Некоторые работы могут быть особо трудными. Классный час «Труд - право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних. При существительном имеется производный предлог «ввиду», «вследствие», «в случае», «при условии», «при помощи» и другие

30 октября 2014 года был проведён профсоюзный урок в 10 классе "Труд.Права и обязанности несовершеннолетних". На открытом уроке присутствовали администрация школы, представители профсоюзной организации и родители учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №892 (ВАО)

учитель Рылик Юлия Евгеньевна, класс 10

Тема: «Труд. Права и обязанности несовершеннолетних».

Цель урока:

Способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

Задачи:

Определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;

Определить основные права несовершеннолетних работников, льготы;

Формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

Способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы;

Способствовать развитию творческих способностей;

Познакомить с деятельностью профсоюзов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: электронная доска, ноутбук.

Дидактический материал: презентации, карточки, электронный кроссворд.

Костюмы и декорации к сказке, сделанные своими руками.

Ход урока.

Тема нашего классного часа выбрана не случайно. Дело в том, что на основании ст. 63 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет . И сейчас, когда многим из вас уже исполнилось или в ближайшие месяцы должно исполниться 16 лет, считаю необходимым ознакомить вас с основными положениями ТК РФ, чтобы трудоустраиваясь, а затем, исполняя трудовые обязанности и прекращая трудовые отношения, вы вели себя грамотно, основываясь на действующее законодательство.

На доске презентация

  • "Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость". (А.К. Цельвис.)
  • "Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды". (Вольтер.)
  • "Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". (А.П. Чехов.)

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РФ, куда стоит обратиться, если ограничивают или ущемляют ваши права.

Давайте посмотрим сказку, героев которой вы знаете с детства!

История эта вам с детства знакома -

Малец деревянный ушедший из дома.

Ее мы расскажем вам с новым сюжетом.

Он снова в борьбе, но... чуть позже об этом.

Здравствуй, отец!

Привет, сынок!

Присядь на пуфик, будет диалог...

Послушай, Буратино, отцовский совет,

Ты парень уж взрослый, шестнадцати лет!

Школу закончишь, есть альтернатива:

Институт или армия - вот перспектива.

Хочешь учиться, книги бери,

Сопромат, термех, там тетрадка внутри.

Не хочешь? Сынок! Ты что, вообще деревянный?

Ох, лучше бы тогда я сделал ручку дивана.

Послушай, полено: учение - свет!

Короче... Взял книги и - бегом в университет!

Послушай, отец, мне книг не нужно.

Пойду работать, учиться мне скучно.

Хочу на заводе я жизнь познавать

И трудности все на себе испытать.

Как ты и как дед, и как прадед трудиться!

Трудом можно многого в жизни добиться!

Что скажешь мне, папа: согласен ли ты,

Услышав родного сына мечты?

Спасибо, сыночек, уважил отца.

Но путь свой с честью пройди до конца.

Будь смел, будь добр и будь справедлив.

Никогда не скрывай убеждений своих.

Я рад, что таким я сделал тебя.

Счастливо, сынок! Ты гордость моя!

До свидания, отец, вспоминай добрым словом,

Я скоро вернусь к тебе. Стопудово!

Буратино идет на завод. А там:

Будете работать по 20 часов.

А чтоб не сбежали из цеха,

Закроем мы двери вам на засов,

И будет вам не до смеха.

Чистой зарплаты вам не дадим,

В конверте получите рублик.

А чем же мы будем кормить детей?

Купите им сушеный бублик.

Кто не доволен, выходи сюда.

Сейчас вас отправим на биржу труда.

Премии лишим на раз,

А те, кто настойчив, получите в глаз.

Что происходит, я не пойму,

Ну что ж вы молчите, люди!

Подадим на них в суд! Посадим в тюрьму!

Ха, да у нас куплены судьи!

Тогда мы устроим пикет у ворот!

Послушай, мальчишка, закрой быстро рот!

Охрана! Он буйный, хватайте его!

В чулан посадить и не пускать никого!

Ну что, доигрался, защитник рабочих?

Судьбой не своей я сейчас озабочен

Меня возмущает, что снова и снова

Права нарушают народа простого.

Зарплата - копейки, и платят не в срок.

По-моему, ты зазнаешься, дружок.

Работают люди в условиях жутких…

Замок закрывайте! Закончились шутки!

Кошмар, профсоюз постоянно мешает.

Права работяг везде защищает.

А еще говорят, председатель Тартилла

Колдоговор от нас утаила.

Да надо Тартиллу на пенсию двинуть

И весь профсоюз ее сразу сгинет.

Тартиллу - понятно! А этот наглец?

Сожжем его в печке, и делу - конец.

БУРАТИНО:

Сейчас своим носом замок я сломаю,

От возмущения меня распирает.

