Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях. Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве Суд и прокурор в уголовном процессе

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.

Согласно ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о ;
  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;
  • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или ;
  • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • участвовать в при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;
  • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по ;
  • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Полномочия прокурора в уголовном деле: Видео

  • 2.Назначение уголовного судопроизводства. Назначение (задачи) досудебного производства и судебного производства по уголовному делу.
  • 3.Стадии уголовного судопроизводства. Отдельные производства.
  • 5.Процессуальная форма (понятие и значение).
  • 6.Процессуальные гарантии (понятие, сущность и значение).
  • 7.Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.
  • 8.Законность при производстве по уголовному делу. Сущность и значение.
  • 9.Осуществление правосудия только судом.
  • 10.Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
  • 11.Презумпция невиновности. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 12.Состязательность сторон. Понятие и значение. Нормативная основа.
  • 13.Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
  • 14.Свобода оценки доказательств. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 15.Обжалование процессуальных действий и решений органов предварительного расследования и суда.
  • 16.Виды уголовного преследования. Обязанность уголовного преследования.
  • 17.Понятие и общая характеристика участников уголовного судопроизводства, их классификация.
  • 18.Суд. Особый статус и полномочия суда в уголовном судопроизводстве.
  • 19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.
  • 20.Следователь. Руководитель следственного органа. Понятие и процессуальное положение. Процессуальная самостоятельность следователя.
  • 21.Орган дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания.
  • 22.Потерпевший. Частный обвинитель. Гражданский истец. Понятие, процессуальное положение.
  • 23.Подозреваемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 24.Обвиняемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 25.Защитник. Понятие, процессуальное положение. Приглашение, назначение и замена защитника. Обязательное участие защитника. Отказ обвиняемого от защитника.
  • 26.Свидетель. Понятие, процессуальное положение. Свидетельский иммунитет.
  • 27.Специалист. Переводчик. Понятой. Понятие, процессуальное положение.
  • 28.Доказательственное право. Особенности уголовно-процессуального доказывания. Цель уголовно-процессуального доказывания.
  • 29.Предмет доказывания. Характеристика обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам. Пределы доказывания.
  • 31.Свойства доказательств. Относимость. Допустимость. Достоверность. Достаточность совокупности доказательств.
  • 32.Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания.
  • 33.Показания подозреваемого и обвиняемого. Понятие, предмет, значение.
  • 34.Показания свидетеля и потерпевшего. Понятие, предмет и значение.
  • 35.Заключение и показания эксперта. Предмет экспертизы. Предмет и оценка показаний эксперта. Заключение и показания специалиста.
  • 36.Вещественные доказательства. Понятие, значение и оценка вещественных доказательств. Виды вещественных доказательств.
  • 37.Протоколы следственных и судебных действий (судебного заседания). Понятие, значение и оценка.
  • 38.Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения.
  • 39.Задержание подозреваемого. Понятие и сущность. Основания, цели и условия задержания.
  • 40.Процессуальный порядок задержания.
  • 41.Иные меры процессуального принуждения: виды и основания применения.
  • 42.Понятие, виды и значение мер пресечения. Основания применения мер пресечения.
  • 43.Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Характеристика, порядок применения, практика применения.
  • 44.Заключение под стражу. Сущность, цели и значение. Сроки содержания под стражей, основания и порядок их продления.
  • 19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.

    Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

    Задачи прокурора:

    Защита прав и свобод человека и гражданина;

    Защита охраняемых законом интересов общества и государства;

    Обеспечение верховенства закона;

    Обеспечение единства и укрепления законности.

    В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

    1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

    2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

    3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

    4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

    5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

    6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

    7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

    8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

    9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

    10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

    11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

    12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

    В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).

    Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования, а в суде отказ прокурора от обвинения – прекращение дела.

    Прокурор - государственный орган, выполняющий в уголовном судопроизводстве разнообразные функции.

    Вопрос о выполнении прокурором функций в уголовном процессе является остродискуссионным.

