Профилирование работодателей в центре занятости. Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг. Параметры профильной группы

Опыт российских регионов: Москва, Саратов, ЯрославльО профилировании безработных по группам в действующем законодательстве о занятости

В настоящее время, когда продолжительность периода безработицы имеет тенденцию к увеличению, а качество и количество вакансий на местных рынках труда оставляют желать лучшего, службы занятости испытывают сложности при трудоустройстве отдельных категорий безработных граждан. В этой связи все более актуальной становится задача построения индивидуальной работы с каждым безработным гражданином с учетом его профессиональной востребованности на рынке труда и степени мотивации к трудовой деятельности, т. е. организация работы центров занятости по профилированию безработных по группам.

История вопроса

Работая в государственной службе занятости с момента ее образования, я имею возможность воочию наблюдать все этапы ее деятельности, напрямую связанные с изменениями общероссийского и регионального рынка труда. Началу 90-х годов была свойственна относительно небольшая численность безработных, значительную часть которых составляли высвобожденные инженерно-технические работники и служащие. Середину 90-х годов отличало примерно одинаковое число уволенных по собственному желанию и уволенных в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата. В службу занятости стали обращаться граждане, длительное время не работавшие. Прослышав о существовании такой службы, где выплачивают пособие по безработице вместе с доплатами на иждивенцев и при этом сохраняется трудовой стаж, годами не работавшие граждане хлынули в органы занятости. Вместе с тем ситуация на рынке труда продолжала ухудшаться.Конец десятилетия был отмечен резким спадом производства, значительным сокращением общего числа рабочих мест, ростом безработицы, обострением социальной напряженности. Главными целями государственной службы занятости стали содействие в трудоустройстве гражданам, обращающимся за помощью в поисках работы, и социальная поддержка особо нуждающихся категорий населения.Начиная с 1999 г., когда обозначился экономический рост, количество свободных рабочих мест во многих регионах России начало увеличиваться. Это привело к тому, что у людей появилась возможность выбора места работы. В результате обращаемость граждан в органы службы занятости снизилась, а численность регистрируемой безработицы к концу 2000 г. резко уменьшилась. Эти явления не замедлили сказаться на структуре незанятых граждан и качественном составе ищущих работу. Наиболее мобильная, подготовленная часть их достаточно быстро трудоустраивалась и снималась с учета, оставались те, кто либо не мог, либо не торопился приступать к работе.Именно в 2000 г. мы, специалисты Самарской областной службы занятости, впервые услышали о программах профилирования. В июле того же года был утвержден План действий и основные мероприятия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг. (распоряжение Правительства РФ от 26.07.00 № 1072-р “Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000– 2001 годы”). В разделах, посвященных трудовым отношениям и занятости населения, определены новые подходы к работе службы занятости с обращающимися к ней за помощью гражданами, в частности касающиеся “внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных”. Соответствующие пункты в качестве обязательных внесены и в федеральную и региональные программы содействия занятости населения на 2002–2005 гг.В условиях возникшего дефицита рабочей силы все большее значение стали приобретать качество и быстрота помощи, оказываемой ищущим работу со стороны службы занятости. В марте 2001 г. в журнале “Человек и труд” была опубликована статья специалистов из Санкт-Петербургской службы занятости А. Соловьева и И. Шолохова “Профилирование безработных”.Авторы статьи предлагали четко дифференцировать безработных по социально-психологическим группам (проводя так называемое профилирование исходя из потенциала трудоустройства и степени мотивации трудовой деятельности), предусмотрев для каждой из них конкретные виды помощи.При профилировании безработных специалистам службы уже в процессе первичного приема, перерегистрации, профконсультирования, профориентации и других процедур необходимо определить их профессиональную востребованность на рынке труда, степень мотивации к трудовой деятельности и включить в соответствующую социально-психологическую группу. Задача следующего этапа – подбор мероприятий, наиболее эффективных для работы с каждой из этих групп.В результате первичного профилирования каждый из обратившихся в службу занятости попадает в одну из трех социально-психологических групп:“А” – имеющие высокий потенциал трудоустройства, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок. Длительность их безработицы обычно не превышает одного месяца. Помощь службы занятости гражданам из группы “А” заключается прежде всего в приоритетном предоставлении комплекса необходимых услуг по содействию в поиске рабочего места (трудоустройство на имеющиеся свободные рабочие места, профориентационные услуги, профобучение, субсидии для организации собственного дела, создание дополнительных, в т. ч. специализированных, рабочих мест и др.).“Б” – лица со средним потенциалом трудоустройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие сложности в поиске работы. Продолжительность их незанятости – не более четырех месяцев. Для лиц с ослабленной мотивацией к трудовой деятельности (группа “Б”) необходимы иные меры: с одной стороны, усиливающие мотивацию к труду, а с другой – повышающие потенциал трудоустройства (психологическая поддержка, информация о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, включение в программы по социальной адаптации “Новый старт”, “Клуб ищущих работу”, направление на квотируемые рабочие места, привлечение на гарантированные собеседования и ярмарки вакансий рабочих и учебных мест).“В” – все остальные с низким потенциалом трудоустройства, не готовые немедленно приступить к работе. Это, как правило, будущие длительно безработные (состоящие на учете более четырех месяцев). Для граждан из группы “В”, с низким потенциалом трудоустройства и мотивацией к труду, важны в первую очередь психологическая поддержка, вовлечение в программы по социальной адаптации “Новый старт”, “Клуб ищущих работу”, направление на общественные работы, или, как альтернатива, – оформление досрочной пенсии.К сожалению, никаких предложений, касающихся дополнений и изменений в действующее законодательство о занятости в части программ профилирования, авторы статьи не рассматривали.

Опыт российских регионов: Москва, Саратов, Ярославль

Программа содействия занятости населения г. Москвы на 2002–2005 гг. (постановление Правительства Москвы от 16.07.02 № 548-ПП “О Программе содействия занятости населения г. Москвы на 2002–2005 годы”) предусматривает внедрение новых технологий в практику профориентационной работы; совершенствование услуг по психологической поддержке и социальной адаптации граждан; участие в разработке и реализации эффективных механизмов профилирования безработных граждан; ориентация программ трудоустройства и материальной поддержки на наиболее уязвимые категории безработных граждан (по результатам профилирования).

Сроки и этапы реализации программы содействия занятости населения
г. Москвы на 2002–2005 гг.:
первый этап – 2002–2003 г.,
второй этап – 2004–2005 г.

Для повышения эффективности государственных программ содействия занятости населения предусматривается поэтапное проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных граждан.

В среднесрочной перспективе предполагается внедрение новых методик выплаты пособий по безработице с целью достижения более тесной увязки выплаты пособий с результатами профилирования.

За последние два года в Саратовской области удалось значительно повысить число обращений в службу занятости, в т. ч. и незанятого населения. Этому способствовали расширение информированности населения, создание центров самостоятельного поиска работы, разнообразие программ, повышающих возможность трудоустройства незанятого населения. У специалистов службы возникли серьезные опасения, что с отменой некоторых из них и значительным сокращением финансирования из федерального бюджета определенные результаты, достигнутые в 2001 г., резко снизятся, что может вызвать рост безработицы.

В этой связи перед центрами занятости были поставлены задачи увеличения численности граждан, которым будет оказано содействие в трудоустройстве за счет повышения эффективности работы. Для этого в Департаменте были определены три головных центра занятости населения по отработке технологий профилирования безработных граждан, предрасположенных к длительной безработице, усиления взаимодействия с работодателями. После апробирования в головных центрах данные технологии будут внедряться в других центрах области в зависимости от структуры зарегистрированных безработных и ситуации на рынке труда.

Специалистами Департамента ФГСЗН по Ярославской области в 2003 г. разработано методическое пособие “Технология работы специалистов службы занятости по организации и проведению профилирования безработных граждан”. Как явствует из данного пособия, технология разработана в соответствии с действующим законодательством о занятости и содержит формы анкет, структуру анализа мотивации к трудоустройству, признаки определения профильных групп, основные методы работы по ним, а также направления взаимодействия с гражданином.