Скорее Тартилле нужно все рассказать.

О гнусном коварстве она должна знать.

ТАРТИЛЛА:

Если ты вступишь в наш коллектив,

Будет у нас огромный актив.

Сможем продвинуть колдоговор,

Чтоб навсегда прекратить этот спор.

Согласен! Согласен! Давай профбилет.

Об этом моменте мечтал много лет.

Скажи мне, а есть ли колдоговор,

Что дверь открывает в директорский двор?

Конечно же, есть, но прежде чем его взять,

Ты должен опыт мой перенять.

Сейчас отправляйся к Мальвине, дружок,

А Карабаса накажем, дай только срок.

МАЛЬВИНА:

Послушай, мой друг, что тебе расскажу.

Я с самого детства с Тартиллой дружу.

Она - профсоюзный лидер от бога,

В объятия примет с любовью с порога.

Она за права наши борется смело.

Проблемы решает не словом, а делом.

Но ей не легко за всех биться одной.

Смотри и вникай, помоги ей, родной.

Учеба минула, лишь кончился год.

И вот наш герой спешит на завод.

Встречает Тариллу, заключает в объятья:

Всему научился, пришел помогать вам.

Ты знаешь, мой друг, мы почти победили.

Рабочих права все уже утвердили.

Колдоговор принят! Но я уж стара,

И дело всей жизни отдать мне пора.

Вручаю тебе эту чудо-бумагу.

Надеюсь на честь твою и отвагу.

Борьбу с Карабасом осилишь, я знаю,

Как сыну родному тебе доверяю.

Сейчас же бежим на прием к Карабасу.

Прижмем мы к стене бородатого сразу.

И тут же весь трудовой коллектив

Решил директора вдруг посетить.

Ты страшен нам был, но теперь есть бумажка,

И мы с ней теперь уже не букашки.

Начальник такой нам не нужен теперь.

Оставь нас! Исчезни! Уйди! Закрой дверь!

Вот кончилась сказка, но в ней есть намек,

Рабочим и служащим ценный урок!

Поэтому , первым делом, я хочу вас познакомить с теми нормативными документами и иной литературой, на которые опирается профсоюз в своей работе и к которым вы всегда сможете обратиться, если вам понадобится найти ответ на какой-либо вопрос из области трудовых отношений.

На доске видеоролик: права и обязанности.

Такими нормативными документами являются:

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.(ред.от 30.12.2008)
  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Если эти нормативные акты будут вам непонятны, можно обратиться к более простым текстам, например: Трудовое право: вопросы и ответы. Учебное пособие / Под ред. М.О. Буянова, М., 2008.

А вот следующие положения необходимо знать каждому, кто устраивается на работу:

1. Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Осмотр проводится за счет средств работодателя.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 день предоставляется работникам в возрасте до 18 лет в удобное для них время.

3. Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 дней предоставляется работникам в возрасте старше 18 лет в соответствии с графиком отпусков, утвержденным в организации.

4. Для всех работников устанавливается продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю.

5. Для работников, не достигших 18 лет, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

  • в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 ч в неделю;
  • в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю.

6. Для лиц моложе 18 лет испытательный срок при приеме на работу не устанавливается.

Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд (работа с электронной доской)

постоянный - …..(временный)

простой - … (сложный)

умственный - …(физический)

оплачиваемый - …(безвозмездный)

добровольный - …(принудительный)

творческий - …(автоматизированный)

коллективный - …(индивидуальный)

Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки? (беседа)

Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РФ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

иметь, чтобы можно было трудоустроиться?

Учащиеся:

Паспорт, документ об образовании, ИНН, медицинскую книжку.

Классный руководитель:

Послушайте, пожалуйста, что об этом сказано в законе. При трудоустройстве необходимо предъявлять следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку (если трудовой книжки еще нет, то ее обязан оформить работодатель на сотрудника, проработавшего у него более пяти дней);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если свидетельство еще не оформлено, его обязан оформить работодатель);
  • документы воинского учета (с 18 лет для юношей);
  • документ об образовании (или справку с места учебы).

С нанятыми сотрудниками заключается трудовой договор (соглашение, контракт) в письменном виде в двух экземплярах (один остается у работодателя, второй выдается сотруднику).

Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу, обеспечить благоприятные условия труда, в полном размере выплачивать заработную плату, а работник – добросовестно выполнять определенную ему функцию.

Трудовая книжка – это документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Как вы думаете, как осуществляется приём на работу? (беседа)

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Теперь обращаю ваше внимание на права, которыми закон наделяет сотрудника, и обязанности, которые он должен исполнять.

Каждый работник имеет право :

Давайте проверим, как вы поняли этот материал.

У вас на столе лежат кружки белого и синего цвета. Если вы согласны с утверждением, то поднимите белый кружок, если не согласны – синий.

