Экономическими причинами миграции рабочей силы являются. Миграция рабочей силы: причины, основные миграционные потоки. Механизмы контроля миграции

Массовая миграция населения стала одним из наиболее характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Понятие «миграция населения» предполагает перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Если перемещаясь из одной страны в другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, то осуществляется международная трудовая миграция, или миграция рабочей силы.

Современный международный рынок рабочей силы включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет, таким образом, национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме трудовой миграции.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства (ПМЖ) в другую страну; под

Иммиграцией – въезд в страну на ПМЖ. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

Существует множество причин международной миграции:

1. Основная причина – экономическая, а именно – межстрановые различия в оплате труда и уровне жизни. Люди выезжают из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.

2. Политические мотивы.

3. Религиозные.

4. Семейные причины.

5. Природные бедствия, войны.

6. Демографические, национальные и ряд других неэкономических причин.

По оценкам экспертов, правда весьма приблизительным, считается, что в мире в середине 90-х годов постоянно около 125 млн человек находились за пределами тех стран, гражданами которых они являлись. В последние годы в мире переезжают из страны в страну порядка 20 млн человек в год.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

1. Иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов (США, Канада, Германия, Израиль), 80–90-е годы были периодом высокого уровня иммиграции.

2. Работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х годов в мире насчитывалось более 25 млн человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Например, во Франции? занятых в строительстве и? в автомобилестроении – иммигранты; в Бельгии половина всех горняков – иммигранты; в Швейцарии 40% строительных рабочих – иммигранты.

3. Нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х годов превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Обычно они занимают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии, либо занимаются нелегальным криминальным бизнесом. По данным Министерства по делам Федерации национальной и миграционной политики, на территории России сейчас незаконно находятся от 700 тыс. до 1,5 млн иностранцев. Лишь чуть более 30 тыс. иностранных граждан зареги-

Стрированы и имеют официальный статус. Среди нелегальных иммигрантов граждане 56 стран. В основном это китайцы, вьетнамцы и афганцы.

4. Лица, просящие убежища по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах. До 80-х годов численность этой категории мигрантов была незначительна, затем она заметно увеличилась – до 1 млн человек к концу 90-х годов.

5. Беженцы. По данным ООН, в мире на конец 90-х годов насчитывалось более 22 млн беженцев, большинство из которых – жертвы войн. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются следующие страны и регионы:

1. США, Канада. Ежегодно в США приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны вместе взятые. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира. Низкоквалифицированная рабочая сила направляется в США в основном из близлежащих латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна. Приток иммигрантов в США и Канаду к концу 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек. При этом к началу 1998 года в США, по оценкам, проживало более 5 млн нелегальных иммигрантов.

2. Западная Европа. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет до 600 тыс. человек. Лидерство по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция и Великобритания. В ЕС насчитывается 13 млн мигрантов и членов их семей. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, республик бывшего СССР активно используется в экономике самых развитых стран Европы. В ФРГ иностранная рабочая сила составляет 8% от общего числа занятых, во Франции – 7%, Швейцарии и Люксембурге – до 30%.

3. Ближний Восток. Нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. К началу 80-х годов сюда оказалось стянуто около 3 млн иностранных рабочих. Более 50% рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иммигранты в основном из соседних арабских стран.

4. Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, сезонные рабочие направляются в Аргентину и Мексику из Латинской Америки. На Нигерию, ЮАР, Берег Слоновой Кости приходится более 50% притока всех иммигрантов.

5. Новые индустриальные страны. Значительно увеличился приток иммигрантов в государства Юго-Восточной Азии (Малайзия, Южная Корея) в основном на временные работы. По большей части это – иммигранты из Мексики и развивающихся стран Азии.

6. Израиль. Государство, которое существует с 1947 года и имеет на сегодня население более 5 млн человек, на? растет за счет притока иммигрантов (более 1 млн человек населения Израиля – выходцы из бывшего СССР).

7. В качестве примеров более локальных региональных центров притяжения мигрантов можно назвать Австралию и Россию.

Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений:

– миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

– миграция в рамках промышленно развитых стран;

– миграция рабочей силы между развивающимися странами;

– миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);

– миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны (в небольших объемах).

  • ? Понятие и виды миграции рабочей силы
  • ? Причины миграции рабочей силы
  • ? Последствия миграции рабочей силы для страны-экспортера и страны- импортера
  • ? Территориальный аспект миграции
  • ? Проблема утечки умов
  • ? Регулирование миграции рабочей силы
  • ? Международная организация труда (МОТ)

Понятие миграции рабочей силы

Под миграцией рабочей силы понимается организованное или стихийное ее перемещение внутри страны и через государственные границы к месту постоянного проживания или работы. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени- служащие, специалисты и ученые.

Миграцию можно разделить на окончательную (безвозвратную), временную (возвратную), сезонную (в определенный период времени или на определенный срок), маятниковую (например, приграничную). Выделяют также внутреннюю и внешнюю (международную) миграцию. Внутренняя - предполагает перемещение рабочей силы между населенными пунктами внутри страны, например из одного региона в другой. Внешняя миграция связана с движением людей через государственные границы из одной страны в другую. Она влияет на численность населения, изменяя его на величину миграционного сальдо (разность между числом эмигрантов и иммигрантов).

