Общество как система. Определение общества. Общество как система Прочитай образные определения общества данные
Вопрос: Помогите пожалуйста обществознание 8 класс практикум 1.Найди определения сло?? ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО в двух-трех словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить. 2.Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй. 3.Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств(таблицу из двух колонок:Положительные качества Отрицательные качества) Обсудите его в классе 4 Л.Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры. 5.раскрой смысл арабской пословицы "Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов" Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу.
Помогите пожалуйста обществознание 8 класс практикум 1.Найди определения сло?? ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО в двух-трех словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить. 2.Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй. 3.Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств(таблицу из двух колонок:Положительные качества Отрицательные качества) Обсудите его в классе 4 Л.Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры. 5.раскрой смысл арабской пословицы "Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов" Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу.
Ответы:
Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Общество объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Похожие вопросы
- Поможіть Розвязати подвійну нерівність 9 клас
- Упростите выражения: а) син2а - (син а + кос а)^2
- Какие проблемы решает Верховный суд
- Август среди участниц русскогт медвежонка встрепетилось немного.а сколько еще названий месяцев можно подставидь вместо первого слова чтобы фраза оставалась грамматически правильной? 1 ни одного 2одно 3два 4три 5четыре. некоторые русские числительные примечательны тем что в них при склонении изменяются не только конец слова но и середина например пятьдесят пятидесяти а какое географическое название рекомендавалось склонять похожим образом еще в серединеи 19 века? 1волоколамск 2екатеринослав 3новгород 4симбирск 5тобольск сколько глаголов из данного списка:возвещать, завещать, извещать, обещать, оповещать, предвещать относиться только к несовершенному виду 1 все 2пять 3 четыре 4три 5два
- Выпишите сначала предложения с однородными членами,а потом сложные предложения. ??аскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. 1. Ветер по морю гуля...т и кораблик подгоня...т¹ . (П.) 2. Осе...ий ветер буш...вал и волны вскид...вал высоко. (Сурк.) 3.Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дыш...т ароматом⁴. Ещё трава полна прозрачных² слез и гром (в)дали гремит ра...катом. (Бл.) 4. Ночью¹ месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. (Л.) 5. А звезды (не)жданно в туман... бл...снули и свет свой холодный над липами льют. (Саян.) 6.Белка песенки поет да оре...ки все грызет. (П.)
Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.
Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.
Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.
Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.
«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:
скромный
откровенный
искренний
уверенный в себе
решительный
целеустремлённый
собранный
смелый, храбрый
уравновешенный
спокойный, хладнокровный
отходчивый
щедрый, великодушный
зобретательный, находчивый, сообразительный
благоразумный, рассудительный
здравый, здравомыслящий
уступчивый, сговорчивый
трудолюбивый
кроткий, мягкий
заботливый, внимательный к другим
сочувствующий
вежливый
бескорыстный
милосердный, сострадательный
остроумный
жизнерадостный, бодрый
серьёзный
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:
самодовольный, тщеславный
нечестный
лживый, подлый
хитрый, коварный
неискренний
неуверенный в себе,
нерешительный
рассеянный
трусливый, малодушный
вспыльчивый
неуравновешенный
злобный, жестокий
злопамятный
несообразительный, тупой
неблагоразумный, безрассудный
жестокий
эгоистичный
равнодушный, безучастный
грубый, невежливый
корыстолюбивый
безжалостный, беспощадный
мрачный, угрюмый, хмурый
Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».
Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.
Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.
Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обыденном смыслах. В обыденном смысле его используют для обозначения добровольных объединений людей по интересам, например, общество «рыболов-спортсмен» и т.п. В научном (категориальном) значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах. В философской и исторической литературе можно насчитать по крайней мере пять основных значений. Во-первых, отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмом (например, российское, французское, японское и др. общества). Во- вторых, это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.). В-третьих, все человечество в целом. В-четвертых, общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное). В-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Пятое значение в наибольшей степени отражает философское понимание общества. Оно позволяет соотнести общество с другими видами бытия.
Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущность общества. Его содержание раскрывается элементным составом. Более конкретно сущность общества выражается в родовых и видовых признаках.
Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая генетически общие характеристики с природой, космосом. К видовым (специфическим) признакам общества можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и связанных с ним способностями; особую организацию и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества определяют особые способ и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такой способ и содержание жизни сообществ людей на Земле получил название культуры.
В широком значении общество, как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному, именуется «социумом». Понятие «социум» в научный оборот ввел К.Х. Момджян. По его мнению, социум - это организационная форма совместной деятельности людей, одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем (Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 83-84). Социум, как подсистема мира, есть форма совместной жизнедеятельности людей, которая является, с одной стороны, носителем общих свойств и связей мира, как целостной системы, а с другой, составляет основу специфических соци- альных отношений. Общество, как носитель своих специфических социальных связей конкретизируется по различным основаниям и признакам. Если понятие «общество» в широком плане фиксирует общие сущностные черты коллективной формы жизнедеятельности индивидов, то понятие «общество» в узком смысле раскрывает факт существования конкретного сообщества людей.
Общество- это также коллектив людей или совокупность взаимодействующих индивидов. Данное утверждение верно, но оно содержит лишь ту очевидную истину, что о человеческом обществе можно говорить лишь тогда, когда налицо совместная жизнедеятельность людей. Общество как раз является результатом, продуктом человеческой деятельности. В этом состоит одно из главных отличий общества от других видов бытия.
Линией отсчета осмысления феномена общества является античная философия. Уже Платон и Аристотель выделяли проблемы общественной жизни. Ключом к анализу общества у них было государство. С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, нравственность, искусство. Если же связь с государством некоторых общественных явлений не просматривалась, они не принимались в расчет или объяснялись по-другому.
В теориях античных мыслителей общество растворялось в государстве как одном из своих проявлений. Такое поглощение общества государством объясняется определяющей ролью политических институтов и специфическим городом-полисом, городом-государством как механизмом самоорганизации общества на ранних классовых ступенях. Позиция отождествления общества и государства (хотя и неполного) просматривалась вплоть до Нового времени. Лишь в XVII веке Т. Гоббс, не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII веке классик английской экономической теории А. Смит (1723-1790) увидел границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. Оно является единственным способом удовлетворения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.
Виднейший немецкий мыслитель Г. Гегель (1770-1831) разграничивал уже государство и гражданское общество. Последнее он определял как систему зависимостей людей с целью их материального обеспечения. Иначе говоря, гражданское общество - это система экономических отношений. Французский мыслитель О. Конт (1798-1857), разработав основы «позитивной» философии и социологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определенность. Он считал общество целостной системой, социальным организмом взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования, функционирования и динамики социальной системы.
Приведенные примеры взглядов на общество показывают, что с XVII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с государства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследователей становится очевидной заглавная роль экономики в закономерном развитии общества. К такому выводу приходит не только О. Конт, но и К. Маркс.
К. Маркс, сформулировав принципы материалистического понимания истории, пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Иными словами, общество - это система общественных отношений, носителями и сторонами которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, социальные институты (государство, политические партии, религиозные, культурные и другие объединения).
Английский историк А. Тойнби (1889-1975), считавший себя противником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общество как систему отношений. Он писал: «Человеческое общество само по себе представляет собой отношение, вернее, особый вид отношений между людьми, как явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальными, в том смысле, что они не могут существовать вне общественных связей» (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 252). Общественные отношения между людьми, рассуждал А. Тойнби, имеют надличностный характер и поддерживаются с помощью специальных механизмов, именуемых социальными институтами. Без них общество не могло бы существовать. Как видно из приведенного положения, историк выделял три элемента общества: люди - живые человеческие индивиды; отношения между людьми двух видов (надличностные широкого социального плана и отношения общения); специально созданные социальные институты.
Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы и самого человека как личность, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения - главные, хотя и не единственные, его элементы.
Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «государство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением. Нация - этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является понятие общества.
Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить все необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основой, субстанцией, способом существования людей в мире.
Исторический процесс не существует вне и помимо сознательной деятельности людей. Она выступает главным способом существования и развития исторической действительности. «История, - подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс - не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается» ни в каких битвах! Не «история», а именно человек, действительный живой человек - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется... История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 102).
Термин «деятельность» широко используется в обыденном языке - (вулканическая деятельность, деятельность рек, работа как деятельность, занятие чем-либо и др.). В науке деятельность рассматривается, прежде всего, как понятие. Деятельность - это любое проявление социальной активности субъекта, его упорядоченные, организованные, осознанные поступки по созданию, производству чего-либо. Деятельность как жизнедеятельность присуща биологической системе. В этом значении она состоит в поддержании равновесия биологической системы через приспособление к внешней среде и продолжение рода. В ней отсутствует социальное, то есть общественное содержание. Деятельность социальной общности, а также отдельного человека, обретает свойство адаптивно-адаптирующей системы, то есть приспособительно-приспосабливающей, целенаправленной, целесообразной, конструктивно-творческой, планируемой и управляемой активности. Она заключается в создании внутренних необходимых условий и мотивов общественной жизни, в превращении внешней природы во «вторую природу», в практическом преобразовании внешнего мира с целью сохранения динамического равновесия системы общества.
Деятельность, будучи сложной, многоплановой системой, дифференцируется по разным основаниям. В качестве первого всеобъемлющего основания выделяется характер отношения человека к окружающему миру. На основе этого критерия деятельность подразделяется на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на изменение природной и социальной действительности, а духовная разворачивается в сфере сознания и мировоззрения. Практическая деятельность выражается в воспроизводстве человека как индивида, в материальном производстве и процессах функционирования общественных отношений (социальная революция и эволюция, реформа, проведение выборов, референдумов; принятие законов; экологические мероприятия и т.п.). Духовная деятельность осуществляется в воспроизводстве сознания и мировоззрения субъектов общества, в художественном творчестве, развитии научных знаний, нравственной и религиозной активности, в процессах воспитания, образования и т.д.
В научной литературе существуют и другие основания классификации деятельности. В зависимости от субъектов деятельности ее подразделяют на индивидуальную, этническую, государственную, классовую, партийную и т.п.; в зависимости от объектов - на экономическую, экологическую, политическую и др.; в зависимости от социальной направленности - прогрессивную и регрессивную. Деятельность может быть позитивной и негативной, творческой (продуктивной) и нетворческой (репродуктивной), созидающей (конструктивной) и разрушающей (деструктивной) и т.д.
Деятельность всегда осуществляется в форме общественных отношений. Общественные отношения представляют собой особый класс социальных связей. Социальные связи возникают, во-первых, между субъектами - субъект-субъектные; во-вторых, между человеком и предметом - субъект-объектные; в-третьих, между социальными предметами - объект-объектные. Общественные отношения - это всегда связи между субъектами по поводу объектов. Однако в качестве объектов могут выступать и сами субъекты. Атрибутивными признаками субъекта являются: познание, целенаправленность, целесообразность, творчество, планирование, управление, социальная (осознанная) ак- тивность и другие. Воплощая подобные признаки, социальный субъект осуществляет отношения общения (межличностные, личность - группа), отношения поведения и отношения собственно деятельности. В качестве субъектов деятельности и всех других форм отношений выступают социальные общности, группы, слои и прослойки, отдельный человек.
Совокупность общественных отношений подразделяется на материальные и идеологические. Материальные отношения включают связи воспроизводства самого человека как физического существа и производственные (финансово-хозяйственные) отношения. Они в совокупности образуют первый уровень жизни общества - материальную жизнь.