О профилировании безработных по группам в действующем законодательстве о занятости

Следует отметить, что Планом действия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 26.07.00 № 1072-р, Минтруду России было поручено разработать эффективные механизмы проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных граждан. В этой связи в апреле 2001 г. Минтруд России обратился к территориальным органам по вопросам занятости с просьбой представить свои предложения, направленные на определение методов и форм работы с гражданами, имеющими различные возможности возвращения к занятости, и разработку технологий работы службы занятости с указанными гражданами.

Предложения должны были содержать:

1) перечень групп граждан, ищущих работу в зависимости от имеющихся у них возможностей возвращения к занятости, и критерии отнесения указанных граждан к различным группам;

2) перечень услуг (специальных программ) по возвращению к работе и условия их предоставления для различных групп граждан, ищущих работу;

3) технологии работы с различными группами граждан;

4) предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство о занятости, предусматривающие профилирование безработных по группам.

Кстати сказать...

Во многих странах Запада система профилирования достаточно хорошо развита. Она является основополагающей на первых стадиях работы с людьми, потерявшими работу, и широко применяется для того, чтобы быстрее подыскать работу гражданам, стремящимся получить ее, и отделить их от лиц, психологически настроенных на получение статуса “долгосрочного” безработного и малоперспективных с точки зрения трудоустройства.В США функции по трудоустройству населения выполняет Служба профилирования и возвращения работников к занятости (WPRS).Безработные, часто теряющие работу и имеющие право на пособие по безработице, профилируются при первой регистрации для получения пособия. Профилирование проводится на основе статистической модели, которая оценивает вероятность того, что ищущий работу исчерпает право на пособие. Модель содержит следующие переменные: уровень образования, стаж работы, изменения в занятости в прошлом и местный уровень безработицы. Профилированные имеют право на предоставление для них услуг в программах помощи поиска работы, но это не дает никакого преимущества в программах, связанных с переобучением, т. к. они более дорогостоящие. В Бельгии планирование действий составляется для клиентов с 10-месячным стажем безработицы. План помогает им поддерживать контакт с рынком труда в критической точке их безработицы, причем его составление является обязательным. Отказ от участия в работе по составлению плана влечет за собой применение санкций в виде лишения пособия. Первоначально определяется ситуация, в которой оказался безработный и проводится оценка его возможностей для реинтеграции в рынок труда. Затем готовится конкретный план действий, учитывающий возраст, профессиональную компетентность и другие факторы. План имеет список мер: участие в консультациях по поиску работы, профессиональное обучение, субсидирование занятости.Службой занятости Великобритании утвержден стандартный набор регулярных вмешательств в течение периода безработицы. В ходе начального интервью в службе занятости ищущий работу и консультант договариваются о плане “возвращения к работе”, который содержит множество действий, улучшающих перспективы для поиска работы. Заключение такого соглашения является непременным условием для получения “пособия ищущим работу”. По истечении 13 недель безработицы план действий может быть пересмотрен. По истечении 6 месяцев от безработного требуется принять участие в интервью по программе “Новый старт” с дальнейшими повторами через каждые 6 месяцев. В ходе интервью рассматриваются стратегии поиска работы, возможности обучения. После того как период безработицы превысил 2 года, от безработного требуется посещение двухнедельного курса “Новый старт”.

Кроме того, предполагалось представление разработанных и используемых в работе центров занятости методических рекомендаций по работе с различными категориями граждан, технологий работы центров занятости и других методических материалов, которые могли быть использованы при совершенствовании законодательной базы и нормативной базы в сфере занятости населения.

Департамент ФГСЗН по Самарской области в ответ на вышеназванное письмо Минтруда представил свои предложения. Так, специалисты службы занятости Самарского региона считали целесообразным проводить профилирование безработных по следующим группам:

группа 1 – граждане, которые могут и хотят приступить к работе при наличии вакансий. Эти граждане имеют специальности или профессии, конкурентоспособные на рынке труда, психологически готовы приступить к работе и для их трудоустройства требуется только подбор соответствующих вакансий;

группа 2 – граждане, которые могут и хотят приступить к работе, но для их трудоустройства необходимы стажировка на рабочем месте либо организация непродолжительного обучения;

группа 3 – граждане, которые могут быть трудоустроены только после серьезного обучения и проведения мероприятий по психологической поддержке для адаптации к условиям рынка труда;

группа 4 – граждане, психологически не готовые приступить к работе, и образование которых не соответствует реальным требованиям рынка труда.

Для оказания действенной помощи гражданам по их возвращению к работе необходимо прежде всего выстроить соответствующую технологию работы. По мнению специалистов Самарской службы занятости, данная технология должна обеспечивать:

– индивидуальность подхода к каждому безработному, исходя из его психологических и профессиональных особенностей;

– организацию приема безработных по профессионально-квалификационным категориям, возрастным группам, принадлежности к категории граждан, нуждающихся в социальной защите (особенно инвалидов);

– организацию специальной подготовки для сотрудников, ведущих прием безработных;

– доступ безработных, желающих работать, к оперативной информации по мере поступления вакансий, а не по мере наступления срока контрольных явок (дат перерегистраций).

Лишь в 2003 г. российские законодатели внесли дополнения в ст. 14 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости), расширив деятельность государства, направленную на содействие “полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения”, такой позицией, как “внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан”. Здесь имеется краткое определение профилирования как распределения безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

И опять приходится сожалеть, что мы, специалисты государственной службы занятости, ничего конструктивного, нормативно закрепленного в отношении профилирования безработных граждан, в новой редакции Закона о занятости не получили. Но тем не менее не надо расценивать этот факт как основание для уныния. Напротив, полагаю, что следует подвести промежуточные итоги и сформулировать свои предложения.

Подводя итог, можно с уверенностью говорить о том, что работа по организации профилирования категорий безработных в России медленно, но верно идет. Во многих территориальных органах по вопросам занятости населения специалисты пытаются внедрять у себя в работе отдельные элементы профилирования. Есть определенные попытки выстроить свою систему, включающую базовые процедуры первичного обращения гражданина в службу регистрации его в качестве безработного и т. д. Однако все это, на мой взгляд, носит поверхностный, фрагментарный характер, поскольку сегодня у специалистов государственной службы занятости нет самого главного – нормативно-правовой базы профилирования безработных граждан. Предвижу удивление, негодование и другие негативные эмоции, связанные с отрицанием моего утверждения, т. к. здесь срабатывает уже сформировавшийся стереотип, что профилирование – это удел только профконсультантов. Полагаю, что определить, к какой группе относится наш клиент, означает лишь первый шаг в данном направлении. За определением группы стоит определение объема услуг для каждого конкретного гражданина, обратившегося в службу занятости. Это напрямую связано и с выбором программы активной политики занятости, и с мерой материальной поддержки в период безработицы.

Необходимо нормативно закрепить сроки проведения обязательного глубокого интервью каждого безработного гражданина для выбора стратегии поиска работы – при постановке на учет, через 3 месяца безработицы, через 6 месяцев и т. д. Кроме того, крайне важно, когда и при каких условиях результаты интервью могут служить основанием для определения объема услуг, предоставляемых службой занятости. Эти позиции напрямую связаны с правами, обязанностями и мерой ответственности как безработных граждан, так и специалистов службы занятости. По большому счету, необходимо решить вопрос, на каких условиях безработный гражданин будет принимать участие в программе профилирования – факультативных или обязательных, и исходя из этого выстраивать дальнейшие отношения со службой занятости.

Первая регистрация ищущих работу в службе занятости – основной момент для потенциального безработного и специалиста центра. Для всех категорий граждан России, вне зависимости от того, станут они долгосрочными безработными или нет, предоставляется весь спектр услуг, предлагаемых службой занятости. Но роль службы занятости состоит не только в предоставлении соответствующих услуг как таковых, но и в том, что она играет главную роль в поддержании и развитии связей между всеми элементами политики рынка труда.

Г. А. Заводовский, С. И. Матвеева

Управление Федеральной государственной службы занятости населения
по Республике Карелия, г. Петрозаводск
depzan @ onego . ru

Внедрение процедуры профилирования безработных граждан в Карелии началось c декабря 2003 года, когда республиканской службой занятости населения был разработан и утвержден «Временный порядок работы специалистов центра занятости населения по организации и проведению профилирования безработных граждан», определены четыре «пилотных» центра занятости населения (Петрозаводский, Кондопожский и Сортавальский городские, а также Пряжинский районный), которые с 2004 года начали его практическую реализацию.