    Думается, что в досудебных стадиях и в стадии предания суду до назначения судебного заседания прокурор осуществляет функции уголовного преследования и надзора за соблюдением законов органами, ведущими досудебную подготовку материалов. В стадии судебного разбирательства он выполняет роль стороны, представляющей публичные интересы и поддерживающей обвинение. После вступления приговора в законную силу прокурор реализует правозащитную функцию, которую в правовой литературе чаще всего называют функцией надзора за законностью.

    Только прокурор располагает полномочиями санкционировать решения:

    о возбуждении уголовного дела;

    о применении меры пресечения в виде залога;

    о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом федеральную тайну;

    о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по некоторым нереабилитирующим.

    Только с согласия прокурора перед судом возбуждаются ходатайства:

    о применении меры пресечения в виде заключения под стражу;

    о продлении срока содержания под стражей;

    о временном отстранении обвиняемого от должности;

    о наложении ареста на имущество;

    о производстве обыска;

    о производстве других следственных действий, если это требует предварительного судебного решения.

    Только по постановлению прокурора, независимо от того, в чьем производстве находится уголовное дело, принимаются решения о соединении в одном производстве уголовных дел (часть третья статьи 153 УПК).

    Только прокурор может:

    определить подследственность при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования (часть седьмая статьи 151 УПК);

    продлить срок предварительного расследования (статья 162 УПК).

    В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

    проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

    участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные

    действия;

    давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

    разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;


    отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;

    изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя

    другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

    решать вопрос о производстве предварительного следствия следственной группой;

    передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности;

    отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;

    поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

    утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

    возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

    приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу.

    Надзорные полномочия предназначены для осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия прокурор наделен широчайшими полномочиями, общий смысл которых заключается в том, что этот участник предварительного расследования практически всевластен в пределах своей компетенции на территории, подпадающей под его юрисдикцию в определении направлений производства такого расследования, объеме следственных действий, применении мер уголовно-процессуального принуждения и, в конечном счете, относительно судьбы следственного производства по любому уголовному делу, в чьем бы производстве оно ни находилось.

    Осуществляя функцию уголовного преследования, прокурор в пределах своей компетенции вправе возбудить или принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору либо следователю предварительное расследование любого преступления. Приняв уголовное дело к своему производству, прокурор вправе и обязан расследовать его в полном объеме, предъявить обвинение, завершив досудебное производство его прекращением или составлением обвинительного заключения за своей подписью и направлением данного уголовного дела по подсудности с уведомлением суда о своем намерении поддерживать государственное обвинение при рассмотрении дела по существу.

    В суде первой инстанции прокурор принимает участие в качестве государственного обвинителя. такое участие обязательно в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частнопубличного обвинения, что жестко диктуется соблюдением принципа состязательности в уголовном судопроизводстве. Без уголовного иска государства, а государство представляет прокурор, нет спора по поводу обвинения конкретного лица в преступлении, а значит, не может быть и самого процесса. Поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции - важнейшая часть возложенной на прокуратуру функции уголовного преследования, как деятельности, направленной на изобличение лица, совершивше­го преступление, привлечение его к ответственности, направление дела в суд и обоснование обвинения перед судом.

    13. Задачи и полномочия следователя и руководителя следственного органа. Следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование, собирать доказательства, подтверждающие событие преступления, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении.

    1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
    2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
    3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
    4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
    5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
    6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

    Следователи всех ведомств и министерств обладают процессуальной самостоятельностью .

    Следователь самостоятельно принимает решения о направлении расследования и производстве следственных действий и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Но в некоторых случаях следователь обязан получить судебное разрешение или санкцию прокурора.

    Следователь обязан ставить прокурора в известность о своих важнейших решениях (о возбуждении УД, его прекращении, задержании подозреваемого и т.д.), так как прокурор осуществляет надзор за производством расследования. По ходатайству следователя прокурор продляет срок предварительного расследования.

    Но прокурорский надзор не лишает следователя процессуальной самостоятельности.