По данным ООН, например с 1990 по 2005 г., мигрантов в мире стало больше на 36 млн, тогда как за предыдущие полтора десятилетия их число выросло на 41 млн. Впрочем, по признанию экспертов ООН, снижение числа мигрантов происходит за счет развивающихся стран, где показатель ежегодного прироста сократился с 2,5% в год в 1975-1990 гг. до 0,6%. Это, однако, означает не падение интенсивности миграционных потоков, а рост числа тех, кто возвращается из чужих стран домой: например, за 1990-2004 гг. развивающиеся страны репатриировали 21 млн беженцев. В развитые же страны приток мигрантов не ослабевает: как и прежде, их их число растет в среднем на 2,9% в год.

Сегодня в развивающихся странах живет 61 % всех мигрантов в мире (в 1990 г. - 53%), каждый третий мигрант проживает в Европе, каждый четвертый - в Северной Америке. Общее число мигрантов в 2006 г. ООН оценило в 191 млн, из них 12,1 млн, т.е. больше 6%, проживали в России. По этому показателю наша страна отстает только от США, где проживают 38,4 млн мигрантов (20% от общемирового числа). За Россией следуют Германия - 10,1 млн и Украина - 6,8 млн беженцев.

Большим числом проживающих мигрантов Россия обязана не только своим расположением на перекрестке миграционных потоков из Азии в Европу, но также «правильной адекватной работой», которую проводит в этой области российское руководство.

Особенности современной международной миграции рабочей силы:

  • преобладание трудовой миграции в общих миграционных потоках;
  • расширение географии, масштабов миграции;
  • усиление роли демографического фактора (избыток рабочих рук в одних странах и недостаток - в других);
  • рост числа нелегальных переселенцев.

Активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 1960-х гг. в рамках построения моделей экономического роста. Ее основная цель состояла в доказательстве того, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста. По данным МОТ, в 2013 г. общее число мигрантов превысило 240 млн человек.

Международную миграцию определяют следующие нижеперечисленные группы факторов.

1. Экономические обусловливают переселение работников (и их семей) в страны с наиболее высоким уровнем благосостояния населения. Этот процесс облегчается развитием транспорта.

Основными экономическими факторами, определяющими миграцию рабочей силы, являются:

  • быстрый рост населения планеты и высокая безработица, прежде всего в слаборазвитых странах;
  • вывоз капитала и создание крупных предприятий, где в значительном количестве требуются рабочие руки;
  • более благоприятные условия труда и его оплаты в тех или иных странах, в том числе вследствие их успехов в экономическом развитии;
  • возможности более полной реализации своих способностей.
  • 2. Культурно-национальные и религиозные факторы определяют перемещение мигрантов в страны проживания коренной национальности и определенного вероисповедания, например немцев Поволжья - в Германию, евреев - в Израиль и т.п.
  • 3. Прочие факторы связаны с влиянием на миграцию трудовых ресурсов и населения чрезвычайных ситуаций: войн, землетрясений, наводнений и пр. Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно становится объектом государственного регулирования.

Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации, мигранты подразделяется на пять основных типов:

  • 1) лица, работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные сельскохозяйственные рабочие, а также неквалифицированные или малоквалифицированные лица, занятые на подсобных работах;
  • 2) профессионалы с высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта. К этой группе относят, например, представителей профессорско-преподавательского состава вузов;
  • 3) нелегальные мигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью. Миллионы представителей этой группы постоянно пребывают в США, Японии, странах Европы, Южной Америки и Африки;
  • 4) переселенцы, т.е. лица, переезжающие на постоянное место жительства (прежде всего в промышленно развитые страны);
  • 5) беженцы, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы для их жизни и деятельности.

Выделяют следующие виды миграции:

  • 1) семейная - предполагает существование лиц, которые могут дать поручительство за въезжающих (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.);
  • 2) экономическая - требует наличия квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. Существуют четыре вида такой иммиграции:
    • частнопредпринимательская (лицо имеет опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал);
    • миграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и способностью найти работу;
    • миграция по приглашению работодателя;
    • миграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;
  • 3) гуманитарная, связанная с получением статуса беженца, и др. В результате развития процессов трудовой миграции во многих

развитых странах складываются два рынка труда: на одном идет продажа национальной рабочей силы, на другом - иностранной.

Привлечение в страну рабочей силы из-за рубежа имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным относятся:

1) повышение конкурентоспособности продукции вследствие уменьшения издержек производства, обусловленного более низкой ценой иностранной рабочей силы.

Большинство иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ, имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие;

2) заполнение вакансий в непрестижных сферах экономики, в том числе в военизированных (мигранты могут призываться на военную службу), обеспечивающее нормальный ход процесса воспроизводства.

Во Франции иностранцы составляют 25% занятых в строительстве, 35% - в автомобилестроении, в Бельгии - 50% горняков, Швеции - 40% всех строительных рабочих;

  • 3) создание возможности структурной перестройки экономики и ее динамичного развития за счет перемещения высококвалифицированной национальной рабочей силы в новые перспективные отрасли с дальнейшим повышением ее квалификации;
  • 4) сохранение требуемых народно-хозяйственных пропорций путем поддержания существующих отраслей;
  • 5) использование иностранной рабочей силы в качестве амортизатора в случае роста безработицы (ее увольняют в первую очередь);
  • 6) увеличение налоговых поступлений. Иммигранты обычно приезжают в раннем трудоспособном возрасте, вступая в период активной выплаты налогов. Принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые, не платя прямых налогов, при покупках вносят в казну такие косвенные налоги, как акцизы;
  • 7) экономия затрат на первичное образование и получение квалификации, которые в основном несут государства, откуда осуществляется миграция, на оказание социальных услуг (нелегалы их не могут получить);
  • 8) улучшение демографической ситуации в принимающей стране с низким уровнем рождаемости. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%, а в Люксембурге - 38%.