С учетом положительного опыта работы, а также автоматизации процедуры профилирования безработных граждан в программном комплексе «Катарсис» с IV квартала 2004 года технология профилирования была внедрена в остальных центрах занятости населения республики.

В течение 2005 года профилированием в республике были охвачены 32265 человек, что составило 99,2% от числа всех граждан, признанных безработными в этом периоде.

Главной причиной достаточно оперативного внедрения технологии профилирования в практику работы республиканской службы занятости стало нарастание сложностей в трудоустройстве значительной части безработных, обусловленное, с одной стороны, ростом требований к качеству рабочей силы на рынке труда, а с другой – неспособностью службы занятости быстро и качественно исследовать основной объект своей деятельности – безработных граждан.

В этой связи необходимо напомнить, что важнейшими принципами организации работы в центрах занятости населения по содействию в трудоустройстве являются индивидуальный подход к безработным гражданам и минимизация времени их трудоустройства.

В то же время в арсенале центров имеется целый ряд направлений работы, нацеленных на ускоренную психологическую, социальную, профессиональную и трудовую реабилитацию безработных, а именно: психологическая поддержка и профессиональная ориентация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации; организация общественных работ; организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы; социальная адаптация; содействие самозанятости.

Технологическим базовым звеном, объединяющим в единое целое вышеуказанные принципы организации и направления работы центров, стала процедура профилирования безработных граждан. В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» термин «профилирование» определен как«распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда».

В практической плоскости процедура профилирования представляет технологию идентификации положения безработного гражданина на рынке труда (путем анкетирования) и выбора наиболее подходящей для него программы дальнейшей работы центра по его социальной, профессиональной и трудовой реабилитации.

Распределение безработных граждан по профильным группам осуществляется с учетом индивидуальных характеристик, отражающих их потенциал и мотивацию трудоустройства. В интегрированном виде профильные группы выглядят следующим образом:

группа «А» – наиболее активные в поиске работы граждане, имеющие высокий уровень профессиональной востребованности и мотивации к труду;

группа «БП» – граждане, имеющие высокую мотивацию к труду, но ограниченную профессиональную востребованность;

группа «БМ» – граждане, имеющие высокую профессиональную востребованность, но слабую мотивацию к труду;

группа «В» – очень пассивные безработные, невостребованные на рынке труда.

Профилирование, проведенное в 2005 году в Республике Карелия, показало, что подавляющая часть безработных принадлежит к группе «БП» и «В» (79,5%) и нуждается со стороны службы занятости населения в реализации дополнительных мер по их адаптации к требованиям рынка труда. Распределение безработных граждан по профильным группам в 2005 году представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение безработных граждан по профильным группам

В разрезе районов распределение безработных граждан по профильным группам за 2005 год представлено в таблице 1.

Представленное распределение безработных граждан отчетливо показывает наличие существенных территориальных отличий профильного состава безработных граждан. Особенно это заметно по доли безработных граждан, имеющих профильную группу «В». В относительно благополучных регионах республики (города Петрозаводск, Костомукша, Сортавала) эта доля не превышала четверти безработных граждан. Увеличение доли безработных группы «В» в два и более раза наблюдалось в районах, где безработица приняла долговременный, застойный характер, что, безусловно, сказалось на росте доли пассивных безработных граждан (Калевальский, Лоухский, Беломорский, Муезерский районы), или в районах, где имеются рабочие места на ведущих градообразующих предприятиях, недоступные в силу различных причин для значительной части безработных граждан (Суоярвский, Сегежский, Кондопожский районы).
Таблица 1


ГУ ЦЗН

Признано безработными


Всего,
чел.

из них присвоена профильная группа

всего

в т.ч. по группам

чел.

%*

А

БП

БМ

В

чел.

%**

чел.

%**

чел.

%**

чел.

%**

Беломорского р-на

2637

2633

99,8

48

1,8

1000

38,0

405

15,4

1180

44,8

Калевальского
национального р-на

1255

1200

95,6

16

1,3

410

34,2

154

12,8

620

51,7

Кемского р-на

1387

1367

98,6

42

3,1

766

56,0

275

20,1

284

20,8

Кондопожского р-на

2696

2696

100,0

129

4,8

1008

37,4

314

11,6

1245

46,2

г. Костомукша

810

782

96,5

36

4,6

417

53,3

163

20,8

166

21,2

Лахденпохского р-на

425

411

96,7

9

2,2

173

42,1

97

23,6

132

32,1

Лоухского р-на

1657

1595

96,3

18

1,1

655

41,1

205

12,9

717

45,0

Медвежьегорского
р-на

2233

2224

99,6

39

1,8

1280

57,6

322

14,5

583

26,2

Муезерского р-на

947

946

99,9

4

0,4

193

20,4

244

25,8

505

53,4

Олонецкого р-на

1361

1359

99,9

45

3,3

687

50,6

139

10,2

488

35,9

г. Петрозаводск

5726

5726

100,0

123

2,1

2528

44,1

1729

30,2

1346

23,5

Питкярантского р-на

1692

1692

100,0

30

1,8

744

44,0

303

17,9

615

36,3

Прионежского р-на

1306

1306

100,0

101

7,7

667

51,1

173

13,2

365

27,9

Пряжинского р-на

887

887

100,0

11

1,2

376

42,4

127

14,3

373

42,1

Пудожского р-на

3423

3400

99,3

26

0,8

1728

50,8

521

15,3

1125

33,1

Сегежского р-на

2494

2480

99,4

31

1,3

608

24,5

404

16,3

1437

57,9

г. Сортавала

1047

1047

100,0

12

1,1

537

51,3

253

24,2

245

23,4

Суоярвского р-на

532

514

96,6

7

1,4

149

29,0

34

6,6

324

63,0

Республики Карелия

32515

32265

99,2

727

2,3

13926

43,1

5862

18,2

11750

36,4

* Доля признанных безработными, имеющими профильную группу, от общего количества признанных безработными в отчетном периоде в районе.

** Доля безработных, имеющих конкретную профильную группу, от общего количества признанных безработными, имеющими профильную группу в отчетном периоде в районе.

Неоднородность районных рынков труда подчеркивает состояние республиканского банка вакансий. В течение 2005 года в органы государственной службы занятости населения работодателями было заявлено 36943 вакантных рабочих места, из них 11057 единиц (29,9%) – в рамках реализации активных программ занятости. В ряде районов с высоким уровнем безработицы (Беломорском, Калевальском, Муезерском, Пудожском) доля таких временных вакансий превышала 50%. Сведения о вакансиях, заявленных в органы республиканской службы занятости населения в 2005 году, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Сведения о вакансиях, заявленных в органы республиканской
службы занятости населения в 2005 году

Трудовые ресурсы на регистрируемом рынке труда с учетом принципиальных особенностей профильных групп можно представить в виде двух обобщенных групп.

Первая имеет профессиональный потенциал и не требует дополнительных затрат на оказание содействия в трудоустройстве (профильные группы «А» + «БМ»). В основном (около 70%) это городские жители. На регистрируемом рынке труда доля безработных граждан, представляющих профессиональный кадровый ресурс, в среднем по республике составила в 2005 году 20,5% (г. Костомукша – 25,4%, г. Петрозаводск – 32,3%, г. Сортавала – 25,3%).