    При производстве расследования следователь по своему внутреннему убеждению оценивает доказательства. Прокурор может дать следователю письменные указания, являющиеся обязательными для следователя.

    Следователь может не согласиться с указаниями пркурора. Несогласие следователя с указаниями прокурора не приостанавливает их выполнения. Однако при несогласии следователя с указаниями прокурора по наиболее важным вопросам УД (о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, об объеме обвинения, избрании меры пресечения или ее отмене, отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или проведении процессуальных действий, о направлении дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или его отстранении, о передаче дела другому следователю) он может сразу же обжаловать их вышестоящему прокурору.

    Следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскной деятельности, отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте и получать содействие при их осуществлении. Постановления следователя по находящемуся в его производстве УД обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и общественными объединениями.

    Действующий УПК допускает контроль со стороны суда за деятельностью правоохранительных органов в следующих процессуальных формах:

    Досудебная процедура дачи разрешения на проведение оперативно - розыскных и следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан (прослушивание телефонных и иных переговоров, просмотр почтовых, телеграфных и иных отправлений и т.д.);

    Досудебная процедура рассмотрения жалоб на действия органов дознания, предварительного следствия, (обжалование постановлений о задержании, содержании под стражей, продлении сроков содержания под стражей);

    Судебная процедура проверки законченных расследованием уголовных дел: при назначении дела к слушанию; в подготовительной части судебного заседания; в ходе судебного следствия; при постановлении приговора; в кассационной инстанции; в надзорном порядке; в порядке производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Начальник следственного отдела - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение.

    Задачи: он осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к повышению эффективности расследования, недопущению волокиты. Таким образом, начальник СО осуществляет организационное руководство следственным подразделением, но имеет также некоторые полномочия по процессуальному руководству деятельностью подчиненных ему следователей. При этом он не заменяет прокурора, хотя их полномочия во многом сопоставимы. Прокурорский надзор распространяется как на следователя, так и на начальника СО. В соответствии УПК начальник СО наделен следующими полномочиями:

    возбуждать УД;

    поручать производство следствия следователю или группе следователей;

    отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении следствия;

    вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя;

    проверять материалы уголовных дел;

    давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения.

    Такие указания являются обязательными для следователя. При несогласии с ними следователь вправе их обжаловать прокурору, но это не приостанавливает их исполнения, кроме указаний об изъятии УД и передаче его другому следователю, привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, избрании меры пресечения и проведении следственных действий, требующих судебного решения.

    Начальник СО вправе принять УД к своему производству и провести расследование в полном объеме.

    Глава II. Прокурор в уголовном процессе

    § 2. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция

    § 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

    § 4. Обязательность указаний прокурора

    Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса

    § 1. Определение уголовного процесса

    Уголовный процесс - правовое понятие, связанное с пред­ставлениями о правосудии, деятельности органов следствия, дознания, прокуратуры по применению уголовного права в случае совершения преступления. Уголовный процесс в любом государстве ведется на основании и по правилам, установлен­ным его законами, защищая существующий правопорядок.

    Правовое государство призвано обеспечивать охрану от преступных посягательств на права и свободы личности, жизнь, здоровье, честь и достоинство, другие блага граждан, обще­ство в целом, конституционный строй. Этому служит, в част­ности, уголовное право, которое устанавливает круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды та­ких наказаний. Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необ­ходимо его раскрыть, найти виновного, выяснить все, что не­обходимо для справедливого наказания преступника, и в то же время не допустить ошибочного обвинения и тем более осуждения невиновного. Виновный же должен быть наказан в строгом соответствии с законом, характером и степенью его вины, данными о личности.

    Для того чтобы предупредить преступления, привлечь к ответственности и наказать виновных, в государстве существует система органов уголовной юстиции. Ее вершину образует суд, призванный осуществлять правосудие по уголовным делам. В большинстве случаев деятельности суда предшествует рас­следование преступлений, произведенное органами дознания и предварительного следствия под надзором, а иногда и при участии прокуроров.