В целом считается, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны.

Отрицательные последствия иммиграции:

1) постепенное попадание многих отраслей экономики принимающих стран в зависимость от иностранных рабочих, особенно в строительстве, угледобыче и пр.

Исследования, проводившиеся в Дюссельдорфе в связи с возможным отъездом иностранцев, показали, что результатом может быть резкое уменьшение объема строительных работ, закрытие многих детских садов, школ, прекращение уборки мусора;

2) создание дополнительной нагрузки на экономику, связанной с необходимостью принимать меры общественной безопасности, расширять предоставление некоторых видов социальных услуг, развивать транспорт и пр.

Рассматривая безвозвратную трудовую миграцию как негативное следствие либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности.

Страны - экспортеры рабочей силы, наряду с потерями от миграции, имеют от нее и некоторые выгоды. Прежде всего это многомиллиардные доходы, источниками которых являются:

  • налоги с прибыли фирм-посредников;
  • налоги с переводов мигрантов на родину;
  • личное инвестирование мигрантов.

Возвращаясь домой, мигранты, проработавшие за границей, как правило, в течение двух-трех лет, привозят с собой немалые ценности и сбережения. Кроме того, они приобретают новые профессиональные знания, опыт, квалификацию, готовность к активному участию в новых формах экономической жизни.

Миграция — латинское слово, означающее перемещение, переселение. Этим словом обозначают перемещение людей, животных, капиталов, химических элементов в земной коре и т.д. Интересующая нас миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему.

Все перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция — выбытие за границу, а иммиграция — прибытие из-за границы. Разница между этими двумя потоками дает объем чистой миграции, их сумма — объем валовой миграции.

Перемещение населения из одного международного региона в другой всегда было свойственно людям. Начиная с древнейших времен, миграция населения, нередко выливавшаяся в форму завоевательных походов, играла огромную роль в истории человечества, в его расселении по всему земному шару, в образовании рас и народов. Истории известны массовые переселения ариев и басков, вестготов и остготов, гуннов, финно-угров, монголо-татар и др.

В зависимости от географических направлений различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней — из одной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

В зависимости от долговременности каждого перемещения миграция населения делится на: постоянную или безвозвратную (безвозвратный характер имеет обычно межконтинентальная миграция, а также миграция из села в город); временную — как правило, внутриконтинентальную; сезонную, связанную с ежегодными поездками на заработки или передвижением кочевников; маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта. Ярким примером тому являются мексиканские фронтальеры.

В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной или нелегальной. Нелегальные мигранты — это лица, которые в поисках работы въезжают в страну нелегально или прибывают в нее на законных основаниях (например, туристами, по приглашению) и нелегально трудоустраиваются. Количественную оценку нелегальной иммиграции дать практически невозможно.

Наряду с миграцией всего населения различают миграцию отдельных его групп — социальных, этнических, возрастно-половых и др. Например, выделяют миграцию рабочей силы — перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в размещении производства, условиях существования. По классификации ООН постоянными трудящимися мигрантами считаются лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года.

В развитии миграционных процессов обычно выделяют фи больших социальных волны. Первая, получившая название «старой миграции», охватывает примерно две трети XIX в. Для этого периода наиболее характерным было перемещение промышленных рабочих. Вторая волна прошла в конце XIX в. и в первую треть XX в. Она получила название «новой миграции». В это время преимущественно мигрирует разорившееся крестьянство. Наконец, третья волна миграции рабочей силы началась после окончания Второй мировой войны. На этом этапе характерным становится перемещение двух прямо противоположных групп мигрантов из отсталых стран в развитые. С одной стороны, наблюдается большой преобладающий поток мало-обученных и неквалифицированных трудящихся, а с другой — идет отток научных кадров и специалистов, т.е. так называемая утечка умов.

Какие же причины побуждают людей перемешаться из одной страны в другую? Прежде всего, миграция рабочей силы связана с развитием крупного машинного производства, которое предопределило неравномерность социально-экономического развития разных стран. В странах с ускоренным развитием обнаруживается нехватка рабочей силы, а в странах с замедленным ростом складывается относительный избыток рабочей силы и возникает . Для преодоления подобных ситуаций необходимо заполнить кадрами образовавшиеся экономические ниши, используя для этого импорт рабочей силы. В странах с замедленным развитием существует низкий и небольшая . Безземелье крестьян гонит их в другие страны. Иммиграция — важный источник пополнения стран с незначительным уровнем рождаемости, средство его приспособления к нуждам капиталистического воспроизводства. В период экономического подъема иммиграция иностранных рабочих резко возрастает. Действует система вербовки.

Кроме социально-экономических есть и другие причины миграции населения. Политическая нестабильность режимов или бегство от политических преследований расовой, религиозной и национальной дискриминации. Военные обстоятельства — эвакуация, реэвакуация и т.д. Расширение международной системы информации, что дает людям осознать широкие социально-экономические возможности других стран. Наконец, развитие и удешевление транспортных средств.

