Социальные нормы и их особенности. Специфика различных видов социальных норм. Виды социальных норм
Социальные нормы в современном мире
Возникновение новых видов отношений, в которые вступает человек (межличностные на основе экономических, политических и духовных связей) привело к выводу о том, что эти отношения не могут формироваться, и, что самое главное, регулироваться без определенных социальных норм.
Замечание 1
Социальная норма выступает в качестве одного из ключевых аспектов, который исследуется в социологической науке уже в течение продолжительного времени. Таким образом, в социологии норма – это четко определяемые и строго санкционируемые высшими органами власти способы, которые помогают человеку думать, быть и действовать в соответствии с требованиями, которые выдвигает общество без вреда как самому себе, так и окружающим.
Безусловно, социальные нормы играют очень большую роль в современном мире. Они направлены на регулирование социальных и межличностных отношений, на оценку человеком самого себя, своей роли в обществе, а также своих действий и поведения. Также социальные нормы очень важны, поскольку они помогают человеку в его социализации, то есть способствуют успешному функционированию личности в обществе на всех этапах его жизни (во время первичной и вторичной социализации).
Признаки социальной нормы
Определение 1
Как мы уже упомянули ранее, социальная норма – это предписанное и обоснованное правило (модель) поведения, которое регулирует общественные отношения на каждом их уровне: экономическом, политическом, социальном и духовном.
Социальная норма обладает рядом признаков, которые выступают в качестве регулирующих и обосновывающих норму как исключительное понятие:
- Первый признак социальной нормы – ее нормативность. Он выражается в том, что норма – это правила поведения субъектов в определенной ситуации. Ежедневно человек совершает очень много действий, а также потребляет или генерирует большой объем информации, и, чтобы действия или информация несли исключительно положительный эффект, человеку необходимо придерживаться социальных норм, которые регулируют его поведение.
- Второй признак – общеобязательность. Несмотря на то, что мы указали о наличии особых социальных норм, которые регулируют поведение более узких слоев населения, которые отличаются по конфессиональному и этнонациональному признаку, все же подавляющее количество социальных норм выступают в качестве общеобязательных для каждого человека, независимо от его пола, возраста, религиозных предпочтений и прочих отличий.
- Третий признак – социальная обусловленность. Наше общество меняется и развивается, но оно может подвергаться различным конфликтным ситуациям. Очень важно, чтобы социальные нормы, регулирующие поведение, соответствовали уровню развития общества и его общему состоянию.
- Четвертый признак социальной нормы – системность. Это значит, что все нормы, нормативно-правовые документы и правила поведения тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют из себя систему связанных элементов, где один аспект не может существовать без другого.
Также к признакам социальной нормы относятся следующие: регулятивность (социальные нормы носят роль регулятора общественных отношений) и обеспеченность (реализация социальных норм напрямую зависит от уровня обеспеченности всеми необходимыми для этого средствами, которые присущи конкретному виду социальных норм, главенствующих в современном обществе). каждый признак обладает рядом своих отличительных черт, что делает социальную норму еще более интересным явлением для исследований в разных научных областях.
Особенности социальных норм
Поскольку социальные нормы занимают большую часть жизни человека, они не могут не обладать определенными особенностями. Одна из них – происхождение социальных норм, а также их достаточно широкая вариативность.
Многие социальные нормы возникли не по инициативе властных органов, а в быту человека. Придерживаясь им, было проще организовывать свою ежедневную деятельность, быт, а также досуг и трудовое время. Многие из таких норм до сих пор существуют, особенно в сообществах или более узких социальных образованиях (например, в семьях), где их бережно хранят и передают из поколения в поколение.
Некоторые нормы появились в связи с распространением религиозных и других учений. Человеку было необходимо объяснять все загадочные и сверхъестественные проявления, которые возникали в его жизни. Но это объяснение должно было придерживаться конкретных рамок, чтобы не задевать интересы и мировоззрение других людей. Именно такие нормы помогли избежать большого количества религиозных и этнонациональных конфликтов. Их особенность также заключается в том, что они существуют и сегодня, в тех сообществах, где к ним относятся с особым уважением и трепетом, а также передают от старшего поколения младшему.
Чуть позже социальные нормы стали частью законодательного процесса в образующихся государствах. Сегодня невозможно представить свою жизнь без правил, которые предписаны в высших документах. В России такие правила, нормы, права и свободы гражданина описаны в Конституции как в главном законодательном документе нашей страны. Опираясь на нее, человек может заявить о своей правоте или обвинить другого в несоблюдении правил и норм, что повлечет уголовную или административную ответственность.
