 2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений.

9. Документы, содержащие положения о принятии оператором ПД правовых, организационных и технических мер для защиты персональных данных.

Основание:

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке.

ч. 1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

10. Документы по организации приема и обработке обращений и запросов субъектов персональных данных.

Основание:

Статья 22_1. Лица, ответственные за организацию обработки персональных данных в организациях.

ч. 4. Лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, в частности, обязано:

п. 3) организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и (или) осуществлять контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов.

11. Документы, определяющие категории обрабатываемых персональных данных, особенности и правила их обработки без использования средств автоматизации.

Основание:

п. 6. Лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки.

12. Документы, определяющие категории обрабатываемых персональных данных, особенности и правила их обработки с использованием средств автоматизации.

Основание:

Постановление от 1 ноября 2012 г. N 1119 Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

п. 2. Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы, определенные в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных».

Система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.

13. Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Основание:

1. Утвердить прилагаемые Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

14. Документы о классификации информационных систем.

Основание:

Постановление от 1 ноября 2012 г. N 1119 об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

П. 8 При обработке персональных данных в информационных системах устанавливают 4 уровня защищенности персональных данных.

15. Типовые формы документов.

Основание:

ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687.

п. 7. При использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее — типовая форма), должны соблюдаться определенные условия.

16. Документ, устанавливающий требования к ведению журналов (реестров, книг …), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию.

Основание:

ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687.

п. 8. При ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях, должны соблюдаться определенные условия.

17. Документы, устанавливающие требования к хранению материальных носителей содержащих персональные данные.

Основание:

ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687.

п. 15. При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

18. Документы, по обеспечению безопасности персональных данных с использованием СКЗИ.

Основание:

Приказ ФСБ России от 10 июля 2014 г. N 378 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности».

П. 1. Настоящий документ определяет состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее — информационная система) с использованием средств криптографической защиты информации (далее — СКЗИ), необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности.

19. Список лиц, которым необходим доступ к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, утвержденный оператором или уполномоченным лицом.
20. Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников.

Основание:

Статья 86. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты:

п. 8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Статья 87. Хранение и использование персональных данных работников;

Статья 88. Передача персональных данных работников.

21. Фиксация мер, направленных на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Работники оператора, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных, должны быть ознакомлены с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных и (или) должны быть обучены (п. 6 ч. 1 ст. 18_1).

Порядок выполнения мероприятий по защите персональных данных, содержащихся в информационных системах.

Приказ МВД РФ от 6 июля 2012 г. N 678
«Об утверждении Инструкции по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации»

П. 2. Настоящая Инструкция определяет порядок выполнения мероприятий по защите персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации, устанавливает меры по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в информационных системах персональных данных, а также определяет обязанности должностных лиц.

Примерный перечень документов по защите персональных данных.

п / п

Наименование документа № документа, дата
1. .
2. Акт определения уровня защищенности ИСПДн «________».
3. Акт определения уровня защищенности ИСПДн «……».
4. Акт о выделении к уничтожению документов, неподлежащих хранению.
5. Акт проведения работ на ПЭВМ, входящих в состав информационной системы персональных данных.
6. Акты уничтожения персональных данных.
7. Описание информационной системы персональных данных «Сотрудники».
8. Описание информационной системы персональных данных «Клиенты».
9. Описание информационной системы персональных данных «…..».
10. Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «Сотрудники».
11. Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «Клиенты».
12. Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «…..».
13. Инструкция по резервному копированию и восстановлению персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных.
14. Инструкция пользователя информационной системы персональных данных.
15. Инструкция об организации антивирусной защиты.
16. Инструкция администратора безопасности информационной системы персональных данных.
17. Инструкция администратора информационной системы персональных данных.
18. Инструкция пользователя при обработке персональных данных без средств автоматизации.
19. Инструкция по эксплуатации машинных носителей информации.
20. План внутренних проверок режима защиты персональных данных.
21.
22. Положение об осуществлении внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных.
23. Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным в ООО «….».
24. Положение об обеспечении безопасности персональных данных.
25. Положение об обработке персональных данных в ООО «….».
26. Положение об ответственном за обработку персональных данных в ООО «….».
27. Положение об оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных, в случае нарушения федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
28. Положение о комиссии ООО «….» по вопросам информационной безопасности, состав комиссии.
29. Приказ о начале обработке персональных данных.
30. Приказ об ответственных и комиссии по информационной безопасности.
31. Приказ о назначении сотрудников, имеющих доступ в персональным данным.