Производство материальных благ составляет основу существования и развития общества. Поэтому материальные производственные отношения, будучи, естественно, первичными, обладают способностью существовать вне и независимо от сознания людей. Духовно-идеологические отношения являются вторичными в соотношении с материально-производственными. Но они играют определяющую роль в формировании социальности и собственно духовности субъектов, выступают формой внеэкономической деятельности людей. Идеологический характер духовных отношений связан прежде всего с тем, что в основе их лежит идея - способность человека осознавать и выражать существенные связи и закономерности общественной жизни, осознанно управлять социальными процессами. Они составляют второй уровень жизни общества - духовную жизнь. Содержание духовно-идеологических отношений составляют связи, направленные на развитие сознания и духовного мира субъектов, а также нравственные, эстетические, информационные отношения, отношения свободы совести и др.
Социальные связи как общественные отношения имеют ту особенность, что их невозможно зафиксировать эмпирически, они невидимы, неосязаемы, как бы идеальны. Но эти связи даны для изучения человеку косвенно: в материальных и духовных благах, в поступках людей, в языке, в способах организации и социальных институтах, без которых люди не могут жить.
Анализ общества предполагает его рассмотрение как целостной, саморазвивающейся системы. Деятельность и в целом общественные отношения выступают системообразующими факторами. В общем плане система, как известно, - это упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих ее элементов.
Общество обладает признаками системы: целостностью, структурностью, иерархичностью элементов и связей, субстанциональностью, субстратностью, функциональностью, самодостаточностью, динамизмом. Общество - сложноорганизованная, иерархическая, многоуровневая система, каждый элемент которой может быть рассмотрен в качестве подсистемы или самостоятельной системы.
Систему общества целесообразно рассматривать в трех аспектах: структурном, функциональном, динамическом. Структурный аспект исследования общества связан с установлением элементного состава и субстратности, с выделением относительно самостоятельных автономных образований, каковыми в социальной системе являются, например, сферы жизни общества, уровни жизни. Задача функционального анализа состоит в установлении механизмов, поддерживающих целостность социального организма, создаваемую взаимодействием подсистем общества. Динамический аспект раскрывает источники и постоянно действующие факторы его развития и совершенствования, выделяет явления, дающие импульс к изменению социальной организации. Структурный анализ исследует подсистемы в отдельности, как самостоятельные единицы; функциональный - изучает взаимодействие элементов; динамический - исследует способы разрешения противоречий в обществе, которое ведет к превращению системы в новое образование или поднятие ее на новый уровень.
Поддержание целостности общественной системы, воссоздание ее элементов осуществляется в процессе общественного производства. Общественное производство, то есть производство общества в целом, включает: воспроизводство материальных условий жизни; производство идей и духовных ценностей, символов и знаков; производство социальных связей и отношений; производство самих людей как общественных индивидов. Результатом общественного воспроизводства выступают прежде всего два главных элемента общественной жизни: субъекты и объекты, то есть люди и блага (ценности) людей. Первым необходимым элементом функционирования социальной системы являются ее субъекты, без физической и умственной энергии которых нет ни деятельности, ни общества. Вторым необходимым элементом выступают объекты - социальные предметы, создаваемые или используемые людьми для своей жизнедеятельности. Социальные предметы делятся на два класса, различающиеся социальными функциями и назначением.
Первый класс составляют вещи (или орудия). Это предметы, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах. Именно с помощью вещей реализуется особый адаптивный характер деятельности человека, а именно - приспособление к среде путем ее веще- ственно-энергетической переработки, целенаправленного изменения. С помощью вещей люди оказывают непосредственное воздействие, во- первых, на природу. Эти вещи или средства производства включают предметы труда, орудия труда, инфраструктуру хозяйства, кибернетические средства, хранящие, перерабатывающие и передающие технологическую и иную информацию. Во-вторых, с помощью вещей человек изменяет социальную среду: «техносферу» и «антропосферу». Например, пища, медицинские инструменты, спортивные снаряды, военное оружие - все это принадлежит миру вещей, физически изменяющих внешнюю реальность (в том числе биологическую организацию человека). В-третьих, к вещам относятся особые предметы, необходимые для физического воздействия на реальность в сфере духовного производства: например, ручка, карандаш, бумага, художественная кисть, краски, холст и т.п., которыми пользуются художники для воплощения своих идей.