    Деятельность уголовной юстиции связана с применением уголовного наказания, в максимальной степени затрагиваю­щего основные права и свободы человека, а также с примене­нием мер государственного принуждения (арест, обыск и т. д.), что необходимо для успешного раскрытия преступлений и обеспечения неизбежности ответственности виновных. Поэтому она строго и детально регламентируется правовыми нор­мами, создающими гарантии справедливого правосудия и га­рантии личности. Эти нормы, в силу их важности, устанавли­ваются только законодательной властью.

    Правосудие по уголовным делам, как и деятельность ор­ганов, расследующих преступления, осуществляется в особом порядке, который принято называть процессуальным. Закон определяет последовательность действий соответствующих го­сударственных органов с момента обнаружения преступления и до окончательного разрешения уголовного дела в суде, пра­ва и обязанности граждан, на которых распространяется эта деятельность, форму производства всех следственных и су­дебных действий и закрепления их результатов. Этот процес­суальный порядок - необходимое условие законности всей деятельности суда, органов расследования и прокуратуры в связи с преступлением.

    Уголовно-процессуальная деятельность, урегулированная законом, протекает в форме правоотношений, которые скла­дываются между судом и другими государственными органа­ми, а также между ними и гражданами, юридическими лица­ми. Эта деятельность носит правовой характер.

    Таким образом, уголовный процесс - это осуществляе­мая в установленном законом особом процессуальном порядке деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголов­ных дел и предшествующая ей деятельность органов след­ствия, дознания и прокуратуры по раскрытию преступле­ний, изобличению виновных и привлечению их к уголовной ответственности, направленные на обеспечение правосудия с тем, чтобы совершивший преступление был справедливо на­казан, а невиновный не был осужден. Эта деятельность осуще­ствляется в форме правоотношений с участием граждан и орга­низаций, реализующих свои права и исполняющих обязанности.

    § 2. Задачи уголовного процесса

    Задачи уголовного процесса можно определить как в об­щесоциальном плане, т. е. с позиций роли, которую он играет в жизни общества, так и анализируя конкретные задачи, кото­рые должны быть решены при расследовании преступлений и рассмотрении судом уголовного дела.

    На общесоциальном уровне уголовный процесс имеет за­дачей защитить от преступных посягательств личность, ее права, свободы и другие блага, права и законные интересы юридических лиц, существующий правопорядок путем осуще­ствления справедливого правосудия по уголовным делам.

    Конкретные задачи уголовного процесса как вида право­вой государственной деятельности в связи с обнаружением преступления состоит в том, чтобы обеспечить:

    своевременное и полное раскрытие преступления, т. е. установить сам факт совершения преступления и того, кто его совершил;

    получение достаточных доказательств с тем, чтобы устано­вить истину по уголовному делу, изобличить действительно ви­новного и выяснить все необходимое для принятия правильного решения или снять подозрение либо обвинение с невиновного;

    правильное применение уголовного закона и других зако­нов, относящихся к делу, т. е. безошибочно юридически оце­нить деяние обвиняемого с учетом всех обстоятельств, влияю­щих на характер и степень ответственности;

    назначение справедливого наказания судом в строгом со­ответствии с законом и обстоятельствами дела или оправдание невиновного.

    Глава IV. Прокурор в уголовном процессе

    § 1. Уголовно-процессуальные функции

    Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется различными органами и лицами. Они действуют в уголовном процессе в соответствии со стоящими перед ними задачами. Отсюда и выделение в этой деятельности уголовно-процессуальных функций - различных направлений, которые обус­ловлены ролью, предназначением и целью субъектов уголовно-процессуальной деятельности.

    Уголовно-процессуальные функции - это направления уголовно-процессуальной деятельности, выделяемые в зави­симости от круга субъектов, выполняющих те или иные про­цессуальные действия, от разрешаемых ими задач и процес­суальных форм, в которых они действуют.

    Функции, выполнение которых связано с достижением главного результата уголовного процесса, к которому отно­сится нахождение истины, являются основными. Среди них выделяются: осуществление правосудия, обвинение, защита и предварительное расследование.