В современных условиях для миграции рабочей силы характерны следующие тенденции.

Основу миграционных потоков по-прежнему составляют рабочие, в меньшей степени — служащие. Но сравнительно новой формой международной миграции рабочей силы является перемещение научно-технических кадров. В поисках лучших условий для применения своих сил и более высокого уровня жизни лица высшей квалификации переселяются в США и Западную Европу.

Среди побудительных факторов миграции преобладают материальные мотивы. Однако, как и раньше, имеют место политические, религиозные, этнические факторы.

Одна из главных закономерностей современной международной миграции заключается в значительном и постоянном увеличении ее масштабов, вовлечении в этот процесс трудящихся практически всех континентов. В начале 90х годов только в мировом капиталистическом хозяйстве насчитывалось не менее 25 млн. мигрантов. С учетом же их семей, мигрантов сезонников и других категорий общая численность иммигрантов примерно в три четыре раза выше. Более половины из них выехали из развивающихся государств, 2/3 из них оказались в промышленно .

В последнее время усилилась нелегальная иммиграция. Ки тайцы штурмуют границы США и России, кубинцы перебираются во Флориду, алжирцы — во Францию, пакистанцы в Англию и т.д. Главной причиной нелегальной иммиграции является возможность для предпринимателей использовать самую дешевую и бесправную рабочую силу и получать при этом огромные прибыли. Поэтому американская полиция и не справляется с потоками нелегальных мексиканских иммигрантов.

Основные международные регионы притяжения мигрантов

Выше указывалось, что в зависимости от географической направленности различают межконтинентальную и внутриконтинентальную внешнюю миграцию населения. Так куда же конкретно двигались потоки трудовой миграции?

Первый массовый межконтинентальный перелив рабочей силы был насильственным. Это было связано с развитием работорговли в ХVIII —XIX вв. Вследствие такого перелива население Африки за 1650—1850 гг. уменьшилось на 22%.

Что касается перемещения свободных лиц наемного труда, то наиболее крупным миграционным потоком был выезд европейцев за океан в XIX—XX вв. В XIX в. эмигрировало до 30 млн. человек. В начале XX в. до Первой мировой войны из Европы выехало свыше 19 млн. человек. Во время 1914—1918 гг. эмиграция была прервана, а затем возобновилась, и за период 1918— 1939 гг. эмигрировало 9 млн. человек. Вторая мировая война снова прервала заокеанскую миграцию населения из Европы; после окончания войны она оживилась, а затем пошла на убыль.

Куда конкретно направлялись эмигранты? Прежде всего, в США, где бурно развивался , которому требовались рабочие руки. Однако ехали в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция населения явилась важнейшим источником роста их населения. Уезжавшие из европейских стран — из Ирландии и Англии, Франции и Германии, ехали и из России — молокане.

В последнее десятилетие XX в. сложились новые мировые рынки рабочей силы вследствие не только межконтинентальной, но и внутриконтинентальной миграции населения.

Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе. Здесь только в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. Основную часть иммигрантов принимают такие западноевропейские страны, как Германия, Франция, Англия, а также Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария.

По прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием единого рынка в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Плохо организованная массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит место по целевому назначению. Несмотря на то что преобладающую часть будут составлять низко и полуквалифицированные работники, приоритетное право получат высококвалифицированные Профессионалы, число которых в перспективе возрастет.

Второй центр притяжения трудящихся мигрантов в 1990е годы сформировался в регионе Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны притягивают на промыслы огромное количество людей из Индии, Бангладеш, Пакистана, Иордании, Йемена, а также из Греции, Турции, Италии. К началу 90х годов здесь работало более 4,5 млн. иностранцев, в то время как число местных рабочих составило только 2 млн человек. Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран весьма значительна. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97%, Кувейте — 86, 5%, Саудовской Аравии — 40%, т.е. подавляющую или большую часть всей промышленной рабочей силы.

Особую группу мигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За период с 1989 по 1994 г. из стран СНГ в Израиль выехало свыше 500 тыс. человек. Причины бегства евреев из стран бывшего коммунистического региона являются следующие: возвращение на этническую родину, уход от политических неопределенностей и экономических трудностей, желание воссоединится с родственниками и религиозные мотивы.

Третий центр современной иммиграции рабочей силы находится в США. этой страны исторически сложились в значительной мере за счет иммигрантов. Иностранцы и сейчас составляют около 5% рабочей силы страны. Послевоенная иммиграция в США состояла из нескольких этапов. Первый представлял мощный европейский поток, когда в СШ1А из стран Западной Европы въехало 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965 г., когда был принят закон, создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки. С 1993 г. ведет свой отсчет третий этап, когда отдается предпочтение эмигрантам из Европы — Ирландии, Италии, Польши, а также из Аргентины. Означенная переориентация объясняется тем, что к началу третьего тысячелетия США могут стать страной, где белые окажутся в меньшинстве в результате прогнозируемой высокой рождаемости цветного населения.

Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии. В этой стране трудится 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, сориентирована на ассимиляцию иммигрантов. Поэтому она не может рассматриваться в качестве перспективного центра для миграции рабочей силы из Российской Федерации. Кроме того, с 1982 г. Австралия стала проводить миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса в стране. В соответствии с ней в страну в первую очередь принимались иммигранты, делавшие инвестиции в экономику страны.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, о. Тайвань, Пакистан. Например, Япония начинает вывозить рабочую силу высокой квалификации, сопровождающую ее прямые инвестиции в страны АТР. Этот тип миграции называют транзитной профессиональной миграцией.

В Латинской Америке складывается шестой центр притяжения рабочей силы, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее число мигрантов достигает 3 млн. человек, большинство которых составляют латиноамериканцы. Но Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточно-европейцев, в том числе выходцев из бывшего СССР. Они остро нуждаются в нефтяниках, инженерах химиках, фермерах.

Существует и африканский центр. По приблизительным оценкам меж страновая миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более богатые африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних стран. ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но на постоянное место жительства.

Экономические последствия миграции рабочей силы

Сначала рассмотрим влияние миграции рабочей силы на страны импортёры. Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение.

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так, в конце 80х годов иностранные рабочие составляли в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более высок. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров и т.п.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых, отраслей — строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР иди процессором . Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные секторы экономики ведет к росту ее квалификации.

В результате развития "процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом — иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой — отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы Предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

Развитие иммиграции позволяет странам реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате утечки умов СШД сэкономили лишь в сфере образования и, научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств. В США учатся тысячи людей из стран Азии, Африки и Латинской Америки, и многие из них остаются в этой стране.

Политику импорта иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции» оценивает, безусловно, позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации, или бывших членов Президентского Совета экономических советников.

Что касается влияния миграции рабочей силы на страны экспортеры, то проводившиеся в 80е годы на эту тему исследования дали положительные результаты. Они показали, что отъезд части населения отдельных стран за рубеж способствовал нормализации на их рынках труда. Так, в Пакистане во второй половине 80х годов миграция за рубеж позволила сократить безработицу на 1/3. То же произошло в Бангладеш и Индии.

Более того, многочисленные эмпирические данные свидетельствуют, что миграция рабочей силы способствует повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран доноров.

В качестве еще одной выгоды, приносимой эмиграцией рабочей силы, можно назвать рост квалификации выезжающих в другие страны рабочих. За границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран — экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.

Важное значение для экономики стран экспортеров рабочей силы имеет приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся мигранты. Причем их переводы иногда составляют значительную часть доходов страны и тем самым способствуют нормализации финансовой ситуации. Вот какие доходы получали страны—экспортеры своей рабочей силы в 1990 т.

Уместно напомнить, что ранее значительная часть специалистов исходила из того, что утечка рабочей силы за границу наносит большой ущерб стране. Действительно, такой итог был, когда эмигрировали «сливки» рабочей силы, а возникавшие вакансии заполнялись менее подготовленными работниками. К примеру, подобная ситуация возникла в Египте, когда строительные рабочие массово отправлялись на заработки в страны Персидского залива, что привело к снижению производительности труда в строительстве. Но исследования 80х годов показали, что миграция во многих случаях выражается в оттоке, прежде всего неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Да и отток квалифицированных работников не всегда наносит ущерб стране. Так, если предложение квалифицированного труда превышает спрос, то трудовая эмиграция повышает шансы на трудоустройство образованной молодежи.

Государственное регулирование внешней трудовой миграции

Чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников, практически все мира регулируют процесс трудовой миграции населения с этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления, выездных виз; контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывания иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца . Взвесить все обстоятельства. Служба иммиграции и натурализации может представить иммигранту разрешение на проживание в США.

Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Польше и Словакии и других странах.

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двусторонними и многосторонними Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения для процесса трудовой миграции.

Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или Межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии — Министерство труда, а в Швейцарии — Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет по уполномоченному органу принимающей страны.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между этими странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991 г. эти страны на Венской конференции приняли местное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР.

При фильтрации въезда иммигрантов разработана сложная система ограничений. Большое внимание уделяется квалификации рабочей силы. Требования к качественным характеристикам импортируемой рабочей силы в разных странах практически очень похожи. Отметим здесь лишь наиболее типичные из них.

Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или среднем специальном образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы — инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей монтажников, электромехаников, рабочих металло-прокатчиков. В то же время требуется определенный стаж работы по специальности. Так, во многих компаниях и исследовательских институтах США, несмотря на наличие вакансий, на работу могут быть приглашены лишь опытные исследователи, имеющие как минимум пятилетний стаж. В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее пяти лет.

Возрастной ценз является приоритетным требованием стран импортеров. Они желают получить работников самого трудоспособного возраста, от которых можно ожидать наибольшей отдачи. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В ОАЭ требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20—45 Лет.

Важным «фильтром» для въезда иностранных работников является состояние здоровья. В США, в соответствии с иммиграционным актом 1990 г., не допускаются наркоманы и лица, страдающие различными психическими заболеваниями. А шведские и.норвежские фирмы наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на въезд.

Еще одним требованием к качеству рабочей силы является ее социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В тех же США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа. В эту страну не допускаются также иностранцы, осужденные за уголовные преступления, и лица, присутствие которых может нанести ущерб ее международным интересам.