Второй класс социальных предметов, воспроизводимых общественным производством, называют символами или знаками. Символы несут в себе определенным образом закодированную информацию, служат средством ее накопления, хранения и передачи. Назначение символов - согласовать цели коллективной деятельности, поведения и общения путем воздействия на сознание, мировоззрение, стремления и желания людей. Символы воздействуют на внутренний мир человека, изменяя (или формируя) его представления о бытии. Идеи, образы, теории, чувства могут повлиять на поведение и сознание людей лишь воплотившись в материальные предметы: печатный текст, дорожные знаки, картины и т.п. Эти предметы-знаки являются, своего рода, проводниками информации и культуры.
Разница между вещами (орудиями) и символами состоит только в их назначении, неодинаковой многофункциональности, но не связана с материалом, из которых они изготовлены. Если вещи (орудия) являются средством адаптации человека к природе, то символы - средством адаптации людей к культуре.
Примеры различных типов заданий, предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады
Задания с рядами
1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
1. Обычай, прецедент, закон.
2. Эпос, былины, предания, сказки.
3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.
Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.
Заполните пропуск в ряду.
1. Производство, ………, распределение, потребление.
2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……
3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более 10 лет.
Ответ: 1. Обмен. 2. Сословие. 3. Не более пяти лет.
3. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.
1. Республика, монархия, федерация.
2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.
3. Административное право, гражданское право, семейное право.
Ответ:
1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли частного права.
Заполните пропуск в ряду.
1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,
«Капитал»; ……………………….., «Общая теория занятости, процента и денег».
2. Н.Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о
государственном правлении», Ж.Ж.Руссо, «Об общественном договоре».
3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, ……...
………………………………………………………………………….……. , подписание
4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.
5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .
Ответ: 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия. 5. Неосторожность.
Выбор из перечня
Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются в численность рабочей силы и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок.
1. Домохозяйки
2.Частично занятые на производстве.
3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.
4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.
5. Работающие по гибкому графику.
6. Работающие по вахтовому методу.
7. Студенты дневного обучения.
Ответ: 2, 3, 5, 6.
Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.
1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).
2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).
3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).
Ответ: 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.
Определение правильности или ошибочности утверждений
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».
2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.
3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.
4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.
5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.
6. Государство не является единственным носителем политической власти.
7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.
8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.
9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний.
10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.
Ответ:
1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.
Соответствие имени ученого и высказанных им идей
В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.
Ответ:
Г | А | В | Д |
Практические задания на знания содержательных модулей курса
Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию .
Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»
……………………………………………………………………………………………………
Ответ: Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Работа со схемами
1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов .
1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.
Ответ:
2. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства, права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три термина: «государство», «право», «личность».
Ответ:
Задания с иллюстративным рядом
Перед вами портреты (в данных материалах не представлены) мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы.
1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.
2. Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в основу группировки в каждом случае.
Вариант № 598891
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Ха-рак-тер-ной чертой научного мировоззрения яв-ля-ет-ся
1) персонификация природных яв-ле-ний
2) принятие важнейших истин на веру
3) критическое восприятие явлений дей-стви-тель-но-сти
4) опора на повседневный опыт
Ответ:
Суб-куль-ту-рой принято на-зы-вать
1) традиционные культурные цен-но-сти
2) отрицание важнейших культурных цен-но-стей
3) культуру какой-либо социальной или демографической груп-пы
4) новаторство в области художественного твор-че-ства
Ответ:
За последние несколько лет Болгария столкнулась с резким сокращением численности граждан трудоспособного воз-рас-та, обусловленным старением на-се-ле-ния. Проявлением какой глобальной проблемы является данный факт?