    Дополнительные функции - поддержание гражданского иска и соответственно защита от него.

    Некоторые ученые выделяют и иные функции: прокурор­ского надзора за законностью, воспитательную, социального контроля и др.

    Осуществление правосудия - важнейшая уголовно-процессуальная функция, присущая только суду, разрешающе­му дело по существу.

    Она заключается в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и в применении наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо в оправдании невиновных.

    Исходя из принципа состязательности, основным содер­жанием функции правосудия является всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в суде и разрешение его по существу.

    Смысл этой функции - дать окончательный ответ относи­тельно виновности или невиновности лица в связи с представ­ленным в суд обвинением. Все другие уголовно-процессуальные функции обеспечивают успешное осуществление право­судия.

    Деятельность же участвующих в деле лиц, показания (зак­лючения) которых являются источниками доказательств, а так­же лиц, способствующих проведению следственных и судеб­ных действий, является вспомогательной по отношению к фун­кции, выполняемой судом.

    Обвинение представляет собой деятельность уполномочен­ных органов и лиц, направленную на раскрытие преступле­ния, доказывание виновности лица, его совершившего, с це­лью обеспечить правильное разрешение судом вопроса о его ответственности.

    В зависимости от того, кто и в каких формах осуществляет эту функцию, различают обвинение государственное (публич­ное), общественное и частное (поддерживаемое потерпевшим).

    Государственное (публичное) обвинение, являясь основ­ной формой, осуществляется в интересах и от имени государ­ства, независимо от воли иных лиц, в том числе потерпевше­го, в силу служебных обязанностей государственного обвини­теля - прокурора.

    Общественное обвинение поддерживает представитель общественной организации или трудового коллектива с целью обеспечить разрешение дела с учетом мнения коллектива, об­щественных организаций.

    По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, 129 ч. 1, 130 УК, право поддержания обвинения принадлежит потерпевшему. Дела частного обвинения возбуждаются только при наличии его жалобы и прекращаются в случае примире­ния потерпевшего с обвиняемым..

    Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает дела так называемого частно-публичного обвинения. К ним относятся дела о преступлениях, предус­мотренных ст. 131 ч. 1, 146 ч. 1, 147 ч. 1 УК, которые возбуж­даются по жалобе потерпевшего, т. е. именно он на первона­чальном этапе является инициатором уголовного преследова­ния. Однако такие дела не могут быть прекращены за прими­рением сторон, и в последующем обвинение поддерживает го­сударственный обвинитель.

    В суде кассационной и надзорной инстанции все дела рас­сматриваются коллегиально профессиональными судьями.

    Суд может действовать в качестве суда первой инстан­ции, разрешая дело по существу, суда второй (кассационной) либо надзорной инстанции.

    Реформирование уголовного судопроизводства существенно изменило роль прокурора в судебных стадиях процесса, в которых он, реализуя функцию уголовного преследования, является стороной обвинения, равной в процессуальных правах со стороной защиты. В отличие от стороны защиты прокурор-обвинитель является представителем государства, несущим бремя доказывания вины подсудимого, способствующим вынесению судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

    Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, Закон раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами».

    В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3).

    В п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общего определения понятия функции.

    Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры
    можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности, должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершённость и которые должны иметь четкую и полную правовую форму.

    Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность естественно вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.

    Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, является надзор за исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона «О прокуратуре Российской Федерации». В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, правосудия, исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя вместе с тем их различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств.

    В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача вносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства. Следует в этой связи подчеркнуть, что прокуроры надзор за судами не осуществляют. При отправлении правосудия суды независимы и подчиняются только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения. Это требование характерно и для других сфер деятельности. Прокуроры осуществляют надзор, например, не за должностными лицами органов управления, а за законностью принимаемых ими правовых актов.

    Поэтому одна из сущностных характеристик прокурорского надзора состоит в его деятельности по проверке соблюдения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. Исключение составляют сферы правовых отношений, в которых в связи с их соответствующей спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение следователя и т. п.).