В число наиболее активных и востребованных на рынке труда граждан (группа «А») было отнесено 727 человек, или 2,3% от числа признанных безработными (в разрезе районов – от 0,4 до 7,7%). Немногочисленность этой группы закономерна, поскольку вероятность трудоустройства конкурентоспособных граждан в первые десять дней с момента обращения в службу занятости населения (до присвоения статуса безработного) достаточна высока. Так, в 2005 году было признано безработными от числа обратившихся в службу занятости (без учета несовершеннолетних граждан, участников программы «Трудовая адаптация») в городах: Петрозаводск – 65,2%, Сортавала – 58,6%, Костомукша – 70,7%, в Лахденпохском районе – 63,1%. Эти показатели косвенно подтверждают, что 30-40% ищущих работу граждан нашли работу в первые десять дней с момента обращения в службу. В районах с высоким уровнем безработицы доля граждан, признанных безработными, значительно выше: в Калевальском национальном районе – 92,9%, в Беломорском районе – 93%, в Пудожском районе – 88,9%. Можно предположить, что в указанных районах только 7-12% ищущих работу граждан нашли работу в первые десять дней с момента обращения в службу. В этой связи логично было бы увидеть более многочисленную группу «А» среди безработных данных районов, но результаты профилирования этого не обнаруживают. Таким образом, можно сделать вывод, что или активные граждане, востребованные на рынке труда в районах с высоким уровнем безработицы и ограниченным числом вакансий, ищут работу самостоятельно, не обращаясь в центр занятости населения за содействием, или работающие граждане более осторожно относятся к смене места работы и не выходят на открытый рынок труда.

К числу безработных граждан, имеющих профессиональный потенциал, но ослабленную мотивацию к труду (группа «БМ»), было отнесено 5862 человека, или 18,2% (в разрезе районов – от 6,6 до 30,2%). Необходимо отметить, что доля граждан, имеющих профессиональные навыки, но не спешащих возобновить трудовую деятельность, значительно выше среднереспубликанского значения в регионах с благополучной ситуацией на рынке труда. Например, в городе Петрозаводске (36% от всех заявленных в республике вакансий) доля безработных группы «БМ» достигла 30,2%, в приграничных районах с налаженным приграничным бизнесом она составила в г. Сортавала – 24,2%, в г. Костомукша – 20,8%, в Лахденпохском районе – 23,6%.

Вторая обобщенная группа – безработные, не востребованные на рынке труда в силу низкого профессионального потенциала и требующие значительных затрат со стороны органов занятости (профильные группы «БП» + «В»). Из них желающие найти работу (группа «БП») составили самую многочисленную группу – 43,1% (13926 человек), в том числе в возрасте 16-29 лет 51,9% (7230 человек). Имеющие низкую мотивацию к труду (группа «В») – 36,4% (11750 человек), из них в возрасте 16-29 лет – 37,0% (4348 человек). В итоге во всех центрах безработные граждане с низким профессиональным потенциалом составили абсолютное большинство от числа зарегистрированных безработных. Задача службы занятости – посредством активной политки максимально приблизить потенциал трудоустройства таких клиентов к уровню тех, кто успешно ищет работу самостоятельно.

Распределение безработных граждан, объединенных наличием или отсутствием профессионального потенциала, в разрезе районов представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение безработных граждан по обобщенным группам
в 2005 году

Из представленных данных отчетливо видно, что доля безработных граждан, имеющих достаточно высокий профессиональный потенциал, хотя и выше в районах с благоприятной обстановкой, чем в районах со сложной ситуацией на рынке труда, но разница эта незначительна. Основными клиентами службы занятости населения во всех районах являются безработные граждане, не востребованные на рынке труда в силу низкого профессионального уровня.

Результаты исследований показывают, что профилирование является для центров и всей службы занятости населения не только технологией «сортировки» безработных граждан с целью организации дальнейшей работы с ними, но и процедурой, лежащей в основе формирования информационной базы для анализа реального положения дел на рынке труда и, соответственно, в основе разработки и реализации оптимальных мер, направленных на стабилизацию ситуации с безработицей. При этом необходимо отметить, что отнесение безработных граждан к той или иной социально-психологической группе, безусловно, имеет некоторую погрешность, величина которой определяется субъективными факторами (опыт специалистов, поведение клиентов и т. д.). Как показывает практика, эта погрешность снижается по мере накопления опыта работы центрами занятости населения и совершенствования методического сопровождения программы со стороны Управления.

Степень воздействия любой технологии на тот или иной процесс характеризуется теми изменениями, которые она оказывает на итоговый результат. В нашей ситуации, когда технология профилирования работала в течение одного года, очень сложно в полной мере оценить степень воздействия процесса профилирования на улучшение качественных показателей работы службы занятости населения. Однако если взять за критерий оценки изменения за период 2004-2005 гг. ряда показателей, характеризующих качество посреднических услуг, то получается следующая динамика:


  • средняя продолжительность регистрируемой безработицы в 2005 году составляла 4,08 мес., что на 0,16 мес. меньше, чем за соответствующий период 2004 года (4,24 мес.);

  • в 2005 году доля безработных граждан, трудоустроенных в течение от 1 до 4 месяцев со дня присвоения им статуса безработного (% к общему количеству безработных граждан, нашедших работу за год), увеличилась по отношению к 2004 году в районах республики с более благоприятной обстановкой на рынке труда:

    • в г. Петрозаводске – на 0,5%;

    • в г. Костомукша – на 5,8%;

    • в Кемском районе – на 3,7%;

    • в Лахденпохском районе – на 1,5%;

    • в Олонецком районе – на 0,9%;

    • в Питкярантском районе – на 5,8%;

    • в Прионежском районе – на 4,8%;

    • в Пряжинском районе – на 6,3%;

  • в 2005 году доля безработных граждан, трудоустроенных в течение от 4 до 8 месяцев со дня присвоения им статуса безработного (% к общему количеству безработных граждан, нашедших работу за год), увеличилась по отношению к 2004 году в среднем по республике на 5,8% .
Позитивное влияние применения процедуры профилирования на организацию работы по содействию в трудоустройстве безработных граждан косвенно подтверждает тот факт, что с помощью службы занятости населения, несмотря на сохраняющиеся проблемы на региональном рынке труда, в 2005 году нашли доходное занятие 14215 безработных граждан, что почти на 12% выше показателя 2004 года (12766 человек), когда технология профилирования применялась только в четырех центрах, и на 17% выше показателя 2003 года (11815 человек).

Р
езультаты работы с безработными гражданами в 2005 году в разрезе профильных групп представлены на рисунках 4 – 7.

Рис. 4. Результаты работы Рис. 5. Результаты работы

с безработными группы «А» с безработными группы «БМ»



Рис. 6. Результаты работы Рис. 7. Результаты работы

с безработными группы «БП» с безработными группы «В»
Как видно из приведенных данных, по всем группам, за исключением группы «В», удалось оказать содействие в занятости (трудоустройство и профессиональная подготовка и переобучение) свыше 55% безработных граждан, что само по себе является неплохим результатом.

В заключение следует отметить, что кроме совершенствования качества посреднических услуг внедрение технологии профилирования в Республике Карелия создало основу аналитической базы для разработки районных и республиканской программ содействия занятости населения на 2007-2010 годы. Апробирован инструмент, позволяющий в достаточно ранние сроки выявить наиболее уязвимые категории безработных, на работу с которыми преимущественно и должна быть нацелена активная политика на рынке труда.

Владимир Власов
Источник: Работа и зарплата

По последним опубликованным данным исследования проблем занятости населения, которое провел Госкомстат России в 2003 году, численность безработных в Москве составила 67 тысяч человек, что на 5,9 % больше, чем за тот же период 2002 года. Причем безработных мужчин стало больше на шесть тысяч человек, а женщин - на две тысячи. Многие специалисты считают, что занятость в целом стала менее стабильной. Причинами нестабильности являются увольнения и сокращения численности персонала, а также добровольное прекращение трудовых отношений.

Чувство ненадежности занятости у многих москвичей зависит от того, как они оценивают возможности, которые могут предоставить их профессиональные навыки и уровень квалификации при быстром изменении потребностей рынка труда.

В этих условиях законодатели позаботились, чтобы безработные, которые обратятся в службу занятости, смогли найти работу в оптимальные сроки. В прошлом году в Закон «О занятости населения в Российской Федерации» было внесено дополнение, касающееся безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости. Речь в нем идет об организации и проведении специальных мероприятий по профилированию таких граждан.

Что такое профилирование?

При обсуждении данного нововведения в закон о занятости (еще на стадии законопроекта) в Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений возникало достаточно вопросов. Многие видели в названии «профилирование» что-то отдаленное от человека, вроде технического термина из области обработки металла. Когда автор говорил по этому поводу с некоторыми специалистами службы занятости Москвы, они высказывались о некорректности применения данного понятия к безработным.