1) эко-ло-ги-че-ской
2) про-до-воль-ствен-ной
3) де-мо-гра-фи-че-ской
4) проблемы Север - Юг
Ответ:
Верны ли следующие суждения об общественном про-грес-се?
А. Содержанием общественного прогресса является необходимость удовлетворения человечеством возрастающих по-треб-но-стей.
Б. Прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопровождается регрессивными изменениями в дру-гих.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
Что из перечисленного относится к интенсивным факторам экономического роста?
1) увеличение объёма используемых ре-сур-сов
2) увеличение продолжительности рабочего дня
3) расширение посевных пло-ща-дей
4) применение энергосберегающих тех-но-ло-гий
Ответ:
Что из перечисленного относится к постоянным затратам фирмы?
1) затраты на сырьё
2) оплата по-треблённой элек-тро-энер-гии
3) амортизационные от-чис-ле-ния
4) оплата труда ра-бо-чих
Ответ:
К внутренним источникам финансирования бизнеса относится (-ятся)
1) прибыль фирмы
2) банковские кре-ди-ты
3) государственные фонды
4) размещение ценных бумаг фирмы на фондовом рынке
Ответ:
Верны ли следующие суждения о структурной без-ра-бо-ти-це?
А. Наличие в стране структурной безработицы свидетельствует о вступлении национальной экономики в стадию ре-цес-сии.
Б. Структурная безработица обуславливается ликвидацией устаревших отраслей и про-фес-сий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
Как мо-раль-ные, так и правовые нормы
1) поддерживаются силами общественного мне-ния
2) носят формально опре-делённый ха-рак-тер
3) создаются в ходе об-ще-ствен-но-ис-то-ри-че-ско-го раз-ви-тия
4) носят обязательный характер для всех без исключения членов об-ще-ства
Ответ:
В стране Z проводилось социологическое ис-сле-до-ва-ние, в ходе которого ре-спон-ден-там, проживающим в населённых пунктах разного типа, задавался во-прос: «Как часто за последние 10 лет вы меняли место жи-тель-ства»?
Ре-зуль-та-ты опроса представлены в таблице в процентом соотношении от числа от-ве-чав-ших.
Ко-ли-че-ство жи-те-лей | Ни разу | 1 раз | 2 раза и более |
менее 10 тысяч | 90 | 9 | 1 |
10–100 тысяч | 84 | 12 | 4 |
100–500 тысяч | 75 | 21 | 6 |
более 500 тысяч | 67 | 22 | 11 |
Какой вывод можно сделать на основе данных этой таб-ли-цы?
1) Менее половины жителей населённых пунктов с численностью более 10 тысяч человек за последние 10 лет не меняло место про-жи-ва-ния.
2) Около трети жителей населённых пунктов с численностью более 500 тысяч человек за последние 10 лет меняли место про-жи-ва-ния.
3) Более трети жителей населённых пунктов с численностью 10–100 тысяч человек меняли место жительства хотя бы 1 раз за последние 10 лет.
4) Пятая часть жителей населённых пунктов с численностью 100–500 человек меняла за после 10 лет место жительства 2 и более раз.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о семьях демократического типа?
А. Среди семей демократического типа преобладают многопоколенные семьи.
Б. В семье демократического типа воспитанием детей занимаются оба су-пру-га.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
В совместном ведении федерального центра и субъекта РФ на-хо-дит-ся
1) при-ро-до-поль-зо-ва-ние; охрана окружающей среды
2) метеорологическая служ-ба, стан-дар-ты, эта-ло-ны, метрическая система и исчисление вре-ме-ни
3) внешняя политика и международные от-но-ше-ния
4) регулирование и защита прав и свобод человека и граж-да-ни-на
Ответ:
По идеологическому принципу принято выделять пар-тии
1) ре-во-лю-ци-он-ные, ре-фор-мист-ские
2) со-ци-а-ли-сти-че-ские, ли-бе-раль-ные
3) пра-вя-щие, оп-по-зи-ци-он-ные
4) кад-ро-вые, мас-со-вые
Ответ:
В стране Z произошли резкие политические из-ме-не-ния. Какая дополнительная информация позволит су-дить, что в стране Z происходит переход к демократическому политическому ре-жи-му?