Регулирование въезда иммигрантов проводится на только путем реализации ряда требований к качеству их рабочей силы, но и введением целого ряда других ограничений. Во многих странах применяется прямое квотирование соотношения между иностранными и местными работниками на предприятиях принимающей страны. В частности, Греция запрещает наем иностранных рабочих предприятиям, на которых работает менее пяти лиц греческого происхождения. В том же случае, когда на них занято большее число работников, то соотношение численности иностранцев и местных работников должно составлять 1:10.

Вместе с тем используются и финансовые ограничительные нормативы, что по идее должно принести какую-то пользу принимающей стране. Так, в США предусмотрена ежегодная выдача до 10 тыс. иммиграционных виз инвесторам, вкладывающим в американскую экономику свыше 500 тыс. долларов. В Словакии простые трудящиеся мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение четырех месяцев следует уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

Наряду с финансовыми применяются и временник ограничители. Введение таковых означает, что для иммигрантов устанавливается ограниченный срок пребывания и работы в принимающей стране. В частности, в Норвегии разрешения на работу выдаются только на один год, хотя и допускается возобновление.

В странах реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов. Так, в Турции действует закон, который содержит подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя. Сюда относятся врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы и т.п.

Профессионально-отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного запрета, т.е. когда выделяются приоритетные профессии для въезда.

Предпочтительный режим принимающих стран, как правило, касается следующих пяти групп:

Работников, претендующих на малооплачиваемую, непрестижную, тяжелую и вредную работу (работа по уборке урожая, в теплицах или ремонтных мастерских, строительство жилья, бурение нефтяных скважин);

Специалистов быстро развивающихся сфер национального хозяйства — бухгалтеров, работников торговли, банков, новых высокотехнологичных отраслей;

Представителей редких профессий, т.е. «штучных» специалистов (огранщики алмазов, реставраторы картин и рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения и т.д.);

Специалистов высшего класса и представителей свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты, скульпторы, спортсмены, высококвалифицированные врачи и т.д.);

Руководящего персонала фирм и их подразделений, а также предпринимателей; которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают рабочие места.

В качестве примера косвенных ограничений может служить введенный в Новой Зеландии «Список конкретных Профессий», составленный Министерством миграции на основе тщательного анализа национального рынка труда. Остальные виды деятельности подпадают под фактический запрет.

Во всех принимающих странах всегда действовали национально-географические приоритеты. Они предусматривали льготы определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. Выше указывалось, что США с 90х годов отдают предпочтение мигрантам из стран Европы. Но в последнее время такую же иммиграционную политику стали проводить почти все промышленно развитые страны, ограничивая въезд мигрантов из стран Африки и Азии.

Во многих принимающих странах предусмотрены ц скрытые правовые нормы защиты национального рынка труда, которые включаются при возникновении редких ситуаций. Так, в Германии разрешение на работу, выданное иностранцу, может быть досрочно отозвано, если возникнут особые условия на рынке труда.

В настоящее время промышленно развитые страны разработали системы стимулирования оттока трудящихся мигрантов. При определенных обстоятельствах меры по ограничению въезда иммигрантов дополняются различными способами стимулирования их репатриации. Программы репатриации касаются профессий или этнических групп. Например, отток «синих воротников или Турок и греков из Германии, а также северо-африканцев из Франции. Используется, как правило, три вида таких программ.

Программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности. При этом многие страны выплачивают не только отступное пособие, но и компенсируют расходы, связанные с отъездом иностранных рабочих, включая стоимость билетов.

Программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам отъезда на родину организуют специальную профессиональную подготовку, которая позволяет им "быстро внедриться в экономику родной страны. Эта мера касается, прежде всего, неквалифицированных рабочих.

Программы экономической помощи регионам массовой эмиграции являются самыми радикальными, так как стимулируют внутреннее развитие стран массовой эмиграции. Одной из подобных программ была осуществленная в 1974 г. в Нидерландах государственная программа под названием «Репатриация рабочих мигрантов и разработка возможностей национального развития». Согласно этой программе в Югославии в 1980—1981 гг. было реализовало около 50 проектов по стимулированию занятости в экономических районах, в том числе предоставление кредитов рабочими мигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия.

Во многих принимающих странах действуют также системы санкций за нарушение установленного порядка трудовой миграции. В частности, в отношении нелегальных иммигрантов поменяются не только штрафы и депортация, но и привлечение к уголовной ответственности. Иностранец, выехавший в США на Основании ложных сведений или иным мошенническим путем, может быть лишен свободы сроком до шести месяцев или оштрафован на 500 долл. За такое же преступление, совершенное вторично, предусмотрено наказание в виде лишения свободы до двух лет; или штрафа в размере 1 тыс. долл.

Санкции практикуются в отношении нелегальных посредников, занятых незаконным импортом рабочей силы. В США в настоящее время расширяются полномочия Службы иммиграции и натурализации в отношении «живого товара». Предполагается увеличить им наказание от пяти до десяти лет тюремного заключения за каждого незаконно провезенного в страну иммигранта.

Введены санкции в отношении предпринимателей, незаконно использующих иммигрантов. Выгода, которую получает предприниматель от найма дешевой рабочей силы, толкает его на нарушение действующих законов. В связи с этим против предпринимателей применяются крупные штрафы. В Словакии, например, штраф составляет 100 тыс. крон, за повторное нарушение — 500 тыс. крон. Во многих странах расходы по депортации нелегальных иммигрантов возлагаются на предпринимателя, у которого работал иммигрант.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы — двойственны. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых районов, сосредоточивает огромные массы населения наиболее активного и энергичного в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни.