Заметим, что разработка методики профилирования, направленная на создание более гибкого рынка труда, осуществлялась в рамках специального международного проекта «Содействие структурной перестройке системы социальной защиты», на деньги, взятые в кредит у Всемирного банка. Этим, а также неточностью перевода можно объяснить появление данного названия.

По определению разработчиков методики, профилирование - это система разбиения безработных на категории в соответствии с риском длительной безработицы, который оценивается на основании индивидуальных характеристик безработного, отражающих потенциал трудоустройства и мотивацию к трудоустройству, с последующим определением оптимального, с точки зрения повышения потенциала трудоустройства, набора активных программ занятости для тех групп безработных, помощь которым со стороны службы занятости является экономически эффективной при заданных ресурсных ограничениях.

Обратим внимание на то, что профилирование должно привести к экономически эффективной работе служб занятости при заданных ресурсных ограничениях. Это надо понимать так: из бюджета выделяется определенная сумма на трудоустройство незанятых и защиту их от безработицы, а службы занятости стараются с минимальными затратами средств возвратить безработных на рынок труда. При росте безработицы количество безработных благодаря услугам службы занятости будет уменьшаться.

Безработных ставят на поток

Профилирование ставит работу с безработными на поток. Данный метод широко распространен в Западной Европе, где потерявший работу гражданин обращается в службу занятости, проходит тестирование на компьютере, после чего чиновник решает, нужно ему помогать или он самостоятельно найдет работу. Но надо иметь в виду, что в Европе люди живут в рыночных условиях сотни лет и за это время успели привыкнуть к увольнениям. Совсем другое дело у нас.

Методика профилирования предусматривает процедуры выявления проблемных категорий с высоким риском длительной безработицы на ранней стадии, вовлечение их в специальные программы, которые подобраны с учетом индивидуальных особенностей безработного и призваны сфокусировать усилия безработных и работников служб занятости на повышении конкурентоспособности безработного на местном рынке труда. Профилирование позволяет проявлять определенную гибкость: доля безработных, с которыми служба занятости будет работать более тщательно, определяется исходя из финансовых и штатных возможностей службы занятости и может меняться в зависимости от ужесточения или ослабления этих ограничений.

Придется пройти тест

Профилирование предусматривает тестирование гражданина, пришедшего в службу занятости. Тест выявляет ряд факторов, определяющих вероятность длительной безработицы.

Пол работника. Женщины испытывают больше проблем с поиском работы. Возраст. Чем старше человек, тем труднее найти работу.

Наличие профессионального образования и определенных навыков в труде уменьшают время поиска работы.

Стаж на последнем месте работы - чем он больше, тем тяжелее найти работу в силу того, что у работника аккумулируются навыки, специфические для прежнего места работы, их труднее применить у нового работодателя.

Общий стаж - несмотря на отрицательный эффект возраста, более опытные работники трудоустраиваются быстрее.

Количество иждивенцев - большая семья, как правило, вынуждает работника искать более высокооплачиваемую работу, а это увеличивает время трудоустройства.

Профессиональная подготовка и переподготовка значительно повышают шансы найти работу.

Причины увольнения - работники, высвобождаемые по сокращению штатов или ликвидации предприятия, дольше остаются безработными.

Кроме того, имеет значение, впервые ли гражданин столкнулся с проблемой поиска работы, долго ли не работал; принадлежит ли к социально незащищенным категориям.

Существенную роль играют характеристики местного рынка труда.

Вместе с тем ряд важнейших факторов разработчикам не удалось пока задействовать в методике. Это - величина заработной платы, уровень профессиональной квалификации.

В результате тестирования компьютер определяет рейтинг безработного в виде величины времени поиска работы.

Например, у Иванова предполагается длительность безработицы три месяца, а у Петрова - семь.

Этот срок корректируется с учетом мнения специалистов службы занятости, которые будут тщательно выявлять, какова мотивация к труду и самооценка безработного. Плохо, если безработный не спешит согласиться на работу, которую предлагает служба занятости.

Далее по методике подбираются конкретные программы для отобранной категории безработных. Для них компьютер составляет индивидуальный план действий. Мотивация участия безработного в предлагаемых специальных программах может быть усилена путем приостановки выплаты пособия по безработице в случае отказа от участия в программе.

Для других безработных индивидуальный план действий не составляется, но они имеют доступ к программам службы занятости. Набор программ определяется количеством средств, имеющихся у службы занятости. Весь вопрос в том, хватит ли на эти программы денег?

В службе занятости Москвы методика профилирования развивается со дня рождения этой службы и сейчас представляет собой систему работы с каждым безработным в отдельности. Это не поставлено на поток, как на Западе, где выводы делает компьютер, хотя и у нас подавляющее число безработных проходят тестирование. Особое отношение - к категории граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В жесткой опеке службой занятости не нуждаются те безработные, которые имеют соответствующие рынку труда навыки и профессиональную подготовку и уверены в своих силах.

В Московской области служба занятости более внимательно относится к молодым безработным и долго не работавшим лицам. Здесь отработаны и широко применяются тесты по профориентации безработных, их психологической поддержке и др.

Каждая служба занятости с учетом финансового обеспечения, специфики рынка труда и численности незанятых имеет свой набор активных программ помощи безработным. Но при нынешнем финансовом обеспечении программ занятости о полном введении в действие данной методики говорить не приходится. Программное обеспечение профилирования безработных - дорогое удовольствие. К тому же его надо корректировать каждые два-три года и подстраивать под ситуацию, меняющуюся на рынке труда региона. Здесь без привлечения науки и ученых не обойтись. Это вопрос будущего. А пока денег на обычные активные программы занятости Правительство РФ отпускает все меньше.

Это видно из итогов работы служб занятости за 2003 год. Количество граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости, по сравнению с 2002 годом составило 79,1 % в Москве и 75,3 % в Московской области.

Будем надеяться, что профилирование со временем заработает в полную силу и не только станет «скорой помощью» для граждан, стремящихся получить работу, но и позволит отделить их от лиц, психологически настроенных на получение статуса долгосрочных безработных и малоперспективных с точки зрения трудоустройства.

Владимир ВЛАСОВ

Главная > Публичный отчет

Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания и наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан.

    Анализ практики распределения безработных граждан по профильным группам. Виды профильных групп.

Профилирование граждан, в основе которого осуществлялось условное деление клиентов на социально-психологические или профильные группы, в течение отчетного периода проводилось во всех ЦЗН при обращении граждан за предоставлением государственных услуг. Это позволило классифицировать клиентов, как субъектов деятельности по поиску работы с учетом пола, возраста и образования, способностей и возможностей, а также мотива обращения в службу занятости населения. В 2011 году были изданы новые методические рекомендации по профилированию, которые разработаны Агентством с целью совершенствования работы городских и районных центров занятости населения с безработными гражданами, а также проведен учебный семинар для специалистов по трудоустройству, профориентации и переобучению ЦЗН на тему: «Методика профилирования безработных граждан», на котором были освещены вопросы по организации и порядку работы в соответствии с новыми методическими рекомендациями по профилированию. Настоящая технология предусматривает распределение безработных граждан на три профильные группы, исходя из предполагаемой продолжительности периода безработицы, определяемого по величине потенциала трудоустройства и степени мотивации к трудоустройству каждого обратившегося в поиске работы гражданина. Группа 1 - граждане, с высокой мотивацией к труду, высокой профессиональной востребованностью на рынке труда и готовые приступить к работе в достаточно короткий срок. (Длительность безработицы до двух месяцев). Группа 2 - граждане, со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда (неадекватно завышенными требованиями к желаемой работе или неадекватной личностной и профессиональной самооценкой, имеют недостаточную квалификацию, но готовые повысить ее или приобрести новую профессию, отсутствует или незначительный опыт работы и др.), лица, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в поиске работы. (Средняя продолжительность безработицы до шести месяцев). Группа 3 граждане, с низкой мотивацией к труду и низким потенциалом трудоустройства (длительно не работающие и утратившие частично или полностью свой профессиональный навык, безработные граждане, в приеме которых не заинтересован работодатель (инвалиды, граждане предпенсионного возраста и т.д.), не готовые приступить к работе в ближайшее время. Продолжительность безработицы свыше шести месяцев. Результаты профилирования фиксируются в карточке персонального учета и используются при дальнейшей работе с клиентами. Для каждой из профильных групп предусматриваются конкретные виды помощи со стороны специалистов ЦЗН. Для проведения групповых консультаций, занятий в «Клубе ищущих работу», семинаров и тренингов группы формировались с учетом уровня образования, возраста и наличия (отсутствия) профессиональных навыков, а также периода поиска работы.

      Доля охваченных профилированием безработных граждан.

За 2011 год доля охваченных безработных граждан специальными мероприятиями по профилированию составила 17985 человек или 84,0 % от общего количества зарегистрированных безработных граждан.

      Примеры положительного опыта. Влияние профилирования на увеличение эффективности работы службы занятости.

Профилирование позволило привлечь безработных граждан к участию в определенных мероприятиях, связанных с решением проблем занятости населения.

Примеры положительного опыта.

В ЦЗН г. Черняховска: - Гражданка С. имела ограничения к труду, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию была распределена во вторую профильную группу (со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда). Профконсультантом центра занятости ей были оказаны государственные услуги по профессиональной ориентации, социальной адаптации и психологической поддержке, в результате которых она была направлена на профессиональное обучение на оператора складского учета (1С: склад) с последующим трудоустройством на постоянное место работы к индивидуальному предпринимателю; - Гражданка Б. признана безработной 8 декабря 2010 г., сирота, без профессии и стажа работы, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию была распределена в третью профильную группу (длительно не работающие и утратившие частично или полностью свой профессиональный навык, безработные граждане, в приеме которых не заинтересован работодатель). Профконсультантом центра занятости ей были оказаны государственные услуги по профессиональной ориентации, социальной адаптации и психологической поддержке, в результате данных мероприятий она была отнесена к первой профильной группе (с высокой мотивацией к труду) и направлена на профессиональное обучение по профессии маникюрша; - Гражданка С. признана безработной 05 июля 2010 г., повторно обратившаяся в службу занятости населения, работала продавцом непродовольственных товаров, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию была распределена в третью профильную группу (длительно не работающие и утратившие частично или полностью свой профессиональный навык, безработные граждане, в приеме которых не заинтересован работодатель). Состояла на учете в ЦЗН, затем была приглашена на семинар по организации собственного дела, написала заявление об участии в Программе-2011, прошла собеседование, тестирование, подготовила бизнес-план и 06 июня 2011 г. зарегистрировала индивидуальное предприятие. В данном ЦЗН доля охваченных профилированием граждан составила 100 %. В ЦЗН Зеленоградского района: - Гражданин Е. признан безработным 17 мая 2011 г., стаж работы в должности водителя грузовых автомобилей 29 лет, при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию был распределен во вторую профильную группу (со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда). Профконсультантом центра занятости населения ему была оказана государственная услуга по профессиональной ориентации с целью коррекции индивидуальных профессиональных планов и согласования уровня профессиональных притязаний с возможностями клиента, в результате данных мероприятий, он был отнесен к первой профильной группе (с высокой мотивацией к труду, высокой профессиональной востребованностью на рынке труда) и в короткий промежуток времени трудоустроился на постоянное место работы водителем большегрузных автомашин; - Гражданин М. признан безработным 19 января 2011г., при первичном проведении специальных мероприятий по профилированию был распределен во вторую профильную группу (со средней мотивацией к труду и средней профессиональной востребованностью на рынке труда). Профконсультантом центра занятости населения ему была оказана государственная услуга по профессиональной ориентации, в результате проведенных мероприятий он был отнесен к первой профильной группе, затем был приглашен на семинар по организации собственного дела, написал заявление об участии в Программе-2011, прошел собеседование, тестирование, подготовил бизнес-план и 26 июня 2011 г. зарегистрировал индивидуальное предприятие.

На этих примерах можно проследить важное влияние профилирования на увеличение трудовой активности граждан и, в целом, определить эффективность работы службы занятости населения.

Профилирование безработных граждан способствует повышению эффективности работы специалистов службы занятости населения с безработными гражданами, т.к.: а) дифференцирование безработных граждан по профильным группам дает возможность каждому специалисту службы занятости населения знать, какой индивидуальной стратегии работы надо придерживаться с каждым клиентом; б) оказание комплексной помощи безработному гражданину в течение раннего периода безработицы повышает мотивацию к трудоустройству у безработных всех профильных групп.

В целях повышения профессионального уровня специалистов службы занятости населения, занимающихся профилированием, предлагаем организовывать повышение квалификации данных специалистов на федеральном уровне, с участием специалистов из других субъектов Российской Федерации, в том числе в целях обмена опыта работы по данному направлению деятельности.

    Осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

    1. Организационные меры по контролю за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

При осуществлении переданных полномочий по контролю за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения Агентство руководствовалось следующими нормативными правовыми актами: 1. Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения); 2. Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости, из них, по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2006 г. № 819 (далее – Административный регламент № 819), по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 03 июля 2006 г. № 513 (далее – Административный регламент № 513) и по предоставлению государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 16 июня 2008 г. № 281н; 3. Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 г. № 988 «О мерах по реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; 4. Порядком проведения отдельных проверок (ревизий) Агентством, утвержденным приказом Агентства от 25 декабря 2009 г. № 910 (далее – Приказ № 910).

      Анализ практики исполнения государственной функции. Основные формы контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

При осуществлении контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения применялись следующие формы контроля: текущий и последующий в виде документарных внеплановых, выездных плановых проверок выборочным или сплошным способом.

      Количество проверок обеспечения госгарантий в области занятости населения, проведенных в отчетном периоде. Виды проверок (заполняется Таблица № 5, файл tabl.xls, лист – Таблица 5).

Таблица № 5 прилагается.

      Анализ выявленных нарушений.

Агентством по результатам проверок обеспечения госгарантий в области занятости населения выявлено несоблюдение ЦЗН следующих требований законодательства о занятости населения:

П. 5 ст. 25 Закона о занятости населения: в отдельных направлениях, выданных ЦЗН, отсутствовали отметки работодателей о результатах собеседования с безработными;

П. 6 ст. 31 Закона о занятости населения: гражданам назначалась перерегистрация 3 раза в месяц;

П. 2 ст. 35 Закона о занятости населения: граждане, которым была назначена пенсия на льготных условиях, досрочно, ежемесячно проходили перерегистрацию в центре занятости населения;

П. 3 ст. 35 Закона о занятости населения: не издавались приказы о приостановке выплаты пособия по безработице за два отказа от подходящей работы;

П. 6 статьи 35 Закона о занятости населения: гражданам не снижался размер пособия по безработице за неявку без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней с момента выдачи направления на работу, в приказах о снятии с учета отсутствовали подписи граждан об ознакомлении с приказом или даты направлений письменных уведомлений о снятии их с учета;

П. 21.3 Административного регламента № 819: в отдельных личных делах получателей государственных услуг (далее – ЛДПГУ) отсутствовали выписки из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, необходимые для увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице;

П.п. 58, 59, 149 Административного регламента № 819: в отдельных ЛДПГУ отсутствовали личные карточки граждан, признанных в установленном порядке безработными;

П.п. 59, 63, 149 Административного регламента № 819: пособие по безработице получателям государственных услуг начислялось не за фактическое количество дней безработицы;

П.п. 84-90 Административного регламента № 819: несвоевременно издавались приказы об увеличении продолжительности предоставления государственной услуги в первом периоде выплаты пособия по безработице;

П.п. 277-280 Административного регламента № 819: не соблюдалась последовательность административных действий при назначении гражданам социальных выплат в части превышения максимального срока предоставления государственной услуги по выплате пособия гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

П. 81 Административного регламента № 281н: документы, подтверждающие расходы на подготовку документов, предоставляемые при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или крестьянских (фермерских) хозяйств, оплату государственной пошлины, нотариальных действий и услуг правового и технического характера, изготовление печатей и штампов, представлены отдельными гражданами в ЦЗН с нарушением сроков; - п.п. 90 – 92 Административного регламента № 281н: несвоевременно издавались приказы об оказании финансовой помощи из средств субвенции получателю государственных услуг; - п.п. 21, 25 и 69 Административного регламента № 513: в делах работодателей отсутствовали заявления – анкеты, копии свидетельств о государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в сведениях о вакансиях, предоставляемых работодателями, отсутствовала печать, не заполнялись графы, и т.д.;

П. 52 Административного регламента № 513: при наличии вакансий безработным гражданам не выдавались направления на работу;

П. 54 Административного регламента № 513: выданные направления безработным гражданам на собеседование к работодателю не согласовывались по телефону с работодателем.

      Принятие мер по результатам мероприятий по контролю. Количество составленных актов, протоколов об административных правонарушениях, предписаний, приказов (распоряжений) об устранении нарушений, о применении дисциплинарных взысканий.

По результатам проведенных проверок в ЦЗН составлено 46 актов, выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений. Выявленные нарушения устранены в полном объеме, в сроки, указанные в предписаниях. Агентством осуществлялся постоянный контроль за их устранением. Протоколы об административной ответственности в отношении ЦЗН в 2011 году не составлялись, дисциплинарные взыскания не применялись.

      Предложения по совершенствованию деятельности по направлению.

В целях совершенствования форм и методов контроля предлагаем проводить совещания по вопросам осуществления контрольно – надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации. Кроме того, при проведении Рострудом в субъектах Российской Федерации выездных проверок осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения предлагаем включать в состав рабочей группы специалистов органов службы занятости из иных субъектов Российской Федерации.

    Осуществление контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

    1. Организационные меры по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

При осуществлении переданных полномочий по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты Агентство руководствовалось нормативными правовыми актами: 1. Законом о занятости населения; 2. Законом Калининградской области от 11 июня 1999 г. № 131 «О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях Калининградской области для инвалидов»; 3. Постановлением Правительства Калининградской области от 10 декабря 2010 г. № 916 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Калининградской области на 2011 год»; 4. Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 г. № 988 «О мерах по реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; 5. Порядком проведения проверок, оформления их результатов при реализации отдельных полномочий Агентства, утвержденным приказом Агентства от 22 июня 2009 г. № 128; 6. Приказом Агентства от 31 марта 2010 г. № 54 «О внесении изменений и дополнений в приказ Агентства от 22 июня 2009 г. № 128 и в Порядок проведения проверок, оформления их результатов при реализации отдельных полномочий Агентства, утвержденный указанным приказом».

      Анализ практики исполнения государственной функции. Основные формы контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществлялся путем выездных (плановых и внеплановых), проверок сплошным или выборочным способом.

      Количество проверок по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, проведенных в отчетном периоде. Виды проверок (заполняется Таблица № 6, файл tabl.xls, лист – Таблица 6).

Таблица № 6 прилагается.

      Принятие мер по результатам мероприятий по контролю. Количество составленных актов, протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных административных штрафов.

В 2011 году Агентством организовано и проведено 12 проверок работодателей по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также по вопросу предоставления в органы службы занятости ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе 5 – совместно с Государственной инспекцией труда в Калининградской области. По результатам проведенных проверок составлено 12 актов, выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений. Выявленные нарушения устранены в полном объеме. Составлено 2 протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Автомастер» и ОАО «Янтарьэнерго». Сумма наложенных штрафов составила 3,0 тыс. рублей.

      Предложения по совершенствованию деятельности по направлению.

Принять на федеральном уровне нормативный правовой акт об ответственности работодателей за несоблюдение квоты, а также за ее неустановление.

    Осуществление контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных.

    1. Организационные меры по контролю за регистрацией инвалидов в качестве безработных.

При осуществлении переданных полномочий по контролю за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения Агентство руководствовалось нормативными правовыми актами: 1. Законом о занятости населения; 2. Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости №№ 513 и 819; 3. Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 г. № 988 «О мерах по реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; 4. Приказом № 910.

      Анализ практики исполнения государственной функции. Основные формы контроля.

При регистрации инвалидов в качестве безработных граждан нарушений действующего законодательства о занятости населения не установлено, необоснованных отказов в регистрации инвалидов в качестве безработных в ЦЗН не выявлено. Последующий контроль за регистрацией инвалидов в качестве безработных осуществлялся в виде выездных, документарных проверок выборочным или сплошным способом.

      Количество проверок по контролю за регистрацией инвалидов в качестве безработных, проведенных в отчетном периоде. Виды проверок (заполняется Таблица № 7, файл tabl.xls, лист – Таблица 7) .

Таблица № 7 прилагается.

      Принятие мер по результатам мероприятий по контролю. Количество составленных по результатам проверок документов, их виды.

По результатам организованных и проведенных 12 проверок, составлено 12 актов.

      Предложения по совершенствованию деятельности по направлению.

В практике работы возникают вопросы, связанные с трудоустройством инвалидов, зарегистрированных в качестве безработных, прежде всего по рекомендациям по трудоустройству, изложенным в индивидуальных программах реабилитации инвалидов. Предлагаем разработать рекомендации по заполнению графы (раздела) «трудоустройство» в индивидуальных программах реабилитации инвалидов, исключающих такие формулировки, как «Может работать в специально созданных условиях», «Противопоказан труд в обычных производственных условиях», «Может клеить конверты» и других.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Профилирование безработных - основа реализации активной политики занятости

Трудовое право

Профилирование безработных - основа реализации активной политики занятости

Приоритетным направлением государственной политики на рынке труда является разработка и реализация активных программ по оказанию содействия незанятому населению в поиске работы и помощи в трудоустройстве, в повышении конкурентоспособности безработного на локальном рынке труда. Для постоянного роста эффективности этого содействия требуется разработка и использование современных методик работы с безработными. Как показывает международный опыт и практика работы служб занятости некоторых российских регионов, профилирование безработных - одно из перспективных направлений деятельности службы занятости. Профилирование представляет собой систему разделения безработных на категории, или группы, в соответствии с возможным риском длительной безработицы. Он оценивается на основании индивидуальных характеристик безработного, которые отражают потенциал трудоустройства и мотивацию к труду. С целью повышения этого потенциала для тех групп граждан, помощь которым со стороны службы занятости является экономически эффективной при заданных ресурсных ограничениях, определяются наиболее предпочтительные активные программы занятости. Центром экономических и финансовых исследований и разработок РФ был проведен выборочный анализ используемых в органах занятости пилотных регионов технологий работы с безработными гражданами и принятого порядка включения безработных в состав участников активных программ занятости. К пилотным регионам отнесены Республика Карелия, Челябинская, Московская, Омская и Воронежская области. Сотрудники центра провели серию интервью со специалистами центров занятости населения данных регионов, изучили методики и информационные материалы, раскрывающие используемые технологии. Была также подготовлена специальная анкета, вопросы которой нацелены на выявление практики работы с безработными гражданами, и в частности, критериев их отбора для участия в активных программах занятости. Результаты проведенных исследований и стали предметом обсуждения на семинаре-совещании в Минтруде РФ, состоявшемся 10 сентября. Открыли и вели семинар заместитель министра труда и социального развития РФ М. А. Топилин и замсетитель генерального директора Российского фонда социальных реформ В. В. Трубин. С докладами об основных положениях проекта методики профилирования безработных граждан и организационно-правовых аспектах реализации этой методики выступили ведущие научные сотрудники Центра экономических и финансовых исследований и разработок, руководитель работ по проекту И. А. Денисова и заместитель руководителя С. М. Гуриев. В работе семинара-совещания участвовал и выступал руководитель Департамента ФГСЗН по Республике Карелия М. В. Анненков. Состоялась дискуссия по обсуждению проекта методики профилирования безработных в качестве основы планирования активных программ содействия занятости населения. В ней приняли участие представители Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы, Министерства труда и социального развития РФ, Департаментов ФГСЗН субъектов Российской Федерации, представительства Всемирного банка в Москве, научной общественности. По общему мнению участников семинара-совещания, методики профилирования, разработанные специалистами региональных служб занятости, распространение и использование систематизированного и обобщенного опыта в этом направлении, призваны, по мнению разработчиков проекта, повысить эффективность работы центров занятости населения. В четвертом квартале текущего года планируется проведение эксперимента по практическому применению разработанных автоматизированных методик, в том числе в службе занятости Карелии.