Замечание 2
Таким образом, именно благодаря социальным нормам и их многообразию сегодня жизнь человека регулируется сразу на нескольких уровнях: экономическом, социальном, политическом и духовном. Все они взаимосвязаны, и нельзя представить один уровень без другого. Нормы также переплетены, их условия и формулировки зачастую заимствуются, но именно это позволяет человеку легче усваивать и запоминать их, и, соответственно, придерживаться им на протяжение всей своей жизни. Причем, нормы могут быть как формальными, то есть описанными в законодательных документах и актах, так и неформальными (например, правила в семье, распорядок дня, личный календарь по тайм-менеджменту, расписание и другое).
Слово "норма" давно известно людям в различных сферах их жизнедеятельности и используется во многих областях знаний.
Норма (от лат. norma) – руководящее начало, правило, образец; признанный обязательный порядок.
При употреблении понятия "норма" всегда имеется в виду определенная мера, масштаб, обязательное общепринятое правило поведения людей. Норма в таком понимании – образец, модель поведения личности, деятельности коллективов.
Социальные нормы необходимы обществу, способствуют координации, упорядочению сложных социальных связей и отношений.
В научной, учебной и справочной литературе нормы (правила поведения) подразделяются на технические и социальные. Здесь слово "социальные" используется в подлинном (буквальном) смысле, т.е. нормы, регулирующие поведение людей, их деятельность в различных сферах жизни общества.
1. Технические нормы – это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами: правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, нормы расходования материалов, топлива и т.д. или использование технических средств. Нарушение таких правил может вызвать существенные негативные последствия.
Например, нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами нередко приводит к такому бедствию, как пожар. В современный период, в эпоху научно-технического прогресса, усложнения производственных, технологических процессов, возрастания остроты экологических проблем роль технических норм особенно значительна.
В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила спортивных игр, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы.
Одно обстоятельство при этом имеет существенное значение. Нередко технические нормы закрепляются в нормативных правовых актах, приобретая в связи с этим юридическую силу. Именно в таком качестве они называются техникоправовыми или технико-юридическими нормами. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспортной энергетики, госстандарты и т.д.
Очевидно, несоблюдение ГОСТов при изготовлении продуктов питания, несоблюдение правил техники пожарной безопасности влечет за собой определенные юридические последствия, которые могут быть административноправовыми или уголовными мерами воздействия.
Приведенные положения позволяют отметить следующее: технико-юридические нормы – это нормы, в которых в качестве диспозиции (регулятивного предписания) предусмотрено техническое правило, содержащее определенные права и обязанности, а в качестве санкции – негативные правовые последствия, наступающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных юридических обязанностей.
2. Социальные нормы – необходимый элемент нормативного социального регулирования. Норма в социальной сфере – предписание, образец поведения или действия, мера оценки.
Если рассмотреть эти нормы с позиции их особенностей, очевидно следующее:
- – социальные нормы – это культурно-исторический феномен, правила, являющиеся универсальным регулятором общественных отношений;
- – они опосредуют характер жизнедеятельности людей, как индивидуальной, так и коллективной;
- – социальные нормы – изменчивый социокультурный институт, правила, эволюционирующие, изменяющиеся в связи с развитием, совершенствованием общественных отношений;
- – они – основание соизмерения, оценки различных действий и поступков людей.
В перечисленных содержательных компонентах социальных норм раскрывается их универсализм, подтвержденный мировым опытом человеческого существования. Следовательно, социальная норма – это правило общежития людей, сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между ними или установленное определенными структурными образованиями (общественными и др.).
Социальные нормы имеют своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений, их реализация обеспечивается различными убеждающими и иными средствами. Таким образом, социальная норма – это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.
Социальным нормам, наряду с отмеченными выше, присущи следующие общие признаки:
- – они возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
- – потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами;
- – эти нормы отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества; в них "преломляются" исторические и национальные особенности жизни страны, регионов;
- – главным объектом регулирования социальных норм является поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения;
- – они отличаются общим характером, абстрактностью адресата ("относятся к тем, кого это касается"), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.);
- – социальные нормы опосредуют широкий спектр отношений, характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее нс фиксированных случаях;
- – один из важнейших показателей этих правил поведения – обязательность исполнения, возможность реализации организационных или иных санкций в отношении нарушителя установленного порядка.
Социальным нормам в силу их природы свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.
Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.
Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально значимого поведения людей (нравственное – безнравственное, правомерное – неправомерное).
Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.
Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Рассмотрим их отдельные виды.