1) Происходит сращивание исполнительной и судебной вла-сти.
2) Принята новая Кон-сти-ту-ция.
3) Cнижен пенсионный воз-раст.
4) Введена процедура отчета правительства перед пар-ла-мен-том.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политических пар-ти-ях?
А. Зарегистрированные политические партии получают финансирование из государственного бюд-же-та.
Б. Политические партии выполняют функцию политической социализации граж-дан.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
К полномочиям Генеральной прокуратуры Российской Федерации от-но-сят-ся
1) назначение ре-фе-рен-ду-ма
2) надзор за соблюдением Конституции Российской Фе-де-ра-ции
3) управление федеральной соб-ствен-но-стью
4) отправление пра-во-су-дия
Ответ:
К внешним функциям государства от-но-сит-ся
1) регулирование общественных от-но-ше-ний
2) борьба с негативными внешними эффектами экономической де-я-тель-но-сти
3) поддержание общественного по-ряд-ка
4) охрана государственных гра-ниц
Ответ:
С 1 января 2013 года в стране Z вступил в силу закон о политических пар-ти-ях. Какую подсистему политической системы характеризует данный факт?
1) нор-ма-тив-ную
2) куль-тур-но-идео-ло-ги-че-скую
3) ком-му-ни-ка-тив-ную
4) функ-ци-о-наль-ную
Ответ:
Верны ли следующие суждения о гражданском об-ще-стве?
А. В условиях гражданского общества действует большое количество самодеятельных ор-га-ни-за-ций, защищающих частные интересы людей.
Б. Наличие гражданского общества является значимым условием функционирования демократического политического ре-жи-ма.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
За-пи-ши-те слово, пропущенное в схеме.
Ответ:
Ниже при-ведён ряд тер-ми-нов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стра-ти-фи-ка-цию.
Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они ука-за-ны.
Ответ:
Уста-но-ви-те соответствие между типами избирательных систем и их ха-рак-те-ри-сти-ка-ми: к каждой по-зи-ции, данной в первом столб-це, подберите соответствующую позицию из второго столб-ца.
За-пи-ши-те в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук-ва-ми.
За-пи-ши-те в ответ цифры, расположив их в по-ряд-ке, соответствующем бук-вам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Най-ди-те в при-ведённом ниже списке при-ме-ры, иллюстрирующие институциональную подсистему политической системы об-ще-ства. Запишите цифры, под которыми они ука-за-ны.
1) политические права и сво-бо-ды
2) политические пар-тии
3) политическая идео-ло-гия
4) средства массовой ин-фор-ма-ции
5) го-су-дар-ство
6) политические нормы и тра-ди-ции
Ответ:
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено опре-делённой бук-вой.
(А) В стране Z в производство внедряются наукоёмкие тех-но-ло-гии. (Б) Это неопровержимо свидетельствует о формировании информационного общества в стране Z. (В) Учёные счи-та-ют, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к информационным тех-но-ло-ги-ям, обеспечит автоматизацию обработки информации в производственной и социальной сфе-рах. (Г) Информационная тех-но-ло-гия - про-цесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объ-ек-та, процесса или яв-ле-ния. (Д) Это позволит в будущем избавить людей от рутинной ра-бо-ты, освободить им время для удовлетворения духовных по-треб-но-стей.
Опре-де-ли-те, какие положения текста имеют
1) фактический ха-рак-тер
2) характер оценочных суж-де-ний
3) характер теоретических утвер-жде-ний
За-пи-ши-те в таблицу под бук-вой, обозначающей по-ло-же-ние, цифру, выражающую его ха-рак-тер.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место про-пус-ков.