    Всеми названными выше признаками самостоятельной функции обладает осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершение преступлений. Ее основным содержанием является полномочие прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо, независимо от подследственности, в установленном порядке принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, поручить расследование любого дела следователю прокуратуры.

    Уголовное преследование — важнейшая процессуальная функция (направление деятельности), включающая в себя выдвижение обвинения или подозрения в совершении преступления, его обоснование доказательствами, предъявление и изменение обвинения, завершение уголовного дела составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, утверждение этих процессуальных актов прокурором и направление уголовного дела в суд, а в суде уголовное преследование осуществляется путем поддержания государственного или частного обвинения, а также путем апелляционного или кассационного обжалования приговора, если сторона обвинения, проигравпроцесс на предыдущих стадиях, с ним не согласна и намерена продолжать уголовное преследование в соответствии с ранее занятой позицией.

    Расследование преступлений тесно связано с функциями надзора, нередко возникает по его результатам, либо, наоборот, результаты расследований помимо иных источников сведений служат поводом для проведения прокурорских проверок в порядке надзора.

    Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение единственной цели — обеспечить законность предварительного расследования, т.е. законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности подозреваемого, обвиняемого. Обеспечивая соблюдение законов в стадии предварительного расследования, прокурор создает условия, необходимые для рассмотрения уголовного дела судом, для постановления судом законного и обоснованного обвинительного приговора. Надзор за соблюдением законов органами следствие и дознания, за соблюдением в ходе расследования прав и свобод участников уголовного процесса — не самоцель, а эффективное средство достижения задач уголовного судопроизводства. Отрицать это — значит, отрицать очевидное. Такое назначение прокурора в уголовном процессе вытекает и из ч.2 ст. 21 нового УПК: «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры к установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления». Это принципиальное положение закреплено и в ст. 14 УПК РФ: «Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на обвинителе».

    Основной обязанностью прокурора в уголовном судопроизводстве является осуществление уголовного преследования, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК). В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.

    Задачи прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса и участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел регламентированы Законом о прокуратуре и УПК. Прокурор является должностным лицом, действующим на всех стадиях уголовного процесса. При этом его функции и полномочия в различных стадиях процесса неодинаковы.

    Самыми широкими полномочиями прокурор наделен в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, когда он осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими выявление и расследование преступлений, а именно, выполняющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

    Осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования есть деятельность, осуществляемая в рамках функции обвинения. Прокурор, как лицо ответственное за обоснованность обвинения, заинтересован в том, чтобы органы, осуществляющие предварительное расследование, не допускали нарушений закона. Любое допущенное при производстве следственных действий нарушение влечет признание полученных сведений не имеющими доказательственного значения. Естественно, что обвинение в таком случае становится менее обоснованным;

    Важная группа полномочий прокурора связана с возбуждением уголовного дела. После проверки исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении прокурор уполномочен возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству. Если возбуждается дело публичного или частно-публичного обвинения следователем или дознавателем, то прокурор дает им на это свое согласие (ст. 146 УПК).

    В ходе предварительного расследования прокурор не только надзирает за законностью деятельности следователей и дознавателей, но и активно руководит расследованием. При этом одна задача не противоречит другой. Прокурорский надзор за законностью досудебной деятельности реализуется через процессуальное руководство таковым. Осуществление прокурором уголовного преследования также является средством осуществления прокурором надзорных полномочий (в этом случае уголовное преследование лиц, совершивших преступления, обеспечивает общесоциальную потребность в их выявлении, изобличении и справедливом наказании).

    Полномочия прокурора по надзору за законностью деятельности на досудебных стадиях уголовного процесса достаточно широки и характеризуются властно-распорядительным характером.