— список сотрудников.

32. Приказ утверждающий перечень мест хранения материальных носителей персональных данных.

— перечень мест хранения ИСПДн.

33. Приказ об перечне персональных данных ИС ПДн, перечень ИС ПДн.
34. Приказ о контролируемой зоне:

— Схема границ.

— Список лиц, имеющих право вскрывать помещение.

— Список лиц, имеющих находиться в помещение.

35. .
36. Перечень информационных систем персональных данных.
37. Согласие сотрудника на обработку его персональных данных.
38. Согласие клиента на обработку его персональных данных.
39. Согласие …. на обработку его персональных данных.
40. Журнал ознакомления работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных.
41. Журнал поэкземплярного учета средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним, ключевых документов.
42. Журнал поэкземплярного учета средств криптографической защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним, ключевых документов.
43. Журнал учета лицевых счетов пользователей средств криптографической защиты информации.
44. Журнал учета и выдачи машинных носителей персональных данных.
45. Журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора).
46. Журнал обращений субъектов персональных данных для получения доступа к своим персональным данным.
47. Журнал регистрации входящих конфиденциальных документов.
48. Журнал регистрации исходящих конфиденциальных документов

49. Журнал регистрации и выдачи печатей опечатывающих устройств.
50. Журнал инвентарного учета документов ограниченного распространения.
51. Журнал регистрации выдачи и приема ключей от помещений, хранилищ (сейфов).
52. Журнал учета фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятых мер.
53. Журнал учета хранилищ (сейфов).
54. Журнал учета ключевой информации.
55. Журнал учета движения материальных носителей персональных данных.
56. Журнал учета уничтожения персональных данных и (или) материальных носителей, содержащих персональные данные.
57. Журнал ознакомления лиц о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется Оператором без использования средств автоматизации.

В ближайшее время в таблице будут представлены шаблоны документов по защите персональных данных.

Порядок оформление доступа к персональным данным лица, осуществляющего обработку персональных данных.

Правовые основы: Трудовой кодекс РФ ст. 85-90, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
1. Оформление приказа о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных
Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», работодатель обязан назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных. Данный приказ не имеет унифицированной формы и составляется в произвольном виде.
2. Оформление дополнительного соглашения к трудовому договору, внесение изменений в должностную инструкцию.
В трудовой договор работника, назначенного ответственным за организацию обработки персональных данных, необходимо внести изменения в связи с установлением новых обязанностей. Данные изменения оформляются в виде дополнительного соглашения, составленного в двух экземплярах и подписанного работодателем и работником.
Приказ о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных и дополнительное соглашение лучше оформить одной датой
Если в организации ранее был назначен ответственный за организацию обработки персональных данных, необходимо оформить приказ о снятии с работника этих обязанностей.
3. Оформление или внесение изменений в приказ об установлении списка лиц, имеющих доступ к персональным данным работников.
Лица, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения служебных (трудовых) обязанностей, допускаются к соответствующим персональным данным на основании списка, утвержденного работодателем. Для установления перечня таких работников необходимо издать приказ.
4. Оформление письменных обязательств о неразглашении персональных данных.
Сотрудники, которые на период исполнения своих должностных обязанностей получили доступ к персональным данным работников организации, должны быть под роспись ознакомлены с обязательством о неразглашении персональных данных.

5. Ознакомление работника, осуществляющего обработку персональных данных, с законодательством РФ о персональных данных, ЛНА, инструкциями или провести его обучение.

Работник оператора, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных, должн быть ознакомлен. с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных и (или) должны быть обучены (п. 6 ч. 1 ст. 18_1).