«В индустриальном обществе семья перестала выполнять _______ (А) функ-цию. В результате отпала необходимость жёстко-го _______ (Б) семейных от-но-ше-ний. Многие традиции и обы-чаи, поддерживающие жёсткую семейную конструкцию и имеющие _______ (В) обос-но-ва-ние, перестали быть не-об-хо-ди-мы.
По-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние_______ (Г) семья, т.е. семья, состоящая только из супругов и их детей. Следует от-ме-тить, что переход к такой семье многими воспринимался как ка-та-стро-фа, как отход от _______ (Д) и падение нра-вов. В действительности семейные нравы как раз улуч-ши-лись: к при-ме-ру, физическое воздействие на жён и детей, считавшееся нормальным в традиционной семье, стало уходить в про-шлое.
В _______ (Е) обществе дети были нужны прежде всего как рабочие руки в хо-зяй-стве. В индустриальном об-ще-стве, на-про-тив, дети не только не способствовали увеличению семейного до-хо-да, но стали требовать дополнительных средств на длительное обу-че-ние.»
Слова в списке даны в именительном па-де-же. Каждое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за дру-гим, мысленно заполняя каждый про-пуск. Обратите внимание на то, что в списке слов боль-ше, чем вам потребуется для заполнения про-пус-ков.
Спи-сок тер-ми-нов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Ху-до-же-ствен-ное произведение автора N стало предметом разбора в литературном жур-на-ле. Выберите из при-ведённого ниже списка ха-рак-те-ри-сти-ки, свидетельствующие о том, что это художественное произведение относится к элитарной куль-ту-ре, и запишите цифры, под которыми они ука-за-ны.
1) Произведение сложно по своему со-дер-жа-нию.
2) Произведение создано известным пи-са-те-лем.
3) Произведение требует знакомства с современными философскими кон-цеп-ци-я-ми.
4) Художественные приёмы, используемые ав-то-ром, вызывают непонимание многих чи-та-те-лей.
5) Среди читателей произведения люди разных возрастов и уровней об-ра-зо-ва-ния.
6) Произведение создавалось с расчётом на коммерческий успех.
Ответ:
Най-ди-те по-ня-тие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно ука-за-но.
Ответ:
При-ве-ди-те три содержащихся в тексте определения понятия «об-ще-ство» в узком смысле и три определения понятия «об-ще-ство» в широком смыс-ле.
(по В.В. Миронову )
На основании текста раскройте авторское понимание проблем социальной философии как науки. Приведите три по-ло-же-ния.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).
Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.
Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.
И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.
(по В.В. Миронову )
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Ис-поль-зу-ют ли, по мнению ав-то-ра, учёные-об-ще-ство-ве-ды понятие «об-ще-ство» для описания природных ре-а-лий? Приведите фразу из тек-ста, которая помогает ответить на данный во-прос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных ре-а-лий.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).
Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.
Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).
Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.
Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.
И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний, рас-крой-те его смысл, обо-зна-чив при не-об-хо-ди-мо-сти раз-ные ас-пек-ты по-став-лен-ной ав-то-ром про-бле-мы (за-тро-ну-той темы).
При из-ло-же-нии своих мыс-лей по по-во-ду под-ня-той про-бле-мы (обо-зна-чен-ной темы), при ар-гу-мен-та-ции своей точки зре-ния ис-поль-зуй-те зна-ния , по-лу-чен-ные при изу-че-нии курса об-ще-ст-во-зна-ния, со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия , а также факты об-ще-ствен-ной жизни и соб-ствен-ный жиз-нен-ный опыт Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.
Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.
Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).
Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.
Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).
29.1 Фи-ло-со-фия: «Лич-ность - это че-ло-век как но-си-тель со-зна-ния» (К.К. Пла-то-нов).
29.2 Эко-но-ми-ка: «На-ло-ги - это день-ги, взи-ма-е-мые вла-стью с части об-ще-ства в ин-те-ре-сах це-ло-го» (С. Джон-сон).