    К основным полномочиям прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса относятся следующие:

    1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

    2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном законом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

    3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные или процессуальные действия;

    4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

    5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

    6) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства предварительного расследования, если ими допущено нарушение требований уголовно-процессуального законодательства;

    7) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

    8) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными нормами о подследственности уголовных дел; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

    9) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном законом;

    10) продлевать срок предварительного расследования;

    11) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

    12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

    Прокурор имеет и другие полномочия, предусмотренные ст. 37 УПК и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в последующих редакциях) «О прокуратуре Российской Федерации».

    Ряд важных положений в УПК РФ касается права прокурора отказаться от продолжения уголовного преследования. Тем самым законодатель учел высказывавшиеся многими авторами предложения о расширении элемента диспозитивности в уголовном процессе, в том числе в распоряжении государственным обвинением. В отличие от прежнего новый УПК предоставляет прокурору право прекратить уголовное преследование лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления не только небольшой, но и средней тяжести в случае, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред (ст. 25), а также в связи с изменением обстановки (ст. 26) или деятельным раскаянием (ст. 28).

    В судебных стадиях процессуальное положение прокурора имеет совершенно иное содержание. Участвуя в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя - стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 4 ст. 37 УПК). Однако понятия «прокурор» и «государственный обвинитель» не следует смешивать. Государственный обвинитель - самостоятельный участник уголовного процесса, в качестве которого могут выступать не только прокуроры, но по поручению прокурора также и дознаватели либо следователи, если последние осуществляли предварительное расследование в форме дознания (п. 6 ст. 5 УПК).

    До 90-х гг. XX в. прокурор рассматривался как орган, единственной задачей которого являются надзор за точным и единообразным исполнением законов, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства, и принятие предусмотренных законом мер по устранению таких нарушений, от кого бы они ни исходили. В связи с принятием в 1991 г. Верховным Советом РФ Концепции судебной реформы в Российской Федерации надзор прокурора за законностью деятельности суда стал подвергаться сомнению, как противоречащий принципу независимости судей, умаляющий авторитет суда в качестве самостоятельной ветви власти в государстве. Федеральный закон 1992 г. (как и последующие редакции данного закона) роль прокурора в суде обозначает уже не термином «надзор», а понятием «участие». Вместе с тем участие прокурора в уголовном судопроизводстве в форме поддержания государственного обвинения не имеет целью обязательное осуждение подсудимого, а служит постановлению справедливого приговора. Если обвинение в ходе судебного разбирательства не находит своего подтверждения, то прокурор обязан полностью или в части от него отказаться. Прокурор обязан внести представление на каждый незаконный или необоснованный приговор. В ходе судебного разбирательства прокурор должен обращать внимание суда на ущемление прав и законных интересов участвующих в судебном разбирательстве лиц. Обязанность прокурора добиваться постановления справедливого приговора отличает его как участника судебного разбирательства от защитника, который обязан выявлять лишь смягчающие вину и оправдывающие доказательства и должен стремиться к вынесению наиболее благоприятного для подзащитного приговора, хотя бы и несправедливого.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.

      Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 г. № 1-ФЗ (в ред. от 11.06.2003) // СЗ РФ, 1997. №2. Ст. 1980.

      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.01 № 174-ФЗ (в ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1).

      О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 05.10.02) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

      Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.95 № 144-ФЗ (в ред. от 10.01.03) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

      Болтошев Е.В. Функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса: Дисс…канд.юрид.наук. – М.: 2002.

      Григорьева Н.В. Прокурорский надзор.–М.: Инфра-М., 2003.

      Артамонова Е. Новый ГПК: статус прокурора / //Законность, 2003.-№ 3. — С. 6-8.

      Прокурорский надзор / Под общ. Ред. Ю.Е, Винокурова.–М.: Юрайт-М., 2001.

    1. Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации.–М.: Юридический пресс, 2005.

    2. Тушев А. Роль прокурора в реализации принципа состязательности в уголовном процессе /Тушев А. //Российская юстиция, 2003.-№ 4. — С. 33-35.

      Российский прокурорский надзор / Под ред. А.Я, Сухарева.-М.: НОРМА, 2002.

    Функции прокурорского надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия