Эссе «Дистанционные технологии, которые я применяю в своей профессиональной деятельности». Дистанционное обучение: за и против

Плюсы

+ Возможность обучаться в любое время

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

+ Возможность обучаться в своем темпе

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции , перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

+ Возможность обучаться в любом месте

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение - несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья , для проживающих в труднодоступных местностях , отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

+ Учеба без отрыва от основной деятельности

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

+ Высокие результаты обучения

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

+ Мобильность

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

+ Доступность учебных материалов

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

+ Дистанционное образование дешевле

Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

+ Обучение в спокойной обстановке

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах . Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

+ Удобство для преподавателя

Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

+ Индивидуальный подход

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Эссе студента дистанционного отделения.

Дистанционное образование входит в жизнь россиян, постепенно становясь её неотъемлемой частью.

Как любое нововведение, эта форма обучения имеет у нас и противников, и сторонников. Я отношусь к последним: считаю, что Интернет способен сделать учёбу проще и интереснее. К тому же в некоторых ситуациях дистанционное обучение – единственно возможный способ получения знаний.

Не так давно у меня возникли проблемы со здоровьем. Посещать очные занятия в колледже не всегда получалось. В результате снизилась успеваемость, испортились отношения с преподавателями, а затем и с однокурсниками. Ситуация зашла в тупик. И тут появилась мысль о дистанционном получении специальности. Оказалось, это возможно – я поступил на дистанционное отделение РФЭТ. Учиться стало комфортнее: теперь постигаю науки, не выходя из дома.

В и за её пределами есть немало людей, для которых дистанционная форма обучения является средством социализации. Это, прежде всего, инвалиды. Моя подруга Настя на протяжении нескольких лет прикована к постели. В детстве девочка получила тяжёлую травму позвоночника – в результате не может не только самостоятельно передвигаться, но и сидеть. Школьные учителя проводят для неё уроки на дому – так Настя переходит из класса в класс, кстати, с отличными отметками. Но её заветная мечта – стать юристом – до недавнего времени казалась несбыточной. Теперь я уверен: Настя поступит в и сможет его закончить – дистанционно. В соответствии с одной из государственных программ она даже получила дорогостоящее компьютерное оборудование, которое уже использует для школьного обучения: уроки на дому чередуются с занятиями в «Скайпе».

Разумеется, чтобы дистанционное образование стало доступным для инвалидов, необходим учёт индивидуальных особенностей каждого из них. В случае с Настей, насколько мне известно, был один неприятный момент. В просьбе родителей заменить предоставленный ей стационарный компьютер ноутбуком в Центре поддержки инвалидов сначала отказали: по инструкции не положено. А ведь заниматься сидя Настя физически не может – получается, что выделенное оборудование оказалось бы бесполезным. Родителям пришлось пройти через множество инстанций и собрать огромное количество справок, прежде чем их просьба была удовлетворена.

Обидно, когда прогрессивные и полезные новшества наталкиваются на бюрократическую систему, когда за строчками инструкций и распоряжений перестают видеть конкретного человека… Впрочем, это типично русская история.

Есть и другая категория лиц, которые могут получить российское образование только в дистанционной форме. Это дети, по каким-то причинам проживающие за границей. Пройти курс обучения в среднем или высшем учебном заведении России раньше для них было почти невозможно. Сейчас такая проблема решена благодаря сети Интернет. Дистанционное обучение осуществляется многими школами, а также высшими и средними учебными учреждениями.

В последние годы в России распространилось и онлайн-репетиторство. Это одна из форм дистанционного обучения, которая, на мой взгляд, достаточно эффективна. Компании, оказывающие такие услуги, конкурируют друг с другом, борются за каждого ученика, а потому качество их работы обычно на высоте.

Моя мама, учитель русского языка и литературы, несколько лет занимается дистанционным репетиторством. По её словам, онлайн-уроки при грамотной организации ни в чём не уступают традиционным занятиям. К тому же дистанционное обучение увлекательно, интересно и преподавателю, и ученику. Они видят и слышат друг друга, пишут на интерактивной доске, обмениваются файлами.

Итак, дистанционное образование в России развивается довольно быстрыми темпами. Его преимущества очевидны. Однако нельзя не сказать и о недостатках, которые пока ещё имеют место.

Дистанционная форма обучения нуждается в соответствующей материально-технической базе, которой, к сожалению, могут похвастать не все учебные заведения. Онлайн-занятия на старом компьютере, постоянно выходящем из строя, никогда не дадут нужного эффекта. Да и скорость Интернет-соединения для подобных уроков требуется далеко не маленькая. Вот и получается, что некоторые государственные учебные заведения осуществляют дистанционное обучение «для галочки». В отчётах всё выглядит достойно, а на деле – лишь имитация онлайн-занятий, не более того.