В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную смену и в выходные дни _______ (да)

Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)

Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, за время освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка по основному месту, но не ниже минимального размера оплаты труда _______ (да)

Профсоюзы – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов ______ (да)

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь к взрослым работникам.

Перед началом нашего классного часа мы разделились на 2 команды.

Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Начинают перечислять по одному от команды. Вот видите ребята, сколько у нас прав и столько же обязанностей.

Работник имеет право

Работник обязан

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера

на отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска)

на социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности

на судебную защиту своих прав

Добросовестно выполнять трудовые обязанности

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации

Выполнять установленные нормы труда

Работать честно и добровольно

Систематизация собрать в две колонки надписи.

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю - для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

На доске . В ТК РФ указаны следующие нерабочие праздничные дни:

  • 1, 2, 3, 4 и 5 января – Новогодние каникулы.
  • 7 января – Рождество Христово.
  • 23 февраля – День защитника Отечества.
  • 8 марта – Международный женский день.
  • 1 мая – Праздник Весны и Труда.
  • 9 мая – День Победы.
  • 12 июня – День России.
  • 4 ноября – День народного единства.

Теперь считаю необходимым ознакомить вас с правовой стороной увольнения. Увольнение с работы возможно в трех вариантах: На доске.

  • по инициативе работника;
  • по инициативе работодателя;
  • по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом. Указанный срок начинает отсчитываться со следующего дня после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения двухнедельного срока. В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и др.), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, но только если на его место не приглашен в письменной форме другой работник. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника, и произвести с ним окончательный расчет.

Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

Вопросы расторжения трудового договора по инициативе администрации вызывают больше всего затруднений. Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований подобных действий администрации, и они могут быть классифицированы по критерию наличия или отсутствия вины работника.

Если вина работника отсутствует, то администрация предприятия, прежде чем уволить его, должна предпринять ряд действий:

а) следует рассмотреть все возможности для перевода работника (с его согласия) на другую работу;

б) в некоторых случаях необходимо получить предварительное согласие выборного профсоюзного органа;

в) в определенных случаях работнику обязаны выплатить выходное пособие.

В ТК РФ перечислены так называемые "общие" основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, которые могут быть применены к любым категориям работников, независимо от их должности.

Итак, ребята, пожалуйста, запомните случаи, когда увольнение сотрудника может произойти по инициативе работодателя :

  • несоответствие сотрудника занимаемой должности;
  • неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей;
  • прогул (т. е. отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, подтвержденной документом, более 4 ч подряд);
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • совершение по месту работу хищения, в т. ч. мелкого;
  • представление работником при трудоустройстве просроченных или поддельных документов.

Хочу обратить ваше внимание, что причина увольнения точно вписывается в трудовую книжку, и она не может быть иной, кроме указанной в законе.

А обстоятельствами увольнения , не зависящими от воли сторон, являются:

  • призыв работника на военную службу;
  • восстановление на работе сотрудника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;
  • осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
  • смерть работника либо работодателя – физического лица.

На доске:

Картинки. К картинкам нужно подобрать нужную надпись.

Я осветила основные теоретические вопросы, касающиеся области трудовых отношений .

Теперь мне хотелось бы, в завершении, чтобы вы отгадали кроссворд (приложение 1).

Подведение итогов.

Приложение 1

Слайд 2

"Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость". (А.К. Цельвис.) "Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды". (Вольтер.) " Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". (А.П. Чехов.)

*Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) *Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ *Трудовое право: вопросы и ответы. Учебное пособие / Под ред. М.О. Буянова, М., 2008.

1 . Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Осмотр проводится за счет средств работодателя. 2 . Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 день предоставляется работникам в возрасте до 18 лет в удобное для них время. 3 . Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 дней предоставляется работникам в возрасте старше 18 лет в соответствии с графиком отпусков, утвержденным в организации.

4 . Для всех работников устанавливается продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю. 5 . Для работников не достигших 18 лет, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 ч в неделю; в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю. 6 . Для лиц моложе 18 лет испытательный срок при приеме на работу не устанавливается.

При трудоустройстве необходимо предъявлять следующие документы: - паспорт; - трудовую книжку (если трудовой книжки еще нет, то ее обязан оформить работодатель на сотрудника, проработавшего у него более пяти дней); - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если свидетельство еще не оформлено, его обязан оформить работодатель); - документы воинского учета (с 18 лет для юношей); - документ об образовании (или справку с места учебы).

С нанятыми сотрудниками заключается трудовой договор (соглашение, контракт) в письменном виде в двух экземплярах (один остается у работодателя, второй выдается сотруднику).

Каждый работник имеет право: * на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; * на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой; * на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера; * на отдых, а также на оплачиваемые ежегодные отпуска; * на объединение в профессиональные союзы; * на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях; * на судебную защиту своих трудовых прав.

В ТК РФ указаны следующие нерабочие праздничные дни: 1 , 2, 3, 4 и 5 января – Новогодние каникулы. 7 января – Рождество Христово. 23 февраля – День защитника Отечества. 8 марта – Международный женский день. 1 мая – Праздник Весны и Труда. 9 мая – День Победы. 12 июня – День России. 4 ноября – День народного единства.

Увольнение с работы возможно в трех вариантах: - по инициативе работника; - по инициативе работодателя; - по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

С лучаи, когда увольнение сотрудника может произойти по инициативе работодателя: - несоответствие сотрудника занимаемой должности; - неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей; - прогул (т. е. отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, подтвержденной документом, более 4 ч подряд); - появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; - совершение по месту работу хищения, в т. ч. мелкого; - представление работником при трудоустройстве просроченных или поддельных документов.

А обстоятельствами увольнения, не зависящими от воли сторон, являются: - призыв работника на военную службу; - восстановление на работе сотрудника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда; - осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу; - смерть работника либо работодателя – физического лица.

Савенок Зоя Петровна,

учитель истории,

председатель первичной профсоюзной

организации ГУО «Моисеевская базовая школа Мозырского района»

Профсоюзный урок 9 класс

«Труд - право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»

Цель урока:

способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

Задачи:

1. определить качественные характеристики труда с применением норм белорусского законодательства;

2. ознакомить с элементами истории профсоюзного движения;

3. формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

4. способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Ход урока

I . Организация начала урока.

а) Зачеркните каждую четную букву в предложении и прочитайте пословицу

турвуадрчтевлфодвэешкуаиктоврамфиютп,адлгекнаьтпдожрфтпист .

(Труд человека кормит, а лень портит)

  1. Как вы понимаете значение данной пословицы?
  2. Сегодня на уроке разговор пойдет о труде.

II . Актуализация опорных знаний.

1.Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

2. Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд

постоянный - .....(временный)

простой - ... (сложный)

умственный - ...(физический)

оплачиваемый - ...(безвозмездный)

добровольный - ...(принудительный)

творческий - ...(автоматизированный)

коллективный - ...(индивидуальный)

3. Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

III . Объяснение нового материала.

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних.

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РБ.

До принятия законов о труде в Беларуси и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось - пальцы грубели).

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям - работникам начальное образование.

Из истории профсоюза :

После отмены крепостного права в 1861 году в Российской империи, в состав которой в то время входила основная территория современной Беларуси, быстрое развитие получают капиталистические отношения, наступает эпоха монополистического капитализма. В Беларуси растет число наемных работников, условия труда которых на этом этапе были значительно хуже, чем в центральной России.

Положение рабочих в пяти западных губерниях Северо-Западного края Российской империи (Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской, т.е. на территории современной Беларуси) определялось во многом спецификой местной промышленности, где преобладало в общей массе предприятий мелкое ремесленное производство. По числу занятых оно более чем в 5 раз превосходило фабрично-заводскую промышленность. Количество промышленных предприятий в 1900 году составило 865, а численность кадровых рабочих - свыше 50 тыс. человек. К началу революции 1905 года количество всех наемных рабочих в Беларуси составляло не менее 400 тыс. человек, которые на этапе становления капитализма были политически бесправны и подвергались жестокой эксплуатации со стороны буржуазии. Условия труда рабочих были нестерпимы, на тяжелых работах применялся, главным образом, ручной труд.

Заработная плата рабочих не обеспечивала минимального жизненного уровня. Положение рабочих ухудшалось вследствие штрафов, отнимавших значительную часть заработка. Эксплуатация дополнялась невыносимыми условиями труда: рабочие помещения находились в антисанитарном состоянии, вентиляция почти отсутствовала, освещение было недостаточным, техника безопасности не применялась. Положение рабочих еще более усугублялось ростом безработицы.

- Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РБ ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

Из истории профсоюза :

Рабочий день на фабриках и заводах продолжался 12 - 14 часов. Несмотря на то, что по царскому закону 1897 года рабочий день официально был установлен 11,5 часа, на деле продолжительность его зависела от произвола предпринимателя и, как правило, намного превышала установленную законом норму. Особенно жестокому обращению подвергались женщины и дети, труд которых был широко распространен. Трудились они с утра до поздней ночи в ужасных антисанитарных условиях, получая за это гроши.

б) Права и обязанности работника.

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь ко взрослым работникам.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Работник имеет право

Работник обязан

На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

На возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера;

На отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска);

На социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности;

На судебную защиту своих прав.

Добросовестно выполнять трудовые обязанности;

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации;

Выполнять установленные нормы труда;

Работать честно и добровольно.

в) Условия труда несовершеннолетних.

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю - для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

IV . Первичное закрепление изученного материала

а) Работа с сигнальными карточками

Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный.

1. В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

3. Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

4. Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

5. Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)

6. Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

б) Решение задач-ситуаций.

Задача № 1. 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

  1. рабочий на коксогазовый завод;
  2. курьер;
  3. крупье в казино;
  4. озеленитель;
  5. продавец табачной продукции

Вопрос : могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

Задача № 2 . Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С1июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.

Вопрос : законно ли Алексеев отказался выполнять распоряжение заведующей? (да, распоряжение является незаконным).

в) А теперь попробуем применить теоретические знания на практике. Дома вы прочитали рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Спать хочется», стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей».

Каждой группе в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.

I группа (А.П. Чехов «Спать хочется»)

Девочка 13 лет

Ночной труд (качает колыбель)

Работает целый день без отдыха

Выполняет тяжелые работы (наколоть и принести дрова)

Взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку)
- трудовой договор не заключен.

II группа (Н.А. Некрасов «Плач детей»)

Продолжительность рабочего дня (целый день)

Применение труда детей на тяжелых работах (крутят колеса на фабрике)

III группа (А.П. Чехов «Ванька»)

Мальчик 9 лет

- «…посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы...» (нанесение нравственного вреда ребенку)

Работа в ночное время (качает ребенка)

V . Подведение итогов

  1. Какова нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников?
  2. Какова продолжительность рабочего времени, установленная для несовершеннолетних?
  3. Каким образом трудовое законодательство учитывает недостаточное физическое развитие несовершеннолетних?
  4. Как в трудовом законодательстве проявляется забота общества о нравственном развитии подростка?
  5. В чем особенности предоставления отпуска несовершеннолетним работникам?

Рефлексия:

Теперь я знаю, что…

Меня заинтересовало…

Я бы хотел/а больше узнать о…

Статья 265.

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы…

Статья 266.

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию).

Предусмотренные настоящей статьёй обязательные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счёт средств работодателя…

Статья 268.

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений…

Статья 269.

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1. Озаглавьте каждую из приведённых статей Трудового кодекса РФ.

Ответ:

Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет

Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет

Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет

Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора

2. О каком исключении из общих правил для несовершеннолетних творческих работников театра, кино, цирка, концертных и т.п. организаций идёт речь в приведённом фрагменте Трудового кодекса РФ? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения подобных исключений.


Ответ:

На них не распространяется норма закона о запрещении направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет»

Концерты, как правило, проходят в вечернее время;

Творческие коллективы часто ездят с гастролями.

3. В нашем обществе нет однозначного отношения к труду несовершеннолетних. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два аргумента (объяснения) «за» и два аргумента (объяснения) «против» труда несовершеннолетних.

Ответ:

«за» 1) иметь карманные деньги; 2) материальная помощь семье; 3) труд несовершеннолетних благоприятно влияет на становление личности, учит быть ответственным и организованным.

«против» 1) мешает учёбе; 2) жертвует своим свободным временем в пользу работы, вместо другого занятия, связанного с развитием, скажем, духовным, физическим и т. д

4. Укажите две организации, согласие которых (помимо соблюдения общего порядка) должен получить работодатель, проявивший инициативу расторгнуть трудовой договор с несовершеннолетним работником. Используя факты общественной жизни и обществоведческие знания, укажите две причины этой дополнительной защиты прав несовершеннолетних работников.

Ответ:

Организации: государственная инспекции труда и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Причины: 1) защита от произвола руководителя; 2) статья 269 ТК закрепляет дополнительные гарантии при увольнении работников в возрасте до 18 лет.

5. Некоторые старшеклассники в свободное от учёбы время устраиваются на работу. В каких сферах труд несовершеннолетних работников, по Вашему мнению, может быть наиболее полезен и эффективен для общества? Укажите любые две сферы и в каждом случае кратко поясните своё мнение.

Ответ: сфера услуг (озеленение города, уборка территории, курьер, расклейщик объявлений), в сельском хозяйстве (прополка).

С6.На каких работах запрещено использовать труд лиц в возрасте до 18 лет? (Назовите любые три вида таких работ.) Предположите, с какой целью законом предусмотрены обязательные медицинские осмотры несовершеннолетних работников.

Ответ:

Запрещены работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы, а также работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Цель медицинского осмотра (обследования) состоит в необходимости выяснения соответствия состояния здоровья несовершеннолетнего предполагаемой работе.

Труд - право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних.

Цель:

способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

Задачи:

определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;

определить основные права несовершеннолетних работников, льготы;

формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Ход урока

  • Организация начала урока.

Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

а) Зачеркните каждую нечетную букву в предложении и прочитайте пословицу

турвуадрчтевлфодвэешкуаиктоврамфиютп,адлгекнаьтпдожрфтпист

(Труд человека кормит, а лень портит)

Как вы понимаете значение данной пословицы?

Сегодня на уроке разговор пойдет о труде.

2. Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд

постоянный - .....(временный)

простой - ... (сложный)

умственный - ...(физический)

оплачиваемый - ...(безвозмездный)

добровольный - ...(принудительный)

коллективный - ...(индивидуальный)

Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

3. Объяснение нового материала.

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних.

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РФ.

До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось - пальцы грубели).

Учебный год на Руси начинался с 1 ноября - после окончания полевых работ.

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям -работникам начальное образование.

Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РФ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

б) Права и обязанности работника.

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь ко взрослым работникам.

Право - это условия для учебы, работы, жизни, которое государство дает человеку.

Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учебе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Работник имеет право

Работник обязан

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера

на отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска)

на социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности

на судебную защиту своих прав

Добросовестно выполнять трудовые обязанности

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации

Выполнять установленные нормы труда

Работать честно и добровольно

Физминутка .

А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности.

Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.

Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает (П).

Дети учатся в школе(О).

Каждый, кто заболел получает квалифицированную мед. Помощь(П).

Молодой человек, достигший 18-ти лет, служит в армии(О).

Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу(П).

Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги(О).

Родители воспитывают своих детей(О).

Отлично поработали.

в) Условия труда несовершеннолетних.

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю - для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

4. Первичное закрепление изученного материала

а) Работа с сигнальными карточками

Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый кружок,если не согласны - красный.

В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную смену и в выходные дни _______ (да)

Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)

Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

б) Решение задач-ситуаций.

1. 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

рабочий на коксогазовый завод;

курьер;

крупье в казино;

озеленитель;

продавец табачной продукции

Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте. ( Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

2. После прохождения производственного обучения Петрову (16 лет) и Васильеву (17 лет) был присвоен 3-й разряд и по приказу директора кондитерской фабрики они были направлены на работу в карамельный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 8 часов.

Вопрос: Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права? ( Нет незаконно. На основании ст. 92 ТК РФ для работников от 16 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя.)

в) А теперь попробуем применить теоретические знания на практике.

Сейчас мы прослушаем рассказ А.П. Чехова «Спать хочется». Вам в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.

I группа (А.П. Чехов «Спать хочется»)
- Девочка 13 лет
- ночной труд (качает колыбель)
- работает целый день без отдыха
- выполняет тяжелые работы (наколоть и принести дрова)
- взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку)
- трудовой договор не заключен.

5. Подведение итогов

Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я - ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности

Спать хочется

Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:

Баю-баюшки-баю,
А я песенку спою...

Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку... Когда лампадка начинает мигать, пятно и тени оживают и приходят в движение, как от ветра. Душно. Пахнет щами и сапожным товаром.

Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.

Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — тебе кашки наварю...

В печке кричит сверчок. В соседней комнате, за дверью, похрапывают хозяин и подмастерье Афанасий... Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет — и всё это сливается в ночную, убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься в постель. Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее.

Лампадка мигает. Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в ее наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грезы. Она видит темные облака, которые гоняются друг за другом по вебу и кричат, как ребенок. Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперед какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса. Вдруг люди с котомками и тени надают на землю в жидкую грязь. — «Зачем это?» — спрашивает Варька. — «Спать, спать!» — отвечают ей. И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их.

Баю-баюшки-баю, а я песенку спою... — мурлычет Варька и уже видит себя в темной, душной избе.

На полу ворочается ее покойный отец Ефим Степанов. Она не видит его, но слышит, как он катается от боли по полу и стонет. У него, как он говорит, «разыгралась грыжа». Боль так сильна, что он не может выговорить ни одного слова и только втягивает в себя воздух и отбивает зубами барабанную дробь:

Бу-бу-бу-бу...

Мать Пелагея побежала в усадьбу к господам сказать, что Ефим помирает. Она давно уже ушла и пора бы ей вернуться. Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу». Но вот слышно, кто-то подъехал к избе. Это господа прислали молодого доктора, который приехал к ним из города в гости. Доктор входит в избу; его не видно в потемках, но слышно, как он кашляет и щелкает дверью.

Засветите огонь, — говорит он.

Бу-бу-бу... — отвечает Ефим.

Пелагея бросается к печке и начинает искать черепок со спичками. Проходит минута в молчании. Доктор, порывшись в карманах, зажигает свою спичку.

Сейчас, батюшка, сейчас, — говорит Пелагея, бросается вон из избы и немного погодя возвращается с огарком.

Щеки у Ефима розовые, глаза блестят и взгляд как-то особенно остр, точно Ефим видит насквозь и избу и доктора.

Ну, что? Что ты это вздумал? — говорит доктор, нагибаясь к нему. — Эге! Давно ли это у тебя?

Чего-с? Помирать, ваше благородие, пришло время... Не быть мне в живых...

Полно вздор говорить... Вылечим!

Это как вам угодно, ваше благородие, благодарим покорно, а только мы понимаем... Коли смерть пришла, что уж тут.

Доктор с четверть часа возится с Ефимом; потом поднимается и говорит:

Я ничего не могу поделать... Тебе нужно в больницу ехать, там тебе операцию сделают. Сейчас же поезжай... Непременно поезжай! Немножко поздно, в больнице все уже спят, но это ничего, я тебе записочку дам. Слышишь?

Батюшка, да на чем же он поедет? — говорит Пелагея. — У нас нет лошади.

Ничего, я попрошу господ, они дадут лошадь.

Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу»... Спустя полчаса к избе кто-то подъезжает. Это господа прислали тележку, чтобы ехать в больницу. Ефим собирается и едет...

Но вот наступает хорошее, ясное утро. Пелагеи нет дома: она пошла в больницу узнать, что делается с Ефимом. Где-то плачет ребенок, и Варька слышит, как кто-то ее голосом поет:

Баю-баюшки-баю, а я песенку спою...

Возвращается Пелагея; она крестится и шепчет:

Ночью вправили ему, а к утру богу душу отдал... Царство небесное, вечный покой... Сказывают, поздно захватили... Надо бы раньше...

Варька идет в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьет ее по затылку с такой силой, что она стукается лбом о березу. Она поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника.

Ты что же это, паршивая? — говорит он. — Дитё плачет, а ты спишь?

Он больно треплет ее за ухо, а она встряхивает головой, качает колыбель и мурлычет свою песню Зеленое пятно и тени от панталон и пеленок колеблются, мигают ей и скоро опять овладевают ее мозгом. Опять она видит шоссе, покрытое жидкою грязью. Люди с котомками на спинах и тени разлеглись и крепко спят. Глядя на них, Варьке страстно хочется спать; она легла бы с наслаждением, но мать Пелагея идет рядом и торопит ее. Обе они спешат в город наниматься.

Подайте милостынки Христа ради! — просит мать у встречных. — Явите божескую милость, господа милосердные!

Подай сюда ребенка! — отвечает ей чей-то знакомый голос. — Подай сюда ребенка! — повторяет тот же голос, но уже сердито и резко. — Слышишь, подлая?

Варька вскакивает и, оглядевшись, понимает, в чем дело: нет ни шоссе, ни Пелагеи, ни встречных, а стоит посреди комнатки одна только хозяйка, которая пришла покормить своего ребенка. Пока толстая, плечистая хозяйка кормит и унимает ребенка, Варька стоит, глядит на нее и ждет, когда она кончит. А за окнами уже синеет воздух, тени и зеленое пятно на потолке заметно бледнеют. Скоро утро.

Возьми! — говорит хозяйка, застегивая на груди сорочку. — Плачет. Должно, сглазили.

Варька берет ребенка, кладет его в колыбель и опять начинает качать. Зеленое пятно и тени мало-помалу исчезают и уж некому лезть в ее голову и туманить мозг. А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется! Варька кладет голову на край колыбели и качается всем туловищем, чтобы пересилить сон, но глаза все-таки слипаются и голова тяжела.

Варька, затопи печку! — раздается за дверью голос хозяина.

Значит, уже пора вставать и приниматься за работу. Варька оставляет колыбель и бежит в сарай за дровами. Она рада. Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении. Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется ее одеревеневшее лицо и как проясняются мысли.

Варька, поставь самовар! — кричит хозяйка.

Варька колет лучину, но едва успевает зажечь их и сунуть в самовар, как слышится новый приказ:

Варька, почисть хозяину калоши!

Она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко... И вдруг калоша растет, пухнет, наполняет собою всю комнату, Варька роняет щетку, но тотчас же встряхивает головой, пучит глаза и старается глядеть так, чтобы предметы не росли и не двигались в ее глазах.

Варька, помой снаружи лестницу, а то от заказчиков совестно!

Варька моет лестницу, убирает комнаты, потом топит другую печь и бежит в лавочку. Работы много, нет ни одной минуты свободной.

Но ничто так не тяжело, как стоять на одном месте перед кухонным столом и чистить картошку. Голову тянет к столу, картошка рябит в глазах, нож валится из рук, а возле ходит толстая, сердитая хозяйка с засученными рукавами и говорит так громко, что звенит в ушах. Мучительно также прислуживать за обедом, стирать, шить. Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать.

День проходит. Глядя, как темнеют окна, Варька сжимает себе деревенеющие виски и улыбается, сама не зная чего ради. Вечерняя мгла ласкает ее слипающиеся глаза и обещает ей скорый, крепкий сон. Вечером к хозяевам приходят гости.

Варька, ставь самовар! — кричит хозяйка.

Самовар у хозяев маленький, и прежде чем гости напиваются чаю, приходится подогревать его раз пять. После чаю Варька стоит целый час на одном месте, глядит на гостей и ждет приказаний.

Варька, сбегай купи три бутылки пива!

Она срывается с места и старается бежать быстрее, чтобы прогнать сон.

Варька, сбегай за водкой! Варька, где штопор? Варька, почисть селедку!

Но вот наконец гости ушли; огни тушатся, хозяева ложатся спать.

Варька, покачай ребенка! — раздается последний приказ.

В печке кричит сверчок; зеленое пятно на потолке и тени от панталон и пеленок опять лезут в полуоткрытые глаза Варьки, мигают и туманят ей голову.

Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — а я песенку спою...

А ребенок кричит и изнемогает от крика. Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. Она всё понимает, всех узнает, по сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам, давит ее и мешает ей жить. Она оглядывается, ищет эту силу, чтобы избавиться от нее, но не находит. Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.

Этот враг — ребенок.

Она смеется. Ей удивительно: как это раньше она не могла понять такого пустяка? Зеленое пятно, тени и сверчок тоже, кажется, смеются и удивляются.

Ложное представление овладевает Варькой. Она встает с табурета и, широко улыбаясь, не мигая глазами, прохаживается по комнате. Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребенка, сковывающего ее по рукам и ногам... Убить ребенка, а потом спать, спать, спать...

Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая...

Труд — право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних.

Цель урока:

способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

Задачи:

определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;

определить основные права несовершеннолетних работников, льготы;

формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Ход урока

1. Организация начала урока.

а) Зачеркните каждую четную букву в предложении и прочитайте пословицу

турвуадрчтевлфодвэешкуаиктоврамфиютп,адлгекнаьтпдожрфтпист.

(Труд человека кормит, а лень портит)

Как вы понимаете значение данной пословицы?

Сегодня на уроке разговор пойдет о труде.

2. Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд — это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд

постоянный — …..(временный)

простой — … (сложный)

умственный — …(физический)

оплачиваемый — …(безвозмездный)

добровольный — …(принудительный)

творческий — …(автоматизированный)

коллективный — …(индивидуальный)

Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

3. Объяснение нового материала.

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних.

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности — Трудового кодекса РФ.

До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось — пальцы грубели).

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям -работникам начальное образование.

Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РФ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

б) Права и обязанности работника.

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь ко взрослым работникам.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая — обязанности.

Работник имеет право

Работник обязан

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера

на отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска)

на социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности

на судебную защиту своих прав

Добросовестно выполнять трудовые обязанности

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации

Выполнять установленные нормы труда

Работать честно и добровольно

в) Условия труда несовершеннолетних.

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю — для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю — для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни , перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня ).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

4 . Первичное закрепление изученного материала

а) Работа с сигнальными карточками

Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый кружок,если не согласны – красный.

В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную смену и в выходные дни _______ (да)

Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)

Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

б) Решение задач-ситуаций.

1. 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

рабочий на коксогазовый завод;

крупье в казино;

озеленитель;

продавец табачной продукции

Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

2. Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С1июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.

Вопрос: законно ли Алексеев отказался выполнять распоряжение заведующей? (да, распоряжение является незаконным (ст.72 ТК РФ) .

3. После прохождения производственного обучения Петрову (16 лет) и Васильеву (17 лет) был присвоен 3-й разряд и по приказу директора кондитерской фабрики они были направлены на работу в карамельный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 8 часов.

Вопрос: Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права? (Нет незаконно. На основании ст. 92 ТК РФ для работников от 16 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя.)

в) А теперь попробуем применить теоретические знания на практике. Дома вы прочитали рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Спать хочется», стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей». Каждой группе в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.

I группа (А.П. Чехов «Спать хочется») - Девочка 13 лет - ночной труд (качает колыбель) — работает целый день без отдыха — выполняет тяжелые работы (наколоть и принести дрова) — взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку) — трудовой договор не заключен. II группа (Н.А. Некрасов «Плач детей») - продолжительность рабочего дня (целый день) - применение труда детей на тяжелых работах (крутят колеса на фабрике) III группа (А.П. Чехов «Ваньк а») - мальчик 9 лет - «…посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы…» (нанесение нравственного вреда ребенку) — работа в ночное время (качает ребенка)

5. Подведение итогов

Какова нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников?

Какова продолжительность рабочего времени, установленная для несовершеннолетних?

Каким образом трудовое законодательство учитывает недостаточное физическое развитие несовершеннолетних?

Как в трудовом законодательстве проявляется забота общества о нравственном развитии подростка?

В чем особенности предоставления отпуска несовершеннолетним работникам?