Cамозанятость безработных на основе предпринимательской деятельности

Еще в первой половине 90-х годов республиканская служба занятости населения стала помогать гражданам, оставшимся без работы, в организации предпринимательской деятельности. Тогда же определились и принципиальные особенности содействия самозанятости безработных. Субсидия, компенсирующая часть расходов на организацию собственного дела, выдавалась единожды, причем на ее размер не влияли ни сумма пособия по безработице, выплаченного ранее, ни затраты на обучение или переобучение. Претендент обязательно должен был представить технико-экономическое обоснование (бизнес-план) будущей деятельности, который подтверждал бы серьезность его намерений и эффективность использования средств. Служба занятости содействовала в организации собственного дела только тем безработным, кому невозможно было найти подходящую работу. Все отношения службы занятости с гражданином оформлялись в виде договора. С 1996 года снизились страховые взносы в фонд занятости, выросли долги по пособиям перед безработными гражданами. Как следствие, ряд активных программ на рынке труда, в том числе субсидируемая самозанятость, был свернут. В 1998 году начались положительные изменения, обусловленные, прежде всего, опытом работы службы занятости населения в условиях дефицита денежных средств, взаимозачетами с предприятиями, задолжавшими в Государственный фонд занятости, и с безработными. В основе технологии взаимозачетов лежал принцип движения не реальных денежных средств, а товарно-материальных ресурсов в натуральном виде. В течение 1998 года специалисты республиканской СЗ изучали опыт организации самозанятости населения, проживающего в сельской местности, в Пензенской, Ярославской и Тверской областях. Все последние годы наибольшие проблемы вызывало трудоустройство именно этой категории безработных, так как привычная система государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий была практически разрушена. Это привело их к крайне тяжелому финансовому и экономическому положению, вызвало резкое сокращение объемов производства мясомолочной, растениеводческой продукции, производства пушнины и, как следствие, массовую безработицу на селе. Опираясь на опыт коллег в других областях РФ, методические и нормативные материалы, анализ ситуации на республиканском рынке рабочей силы, Министерство труда и занятости РК разработало и утвердило в мае 1999 года Порядок работы с безработными гражданами, постоянно проживающими в сельской местности и желающими начать собственное дело по производству сельскохозяйственной продукции. К сожалению, в 1999 году значительных результатов в сфере самозанятости безработных граждан достигнуть не удалось. Всего 9 человек открыли свое дело. В Олонецком районе 24 человека заключили трудовые соглашения с сельхозпредприятиями о выращивании овощей на арендованном участке земли Главная причина невысоких результатов - не удавалось преодолеть недоверие безработных к новой форме занятости, подготовить их организационно и психологически. Те же, кто проявил интерес к индивидуальной предпринимательской деятельности, столкнулся с проблемой: не хватало знания даже элементарных основ предпринимательства. Тогда Департаментом была продумана модель практической помощи: выездные одно- двухдневные семинары по месту жительства граждан. Целями экспресс-учебы была психологическая подготовка и ориентирование безработных граждан на самозанятость, а также обучение основам предпринимательской деятельности. Семинары для специалистов службы занятости и безработных, желающих самим обеспечить себя работой, прошли в Пудожском, Олонецком, Медвежьегорском, Лоухском, Суоярвском, Лахденпохском, Беломорском, Питкярантском районах, а также г. Сортавала. Проблемы сельской самозанятости обсуждались со специалистами администраций местного самоуправления, занимавшимися вопросами сельского хозяйства. К проведению учебы привлекались специалисты налоговой инспекции, Пенсионного фонда, администраций местного самоуправления. На занятиях освещались на доступном уровне общие вопросы предпринимательства, давались рекомендации по составлению бизнес-планов, юридические и методические консультации. В течение 2000 года более 600 безработных граждан получили информационно-методическую помощь по вопросам предпринимательства и практическую помощь в составлении бизнес-планов. Финансовая помощь (субсидия на организацию собственного дела) была оказана 216 безработных гражданам. Всего в 2000 году на субсидии для поддержки предпринимательской деятельности было выделено из средств Государственного фонда занятости населения 1096 тыс. рублей. Это позволило 184 чел. заняться животноводством, 7 - растениеводством, 4 - рыболовством и 2 - пчеловодством. 19 человек приступили к деятельности в других отраслях, не связанных с сельским хозяйством (бытовое обслуживание, транспортные услуги, производственная деятельность). Наибольшее количество безработных граждан трудоустроили на условиях самозанятости Пудожский (72 чел.), Олонецкий (53 чел.), Медвежьегорский (36 чел.) отделы занятости населения. "Программа содействия занятости населения РК на 2001 год" предусматривала оказание финансовой помощи 200 безработным гражданам, оформляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом работать предстояло в новых условиях - бюджетного финансирования и юридической самостоятельности центров занятости населения. По-прежнему содействие самозанятости оказывалось преимущественно безработным гражданам, проживающим в сельской местности. Однако теперь акцент переносился на организацию собственного дела в сфере бытового обслуживания населения. В связи с этим Департамент разработал образец бизнес-плана мини-парикмахерской. В 2001 году семинары по проблемам организации самозанятости безработных были проведены в Прионежском, Пряжинском и Медвежьегорском районах, в городах Сортавала и Костомукша. В условиях перехода на бюджетное финансирование существовавшая ранее нормативная база перестала действовать, а новый нормативный документ "Положение о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета" был утвержден приказом Министерства труда и социального развития РФ только 16 февраля 2001 года. Были потеряны 2 месяца. В 2001 году 306 человек занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица, из них 279 чел. (83,2 % - в сельской местности) получили финансовую помощь в виде субсидий из федерального бюджета на общую сумму 2566,6 тысячи рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2000 г.. Размер субсидии для организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица был установлен в пределах суммы 12-кратного утвержденного на момент заключения договора минимального прожиточного уровня в регионе. Свыше 80 % безработных занялись животноводством и выращиванием птицы, остальные - преимущественно растениеводством и сферой бытовых услуг. Наиболее активно в 2001 году помогали организации самозанятости безработных граждан Пудожский (53 чел.), Медвежьегорский (42 чел.), Олонецкий (31 чел.), Суоярвский (34 чел.), Пряжинский (20 чел.), Прионежский (19 чел.), Питкяратский (19 чел.) центры занятости населения. Таким образом, Департаментом, центрами занятости населения за 1999-2001 гг. был накоплен достаточно большой опыт в сфере поддержки предпринимательской активности безработных граждан. Свыше 2 тысяч безработных граждан получили консультационные и учебно-методические услуги, 504 из них занялись предпринимательской деятельностью, получив субсидии, 75 трудоустроились, арендуя землю. Г. ЗАВОДОВСКИЙ, заместитель руководителя Департамента ФГСЗН по РК.

Описание предмета: «Трудовое право»

Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях и организациях, регламентирующая отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения туда, администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления и применения условий труда; по рассмотрению трудовых споров; по охране труда и др.

Литература

  1. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 464 с.
  2. Труд и занятость в России. 2005. – М.: Росстат, 2006. – 504 с.
  3. Экономическая активность населения России. 2006. – М.: Росстат, 2006. – 208 с.
  4. И.М. Алиев, Н.А. Горелов. Политика доходов и заработной платы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 384 с.
  5. Экономическая активность населения России 2008. – М.: Росстат, 2008. – 168 с.
  6. И.И. Глущенко. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. – М.: АПК и ППРО, 2009. – 128 с.
  7. С.М. Швец. Формирование инвестиционной политики рационального освоения недр. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 528 с.
  8. А.М. Артемьев. Реализация кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: организационно-правовой аспект. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003. – 144 с.
  9. К.Г. Кязимов. Социальное партнерство. Теория и практика. – М.: МИК, 2011. – 400 с.
  10. А.Я. Кибанов, М.В. Ловчева, Т.В. Лукьянова. Реализация молодежной политики в Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2013. – 152 с.
  11. Валерий Плашенков, Любовь Антропова und Наталья Дорофеюк. Механизмы реализации активных и интерактивных методов обучения в ВУЗе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 192 с.
  12. Владимир Лапин und Юрий Лапин. Приоритеты налоговой политики России в условиях новой экономики. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 184 с.