1. Обычаи – это правила поведения общего характера, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате длительной общественной практики вошедшие в привычку.
Обычаи – исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Именно в таком изначальном качестве обычаи имели наибольшее значение на первоначальных ступенях развития человечества, когда отношения между людьми были наиболее устойчивыми, не противоречивыми.
Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претерпевают изменения, появляются новые обычаи.
Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм, по своей природе они консервативны. В них могут находить закрепление бытующие предрассудки, пережитки прошлого. Обычаи выступают в основном в виде отдельных, локальных, изолированных друг от друга правил поведения, зависят от социальной сферы, исторических условий, в которых они сложились.
Механизм действия норм-обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой нс ставится.
С учетом приведенных положений можно назвать следующие характерные черты обычаев:
- – "коренятся" в общественном сознании (точнее – в общественной психологии);
- – проникают в сферу индивидуального сознания, в связи с чем с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, т.е. предписывающее, регулирование;
- – складываются в результате повторения одних и тех же актов поведения;
- – отличаются формализованным содержанием, т.е. конкретностью, детализированностью, поскольку представляют собой точные модели тех отношений и актов поведения, которые нормативно обобщают;
- – каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Вместе с тем обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;
- – имеют, как правило, локальную (но кругу субъектов, по местности) сферу действия;
- – в качестве средств обеспечения используются сила привычки и общественное мнение;
- – в масштабе общества не представляют собой целостного образования – системы, что обусловлено их локальным характером, стихийностью их формирования, длительностью этого процесса.
Нетрудно заметить, что обычаи занимают особое положение в системе социальных норм, что подтверждают их свойства, названные выше.
На жизнь людей, социальных групп общества оказывают влияние традиции, которые в качестве правил поведения, так же как и обычаи, известны людям с глубочайшей древности.
2. Традиции. Латинское слово traditio означает передачу чего-то, повествование о чем-то. В Толковом словаре русского языка отмечается, что традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий) .
Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости, опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространенному примеру, боязнь осуждения со стороны окружающих.
Вместе с тем эти социальные регуляторы отличает следующее: обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции – в более короткое время. Их формирование (создание) не обязательно связано с длительным существованием определенного фактического отношения. Традиции нередко возникают на основе распространения какого-либо примера поведения, воспринимаемого тем или иным коллективом либо обществом в целом.
Здесь уместно назвать застолье как форму празднования определенных событий (успешная защита диссертации) или памятных дат. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.
3. Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) – правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы, добровольные общества (творческие, научные и др.), предпринимательские союзы и др.
Особенности корпоративных норм таковы:
- – они распространяются на членов определенной организации;
- – закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.);
- – определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию;
- – обеспечиваются определенными организационными мерами.
Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, – это нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общеобязательности подобно нраву, закону.
По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.
Вместе с тем основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они обеспечиваются уставными мерами воздействия и солидарным мнением участников этих объединений.
4. Политические нормы – нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни (классов, наций и др.), отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти.
В этих нормах отчетливо проявляется такое их свойство, как регулирование отношений между отдельными элементами политической системы, в частности, отношения государства, партий, общественных движений и др.
Природа и особенности этих норм находят выражение в следующем:
- – закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений;
- – служат основой для достижения определенных целей в политике;
- – могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.);
- – содержат критерии, предъявляемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.);
- – эффективность их реализации во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.
К важнейшим проблемам политического регулирования в настоящее время в России относятся: создание политической стабилизации в обществе; поиск путей обеспечения равноправия политических структур, политических партий и др. с учетом многообразия их интересов; недопущение сращивания политики и бизнеса и др.
5. Нормы морали (нравственности) – это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.
Предмет морального (нравственного) регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю, как это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм морали (нравственности) входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей.
Примечательно то, что мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо). Действие этих норм именно и состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствующим мотивам и целям.
Как видно, мораль выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение по поводу того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.
Однако необходимо одно уточнение.
Термины "мораль" и "нравственность" используются в основном в одном значении, как слова-синонимы. Они равнозначны в прикладном смысле с точки зрения ценностной оценки личности и свойственных ей представлений: о добре и зле, о постыдном и похвальном, о совести, долге, справедливости.
Вместе с тем некоторые специалисты усматривают различия, полагая, что нравственные нормы в отличие от норм морали – это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Речь идет о том, что здесь имеет место "согласованное действие обоих регуляторов – морального и нравственного" .
И еще одно важное обстоятельство.
Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рамках различают общепринятые нормы и нормы морали определенных слоев и групп населения. Система нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не совпадать с общепринятыми нормами морали, резко с ними расходиться. В связи с этим мы, например, говорим об антисоциальной морали коррумпированных чиновников ("оборотней в погонах"), криминальных слоев общества и др.
Мораль – это не только взгляды, представления людей об определенных ценностях, но и нормы, принципы поведения, основанные на таких взглядах, а также соответствующие чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности. По-видимому, моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей.
Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж, разбой и иные преступления. Однако, руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений, нравственной формулой "не укради", он воздерживается от этих видов противоправного поведения.
6. Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, т.е. на вере в сверхъестественное начало.
Религия на первых стадиях человеческой истории выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил.
На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии – буддизм (VI–V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Как видно, они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Важнейшая отличительная особенность таких мировых религий, как христианство и ислам, проявляется в том, что им свойствен монотеизм (вера в одного бога).
На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм.
Религиозные нормы – правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих.
Такие нормы регулируют отношения верующих к богу, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций и других церковных органов. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).
Религиозные нормы содержатся в религиозных книгах (Библия, Коран, Талмуд, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, в постановлениях соборов, в актах собраний духовенства или высших священнослужителей церкви, в комментариях религиозных книг.
Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы, о чем свидетельствуют следующие ее черты:
- – такая норма выступает как образец для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.;
- – ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии;
- – такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слова "воздаяние" в следующем смысле: "Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано";
- – религиозные нормы нередко отличаются нравственным содержанием (например, заповеди из Ветхого Завета – почитай родителей своих и т.д.);
- – любая религия и, следовательно, ее нормы ссылаются на волю сверхъестественных сил. В связи с этим человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, повинующийся "божественной воле и власти".
Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Усвоение (признание) религиозного нормативного предписания "преобразует" его в ценностную ориентацию верующего, побуждает его к совершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или не исповедующими религию.
Субъекты религиозных отношений – это верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы.
По характеру предписываемого поведения религиозные нормы могут быть:
- – позитивными (обязывающими), т.е. указывающими на необходимость совершения тех или иных действий (например, крещение ребенка, покаяние);
- – негативными, запрещающими определенные поступки: "не убий", "нс укради" и др.
Примечательно, что средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.
В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. Среди россиян есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.
Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д.
Всем социальным нормам свойственны два момента:
- – предмет регулирования здесь сугубо социальный - общественные отношения;
- – "субъектный" состав связан только с людьми (индивиды, организации).
Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах общества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе социальных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определенное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С. 807.
- Нерсесянц В. С. Право в системе социального регулирования // Проблемы общей теории права и государства: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 207.
35. Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь
Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические.
Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.
Выделяют следующие виды социальных норм:
1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;
2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;
3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;
4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;
5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.
Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды :
1) нормы морали;
2) семейные нормы;
3) этические нормы;
4) нормы традиций и привычек;
5) деловые обыкновения;
6) правила этикета.
Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:
1) предметом регулирования являются общественные отношения;
2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.
Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.
Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.
Особенности технических норм:
1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;
2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.
Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.
Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.
36. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия
Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:
1) единства;
2) взаимодействия;
3) различия;
4) противоречия.
Единство права и морали заключается в следующем:
1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;
2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;
2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;
5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;
6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;
7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем :
1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются.
По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.
2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает.
По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.
3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни.
5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность.
Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).
7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.
" |
В любом обществе всегда существуют определенныеправила поведения принятые в данном обществе и по которым это общество живёт - социальные нормы. Социальные нормы общества в своем комплексе регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей
Норма переводится с латинского как образец, правило.
Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества, без чего его существование невозможно.
Основные виды социальных норм в сфере регулирования общественных отношений являются:
Нормы права – установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правилаповедения людей в обществе.
Нормы морали – правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.
Нормы обычаев – устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.
Нормы традиций – правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности и самобытности общества.
Политические нормы – правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.
Экономические нормы – правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.
Нормы общественных организаций – внутренниеправила, регулирующие поведение
Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические.
Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.
Выделяют следующие виды социальных норм:
1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;
2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;
3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;
4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;
5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.
Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды :
1) нормы морали;
2) семейные нормы;
3) этические нормы;
4) нормы традиций и привычек;
5) деловые обыкновения;
6) правила этикета.
Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:
1) предметом регулирования являются общественные отношения;
2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.
Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.
Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.
Особенности технических норм:
1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;
2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.
Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.
Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.