С другой — приводит к чрезмерно быстрому росту крупных городов и обострению экологической ситуации: обезлюдению села, постарению и феминизации его населения; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов коновым социально-экономическим, культурным, а иногда и природным условиям. Наконец, не следует думать, что миграция населения может значительно уменьшить безработицу в странах выезда. Там по-прежнему страдают от хронической безработицы. А страны импортеры не могут полностью удовлетворить спрос на высококвалифицированную рабочую силу и научно-технические кадры.



Назад | |

Отношение местного населения к иностранным работникам неоднозначно. Работодатели охотно используют дешевый труд, а обычные жители ропщут, жалуясь на криминогенную обстановку. Такую картину можно увидеть по всему миру – и в Европе, и в России. Но, независимо от наших желаний, миграция рабочей силы продолжает набирать обороты и потихоньку изменять облик мира, о чем свидетельствует статистика эмиграции людей из России в Европу за 2020 год.

Основные понятия

Миграция рабочей силы или трудовая перемещение людей по стране или за ее пределы в поисках работы. При этом работники могут менять свое постоянное место жительства или постоянно к нему возвращаться. Если такое перемещение происходит внутри государства, это называется внутренней миграцией, а если для того, чтобы устроиться на работу, нужно пересекать границу, имеет место внешняя или международная трудовая миграция.

Последняя, в свою очередь, делится на эмиграцию и иммиграцию. . Эмигрантами не считаются коммерсанты, постоянно пересекающие границу в целях закупки товара, а также командированные сотрудники, не имеющие трудовых договоров с иностранными работодателями.

Иммиграция рабочей силы – это, напротив, въезд в государство иностранных граждан с целью дальнейшего трудоустройства.

Соответственно, трудовые мигранты – это лица, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в стране, гражданами которой они не являются.

Характеристики

Современные миграционные процессы имеют характерные черты, отличающие их от более ранних миграций. Прежде всего это увеличение количества переезжающих квалифицированных рабочих и специалистов, «утечка мозгов». Кроме того, если раньше массовые миграции были вызваны различными политическими или природными катаклизмами и носили стихийный характер, то сегодня это постоянный процесс, имеющий тенденцию к росту. Он охватывает практически все регионы мира, как богатые, так и бедные.

И, наконец, отличительной чертой современного великого переселения можно назвать появление огромного количества нелегальных мигрантов. Это не только практически дармовой трудовой ресурс, но и фактор, повышающий уровень преступности, провоцирующий массовые беспорядки, социальную напряженность.

Виды трудовой миграции

В зависимости от количества времени, проведенного мигрантом за рубежом, выделяются следующие виды миграции рабочей силы:

  • безвозвратной, когда работник остается в принимающей стране на постоянной основе;
  • временно-постоянной, когда с работником подписывается временный контракт на несколько лет;
  • сезонной, когда работы ограничены определенным периодом от нескольких месяцев до одного года;
  • маятниковая, если работник ежедневно едет на работу, а вечером возвращается обратно;
  • нелегальная, когда мигрант прибывает в качестве гостя или туриста, а сам незаконно трудоустраивается.

Причины миграции

Основные причины международной – экономические. Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других. Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни. Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.

просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Следующая по значимости причина миграции – воссоединение семей. За квалифицированными кадрами тянутся их домочадцы. Они также составляют немалый процент в общем потоке мигрантов.

К другим распространенным причинам миграции можно отнести политические, расовые, национальные (репатриация по имеющимся корням на родину предков).

Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства. Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания. Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция. Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.

Современные центры миграции

Основные направления международной миграции рабочей силы расположены между развивающимися странами-экспортерами трудовых ресурсов и развитыми. – это, как и прежде, экономически сильные страны, такие, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

В борьбе с нелегалами и терроризмом США за последние десятилетия ужесточили миграционную политику, но и теперь поток мигрантов в эту страну велик. Его условно можно разделить на две составляющие. Первая – это «мировые мозги», люди с образованием, их поставляют Западная Европа, Россия, Индия. Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.

К концу XX века новым центром притяжения трудовых ресурсов стала Западная Европа, принимающая мигрантов из развивающихся стран. Во Франции, Швейцарии, Швеции, Германии на трудоемких производствах сплошь трудились иностранцы. Сейчас «мода на Европу» постепенно проходит: рынок труда перенасыщен, а мигранты представляют серьезную проблему.

Большое количество мигрантов привлекают и быстрорастущие экономики некоторых южноамериканских стран, например, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы.

Относительно новые направления трудовой миграции – Израиль, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, некоторые быстроразвивающиеся страны Азии. Подработать в ОАЭ, например, с удовольствием едут и благополучные американцы. Однако приоритеты в этих регионах расставлены четко: там нуждаются исключительно в трудовых ресурсах на контрактной основе, а не в новых жителях.

По количеству иностранных работников одно из первых мест в мире занимает Россия. Она является естественным центром притяжения трудовых ресурсов из Средней Азии, Белоруссии и Украины.

Наряду с официально трудоустроенными гражданами на российских просторах трудятся и толпы нелегалов. Чтобы процесс стал более контролируемым, прием мигрантов на работу в 2017-2018 году начал проводиться по новым, более жестким правилам.