Другая проблема – недостаточная подготовленность к нововведениям некоторых участников образовательного процесса. Чему, к примеру, сможет дистанционно научить студентов престарелый консервативный преподаватель вуза или колледжа, недавно узнавший о существовании программы «Скайп»? В результате онлайн-обучение теряет ценность. Студентов подчас лишь «натаскивают» дистанционно на вопросы тестов, но эффективность занятий близка к нулю. Необходима серьёзная работа по повышению квалификации работников учебных учреждений: сейчас этого требует сама жизнь.

Насколько мне известно, не до конца разработана в России и законодательная база, связанная с дистанционным образованием. Оно во многих документах всё ещё имеет статус «заочного», хотя это совсем другая форма обучения, требующая нового подхода. Данный вопрос уже решён в странах Запада. Хотелось бы, чтобы и наше государство чётко определило правовые рамки дистанционного образования. Тогда и отношение общества к этому нововведению станет более лояльным, чем сейчас. Ведь многие россияне до сих пор не принимают обучение через Интернет всерьёз.

Итак, дистанционное образование в нашей стране прижилось: его достоинства налицо, однако и недостатков пока хватает. Вряд ли в ближайшее время онлайн-занятия полностью вытеснят традиционные уроки, лекции и семинары: классическая система складывалась и оттачивалась слишком долго, чтобы в одночасье сдать позиции. И всё же у меня нет ни капли сомнения: за дистанционной формой обучения – будущее.

Тема: Дистанционное обучение.

Сейчас в век информационных технологий невозможно обойти своим вниманием и проблему внедрения этих самых технологий в процесс обучения, а какие технологии могут быть введены и будут иметь должный эффект. Сейчас во всем мире пытаются использовать Интернет в обучении что привело к созданию нового способа обучения, который получил название дистанционный.

Этот способ заключается в использование Интернета и в общении онлайн учеников с педагогом или присутствием тех кто не может прийти в образовательное учереждение самостоятельно для присутствия на занятии. Включение программы дистанционного образования в образовательный процесс школы имеет иные предпосылки, чем в системе образования взрослых. Как правило, учащиеся образовательного учреждения сконцентрированы в компактном районе проживания вблизи образовательного учреждения и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором,влияющим на эффективность образовательного процесса.

Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевые технологий,телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи Дистанционного образования возможно решение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им так и другим ученикам что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться на равне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учереждения может решить и многие социальные, а так же этические проблемы.

Если в образовательные учереждения внедрить способ дистанционное обучение то появиться возможность Организации дистанционного контроля знаний учащихся. При организации дистанционного контроля знаний учащихся в рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний,а также делает контроль знаний массовым и постоянным,в отличии от классической системы,в которой контроль знаний является выборочным и фрагментарным. К Томы же такая проверка будет на столько эффективна на столько и объективна в сравнение с опросом, где на выставление оценки влияет мнение учителя и его отношение с учеником.

Становится возможным организация дополнительных элективных курсов.

При организации дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов появляется возможность широкого доступа учащихся к данному виду обучения. Существенным плюсом подобной системы является то,что она не замыкается на рамки конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений и расширяется спектр предлагаемых курсов, а также у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.

Появляются тенденции использования дистанционных технологий обучения для такой формы обучения как экстернат. Не секрет,что во многих, особенно удаленных учреждениях общего образования отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов (иностранный язык, биология, химия и пр.) Для получения полноценного аттестата о среднем образовании возникает необходимость сдачи этих предметов экстерном, однако при отсутствии системной подготовки у ученика по предмету, подобная форма для него не всегда приемлема. Технологии дистанционного обучения позволят восполнить этот пробел.

При внедрение дистанционного образования также становиться возможной организация профильного обучения для удаленных муниципальных образований, так как профильное обучение на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений развития образования. Однако проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Так внедрение дистанционного обучения позволит учащимся из отдаленных регионов реализовать свои права гражданина РФ и быть равным с теми кто имел счастье получить в своём образовательном учереждение профильное образование.

Дистанционные уроки могут стать спасением для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни. Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший 1 или 2 недели занятий выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Дистанционное образование могло бы возместить этот пробел в системе образования и позволить ученикам не отрываться так сказать от производства, то беж от учебного процесса.

Система дистанционного образования, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.

Кроме того, следует отметить,что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

Оценивая выше сказанное можно сказать, что с внедрение дистанционного образование сразу решается множество проблем как социальных так и проблем собственно в образовании. То есть получается что дистанционное образование много функционально оно помогает как людям с ограниченными возможностями так и тем кто выбыл на не продолжительный срок из учебного процесса не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов.

Дистанционное обучение свежо и современно поэтому даже разглагольствование по поводу возможной дороговизны нужно откинуть потому, как нельзя экономить на будущем то есть на детях. Возможно в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей сидя дома перед компьтером.

Как там у Пушкина: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда….Какова должность своего диктатора?...Не настоящая ли каторга?»

Эта цитата приходит невольно на ум каждый раз, когда садишься за классный журнал. Какая это каторжная работа: ни одной помарки, ни одной нечаянно промазанной клеточки с оценкой в суете урока.…А если перепутано число или тема? А если ученик не согласен с оценкой? Просто так не исправишь, пиши сноски, ставь подписи, печати …. И непременно объяснения с администрацией. А лопнувший переплет, загнутые страницы? А иногда появившиеся пятна от чая, кофе или помады? Сколько же терпит классный руководитель за промахи коллег в его «святая святых»!

А желание родителей познакомиться с журналом, с домашними заданиями, с долгами детяти? Почему-то не дневник, а именно вожделенно-недоступный журнал-цель посещения родителями школы.

И вот свершилось

Пришел в школу вожделенный электронный журнал. Нет, безусловно, работы у учителя и классного руководителя не стало меньше, но эта работа совершенно другого качества.

Во-первых, родителям: все доступно – от темы урока до домашнего задания, оценок, пропусков. В течение дня всегда есть возможность узнать: было ли чадо сегодня в школе? Еще появилась возможность получать письма от классного руководителя, которые заменили вечерние телефонные переговоры.

Во-вторых, ученики: появилась возможность всегда узнать свои оценки за день, пересдать, улучшить свои результаты. Если болен или пропущены занятия, всегда можно узнать задания, заглянув на страничку любого предмета, задать вопрос педагогу и получить ответ.

В – третьих, педагогам: не страшны ни кофе, ни чай, ни помада и т.д. Существует возможность исправления результатов учеников. Всегда можно отправить необходимую информацию коллегам, ученикам, родителям. Таким же способом получить её. А классному руководителю стоит нажать на клавишу и перед тобой отчет по посещаемости и успеваемости своего класса.

В – четвертых, администрация школы: заглянув в электронный журнал, всегда видит, кто с ним «дружит» и где тот Ляпкин-Тяпкин, который ошибся или бездельничает, «подать его сюда». Всегда можно увидеть картину успеваемости и посещаемости по параллелям, по классам, по звеньям. Сообщить необходимую информацию педагогам, получать письма из отдела образования, других учебных заведений города. Часть работы по ВШК взял на себя электронный журнал. Да и «родной» отдел образования всегда видит картину работы в школе. Можно до бесконечности перечислять преимущества электронного журнала……….

Пришел в школу прогресс, успевай «мученик четырнадцатого класса» поворачиваться.

Дистанционное обучение – новый шаг в современном образовании

Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том числе и лицами с ограниченными возможностями здоровья, – это актуальная проблема, решить которую возможно при помощи технологий дистанционного образования.

Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Виды дистанционных технологий

  1. Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.
  2. ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки учащихся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.
  3. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся. Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные.
Виды дистанционных уроков

Урок – это фундаментальная составляющая системы обучения. Основой для построения урока является совокупность компонентов, определяющих его содержание, логику, приемы и методы работы. Современный урок должен быть действенным, социально направленным, иметь прямое отношение к интересам учащегося, быть ориентированным на их практическую деятельность (нынешнюю и будущую), развивать мышление и практические навыки учащегося.

Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева).

Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:

  • в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
  • в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует универсальности и повышения качества образованности учащегося.

Дистанционные учебные занятия многообразны:

  1. Анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимания учащегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.
  2. Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащегося. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.
  3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии i-chat.
  4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
  5. Выполнение виртуальных лабораторных работ.
  6. Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.
  7. Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации.
  8. Вебинар. (происходит от двух слов: web - «сеть» и «семинар») ─ это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).
Всему этому нам предстоит научиться.

«Обучающие организации в современных условиях»

На примере программы Дистанционного Обучения

Работу выполнил:

Студент факультета ГМУ

Уч.группы У-2.1

Щербинин Денис.

Москва

1.Введение ………………………………………………………………………………3.

1.1.Актуальность ……………..3.

1.2. Цель 3.

1.3.Задачи ……………..3.

1.4.Объект 3.

1.5.Предмет 3.

2.Основная часть 4.

Заключение 12.

Список литературы: 13.

Введение.

Дистанционное обучение - это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компо­нента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует смеши­вать заочное и дистанционное обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономная. Дистанци­онное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но формы подачи материа­ла и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактичес­кие принципы организации дистанционного обу­чения (принципы научности, систем­ности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифферен­циации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностя­ми информационной среды Интернет, ее услуга­ми.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обуче­ние следует рассматривать в общей систе­ме образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обуче­ние необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обуче­ние пред­полагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педаго­гической (в плане педагогических техноло­гии, методов, форм обучения) составляю­щих. Следовательно задачами этапа педагоги­ческого проектирования являются: создание электронных курсов, элек­тронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических тех­нологий организации процесса обучения в сетях.

Курсы дистанци­онного обучения предпо­лагают тщательное и детальное пла­нирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспе­чивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предо­ставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи поз­воляющей ученику получать инфор­мацию о правильности своего продвиже­ния по пути от незнания к знанию. Мотива­ция - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо пред­усмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дис­танционного обучения.