С древних времён люди стали понимать, что непримиримая борьба вредит всем сторонам. Для того чтобы разрешать конфликты между спорящими сторонами, обращались к третьим людям - родоначальникам или старейшинам, которые бы могли подсказать справедливый выход, благодаря своему возрасту и опыту. Эти «судьи» давали известный императив, предписывающий дальнейшее поведение в спорном вопросе. Спорщикам императив указывал:
- 1) что каждый из них может делать, т.е. на что у него есть право;
- 2) какие действия запрещены, т.е. на что он не имеет право;
- 3) что обязаны соблюдать спорящие стороны.
Решение судьи оказывало влияние на спорящих, что объяснялось доверием к авторитету и справедливостью того, что он постановил. Однажды найденный императив, который посчитали справедливым, постепенно превращается в общее правило разрешения подобных споров. Достаточно ознакомиться с таким правилом, чтобы предотвратить возникновения споров, т.к. становится известно, что в какой-либо ситуации дозволено, а что запрещено.
Совместная мирная жизнь людей может существовать только в том случае, если каждый преследует свои интересы и осуществляет свои желания в рамках известных пределов. Такие пределы устанавливаются правилами, существующими в жизни.
Норма (от латинского norma) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, т. е. меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях. Этот масштаб свободы может быть выражен в деятельности субъекта как способность сознательно выбирать тот или иной вариант поведения и действовать по своему усмотрению в рамках дозволенного. Следовательно, непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о поведении субъектов отношений. Нормы могут быть очень разнообразны, но все сводятся к двум главным группам: нормы технические и нормы социальные. Такое деление считается наиболее общим, имеющим первичное, исходное значение.
Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. К техническим нормам относят правила проведения строительных работ, технические стандарты, агротехнические нормы, нормы расходования топлива и т.д. Под «техническими нормами» понимаются все несоциальные нормы, куда, помимо сугубо технических, входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и другие. Однако для краткости все их принято называть «техническими» в контексте соотношения с социальными.
Ряд технических норм закрепляется в нормативных документах, приобретая тем самым юридический статус (они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью властного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения), поэтому их можно отнести к технико-правовым или технико-юридическим. Это, например, правила противопожарной безопасности, госстандарты, правила эксплуатации различных видов транспорта и т.д.
Другие технические нормы не поддерживаются правом, следовательно, их нарушение не ведёт к какой-либо юридической ответственности. К таким нормам можно отнести, например, технические нормы, действующие в бытовой сфере, такие, как правила обращения с различными бытовыми приборами - телевизором, пылесосом, холодильником и т.д. или правила приёма лекарств.
Правила, заключённые в технических нормах, отличаются тем, что в них прописано, как следует поступать для достижения какой-либо одной определённой цели, не касаясь других целей человеческой деятельности, иногда даже препятствуя их осуществлению.
Цели человеческой деятельности разнообразны, сталкиваются между собой и нередко мешают осуществлению друг друга. Человек ограничен в ресурсах: времени, силах, средствах, поэтому для него невозможно осуществление всех его целей. Приходится ограничивать осуществление одних целей для осуществления других либо для их совместного существования. Это приводит к возникновению наряду с техническими нормами норм социальных.
Социальные нормы необходимы для поддержания мирного сотрудничества людей. Они дают возможность установить общественный порядок, приучить людей к обдуманному выдержанному поведению. Эти нормы воспитывают человека, заставляют его привыкнуть считаться с интересами окружающих, вырабатывают в нём потребность жить в согласии с себе подобными.
Существует несколько критериев, по которым отличаются технические и социальные нормы. Важнейшим критерием является предмет регулирования. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, проблемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями. Технические нормы - это отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Технические нормы нельзя отождествлять с законами природы, т.к. их создание не зависит от воли человека. Технические нормы регулируют отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». Социальные нормы регулируют отношения между людьми и объединениями, то есть социальную жизнь. Кроме того, существенными различиями между техническими и социальными нормами являются различия по таким критериям: содержание, конструкция, способ фиксации, степень общности, формальная определённость и др. Нормы технические и социальные различаются по объектам и методам регулирования. Общим является их участие в человеческой деятельности.
За пределами деления норм на технические и социальные находятся правила, определяющие отношение человека к животному миру. Такие нормы закрепляются в правовых актах, таких, как правила содержания собак, лошадей, крупного рогатого скота, санитарные нормы по уходу, разрешения или запреты на охоту или рыбалку и т.д. Установлена ответственность за нарушение подобных регламентаций, в том числе уголовная. (Ст. 245 УК «Жестокое обращение с животными»). Такие нормы учёные - юристы относят к естественно-правовым или биолого-правовым.