Итак, основные миграционные потоки направлены с развивающегося Юга на благополучный Север, и из Восточной Европы и СНГ – на Запад.

Структура мигрирующей рабочей силы

Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден. Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:

  • поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
  • контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
  • профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
  • нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
  • беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.

Последствия

Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Страны, принимающие большое количество мигрантов, увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведет к некоторому падению заработных плат, росту безработицы. Как следствие – возрастающее недовольство местного населения.

Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке. Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары.

Кроме экономических последствий миграции имеется множество других, затрагивающих практически все аспекты жизни. Например, миграция меняет демографическую картину, омолаживая стареющие государства Европы. Рост преступности, связанный с высокой концентрацией мигрантов в отдельных регионах, приводит к разжиганию межнациональных конфликтов. Но в целом трудовая миграция выгодна всем ее участникам: и отдельно взятому работнику, и государствам.

Миграция проблемы и решения: Видео

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2020 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Международная миграция рабочей силы - процесс перемещения трудовых ресурсов через границы стран с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране места жительства. Основой миграции являются различия в стоимости рабочей силы, соотношение спроса и предложения ее в различных странах, неравномерность экономического развития стран.

Эмиграция - выезд из страны на постоянное место жительства и работы. Отток рабочей силы уменьшает размер безработицы. Возвращение эмигрантов обеспечивает реализацию зарубежного опыта на родине, создает приток в страну иностранной валюты, заработанной за рубежом.

Иммиграция - въезд в страну на постоянное место жительства и работы. Мигранты замещают самые непривлекательные рабочие места, получают заработную плату ниже, чем отечественные рабочие (снижаются производственные затраты), не участвуют в забастовках, не обеспечиваются пенсиями. Однако увеличивается безработица, социальная незащищенность и неуверенность, а с ней - наркомания и преступность.

Основные центры притяжения иностранной рабочей силы - США, Германия, Франция, Великобритания. Локальными региональными центрами притяжения мигрантов являются Австралия и Россия.

На мировую миграцию груда воздействуют следующие факторы:

  • - разрыв в уровне заработной платы и экономических возможностей в различных странах;
  • - региональные конфликты и политическая нестабильность в некоторых развивающихся странах;
  • - доля молодых людей в населении посылающих и принимающих стран;
  • - число мигрантов, проживающих в принимающих странах;
  • - снижение издержек и неудобств миграции.

Для различных принимающих стран существуют различные источники миграционных потоков. Это обусловлено ролью принимающей страны в современном мире и се возможностями, а также конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами.

Каждое государство проводит протекционистскую политику в регулировании миграции рабочей силы, включающую законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта, установление квот для прибывающих в поисках места работы, разработку и реализацию программ стимулирования репатриации. Миграционная политика проводится через национальные службы миграции. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля въезда в страну. Они выдают въездные визы, согласуют их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, контролируют время пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Социально-экономические последствия грудовой миграции можно рассматривать с позиции мигранта, принимающей страны и страны выбытия. На них невозможно дать однозначный ответ. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу. Экономический интерес мигрантов состоит в повышении жизненного уровня в стране прибытия. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где сложная демографическая ситуация и низкий уровень жизни.

Специфика современной миграции рабочей силы состоит в том, что значительную часть иммигрантов составляют высококвалифицированные специалисты. Происходит «утечка умов» из многих стран в центры притяжения, что экономит им огромные средства на образование и подготовку собственных научных и высококвалифицированных кадров. Отдача от таких мигрантов высокая для принимающих государств.

Иммиграция является источником покрытия дефицита как квалифицированной, гак и неквалифицированной рабочей силы. Во Франции иностранные рабочие составляют 25% занятых в строительстве, 33% - в автомобилестроении, в Бельгии - 50% всех горняков, в Швейцарии - 40% всех строительных работ выполняются иностранцами. В странах иммиграции растет объем национального продукта и доход предпринимателей, повышается эластичность (гибкость) национального рынка груда.

Иммиграция оказывает давление на рынок труда, усугубляется безработица, снижается уровень заработной платы для коренного населения, ведет к разжиганию национальных конфликтов и росту преступности.

В стране-эмиграции уменьшается давление на рынок труда, объем национального продукта, доходы предпринимателей. Для стран, где относительно высокий уровень образования, работники, выезжающие за рубеж, обычно заняты на работах, требующих более низкого уровня образования, чем тот, которым они обладают.

Многие ученые из развивающихся стран, поработав в развитых странах, вернулись на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Повысив квалификацию и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий, изменяя качественный состав и структуру рабочей силы. Все они принесли в свои страны новые знания, достаток своим семьям. Это происходит тогда, когда родные страны создают условия для реализации их потенциала.

Положительным эффектом экспорта товара «рабочая сила» является рост валютных доходов стран-экспортсров. Согласно оценкам эффективность экспорта рабочей силы выше валютной эффективности товарного экспорта. У государств, которые специализировались на экспорте трудовых ресурсов (например, Турция), доля валютных переводов удерживается на высоком уровне. Этот источник валютных поступлений существенно улучшает положение национальных валют стран-экспортсров рабочей силы. Турция смогла сделать свою валюту конвертируемой.

Мир в целом выигрывает от свободы передвижения рабочей силы, поскольку свобода миграции позволяет рабочей силе использоваться с большей отдачей и вносить больший чистый вклад в мировое производство.